Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



11 страница


нии откликнуться на шутку, о тенденции соотнести ситу-  

ацию юмористического рисунка со своим жизненным опы-  

 

Одним из вариантов этой методики можно рассматри-  

вать разработанный Н. К. Киященко (1965) вариант мето-  

дики ТАТ. Если при исследовании методикой ТАТ обсле-  

дуемому говорят, что опыт направлен на изучение его во-  

ображения, то при модификации Н. К. Киященко в ин-  

струкции сообщается, что исследуется восприятие боль-  

ного. Таким образом, меняется установка обследуемого,  

он не стремится продемонстрировать возможности своего  

воображения. В оценке результатов обращается внимание  

на активность обследуемого, его отношение к содержа-  

нию рисунка, способность выделить эмоциональный под-  

текст рисунка.  

 

Особое внимание умению обследуемого выделить эмо-  

циональный подтекст картины придается в предложенной  

А. И. Лапицким (1970) методике <Сопоставление картин  

с эмоционально насыщенным сюжетом>. Методика эта на-  

поминает методику исключения - обследуемому предла-  

гают 4 репродукции художественных картин, из которых  

одну он должен исключить по отличию ее эмоционально-  

го и тематического содержания. В то же время все четыре  

картины должны иметь некоторые общие формальные при-  

знаки (общность плана, перспективы и т. п.).  

 

Методика апробирована А. И. Лапицким на здоровых  

обследуемых и больных шизофренией. При этом у боль-  

ных шизофренией выявлена неспособность вчувствовать-  

ся в переживания других лиц (в данном случае персона-  

жей картин), постичь их внутреннее состояние, намере-  

ния и замыслы.  

 

Установление последовательности событий. Методи-  

ка предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследова-  

ния сопоставления, т. е. сравнительной оценки несколь-  

ких данных в их отношениях друг к другу. Для выполне-  

ния задания испытуемый должен установить различия в  

 

88  

 

отдельных элементах рисунков и, руководствуясь ими, оп-  

ределить последовательность расположения сюжетных ри-  

сунков, установить связь событий, отраженных на этих  

рисунках.  

 

Для исследования необходимо подготовить несколько  

серий сюжетных рисунков. Эти серии отличаются по сте-  

пени сложности. С этой же целью используются рассказы  

в рисунках X. Бидструпа. Последние более сложны. Кро-  

ме того, при использовании карикатур характер задания  

несколько меняется - выявляется доступность для боль-  

ного заложенного в сюжете компонента юмора. Для ис-  

следования могут быть использованы и картинки из соот-  

ветствующих субтестов методик исследования Векслера и  

Мейли.  

 

Обследуемому объясняют, что на картинках изобра-  

жено какое-то событие, и, если он их правильно, по по-  

рядку, разместит, то получится связный рассказ об этом  

событии.  

 

Затем исследующий регистрирует в протоколе поря-  

док расположения больным рисунков и записывает сопро-  

вождающую выполнение задания мотивировку решения,  

ход рассуждений. Если задание сразу выполняется оши-  

бочно, то можно на это указать обследуемому и предло-  

жить начать все сначала. Важно отношение больного к  

обнаруженным ошибкам. В ряде случаев, особенно при  

ослабоумливающих органических заболеваниях головно-  

го мзга, оно свидетельствует о нарушении критичности  

мышления. Если больной, несмотря на подсказку иссле-  

дующего, не может правильно расположить рисунки, то  

опыт можно упростить - серия сюжетных рисунков пред-  

лагается ему в правильном порядке и он должен лишь  

составить рассказ, который отражал бы последовательность  

развития событий.  

 

При объяснении больным хода своих рассуждений не-  

обходимо выяснить, что служило основным критерием для  

сопоставления этих рисунков во времени - выделил ли  

больной общие для всех рисунков серии элементы, как  

 

89  

 

улавливались им изменения, отличающие один рисунок  

от другого.  

 

Затруднения в установлении развития сюжета по се-  

рии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня  

процессов обобщения и отвлечения. Особенно явственно  

они обнаруживаются при органических поражениях голов-  

ного мозга с преимущественной локализацией в лобных  

отделах (Б. В. Зейгарник, 1943; А. Р. Лурия, 1947), когда  

больные описывают отдельно каждый рисунок, но сопо-  

ставить их не могут и приходят к совершенно нелепым  

выводам о развивающемся на этих рисунках событии.  

