|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовасЬасЬ, появляется детерминанта формы. Перцептивная деятельность обследуемого в процессе нахождения <сход- ства> связана с привлечением данных из прошлого опыта. Необходима также и критичность подхода к актуализиру- емым образам, выбор наиболее отвечающего форме изо- бражения. В связи с этим процент положительных форм выступает в качестве своеобразного показателя <четкости перцепции>, который рассматривается как отражающий не- которые интеллектуальные особенности личности.
Кинестетические интерпретации (М), по данным ли- тературы, характеризуют степень внутренней активности, творческое воображение, свидетельствуют о глубоких и наиболее индивидуальных тенденциях личности.
С этим можно вполне согласиться, ибо здесь, поми- мо установления сходства, снятия неопределенности, что уже само по себе требует определенного уровня актив- ности, появляется качественно новый элемент - внут- ренняя активность, не обусловленная внешними факто- рами, поскольку движения как такового в изображении не содержится.
Интерпретации, в которых учитывается цвет изобра- жения, относятся к оценке эмоциональной сферы, при- чем степень участия формы указывает на различные виды контроля со стороны интеллекта.
Реже в протоколах появляются ответы с учетом раз- личных оттенков и густоты серого цвета (с, с). К этой разновидности ответов относятся определение поверх- ностей (шероховатая, гладкая и т. п.), учет светотени (рент- геновские снимки, дым и др.). Интерпретация этих пока- зателей, пожалуй, наименее разработана. В целом можно сказать, что эти ответы рассматриваются как обозначаю- щие беспокойство, тревожность.
При оценке содержания интерпретации (Н, А и др.) могут быть вскрыты персеверативные тенденции, пред-
189
почтительные темы и ряд других личностных особеи- ностей.
Диагностическая ценность отдельных показателей ме- тода, несмотря на их важность, невелика. Существующие в настоящее время диагностические схемы предусматри- вают учет и анализ целостной картины, все показатели изучаются во взаимосвязи. Так, была показана необходи- мость комплексного рассмотрения ряда показателей (У/Р+М и Ог) для оценки интеллектуальных возможнос- тей обследуемого (В. А. узосй, 1957).
Определяющим в диагностике, по Н. К.ог5сЬасЬ, явля- ется установление типа переживания личности. Здесь мы должны коснуться представлений Н. К.ог5сЬасЬ о структу- ре личности. Как уже отмечалось (В. Н. Мясишев, И. Г. Беспалько, И. Н. Гильяшева, Б. Д. Карвассарский, Т. А. Немчин, 1969), общие психологические предполо- жения, выдвинутые Н. КогхсЬасЬ, настолько немногочис- ленны и просты, что не противоречат тем или иным тео- риям личности. Н. К.ог5СЬасЬ исходил из положения о том, что человеческая активность определяется как внутренни- ми, так и внешними побуждениями. В связи с таким по- ниманием активности, в которой выражается личность тем отчетливее, чем менее стереотипны (<структурированы>) вызывающие ее стимулы, и были введены автором поня- тия интроверсии и экстратенсии. Каждое из этих понятий соответствует совокупности определенных черт личности, связанных с преобладающим видом активности.
В эксперименте чувствительность к внутренним побуж- дениям представлена кинестетическими интерпретациями, к внешним - цветовыми. По их соотношению (М:С) и устанавливается <тип переживания>.
Типология Роршаха представляет собой качественно новый этап в понимании интроверсии и экстраверсии. В противовес С. 3ип с его пониманием интроверсии как со- стояния Н. К.ог5сЬасЬ представляет интроверсию и как про- цесс и как гибкую возможность ухода в себя в зависимос- ти от обстоятельств, условий среды. Лишь ригидное пре-
190
обладание интромре-1)(1ыхтендемяи позволяет говорить нам об интроверся> кмк о патоямя<неком состоянии, что Н. КогБсЬасЬ неолитфвтно погмрк-ет.
Далее Н. КогвсЬасЬ отмечает, что понятию интровер- сии в обычном смысле противостоят понятие экстравер- сии, однако, согласно автору, использование такой тер- минологии создает то неудобство, что может быть сделан вывод о реальной противоположности экстраверсии и ин- троверсии. В силу этих обстоятельств и вводится понятие <экстратенсия>.
Амбиэквальный тип переживания, по Н. К.ог5сЬасЬ, ха- рактеризуется возможностью обнаружения у одного и того же лица чередования интроверсивных и экстратенсивных тенденций. Периоды сосредоточенности на собственных переживаниях у таких людей чередуются с периодами об- ращения к активности во внешнем мире.
Коартивный тип характеризуется отсутствием или малочисленностью как кинестетических, так и цветовых ответов. Н. К.ог5сЬасЬ различал коартированный (ОМ п ОС) и коартативный (1М и 1С, 1М и ОС, ОМ и 1С) типы переживания в зависимости от количества ответов по цвету и кинестетических, однако большого практичес- кого значения это разделение не имеет и оба эти типа переживания объединяются в понятие <коартивный тип> (Л. Ф. Бурлачу к, 1979).
Таким образом, мы должны сделать вывод о том, что подход Н. К.ог5сЬасЬ к исследованию личности ха- рактеризуется динамичностью. Смысл выделения типов, по Н. Ког5сЬасЬ, заключается не столько в академичес- кой классификации людей, сколько в его клиническом значении (В. Н. Мясишев, И. Г. Беспалько, И. Н. Гиль- яшева, 1969).
В настоящее время в отечественной патопсихологии наблюдается все более частое использование метода Ро- ршаха для решения некоторых теоретических и практи- ческих задач. Это связано с преодолением ряда труднос- тей. Так, И. Г. Беспалько (1978) к слабым сторонам мето-
191
да относит сравнительно большой субъективизм в обоб- щающей интерпретации экспериментальных данных. Е. Т. Соколова (1980) указывает на эмпиричность соотне- сения отдельных показателей с определенными парамет- рами личности. Она же считает дискуссионным вопрос о том, что выявляет тест Роршаха - структуру личности или частные индивидуальные особенности.
Более широкому использованию метода Роршаха у нас должно предшествовать серьезное его изучение в ас- пекте практического использования при обязательном со- поставлении с данными, получаемыми с помощью дру- гих методов, и теоретическая разработка его методоло- гических основ.
В связи с этим можно указать на работы, авторы кото- рых сообщили результаты, полученные с помощью метода Роршаха при исследовании реактивных состояний (Н. Н. Ста- нишевская, 1970, 1971), эпилепсии (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1971; Л. Ф. Бурлачук, 1972; И. И. Белая, 1978; И. И. Белая, В. А. Торба, 1978), при патологии лим- бико-ретикулярного комплекса (А. М. Вейн, П. И. Власо- ва, О. А. Колосова, 1971).
Значительным вкладом в разработку теоретических и практических основ метода Роршаха, способствующим его практическому применению, являются монография Л. Ф. Бурлачука (1979) и методическое пособие И. И. Бе- лой (1978).
Анализ проблемы дает основания думать, что метод Роршаха в патопсихологии окажется полезным главным образом в плане диагностики индивидуальных свойств лич- ности, особенно в психотерапевтической и реабилитаци- онной работе. Использование его в целях нозологической диагностики представляется нам менее перспективным, од- нако и здесь данные, получаемые с помощью метода Ро- ршаха в комплексе с другими экспериментально-психо- логическими методами и методиками, существенно до- полняют картину патопсихологического синдрома. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) предложен
192
?1. А. Магтеу и С. Моцап (1935) и состоит из 29 картин с хфеявлеиными изображениями (рис. 13) и одной белой ыты, иоторую предъявляют обследуемому для того, что- 1)ы<1 вообразил яа ней любую картину. Всего обследуе- мому, в зависимвсти от пола и возраста, при проведении ксслдования предлагается, как правило, 20 картин в /, се- анса. Однако допускаются и отступления от этих празил. поскольку существуют различные модификации исследо- вания.
Рис. 13. Образцы картин ТАТ (табл. ЗРО, табл. 8Р6, табл. 1, табл. 6ВМ)
193
Задача обследуемого - по каждой из предъявляемых картин составить небольшой связный рассказ (из расчета в среднем 5 мин на картину). Проводя исследование по ТАТ, обычно предупреждают, что речь идет об исследова- нии воображения или же об особенностях литературного творчества. В действительности же главное, на что обра- щается внимание в рассказах обследуемого, - о ком и о чем он будет говорить, какие ситуации создаст, как разре- шит в содержании рассказов конфликты и в случае их на- личия выявится ли в рассказах определенная типическая, многократно повторяемая ситуация.
В процессе исследования в зависимости от целей об- следуемому могут быть заданы вопросы типа: <О чем сей- час думает этот человек?>, <Какова его профессия?> и т. п. В целом, как правило, в задачу обследуемого включается условие, требующее осветить в рассказе три основных мо- мента: что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящий момент, чем эта ситуация закончится?
Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций и других выразительных дви- жений. Обычно прибегают к стенограмме или скрытому магнитофону, иногда обследуемый сам записывает свой рассказ.
Прежде чем приступать к интерпретации совокупнос- ти рассказов, экспериментатор должен располагать всеми возможными сведениями об обследуемом (семейное по- ложение, профессия, возраст и т.д.). В случае, если об- следуемый психически больной, необходимо тщательное изучение анамнеза, истории болезни.
По мнению одного из авторов этого метода, известно- го американского психолога Н. А. Миггеу, диагностичес- кая ценность ТАТ основывается на признании существо- вания в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций. Первая из них выражается в стремлении каж- дую многозначную ситуацию, с которой сталкивается че- ловек, истолковывать в соответствии со своим прошлым
194
опытом и личными потребностями. Вторая тенденция со- стоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается на собственные переживания и сознательно или бессознательно изображает собственные потребности, чув- ства в личностях и характерах выдуманных героев.
Таким образом, согласно гипотезе Н. А. Миггеу, об- следуемый будет говорить в созданных рассказах о себе или наделять выдуманных лиц своими знаниями, припи- сывать им свои чувства и переживания.
Для объяснения деятельности, поведения личности Н. А. Миггеу использует понятие потребности (один из ос- новных терминов в предложенной им теории личности), которая представляет собой <внутреннюю силу организ- ма>, часто выступающую как определенного рода ответ на <давление>, оказываемое средой. Соединение давления с вызванной им потребностью называется темой, следова- тельно, тема является динамической структурой взаимо- действия среды и личности, или <краткого единства>, в отличие от <продолжительного> единства, которое состав- ляет целую жизнь человека. Ряды соединяющихся между собой тем составляют сложные темы.
Гипотетический процесс, названный Н. А. Миггеу пот- ребнбстью и появляющийся после стимула, толчка, пред- шествует двигательной реакции. Сами двигательные ре- акции обособленно от ситуации, которой были вызваны, и цели, на которую направлены, названы им актами, ко- торые подразделяются на двигательные (проявления мы- шечной мускульной активности) и включающие проявле- ния вербальной активности.
Рассматривая возникновение потребностей, Н. А. Миг- геу предупреждает, что этот процесс недостаточно изучен, и считает, что в определенной мере их развитие можно было бы отнести к процессу образования условных реф- лексов. Рефлекторная теория И. П. Павлова также оказа- ла значительное влияние на выделение автором первич- ных, или висцерогенных, и вторичных, или психогенных, потребностей. Первые имеют наследственно закрепленный
195
мехйнизм вторые - его не имеют. Другие источники воз- никновения потребностей Н. А. Миггеу ищет в таких яв- лениях, как соревнование, подражание и т. п.
От 8. Ртеий перенимается Н. А. Миггеу с некоторыми изменениями деление личности на <Я>, <Оно>, <Сверх-Я>. При этом полагается, что источник почти каждого яме- 1шя - бессознательное. Связь теории Н. А. Миггеу с пси- хоанализом реализуется также в том большом значении, которое автор приписывает переживаниям человека в ран- нем детстве. Однако, вопреки большинству психоанали- тиков, Н. А. Миггеу не считает импульсы, исходящие из бессознательного, ни анти-, ни асоциальными.
Теоретическое построение Н. А. Миггеу направлено пре- жде всего на детальное раскрытие мотивационного аспекта личности. В связи с этим автор выделяет (предупреждая, что не считает данную классификацию совершенной и за- конченной) 44 переменных, соответствующих гипотетичес- ким доминирующим процессам в психике. Б их число вхо- дят 20 явных потребностей, 8 скрытых потребностей, 4 пот- ребности отнесены к внутренним состояниям и, наконец, 12 общих черт, которые могут характеризовать отдельные личности. На выделение этих переменных и их последую щук) интерпретацию (<атрессия>, <эксгибиционизм> и т. п.) самое значительное влияние, несомненно, оказали психо- аналитические концепции. Для характеристики отдельных потребностей автор дает в своей работе описание лиц, кото- рым эти потребности присущи в высокой степени.
Анализ полненных с применением ТАТ данных стро- ится следующим образом: первым этапом является выде- ление <героя>, с которым испытуемый идентифицирует себя (если это вообще имеет место). Для решения этого вопроса автор метода предлагает ряд критериев (половой признак, статус, роль и др.). Первейшая задача исследо- вателя - детальное рассмотрение того, что чувствует, ду- мает или делает <герой>, установление того, что является в некотором роде уникальным. Каждое проявление пере- менной оценивается по 5-балльной шкале.
196
Дмьяейшкв этап - изучение <давлений> среды, сила каждого нз них также подвергается количественной оцен- ке. Далее идет сравнительная оценка сил, исходящих от <героя>, и сил, исходящих от среды. В руководстве к ТАТ (Н. А. Миггеу, 1943) интересы и чувства рассматриваются отдельно. Особое значение имеют позитивная и негатив- ная оценки действующих в рассказе лиц.
Автор выделяет и формальный анализ, куда включа- ется рассмотрение структуры, стиля рассказов. Этот ас- пект анализа, по А. Н. Миггеу, весьма полезен для вскры- тия патологических тенденций и состояний (мании, де- прессии). Н. А. Миггеу подчеркивает, что для правильно- го анализа содержания рассказов необходимы известные сведения об обследуемом, некоторое знание его прошло- го и настоящего.
Автор считает, что заключения, полученные на основе анализа рассказов ТАТ, должны рассматриваться как ра- бочие гипотезы, которые необходимо проверять другими методами, а не как доказанные факты. Учитывается и не- достаточно высокая надежность этого метода исследова- ния личности, ибо рассказы ТАТ отражают как мимолет- ные настроения обследуемого в данный момент, так и на- стоящую жизненную ситуацию. Умелое использование биографических и других данных, имеющихся у психоло- га, позволяет предполагать возможность тех или иных лич- ностных тенденций.
. Карароп (1945), ставя под сомнение выдвинутый Н. А. Миггеу принцип анализа рассказов обследуемых при исследовании методикой ТАТ как проявления фантазиро- вания, предлагает рассматривать их как продукт познава- тельной деятельности при неопределенности стимульно- го материала. Для интерпретации результатов им предла- гается анализ формальных характеристик построения рас- сказа, в первую очередь любых отклонений от его стан- дартного построения. О. Карароп (цит. по Е. Т. Соколо- вой, 1980) различает такие категории формальных харак- теристик, как чувства, переживания, возникающие у об-
197
следуемого в ситуации эксперимента; оценка персонажей рассказа; выделение стремлений и установок, понимаемых Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|