Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



14 страница


ламентировано. Максимальная оценка - 80 баллов.  

 

Перечисленные 6 субтестов относятся к группе вербаль-  

ных. Несмотря на то что по результатам их выполнения  

производится общая оценка, которая сравнивается с пока-  

зателем выполнения невербальных субтестов, сами по себе  

они являются достаточно неоднородными. Это убедительно  

показано исследованиями В. Вгот1еу (1966). Так, она ус-  

тановила, что у стариков мало меняются результаты вы-  

полнения заданий по субтестам: <словарному>, <общей ос-  

ведомленности> и <общей понятливости>. Эту неизмен-  

ность результатов при старении автор объясняет характе-  

ром активности, необходимой для выполнения заданий;  

отсутствием требований, касающихся быстроты выполне-  

ния; относительной простотой заданий. Эти субтесты из-  

меряют скорее интеллектуальные достижения, которые  

удерживаются при старении, чем интеллектуальные спо-  

собности, снижающиеся с определенного возраста.  

Переходим к описанию невербальных субтестов.  

VII субтест - цифровых символов - требует от об-  

следуемого в специальной таблице (рис. 6), в соответст-  

вии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, по-  

ставить под каждой цифрой ее обозначение, символ, как  

бы произвести перешифровку цифр. Этим тестом иссле-  

дуется психомоторика, способность к обучению. Время вы-  

полнения задания ограничивается 90 с. Каждое правиль-  

но выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые 10  

заданий не учитываются, они служат примером. О спо-  

собности к научению новому материалу свидетельствует  

выполнение последующих примеров, когда обследуемого  

предупреждают о начале хронометрии и необходимости  

 

120  

 

выполнять задание как можно скорее. При исследовании  

этой методикой различных возрастных групп установле-  

но, что показатель результативности обнаруживает отчет-  

ливую тенденцию к снижению после 40 лет.  

 

НАБОР СИМВОЛОВ  

 

ЙВННННН  

ннййййй  

 

21 ]з7Х 4в 1 ! 42 )/ [г) 1\23 523 1\е3  

 

<ТгИ/Н.г11.зг17Н.?1ф1+1ги171211]<1Л7  

 

а2?1 7 3 \б}>53 ) 11 Я 3 29 4-> 53 73>?  

 

Рис. 6. Тест Векслера. Субтест шифровки символов  

 

VIII субтест - нахождение недостающих деталей в кар-  

тине. Здесь выявляется способность обследуемого выде-  

лить существенные признаки предмета или явления. Об-  

следуемому предъявляется специальный набор картинок.  

На каждом изображении не хватает какой-либо одной су-  

щественной детали. Экспозиция каждой картинки - 20 с.  

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Макси-  

мальный результат - 20 баллов.  

 

IX субтест - кубики Кооса - служит для исследова-  

ния пространственного воображения, конструктивного  

мышления. Обследуемый должен обнаружить способность  

перенесения зрительного образа с карточки-образца на оп-  

ределенную конструкцию, которую он в ином масштабе  

воссоздает из цветных кубиков. Набор карточек-образцов  

стандартный (рис. 7). Время четко регламентировано; за  

успешное, в сокращенный срок, выполнение последних 4  

 

121  

 

 

 

 

-тюрь-  

т-  

 

Время ]  

 

иремя при исследовании словарным субтестом не рег-  

ламентировано. Максимальная оценка - 80 баллов.  

 

Перечисленные 6 субтестов относятся к группе вербаль-  

ных. Несмотря на то что по результатам их выполнения  

производится общая оценка, которая сравнивается с пока-  

зателем выполнения невербальных субтестов, сами по себе  

они являются достаточно неоднородными. Это убедительно  

показано исследованиями . Вгопеу (1966). Так, она ус-  

тановила, что у стариков мало меняются результаты вы-  

полнения заданий по субтестам: <словарному>, <общей ос-  

ведомленности> и <общей понятливости>. Эту неизмен-  

ность результатов при старении автор объясняет характе-  

ром активности, необходимой для выполнения заданий;  

отсутствием требований, касающихся быстроты выполне  

ния; относительной простотой заданий. Эти субтесты из-  

меряют скорее интеллектуальные достижения, которые  

удерживаются при старении, чем интеллектуальные спо-  

собности, снижающиеся с определенного возраста.  

Переходим к описанию невербальных субтестов.  

VII субтест - цифровых символов - требует от об-  

следуемого в специальной таблице (рис. 6), в соответст-  

вии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, по-  

ставить под каждой цифрой ее обозначение, символ, как  

бы произвести перешифровку цифр. Этим тестом иссле-  

дуется психомоторика, способность к обучению. Время вы-  

полнения задания ограничивается 90 с. Каждое правиль-  

но выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые 10  

заданий не учитываются, они служат примером. О спо-  

собности к научению новому материалу свидетельствует  

выполнение последующих примеров, когда обследуемого  

предупреждают о начале хронометрии и необходимости  

 

120  

 

<  

 

выполнять задание как можно скорее. При исследовании  

этой методикой различных возрастных групп установле-  

но, что показатель результативности обнаруживает отчет-  

ливую тенденцию к снижению после 40 лет.  

 

НАБОР СИМВОЛОВ  

 

 

 

..11111  

Векслера. Субтест шифровки символов  

 

VIII субтест - нахождение недостающих деталей в кар-  

тине. Здесь выявляется способность обследуемого выде-  

лить существенные признаки предмета или явления. Об-  

следуемому предъявляется специальный набор картинок.  

На каждом изображении не хватает какой-либо одной су-  

щественной детали. Экспозиция каждой картинки - 20 с.  

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Макси-  

мальный результат - 20 баллов.  

 

IX субтест - кубики Кооса - служит для исследова-  

ния пространственного воображения, конструктивного  

мышления. Обследуемый должен обнаружить способность  

перенесения зрительного образа с карточки-образца на оп-  

ределенную конструкцию, которую он в ином масштабе  

воссоздает из цветных кубиков. Набор карточек-образцов  

стандартный (рис. 7). Время четко регламентировано; за  

успешное, в сокращенный срок, выполнение послр-т"""  

 

последних 4  

 

121  

 

идет о типичном шизофреническом инакомыслии. Этот  

пример свидетельствует о неправомерности одного лишь  

количественного подхода к оценке результатов.  

 

В этом субтесте оценивается главным образом логи-  

ческий характер мышления. Максимальная оценка по суб-  

тесту - 26 баллов.  

 

Хотя в этом субтесте время выполнения заданий не  

ограничено и более медленный темп пожилых обследуе-  

мых не ставит их в худшие по сравнению с молодыми  

обследуемыми условия, тем не менее результаты здесь  

значительно снижаются с возрастом.  

 

О. Вгот1еу (1966) указывает, что пожилые люди ста-  

новятся не только менее способными к формированию  

абстрактных принципов, но также и к различению их.  

Когда они истолковывают пословицы, их ответы менее  

общие и менее абстрактные, чем ответы лиц более"мо-  

лодых.  

 

V субтест - воспроизведение цифровых рядов - при-  

меняется для исследования памяти, главным образом опе-  

ративной, и внимания. В каждой серии цифр имеется 2  

равнозначных задания. Второе задание серии предъявля-  

ется обследуемому только в том случае, если он не спра-  

вился с первым. Цифры, согласно инструкции, воспроиз-  

водятся в прямом и обратном порядке. Поводом для пре-  

кращения исследования является несостоятельность обсле-  

дуемого в обоих заданиях данной серии.  

 

Время не регламентируется. Каждое правильно выпол-  

ненное задание оценивается в 1 балл. Максимальная оцен-  

ка - 17 баллов (при воспроизведении цифр в прямом по-  

рядке -9 ив обратном - 8 баллов).  

 

По Векслеру, невозможность для обследуемого по-  

вторить в прямом порядке ряд из 4 цифр может свиде-  

тельствовать о слабоумии. Старение (физиологическое) не  

оказывает заметного влияния на простое запоминание (о  

выполнении задания по этому субтесту больным цереб-  

ральным атеросклерозом речь будет идти ниже). Следует  

отметить, что этот субтест не столько характеризует со-  

 

118  

 

стояние функции памяти во всем ее многообразии, сколь-  

ко отражает особенности активного внимания и деавтома-  

тизации рядов знаков.  

 

О. Вгот1еу установила, что воспроизведение цифр в  

прямом порядке с возрастом снижается незначительно, бо-  

лее заметно у стариков затруднение в воспроизведении  

цифр в обратном порядке.  

 

VI субтест - словарный - служит для оценки сло-  

варного запаса. В связи с тем что словарный запас зави-  

сит от образовательного уровня, он мало изменяется при  

старении.  

 

Обследуемому предлагают 40 слов и просят дать их  

определение, объяснить их значение. Вначале - это не-  

сложные и часто употребляемые слова (деньги, зима, кро-  

вать, фабрика, деталь, собрание). Постепенно задание ус-  

ложняется, исследующий называет для определения та-  

кие слова, как периметр, тирада, плагиат, пародия и т. п.  

Разумеется, в этом субтесте усложнение задания носит от-  

носительный характер и обнаруживается при сравнении  

не столько отдельных слов, сколько групп слов.  

 

Ответы оцениваются от 0 до 2 баллов. При этом руко-  

водствуются следующими критериями: ответ оценивается  

в 2 балла, если это 1) хороший, удачно подобранный си-  

ноним; 2) основное использование слова в словарном фон-  

де языка; 3) одно или несколько определений основных  

свойств слова: 4) слово, обобщающее понятие, к которо-  

му принадлежит определяемое слово; 5) несколько пра-  

вильных описаний свойств определяемого слова, которые  

в совокупности отражают понимание обследуемым значе-  

ния этого слова.  

 

В 1 балл оцениваются правильные, но неполные отве-  

ты: 1) неясный или недостаточно четкий синоним; 2) вто-  

ростепенное, не основное использование этого слова в язы-  

ке; 3) пример возможного использования слова в языке.  

 

В 0 баллов оценивается явно неправильный ответ и от-  

сутствие реального понимания вопроса, даже после его  

повторения, непонимание значения слова, предъявляемо-  

 

119  

 

мости немедленного отправления письма: опустить в поч-  

товый ящик; отнести на почту. Такой ответ оценямется в  

2 балла.  

 

В 1 балл оцениваются ответы, свидетельствующие о  

том, что обследуемый понимает, что письмо не является  

его собственностью: отнесу по указанному адресу; сдам в  

милицию.  

 

Полное непонимание того, что следует сделать с пись-  

мом, оценивается в 0 баллов: не стану поднимать; выбро-  

шу в мусорную урну.  

 

Понимание пословицы <Одна ласточка...> оценива-  

ется в 2 балла при понимании обследуемым ее абстрак-  

тного смысла: нельзя на основании одного случая стро-  

ить обобщение; для обобщения нужна совокупность при-  

знаков. -  

Ответы конкретным примером или свидетельствующие  

 

0 недостаточной степени абстрагирования оцениваются в  

 

1 балл: один хороший поступок еще не значит, что чело-  

век хороший.  

 

Буквальное понимание пословицы оценивается в 0 бал-  

лов: если ласточка прилетела, это еще не значит, что на-  

ступила весна; ласточки всегда прилетают раньше других  

птиц.  

 

Максимальная оценка во II сутесте - 28 баллов. Вре-  

мя не лимитируется.  

 

Результаты здесь, как и в 1 субтесте, мало зависят от  

возраста, не ухудшаются существенно при старении.  

 

III субтест - арифметический - состоит из 14 зада-  

ний. Первые два задания проверяются лишь при недоста-  

точных ответах на 3-е и 4-е задания. Арифметические за-  

дачи, предъявляемые обследуемому, характеризуются на-  

растанием трудности. Время лимитировано - на первые  

4 задачи отпускается по 15 с, на 5-10-ю задачи -30 с, на  

II-13-ю задачи -60 с, на последнюю - 120 с. За быст-  

рое решение последних 4 задач добавляется 1 балл. Пра-  

вильное решение задачи оценивается в 1 балл (в том чис-  

ле и задач, которые не пришлось проверять).  

 

116  

 

,. . . 1еских задач:  

4. Веяв человек купил марок на 6 коп., а дал 10 коп.,  

то сколько он должен получить сдачи? 8. Сколько време-  

ни потребуется человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет  

со скоростью 3 км/ч? 14. Восемь человек могут закончить  

работу за 6 дней. Сколько человек потребуется, чтобы вы-  

полнить эту работу за полдня?  

 

Этот субтест свидетельствует о способности концен-  

трации активного внимания и оперирования арифметичес-  

ким материалом. Способность к выполнению арифмети-  

ческих действий в уме не обнаруживает с возрастом зна-  

чительной тенденции к ухудшению. Результаты в этом  

субтесте при старении несколько хуже, чем при выполне-  

нии субтеста <повторение цифр>, но значительно лучше,  

чем в субтестах, о которых речь будет идти ниже.  

 

IV субтест - нахождение сходства - является несколь-  

ко упрощенным вариантом методики сравнения понятий,  

в котором задание ограничивается лишь установлением  

сходства. Обследуемому предлагаются для сравнения та-  

кие понятия, как апельсин-банан, пальто-платье, похва-  

ла-наказание, муха-дерево.  

 

Время ответов не учитывается. Ответы оцениваются в  

2, 1, 0 баллов. Оценка ответа зависит от уровня, на кото-  

ром выполнено задание. Так, при сравнении понятий <лев>  

и <собака> возможны следующие ответы: и лев, и соба-  

ка - животные, звери (ответ на концептуальном уровне);  

и лев, и собака едят (ответ на функциональном уровне);  

оба они имеют ноги (ответ на конкретном уровне).  

 

Следует указать, что нередко оценка ответа и опреде-  

ление уровня сравнения понятий представляют большие  

затруднения и требуют от исследующего опыта и знаний.  

Возможны ответы, квалификация которых весьма затруд-  

нительна. Так, больной шизофренией нашел, что сходст-  

во между львом и собакой заключается в том, что это зве-  

ри, <одинаково остро воспринимаемые человеком>. При  

формальном подходе к оценке здесь можно говорить о  

концептуальном уровне ответа. На самом же деле речь  

 

117  

 

Пс-хоиетричеек-  

исследования интеллекта  

 

Исследование интеллекта по методу Всксле-  

ра. Метод Векслера для исследования интеллекта у  

взрослых (1955) является вариантом, возникшим вслед-  

ствие переработки ранее широко употреблявшегося тес-  

та Векслера-Бельвью (1939). Известны многочислен-  

ные модификации этого метода, используемые в ФРГ,  

Польше и других странах. В частности, в ФРГ психоло-  

ги пользуются так называемым гамбургским вариантом  

метода (НАУ1Е), в котором некоторые вопросы адапти-  

рованы, а весь тест в целом заново стандартизован на  

2000 обследуемых. В Советском Союзе метод Векслера  

адаптирован сотрудниками Ленинградского научно-ис-  

следовательского психоневрологическогб" института  

им. В. М. Бехтерева.  

 

С помощью метода Векслера могут быть обследова-  

ны лица старше 16 лет. Для обследования детей создан  

специальный вариант метода Векслера (У15С), адапти-  

рованный и стандартизованный А. Ю. Панасюком  

(1973).  

 

Метод Векслера соствит из 11 отдельных методик -  

субтестов. Каждая из них яе содержит каких-либо новых,  

не использовавшихся р-ьше в экспериментальной пси-  

хологии приемов. Все субтесты разделены на 2 группы -  

вербальные (6) и невербальные (5).  

 

1 субтест - общая осведомленность - содержит 29 во-  

просов, направленных на измерение объема человеческих  

знаний. По ответам на эти вопросы можно в известной  

мере судить о памяти обследуемого, о круге его интере-  

сов, о полученном им образовании. Результаты по этому  

субтесту мало меняются при старении или под влиянием  

болезненного процесса (исключением являются заболева-  

ния, протекающие с грубым интеллектуально-мнестиче-  

ским снижением). Степень трудности задаваемых обсле-  

дуемому вопросов постепенно нарастает. Этот принцип ха-  

 

114  

 

рактеуш я для других субтестов. Приводим некоторые  

вопросм:  

 

2. К<квй формы мяч? 24. Кто написал <Илиаду>?  

29. Что такое гносеология?  

 

Обычно исследование начинается с пятого вопроса и  

лишь в тех случаях, когда обследуемый не справляется с  

пятым и шестым вопросами, возвращаются к предшес-  

твовавшим.  

 

Правильный ответ оценивается в 1 балл. Максималь-  

ная оценка в первом субтесте - 29 баллов.  

 

II субтест - общая понятливость - содержит вопро-  

сы, охватывающие особенности поведения обследуемого  

в какой-то конкретной ситуации, а также определяющие  

понимание им переносного смысла пословиц. Материа-  

лы по этому субтесту свидетельствуют о социальном и  

культурном фонде обследуемого. Считается, что с по-  

мощью II субтеста исследуется <здравый смысл>, объем  

практических знаний. Следует отметить, что этой мето-  

дикой пользовался в клинике В. М. Бехтерева С. Д. Вла-  

дычко (1913), исследовавший с ее помощью психически




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 912
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь