Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



21 страница


ется в 1 балл. Общая оценка до 9 баллов соответствует  

норме, от 9 до 18 баллов - невротическим тенденциям и  

свыше 20 баллов - выраженному неврозу. Оценивается  

соотношение показателей по разным шкалам. Так, высо-  

кие показатели по шкалам общеневротической и вегета-  

тивных расстройств свидетельствуют о неврастении или  

астеническом состоянии другого генеза. При наличии по-  

вышенных показателей по многим шкалам судят о син-  

дромологическом оформлении болезненного состояния по  

шкале с преобладающим показателем. При наличии вы-  

соких показателей по двум шкалам речь идет о сложном  

характере невротического синдрома.  

 

Опросник А. Кокошкаровой (1976) включает 83 вопро-  

са, распределенных по 8 шкалам: лжи, вегетативных рас-  

стройств, неврастении, психастении, истерии, ипохондрии,  

депрессии, деперсонализации - дереализации.  

 

Оценка производится с помощью специального клю-  

ча. Различают отрицательный, сомнительный и положи-  

 

180  

 

тельим лпуяьтаты (по всем, по одной или по несколь-  

ким ОНЕМ-<- По суммарной оценке выделяют три воз-  

можные - II терпи: норма, нерезко выраженные невроти-  

ческие илв ерозоподобные тенденции, выраженные не-  

врозы или ммроэоподобные состояния.  

 

Лица, дм шве при исследовании отрицательный ре-  

зультат, выпадают из контингента, подлежащего дальней-  

шему наблюдению и исследованию. Давшие положитель-  

ный результат направляются для дальнейшего исследова-  

ния к врачу. При сомнительном результате вопрос о необ-  

ходимости дальнейшего исследования решается индиви-  

дуально. Тест, по данным автора, отличается высокой  

диагностической возможностью. Так, невроз с помощью  

этого теста диагностирован в 88,2 % случаев. Результаты,  

полученные с помощью опросника А. Кокошкаровой, в  

высокой степени коррелируют с данными, получаемыми  

при применении опросника Хека - Хесс. Автор сама от-  

мечает зависимость результатов исследования от позиции  

обследуемого и указывает, что при отрицательном отно-  

шении к исследованию или при опасении разглашения  

результатов получаются недостоверные данные.  

 

По данным А. Кокошкаровой (1983), скрининг-опрос-  

ники в сущности выявляют фактор нейротизма и дают син-  

дромологическую характеристику болезненного состояния.  

Они малоинформативны и практически непригодны в це-  

лях нозологической диагностики, например для разграни-  

чения невроза и неврозоподобного состояния.  

 

Шкала реактивной и личностной тревожности Спил-  

иер1ера(С. V. Ьр1е1Ьсгег, 1/и, 1/2) различая понято  

тревоги как состояния и тревожности, как черты, свойства  

личности. Тревога характеризуется различной интенсив-  

ностью, изменчивостью во времени, наличием осознавае-  

мых неприятных переживаний напряженности, озабочен-  

ности, беспокойства, опасений, выраженной активацией  

деятельности вегетативной нервной системы. Возникает  

тревога как реакция человека на различные стрессы, чаще  

психогенного, социально-психологического характера.  

 

181  

 

Личностную тревожность автор рассматривает как свов-  

ства индивида, она является конституциональным призна-  

ком, относится к предрасположенности. Личностная тре-  

вожность - это относительно постоянное свойство чело-  

века видеть угрозу своему благополучию в самых различ-  

ных ситуациях. Личностная тревожность является пре-  

диспозицией, облегчающей возникновение реакций тре-  

воги. Шкала тревоги Тейлор в сущности направлена на  

измерение личностной тревожности, а не состояний реак-  

тивной тревоги.  

 

Шкала Спилбергера учитывает дифференциацию фак-  

торов личностной тревожности и реактивной тревоги. Она  

представляет собой опросник, состоящий из двух подшкал.  

Подшкала личностной тревожности включает в себя 20 ут-  

верждений, которые обследуемый должен оценить по 4-  

балльной системе: <почти никогда>, <иногда>, <часто>,  

<почти всегда>. Примеры утверждений по этой подшкале:  

я слишком переживаю из-за пустяков; я стараюсь избе-  

гать критических ситуаций и трудностей.  

 

Подшкала реактивной тревоги также состоит из 20 ут-  

верждений. Из них 10 констатируют, а 10 отрицают нали-  

чие тревоги. Оценка утверждений: <нет, это совсем не так>,  

<пожалуй, так>, <верно>, <совершенно верно>. Примеры  

утверждений по подшкале реактивной тревоги: я не нахо-  

жу себе места; мне ничто не угрожает.  

 

Шкала Спилбергера крайне проста, она относится к эк-  

спресс-методикам, и применение ее требует очень мало  

времени. В СССР шкалу Спилбергера модифицировал,  

адаптировал и стандартизировал К). Л. Ханин (1976, 1978).  

Им же получены ориентировочные нормативы: низкий уро-  

вень тревоги - 20-34 балла, средний уровень - 35-44  

балла, высокий уровень - 46 баллов и выше. Суммарные  

оценки получаются путем подсчета результатов с помощью  

ключа, учитывающего инвертированные утверждения. Ме-  

тодика может представить интерес для обследования боль-  

ных с депрессивными и тревожно-депрессивными состоя-  

ниями различного генеза.  

 

182  

 

Мкпя В-<И- - тестера. Разработан О. Вес1апапп  

и И. 6. 11с1йег (197) ХЖ ясследования личности и анали-  

за еофпльных 0ПМММ8ЯЙ, в особенности отношений в ма-  

лых группах. Тест ккт представление о том, какими об-  

следуемые видят себя, какими бы они хотели видеть себя,  

какими они мям других, какими их видят окружающие,  

какими, по их мнению, должен быть идеальный предста-  

витель той или иной группы.  

 

Тест стандартизован на лицах в возрасте 18-60 лет и  

включает 3 варианта одних и тех же 40 биполярных утвер-  

ждений (<Я>, <Он>, <Она>). В опроснике выделяются 6 ос-  

новных шкал и 2 шкалы тенденций.  

 

1. Шкала социального резонанса (от негативного к по-  

зитивному). Отрицательный полюс характеризуется непри-  

влекательностью, малым интересом к своей внешности,  

неуважением окружающих, их нелюбовью. Соответствен-  

но на положительном полюсе располагаются лица при-  

влекательные, умеющие постоять за себя, уважаемые и  

ценимые другими людьми. Итак, в первой шкале изуча-  

ется вопрос о взаимоотношении с окружением, опреде-  

ленный аспект социальной роли. Пример утверждений:  

 

Считаю, что мне... 3210123  

скорее трудно  

 

II. Шкала доминантности (уступчивости). На одном  

полюсе - лица, легко вступающие в споры, своенравные,  

нетерпеливые, склонные к доминированию, на другом -  

уступчивые, редко вступающие в споры, терпеливые. При-  

мер утверждений:  

 

Считаю, что я скорее 3210123 ... скорее предпочитаю  

стремлюсь управлять следовать воле,  

другими, чем... указаниям других.  

 

III. Шкала контроля (недостаточно контролирующие  

себя - упорядоченные, с высоким уровнем самоконтро-  

ля). Для первых характерны неупорядоченность, непосто-  

янство, склонность к шалостям, легкомысленным поступ-  

 

183  

 

.. .скорее легко завоевать  

симпатии других людей.  

 

кам, неумение распоряжаться деньгами. Для <сверхкон-  

трольных> характерны выраженная упорядоченность, усер-  

дие, правдивость до фанатичности, неспособность к ша-  

лостям и беззаботному поведению. Пример утверждений:  

 

Считаю, что мне 3210123 ...очень легко быть  

трудно вести себя непринужденным.  

непринужденно...  

 

IV. Шкала преобладающего настроения (гипоманиа-  

кальные - депрессивные). На крайних полюсах этой шка-  

лы находятся: редко бывающие удрученными, мало склон-  

ные к самоанализу, почти несамокритичные, не скрываю-  

щие раздражения, часто удрученные, склонные к чрезмер-  

ному самоанализу, самокритичные, не проявляющие раз-  

дражения. Пример утверждений:  

Думаю, что я редко... 3210123.. .очень часто упрекаю себя.  

 

V. Шкала открытости - замкнутости. Лица, демон-  

стрирующие высокие показатели по этой шкале, характе-  

ризуются на одном полюсе доверчивостью, раскрытостью  

перед другими людьми, потребностью в любви; на дру-  

гом - замкнутостью, недоверчивостью, отстраненностью  

от других людей, тенденцией скрывать собственную пот-  

ребность в любви. Пример утверждений:  

 

Мне кажется, что я 321012 ...скорее близость к  

чувствую скорее другим людям.  

отчужденность...  

 

VI. Шкала социальных возможностей (социально сла-  

бые - социально сильные). Социальная слабость, по мне-  

нию авторов, характеризуется необщительностью, слабой  

способностью к самоотдаче, неспособностью к длитель-  

ным привязанностям, бедной фантазией. И, наоборот, про-  

тивоположный полюс - лица, любящие бывать в общес-  

тве, склонные к самоотдаче и длительным привязаннос-  

тям, с богатой фантазией. Пример утверждений:  

 

Мне кажется, что по 3210123 ...скорее необщителен,  

характеру я скорее замкнут.  

общителен...  

 

184  

 

Л)к дополнительные шкалы основаны на подсчете за-  

чцЩутых обследуемым нулей и зачеркнутых троек. В пер-  

бм случае высокий показатель рассматривается как про-  

ждение эмоционального безразличия к выполняемому за-  

дюяю, во втором - указывает, например, на возбужден-  

ное состояние, низкий самоконтроль. Эти шкалы играют  

роль оценочных, они характеризуют установку личности  

на ситуацию исследования, в каждом отдельном случае  

повышение количества такого рода ответов требует тща-  

тельного анализа.  

 

Обследуемый по каждому утверждению отмечает свою  

личностную позицию. Сумма этих <сырых> оценок пере-  

носится на бланк протокола с помощью специального клю-  

ча. Сверху на бланке протокола обозначены соответству-  

ющие <сырым> оценкам стандартные единицы. При груп-  

повых исследованиях, когда нет необходимости вычерчи-  

вать индивидуальные профили, перевод оценок в стандар-  

тные осуществляется с помощью таблицы.  

 

Авторы подвергали результаты исследования психо-  

аналитической интерпретации, однако они указывают, что  

такая трактовка данных не обязательна, сам по себе диаг-  

ностический профиль не требует каких-либо концептуаль-  

ных трактовок, он представляет просто цепь подтвержден-  

ных математическим анализом связей между отдельны-  

ми признаками.  

 

При повторном использовании теста в ходе психоте-  

рапии можно убедиться в изменении взаимоотношений  

между врачом и больным. Так, при успешности лечения  

самооценка больного все больше будет приближаться к  

оценке его врачом и, наоборот, будет все больше отли-  

чаться. если терапия не приносит больному облегчения.  

Оценка врача больным содержит ожидания и установки,  

определяемые социальными и социально-психологиче-  

скими факторами. В ходе лечения эта оценка также мо-  

жет меняться.  

 

Эта возможность применения теста Бекмана - Рихте-  

ра была убедительно показана X. Гоза Леоном (1982), про-  

 

185  

 

водившим исследование взаимоотношений между врачом  

и больным в клинике некоторых психосоматических за-  

болеваний. Он обследовал больных, страдающих, по  

М. В1еи1ег, истинными психосоматозами - язвенной бо-  

лезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемичес-  

кой болезнью сердца, бронхиальной астмой. В качестве  

основных методов исследования автор использовал тест  

Бекмана - Рихтера и применявшийся ранее В. А. Ташлы-  

ковым (1974) метод оценочного конструирования, в кото-  

ром характеристика личности воссоздается путем оценки  

ее по стандартному набору личностных свойств. Исследо-  

вания X. Гоза Леона показали высокую степень корреля-  

ции между этими методиками. Анализ полученных дан-  

ных позволил автору выделить два образа лечащего вра-  

ча - сопереживающий и эмоционально-нейтральный. Из  

них первый является идеальным образом лечащего врача,  

а второй - нежелательным. Соответственно были выде-  

лены основные типы эмоционального контакта между  

врачом и больным и формы ролевого поведения врача (ру-  

ководство, партнерство, руководство - партнерство). Ав-  

тор показал, что система взаимоотношений врача и боль-  

ного в процессе лечения не является стабильной, она пред-  

ставляет крайне подвижный процесс, отражающий роль  

множества факторов и имеющий большое значение для  

эффективности лечения, особенно психотерапии. Анало-  

гичные данные были получены В. А. Ташлыковым (1974,  

1978), изучавшим взаимоотношения между психотерапев-  

том и больными неврозами.  

 

Важность таких исследований заключается в том, что  

знание установок больного в отношении лечащего врача,  

своей болезни и ее лечения позволяет врачу управлять про-  

цессом установления оптимального эмоционального кон-  

такта, разрабатывать и осуществлять реабилитационные  

мероприятия.  

 

Метод Роршаха. Стимульный материал метода Рорша-  

ха (Н. К.ог5сЬасЬ, 1921) состоит из 10 таблиц с полихром-  

ными и одноцветными симметричными изображениями,  

 

186  

 

<пятиам>>. К-Мйае <<Циагение демонстрируется обсле-  

дуемому п<>Я1КН>пея>я>, при этом ему предлагается от-  

ветить на вопросы: <Ч> это может быть? На что это по-  

хоже?> В процессе исследования обследуемый не получа-  

ет никакой дополнительной информации. Все интересую-  

щие экспериментатора вопросы могут быть заданы толь-  

ко после окончания исследования.  

 

Полученные ответы-интер1фетацин дословно протоко-  

лируются. Формализация интерпретаций проводится по  

следующим пяти счетным категориям.  

 

1. Локализационная особенность интерпретации. Здесь  

регистрируется, был ли представленный ответ целостным,  

т. е. охватывающим все изображение ОУ), или относился  

к какой-либо детали (В, Вс1).  

 

2. Детерминанты, или характеристика <качества> отве-  

та. При создании образа обследуемый может отдавать пред-  

почтение форме изображения (Р) или выделять цвет, ко-  

торый может быть в различных сочетаниях с формой (РС,  

СР, С), полутона (с, с), усматривать в созданном образе  

движение (М).  

 

3. Знак формы. Форма оценивается положительным  

(+) или отрицательным знаком (-), который показывает,  

насколько адекватно отражены форма пятна, его контуры  

в созданном образе. В качестве критерия служат интер-  

претации здоровыми соответствующих изображений и их  

деталей.  

 

4. Учет содержания интерпретации, которое может  

быть самым разнообразным. Н><ример, изображение  

трактуется как человек (Н), жижушое (А), огонь (Р1) и  

т. д.  

 

5. Дополнительные факторы. Прежде всего здесь мо-  

жет быть отмечена оригинадымсть (От) или популярность  

(Р) интерпретации, а затем уже и те факторы, которые не  

имеют особо разработаннав системы обозначений, пред-  

ставляя собой важные качественные характеристики отве-  

та (например, персеверации, описание вместо интерпрета-  

ции и т. п.).  

 

187  

 

Показатель оригинальности ответов различается в за-  

висимости от четкости формы. При ответах по форме и  

цвету и чисто цветовых показатель оригинальности обоз-  

начается знаком (-) и свидетельствует не об оригиналь-  

ности мышления или фантазии, а о патологической дез-  

организации мышления. Учет дополнительных факторов  

позволяет получить ценные данные, особенно при обсле-  

довании психически больных.  

 

Таким образом, каждая интерпретация обследуемого  

получает определенный формализованный вид, например:  

табл. II - <два человека, пожимающих друг другу руки>.  

Ответ приобретает вид: М+Н, т. е. изображение интер-  

претировано в целом ОАО, обследуемый видит человечес-  

кие существа в движении (М), знак формы положитель-  

ный, поскольку большинство обследуемых усматривают  

здесь двух людей, по содержанию - человек (Н).  

 

В многочисленных исследованиях была выработана оп-  

ределенная психологическая характеристика показателей  

метода Роршаха. Рассмотрим психологическое значение  

некоторых показателей.  

 

Прежде всего о том, что представляет различный под-  

ход обследуемого к интерпретации изображений (выбор  

целого или деталей). Значительное количество целостных  

интерпретаций с положительным знаком свидетельствует  

о богатстве воображения, способности к синтезу, критич-  

ности ума. Если появляются целостные интерпретации с  

отрицательным знаком формы, это рассматривается как  

нарушение в синтезе, отсутствие критичности.  

 

Выбор детали изображения для построения образа  

является наиболее частым и свидетельствует (при нали-  

чии положительной формы) о конкретной интеллекту-  

альной активности обследуемого. Мелкие дробные де-  

тали (0(1) с негативной формой появляются преимущес-  

твенно у психически больных, для здоровых они неха-  

рактерны.  

 

Как уже указывалось, детерминанты явянются важней-  

шими категориями подсчета, основная информация о лич-  

 

188  

 

ности, по Н. К.ог5сЬасЬ, может быть получена только при  

тщательном изучении <качества> ответов.  

 

Наиболее часто в протоколах исследования, по Н. К.ог-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1044
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь