|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовного. Регистрируется также время, затраченное испытуе- мым на выполнение всего задания.
Проверка выполнения производится по заранее тща- тельно подготовленному образцу путем сопоставления. От- мечается количество ошибок и темп выполнения задания. Существенное значение имеет распределение ошибок в те- чение опыта - равномерно ли они встречаются во всей таблице, или наблюдаются преимущественно в конце ис- следования в связи с истощаемостью. Учитывается харак- тер ошибок - пропуски отдельных букв или строчек, за- черкивание других, расположенных рядом или внешне по- хожих букв. В ряде случаев целесообразно повторное ис- следование, изменение результатов при этом может сви-
61
детельствовать не только об изменении состояния боль- ного, но и об особенностях его отношения к исследова- нию. При органической церебральной патологии обследу- емому часто не удается улучшить качество выполнения задания. Здоровые обследуемые выполняют задания (вы- черкивают две буквы на приведенном бланке) за 6-8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок.
С. Я. Рубинштейн (1970) рекомендовала графическое отображение результатов корректурной пробы. На графи- ке совмещаются две кривые - изменение скорости рабо- ты (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Такие графики позволяют в ди- намике выявить утомляемость больных, неустойчивость их внимания либо, наоборот, их врабатываемость, прояв- ляющуюся в улучшении качества работы. Корректурная проба отличается большой простотой, она не требует спе- циальных приспособлений, кроме бланков, карандаша и секундомера. В зависимости от стоящей перед патопсихо- логом задачи она может быть легко модифицирована.
Счет по Крепелину. Методика была предложена Е. КгаереПп в 1895 г. для исследования работоспособнос- ти - упражняемости и утомляемости. В большой стол- бец записывалось много однозначных чисел, которые ис- пытуемый должен складывать в уме. Результаты оцени- вались по количеству сложенных в определенный проме- жуток времени чисел и допущенных при этом ошибок.
Мы пользуемся этой методикой в модификации К. ЗсЬиНе - обследуемый производит сложение в столб- цах, состоящих лишь из двух цифр. Чтобы уменьшить затрату времени на выполнение задания, К. 5сЬи11е пред- ложил при получении в сумме двухзначного числа запи- сывать только единицы, отбрасывая десяток. Например:
и т. д.
62
Однако это затрудняет для некоторых больных выпол- нение задания и поэтому не. обязательное условие.
Для проведения опыта необходим специальный бланк. При отсутствии бланков, отпечатанных типографским пу- тем, их можно напечатать на пишущей машинке (обяза- тельно четко, желательно первый или второй экземпляр). Больному дается инструкция - производить сложение чи- сел в столбцах. Его предупреждают о том, что исследую- щий будет делать свои пометки. Каждые 30 с или каж- дую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился больной, затем подсчитывает количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате с помощью графической интерпретации данных можно получить кривые работос- пособности, которые отражают равномерность и темп вы- полнения задания, выявляют наличие истощаемости, вра- батываемости, расстройства внимания.
Проведение исследования с помощью этой методики не требует особой грамотности испытуемого, однако мо- гут сказаться его профессиональные навыки. Так, счет- ные работники при исследовании с помощью таблиц Кре- пелина могут демонстрировать неплохие результаты, хотя в других методиках (например, в корректурной пробе) у них выступает явная истощаемость. М. А. Докучаева (1967) указывает на роль некоторых личностных особенностей, свойств темперамента, влияющих на темп работоспособ- ности. Это должно учитываться при проведении опыта. По первоначальному темпу работоспособности выводы делать нельзя, его следует сравнивать с деятельностью об- следуемого в дальнейшем.
Отсчитывание. Методика была предложена Е. Кгае- реИп. При исследовании ею обнаруживаются возможнос- ти осуществления испытуемым счетных операций, состо- яние внимания. Опыт заключается в отсчитывании от 100 или 200 все время одного и того же числа. Испытуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух только называть полученное при очередном вычитании
63
число. В промежутках между числами исследующий рав- номерно ставит точки (приблизительный хронометраж). Можно фиксировать длительность пауз секундомером. Запись опыта приобретает следующий вид:
(100-7). .93...86...79...72...65..58.51..44..37.30.23.16.2.
При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то что задание становится более легким, увеличивается. Возможны два вида ошибок. Пер- вый - ошибки в единицах и главным образом при пере- ходе через десяток - свидетельствует о некоторой интел- лектуальной недостаточности, например:
(100-7). .93.... 85... .78..71. ...64.. ..58 и т. д.
Второй - ошибки в десятках - характерен главным образом для больных с неустойчивым вниманием. На- пример:
93...86...69..62.....55...38 и т. д.
При выраженном слабоумии с недостаточностью кри- тики (например, при прогрессивном параличе) отсчитыва- ние ведется вопреки инструкции и вместо 7 вычитается 10, вместо 17-20. Причем эти ошибки не всегда удается корригировать. При ошибочном выполнении задания мож- но либо указать больному на допущенную ошибку, либо, доведя опыт до конца, повторить его сначала.
Отыскивание чисел по таблицам Шульте. Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных ре- акций и. особенностей внимания. Исследование произво- дится с помощью специальных таблиц, изготовление ко- торых несложно. На этих таблицах в беспорядке располо- жены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60х60 см. Об- следуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыски- вать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачи- вается на каждую таблицу. Можно отмечать количества
64
чисел, найденных обследуемым за каждые 30 с, либо вре- мя, за которое обследуемый находит каждые пять чисел.
Для оценки результатов сравнивают время, затрачива- емое обследуемым на каждую таблицу, или в пределах одной таблицы сравнивают показатели деятельности об- следуемого за определенные отрезки времени. Результа- ты можно выразить графически. Существенное значение имеет установление равномерности темпа выполнения за- дания. Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах. Если же поиск ведется неравномерно, то следу- ет уточнить характер этого явления - признак ли это по- вышенной истощаемости или запоздалой врабатываемос- ти. Известное значение может иметь <кривая истощаемос- ти>, построенная графически на основании результатов опыта, так как она может объективно отражать характер астении. Так, при гиперстеническом варианте астении кри вая истощаемости по таблицам Шульте (как и в счете по Крепелину) характеризуется высоким начальным уровнем, резким его спадом и тенденцией к возврату к исходным показателям. При гипостенической форме астении кривая истощаемости отличается невысоким исходным уровнем и постепенным и неуклонным снижением показателей, без заметных их колебаний в сторону улучшения. Обна- ружение такого рода кривых имеет не только клинико- диагностическое значение, но может быть использовано и для вынесения прогностических суждений. Гиперстени- ческая форма астении в прогностическом отношении бла- гоприятнее гипостенической. Обнаружение у одного и того же больного смены гиперстенической формы кривой ис- тощаемости гипостенической может рассматриваться как признак прогредиентности заболевания и, в частности, способствует дифферендированию атеросклеротической астении от наблюдающихся в пожилом возрасте сомато- генных или психогенных астенических состояний. Иногда при выраженных расстройствах активного вни-
65
мания больной допускает в работе ошибки- пропускает отдельные числа, показывает вместо одного другое, внеш- не похожее (например, 8 вместо 3). Сочетание нарушен- ного внимания и повышенной истощаемости проявляется в увеличении количества ошибок в каждой последующей таблице. В некоторых случаях наблюдается ошибка тако- го рода - искомое однозначное число показывается в двух- значном, в состав которого оно входит. Так, например. вместо того, чтобы показать число 2, обследуемый указ- ков находит цифру 2 в числах 12 или 22. Иногда при на- личии слабоумия это зависит от плохого понимания ин- струкции и после дополнительного объяснения характера выполнения задания можно все же добиться от обследуе- мого преодоления этой ошибки. При нарочитом же пове- дении дополнительная инструкция не меняет положшя дела, вызывает возражения у обследуемого: <А это разве не 2? Вы просили находить числа, вот я их и нахожу>.
Таблицы Шульте обладают равной степенью труднос- ти, они почти не запоминаются и поэтому в процессе ис- следования их можно использовать повторно.
Пробы на переключение. При патопсихологическом исследовании пробы на переключение могут быть исполь- зованы для суждения о подвижности психических процес- сов, хотя этим не определяется все зяачение полученных с их помощью данных: в процессе исследования устанав- ливается степень сохранности словарного запаса, произ- ведения счетных операций и т. д.
Следует заметить, что иногда инертность психической деятельности обнаруживается уже в затруднениях, испы- тываемых больным в переключении от одного задания к другому. В этих случаях испытуемый последующее зада- ние пытается выполнить по образцу предыдущего (напри- мер, при словесном варианте исключения пытается сле- довать модусу, выработанному при выделении существен- ных признаков) либо же включает в решение слова из пред- ыдущего задания. Методика М. С. Лебединского заключается в называ-
66
нии больным поочередяо Пар слов, обозначающих оду- шевленные и неодушевленные предметы. В протоколе ре- гистрируются называемые испытуемым слова и время между называнием отдельных пар, например:
собака - лошадь 2 с шкаф - кровать 1,5 с кошка - воробей 1,9 си т.д.
При исследовании этой методикой инертность психи- ческих процессов обнаруживается не только в нарушении чередования, но и в том, что называемые слова ограничи- ваются определенным кругом понятий (например, из оду- шевленных - только звери или насекомые, из неодушев- ленных - только мебель или транспорт) и в повторении одних и тех же слов.
Чередование антонимов и синонимов. Эта методика предложена нами для выявления инертности психических процессов у больных с органической церебральной пато- логией и при известной интеллектуально-мнестической со- хранности (при начальных стадиях церебрального атеро- склероза). Приступая к исследованию, необходимо иметь заранее подготовленный набор слов, к которым здорово- му человеку нетрудно подобрать как синонимы, так и ан- тонимы. Испытуемому дается инструкция поочередно под- бирать и называть синонимы и антонимы к словам, кото- рые он сейчас услышит. Примерный набор слов:
друг - (приятель, враг) печаль - (грусть, радость) храбрый - (смелый, трусливый) могучий - (сильный, слабый) истина - (правда, ложь) жадный - (скупой, щедрый) юность - (молодость, старость) горе - (беда, счастье) и т. д.
Сложение с поочередно меняющимися слагаемыми. Испытуемому предлагают к какому-либо числу поочеред-
67
но прибавлять два других, например, к 7 добавить 5, к сумме - 6, затем к образовавшейся сумме вновь 5, за- тем - вновь 6 и т.д. При этом вслух испытуемый произ- носит лишь результативные числа. Произведение им всей операции сложения вслух значительно облегчает выпол- нение задания. В протоколе ход решения задания здоро- вым испытуемым приобретает следующий вид:
7.... -1.2...18.. .23.. ..29 и т.д.
При этом возможны ошибки чередования, наблюдаю- щиеся преимущественно вначале (больные эпилепсией) либо в конце в связи с истощаемостью (при церебральном атеросклерозе), либо (при грубой органической церебраль- ной патологии) в течение всего задания.
Поочередное вычитание. Эта методика является мо- дификацией методики отсчитывания. Однако от 100 или 200 отсчитывается не одно и то же вычитаемое, а два че- редующихся, например 7 и 8. В записи это приобретает следующий вид:
100..93....85...78..70.63...55...48..40 и т. д.
Эта методика представляется нам более трудной, чем предыдущая, при ней значительно легче обнаруживаются не только инертность психических процессов, но и осо- бенно их истощаемость.
Исследование переключения внимания с помощью модификации таблиц Шульте. Методика предложена Ф. Д. Горбовым (1959, 1964) и используется в психоло- гии труда. Она выявляет инертность психических процес- сов, при проведении хронометража отдельных этапов ра- боты обследуемого позволяет также установить наличие повышенной истощаемости.
Для исследования используется таблица, разделенная на 49 клеток (7 на 7), в которых в случайном порядке расположены черные и красные цифры. Числа черного ряда -от 1 до 25, красного ряда -от 1 до 24. Согласно инструкции, обследуемый должен вначале отыскать указ-
68
кой черные числа мфктаж)1ем порядке, а затем пос- ледовательно, убывМММ> Мрядке показать красные числа. Регистрируете> ммумммюе на это обследуемым время. Затем хмвтся фуг- -етрукция: показывать чер- ные и красные исла ноясременно и в ином порядке - 1 - черное и 24 - красиво, 2 - черное и 23 - красное, 3 - черное и 22 - кркяое и т. д. Как правило, время на поиск чисел при необходимости переключения внимания оказывается большим, чем то, которое затрачивается на отыскание их по порядку. Этот показатель и характери- зует состояние способности к переключению внимания у обследуемого.
Для обследования больных с помощью этой методики таблицу следует предварительно проверить на здоровых и получить показатели, характерные для нормы именно по данной таблице.
Ю. Г. Степанов (1974) для характеристики внимания предложил пользоваться коэффициентом переключаемос- ти внимания, вычисляемым по формуле:
211 _
где 1, - среднее время, показанное на 4 таблицах Шуль- те, - среднее время выполнения задания по таблицам Горбова, удваиваемое в связи с тем, что объем задания по таблицам Горбова в 2 раза превышает объем задания в таблицах Шульте. Проведенные им исследования показа- ли статистически достоверную разницу в коэффициенте переключаемости у больных туберкулезом легких в срав- нении с контрольной группой здоровых.
Корректурная проба с переключением. Обследуемо- му дается напечатанный текст, лучше всего 10-15 стро- чек корректурной таблицы. Инструкция предусматривает вычеркивать каждую третью букву. Фиксируется время, затраченное на выполнение задания. На втором этапе об- следуемому предъявляется аналогичный текст и дается ука- зание зачеркивать поочередно в одной строке каждую
69
третью букву, а в последующей - каждую четвеуюх- ву. В качестве текста, для исследования можно МЙмьзо вать страницы журнала, брошюры - в определением ко- личестве строчек и в пределах одного абзаца. Обязапмжш предварительная апробация материала опыта вж хмумймх испытуемых, так как от шрифта, количества строямж, бую в строчке зависит время, затрачиваемое на выполнение задания.
Мы использовали для исследования части бланков для корректурной пробы, содержащие по 12 строчек букв.
У здоровых испытуемых с обычным темпом психи- ческой деятельности время выполнения второй части за- дания существенно не отличалось от времея>, затрачен- ного на его первую половину. Нередко корректурная про- ба с переключением выполняется здоровыми даже быст- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|