Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



5 страница


 

35  

 

ставит под сомнение достоверность некоторых получен-  

ных при исследовании результатов, например, впечатле-  

ние об интеллектуальной недостаточности в этих случа-  

ях требует серьезных прямых и косвенных доказательств.  

В частности, нередко при установочном поведении об-  

следуемых (особенно когда исследование проводится в  

целях судебно-психиатрической экспертизы) мы наряду  

с ответами, как бы свидетельствующими о снижении  

уровня обобщения, с помощью применения параллель-  

ных по направленности методик получаем достаточно  

дифференцированные решения отдельных заданий. Од-  

нако для обнаружения в эксперименте такой <неравно-  

мерности уровня достижений> исследование должно про-  

водиться с помощью большого количества методик,  

располагаемых в отличие от обычного проведения иссле-  

дования не по степени нарастания трудности содержа-  

щихся в них экспериментальных заданий. Кроме-того, в  

этих случаях необходимо проводить исследование пов-  

торно и иногда с интервалами в несколько дней.  

 

В заключении нельзя ограничиваться перечнем при-  

менявшихся в процессе исследования методик и регис-  

трацией факта выполнения или невыполнения обследу-  

емым предложенных ему заданий. На основе анализа  

данных эксперимента необходимо выделить ведущие па-  

топсихологические особенности аналогично тому, как  

психиатр на одном из этапов врачебного мышления вы-  

членяет в клинической картине заболевания доминиру-  

ющий синдром. И патопсихолог ищет в структуре пси-  

хического дефекта обследуемого своего рода патопси-  

хологический синдром.  

 

В. заключении указываются обнаруженные при ис-  

следовании особенности памяти, внимания обследуемо-  

го, темп его сенсомоторных реакций, отсутствие или на-  

личие признаков повышенной истощаемести психичес-  

ких процессов, характер эмоционально-личностных про-  

явлений. Иногда не меньшую роль может играть кон-  

статация патопсихологом отсутствия у обследуемого тех.  

 

36  

 

или иных психических расстройств. Например, при диф-  

ференциальной диагностике между неврозом и невро-  

зоподобным течением шизофрении .либо между психо-  

патией и шизофренией с психопатоподобными прояв-  

лениями представляется важным то обстоятельство, что  

в эксперименте не обнаруживаются характерные для ши-  

зофрении нарушения мышления и аффективно-личнос-  

тные изменения.  

 

Все это в целом создает более или менее полную  

картину структуры особенностей психической деятель-  

ности обследуемого, правильная квалификация которой  

облегчает наметку в заключении диагностических  

предположений. Последние не должны быть категорич-  

ными, так как психологический эксперимент является  

вспомогательным в клиническом обследовании психи-  

чески больного: данные патопсихологического исследо-  

вания существенно дополняют характеристику психичес-  

кого статуса больного, служат основой углубленного  

клинического анализа.  

 

Характер заключения зависит и от поставленной перед  

исследователем задачи. Так, при повторяемых в процессе  

лечения больного исследованиях основное внимание уде-  

ляется сравнению обнаруживаемых результатов. Напри-  

мер, повторно обследуя больного с соматогенной астенией,  

мы обращаем особое внимание на изменение выражен-  

ности у него по мере лечения явлений повышенной исто-  

щаемости. Иную задачу ставит перед патопсихологами  

судебйо-психиатрическая экспертиза. Например, диагноз  

олигофрении у испытуемого клинически несомненен, но  

требуется не только зафиксировать у него в эксперименте  

недостаточность уровня обобщения, но и определить бо-  

лее точно степень выраженности интеллектуального де-  

фекта. Последнее иногда крайне трудно сделать, руковод-  

ствуясь лишь клиническими признаками, а для экспер-  

тного решения точное установление уровня недостаточнос-  

ти процесса обобщения играет очень важную роль. Отве-  

ты на эти вопросы и должно содержать заключение.  

 

37  

 

Патопсихелогичеекие  

синдромы  

 

Как и в психиатрии, в патопсихологии под син-  

дромом понимают патогенетически обусловленную об-  

щность симптомов, признаков психических расстройств,  

внутренне взаимообусловленных, взаимосвязанных. В  

этом заключается большая диагностическая значимость  

синдромов по сравнению с симптомами. В диагностичес-  

ком мышлении врача правильная квалификация синдро-  

ма является подступом к определению нозологической  

принадлежности заболевания. Известно, однако, что вы-  

деляемые психиатрами клинические синдромы далеко не  

одинаковы по своей нозологической специфичности, по-  

следняя зависит от круга болезней, при которых предпоч-  

тительно наблюдается тот или иной синдром, и от ступе-  

ни сложности синдрома, отражающей присущие ему па-  

тогенетические и патокинетические механизмы.  

 

Психопатологические (клинические) синдромы по сво-  

им особенностям существенно отличаются от патопсихо-  

логических. Можно думать, что различие это обусловле-  

но не столько формой синдрома, его составом, сколько  

различными уровнями функционирования центральной не-  

рвной системы, на которых эти синдромы выделяются. В  

системе иерархии мозговых процессов различают такие  

уровни (А. Р. Лурия, 1962, 1964; Ю. Ф. Поляков, 1971,  

1977): патобиологический, характеризующийся нарушени-  

ями морфологической структуры тканей мозга, протека-  

ния в них биохимических процессов и т. п.; физиологи-  

ческий, заключающийся в изменении течения физиологи-  

ческих процессов; пато- и нейропсихологический, для ко-  

торого характерно нарушение протекания психических  

процессов и связанных с ними свойств психики; психопа-  

тологический, проявляющийся клиническими синдрома-  

ми и симптомами психической патологии. Так, при пси-  

хических заболеваниях нарушения морфологического суб-  

страта головного мозга и присущие им изменения проте-  

 

38  

 

кания биохимических процессов приводят к нарушению  

физиологических процессов. Выпадают важные звенья  

функционирования психики, опосредованно нарушается  

течение психических процессов, прижизненно сформиро-  

ванных на основе физиологических. А это, в свою оче-  

редь, приводит к патологии отражения центральной нерв-  

ной системой больного человека сигналов из окружающей  

среды. Психопатологический симптом, таким образом,  

является завершающим этапом сложной патогенетической  

цепи.  

 

Такое представление об иерархии функционирования  

психики человека объясняет необходимость мультидисцип-  

линарного подхода к ее изучению. При этом, как указыва-  

ет Ю. Ф. Поляков (1971), если клинические (психопато-  

логические) исследования обнаруживают закономерности  

проявлений нарушенных психических процессов, то па-  

топсихологические исследования должны дать ответ на  

вопрос, как нарушено протекание (структура) самих пси-  

хических процессов, приводящих к этим проявлениям.  

Таким образом, если психопатолог констатирует наличие  

в клинической картине тех или иных симптомов или син-  

дромов психической патологии и специфику их течения,  

то патопсихолог свое исследование направляет на раскры-  

тие и анализ определенных компонентов мозговой дея-  

тельности, ее звеньев и факторов, выпадение которых яв-  

ляется причиной формирования наблюдаемой в клинике  

симптоматики.  

 

Это различие между психопатологическими и пато-  

. психологическими синдромами вытекает из той разницы  

между психопатологией и патопсихологией, о которой шла  

речь выше, и в значительной мере отражает специфику  

присущих этим двум областям знаний методов - клини-  

ко-описательного, которым пользуется психопатология, и  

экспериментально-психологического, взятого на вооруже-  

ние патопсихологией.  

 

Клинические синдромы являются опосредованным вы-  

ражением сложившихся нарушений психической деятель-  

 

39  

 

ности, тогда как патопсихологические синдромы, относя-  

щиеся к более низкому уровню вертикальной иерархии  

формирования психических функций в норме и патоло-  

гии, в значительно большей мере отражают непосредствен-  

ные, присущие этим нарушениям, причинно-следствен-  

ные взаимоотношения. Сущность психопатологических  

синдромов не может быть понятна без патопсихологичес-  

кого и патофизиологического анализа лежащих в их осно-  

ве явлений, и, в свою очередь, изучение патопсихологи-  

ческих синдромов невозможно без четкого клинического  

опраничения объекта исследования.  

 

Систематика патопсихологических синдромов разра-  

ботана значительно меньше, чем систематика клиничес-  

ких синдромов, хотя и последняя еще далека от совер-  

шенства.  

 

Синдромы в патопсихологии, как и в психиатрии,  

различаются в значительной мере степенью своей обоб- (  

щенности. Ранее (1976) мы приводили в качестве ти-  

пичного примера патопсихологических синдромов вы-  

деляемые Б. В. Зейгарник типы расстройств мышления.  

Действительно, каждый из этих типов характеризуется  

своей, в значительной мере специфической, структурой,  

однако, как это явствует из самого принципа система-  

тики, в ней выделяются более обобщенные группы, на-  

пример, нарушения операционной стороны мышления,  

нарушения динамики мыслительной деятельности и  

другие, более конкретные, являющиеся частным прояв-  

лением первых, например, лабильность мышления, не-  

последовательность суждений. Однако между этими  

двумя видами патопсихологических синдромов нельзя  

установить такие взаимоотношения, которые соответ-  

ствовали бы разделению в клинике синдромов на <боль-  

шие> и <малые>. Более того, выделение таких конкрет-  

ных, <узких> патопсихологических синдромов дает зна-  

чительно больше необходимой для диагностического  

процесса информации, чем выделение более общих син-  

дромологических групп, основанное на подчеркнутом и  

 

40  

 

абстрактизированном выделении признаков, общих для  

нескольких <узких> синдромов.  

 

Поэтому, говоря о различной степени обобщенности  

патопсихологических синдромов, следует выделять син-  

дромы многозначные, опирающиеся на более сложные,  

полифактбрные, нарушения психической деятельности.  

Первую попытку выделения таких обобщенных патопси-  

хологических синдромов предпринял И. А. Кудрявцев  

(1982). В результате исследований, проводившихся-в су-  

дебно-психиатрической практике с помощью комплекса  

патопсихологических методик, направленных на изуче-  

ние различных сторон познавательной деятельности и  

вместе с тем позволяющих получить ценные данные о  

личности испытуемых, автор выделил следующие пато-  

психологические симптомокомплексы (синдромы): ши-  

зофренический или диссоциативный, органический, оли-  

гофренический, психопатический и симптомокомплекс  

психогенной дезорганизации, характерный для реактив-  

ных психозов.  

 

Каждый из этих синдромов включает ряд симптомов.  

Например, для шизофренического симптомокомплекса на-  

иболее патогномоничными являются симптомы распада  

мыслительных процессов, диссоциации личностно-моти-  

вационной и операционно-процессуальной сфер мышле-  

ния, что проявляется в нецеленаправленности мыслитель-  

ной деятельности, эмоционально-выхолощенном резонер-  

стве, ригидном схематизме, символике, искажении про-  

цесса обобщения с разноплановым подходом к выделе-  

нию ведущих признаков, в актуализации латентных при-  

знаков предметов и явлений, в феномене патологического  

полисемантизма и т. д. Однако, как указывает И. А. Куд-  

рявцев, не все эти компоненты, симптомы определяются  

в том или ином симптомокомплексе в обязательном по-  

рядке и с обязательной степенью выраженности, важно  

найти <ядро> патопсихологического синдрома. Для шизо-  

френического синдрома - это нарушения селективности  

информации, для органического - снижение интеллекту-  

 

41  

 

альных процессов и умственной работоспособности, для  

психопатического - аффективная обусловленность пове-  

дения с парциальной некритичностью и завышенным уров-  

нем притязаний, при психогенном - реактивная дезорга-  

низация умственной деятельности.  

 

Выделенные И. А. Кудрявцевым патопсихологические  

синдромы различаются в диагностическом и прогности-  

ческом отношениях. Так, наиболее диагностически и но-  

зологически информативными оказываются шизофрени-  

ческий и органический симптомокомплексы, наименее -  

психопатический. И, наоборот, наиболее выраженная тен-  

денция к транзиторности и обратимости присуща симпто-  

мокомплексу психогенной дезорганизации умственной  

деятельности, наименьшая - шизофреническому. Это на-  

блюдение автора становится понятным при соотнесении  

выделенных им патопсихологических симптомокомплек- ,  

сов с кругами психических заболеваний, схема которых  

была разработана А. В. Снежневским (1960) в рамках кон-  

цепции о нозологической специфичности психопатологи-  

ческих расстройств.  

 

Выделенные А. И. Кудрявцевым патопсихологические  

симптомокомплексы в известной мере обнаруживают сход-  

ство с таким используемым в клинической практике по-  

нятием, как органический психосиндром. Это как бы син-  

дромы обобщающего значения, характеристика которых  

более близка к нозологической, их выделение знаменует  

стадию предварительной диагностики заболевания. Это об-  

стоятельство, а также связь такого рода синдромов с опре-  

деленными кругами психических заболеваний дают осно-  

вания обозначить их как регистр-синдромы. Кроме того,  

И. А. Кудрявцев оперирует в своих исследованиях данны-  

ми, полученными в судебно-психиатрической практике.  

Наш опыт позволяет нам дополнить перечень регистр-син-  

дромов, выделив в рамках органического экзогенно-орга-  

нический и эндогенно-органический регистр-синдромы, а  

в рамках психогенного - психотический и невротический.  

В круге эндогенных психозов можно-говорить, по Край-  

42  

 

ней мере, о двух регистр-синдромах - шизофренном и  

аффективно-эндогенном.  

 

Таким образом, патопсихолог может оперировать в сво-  

их диагностических заключениях следующим набором ре-  

гистр-синдромов :  

1 - шизофренический;  

 

II - аффективно-эндогенный (в клинике ему соответ-  

ствуют маниакально-депрессивный психоз и функциональ-  

ные аффективные психозы позднего возраста).  

III - олигофренический;  

 

IV - экзогенно-органический (в клинике ему соответ-  

ствуют экзогенно-органические поражения головного моз-  

га - церебральный атеросклероз, последствия черепно-  

мозговой травмы, токсикомании и т. д.);  

 

V - эндогенно-органический (в клинике - истинная  

эпилепсия, первичные атрофические процессы в головном  

мозге);  

 

VI - личностно-аномальный (в клинике - акцентуи-  

рованные и психопатические личности и обусловленные в  

значительной мере аномальной почвой психогенные реак-  

ции);  

 

VII - психогенно-психотический (в клинике - реак-  

тивные психозы);  

 

VIII - психогенно-невротический (в клинике - невро-  

зы и невротические реакций).  

 

Нозологическая специфичность патопсихологических  

регистр-синдромов существенно возрастает в связи с кон-  

кретной задачей, поставленной перед патопсихологом. Так,  

разграничение экзогенно- и эндогенно-органических ре-  

гистр-синдромов очень важно в дифференциальной диаг-  

ностике истинной и травматической эпилепсии. Разграни-  

чение органического и олигофренического регистр-синдро-  

мов помогает уточнить природу и диагностику состояний,  

протекающих с интеллектуально-мнестической недостаточ-  

ностью.  

 

Введение патопсихологических регистр-синдромов в  

практику патопсихологических исследований в сущности  

 

43  

 

обозначает рубеж диагностически-информативных реко-  

мендаций, заключающихся в данных проведенного пато-  

психологом исследования. В таком аспекте понятие па-  

топсихологического регистр-синдрома значительно глуб-  

же, чем сформулированное В. В. Николаевой, Е. Т. Соко-  

ловой и А. С. Спиваковской(1979),.понимающимиподпа-  

топсихологическим синдромом совокупностьповеденчес-  

ких, мотивационных и познавательных особенностей пси-  

хической деятельности больных, выраженных в психоло-  

гических понятиях. Патопсихологические регистр-синдро-  

мы опосредованы клинически, и их использование для ин-  

терпретации результатов будет способствовать сближению  

позиций патопсихолога и психиатра. -  

 

В Российской Федерации знание методов выявления и  

анализа типичных патопсихологических синдромов у боль-  

ных различными формами психических заболеваний вклю- {  

чено с 1993 года в Государственный образовательный стан-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2043
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь