Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



3 страница


В этом состоит одно из отличий такого рода исследований  

от исследований, преследующих цели дифференциальной  

диагностики и экспертизы, где речь идет об обследовании  

отдельных больных и достоверность результатов достига-  

ется другими способами, например, употреблением сход-  

ных по направленности экспериментальных методик.  

 

Если при исследовании, направленном на решение во-  

просов клинико-практического характера, патопсихолог  

стремится получить общую и сугубо индивидуальную ха-  

рактеристику протекания психических процессов у конкрет-  

ного больного, то при направленности исследования на  

решение теоретических вопросов психолог выделяет и ста-  

вит в центр своего внимания какой-либо один процесс,  

изучаемый им в специально созданных условиях.  

 

При научно-исследовательской направленности пато-  

психологического эксперимента особенно важное значе-  

ние приобретает соблюдение динамического принципа,  

т. е. учета динамики психопатологических симптомооб-  

разований в рвязи с течением болезни (В. М. Блейхер,  

1976). Изучение психологической структуры того или иного  

психопатологического синдрома оказывается более успеш-  

ным при учете стадии заболевания и сопоставлении па-  

топсихологических данных, соответствующих различным  

стадиям болезни, например, в дебюте ее, в стадии макси-  

мальной выраженности клинических проявлений и при  

нарастании психического дефекта.  

 

6. Участие в психотерапии. Здесь, как и в проведении  

реабилитационных мероприятий, психолог должен рабо-  

тать под руководством врача психиатра, психотерапевта и  

выполнять поставленные им задачи как психолиагности-  

 

19  

 

ческого, так и социально-психологического характера. Ес-  

тественно, что такая деятельность требует обучения пси-  

хологов психотерапии. М. И. Буянов и А. И. Захаров (1983)  

даже ставят вопрос о профилизации студентов-психоло-  

гов по психодиагностике и клинической психологии, по-  

нимая под последней клинически ориентированную соци-  

ально-психологическую работу.  

 

Применительно к психотерапии можно выделить спе-  

цифические задачи патопсихологического исследования.  

 

Это, во-первых, участие патопсихолога в диагностике  

психического заболевания, так как от решения этих во-  

просов зависит объем показаний к психотерапии и выбор  

ее наиболее адекватных форм и места проведения (в ста-  

ционаре или амбулаторно).  

 

Во-вторых, патопсихологическое исследование способ-  

ствует обнаружению таких личностных свойств больного,  

" на которые в последующей психотерапевтической работе  

следует обратить особое внимание.  

 

С этой целью используются психологические личнос-  

тные методики достаточно широкого диапазона, основан-  

ные как на характеристике личности в процессе деятель-  

ности, так и на самооценке, а также Проективные. Сочета-  

ние психологических методик, характеризующихся различ-  

ным подходом, позволяет получить наиболее полное пред-  

ставление о личности больного.  

 

При этом должны учитываться не только измененные  

болезнью личностные свойства, но и сохранные компо-  

ненты личностной деятельности, на которую в первую  

очередь должна быть направлена психотерапевтическая  

работа.  

 

Далее, психологический эксперимент способствует на-  

лаживанию продуктивного контакта с больными, так как  

дает психотерапевту представление об его интеллектуаль-  

ном уровне и интересах. Исследование особенностей про-  

текания процессов обобщения и отвлечения позволяет в  

эксперимен+е определить их уровень, а также такие важ-  

ные для психотерапевта свойства интеллекта больного, как  

 

20  

 

широта, глубина, самествггельность, живость, гибкость.  

В патологии этим стеАствам интеллекта противостоят  

узость кругозора, помумюстяость суждений, чрезмерная  

конформность, торпялвость мышления.  

 

Характеристика ителлектуальной деятельности во  

многом определяет систему построения психотерапевти-  

ческих мероприятий.  

 

Исследования В. А. Ташлыкова (1976, 1978, 1979,  

1984) показали важное значение для эффективности пси-  

хотерапии изучения таких характеристик больного и вра-  

ча, которые отражают особенности их персональных вза-  

имоотношений, степень их психологической совмести-  

мости. Знание врачом этих факторов позволяет ему уже  

в начале лечения в известной мере точно прогнозировать  

особенности эмоционального реагирования больного на  

ситуацию и характер психотерапевтического воздействия,  

добиться продуктивного лечебного контакта, гибко стро-  

ить психотерапевтическую тактику на различных этапах  

лечебного процесса.  

 

Психологический эксперимент может играть опреде-  

ленную роль в выборе методик психотерапии. Тут могут  

оказаться полезными установленные при исследовании  

особенности личности и уровень интеллектуальной дея-  

тельности больного, характеристика таких его свойств, как  

конформность, внушаемость (при этом следует различать  

собственно внушаемость и прочность ретенции внушения).  

Внушаемость не является признаком, константным для  

данной личности. Она меняется в различные периоды у  

одного и того же человека и зависит от его возраста, осо-  

бенностей жизненной ситуации, оказывается неодинако-  

вой в общении с разными людьми, т. е. зависит от кон-  

формности по отношению к определенным людям или  

категории людей. Внушаемость, что особенно важно, ока-  

зывается различной на разных этапах течения болезни -  

в ряде случаев она уменьшается при хроническом течении  

неврозов и аффективно-личностных реакций на сомати-  

ческую болезнь в связи с безуспешным прежде лечением.  

 

21  

 

Это обстоятельство подчеркивает значение ранних сро-  

ков проведения психотерапии, что послужило основани-  

ем выдвижения принципа <неотложной психотерапии>  

(Л. И. Завилянская, 1966) или <скорой психотерапевтичес-  

кой помощи> (М. С. Лебединский, 1971).  

 

В ряде случаев патопсихологический эксперимент вво-  

дите в структуру психотерапевтического процесса и ис-  

пользуется для объективного подтверждения выдвигаемых  

психотерапевтом положений. В этих случаях можно гово-  

рить о специальной методике психотерапевтически направ-  

ленного психологического эксперимента (В. М. Блейхер,  

Л. И. Завилянская, 1966, 1970).  

 

Задача психолога заключается в том, чтобы показать  

больному известную сохранность у него психических фун-  

кций, которые пациент считает грубо нарушенными, под-  

черкнуть наличие ресурсов для противостояния болезни и  

инвалидизации. Психологическое исследование может  

быть при этом использовано для изменения самооценки  

состояния больного и его субъективного прогноза.  

 

Обнаруживаемое в эксперименте улучшение показате-  

лей психотерапевт также использует для выработки у боль-  

ного оптимистической позиции.  

 

Методики экспериментальней  

патопсихологии  

 

На вооружении патопсихологов находится мно-  

жество экспериментальных методик, с помощью кото-  

рых исследуются особенности психических процессов и  

состояний.  

 

Используемые в патопсихологических исследовани-  

ях методики характеризуются направленностью на звенья  

психических процессов. В патопсихологических методи-  

ках воссоздаются конкретные ситуации. Разрешение их  

требует от обследуемого определенного вида деятельнос-  

 

22  

 

ти, изучение которого и является целью проводимого ис-  

следования. В психологическом эксперименте модели-  

руется некая проблемная ситуация, требующая раскры-  

тия, так как отдельные, входящие в эту ситуацию эле-  

менты находятся в неадекватных соотношениях (С. Л. Ру-  

бинштейн, 1958). Решение экспериментального задания  

сводится к раскрытию взаимоотношений между элемен-  

тами проблемной ситуации в результате ее анализа и к  

поискам адекватного способа приведения составных час-  

тей ситуации в соответствие.  

 

Разделение патопсихологических методик на качествен-  

ные и психометрические, т. е. служащие для измерения  

тех или иных психических функций, необоснованно. Дело  

в том, что методики, направленные на выявление качес-  

твенных закономерностей психической деятельности боль-  

ных, доступны в большинстве случаев статистической об-  

работке. Использование же психометрических тестов без  

качественного анализа получаемого с их помощью мате-  

риала неправомерно и приводит к ошибочным выводам  

(см. раздел <Психометрические методы исследования ин-  

теллекта>).  

 

Весьма условно и деление экспериментально-психоло-  

гических методик на словесные (вербальные) и предмет-  

ные (невербальные). Даже пользуясь невербальной мето-  

дикой, исследующий, как правило, не ограничивается ре-  

гистрацией полученных результатов, но путем расспроса  

старается выяснить у больного мотивы, которыми он ру-  

ководствовался, выполняя задание, интересуется рассуж-  

дениями больного по поводу проделываемой им в процес-  

се обследования работы. Кроме того, следует учитывать,  

что в выполнении заданий по невербальным методикам  

неизменно участвует система процессов внутренней речи  

обследуемого.  

 

Разделение методик в соответствии с их направлен-  

ностью на исследование той или иной психической функ-  

ции также является условным. Как правило, большинст-  

во методик свидетельствуют своими результатами о со-  

 

23  

 

стоянии нескольких функций. Большинство патопсихоло-  

гических методик обладают широким диапазоном. Нель-  

зя ограниченно исследовать только память, только вни-  

мание, только мышление. В связи с этим мы должны ого-  

вориться, что произведенная нами в этой книге группи-  

ровка методик также условна и ее использование продик-  

товано удобством изложения.  

 

С другой стороны, существуют группы патопсихоло-  

гических методик, имеющих общую направленность. Так,  

особенности течения ассоциаций обнаруживаются при ис-  

следовании Методиками классификации, исключения, в  

ассоциативном эксперименте, пиктограммах.  

 

Один и тот же психический дефект обнаруживается  

при исследовании различных проявлений психической де-  

ятельности обследуемого - так, эмоциональное уплоще-  

ние может выступить при исследовании столь различ-  

ными методиками, как проба на запоминание, пикто-  

граммы, с помощью картинок с эмоциональным подтек-  

стом, при определении уровня притязаний. Повышенная  

истощаемость определяется при исследовании таблица-  

ми Шульте, Крепелина, в корректурной пробе, при обра-  

зовании аналогий и т. д.  

 

Из сказанного вытекают два принципа подбора экспе-  

риментально-психологических методик. Это, во-первых,  

сочетание методик, позволяющих более полно и всесто-  

ронне исследовать какие-либо проявления психической де-  

ятельности. Например, при исследовании памяти употреб-  

ляются пробы на заучивание искусственных звукосочета-  

ний, слов и ассоциативных пар слов, применяются мето  

дики, позволяющие судить о кратковременной и долгов-  

ременной памяти, о непосредственном и опосредованном  

запоминании и т. д. Во-вторых, сочетание близких по на-  

правленности методик позволяет судить о достоверности,  

надежности полученных результатов. Данные, получае-  

мые в клинико-психологическом эксперименте с помощью  

одной методики, всегда желательно подтвердить резуль-  

татами, полученными с помощью других методик.  

 

24  

 

При выборе для исследования той или иной методики  

следует помнить, что направленность ее может изменить-  

ся даже при незначительном на первый взгляд видоизме-  

нении инструкции. Так, Т. И. Тепеницына (1967), изучая  

психологическую структуру резонерства, установила, что  

количество резонерских суждений, выявляемых в экспе-  

рименте, увеличивается при изменении направленности  

инструкции, при которой актуализируется, усиливается  

личностно-оценочная позиция больного. При выяснении  

понимания смысла пословиц и поговорок наряду с обыч-  

ной инструкцией (как вы понимаете смысл пословицы?)  

автор задавал вопрос и в несколько иной форме (как вы  

относитесь к пословице?). Часто одного этого изменения  

инструкции было достаточно, чтобы спровоцировать ре-  

зонерство.  

 

Из значительного количества патопсихологических эк-  

спериментальных методик в каждом случае исследующий  

пользуется ограниченным их числом. Обычно для обсле-  

дования одного больного достаточно 8-9 методик, выби-  

раемых в соответствии с задачами исследования. Качест-  

во патопсихологического исследования в значительной  

мере зависит от того, какое количество методик имеется в  

арсенале исследующего. Владение возможно большим  

числом приемов экспериментального исследования поз-  

воляет точнее направить опыт, подобрать наиболее адек-  

ватные методики, а также получить при исследовании  

более достоверные результаты, так как данные, получае-  

мые различными методиками, будут всесторонне харак-  

теризовать особенности психической деятельности обсле-  

дуемого и в ряде случаев подтверждают друг друга.  

 

В выборе методик патопсихологического исследова-  

ния могут играть существенную роль следующие обстоя-  

тельства.  

 

1. Цель исследования - дифференциальная диагнос-  

тика (в зависимости от предполагаемых заболеваний), оп-  

ределение глубины психического дефекта, изучение эф-  

фективности терапии. Там, где предполагается шизофре-  

 

25  

 

нический процесс, применяются одни методики исследо-  

вания, при обследовании больного эпилепсией с целью  

установления выраженности интеллектуально-мнестичес-  

ких расстройств - другие. Для многократных исследова-  

ний в ходе лечения избираются методики, располагающие  

значительным количеством равных по трудности вариан-  

тов заданий.  

 

2. Образование больного и его жизненный опыт, на-  

пример, недостаточно грамотному испытуемому не сле-  

дует давать задания по методике образования сложных ана-  

логий.  

 

3. Иногда существенную роль играют особенности кон-  

такта с больным. Так, нередко приходится обследовать  

больного с нарушением деятельности слухового или зри-  

тельного анализатора. При глухоте максимально исполь-  

зуются задания, рассчитанные на зрительное восприятие.  

Даже в пробе на запоминание слова испытуемому не за-  

читываются, а предъявляются в письменном виде. При  

плохом зрении, наоборот, все методики варьируются для  

слухового восприятия.  

 

В процессе исследования методики обычно применя-  

ют по возрастающей сложности - от более простых к  

сложным. Исключение составляет обследование испыту-  

емых> от которых ожидают агравации или симуляции. В  

этих случаях иногда более трудные задания выполняются  

нарочито неверно. Эта же особенность характерна и для  

состояний псевдодеменции, когда успешно выполняются  

более сложные задания и нелепо - элементарно-простые  

(А. М. Шуберт, 1957).  

 

Большинство патопсихологических методик отличается  

простотой, для проведения исследования с их помощью  

необходимо лишь заготовить таблицы, рисунки. Работу  

патопсихолога облегчает наличие в лаборатории отпеча-  

танных типографским способом таблиц, бланков. Пато-  

психолог должен располагать известным <ассортиментом>  

методик, подбор которых должен быть продуманным. На-  

пример, нельзя ограничиться таблицами лишь для сло-  

 

26  

 

весного или только предметного варианта методики ис-  

ключения, каждый из этих вариантов имеет свои преиму-  

щества при определенной постановке опыта, а иногда же-  

лательно использование обоих. Для обследования боль-  

ного нельзя применять методику, приемами проведения  

которой исследующий не овладел в достаточной мере.  

Изготовление некоторых таблиц для исследования требу-  

ет <отработки нормы> по ним. Так, нельзя использовать  

приготовленные в своей лаборатории таблицы Шульте,  

руководствуясь показателями нормы, почерпнутыми из  

исследований, проводившихся в других лабораториях, и с  

помощью таблиц, возможно, отличающихся размером и  

яркостью цифр, их освещенностью.  

 

Особого внимания требует введение в работу лабора-  

торий оригинальных методик или модификаций уже из-  

вестных. В этих случаях должна быть уточнена не только  

теоретическая возможность применения данной методи-  

ки, но и необходимо ее апробировать на статистически до-  

стоверной группе обследуемых для подтверждения пра-  

вильности предположения о направленности этой мето-  

дики на изучение тех или иных психических процессов и  

надежности получаемых с ее помощью результатов.  

 

Эффективность того или иного метода психологичес-  

кого исследования определяется с помощью понятий на-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1244
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь