|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовется в 1 балл. Общая оценка до 9 баллов соответствует норме, от 9 до 18 баллов - невротическим тенденциям и свыше 20 баллов - выраженному неврозу. Оценивается соотношение показателей по разным шкалам. Так, высо- кие показатели по шкалам общеневротической и вегета- тивных расстройств свидетельствуют о неврастении или астеническом состоянии другого генеза. При наличии по- вышенных показателей по многим шкалам судят о син- дромологическом оформлении болезненного состояния по шкале с преобладающим показателем. При наличии вы- соких показателей по двум шкалам речь идет о сложном характере невротического синдрома.
Опросник А. Кокошкаровой (1976) включает 83 вопро- са, распределенных по 8 шкалам: лжи, вегетативных рас- стройств, неврастении, психастении, истерии, ипохондрии, депрессии, деперсонализации - дереализации.
Оценка производится с помощью специального клю- ча. Различают отрицательный, сомнительный и положи-
180
тельим лпуяьтаты (по всем, по одной или по несколь- ким ОНЕМ-<- По суммарной оценке выделяют три воз- можные - II терпи: норма, нерезко выраженные невроти- ческие илв ерозоподобные тенденции, выраженные не- врозы или ммроэоподобные состояния.
Лица, дм шве при исследовании отрицательный ре- зультат, выпадают из контингента, подлежащего дальней- шему наблюдению и исследованию. Давшие положитель- ный результат направляются для дальнейшего исследова- ния к врачу. При сомнительном результате вопрос о необ- ходимости дальнейшего исследования решается индиви- дуально. Тест, по данным автора, отличается высокой диагностической возможностью. Так, невроз с помощью этого теста диагностирован в 88,2 % случаев. Результаты, полученные с помощью опросника А. Кокошкаровой, в высокой степени коррелируют с данными, получаемыми при применении опросника Хека - Хесс. Автор сама от- мечает зависимость результатов исследования от позиции обследуемого и указывает, что при отрицательном отно- шении к исследованию или при опасении разглашения результатов получаются недостоверные данные.
По данным А. Кокошкаровой (1983), скрининг-опрос- ники в сущности выявляют фактор нейротизма и дают син- дромологическую характеристику болезненного состояния. Они малоинформативны и практически непригодны в це- лях нозологической диагностики, например для разграни- чения невроза и неврозоподобного состояния.
Шкала реактивной и личностной тревожности Спил- иер1ера(С. V. Ьр1е1Ьсгег, 1/и, 1/2) различая понято тревоги как состояния и тревожности, как черты, свойства личности. Тревога характеризуется различной интенсив- ностью, изменчивостью во времени, наличием осознавае- мых неприятных переживаний напряженности, озабочен- ности, беспокойства, опасений, выраженной активацией деятельности вегетативной нервной системы. Возникает тревога как реакция человека на различные стрессы, чаще психогенного, социально-психологического характера.
181
Личностную тревожность автор рассматривает как свов- ства индивида, она является конституциональным призна- ком, относится к предрасположенности. Личностная тре- вожность - это относительно постоянное свойство чело- века видеть угрозу своему благополучию в самых различ- ных ситуациях. Личностная тревожность является пре- диспозицией, облегчающей возникновение реакций тре- воги. Шкала тревоги Тейлор в сущности направлена на измерение личностной тревожности, а не состояний реак- тивной тревоги.
Шкала Спилбергера учитывает дифференциацию фак- торов личностной тревожности и реактивной тревоги. Она представляет собой опросник, состоящий из двух подшкал. Подшкала личностной тревожности включает в себя 20 ут- верждений, которые обследуемый должен оценить по 4- балльной системе: <почти никогда>, <иногда>, <часто>, <почти всегда>. Примеры утверждений по этой подшкале: я слишком переживаю из-за пустяков; я стараюсь избе- гать критических ситуаций и трудностей.
Подшкала реактивной тревоги также состоит из 20 ут- верждений. Из них 10 констатируют, а 10 отрицают нали- чие тревоги. Оценка утверждений: <нет, это совсем не так>, <пожалуй, так>, <верно>, <совершенно верно>. Примеры утверждений по подшкале реактивной тревоги: я не нахо- жу себе места; мне ничто не угрожает.
Шкала Спилбергера крайне проста, она относится к эк- спресс-методикам, и применение ее требует очень мало времени. В СССР шкалу Спилбергера модифицировал, адаптировал и стандартизировал К). Л. Ханин (1976, 1978). Им же получены ориентировочные нормативы: низкий уро- вень тревоги - 20-34 балла, средний уровень - 35-44 балла, высокий уровень - 46 баллов и выше. Суммарные оценки получаются путем подсчета результатов с помощью ключа, учитывающего инвертированные утверждения. Ме- тодика может представить интерес для обследования боль- ных с депрессивными и тревожно-депрессивными состоя- ниями различного генеза.
182
Мкпя В-<И- - тестера. Разработан О. Вес1апапп и И. 6. 11с1йег (197) ХЖ ясследования личности и анали- за еофпльных 0ПМММ8ЯЙ, в особенности отношений в ма- лых группах. Тест ккт представление о том, какими об- следуемые видят себя, какими бы они хотели видеть себя, какими они мям других, какими их видят окружающие, какими, по их мнению, должен быть идеальный предста- витель той или иной группы.
Тест стандартизован на лицах в возрасте 18-60 лет и включает 3 варианта одних и тех же 40 биполярных утвер- ждений (<Я>, <Он>, <Она>). В опроснике выделяются 6 ос- новных шкал и 2 шкалы тенденций.
1. Шкала социального резонанса (от негативного к по- зитивному). Отрицательный полюс характеризуется непри- влекательностью, малым интересом к своей внешности, неуважением окружающих, их нелюбовью. Соответствен- но на положительном полюсе располагаются лица при- влекательные, умеющие постоять за себя, уважаемые и ценимые другими людьми. Итак, в первой шкале изуча- ется вопрос о взаимоотношении с окружением, опреде- ленный аспект социальной роли. Пример утверждений:
Считаю, что мне... 3210123 скорее трудно
II. Шкала доминантности (уступчивости). На одном полюсе - лица, легко вступающие в споры, своенравные, нетерпеливые, склонные к доминированию, на другом - уступчивые, редко вступающие в споры, терпеливые. При- мер утверждений:
Считаю, что я скорее 3210123 ... скорее предпочитаю стремлюсь управлять следовать воле, другими, чем... указаниям других.
III. Шкала контроля (недостаточно контролирующие себя - упорядоченные, с высоким уровнем самоконтро- ля). Для первых характерны неупорядоченность, непосто- янство, склонность к шалостям, легкомысленным поступ-
183
.. .скорее легко завоевать симпатии других людей.
кам, неумение распоряжаться деньгами. Для <сверхкон- трольных> характерны выраженная упорядоченность, усер- дие, правдивость до фанатичности, неспособность к ша- лостям и беззаботному поведению. Пример утверждений:
Считаю, что мне 3210123 ...очень легко быть трудно вести себя непринужденным. непринужденно...
IV. Шкала преобладающего настроения (гипоманиа- кальные - депрессивные). На крайних полюсах этой шка- лы находятся: редко бывающие удрученными, мало склон- ные к самоанализу, почти несамокритичные, не скрываю- щие раздражения, часто удрученные, склонные к чрезмер- ному самоанализу, самокритичные, не проявляющие раз- дражения. Пример утверждений: Думаю, что я редко... 3210123.. .очень часто упрекаю себя.
V. Шкала открытости - замкнутости. Лица, демон- стрирующие высокие показатели по этой шкале, характе- ризуются на одном полюсе доверчивостью, раскрытостью перед другими людьми, потребностью в любви; на дру- гом - замкнутостью, недоверчивостью, отстраненностью от других людей, тенденцией скрывать собственную пот- ребность в любви. Пример утверждений:
Мне кажется, что я 321012 ...скорее близость к чувствую скорее другим людям. отчужденность...
VI. Шкала социальных возможностей (социально сла- бые - социально сильные). Социальная слабость, по мне- нию авторов, характеризуется необщительностью, слабой способностью к самоотдаче, неспособностью к длитель- ным привязанностям, бедной фантазией. И, наоборот, про- тивоположный полюс - лица, любящие бывать в общес- тве, склонные к самоотдаче и длительным привязаннос- тям, с богатой фантазией. Пример утверждений:
Мне кажется, что по 3210123 ...скорее необщителен, характеру я скорее замкнут. общителен...
184
Л)к дополнительные шкалы основаны на подсчете за- чцЩутых обследуемым нулей и зачеркнутых троек. В пер- бм случае высокий показатель рассматривается как про- ждение эмоционального безразличия к выполняемому за- дюяю, во втором - указывает, например, на возбужден- ное состояние, низкий самоконтроль. Эти шкалы играют роль оценочных, они характеризуют установку личности на ситуацию исследования, в каждом отдельном случае повышение количества такого рода ответов требует тща- тельного анализа.
Обследуемый по каждому утверждению отмечает свою личностную позицию. Сумма этих <сырых> оценок пере- носится на бланк протокола с помощью специального клю- ча. Сверху на бланке протокола обозначены соответству- ющие <сырым> оценкам стандартные единицы. При груп- повых исследованиях, когда нет необходимости вычерчи- вать индивидуальные профили, перевод оценок в стандар- тные осуществляется с помощью таблицы.
Авторы подвергали результаты исследования психо- аналитической интерпретации, однако они указывают, что такая трактовка данных не обязательна, сам по себе диаг- ностический профиль не требует каких-либо концептуаль- ных трактовок, он представляет просто цепь подтвержден- ных математическим анализом связей между отдельны- ми признаками.
При повторном использовании теста в ходе психоте- рапии можно убедиться в изменении взаимоотношений между врачом и больным. Так, при успешности лечения самооценка больного все больше будет приближаться к оценке его врачом и, наоборот, будет все больше отли- чаться. если терапия не приносит больному облегчения. Оценка врача больным содержит ожидания и установки, определяемые социальными и социально-психологиче- скими факторами. В ходе лечения эта оценка также мо- жет меняться.
Эта возможность применения теста Бекмана - Рихте- ра была убедительно показана X. Гоза Леоном (1982), про-
185
водившим исследование взаимоотношений между врачом и больным в клинике некоторых психосоматических за- болеваний. Он обследовал больных, страдающих, по М. В1еи1ег, истинными психосоматозами - язвенной бо- лезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемичес- кой болезнью сердца, бронхиальной астмой. В качестве основных методов исследования автор использовал тест Бекмана - Рихтера и применявшийся ранее В. А. Ташлы- ковым (1974) метод оценочного конструирования, в кото- ром характеристика личности воссоздается путем оценки ее по стандартному набору личностных свойств. Исследо- вания X. Гоза Леона показали высокую степень корреля- ции между этими методиками. Анализ полученных дан- ных позволил автору выделить два образа лечащего вра- ча - сопереживающий и эмоционально-нейтральный. Из них первый является идеальным образом лечащего врача, а второй - нежелательным. Соответственно были выде- лены основные типы эмоционального контакта между врачом и больным и формы ролевого поведения врача (ру- ководство, партнерство, руководство - партнерство). Ав- тор показал, что система взаимоотношений врача и боль- ного в процессе лечения не является стабильной, она пред- ставляет крайне подвижный процесс, отражающий роль множества факторов и имеющий большое значение для эффективности лечения, особенно психотерапии. Анало- гичные данные были получены В. А. Ташлыковым (1974, 1978), изучавшим взаимоотношения между психотерапев- том и больными неврозами.
Важность таких исследований заключается в том, что знание установок больного в отношении лечащего врача, своей болезни и ее лечения позволяет врачу управлять про- цессом установления оптимального эмоционального кон- такта, разрабатывать и осуществлять реабилитационные мероприятия.
Метод Роршаха. Стимульный материал метода Рорша- ха (Н. К.ог5сЬасЬ, 1921) состоит из 10 таблиц с полихром- ными и одноцветными симметричными изображениями,
186
<пятиам>>. К-Мйае <<Циагение демонстрируется обсле- дуемому п<>Я1КН>пея>я>, при этом ему предлагается от- ветить на вопросы: <Ч> это может быть? На что это по- хоже?> В процессе исследования обследуемый не получа- ет никакой дополнительной информации. Все интересую- щие экспериментатора вопросы могут быть заданы толь- ко после окончания исследования.
Полученные ответы-интер1фетацин дословно протоко- лируются. Формализация интерпретаций проводится по следующим пяти счетным категориям.
1. Локализационная особенность интерпретации. Здесь регистрируется, был ли представленный ответ целостным, т. е. охватывающим все изображение ОУ), или относился к какой-либо детали (В, Вс1).
2. Детерминанты, или характеристика <качества> отве- та. При создании образа обследуемый может отдавать пред- почтение форме изображения (Р) или выделять цвет, ко- торый может быть в различных сочетаниях с формой (РС, СР, С), полутона (с, с), усматривать в созданном образе движение (М).
3. Знак формы. Форма оценивается положительным (+) или отрицательным знаком (-), который показывает, насколько адекватно отражены форма пятна, его контуры в созданном образе. В качестве критерия служат интер- претации здоровыми соответствующих изображений и их деталей.
4. Учет содержания интерпретации, которое может быть самым разнообразным. Н><ример, изображение трактуется как человек (Н), жижушое (А), огонь (Р1) и т. д.
5. Дополнительные факторы. Прежде всего здесь мо- жет быть отмечена оригинадымсть (От) или популярность (Р) интерпретации, а затем уже и те факторы, которые не имеют особо разработаннав системы обозначений, пред- ставляя собой важные качественные характеристики отве- та (например, персеверации, описание вместо интерпрета- ции и т. п.).
187
Показатель оригинальности ответов различается в за- висимости от четкости формы. При ответах по форме и цвету и чисто цветовых показатель оригинальности обоз- начается знаком (-) и свидетельствует не об оригиналь- ности мышления или фантазии, а о патологической дез- организации мышления. Учет дополнительных факторов позволяет получить ценные данные, особенно при обсле- довании психически больных.
Таким образом, каждая интерпретация обследуемого получает определенный формализованный вид, например: табл. II - <два человека, пожимающих друг другу руки>. Ответ приобретает вид: М+Н, т. е. изображение интер- претировано в целом ОАО, обследуемый видит человечес- кие существа в движении (М), знак формы положитель- ный, поскольку большинство обследуемых усматривают здесь двух людей, по содержанию - человек (Н).
В многочисленных исследованиях была выработана оп- ределенная психологическая характеристика показателей метода Роршаха. Рассмотрим психологическое значение некоторых показателей.
Прежде всего о том, что представляет различный под- ход обследуемого к интерпретации изображений (выбор целого или деталей). Значительное количество целостных интерпретаций с положительным знаком свидетельствует о богатстве воображения, способности к синтезу, критич- ности ума. Если появляются целостные интерпретации с отрицательным знаком формы, это рассматривается как нарушение в синтезе, отсутствие критичности.
Выбор детали изображения для построения образа является наиболее частым и свидетельствует (при нали- чии положительной формы) о конкретной интеллекту- альной активности обследуемого. Мелкие дробные де- тали (0(1) с негативной формой появляются преимущес- твенно у психически больных, для здоровых они неха- рактерны.
Как уже указывалось, детерминанты явянются важней- шими категориями подсчета, основная информация о лич-
188
ности, по Н. К.ог5сЬасЬ, может быть получена только при тщательном изучении <качества> ответов.
Наиболее часто в протоколах исследования, по Н. К.ог- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|