|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовнии откликнуться на шутку, о тенденции соотнести ситу- ацию юмористического рисунка со своим жизненным опы-
Одним из вариантов этой методики можно рассматри- вать разработанный Н. К. Киященко (1965) вариант мето- дики ТАТ. Если при исследовании методикой ТАТ обсле- дуемому говорят, что опыт направлен на изучение его во- ображения, то при модификации Н. К. Киященко в ин- струкции сообщается, что исследуется восприятие боль- ного. Таким образом, меняется установка обследуемого, он не стремится продемонстрировать возможности своего воображения. В оценке результатов обращается внимание на активность обследуемого, его отношение к содержа- нию рисунка, способность выделить эмоциональный под- текст рисунка.
Особое внимание умению обследуемого выделить эмо- циональный подтекст картины придается в предложенной А. И. Лапицким (1970) методике <Сопоставление картин с эмоционально насыщенным сюжетом>. Методика эта на- поминает методику исключения - обследуемому предла- гают 4 репродукции художественных картин, из которых одну он должен исключить по отличию ее эмоционально- го и тематического содержания. В то же время все четыре картины должны иметь некоторые общие формальные при- знаки (общность плана, перспективы и т. п.).
Методика апробирована А. И. Лапицким на здоровых обследуемых и больных шизофренией. При этом у боль- ных шизофренией выявлена неспособность вчувствовать- ся в переживания других лиц (в данном случае персона- жей картин), постичь их внутреннее состояние, намере- ния и замыслы.
Установление последовательности событий. Методи- ка предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследова- ния сопоставления, т. е. сравнительной оценки несколь- ких данных в их отношениях друг к другу. Для выполне- ния задания испытуемый должен установить различия в
88
отдельных элементах рисунков и, руководствуясь ими, оп- ределить последовательность расположения сюжетных ри- сунков, установить связь событий, отраженных на этих рисунках.
Для исследования необходимо подготовить несколько серий сюжетных рисунков. Эти серии отличаются по сте- пени сложности. С этой же целью используются рассказы в рисунках X. Бидструпа. Последние более сложны. Кро- ме того, при использовании карикатур характер задания несколько меняется - выявляется доступность для боль- ного заложенного в сюжете компонента юмора. Для ис- следования могут быть использованы и картинки из соот- ветствующих субтестов методик исследования Векслера и Мейли.
Обследуемому объясняют, что на картинках изобра- жено какое-то событие, и, если он их правильно, по по- рядку, разместит, то получится связный рассказ об этом событии.
Затем исследующий регистрирует в протоколе поря- док расположения больным рисунков и записывает сопро- вождающую выполнение задания мотивировку решения, ход рассуждений. Если задание сразу выполняется оши- бочно, то можно на это указать обследуемому и предло- жить начать все сначала. Важно отношение больного к обнаруженным ошибкам. В ряде случаев, особенно при ослабоумливающих органических заболеваниях головно- го мзга, оно свидетельствует о нарушении критичности мышления. Если больной, несмотря на подсказку иссле- дующего, не может правильно расположить рисунки, то опыт можно упростить - серия сюжетных рисунков пред- лагается ему в правильном порядке и он должен лишь составить рассказ, который отражал бы последовательность развития событий.
При объяснении больным хода своих рассуждений не- обходимо выяснить, что служило основным критерием для сопоставления этих рисунков во времени - выделил ли больной общие для всех рисунков серии элементы, как
89
улавливались им изменения, отличающие один рисунок от другого.
Затруднения в установлении развития сюжета по се- рии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения. Особенно явственно они обнаруживаются при органических поражениях голов- ного мозга с преимущественной локализацией в лобных отделах (Б. В. Зейгарник, 1943; А. Р. Лурия, 1947), когда больные описывают отдельно каждый рисунок, но сопо- ставить их не могут и приходят к совершенно нелепым выводам о развивающемся на этих рисунках событии. Причем для такого рода больных с лобным синдромом характерна абсолютная некритичность мышления, их оши- бочные рассуждения недоступны коррекции.
Методика для выявления нарушений критичности мышления. Разработана (В. М. Блейхер, В. А. Худик. 1982) на основе методики установления последовательнос- ти событий. Некритичность мышления в эксперименталь- ной ситуации, моделируемой с помощью методики, ха- рактеризуется утратой контроля над интеллектуальными процессами, рассогласованием акцептора деятельности.
Методика включает в себя несколько серий картинок, обычно используемых для установления последователь- ности развития по ним определенного сюжета. Первая се- рия (рис. 3, а) содержит 4 картинки, вторая (рис. 3, б)-6 картинок. Две картинки второй серии, однако, не соответ- ствуют сюжетной линии рассказа, они либо содержат про- тиворечащие ему детали, либо в них игнорируются неко- торые основные признаки, играющие важную роль в раз- витии сюжета. Однако и по стилю, и по основным персо- нажам они существенно не отличаются от других карти- нок второй серии.
Разработаны параллельные варианты, позволяющие проводить повторные обследования больного этой ме- тодикой через некоторое время, например, в процессе лечения. Больные с нарушениями критичности мышления не
90
могут <иделит> кярМШНМрпфакты. Они пытаются вклю- чить их в соеяммвИЙИ> картинкам рассказ, становя- щийся от этхмфбввШЙМИЙМтым. Некоторые больные, убе- дившись в том, <МОКказ не получается, откладывают все картинки сяфмйу заявляют исследующему о том, что не могут м-)1-п> задание.
Классифи> т-1 Методика классификации применя- ется для нсследо-(мя уровня процессов обобщения и от- влечения, воследовательности суждений. В процессе ис- следования выявляется отношение больного к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошибкам - сам ли он их замечает или после подсказки исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их. Методика впервые была предложена К. Со1- (1810111 (1920) для обследования больных с афатическими расстройствами. У нас она применяется в модификации Л. С. Выготского и Б. В. Зейгарник (1958).
Для исследования необходим набор карточек с изобра- жением различных предметов, растений, животных. Изо- бражения могут быть заменены надписями. Таким обра- зом, можно говорить о предметной и словесной класси- фикации - методики эти, как и аналогичные, словесный и предметный варианты методики исключения, неравно- значны, о чем свидетельствуют исследования Т. И. Тепе- ницыной (1959) и В. М. Блейхера (1965). Так, например, особенности шизофренического мышления легче высту- пают при предметной классификации. Значительно более трудной оказывается предметная классификация по срав- нению со словесной и для больных со сниженным уров- нем процессов обобщения и отвлечения, так как она со- держит больше элементов (детали рисунка), провоцирую- щих несущественные, конкретные ассоциации.
Набор карточек для классификации должен быть спе- циально подготовлен, предусматривать возможность раз- личных ступеней обобщения. Непродуманно изготовлен- ные наборы карточек предопределяют выполнение зада-
91
Рис. 3. Серии картинок для исследования критичности мышления
ния, например по конкретно-ситуационному типу. В свя- зи с этим желательно пользоваться набором карточек, под- готовленным в лаборатории экспериментальной патопси- хологии Московского НИИ психиатрии.
В проведении опыта можно выделить два основных этапа. На первом обследуемый более или менее самостоя- тельно образует группы: одежда, мебель, школьные при- надлежности, орудия труда, измерительные приборы, люди. Последние две группы, по С. Я. Рубинштейн (1962), представляют наибольшие трудности для выделения. Так, объединение вместе часов, весов, термометра и штанен- циркуля требует выделения наиболее существенного, аб- страктного признака, выявляющего их сходство. К группе людей относятся различные представители, охарактери- зованные на карточках по-разному: представители различ- ных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение испытуемым этих групп свидетельствует об определен-
92
ной сохранности процессов обобщения и отвлечения. На втором этапе происходит образование более крупных групп - растений, животных и предметов. Этот этап ха- рактеризует более высокую ступень обобщения.
Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмеча- ются все группировки - правильные и ошибочные. При
93
этом важно отметить в протоколе отношение больного к обнаруженной ошибке - исправляет ли овсе, не повто- ряется ли эта ошибка в последующем. Следует регистри- ровать рассуждения больного в процессе выполнения за- дания, так как в них нередко содержится мотивировка оши- бочного суждения. Наличие нескольких идевтичных, од- ноименных групп (например, две группы одежды, разде- ление на несколько групп посуды) свидетельствует о не- достаточности внимания.
Исключение. Данные, получаемые при исследовании методикой исключения, позволяют судить об уровне про- цессов обобщения и отвлечения, о способности испытуе- мого выделить существенные признаки предметов или яв- лений. Существуют два варианта методики исключения - словесный и предметный.
Словесный вариант производится при помощи блан- ка, содержащего серии из 5 слов. Обследуемому гово- рят, что 4 из 5 слов в серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Если об- следуемый сразу не усвоил инструкцию, то 1-2 приме- ра исследующий решает совместно с ним: <Василий, Федор, Семен и Порфирий - имена, а Иванов - фами- лия>; <молоко, сливки, сыр, сметана - молочные про- дукты, а сало - животный жир>. Убедившись в том, что принцип выполнения задания обследуемый усвоил, ему предлагается самостоятельно выполнять последующие примеры, вычеркивая карандашом на специальном бланке подлежащее исключению слово. При отсутствии блан- ков исследующий зачитывает серии слов и отмечает в протоколе характер решения.
Приводим типичные примеры для исследования по ме- тодике исключения в ее словесном варианте: дряхлый, ста- рый, изношенный, маленький, ветхий; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. Существенную роль играет отношение обследуемого к
94
допущенным ошибкам - ом ли он их заметил или с по- мощью исследующего, кис ее мотивирует ошибочные ре- шения и насколько они доступны коррекции.
Для проведения предметного варианта необходимо под- готовить набор карточек, каждая из которых содержит изо- бражения 4 предметов. Дается инструкция: <Из изобра- женных на рисунке 4 предметов 3 имеют между собой общее, их можно объедияить в одну группу, называть одним словом, а 1 существенно от них отличается и дол- жен быть исключен>. Как и в предыдущем варианте, от- дельные серии предъявляются обследуемому в определен- ной последовательности, с нарастающей сложностью. На- ряду с выполнимыми заданиями в эту методику иногда специально вводят серии рисунков, где нельзя такого рода обобщение произвести. Здоровые в таких случаях либо заявляют, что задание невыполнимо, либо дают обуслов- ленно формальный ответ, например: <Из изображенных на этом рисунке предметов нельзя выделить группу из 3, но если вы настаиваете, то я предлагаю следующее реше- ние - в отличие от яблока, роза, шуба и книга несъедоб- ны>. Такого рода невыполнимые задания применяют при обследовании больных шизофренией.
Выделение существенных признаков. Методика, как это явствует из названия, выявляет способность испытуе- мого дифференцировать существенные признаки предме- тов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по харак- теру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным блан- ком, либо исследующий устно предъявляет испытуемому задачи, например:
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Предварительно дается инструкция: <В каждой строч- ке здесь 1 слово находится перед скобками, а 5-в скоб-
95
ках. Все слова, находящиеся в скобках, вмеют какое-те отношение к стоящему перед скобкам>. Оюко вы долж- ны из них выбрать 2 наиболее сущестееикмк., вляющих- ся неотъемлемыми признаками слое>, стоящего перед скобками. Выберите только 2 и подчеркните их>. Часто обследуемые приступают к заданию, невнимательно про- слушав инструкцию, и решения их в этих случаях новерх- ностны, легкомысленны. Тогда следует обратить мима- ние обследуемого на то, что он не усвоил инструкцию, и повторить ее. Некоторые больные, обычно при интеллек- туальной недостаточности, не сразу понимают, что от них требуется. В этих случаях желательно вместе с ними ре- шить 1-2 задачи.
Слова в задачах подобраны таким образом, что обсле- дуемому приходится продемонстрировать свою способ- ность уловить абстрактное значение тех или иных поня- тий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, ко неверного способа решения, при котором вместо су- щественных выделяются частные, конкретно-ситуацион- ные признаки. Так, к слову <игра> правильное решение предусматривает такие существенные признаки, как <иг- роки> и <правила>, в то же время некоторые обследуемые здесь выбирают слово <карты>. При таком решении зада- ния следует обязательно обсудить с больным результаты. Иногда даже подсказка исследующего о том, что речь идет об абстрактном значении этих понятий, не помогает об- следуемому найти правильное решение. Это свидетель- ствует о недостаточности у него уровня процессов обоб- щения и отвлечения. Ошибочные решения могут носить и характер отдельных непоследовательных суждений (напри- мер, при астенических состояниях). В этих случаях боль- ные при обращении их внимания на допущенную ошибку сами ее исправляют.
Образование аналогий. Для выполнения этого зада- ния обследуемому необходимо установить логические свя- зи и отношения между понятиями. Кроме того, как и при исследовании предыдущей методикой, в опыте легко об-
96
наруживаются нарушения последовательности суждений, когда обследуемый на время перестает следовать избран- ному им модусу решения задания. Аналогии в различных задачах строятся по разным принципам, и наличие инер- тности психических процессов значительно затрудняет для ряда больных выполнение задания - в последующей за- даче они пытаются выделить аналогию по принципу пред- ыдущей задачи.
Различают образование простых и сложных аналогий. Образование простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов - образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Причем справа вверху первое слово искомой пары указано, а ниж- нее нужно выделить из 5. Например:
электричество проволока
лампочка, ток, вода, трубы, кипение
Обследуемому объясняют, что, так же как электричес- тво идет по проволоке, пар идет по трубам. Совместно с обследуемым можно решить еще один, более трудный и отличающийся другим принципом построения пример.
Обязательно для примера надо выбрать задачи, где ана- логия строится поразному принципу. Для некоторых об- следуемых это служит предупреждением о возможности ошибок. Иногда принцип выполнения задания можно объ- яснить арифметическим примером образования пропорций. Такое объяснение оказывается успешным при определен- ной интеллектуальной сохранности.
В анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции. Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|