Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



23 страница


как основные показатели мотивов личности; препятствия  

или барьеры, возникающие в связи с реальными действи-  

ями других лиц или социальных норм, препятствующих  

осуществлению стремлений обследуемого.  

 

Б. В. Зейгарник, В. В. Николаева, Л. Б. Филонов (1972)  

приводят следующие основные категории анализа расска-  

зов обследуемых.  

 

<Уход> - уклонение обследуемого от выполнения за-  

дания. Дается либо описание, иногда даже излишне дета-  

лизированное, либо сюжет строится формально, при этом  

отсутствует конкретное содержание, либо обследуемый  

подменяет необходимость собственного построения сюжета  

изложением готового материала, взятого из литературных  

произведений, кинофильмов и т. п., либо обследуемый  

дает разветвленный вариант сюжета, легко переходя от  

одной сюжетной линии к другой, рассматривая их как рав-  

ноценные, равновозможные. <Уход> на все картины рас-  

сматривается как проявление боязни испытания или за-  

труднений в общении. Он может быть и следствием ин-  

теллектуальной недостаточности. <Уход> в случаях опи-  

сания отдельных картин обозначает либо неприятие изо-  

браженной ситуации вследствие полного незнания особен-  

ностей жизненных коллизий такого рода (чуждая среда),  

либо особую значимость ситуации для обследуемого.  

 

Позиция персонажей может быть действенной, стра-  

дательной, созерцательной или агрессивной. Все эти виды  

отражают соответствующие тенденции личности и имеют  

свои качественные характеристики. Например, для дей-  

ственной позиции характерны превалирование глаголов в  

настоящем времени, отражающих стремление к измене-  

нию существующего положения путем оперирования со-  

бственными возможностями, подчеркивание хорошего  

прогноза.  

 

Категория солидаризации рассматривается как прояв-  

ление понимания одного из персонажей, разделения его  

 

взглядов, сочувствия ему. По особенностям солидариза-  

ции судят о присущей больному системе межперсональ-  

ных отношений.  

 

Отступление от сюжетной линии характеризуется вне-  

запным переходом от одного направления рассказа к дру-  

гому. Различаются отступления справочные, свидетель-  

ствующие о резонерских тенденциях, и мемориальные, яв-  

ляющиеся показателями эгоцентричности. Частые отступ-  

ления характеризуются авторами как проявление <скачки  

идей>.  

 

Ошибки восприятия (но не конфабуляции) - проявле-  

ние нарушений баланса между внешними и внутренними  

факторами восприятия, с доминированием последних.  

 

Количество деталей свидетельствует о поведении об-  

следуемого в ситуации эксперимента. Например, малое  

количество деталей - проявление самостоятельности об-  

следуемого, его независимости и некоторого игнорирова-  

ния окружающего.  

 

Общее время рассказа характеризует сферу сознания  

обследуемого, присущее ей богатство представлений, лег-  

кость возникновения ассоциаций. Длинный рассказ по од-  

ной из картин свидетельствует о заинтересованности, дли-  

тельные паузы - об аффективных реакциях.  

 

Такая схема категорий для интерпретации рассказов по  

картинам ТАТ представляется нам предпочтительной для  

использования в патопсихологии.  

 

Е. Т. Соколова (1980), анализируя возможности прак-  

тического использования метода, считает, что наибольшее  

применение он находит в клинике неврозов и других по-  

граничных состояний для выявления аффективных кон-  

фликтов испонтанно, часто неосознанно, складывающих-  

ся у больного способов их разрешения. При этом для кли-  

нициста могут представлять особый интерес такие особен-  

ности аффективной сферы личности, диагностируемые с  

помощью ТАТ, как определение ведущих мотивов, отно-  

шений, ценностей, обнаружение аффективных конфлик-  

тов, характерных для больного механизмов психологичес-  

 

кой защиты, характеристика ряда индивидуальио-дяяввс-  

тных особенностей (импульсивность - подконтроям-еть,  

эмоциональная устойчивость - лабильность, эмоцжжяь-  

ная зрелость - инфантильность), самооценка обследуе-  

мого (соотношения между <Я> идеальным и реальным,  

степень принятия себя).  

 

Существенный недостаток ТАТ Б. Д. Карвассарский  

(1982) видит в существующем уровне техники интерпре-  

тации, который еще не обесиетивает достаточной надеж-  

ности заключения, его полаов независимости от исследу-  

ющего. Исключительно важно подчеркиваемое Е. Т. Со-  

коловой обстоятельство, бк учета которого невозможно  

использование ТАТ в пратнивс: все выявляемые этой ме-  

тодикой закономерности - это не более чем потенциаль-  

ные возможности, тенденнаи, установки личности. Поэ-  

тому неправомерен прямой перенос данных ТАТ на ха-  

рактеристику личности и поведения больного.  

 

В патопсихологической практике, нам представляет-  

ся, возможности применения ТАТ не ограничиваются пси-  

хогенными заболеваниями. С помощью метода мы полу-  

чаем интересные личностные характеристики при аффек-  

тивных психозах, алкогольной деградации личности. По-  

казано значение метода для оценки аффективной сферы  

больных шизофренией (Н. К. Киященко, 1965; Т. Н. Бо-  

яршинова, 1975). Теоретические и практические аспекты  

применения ТАТ в патопсихологии разрабатывались  

И. Н. ГильяшевоД (1967), С. В. Цуладзе (1969).  

 

Вербальный проективньД тест (8ВТ). Методика пред-  

ложена в 1991 году В. М. Блейхсром к С. Н. Боковым.  

Относится к методикам ряда ТАТ. 8 отличие ото всех ныне  

существующих проективных ><в>адаис этой группы сти-  

мульный материал ВПТ нося мубальный характер, что  

позволяет избежать одного из м)пк> апперцепции стиму-  

ла - интериоризации стимульного материала во внутрен-  

нюю речь, а это, в свою очередь, значительно укорачивает  

и облегчает процесс восприятия стимула. Второй особен-  

ностью ВПТ является его большая предуготованность для  

 

2в0  

 

МЙэтм < (ууМИМЬ <йййтуемых с темя или иными рас-  

строДГЙЙМа 1М1Й1>яюи> эмоций. Связано это с тем, что  

вос{фМт1<ЙЙйеМ<м)го и эмоционального значения слов  

при МИНИ> Ййпкихологических сосгояняях существен-  

но <мруяняпс>. В наибольшей степени это касается ши-  

зофреямя. Таким образом, ВПТ предоставляет клиницис-  

ту и ббльшие возможностя для своевременной диагнос-  

тики расстройств эмоциввальности и мышления, что в  

свою очередь влечет за евбвй и более своевременные ме-  

роприятия по лечению и реабилитации. Наконец, еще од-  

ной особенностью и важным преимуществом ВПТ служит  

его практически вневременной характер, так как процесс  

постарения языка происходит значительно более медлен-  

но, чем изменение атрибутов материальной жизни людей.  

К тому же и в случае устаревания некоторых лексических  

единиц стимульного материала методики их замена не  

будет сопряжена с такими серьезнейшими трудностями, с  

какими, вероятнее всего, может быть сопряжена замена  

стимульных таблиц ТАТ. Правда, именно такая особен-  

ность ВПТ ставит необходимость проведения данной ме-  

тодики только у лиц, хорошо владеющих тем языком, на  

котором составлены стимульные карточки.  

 

Стимульный материал ВПТ состоит из двух серий кар-  

точек- - основной и для проведения параллельного иссле-  

дования.  

 

Каждая серия содержит по 19 предложений и 1 бе-  

лую карточку. Кроме того, в каждой серии содержатся  

мужской и женский варианты, отличающиеся друг от  

друга по личным местоимениям и личным глагольным  

окончаниям.  

 

Все предложения ВПТ отвечают следующим основным  

требованиям: 1) неструктурированность, неопределенность  

их в сюжетном отношении, 2) ярко выраженная эмоцио-  

нальная насыщенность, 3) краткость. Предложения напе-  

чатаны на карточках прямоугольной формы размером  

8х3 см. На оборотной стороне каждой карточки нахо-  

дится ее порядковый номер в наборе. Каждому номеру  

 

 

201  

 

карточки соответствует определенная, теоретически овбие-  

нованная тема, отражающая ту или ииун сторону фун-  

кционирования личности. Темы эти следуюавяе: 1) отно-  

шение к долгу, 2) депрессивные, суицидальные тенден-  

ции, 3) семейные взаимоотношения, 4) отношение к ус-  

пеху, удаче, 5) отношение к матери, 6) отношение к поте-  

ре объекта любви, 7) агрессивные тенденции, 8) отноше-  

ние к авторитетам, вышестоящим лицам, 9) иереживахие  

радости, удовольствия, 10) отношение к будущему, II) вза-  

имоотношения между мужчинами (женщинами), 12) вза-  

имоотношения между матерью и сыном (дочерью), 13)  

страхи, тревожность, 14) сексуальные установки, конфлик-  

тиость, 15) отношение к смерти, 16) взаимоотношения  

между отцом и сыном (дочерью), 17) ожидания в отноше-  

нии какой-то сложной ситуации, 18) страхи и опасения (к  

опасности извне), 19) белая карточка - актуальные пере-  

живания и проблемы, 20) чувство одиночества, страхи.  

Примеры стимульных предложений (мужской вариант):  

1) мысль об обещанном терзала его. 3) окаменевший, по-  

шел он навстречу семье, 6) с ней он потерял всякую опо-  

ру, 10) с замиранием сердца думал он о поездке, 13) тре-  

вожный трепет пробежал по его телу, 15) он поднялся на  

холм к вырытым могилам, 18) он вздрогнул, заметив  

шевелящиеся в развалинах тени, 20) потянулись заборы,  

заколоченные окна, фонари, углы. Техника проведения  

исследования сходна с таковой при классической методи-  

ке ТАТ. Особо надо вновь подчеркнуть, что всегда необ-  

ходимо индивидуальное проведение исследования с запи-  

сыванием рассказов испытуемого исследователем; случаи,  

когда испытуемые записывают свои рассказы сами, воз-  

можны лишь как крайнее исключение.  

 

Если испытуемый говорит слишком быстро, так, что  

за ним очень трудно записывать, то следует (ни в коем  

случае не прерывая его) начать повторять вслух то, что он  

произносит. Как правило, в подобных случаях темп речи  

испытуемого замедляется.  

Когда испытуемый по одному предложению состав-  

 

202  

 

дает ЯВМВОЯько рассказов, то все они записываются, затем  

яЁЖг ййбрать тот из них, который он считает самым  

 

и1Ас испытуемого в связи с проведением ВПТ осУ-  

щест>яяется двукратно. Во-первых, перед началом прове-  

дения методики собирают об испытуемом подробные све-  

дения. Затем, уже имея их, проводят ВПТ. После прове-  

дения методики уточняют некоторые обнаруживающиеся  

в ходе ее проведения интересующие исследующего момен-  

ты. Такой порядок дает возможность оптимально подой-  

ти к оценке личностных особенностей испытуемого и, как  

правило, очень положительно воспринимается им, так как  

показывает, по его мнению, более полное соучастие врача  

или психолога в решении проблем пациента.  

 

Интерпретация результатов исследования проводится  

в рамках, традиционных для методик ряда ТАТ. При этом  

выделяются следующие опорные пункты:  

 

1) <момент> (<настоящее>) - о его наличии говорят в  

том случае, когда в сюжете рассказа отражена сама ситуа-  

ция предложения;  

 

2) <прошлое> - исток ситуации, отображенной в сю-  

жете рассказа в его связи с настоящим;  

 

3) <будущее> - исход ситуации, отображенной в сю-  

жете в его связи с настоящим;  

 

4) <мысли> - отражают размышления, планы героя  

рассказа;  

 

5) <чувства> - отражают переживания, эмоции героя  

рассказа;  

 

6) <идентификация> и <солидаризация> - две очень тс-  

но взаимодействующих и взаимосвязанных друг с другом  

категории. Понятие <солидаризации> несколько шире и  

позволяет судить о том, кто из героев рассказа ближе ве-  

го испытуемому, кому он отдает предпочтение, на кго  

он хотел бы быть похожим;  

 

7) <сферы> - интимная, сексуальная, семейная, про-  

фессиональная, морально-этическая, общественно-полити-  

ческая, личная, религиозно-мистическая;  

 

203  

 

8) <позиция> - может быть активной, пассивной, не-  

определенной и амбивалентной;  

 

9) <конфликт> - может быть внешним, внутренним и  

так называемого общего типа (экзистенциальный);  

 

10) <система ценностей> - уверенность в себе; сме-  

лость, дерзания; успехи по службе; спокойствие; мужест-  

во, самолюбие; правильное воспитание детей; радость ма-  

теринства; готовность к помощи; доброта; человеческое  

участие; собственная значимость, одаренность; рациональ-  

ность; общественный престиж; тактичность, тонкость; по-  

рядочность; духовная близость в браке; любовь; альтру-  

изм, чуткость, внимание к людям и т. д.;  

 

II) <общий фон настроения> - должен обязательно  

определяться на момент проведения исследования;  

 

12) <комментарии> - подразделяются на оцевочные,  

справочные и мемориальные;  

 

13) <пубертатныс темы> - характеризуются упомина-  

нием о дальних гутешествиях, описанием или упомина-  

нием об экзотг <еских местах, экзотических профессиях,  

именах и т. ., отрицательными характеристиками стар-  

ших по возрасту и положению (<злой>, <косный> и т. п.)и  

свидетелоствуют об эмоциональной незрелости личности,  

ее инфантильности, истероидности;  

 

] 4) <особые темы> - проявление глубоких личност-  

ньх дисгармоний. К разряду особых относятся следую-  

те темы: смерть, суицид, симптоматика соматических  

хронических, неизлечимых заболеваний, симптоматика  

психических расстройств;  

 

15) <перенос в условность> - нозологически неспеци-  

фическое патопсихологическое выражение иррациональ-  

ности в мышлении;  

 

16) <переуточнения> - все имена собственные, дни не-  

дели, цифры, национальность и т. п.;  

 

17) <символизация> - бывает личностной (не патоло-  

гической) и патологической;  

 

18) <нарушения логики> - представляют собой сбор-  

ную группу различных родственных феноменов я разде-  

 

204  

 

ЛЯК-1СЯ на явные нарушения логики, скрытые 1.?.рушени-  

логики; нарушения логики, нуждающиеся в проверке; уход  

от сюжета; невосприятие эмоционального подтекста сти-  

мульного предложения;  

 

19) <патология реи>;  

 

20) <реминесценции>;  

 

21) <штампы>;  

 

22) <оценки представителям полов>;  

 

23) <антисоциальные проявления в рассказах>;  

 

24) <подробное описание внешних и внутренних стра-  

даний>;  

 

25) <защита> - отражает обеспечение себе испытуемым  

наиболее удобного и результативного способа действия.  

 

Помимо подробно изложенных пунктов контент-ана-  

лиза результатов выполнения испытуемыми методики  

может быть предпринят и лексико-грамматический ана-  

лиз их рассказов с целью выяснения особенностей речи  

испытуемых, что имеет большое диагностическое значе-  

ние. Однако такой психолингвистический подход в насто-  

ящее время используется преимущественно только в су-  

губо научных целях, требуя наличия специальных знаний,  

выходящих за рамки освещаемых в данном руководстве.  

 

При анализе результатов выполнения испытуемыми  

методики подробно, по каждому из приведенных выше  

пунктов оценивается каждый из рассказов, а затем состав-  

ляется сводная комплексная характеристика обнаружен-  

ных личностно-мотивационных особенностей конкретно-  

го испытуемого.  

 

Опыт использования методики ВПТ в психиатрической  

клинике с целью диагностики разнообразных нервно-па-  

топсихологических нарушений в течение пяти лет позво-  

ляет сделать следующие выводы:  

 

1) методика успешно функционирует как новая проек-  

тивная методика исследования личности;  

 

2) методика имеет особую чувствительность к выявле-  

" ~-" т,оттг"типп-  

 

позволяет диагностиро-  

 

нию эмоциональных нарушении,  

 

вать их характер и степень выраженности, что дает воз-  

205  

 

можность применения ВПТ при различных рмероЯстюх  

эмоциональной сферы, особенно с дифференциально-ди-  

агностическими целями.  

 

Детской апперцепции тест (САТ). Предложен Л. Бел-  

лаком и С. Беллак в 1949 году (Ь. Ве11а1с, 8. Ве11а1с). Явля-  

ется родственной ТАТ методикой исследования личности  

и предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до  

10 лет. Впервые идея создания методики была выдвинута  

Э. Криссом, который считал, что дети гораздо легче и луч-  

ше идентифицируют себя с животными, чем с людьми. В  

соответствии с этими представлениями В. Ламонт созда-  

ла картинки с изображениями различных животных, при-  

чем часть из них содержит изображения животных в ан-  

тропоморфическом стиле, другая часть - такими, как они  

есть в природе. Стимульный материал методики представ-  

лен 10 черно-белыми рисунками. Все они выполнены в  

манере, характерной для детских книг. Содержание ри-  

сунков следующее:  

 

 

 

206  

 

 

 

Рис. 14. Образцы картин САТ  

 

рисунок 1 - цыплята рассажены вокруг стола, на ко-  

тором стоит большая миска с едой. Сбоку - неясно очер-  

ченная большая курица;  

 

рисунок 2 - один медведь тянет канат с одной сторо-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1107
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь