Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



8 страница


ного. Регистрируется также время, затраченное испытуе-  

мым на выполнение всего задания.  

 

Проверка выполнения производится по заранее тща-  

тельно подготовленному образцу путем сопоставления. От-  

мечается количество ошибок и темп выполнения задания.  

Существенное значение имеет распределение ошибок в те-  

чение опыта - равномерно ли они встречаются во всей  

таблице, или наблюдаются преимущественно в конце ис-  

следования в связи с истощаемостью. Учитывается харак-  

тер ошибок - пропуски отдельных букв или строчек, за-  

черкивание других, расположенных рядом или внешне по-  

хожих букв. В ряде случаев целесообразно повторное ис-  

следование, изменение результатов при этом может сви-  

 

61  

 

детельствовать не только об изменении состояния боль-  

ного, но и об особенностях его отношения к исследова-  

нию. При органической церебральной патологии обследу-  

емому часто не удается улучшить качество выполнения  

задания. Здоровые обследуемые выполняют задания (вы-  

черкивают две буквы на приведенном бланке) за 6-8 мин  

и допускают при этом не более 15 ошибок.  

 

С. Я. Рубинштейн (1970) рекомендовала графическое  

отображение результатов корректурной пробы. На графи-  

ке совмещаются две кривые - изменение скорости рабо-  

ты (по количеству просмотренных за единицу времени  

букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те  

же интервалы времени). Такие графики позволяют в ди-  

намике выявить утомляемость больных, неустойчивость  

их внимания либо, наоборот, их врабатываемость, прояв-  

ляющуюся в улучшении качества работы. Корректурная  

проба отличается большой простотой, она не требует спе-  

циальных приспособлений, кроме бланков, карандаша и  

секундомера. В зависимости от стоящей перед патопсихо-  

логом задачи она может быть легко модифицирована.  

 

Счет по Крепелину. Методика была предложена  

Е. КгаереПп в 1895 г. для исследования работоспособнос-  

ти - упражняемости и утомляемости. В большой стол-  

бец записывалось много однозначных чисел, которые ис-  

пытуемый должен складывать в уме. Результаты оцени-  

вались по количеству сложенных в определенный проме-  

жуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.  

 

Мы пользуемся этой методикой в модификации  

К. ЗсЬиНе - обследуемый производит сложение в столб-  

цах, состоящих лишь из двух цифр. Чтобы уменьшить  

затрату времени на выполнение задания, К. 5сЬи11е пред-  

ложил при получении в сумме двухзначного числа запи-  

сывать только единицы, отбрасывая десяток. Например:  

 

и т. д.  

 

62  

 

Однако это затрудняет для некоторых больных выпол-  

нение задания и поэтому не. обязательное условие.  

 

Для проведения опыта необходим специальный бланк.  

При отсутствии бланков, отпечатанных типографским пу-  

тем, их можно напечатать на пишущей машинке (обяза-  

тельно четко, желательно первый или второй экземпляр).  

Больному дается инструкция - производить сложение чи-  

сел в столбцах. Его предупреждают о том, что исследую-  

щий будет делать свои пометки. Каждые 30 с или каж-  

дую минуту исследующий делает отметку в том месте,  

где в это время остановился больной, затем подсчитывает  

количество сложений и допущенных ошибок для каждого  

отрезка времени. В результате с помощью графической  

интерпретации данных можно получить кривые работос-  

пособности, которые отражают равномерность и темп вы-  

полнения задания, выявляют наличие истощаемости, вра-  

батываемости, расстройства внимания.  

 

Проведение исследования с помощью этой методики  

не требует особой грамотности испытуемого, однако мо-  

гут сказаться его профессиональные навыки. Так, счет-  

ные работники при исследовании с помощью таблиц Кре-  

пелина могут демонстрировать неплохие результаты, хотя  

в других методиках (например, в корректурной пробе) у  

них выступает явная истощаемость. М. А. Докучаева (1967)  

указывает на роль некоторых личностных особенностей,  

свойств темперамента, влияющих на темп работоспособ-  

ности. Это должно учитываться при проведении опыта.  

По первоначальному темпу работоспособности выводы  

делать нельзя, его следует сравнивать с деятельностью об-  

следуемого в дальнейшем.  

 

Отсчитывание. Методика была предложена Е. Кгае-  

реИп. При исследовании ею обнаруживаются возможнос-  

ти осуществления испытуемым счетных операций, состо-  

яние внимания. Опыт заключается в отсчитывании от 100  

или 200 все время одного и того же числа. Испытуемого  

предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух  

только называть полученное при очередном вычитании  

 

63  

 

число. В промежутках между числами исследующий рав-  

номерно ставит точки (приблизительный хронометраж).  

Можно фиксировать длительность пауз секундомером.  

Запись опыта приобретает следующий вид:  

 

(100-7). .93...86...79...72...65..58.51..44..37.30.23.16.2.  

 

При наличии повышенной истощаемости длительность  

пауз в конце, несмотря на то что задание становится более  

легким, увеличивается. Возможны два вида ошибок. Пер-  

вый - ошибки в единицах и главным образом при пере-  

ходе через десяток - свидетельствует о некоторой интел-  

лектуальной недостаточности, например:  

 

(100-7). .93.... 85... .78..71. ...64.. ..58 и т. д.  

 

Второй - ошибки в десятках - характерен главным  

образом для больных с неустойчивым вниманием. На-  

пример:  

 

93...86...69..62.....55...38 и т. д.  

 

При выраженном слабоумии с недостаточностью кри-  

тики (например, при прогрессивном параличе) отсчитыва-  

ние ведется вопреки инструкции и вместо 7 вычитается  

10, вместо 17-20. Причем эти ошибки не всегда удается  

корригировать. При ошибочном выполнении задания мож-  

но либо указать больному на допущенную ошибку, либо,  

доведя опыт до конца, повторить его сначала.  

 

Отыскивание чисел по таблицам Шульте. Методика  

применяется для исследования темпа сенсомоторных ре-  

акций и. особенностей внимания. Исследование произво-  

дится с помощью специальных таблиц, изготовление ко-  

торых несложно. На этих таблицах в беспорядке располо-  

жены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60х60 см. Об-  

следуемый находится на таком расстоянии от таблицы,  

чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыски-  

вать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать  

вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачи-  

вается на каждую таблицу. Можно отмечать количества  

 

64  

 

чисел, найденных обследуемым за каждые 30 с, либо вре-  

мя, за которое обследуемый находит каждые пять чисел.  

 

Для оценки результатов сравнивают время, затрачива-  

емое обследуемым на каждую таблицу, или в пределах  

одной таблицы сравнивают показатели деятельности об-  

следуемого за определенные отрезки времени. Результа-  

ты можно выразить графически. Существенное значение  

имеет установление равномерности темпа выполнения за-  

дания. Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел  

в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них  

ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих  

таблицах. Если же поиск ведется неравномерно, то следу-  

ет уточнить характер этого явления - признак ли это по-  

вышенной истощаемости или запоздалой врабатываемос-  

ти. Известное значение может иметь <кривая истощаемос-  

ти>, построенная графически на основании результатов  

опыта, так как она может объективно отражать характер  

астении. Так, при гиперстеническом варианте астении кри  

вая истощаемости по таблицам Шульте (как и в счете по  

Крепелину) характеризуется высоким начальным уровнем,  

резким его спадом и тенденцией к возврату к исходным  

показателям. При гипостенической форме астении кривая  

истощаемости отличается невысоким исходным уровнем  

и постепенным и неуклонным снижением показателей,  

без заметных их колебаний в сторону улучшения. Обна-  

ружение такого рода кривых имеет не только клинико-  

диагностическое значение, но может быть использовано и  

для вынесения прогностических суждений. Гиперстени-  

ческая форма астении в прогностическом отношении бла-  

гоприятнее гипостенической. Обнаружение у одного и того  

же больного смены гиперстенической формы кривой ис-  

тощаемости гипостенической может рассматриваться как  

признак прогредиентности заболевания и, в частности,  

способствует дифферендированию атеросклеротической  

астении от наблюдающихся в пожилом возрасте сомато-  

генных или психогенных астенических состояний.  

Иногда при выраженных расстройствах активного вни-  

 

65  

 

мания больной допускает в работе ошибки- пропускает  

отдельные числа, показывает вместо одного другое, внеш-  

не похожее (например, 8 вместо 3). Сочетание нарушен-  

ного внимания и повышенной истощаемости проявляется  

в увеличении количества ошибок в каждой последующей  

таблице. В некоторых случаях наблюдается ошибка тако-  

го рода - искомое однозначное число показывается в двух-  

значном, в состав которого оно входит. Так, например.  

вместо того, чтобы показать число 2, обследуемый указ-  

ков находит цифру 2 в числах 12 или 22. Иногда при на-  

личии слабоумия это зависит от плохого понимания ин-  

струкции и после дополнительного объяснения характера  

выполнения задания можно все же добиться от обследуе-  

мого преодоления этой ошибки. При нарочитом же пове-  

дении дополнительная инструкция не меняет положшя  

дела, вызывает возражения у обследуемого: <А это разве  

не 2? Вы просили находить числа, вот я их и нахожу>.  

 

Таблицы Шульте обладают равной степенью труднос-  

ти, они почти не запоминаются и поэтому в процессе ис-  

следования их можно использовать повторно.  

 

Пробы на переключение. При патопсихологическом  

исследовании пробы на переключение могут быть исполь-  

зованы для суждения о подвижности психических процес-  

сов, хотя этим не определяется все зяачение полученных  

с их помощью данных: в процессе исследования устанав-  

ливается степень сохранности словарного запаса, произ-  

ведения счетных операций и т. д.  

 

Следует заметить, что иногда инертность психической  

деятельности обнаруживается уже в затруднениях, испы-  

тываемых больным в переключении от одного задания к  

другому. В этих случаях испытуемый последующее зада-  

ние пытается выполнить по образцу предыдущего (напри-  

мер, при словесном варианте исключения пытается сле-  

довать модусу, выработанному при выделении существен-  

ных признаков) либо же включает в решение слова из пред-  

ыдущего задания.  

Методика М. С. Лебединского заключается в называ-  

 

66  

 

нии больным поочередяо Пар слов, обозначающих оду-  

шевленные и неодушевленные предметы. В протоколе ре-  

гистрируются называемые испытуемым слова и время  

между называнием отдельных пар, например:  

 

собака - лошадь 2 с  

шкаф - кровать 1,5 с  

кошка - воробей 1,9 си т.д.  

 

При исследовании этой методикой инертность психи-  

ческих процессов обнаруживается не только в нарушении  

чередования, но и в том, что называемые слова ограничи-  

ваются определенным кругом понятий (например, из оду-  

шевленных - только звери или насекомые, из неодушев-  

ленных - только мебель или транспорт) и в повторении  

одних и тех же слов.  

 

Чередование антонимов и синонимов. Эта методика  

предложена нами для выявления инертности психических  

процессов у больных с органической церебральной пато-  

логией и при известной интеллектуально-мнестической со-  

хранности (при начальных стадиях церебрального атеро-  

склероза). Приступая к исследованию, необходимо иметь  

заранее подготовленный набор слов, к которым здорово-  

му человеку нетрудно подобрать как синонимы, так и ан-  

тонимы. Испытуемому дается инструкция поочередно под-  

бирать и называть синонимы и антонимы к словам, кото-  

рые он сейчас услышит.  

Примерный набор слов:  

 

друг - (приятель, враг)  

печаль - (грусть, радость)  

храбрый - (смелый, трусливый)  

могучий - (сильный, слабый)  

истина - (правда, ложь)  

жадный - (скупой, щедрый)  

юность - (молодость, старость)  

горе - (беда, счастье) и т. д.  

 

Сложение с поочередно меняющимися слагаемыми.  

Испытуемому предлагают к какому-либо числу поочеред-  

 

67  

 

но прибавлять два других, например, к 7 добавить 5, к  

сумме - 6, затем к образовавшейся сумме вновь 5, за-  

тем - вновь 6 и т.д. При этом вслух испытуемый произ-  

носит лишь результативные числа. Произведение им всей  

операции сложения вслух значительно облегчает выпол-  

нение задания. В протоколе ход решения задания здоро-  

вым испытуемым приобретает следующий вид:  

 

7.... -1.2...18.. .23.. ..29 и т.д.  

 

При этом возможны ошибки чередования, наблюдаю-  

щиеся преимущественно вначале (больные эпилепсией)  

либо в конце в связи с истощаемостью (при церебральном  

атеросклерозе), либо (при грубой органической церебраль-  

ной патологии) в течение всего задания.  

 

Поочередное вычитание. Эта методика является мо-  

дификацией методики отсчитывания. Однако от 100 или  

200 отсчитывается не одно и то же вычитаемое, а два че-  

редующихся, например 7 и 8. В записи это приобретает  

следующий вид:  

 

100..93....85...78..70.63...55...48..40 и т. д.  

 

Эта методика представляется нам более трудной, чем  

предыдущая, при ней значительно легче обнаруживаются  

не только инертность психических процессов, но и осо-  

бенно их истощаемость.  

 

Исследование переключения внимания с помощью  

модификации таблиц Шульте. Методика предложена  

Ф. Д. Горбовым (1959, 1964) и используется в психоло-  

гии труда. Она выявляет инертность психических процес-  

сов, при проведении хронометража отдельных этапов ра-  

боты обследуемого позволяет также установить наличие  

повышенной истощаемости.  

 

Для исследования используется таблица, разделенная  

на 49 клеток (7 на 7), в которых в случайном порядке  

расположены черные и красные цифры. Числа черного  

ряда -от 1 до 25, красного ряда -от 1 до 24. Согласно  

инструкции, обследуемый должен вначале отыскать указ-  

 

68  

 

кой черные числа мфктаж)1ем порядке, а затем пос-  

ледовательно, убывМММ> Мрядке показать красные  

числа. Регистрируете> ммумммюе на это обследуемым  

время. Затем хмвтся фуг- -етрукция: показывать чер-  

ные и красные исла ноясременно и в ином порядке -  

1 - черное и 24 - красиво, 2 - черное и 23 - красное,  

3 - черное и 22 - кркяое и т. д. Как правило, время на  

поиск чисел при необходимости переключения внимания  

оказывается большим, чем то, которое затрачивается на  

отыскание их по порядку. Этот показатель и характери-  

зует состояние способности к переключению внимания у  

обследуемого.  

 

Для обследования больных с помощью этой методики  

таблицу следует предварительно проверить на здоровых и  

получить показатели, характерные для нормы именно по  

данной таблице.  

 

Ю. Г. Степанов (1974) для характеристики внимания  

предложил пользоваться коэффициентом переключаемос-  

ти внимания, вычисляемым по формуле:  

 

211  

_  

 

где 1, - среднее время, показанное на 4 таблицах Шуль-  

те, - среднее время выполнения задания по таблицам  

Горбова, удваиваемое в связи с тем, что объем задания по  

таблицам Горбова в 2 раза превышает объем задания в  

таблицах Шульте. Проведенные им исследования показа-  

ли статистически достоверную разницу в коэффициенте  

переключаемости у больных туберкулезом легких в срав-  

нении с контрольной группой здоровых.  

 

Корректурная проба с переключением. Обследуемо-  

му дается напечатанный текст, лучше всего 10-15 стро-  

чек корректурной таблицы. Инструкция предусматривает  

вычеркивать каждую третью букву. Фиксируется время,  

затраченное на выполнение задания. На втором этапе об-  

следуемому предъявляется аналогичный текст и дается ука-  

зание зачеркивать поочередно в одной строке каждую  

 

69  

 

третью букву, а в последующей - каждую четвеуюх-  

ву. В качестве текста, для исследования можно МЙмьзо  

вать страницы журнала, брошюры - в определением ко-  

личестве строчек и в пределах одного абзаца. Обязапмжш  

предварительная апробация материала опыта вж хмумймх  

испытуемых, так как от шрифта, количества строямж, бую  

в строчке зависит время, затрачиваемое на выполнение  

задания.  

 

Мы использовали для исследования части бланков для  

корректурной пробы, содержащие по 12 строчек букв.  

 

У здоровых испытуемых с обычным темпом психи-  

ческой деятельности время выполнения второй части за-  

дания существенно не отличалось от времея>, затрачен-  

ного на его первую половину. Нередко корректурная про-  

ба с переключением выполняется здоровыми даже быст-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1646
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь