|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовкак основные показатели мотивов личности; препятствия или барьеры, возникающие в связи с реальными действи- ями других лиц или социальных норм, препятствующих осуществлению стремлений обследуемого.
Б. В. Зейгарник, В. В. Николаева, Л. Б. Филонов (1972) приводят следующие основные категории анализа расска- зов обследуемых.
<Уход> - уклонение обследуемого от выполнения за- дания. Дается либо описание, иногда даже излишне дета- лизированное, либо сюжет строится формально, при этом отсутствует конкретное содержание, либо обследуемый подменяет необходимость собственного построения сюжета изложением готового материала, взятого из литературных произведений, кинофильмов и т. п., либо обследуемый дает разветвленный вариант сюжета, легко переходя от одной сюжетной линии к другой, рассматривая их как рав- ноценные, равновозможные. <Уход> на все картины рас- сматривается как проявление боязни испытания или за- труднений в общении. Он может быть и следствием ин- теллектуальной недостаточности. <Уход> в случаях опи- сания отдельных картин обозначает либо неприятие изо- браженной ситуации вследствие полного незнания особен- ностей жизненных коллизий такого рода (чуждая среда), либо особую значимость ситуации для обследуемого.
Позиция персонажей может быть действенной, стра- дательной, созерцательной или агрессивной. Все эти виды отражают соответствующие тенденции личности и имеют свои качественные характеристики. Например, для дей- ственной позиции характерны превалирование глаголов в настоящем времени, отражающих стремление к измене- нию существующего положения путем оперирования со- бственными возможностями, подчеркивание хорошего прогноза.
Категория солидаризации рассматривается как прояв- ление понимания одного из персонажей, разделения его
взглядов, сочувствия ему. По особенностям солидариза- ции судят о присущей больному системе межперсональ- ных отношений.
Отступление от сюжетной линии характеризуется вне- запным переходом от одного направления рассказа к дру- гому. Различаются отступления справочные, свидетель- ствующие о резонерских тенденциях, и мемориальные, яв- ляющиеся показателями эгоцентричности. Частые отступ- ления характеризуются авторами как проявление <скачки идей>.
Ошибки восприятия (но не конфабуляции) - проявле- ние нарушений баланса между внешними и внутренними факторами восприятия, с доминированием последних.
Количество деталей свидетельствует о поведении об- следуемого в ситуации эксперимента. Например, малое количество деталей - проявление самостоятельности об- следуемого, его независимости и некоторого игнорирова- ния окружающего.
Общее время рассказа характеризует сферу сознания обследуемого, присущее ей богатство представлений, лег- кость возникновения ассоциаций. Длинный рассказ по од- ной из картин свидетельствует о заинтересованности, дли- тельные паузы - об аффективных реакциях.
Такая схема категорий для интерпретации рассказов по картинам ТАТ представляется нам предпочтительной для использования в патопсихологии.
Е. Т. Соколова (1980), анализируя возможности прак- тического использования метода, считает, что наибольшее применение он находит в клинике неврозов и других по- граничных состояний для выявления аффективных кон- фликтов испонтанно, часто неосознанно, складывающих- ся у больного способов их разрешения. При этом для кли- нициста могут представлять особый интерес такие особен- ности аффективной сферы личности, диагностируемые с помощью ТАТ, как определение ведущих мотивов, отно- шений, ценностей, обнаружение аффективных конфлик- тов, характерных для больного механизмов психологичес-
кой защиты, характеристика ряда индивидуальио-дяяввс- тных особенностей (импульсивность - подконтроям-еть, эмоциональная устойчивость - лабильность, эмоцжжяь- ная зрелость - инфантильность), самооценка обследуе- мого (соотношения между <Я> идеальным и реальным, степень принятия себя).
Существенный недостаток ТАТ Б. Д. Карвассарский (1982) видит в существующем уровне техники интерпре- тации, который еще не обесиетивает достаточной надеж- ности заключения, его полаов независимости от исследу- ющего. Исключительно важно подчеркиваемое Е. Т. Со- коловой обстоятельство, бк учета которого невозможно использование ТАТ в пратнивс: все выявляемые этой ме- тодикой закономерности - это не более чем потенциаль- ные возможности, тенденнаи, установки личности. Поэ- тому неправомерен прямой перенос данных ТАТ на ха- рактеристику личности и поведения больного.
В патопсихологической практике, нам представляет- ся, возможности применения ТАТ не ограничиваются пси- хогенными заболеваниями. С помощью метода мы полу- чаем интересные личностные характеристики при аффек- тивных психозах, алкогольной деградации личности. По- казано значение метода для оценки аффективной сферы больных шизофренией (Н. К. Киященко, 1965; Т. Н. Бо- яршинова, 1975). Теоретические и практические аспекты применения ТАТ в патопсихологии разрабатывались И. Н. ГильяшевоД (1967), С. В. Цуладзе (1969).
Вербальный проективньД тест (8ВТ). Методика пред- ложена в 1991 году В. М. Блейхсром к С. Н. Боковым. Относится к методикам ряда ТАТ. 8 отличие ото всех ныне существующих проективных ><в>адаис этой группы сти- мульный материал ВПТ нося мубальный характер, что позволяет избежать одного из м)пк> апперцепции стиму- ла - интериоризации стимульного материала во внутрен- нюю речь, а это, в свою очередь, значительно укорачивает и облегчает процесс восприятия стимула. Второй особен- ностью ВПТ является его большая предуготованность для
2в0
МЙэтм < (ууМИМЬ <йййтуемых с темя или иными рас- строДГЙЙМа 1М1Й1>яюи> эмоций. Связано это с тем, что вос{фМт1<ЙЙйеМ<м)го и эмоционального значения слов при МИНИ> Ййпкихологических сосгояняях существен- но <мруяняпс>. В наибольшей степени это касается ши- зофреямя. Таким образом, ВПТ предоставляет клиницис- ту и ббльшие возможностя для своевременной диагнос- тики расстройств эмоциввальности и мышления, что в свою очередь влечет за евбвй и более своевременные ме- роприятия по лечению и реабилитации. Наконец, еще од- ной особенностью и важным преимуществом ВПТ служит его практически вневременной характер, так как процесс постарения языка происходит значительно более медлен- но, чем изменение атрибутов материальной жизни людей. К тому же и в случае устаревания некоторых лексических единиц стимульного материала методики их замена не будет сопряжена с такими серьезнейшими трудностями, с какими, вероятнее всего, может быть сопряжена замена стимульных таблиц ТАТ. Правда, именно такая особен- ность ВПТ ставит необходимость проведения данной ме- тодики только у лиц, хорошо владеющих тем языком, на котором составлены стимульные карточки.
Стимульный материал ВПТ состоит из двух серий кар- точек- - основной и для проведения параллельного иссле- дования.
Каждая серия содержит по 19 предложений и 1 бе- лую карточку. Кроме того, в каждой серии содержатся мужской и женский варианты, отличающиеся друг от друга по личным местоимениям и личным глагольным окончаниям.
Все предложения ВПТ отвечают следующим основным требованиям: 1) неструктурированность, неопределенность их в сюжетном отношении, 2) ярко выраженная эмоцио- нальная насыщенность, 3) краткость. Предложения напе- чатаны на карточках прямоугольной формы размером 8х3 см. На оборотной стороне каждой карточки нахо- дится ее порядковый номер в наборе. Каждому номеру
201
карточки соответствует определенная, теоретически овбие- нованная тема, отражающая ту или ииун сторону фун- кционирования личности. Темы эти следуюавяе: 1) отно- шение к долгу, 2) депрессивные, суицидальные тенден- ции, 3) семейные взаимоотношения, 4) отношение к ус- пеху, удаче, 5) отношение к матери, 6) отношение к поте- ре объекта любви, 7) агрессивные тенденции, 8) отноше- ние к авторитетам, вышестоящим лицам, 9) иереживахие радости, удовольствия, 10) отношение к будущему, II) вза- имоотношения между мужчинами (женщинами), 12) вза- имоотношения между матерью и сыном (дочерью), 13) страхи, тревожность, 14) сексуальные установки, конфлик- тиость, 15) отношение к смерти, 16) взаимоотношения между отцом и сыном (дочерью), 17) ожидания в отноше- нии какой-то сложной ситуации, 18) страхи и опасения (к опасности извне), 19) белая карточка - актуальные пере- живания и проблемы, 20) чувство одиночества, страхи. Примеры стимульных предложений (мужской вариант): 1) мысль об обещанном терзала его. 3) окаменевший, по- шел он навстречу семье, 6) с ней он потерял всякую опо- ру, 10) с замиранием сердца думал он о поездке, 13) тре- вожный трепет пробежал по его телу, 15) он поднялся на холм к вырытым могилам, 18) он вздрогнул, заметив шевелящиеся в развалинах тени, 20) потянулись заборы, заколоченные окна, фонари, углы. Техника проведения исследования сходна с таковой при классической методи- ке ТАТ. Особо надо вновь подчеркнуть, что всегда необ- ходимо индивидуальное проведение исследования с запи- сыванием рассказов испытуемого исследователем; случаи, когда испытуемые записывают свои рассказы сами, воз- можны лишь как крайнее исключение.
Если испытуемый говорит слишком быстро, так, что за ним очень трудно записывать, то следует (ни в коем случае не прерывая его) начать повторять вслух то, что он произносит. Как правило, в подобных случаях темп речи испытуемого замедляется. Когда испытуемый по одному предложению состав-
202
дает ЯВМВОЯько рассказов, то все они записываются, затем яЁЖг ййбрать тот из них, который он считает самым
и1Ас испытуемого в связи с проведением ВПТ осУ- щест>яяется двукратно. Во-первых, перед началом прове- дения методики собирают об испытуемом подробные све- дения. Затем, уже имея их, проводят ВПТ. После прове- дения методики уточняют некоторые обнаруживающиеся в ходе ее проведения интересующие исследующего момен- ты. Такой порядок дает возможность оптимально подой- ти к оценке личностных особенностей испытуемого и, как правило, очень положительно воспринимается им, так как показывает, по его мнению, более полное соучастие врача или психолога в решении проблем пациента.
Интерпретация результатов исследования проводится в рамках, традиционных для методик ряда ТАТ. При этом выделяются следующие опорные пункты:
1) <момент> (<настоящее>) - о его наличии говорят в том случае, когда в сюжете рассказа отражена сама ситуа- ция предложения;
2) <прошлое> - исток ситуации, отображенной в сю- жете рассказа в его связи с настоящим;
3) <будущее> - исход ситуации, отображенной в сю- жете в его связи с настоящим;
4) <мысли> - отражают размышления, планы героя рассказа;
5) <чувства> - отражают переживания, эмоции героя рассказа;
6) <идентификация> и <солидаризация> - две очень тс- но взаимодействующих и взаимосвязанных друг с другом категории. Понятие <солидаризации> несколько шире и позволяет судить о том, кто из героев рассказа ближе ве- го испытуемому, кому он отдает предпочтение, на кго он хотел бы быть похожим;
7) <сферы> - интимная, сексуальная, семейная, про- фессиональная, морально-этическая, общественно-полити- ческая, личная, религиозно-мистическая;
203
8) <позиция> - может быть активной, пассивной, не- определенной и амбивалентной;
9) <конфликт> - может быть внешним, внутренним и так называемого общего типа (экзистенциальный);
10) <система ценностей> - уверенность в себе; сме- лость, дерзания; успехи по службе; спокойствие; мужест- во, самолюбие; правильное воспитание детей; радость ма- теринства; готовность к помощи; доброта; человеческое участие; собственная значимость, одаренность; рациональ- ность; общественный престиж; тактичность, тонкость; по- рядочность; духовная близость в браке; любовь; альтру- изм, чуткость, внимание к людям и т. д.;
II) <общий фон настроения> - должен обязательно определяться на момент проведения исследования;
12) <комментарии> - подразделяются на оцевочные, справочные и мемориальные;
13) <пубертатныс темы> - характеризуются упомина- нием о дальних гутешествиях, описанием или упомина- нием об экзотг <еских местах, экзотических профессиях, именах и т. ., отрицательными характеристиками стар- ших по возрасту и положению (<злой>, <косный> и т. п.)и свидетелоствуют об эмоциональной незрелости личности, ее инфантильности, истероидности;
] 4) <особые темы> - проявление глубоких личност- ньх дисгармоний. К разряду особых относятся следую- те темы: смерть, суицид, симптоматика соматических хронических, неизлечимых заболеваний, симптоматика психических расстройств;
15) <перенос в условность> - нозологически неспеци- фическое патопсихологическое выражение иррациональ- ности в мышлении;
16) <переуточнения> - все имена собственные, дни не- дели, цифры, национальность и т. п.;
17) <символизация> - бывает личностной (не патоло- гической) и патологической;
18) <нарушения логики> - представляют собой сбор- ную группу различных родственных феноменов я разде-
204
ЛЯК-1СЯ на явные нарушения логики, скрытые 1.?.рушени- логики; нарушения логики, нуждающиеся в проверке; уход от сюжета; невосприятие эмоционального подтекста сти- мульного предложения;
19) <патология реи>;
20) <реминесценции>;
21) <штампы>;
22) <оценки представителям полов>;
23) <антисоциальные проявления в рассказах>;
24) <подробное описание внешних и внутренних стра- даний>;
25) <защита> - отражает обеспечение себе испытуемым наиболее удобного и результативного способа действия.
Помимо подробно изложенных пунктов контент-ана- лиза результатов выполнения испытуемыми методики может быть предпринят и лексико-грамматический ана- лиз их рассказов с целью выяснения особенностей речи испытуемых, что имеет большое диагностическое значе- ние. Однако такой психолингвистический подход в насто- ящее время используется преимущественно только в су- губо научных целях, требуя наличия специальных знаний, выходящих за рамки освещаемых в данном руководстве.
При анализе результатов выполнения испытуемыми методики подробно, по каждому из приведенных выше пунктов оценивается каждый из рассказов, а затем состав- ляется сводная комплексная характеристика обнаружен- ных личностно-мотивационных особенностей конкретно- го испытуемого.
Опыт использования методики ВПТ в психиатрической клинике с целью диагностики разнообразных нервно-па- топсихологических нарушений в течение пяти лет позво- ляет сделать следующие выводы:
1) методика успешно функционирует как новая проек- тивная методика исследования личности;
2) методика имеет особую чувствительность к выявле- " ~-" т,оттг"типп-
позволяет диагностиро-
нию эмоциональных нарушении,
вать их характер и степень выраженности, что дает воз- 205
можность применения ВПТ при различных рмероЯстюх эмоциональной сферы, особенно с дифференциально-ди- агностическими целями.
Детской апперцепции тест (САТ). Предложен Л. Бел- лаком и С. Беллак в 1949 году (Ь. Ве11а1с, 8. Ве11а1с). Явля- ется родственной ТАТ методикой исследования личности и предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Впервые идея создания методики была выдвинута Э. Криссом, который считал, что дети гораздо легче и луч- ше идентифицируют себя с животными, чем с людьми. В соответствии с этими представлениями В. Ламонт созда- ла картинки с изображениями различных животных, при- чем часть из них содержит изображения животных в ан- тропоморфическом стиле, другая часть - такими, как они есть в природе. Стимульный материал методики представ- лен 10 черно-белыми рисунками. Все они выполнены в манере, характерной для детских книг. Содержание ри- сунков следующее:
206
Рис. 14. Образцы картин САТ
рисунок 1 - цыплята рассажены вокруг стола, на ко- тором стоит большая миска с едой. Сбоку - неясно очер- ченная большая курица;
рисунок 2 - один медведь тянет канат с одной сторо- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|