|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовламентировано. Максимальная оценка - 80 баллов.
Перечисленные 6 субтестов относятся к группе вербаль- ных. Несмотря на то что по результатам их выполнения производится общая оценка, которая сравнивается с пока- зателем выполнения невербальных субтестов, сами по себе они являются достаточно неоднородными. Это убедительно показано исследованиями В. Вгот1еу (1966). Так, она ус- тановила, что у стариков мало меняются результаты вы- полнения заданий по субтестам: <словарному>, <общей ос- ведомленности> и <общей понятливости>. Эту неизмен- ность результатов при старении автор объясняет характе- ром активности, необходимой для выполнения заданий; отсутствием требований, касающихся быстроты выполне- ния; относительной простотой заданий. Эти субтесты из- меряют скорее интеллектуальные достижения, которые удерживаются при старении, чем интеллектуальные спо- собности, снижающиеся с определенного возраста. Переходим к описанию невербальных субтестов. VII субтест - цифровых символов - требует от об- следуемого в специальной таблице (рис. 6), в соответст- вии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, по- ставить под каждой цифрой ее обозначение, символ, как бы произвести перешифровку цифр. Этим тестом иссле- дуется психомоторика, способность к обучению. Время вы- полнения задания ограничивается 90 с. Каждое правиль- но выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые 10 заданий не учитываются, они служат примером. О спо- собности к научению новому материалу свидетельствует выполнение последующих примеров, когда обследуемого предупреждают о начале хронометрии и необходимости
120
выполнять задание как можно скорее. При исследовании этой методикой различных возрастных групп установле- но, что показатель результативности обнаруживает отчет- ливую тенденцию к снижению после 40 лет.
НАБОР СИМВОЛОВ
ЙВННННН ннййййй
21 ]з7Х 4в 1 ! 42 )/ [г) 1\23 523 1\е3
<ТгИ/Н.г11.зг17Н.?1ф1+1ги171211]<1Л7
а2?1 7 3 \б}>53 ) 11 Я 3 29 4-> 53 73>?
Рис. 6. Тест Векслера. Субтест шифровки символов
VIII субтест - нахождение недостающих деталей в кар- тине. Здесь выявляется способность обследуемого выде- лить существенные признаки предмета или явления. Об- следуемому предъявляется специальный набор картинок. На каждом изображении не хватает какой-либо одной су- щественной детали. Экспозиция каждой картинки - 20 с. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Макси- мальный результат - 20 баллов.
IX субтест - кубики Кооса - служит для исследова- ния пространственного воображения, конструктивного мышления. Обследуемый должен обнаружить способность перенесения зрительного образа с карточки-образца на оп- ределенную конструкцию, которую он в ином масштабе воссоздает из цветных кубиков. Набор карточек-образцов стандартный (рис. 7). Время четко регламентировано; за успешное, в сокращенный срок, выполнение последних 4
121
-тюрь- т-
Время ]
иремя при исследовании словарным субтестом не рег- ламентировано. Максимальная оценка - 80 баллов.
Перечисленные 6 субтестов относятся к группе вербаль- ных. Несмотря на то что по результатам их выполнения производится общая оценка, которая сравнивается с пока- зателем выполнения невербальных субтестов, сами по себе они являются достаточно неоднородными. Это убедительно показано исследованиями . Вгопеу (1966). Так, она ус- тановила, что у стариков мало меняются результаты вы- полнения заданий по субтестам: <словарному>, <общей ос- ведомленности> и <общей понятливости>. Эту неизмен- ность результатов при старении автор объясняет характе- ром активности, необходимой для выполнения заданий; отсутствием требований, касающихся быстроты выполне ния; относительной простотой заданий. Эти субтесты из- меряют скорее интеллектуальные достижения, которые удерживаются при старении, чем интеллектуальные спо- собности, снижающиеся с определенного возраста. Переходим к описанию невербальных субтестов. VII субтест - цифровых символов - требует от об- следуемого в специальной таблице (рис. 6), в соответст- вии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, по- ставить под каждой цифрой ее обозначение, символ, как бы произвести перешифровку цифр. Этим тестом иссле- дуется психомоторика, способность к обучению. Время вы- полнения задания ограничивается 90 с. Каждое правиль- но выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые 10 заданий не учитываются, они служат примером. О спо- собности к научению новому материалу свидетельствует выполнение последующих примеров, когда обследуемого предупреждают о начале хронометрии и необходимости
120
<
выполнять задание как можно скорее. При исследовании этой методикой различных возрастных групп установле- но, что показатель результативности обнаруживает отчет- ливую тенденцию к снижению после 40 лет.
НАБОР СИМВОЛОВ
..11111 Векслера. Субтест шифровки символов
VIII субтест - нахождение недостающих деталей в кар- тине. Здесь выявляется способность обследуемого выде- лить существенные признаки предмета или явления. Об- следуемому предъявляется специальный набор картинок. На каждом изображении не хватает какой-либо одной су- щественной детали. Экспозиция каждой картинки - 20 с. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Макси- мальный результат - 20 баллов.
IX субтест - кубики Кооса - служит для исследова- ния пространственного воображения, конструктивного мышления. Обследуемый должен обнаружить способность перенесения зрительного образа с карточки-образца на оп- ределенную конструкцию, которую он в ином масштабе воссоздает из цветных кубиков. Набор карточек-образцов стандартный (рис. 7). Время четко регламентировано; за успешное, в сокращенный срок, выполнение послр-т"""
последних 4
121
идет о типичном шизофреническом инакомыслии. Этот пример свидетельствует о неправомерности одного лишь количественного подхода к оценке результатов.
В этом субтесте оценивается главным образом логи- ческий характер мышления. Максимальная оценка по суб- тесту - 26 баллов.
Хотя в этом субтесте время выполнения заданий не ограничено и более медленный темп пожилых обследуе- мых не ставит их в худшие по сравнению с молодыми обследуемыми условия, тем не менее результаты здесь значительно снижаются с возрастом.
О. Вгот1еу (1966) указывает, что пожилые люди ста- новятся не только менее способными к формированию абстрактных принципов, но также и к различению их. Когда они истолковывают пословицы, их ответы менее общие и менее абстрактные, чем ответы лиц более"мо- лодых.
V субтест - воспроизведение цифровых рядов - при- меняется для исследования памяти, главным образом опе- ративной, и внимания. В каждой серии цифр имеется 2 равнозначных задания. Второе задание серии предъявля- ется обследуемому только в том случае, если он не спра- вился с первым. Цифры, согласно инструкции, воспроиз- водятся в прямом и обратном порядке. Поводом для пре- кращения исследования является несостоятельность обсле- дуемого в обоих заданиях данной серии.
Время не регламентируется. Каждое правильно выпол- ненное задание оценивается в 1 балл. Максимальная оцен- ка - 17 баллов (при воспроизведении цифр в прямом по- рядке -9 ив обратном - 8 баллов).
По Векслеру, невозможность для обследуемого по- вторить в прямом порядке ряд из 4 цифр может свиде- тельствовать о слабоумии. Старение (физиологическое) не оказывает заметного влияния на простое запоминание (о выполнении задания по этому субтесту больным цереб- ральным атеросклерозом речь будет идти ниже). Следует отметить, что этот субтест не столько характеризует со-
118
стояние функции памяти во всем ее многообразии, сколь- ко отражает особенности активного внимания и деавтома- тизации рядов знаков.
О. Вгот1еу установила, что воспроизведение цифр в прямом порядке с возрастом снижается незначительно, бо- лее заметно у стариков затруднение в воспроизведении цифр в обратном порядке.
VI субтест - словарный - служит для оценки сло- варного запаса. В связи с тем что словарный запас зави- сит от образовательного уровня, он мало изменяется при старении.
Обследуемому предлагают 40 слов и просят дать их определение, объяснить их значение. Вначале - это не- сложные и часто употребляемые слова (деньги, зима, кро- вать, фабрика, деталь, собрание). Постепенно задание ус- ложняется, исследующий называет для определения та- кие слова, как периметр, тирада, плагиат, пародия и т. п. Разумеется, в этом субтесте усложнение задания носит от- носительный характер и обнаруживается при сравнении не столько отдельных слов, сколько групп слов.
Ответы оцениваются от 0 до 2 баллов. При этом руко- водствуются следующими критериями: ответ оценивается в 2 балла, если это 1) хороший, удачно подобранный си- ноним; 2) основное использование слова в словарном фон- де языка; 3) одно или несколько определений основных свойств слова: 4) слово, обобщающее понятие, к которо- му принадлежит определяемое слово; 5) несколько пра- вильных описаний свойств определяемого слова, которые в совокупности отражают понимание обследуемым значе- ния этого слова.
В 1 балл оцениваются правильные, но неполные отве- ты: 1) неясный или недостаточно четкий синоним; 2) вто- ростепенное, не основное использование этого слова в язы- ке; 3) пример возможного использования слова в языке.
В 0 баллов оценивается явно неправильный ответ и от- сутствие реального понимания вопроса, даже после его повторения, непонимание значения слова, предъявляемо-
119
мости немедленного отправления письма: опустить в поч- товый ящик; отнести на почту. Такой ответ оценямется в 2 балла.
В 1 балл оцениваются ответы, свидетельствующие о том, что обследуемый понимает, что письмо не является его собственностью: отнесу по указанному адресу; сдам в милицию.
Полное непонимание того, что следует сделать с пись- мом, оценивается в 0 баллов: не стану поднимать; выбро- шу в мусорную урну.
Понимание пословицы <Одна ласточка...> оценива- ется в 2 балла при понимании обследуемым ее абстрак- тного смысла: нельзя на основании одного случая стро- ить обобщение; для обобщения нужна совокупность при- знаков. - Ответы конкретным примером или свидетельствующие
0 недостаточной степени абстрагирования оцениваются в
1 балл: один хороший поступок еще не значит, что чело- век хороший.
Буквальное понимание пословицы оценивается в 0 бал- лов: если ласточка прилетела, это еще не значит, что на- ступила весна; ласточки всегда прилетают раньше других птиц.
Максимальная оценка во II сутесте - 28 баллов. Вре- мя не лимитируется.
Результаты здесь, как и в 1 субтесте, мало зависят от возраста, не ухудшаются существенно при старении.
III субтест - арифметический - состоит из 14 зада- ний. Первые два задания проверяются лишь при недоста- точных ответах на 3-е и 4-е задания. Арифметические за- дачи, предъявляемые обследуемому, характеризуются на- растанием трудности. Время лимитировано - на первые 4 задачи отпускается по 15 с, на 5-10-ю задачи -30 с, на II-13-ю задачи -60 с, на последнюю - 120 с. За быст- рое решение последних 4 задач добавляется 1 балл. Пра- вильное решение задачи оценивается в 1 балл (в том чис- ле и задач, которые не пришлось проверять).
116
,. . . 1еских задач: 4. Веяв человек купил марок на 6 коп., а дал 10 коп., то сколько он должен получить сдачи? 8. Сколько време- ни потребуется человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со скоростью 3 км/ч? 14. Восемь человек могут закончить работу за 6 дней. Сколько человек потребуется, чтобы вы- полнить эту работу за полдня?
Этот субтест свидетельствует о способности концен- трации активного внимания и оперирования арифметичес- ким материалом. Способность к выполнению арифмети- ческих действий в уме не обнаруживает с возрастом зна- чительной тенденции к ухудшению. Результаты в этом субтесте при старении несколько хуже, чем при выполне- нии субтеста <повторение цифр>, но значительно лучше, чем в субтестах, о которых речь будет идти ниже.
IV субтест - нахождение сходства - является несколь- ко упрощенным вариантом методики сравнения понятий, в котором задание ограничивается лишь установлением сходства. Обследуемому предлагаются для сравнения та- кие понятия, как апельсин-банан, пальто-платье, похва- ла-наказание, муха-дерево.
Время ответов не учитывается. Ответы оцениваются в 2, 1, 0 баллов. Оценка ответа зависит от уровня, на кото- ром выполнено задание. Так, при сравнении понятий <лев> и <собака> возможны следующие ответы: и лев, и соба- ка - животные, звери (ответ на концептуальном уровне); и лев, и собака едят (ответ на функциональном уровне); оба они имеют ноги (ответ на конкретном уровне).
Следует указать, что нередко оценка ответа и опреде- ление уровня сравнения понятий представляют большие затруднения и требуют от исследующего опыта и знаний. Возможны ответы, квалификация которых весьма затруд- нительна. Так, больной шизофренией нашел, что сходст- во между львом и собакой заключается в том, что это зве- ри, <одинаково остро воспринимаемые человеком>. При формальном подходе к оценке здесь можно говорить о концептуальном уровне ответа. На самом же деле речь
117
Пс-хоиетричеек- исследования интеллекта
Исследование интеллекта по методу Всксле- ра. Метод Векслера для исследования интеллекта у взрослых (1955) является вариантом, возникшим вслед- ствие переработки ранее широко употреблявшегося тес- та Векслера-Бельвью (1939). Известны многочислен- ные модификации этого метода, используемые в ФРГ, Польше и других странах. В частности, в ФРГ психоло- ги пользуются так называемым гамбургским вариантом метода (НАУ1Е), в котором некоторые вопросы адапти- рованы, а весь тест в целом заново стандартизован на 2000 обследуемых. В Советском Союзе метод Векслера адаптирован сотрудниками Ленинградского научно-ис- следовательского психоневрологическогб" института им. В. М. Бехтерева.
С помощью метода Векслера могут быть обследова- ны лица старше 16 лет. Для обследования детей создан специальный вариант метода Векслера (У15С), адапти- рованный и стандартизованный А. Ю. Панасюком (1973).
Метод Векслера соствит из 11 отдельных методик - субтестов. Каждая из них яе содержит каких-либо новых, не использовавшихся р-ьше в экспериментальной пси- хологии приемов. Все субтесты разделены на 2 группы - вербальные (6) и невербальные (5).
1 субтест - общая осведомленность - содержит 29 во- просов, направленных на измерение объема человеческих знаний. По ответам на эти вопросы можно в известной мере судить о памяти обследуемого, о круге его интере- сов, о полученном им образовании. Результаты по этому субтесту мало меняются при старении или под влиянием болезненного процесса (исключением являются заболева- ния, протекающие с грубым интеллектуально-мнестиче- ским снижением). Степень трудности задаваемых обсле- дуемому вопросов постепенно нарастает. Этот принцип ха-
114
рактеуш я для других субтестов. Приводим некоторые вопросм:
2. К<квй формы мяч? 24. Кто написал <Илиаду>? 29. Что такое гносеология?
Обычно исследование начинается с пятого вопроса и лишь в тех случаях, когда обследуемый не справляется с пятым и шестым вопросами, возвращаются к предшес- твовавшим.
Правильный ответ оценивается в 1 балл. Максималь- ная оценка в первом субтесте - 29 баллов.
II субтест - общая понятливость - содержит вопро- сы, охватывающие особенности поведения обследуемого в какой-то конкретной ситуации, а также определяющие понимание им переносного смысла пословиц. Материа- лы по этому субтесту свидетельствуют о социальном и культурном фонде обследуемого. Считается, что с по- мощью II субтеста исследуется <здравый смысл>, объем практических знаний. Следует отметить, что этой мето- дикой пользовался в клинике В. М. Бехтерева С. Д. Вла- дычко (1913), исследовавший с ее помощью психически Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|