Причем для такого рода больных с лобным синдромом  

характерна абсолютная некритичность мышления, их оши-  

бочные рассуждения недоступны коррекции.  

 

Методика для выявления нарушений критичности  

мышления. Разработана (В. М. Блейхер, В. А. Худик.  

1982) на основе методики установления последовательнос-  

ти событий. Некритичность мышления в эксперименталь-  

ной ситуации, моделируемой с помощью методики, ха-  

рактеризуется утратой контроля над интеллектуальными  

процессами, рассогласованием акцептора деятельности.  

 

Методика включает в себя несколько серий картинок,  

обычно используемых для установления последователь-  

ности развития по ним определенного сюжета. Первая се-  

рия (рис. 3, а) содержит 4 картинки, вторая (рис. 3, б)-6  

картинок. Две картинки второй серии, однако, не соответ-  

ствуют сюжетной линии рассказа, они либо содержат про-  

тиворечащие ему детали, либо в них игнорируются неко-  

торые основные признаки, играющие важную роль в раз-  

витии сюжета. Однако и по стилю, и по основным персо-  

нажам они существенно не отличаются от других карти-  

нок второй серии.  

 

Разработаны параллельные варианты, позволяющие  

проводить повторные обследования больного этой ме-  

тодикой через некоторое время, например, в процессе  

лечения.  

Больные с нарушениями критичности мышления не  

 

90  

 

могут <иделит> кярМШНМрпфакты. Они пытаются вклю-  

чить их в соеяммвИЙИ> картинкам рассказ, становя-  

щийся от этхмфбввШЙМИЙМтым. Некоторые больные, убе-  

дившись в том, <МОКказ не получается, откладывают  

все картинки сяфмйу заявляют исследующему о том,  

что не могут м-)1-п> задание.  

 

Классифи> т-1 Методика классификации применя-  

ется для нсследо-(мя уровня процессов обобщения и от-  

влечения, воследовательности суждений. В процессе ис-  

следования выявляется отношение больного к ситуации  

эксперимента и к характеру задания, его уверенность или  

неуверенность в правильности решения, его отношение к  

ошибкам - сам ли он их замечает или после подсказки  

исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или  

отстаивает их. Методика впервые была предложена К. Со1-  

(1810111 (1920) для обследования больных с афатическими  

расстройствами. У нас она применяется в модификации  

Л. С. Выготского и Б. В. Зейгарник (1958).  

 

Для исследования необходим набор карточек с изобра-  

жением различных предметов, растений, животных. Изо-  

бражения могут быть заменены надписями. Таким обра-  

зом, можно говорить о предметной и словесной класси-  

фикации - методики эти, как и аналогичные, словесный  

и предметный варианты методики исключения, неравно-  

значны, о чем свидетельствуют исследования Т. И. Тепе-  

ницыной (1959) и В. М. Блейхера (1965). Так, например,  

особенности шизофренического мышления легче высту-  

пают при предметной классификации. Значительно более  

трудной оказывается предметная классификация по срав-  

нению со словесной и для больных со сниженным уров-  

нем процессов обобщения и отвлечения, так как она со-  

держит больше элементов (детали рисунка), провоцирую-  

щих несущественные, конкретные ассоциации.  

 

Набор карточек для классификации должен быть спе-  

циально подготовлен, предусматривать возможность раз-  

личных ступеней обобщения. Непродуманно изготовлен-  

ные наборы карточек предопределяют выполнение зада-  

 

91  

 

 

 

Рис. 3. Серии картинок для исследования  

критичности мышления  

 

ния, например по конкретно-ситуационному типу. В свя-  

зи с этим желательно пользоваться набором карточек, под-  

готовленным в лаборатории экспериментальной патопси-  

хологии Московского НИИ психиатрии.  

 

В проведении опыта можно выделить два основных  

этапа. На первом обследуемый более или менее самостоя-  

тельно образует группы: одежда, мебель, школьные при-  

надлежности, орудия труда, измерительные приборы,  

люди. Последние две группы, по С. Я. Рубинштейн (1962),  

представляют наибольшие трудности для выделения. Так,  

объединение вместе часов, весов, термометра и штанен-  

циркуля требует выделения наиболее существенного, аб-  

страктного признака, выявляющего их сходство. К группе  

людей относятся различные представители, охарактери-  

зованные на карточках по-разному: представители различ-  

ных профессий, лыжник и, наконец, ребенок. Выделение  

испытуемым этих групп свидетельствует об определен-  

 

92  

 

 

 

ной сохранности процессов обобщения и отвлечения. На  

втором этапе происходит образование более крупных  

групп - растений, животных и предметов. Этот этап ха-  

рактеризует более высокую ступень обобщения.  

 

Ведение опыта тщательно протоколируется. Отмеча-  

ются все группировки - правильные и ошибочные. При  

 

93  

 

этом важно отметить в протоколе отношение больного к  

обнаруженной ошибке - исправляет ли овсе, не повто-  

ряется ли эта ошибка в последующем. Следует регистри-  

ровать рассуждения больного в процессе выполнения за-  

дания, так как в них нередко содержится мотивировка оши-  

бочного суждения. Наличие нескольких идевтичных, од-  

ноименных групп (например, две группы одежды, разде-  

ление на несколько групп посуды) свидетельствует о не-  

достаточности внимания.  

 

Исключение. Данные, получаемые при исследовании  

методикой исключения, позволяют судить об уровне про-  

цессов обобщения и отвлечения, о способности испытуе-  

мого выделить существенные признаки предметов или яв-  

лений. Существуют два варианта методики исключения -  

словесный и предметный.  

 

Словесный вариант производится при помощи блан-  

ка, содержащего серии из 5 слов. Обследуемому гово-  

рят, что 4 из 5 слов в серии являются в какой-то мере  

однородными понятиями и могут быть объединены по  

общему для них признаку, а 1 слово не соответствует  

этим требованиям и должно быть исключено. Если об-  

следуемый сразу не усвоил инструкцию, то 1-2 приме-  

ра исследующий решает совместно с ним: <Василий,  

Федор, Семен и Порфирий - имена, а Иванов - фами-  

лия>; <молоко, сливки, сыр, сметана - молочные про-  

дукты, а сало - животный жир>. Убедившись в том, что  

принцип выполнения задания обследуемый усвоил, ему  

предлагается самостоятельно выполнять последующие  

примеры, вычеркивая карандашом на специальном бланке  

подлежащее исключению слово. При отсутствии блан-  

ков исследующий зачитывает серии слов и отмечает в  

протоколе характер решения.  

 

Приводим типичные примеры для исследования по ме-  

тодике исключения в ее словесном варианте: дряхлый, ста-  

рый, изношенный, маленький, ветхий; смелый, храбрый,  

отважный, злой, решительный.  

Существенную роль играет отношение обследуемого к  

 

94  

 

допущенным ошибкам - ом ли он их заметил или с по-  

мощью исследующего, кис ее мотивирует ошибочные ре-  

шения и насколько они доступны коррекции.  

 

Для проведения предметного варианта необходимо под-  

готовить набор карточек, каждая из которых содержит изо-  

бражения 4 предметов. Дается инструкция: <Из изобра-  

женных на рисунке 4 предметов 3 имеют между собой  

общее, их можно объедияить в одну группу, называть  

одним словом, а 1 существенно от них отличается и дол-  

жен быть исключен>. Как и в предыдущем варианте, от-  

дельные серии предъявляются обследуемому в определен-  

ной последовательности, с нарастающей сложностью. На-  

ряду с выполнимыми заданиями в эту методику иногда  

специально вводят серии рисунков, где нельзя такого рода  

обобщение произвести. Здоровые в таких случаях либо  

заявляют, что задание невыполнимо, либо дают обуслов-  

ленно формальный ответ, например: <Из изображенных  

на этом рисунке предметов нельзя выделить группу из 3,  

но если вы настаиваете, то я предлагаю следующее реше-  

ние - в отличие от яблока, роза, шуба и книга несъедоб-  

ны>. Такого рода невыполнимые задания применяют при  

обследовании больных шизофренией.  

 

Выделение существенных признаков. Методика, как  

это явствует из названия, выявляет способность испытуе-  

мого дифференцировать существенные признаки предме-  

тов или явлений от несущественных, второстепенных.  

Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по харак-  

теру выполнения, позволяет судить о последовательности  

рассуждений испытуемого.  

 

Для исследования пользуются либо специальным блан-  

ком, либо исследующий устно предъявляет испытуемому  

задачи, например:  

 

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).  

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).  

 

Предварительно дается инструкция: <В каждой строч-  

ке здесь 1 слово находится перед скобками, а 5-в скоб-  

 

95  

 

ках. Все слова, находящиеся в скобках, вмеют какое-те  

отношение к стоящему перед скобкам>. Оюко вы долж-  

ны из них выбрать 2 наиболее сущестееикмк., вляющих-  

ся неотъемлемыми признаками слое>, стоящего перед  

скобками. Выберите только 2 и подчеркните их>. Часто  

обследуемые приступают к заданию, невнимательно про-  

слушав инструкцию, и решения их в этих случаях новерх-  

ностны, легкомысленны. Тогда следует обратить мима-  

ние обследуемого на то, что он не усвоил инструкцию, и  

повторить ее. Некоторые больные, обычно при интеллек-  

туальной недостаточности, не сразу понимают, что от них  

требуется. В этих случаях желательно вместе с ними ре-  

шить 1-2 задачи.  

 

Слова в задачах подобраны таким образом, что обсле-  

дуемому приходится продемонстрировать свою способ-  

ность уловить абстрактное значение тех или иных поня-  

тий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза,  

ко неверного способа решения, при котором вместо су-  

щественных выделяются частные, конкретно-ситуацион-  

ные признаки. Так, к слову <игра> правильное решение  

предусматривает такие существенные признаки, как <иг-  

роки> и <правила>, в то же время некоторые обследуемые  

здесь выбирают слово <карты>. При таком решении зада-  

ния следует обязательно обсудить с больным результаты.  

Иногда даже подсказка исследующего о том, что речь идет  

об абстрактном значении этих понятий, не помогает об-  

следуемому найти правильное решение. Это свидетель-  

ствует о недостаточности у него уровня процессов обоб-  

щения и отвлечения. Ошибочные решения могут носить и  

характер отдельных непоследовательных суждений (напри-  

мер, при астенических состояниях). В этих случаях боль-  

ные при обращении их внимания на допущенную ошибку  

сами ее исправляют.  

 

Образование аналогий. Для выполнения этого зада-  

ния обследуемому необходимо установить логические свя-  

зи и отношения между понятиями. Кроме того, как и при  

исследовании предыдущей методикой, в опыте легко об-  

 

96  

 

наруживаются нарушения последовательности суждений,  

когда обследуемый на время перестает следовать избран-  

ному им модусу решения задания. Аналогии в различных  

задачах строятся по разным принципам, и наличие инер-  

тности психических процессов значительно затрудняет для  

ряда больных выполнение задания - в последующей за-  

даче они пытаются выделить аналогию по принципу пред-  

ыдущей задачи.  

 

Различают образование простых и сложных аналогий.  

Образование простых аналогий производится с помощью  

специальных бланков, на которых слева располагаются  

пары слов - образцы, по аналогии с которыми следует  

выделить пару слов в правой половине бланка. Причем  

справа вверху первое слово искомой пары указано, а ниж-  

нее нужно выделить из 5. Например:  

 

электричество  

проволока  

 

лампочка, ток, вода, трубы, кипение  

 

Обследуемому объясняют, что, так же как электричес-  

тво идет по проволоке, пар идет по трубам. Совместно с  

обследуемым можно решить еще один, более трудный и  

отличающийся другим принципом построения пример.  

 

Обязательно для примера надо выбрать задачи, где ана-  

логия строится поразному принципу. Для некоторых об-  

следуемых это служит предупреждением о возможности  

ошибок. Иногда принцип выполнения задания можно объ-  

яснить арифметическим примером образования пропорций.  

Такое объяснение оказывается успешным при определен-  

ной интеллектуальной сохранности.  

 

В анализе результатов важно не только обнаружение  

ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1275
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь