Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



31 страница


вышенном уровне притязаний. Недостаточность внимания  

проявляется также в ошибках, свидетельствующих о на-  

рушении дифференцировочного торможения, - в коррек-  

турной пробе зачеркиваются другие буквы, иногда похо-  

жие на заданные инструкций, иногда - расположенные  

по соседству с ними.  

 

Сочетание неустойчивого внимания, облегченного об-  

разования ассоциаций, ускоренного течения мыслей при-  

водит к своеобразным изменениям речи больного - от-  

дельные высказывания не связаны какой-либо общей  

идеей, характерны случайные ассоциации, нередко по со-  

звучию. Объектом рассуждений становится любой пред-  

мет, на который больной обратил внимание. При значи-  

тельном ускорении мышления говорят о скачке идей -  

мысли так быстро сменяют одна другую, что со стороны  

это воспринимается как непрерывный словесный поток. В  

то же время при скачке идей в отличие от шизофреничес-  

кой разорванности нетрудно все же уловить известную по-  

следовательность мыслей, хотя и редуцированных, не до-  

веденных до конца, и их, хотя и весьма поверхностную,  

взаимосвязь. Лишь в случаях крайне резкого ускорения  

мышления перестают улавливаться переходы между от-  

дельными мыслями. В этих случаях говорят о маниакаль-  

ной (вихревой) спутанности. Ускоренное мышление в силу  

своей неустойчивости может характеризоваться утратой  

объекта рассуждения.  

 

Речь при скачке идей отражает хаотичность и повы-  

шенную изменчивость целенаправленности мыслительных  

процессов, высокую отвлекаемость больного. При уско-  

ренном мышлении больные не останавливаются на отдель-  

ных идеях, их суждения поспешны, непродуманны, од-  

носторонни, поверхностны. Ускоренное мышление в це-  

 

273  

 

лом носит характер поверхностного, непослелнвате.чьно-  

го, лабильного.  

 

При патопсихологическом исследовании такие непро-  

думанные, поспешные суждения легко корригируются при  

указании больному на допущенную им ошибку. Исклю-  

чение составляют случаи гневливой мании, когда боль-  

ные резко отрицательно воспринимают любую попытку  

вмешательства в их рассуждения.  

 

Впечатление об ускорении течения психических про-  

цессов при объективном обследовании больных в маниа-  

кальном состоянии оказывается внешним. Так, скорость  

сенсомоторных реакций и латентный период между про-  

изнесением слова-раздражителя и ответной реакцией в эк-  

сперименте у них часто не ускорены. Наоборот, эпизоди-  

чески наблюдается ухудшение этих показателей в связи с  

неустойчивостью внимания. Ускорение мышления - это  

скорее впечатление, возникающее в связи с легкостью воз-  

никновения ассоциации и лабильностью суждений, быст-  

рой сменой мыслей.  

 

Наличие ускоренного мышления у больного значитель-  

но затрудняет патопсихологическое исследование. Это в  

первую очередь относится к дифференциальной диагнос-  

тике между циркулярными маниями и маниоформными  

состояниями при шизоаффективном течении шизофрении.  

Ускорение мышления в таких случаях маскирует типич-  

ные для шизофрении расстройства мышления, соскаль-  

зывания, разорванность. Лишь когда сходят на нет мани-  

акальноподобные проявления, отчетливо проступают рас-  

стройства мышления шизофренического характера. Об  

этом надо помнить и не спешить с диагностическим суж-  

дением в случаях, когда в клинической картине одновре-  

менно отмечаются признаки ускорения мышления и ши-  

зофренические симптомы.  

 

В психологической диагностике маниакальных состо-  

янии важную роль могут сыграть данные, полученные по  

методике ММР1. Профиль личности маниакальных боль-  

ных характеризуется подъемом по шкале 9, сопровожда-  

 

<> 100 х> 1. Г К / г 1 > С7 1 <  

 

 

 

к м № 50 <> К го ч>  

 

-Г//  

//  

 

 

 

 

 

 

Рис. 21. Профиль личности  

по ММР1 больного Р.  

(маниакальная фаза МДП)  

 

ющимся снижением на шка-  

ле 2 и особенно на шкале О  

(рис. 21). Данные ММР1 ха-  

рактеризуют только наличие  

маниакального синдрома, но  

не дают никаких указаний на  

его нозологическую принад-  

лежность.  

 

В депрессивной фазе  

МДП, наряду с гипотимией и  

замедлением психомоторики,  

отмечается замедленное (за-  

торможенное) мышление. При этом замедлен темп тече-  

ния мыслительных процессов, уменьшены объем и коли-  

чество идей. Больные говорят о субъективном чувстве за-  

труднения мышления, об ощущении своей интеллектуаль-  

ной несостоятельности, жалуются, что у них <мало мыс-  

лей>. Нередко по контрасту они переоценивают свое со-  

стояние до болезни или в светлом промежутке. Характер-  

но существенное замедление темпа ассоциаций, отчетли-  

во проявляющееся увеличением латентного периода сло-  

весных реакций в ассоциативном эксперименте. Замедлен-  

ное мышление отличается уменьшением количества пред-  

ставлений, оно малоподвижно, инертно. Затруднен пере-  

ход от одной мысли к другой. Это приводит как бы к за-  

стреванию на мысли, моноидеизму. В своих рассуждени-  

ях больной медлителен, испытывает затруднения в фор-  

мировании словесного отчета о ходе мыслей. Страдает  

также направленность мышления - больные жалуются на  

невозможность закончить процесс размышления, говорят,  

что им трудно довести свои рассуждения до конца.  

 

Представление больного о цели мыслительной дея-  

тельности не страдает, но формируется оно значитель-  

но медленнее, чем у здорового человека. Даже осознав  

цель мышления и не обнаруживая снижения интеллек-  

та, больной ее либо вовсе не достигает, либо достигает  

частично и с большим ТОУЛОМ Зямрпприир М1-1ТТГГТДТТТ1П  

 

одинаково сказывается в затруднениях как формирова-  

ния цели мыслительной деятельности, так и в достиже-  

нии этой цели, т. е. в результативности мыслительной  

деятельности.  

 

Замедление мышления при патопсихологическом ис-  

следовании выражается в увеличении времени, затра-  

чиваемого на каждое задание, в трудности перехода об-  

следуемого от одного задания к другому. Больному труд-  

но сосредоточиться на выполняемом задании. Обладая  

совершенно сохранным уровнем обобщения и отвлече-  

ния, он тем не менее с трудом усваивает инструкцию по  

выполнению задания, особенно в тех случаях, когда эк-  

спериментальная задача отличается значительным объ-  

емом и в ее течении модус деятельности обследуемого  

должен изменяться соответственно инструкции. Этому  

способствуют выраженные затруднения концентрации  

активного внимания, хотя при нерезко выраженной деп-  

рессии в ситуации исследования недостаточность актив-  

ного внимания удается преодолеть, и по мере выполне-  

ния задания (таблицы Шульте, исследование работо-  

способности по Крепелину) наблюдаются некоторое  

улучшение результатов, явления запаздывающей вра-  

батываемости.  

 

Изучая психологический дефицит у больных МДП,  

заключающийся в недостаточности или утрате способ-  

ности выполнять задания при исследовании интеллек-  

туальных функций, хотя уровень последних не снижен,  

8. 81готгеп (1977) установил, что запоминание и кон-  

центрация внимания соотносятся с такими психопато-  

логическими проявлениями, как ажитация, заторможен-  

ность, степень выраженности гипотимии. .1. Ьисгупа  

и Е. Коууаа (1978), исследуя у больных с депрессией  

память, способность к научению, внимание, перцепцию  

и психомоторную активность, установили, что резуль-  

таты при депрессии достоверно хуже по сравнению с  

контрольной группой здоровых обследуемых. В процессе  

лечения при клинически обнаруживаемом улучшении  

 

276  

 

состояния результаты также повышались. Авторы от-  

метили, что результаты исследования к вечеру обычно  

лучше, чем утром. Следует, однако, помнить, что по-  

следнее может быть обнаружено только при нерезко вы-  

раженных депрессиях, которым присущи суточные ко-  

лебания настроения.  

 

Большинство исследований для определения степе-  

ни депрессии используют разные шкалы депрессии, ос-  

нованные на оценке или самооценке. Оценочные шка-  

лы депрессии не являются психологическими методи-  

ками, речь идет о клинически подбираемом и группи-  

руемом по соответствующим разделам наборе симпто-  

мов, которые характеризуют типичные для депрессий  

изменения психики, вегетативной нервной системы,  

соматические проявления.  

 

На основе самооценки построены шкалы депрессии,  

используемые сами по себе или в структуре многофак-  

торных опросников. К первым относится шкала депрес-  

сии Т. Ташева (1970), включающая 50 утверждений. По  

ответам обследуемого создается определенный набор  

симптомов, в анализе которого переходят к синдромаль-  

ной оценке: различаются эмоциональный, волевой, ве-  

гетативный, интеллектуально-мыслительный синдромы.  

Сравнение показателей по разным синдромам, по дан-  

ным Т. Ташева (1979), дает своеобразный профиль лич-  

ности - депрессиограмму. Автор пишет об известной  

специфике депрессиограмм, обусловленной этиопатоге-  

нетическими моментами. Методика эта представляет  

определенный интерес, однако у нас она не была адап-  

тирована и апробирована и поэтому мы не располагаем  

собственным опытом ее применения.  

 

Наиболее распространенной является психологичес-  

кая диагностика депрессивной фазы с помощью ММР1.  

Усредненный профиль личности больных с депрессией  

характеризуется (Ф. П. Березин, М. П. Мирошников,  

Р. В. Рожакец, 1976) максимальным повышением на  

шкале 2 и умеренным повышением на шкале 1 при вто-  

 

277  

 

к>  

т  

ко  

за  

ю  

70  

ео  

10  

м  

зо  

10  

10  

 

7 г к < г 5 с 7 ! а  

 

ром подъеме на шкалах 7 и  

8. Профиль личности резко  

снижается на шкале 9 и не-  

сколько повышается на шка-  

ле 0 (рис. 22).  

 

Рис. 22. Профиль личности  

по МММ больной Р.  

(депрессивная фаза МДП)  

 

Профиль личности при  

циркулярной депрессии при-  

обретает отличительные свой-  

ства в зависимости от особен-  

ностей депрессивного синдро-  

ма. Так, по данным  

И. И. .Кутько и Л. Ф. Шесто-  

 

паловой (1986), при тоскливой депрессии характерен код  

профиля 2 7 8, при тревожной -271, при астенической  

(апатической) - 7 21 с более иизкям расположением, чем  

при первых двух вариантах.  

 

Методика ММР1 может оказаться полезной для диаг-  

ностики в случаях нетипичного течения МДП. Приводим  

два интересных в этом отношении наблюдения.  

 

Рис. 23. Профиль личности  

по ММР1 больного И.  

(циклотимическая  

депрессия)  

 

У больной Л. в течение 6 лет маблюдалось 4 приступа МДП.  

Клиническая картина каждый раз характеризовалась сочетани-  

ем двигательно-речевого возбуждения с депрессивным настрое-  

нием и тревогой. Отмечается типичное для мании ускоренное  

мышление, однако содержание мыслительной деятельности  

носит депрессивный характер. Ьольиая озабочена тем, что она  

должна уйти на пенсию и понес-  

т< материальный ущерб. Когда  

ярМ спрашивает ее о причинах  

такого решения, больная моти-  

вирует его в плане идей самооб-  

мжеиня (сколько из-за нее мо-  

гут страдать выполняющие ее  

обязаиности сотрудники?). Каж-  

дый раз такое смешанное состо-  

яние перед выходом из фазы  

сменяется чистой депрессией. На  

высоте депрессивного возбужде-  

ния проведено психологическое  

обследование больной. При этом  

 

278  

 

1 1Р Кгут 4-? гт в)  

по  

т1  

;  

зо4-  

/1  

7В/  

№л  

50)  

и  

+  

№1  

ю1  

 

обнаружены признаки выраженной лабильности мышления,  

вплоть до скачки идей. сочетающиеся с депрессивной самоо-  

ценкой по методике Дембо - Рубинштейн и типично депрес-  

сивным профилем личности по ММР1. Таким образом, речь в  

данном случае идет об атипичном течении МДП, при котором  

клиническая картина фаз соответствует синдрому депрессивно-  

го возбуждения по Е, КгаереНп (1913).  

 

Больной М. длительное время безуспешно лечился по по-  

воду неврастении. При патопсихологическом исследовании со-  

вершенно отсутствовали признаки истощаемости, отмечалась  

несколько запаздывающая врабатываемость в методиках, на-  

правленных на определение работоспособности, активное вни-  

мание плохо концентрировалось. По ММР1 - депрессивный  

профиль личности с относительно невысоким подъемом по  

шкале 2 (рис. 23). Установлен диагноз циклотимии (астени-  

ческая циклотимическаядепрессия, по Ю. В. Каннабиху, 1941).  

Таким образом, речь шла об одном из вариантов маскирован-  

ной депрессии. Лечение антидепрессантами дало положитель-  

ный результат.  

 

При исследовании по шкале Спилбергера мы обнару-  

живали у больных МДП в депрессивной фазе высокие  

показатели личностной тревожности и особенно реактив-  

ной тревоги. У большинства больных показатель трево-  

ги значительно превышал 46 баллов. При этом мы не  

видели существенной разницы между больными, у кото-  

рых циркулярная депрессия выявлена в молодом и зре-  

лом возрасте, и больными, у которых депрессия впервые  

возникла в пожилом возрасте. Это обстоятельство гово-  

рит о том, что обнаружения в клинической картине тре-  

воги явно недостаточно для разграничения депрессий в  

различные возрастные периоды. Следует согласиться с  

мнением Ю. Л. Нуллера (1981) о том, что тревога прису-  

ша любой депрессии и зависит от степени гипотимии.  

 

Как уже отмечалось, представление об эмоциональ-  

ном состоянии больного дает исследование самооценки по  

методике Дембо - Рубинштейн. При этом депрессия мо-  

жет быть обнаружена по косвенным проявлениям, опос-  

редованно, например при оценке больным себя по шка-  

 

279  




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1586
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь