|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовВ этом состоит одно из отличий такого рода исследований от исследований, преследующих цели дифференциальной диагностики и экспертизы, где речь идет об обследовании отдельных больных и достоверность результатов достига- ется другими способами, например, употреблением сход- ных по направленности экспериментальных методик.
Если при исследовании, направленном на решение во- просов клинико-практического характера, патопсихолог стремится получить общую и сугубо индивидуальную ха- рактеристику протекания психических процессов у конкрет- ного больного, то при направленности исследования на решение теоретических вопросов психолог выделяет и ста- вит в центр своего внимания какой-либо один процесс, изучаемый им в специально созданных условиях.
При научно-исследовательской направленности пато- психологического эксперимента особенно важное значе- ние приобретает соблюдение динамического принципа, т. е. учета динамики психопатологических симптомооб- разований в рвязи с течением болезни (В. М. Блейхер, 1976). Изучение психологической структуры того или иного психопатологического синдрома оказывается более успеш- ным при учете стадии заболевания и сопоставлении па- топсихологических данных, соответствующих различным стадиям болезни, например, в дебюте ее, в стадии макси- мальной выраженности клинических проявлений и при нарастании психического дефекта.
6. Участие в психотерапии. Здесь, как и в проведении реабилитационных мероприятий, психолог должен рабо- тать под руководством врача психиатра, психотерапевта и выполнять поставленные им задачи как психолиагности-
19
ческого, так и социально-психологического характера. Ес- тественно, что такая деятельность требует обучения пси- хологов психотерапии. М. И. Буянов и А. И. Захаров (1983) даже ставят вопрос о профилизации студентов-психоло- гов по психодиагностике и клинической психологии, по- нимая под последней клинически ориентированную соци- ально-психологическую работу.
Применительно к психотерапии можно выделить спе- цифические задачи патопсихологического исследования.
Это, во-первых, участие патопсихолога в диагностике психического заболевания, так как от решения этих во- просов зависит объем показаний к психотерапии и выбор ее наиболее адекватных форм и места проведения (в ста- ционаре или амбулаторно).
Во-вторых, патопсихологическое исследование способ- ствует обнаружению таких личностных свойств больного, " на которые в последующей психотерапевтической работе следует обратить особое внимание.
С этой целью используются психологические личнос- тные методики достаточно широкого диапазона, основан- ные как на характеристике личности в процессе деятель- ности, так и на самооценке, а также Проективные. Сочета- ние психологических методик, характеризующихся различ- ным подходом, позволяет получить наиболее полное пред- ставление о личности больного.
При этом должны учитываться не только измененные болезнью личностные свойства, но и сохранные компо- ненты личностной деятельности, на которую в первую очередь должна быть направлена психотерапевтическая работа.
Далее, психологический эксперимент способствует на- лаживанию продуктивного контакта с больными, так как дает психотерапевту представление об его интеллектуаль- ном уровне и интересах. Исследование особенностей про- текания процессов обобщения и отвлечения позволяет в эксперимен+е определить их уровень, а также такие важ- ные для психотерапевта свойства интеллекта больного, как
20
широта, глубина, самествггельность, живость, гибкость. В патологии этим стеАствам интеллекта противостоят узость кругозора, помумюстяость суждений, чрезмерная конформность, торпялвость мышления.
Характеристика ителлектуальной деятельности во многом определяет систему построения психотерапевти- ческих мероприятий.
Исследования В. А. Ташлыкова (1976, 1978, 1979, 1984) показали важное значение для эффективности пси- хотерапии изучения таких характеристик больного и вра- ча, которые отражают особенности их персональных вза- имоотношений, степень их психологической совмести- мости. Знание врачом этих факторов позволяет ему уже в начале лечения в известной мере точно прогнозировать особенности эмоционального реагирования больного на ситуацию и характер психотерапевтического воздействия, добиться продуктивного лечебного контакта, гибко стро- ить психотерапевтическую тактику на различных этапах лечебного процесса.
Психологический эксперимент может играть опреде- ленную роль в выборе методик психотерапии. Тут могут оказаться полезными установленные при исследовании особенности личности и уровень интеллектуальной дея- тельности больного, характеристика таких его свойств, как конформность, внушаемость (при этом следует различать собственно внушаемость и прочность ретенции внушения). Внушаемость не является признаком, константным для данной личности. Она меняется в различные периоды у одного и того же человека и зависит от его возраста, осо- бенностей жизненной ситуации, оказывается неодинако- вой в общении с разными людьми, т. е. зависит от кон- формности по отношению к определенным людям или категории людей. Внушаемость, что особенно важно, ока- зывается различной на разных этапах течения болезни - в ряде случаев она уменьшается при хроническом течении неврозов и аффективно-личностных реакций на сомати- ческую болезнь в связи с безуспешным прежде лечением.
21
Это обстоятельство подчеркивает значение ранних сро- ков проведения психотерапии, что послужило основани- ем выдвижения принципа <неотложной психотерапии> (Л. И. Завилянская, 1966) или <скорой психотерапевтичес- кой помощи> (М. С. Лебединский, 1971).
В ряде случаев патопсихологический эксперимент вво- дите в структуру психотерапевтического процесса и ис- пользуется для объективного подтверждения выдвигаемых психотерапевтом положений. В этих случаях можно гово- рить о специальной методике психотерапевтически направ- ленного психологического эксперимента (В. М. Блейхер, Л. И. Завилянская, 1966, 1970).
Задача психолога заключается в том, чтобы показать больному известную сохранность у него психических фун- кций, которые пациент считает грубо нарушенными, под- черкнуть наличие ресурсов для противостояния болезни и инвалидизации. Психологическое исследование может быть при этом использовано для изменения самооценки состояния больного и его субъективного прогноза.
Обнаруживаемое в эксперименте улучшение показате- лей психотерапевт также использует для выработки у боль- ного оптимистической позиции.
Методики экспериментальней патопсихологии
На вооружении патопсихологов находится мно- жество экспериментальных методик, с помощью кото- рых исследуются особенности психических процессов и состояний.
Используемые в патопсихологических исследовани- ях методики характеризуются направленностью на звенья психических процессов. В патопсихологических методи- ках воссоздаются конкретные ситуации. Разрешение их требует от обследуемого определенного вида деятельнос-
22
ти, изучение которого и является целью проводимого ис- следования. В психологическом эксперименте модели- руется некая проблемная ситуация, требующая раскры- тия, так как отдельные, входящие в эту ситуацию эле- менты находятся в неадекватных соотношениях (С. Л. Ру- бинштейн, 1958). Решение экспериментального задания сводится к раскрытию взаимоотношений между элемен- тами проблемной ситуации в результате ее анализа и к поискам адекватного способа приведения составных час- тей ситуации в соответствие.
Разделение патопсихологических методик на качествен- ные и психометрические, т. е. служащие для измерения тех или иных психических функций, необоснованно. Дело в том, что методики, направленные на выявление качес- твенных закономерностей психической деятельности боль- ных, доступны в большинстве случаев статистической об- работке. Использование же психометрических тестов без качественного анализа получаемого с их помощью мате- риала неправомерно и приводит к ошибочным выводам (см. раздел <Психометрические методы исследования ин- теллекта>).
Весьма условно и деление экспериментально-психоло- гических методик на словесные (вербальные) и предмет- ные (невербальные). Даже пользуясь невербальной мето- дикой, исследующий, как правило, не ограничивается ре- гистрацией полученных результатов, но путем расспроса старается выяснить у больного мотивы, которыми он ру- ководствовался, выполняя задание, интересуется рассуж- дениями больного по поводу проделываемой им в процес- се обследования работы. Кроме того, следует учитывать, что в выполнении заданий по невербальным методикам неизменно участвует система процессов внутренней речи обследуемого.
Разделение методик в соответствии с их направлен- ностью на исследование той или иной психической функ- ции также является условным. Как правило, большинст- во методик свидетельствуют своими результатами о со-
23
стоянии нескольких функций. Большинство патопсихоло- гических методик обладают широким диапазоном. Нель- зя ограниченно исследовать только память, только вни- мание, только мышление. В связи с этим мы должны ого- вориться, что произведенная нами в этой книге группи- ровка методик также условна и ее использование продик- товано удобством изложения.
С другой стороны, существуют группы патопсихоло- гических методик, имеющих общую направленность. Так, особенности течения ассоциаций обнаруживаются при ис- следовании Методиками классификации, исключения, в ассоциативном эксперименте, пиктограммах.
Один и тот же психический дефект обнаруживается при исследовании различных проявлений психической де- ятельности обследуемого - так, эмоциональное уплоще- ние может выступить при исследовании столь различ- ными методиками, как проба на запоминание, пикто- граммы, с помощью картинок с эмоциональным подтек- стом, при определении уровня притязаний. Повышенная истощаемость определяется при исследовании таблица- ми Шульте, Крепелина, в корректурной пробе, при обра- зовании аналогий и т. д.
Из сказанного вытекают два принципа подбора экспе- риментально-психологических методик. Это, во-первых, сочетание методик, позволяющих более полно и всесто- ронне исследовать какие-либо проявления психической де- ятельности. Например, при исследовании памяти употреб- ляются пробы на заучивание искусственных звукосочета- ний, слов и ассоциативных пар слов, применяются мето дики, позволяющие судить о кратковременной и долгов- ременной памяти, о непосредственном и опосредованном запоминании и т. д. Во-вторых, сочетание близких по на- правленности методик позволяет судить о достоверности, надежности полученных результатов. Данные, получае- мые в клинико-психологическом эксперименте с помощью одной методики, всегда желательно подтвердить резуль- татами, полученными с помощью других методик.
24
При выборе для исследования той или иной методики следует помнить, что направленность ее может изменить- ся даже при незначительном на первый взгляд видоизме- нении инструкции. Так, Т. И. Тепеницына (1967), изучая психологическую структуру резонерства, установила, что количество резонерских суждений, выявляемых в экспе- рименте, увеличивается при изменении направленности инструкции, при которой актуализируется, усиливается личностно-оценочная позиция больного. При выяснении понимания смысла пословиц и поговорок наряду с обыч- ной инструкцией (как вы понимаете смысл пословицы?) автор задавал вопрос и в несколько иной форме (как вы относитесь к пословице?). Часто одного этого изменения инструкции было достаточно, чтобы спровоцировать ре- зонерство.
Из значительного количества патопсихологических эк- спериментальных методик в каждом случае исследующий пользуется ограниченным их числом. Обычно для обсле- дования одного больного достаточно 8-9 методик, выби- раемых в соответствии с задачами исследования. Качест- во патопсихологического исследования в значительной мере зависит от того, какое количество методик имеется в арсенале исследующего. Владение возможно большим числом приемов экспериментального исследования поз- воляет точнее направить опыт, подобрать наиболее адек- ватные методики, а также получить при исследовании более достоверные результаты, так как данные, получае- мые различными методиками, будут всесторонне харак- теризовать особенности психической деятельности обсле- дуемого и в ряде случаев подтверждают друг друга.
В выборе методик патопсихологического исследова- ния могут играть существенную роль следующие обстоя- тельства.
1. Цель исследования - дифференциальная диагнос- тика (в зависимости от предполагаемых заболеваний), оп- ределение глубины психического дефекта, изучение эф- фективности терапии. Там, где предполагается шизофре-
25
нический процесс, применяются одни методики исследо- вания, при обследовании больного эпилепсией с целью установления выраженности интеллектуально-мнестичес- ких расстройств - другие. Для многократных исследова- ний в ходе лечения избираются методики, располагающие значительным количеством равных по трудности вариан- тов заданий.
2. Образование больного и его жизненный опыт, на- пример, недостаточно грамотному испытуемому не сле- дует давать задания по методике образования сложных ана- логий.
3. Иногда существенную роль играют особенности кон- такта с больным. Так, нередко приходится обследовать больного с нарушением деятельности слухового или зри- тельного анализатора. При глухоте максимально исполь- зуются задания, рассчитанные на зрительное восприятие. Даже в пробе на запоминание слова испытуемому не за- читываются, а предъявляются в письменном виде. При плохом зрении, наоборот, все методики варьируются для слухового восприятия.
В процессе исследования методики обычно применя- ют по возрастающей сложности - от более простых к сложным. Исключение составляет обследование испыту- емых> от которых ожидают агравации или симуляции. В этих случаях иногда более трудные задания выполняются нарочито неверно. Эта же особенность характерна и для состояний псевдодеменции, когда успешно выполняются более сложные задания и нелепо - элементарно-простые (А. М. Шуберт, 1957).
Большинство патопсихологических методик отличается простотой, для проведения исследования с их помощью необходимо лишь заготовить таблицы, рисунки. Работу патопсихолога облегчает наличие в лаборатории отпеча- танных типографским способом таблиц, бланков. Пато- психолог должен располагать известным <ассортиментом> методик, подбор которых должен быть продуманным. На- пример, нельзя ограничиться таблицами лишь для сло-
26
весного или только предметного варианта методики ис- ключения, каждый из этих вариантов имеет свои преиму- щества при определенной постановке опыта, а иногда же- лательно использование обоих. Для обследования боль- ного нельзя применять методику, приемами проведения которой исследующий не овладел в достаточной мере. Изготовление некоторых таблиц для исследования требу- ет <отработки нормы> по ним. Так, нельзя использовать приготовленные в своей лаборатории таблицы Шульте, руководствуясь показателями нормы, почерпнутыми из исследований, проводившихся в других лабораториях, и с помощью таблиц, возможно, отличающихся размером и яркостью цифр, их освещенностью.
Особого внимания требует введение в работу лабора- торий оригинальных методик или модификаций уже из- вестных. В этих случаях должна быть уточнена не только теоретическая возможность применения данной методи- ки, но и необходимо ее апробировать на статистически до- стоверной группе обследуемых для подтверждения пра- вильности предположения о направленности этой мето- дики на изучение тех или иных психических процессов и надежности получаемых с ее помощью результатов.
Эффективность того или иного метода психологичес- кого исследования определяется с помощью понятий на- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|