Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



6 страница


дарт высшего профессионального образования по специ-  

альности 521000- психология.  

 

Функц-ональные пробы м тесты  

в патопсихологми  

 

Психометрические тесты, использование кото-  

рых в клинических целях до сих пор остается дискуссион-  

ным, существенно отличаются от разработанных советски-  

ми патопсихологами и широко ими применяемых мето-  

дик типа функциональных проб.  

 

Психологический тест - это испытание определенной  

функции с помощью изучения стандартизованных реак-  

ций личности на стимулы, четко регламентированные по  

степени трудности и времени выполнения задания, кото-  

рое позволяет установить уровень развития этой функции  

по сравнению с усредненными показателями, характерны-  

ми для данной популяции.  

 

44  

 

Тесты являются весьма аморфной группой психологи-  

ческих метода>. Они различаются Диапазоном применяе-  

мых приемов. Достаточно сравнить два таких теста, пред-  

назначенных для исследования интеллектуального уров-  

ня, как метод Векслера, включающий II эксперименталь-  

ных методик, и <шкалу домино>, представленную набо-  

ром достаточно однородных заданий, расположенных по  

степени нарастания их трудности. В связи с этим следует  

помнить указание крупного специалиста в области тесто-  

логии А. Апа8(а51 (1982) относительно того, что названия  

тестов далеко не всегда соответствуют тому, что они в дей-  

ствительности измеряют.  

 

По направленности (<что исследуется тестом?>) мож-  

но выделить тесты интеллекта, интересов, знаний и уме-  

ний, специальных способностей, характерологические  

(личностные), тесты для исследования отдельных функ-  

ций - памяти, внимания, подвижности психических про-  

цессов и т. д. (В. М. Блейхер, Л. Ф. Вурлачук, 1978).  

 

Уже при создании первых психологических тестов  

были разработаны известные требования к ним (<психо-  

графический минимум>), которым тест должен соответ-  

ствовать в обязательном порядке ОЛ". 81еп1, 1912): высо-  

кая симптоматическая ценность (т. е. связь с определен-  

ными психическими особенностями личности); широкая  

симптоматическая ценность - полное и разностороннее  

выявление интересующей нас индивидуальной особеннос-  

ти; универсальность, пригодность или легкая приспособ-  

ляемость к испытанию различных категорий индивидуу-  

мов; краткость; техническая простота; легкость и просто-  

та количественного учета; наличие известных норм или  

масштаба, в зависимости от которых общая оценка резуль-  

татов является положительной или отрицательной.  

 

В патопсихологии возможность использования психо-  

логических тестов обычно рассматривается в плане их про-  

тивопоставления методикам типа функциональных проб,  

при этом подчеркивается сугубо измерительная направ-  

ленность тестов на оценку отдельных функций, без изуче-  

 

45  

 

ния структуры психического дефекта. В то же время ука-  

зывается, что патопсихологические методики типа фун-  

кциональных проб дают углубленный качественный ана-  

лиз экспериментальных данных, выигрывающий от их ста-  

тистической обработки, но лишены присущих тестам жес-  

ткой регламентированности заданий и стандартизации  

возможных в эксперименте проявлений психической дея-  

тельности.  

 

Вопрос о применении в патопсихологии тестов не мо-  

жет решаться альтернативно. Различия методического ха-  

рактера между тестами и патопсихологическими методи-  

ками типа функциональных проб позволяют говорить о  

возможности их сочетанного применения в зависимости  

от задач исследования. О правомерности такой постанов-  

ки вопроса писал С. Л. Рубинштейн (1935), предлагавший  

дополнять тесты другими методическими средствами. Эту  

точку зрения отстаивал и К. К. Платонов (1977).  

 

Касаясь вопроса о возможности применения тестов в  

патопсихологии, В. Н. Мясищев (1971) также указывал  

на рациональность комбинирования данных стандартно-  

го и нестандартного исследования, предостерегал против  

тестирования и подсчета без умения психологического на-  

блюдения, правильного истолкования, основанного на  

знании многообразия свойств личности, умения охватить  

личность в ее развитии, в неразрывном сочетании биоло-  

гических и органических <условий личности> и <самой  

личности>, представляющей систему общественно обус-  

ловленных отношений. Однако такая постановка вопро-  

са требует уточнения показаний к применению психомет-  

рических тестов.  

 

Даже психологи, развивающие тестологическое направ-  

ление (О. Караро, 1945), не придают первостепенного зна-  

чения показателю 1(3 и выдвигают на передний план зна-  

чение разброса, т. е. анализа оценок, полученных при срав-  

нении выполнений заданий по различным субтестам Век-  

слера. Таким образом, значение 1(3 - показателя межлич-  

ностного, интериндивидуального - отступает перед фак-  

 

46  

 

тором разброса, имеющим внутриличностное, интраинди-  

видуальное значение.  

 

Поставлена под сомнение характеристика 1(3 как пока-  

зателя степени развития интеллекта. Этому в немалой мере  

способствуют наблюдения относительно упражняемости  

ряда свойств, характеризующих 1(3 (Л. В. Занков, .1963).  

Л. А. Вяткина (1970) рассматривает результат испытаний  

по Векслеру как характеристику не задатков, а достигну-  

того уровня умственного развития. Однако и как показа-  

тель умственного развития 1(3 снабжает исследователя не  

абсолютными, а лишь относительными данными приме-  

нительно к определенной группе обследуемых. А. Апа51а-  

51 считает, что 1(3 - это только условный способ выра-  

жать оценку в некоторых видах тестов, и так его нужно  

интерпретировать. Таким образом, 1(3 в последнее время  

рассматривается как эмпирический показатель, лишь от-  

носительно свидетельствующий о состоянии функции ин-  

теллекта. С этим связано то, что многие исследователи  

отказываются пользоваться самим понятием 1(3, прибегая  

к понятиям <суммарный показатель>, <статистический по-  

казатель>, <общий корригированный показатель>.  

 

Возражая против сугубо измерительной направленнос-  

ти тестов, Б. В. Зейгарник (1971) пишет о том, что изме-  

рение коэффициента психических способностей можно  

признать правомерным лишь в том случае, если рассмат-  

ривать умственное развитие только как количественный  

рост этих способностей, а болезнь как их регресс. Пони-  

мая, что развитие не является одним лишь количествен-  

ным ростом способностей, отрицая представление о пси-  

хической болезни как о едином механизме распада, как  

бы являющегося негативом по отношению к развитию,  

нельзя сводить исследование психических функций к про-  

стому их измерению, игнорируя своеобразие качествен-  

ных патоясихологических характеристик при различных  

заболеваниях.  

 

Можно думать, что решение вопроса о диагностичес-  

ком значении тестов в патопсихологии неоднозначно. По-  

 

47  

 

лученные при исследовании по Векслеру данные опира-  

ются на математически обработанные результаты обсле-  

дований больших групп больных различной нозодогиче-  

ской принадлежности и не всегда применимы в решении  

вопросов индивидуальной нозологической диагностики.  

Сам Д. Векслер в интерпретации получаемых с помощью  

его метода результатов при обследовании больных ши-  

зофренией придавал большое значение их качественному  

анализу. Так, при этом отмечалось несоответствие пра-  

вильности решения задания степени его трудности, акцен-  

тировалось внимание на выявлении в процессе исследова-  

ния таких особенностей мышления, как резонерство, тен-  

денция к чрезмерным обобщениям, т. е. свойств, не под-  

дающихся количественному определению.  

 

Есть и еще одна сторона вопроса. Даже такой относи-  

тельно разносторонний по методическим приемам тест?,  

как интеллектуальная шкала Векслера, не может претен-  

довать на универсальную валидность. В частности, этот  

тест не включает ряд методик, особенно хорошо зареко-  

мендовавших себя при выявлении шизофренических рас-  

стройств мышления, например, методик классификации,  

исключения, образования пиктограмм и т. п. Объяснение  

переносного смысла пословиц уряда больных шизофре-  

нией оказывается сохранным, и гораздо более ценной в  

информативном отношении при этом заболевании явля-  

ется методика соотнесения пословиц с фразами. Диагнос-  

тическая ценность теста Векслера неодинакова при различ-  

ных вариантах клинического задания, которым руковод-  

ствуется патопсихолог. Она значительно выше, когда про-  

водится дифференциальная диагностика шизофрении и  

органических поражений головного мозга, и сводится глав-  

ным образом к качественной интерпретации результатов  

при отграничении шизофрении от психопатий или невро-  

тических состояний. В этом отношении представляют ин-  

терес данные С. ОаЫ (1968), исследовавшего психопато-  

логически контрастные группы психически больных (ши-  

зофрения, органические поражения головного мозга, не-  

 

48  

 

врозы), сходных по яму, возрасту и И. Существенных  

диагностических различий оя при этом не обнаружил.  

Лишь мозаичный субтест (кубики Кооса) отличал боль-  

ных с органическими заболеваниями голвввого мозга от  

больных шизофренией и неврозами. На этом основании  

С. ОаЫ предостерегает от некритического использования  

теста Векслера для решения вопросов клинической диаг-  

ностики.  

 

В то же время исследование интеллектуальной деятель-  

ности с помощью тестов позволяет получить данные, ха-  

рактерные для обследуемого в сравнении с другими паци-  

ентами той же возрастной группы, определяющие в том  

или ином отношении его индивидуальные особенности.  

Возможность стандартизированной оценки достигнутых  

при обследовании результатов имеет положительное зна-  

чение при характеристике глубины психического дефекта  

отдельного больного или группы больных общей нозоло-  

гической принадлежности. Крометого, тщательный и тон-  

кий качественный анализ результатов при учете их коли-  

чественного значения оказался весьма результативным в  

определении личностных особенностей обследуемых  

(И. Н. Гильяшева, 1969, 1971).  

 

Можно думать, что психометрические тесты окажутся  

полезными при обследовании какой-либо категории боль-  

ных в динамике, на различных этапах течения заболева-  

ния и онтогенеза. Правомерность такого подхода показа-  

на и. Вгот1еу (1966), использовавшей метод Векслера для  

характеристики функций интеллекта при старении. Пре-  

обладающая масса исследований интеллекта при старении  

произведена методом <поперечных срезов>. Изучение ди-  

намики интеллекта путем <поперечных срезов> дает сред-  

ние данные для разных возрастных групп. При этом сти-  

раются индивидуальные различия, картина того или ино-  

го процесса получается интегративной, выявляет опреде-  

ленную тенденцию.  

 

Развитие и спад интеллектуальной функции можно  

проследить в одной и той же группе лонгитудинальным  

 

49  

 

(<продольным>) методом. Так, при этом можно выявить  

внезапные скачки интеллектуального уровня на некото- :  

рых онтогенетических этапах у отдельных лиц, просле-  

дить роль соматических и социальных факторов в возни-  

кновении этих скачков или спадов. Кроме того, при та-  

кой организации исследования можно учесть исходный  

уровень интеллектуальной деятельности. Однако для  

проведения лонгитудинального исследования требуется  

подготовка идентичных и достаточно выверенных набо-  

ров субтестов. Наиболее результативным О. Вгот1еу счи-  

тает сочетание обоих методов - <поперечных срезов> и  

лонгитудинального.  

 

Вопрос об использовании тостов в патопсихологии  

еще далек от окончательного решения. Категоричность  

суждений здесь может оказать плохую услугу. Мы хо-  

тели лишь высказать мнение, основанное на некотором  

опыте их применения. Можно, однако, полагать, что  

наиболее правильным было бы их применение в общем  

комплексе патопсихологического исследования наряду  

с другими преимущественно качественными методика-  

ми и при выработке определенных показаний к их ис-  

пользованию.  

 

. Следует также помнить, что тесты в патопсихоло-  

гии могут использоваться лишь при решении весьма  

узких, конкретных задач, так как ни один, даже самого  

широкого диапазона тест не дает достаточно всесторон-  

него представления о психической .деятельности обсле-  

дуемого.  

 

М. Г. Ярошевский (1974), рассматривая дискуссион-  

ность проблемы о возможности применения тестов в пси-  

хологии, подчеркивает, что тест не может помочь в уста-  

новлении причинных связей в психической деятельнос-  

ти, он лишь позволяет фиксировать результаты деятель-  

ности, не связывая их с определенными переменными в  

той или иной психической функции. Тем не менее, счи-  

 

~~- -- тпт тттоп  

 

тест позволяет выявить опреде-  

 

таетМ. Г. Ярошевский,  

 

>ас1 т. 1 . 11.уи~,- -- ,  

ленные закономерности (вероятностные, статистические).  

 

50  

 

Эти закономерности столь же реальны, как и строго при-  

чинные,-динамические, и .знание их обогащает прогнос-  

тические возможности психолога. Ошибка же тестоло-  

гии заключается в попытке с помощью статистики вос-  

полнить пробелы в знании о динамике умственного раз-  

вития, его механизмах и закономерностях.  

 

В патопсихологическом исследовании тесты могут  

играть вспомогательную роль, например, как указыва-  

лось выше, при необходимости ранжирования степени  

выраженности интеллектуального дефекта в группе боль-  

ных одинаковой нозологической принадлежности. Мы  

можем вводить тесты на определенных этапах обследо-  

вания больного, например, для исследования у него па-  

мяти, для выявления инертности психических процес-  

сов, но получить целостную характеристику мыслитель-  

ной деятельности и аффективно-личностной сферы боль-  

ного с помощью одних тестов невозможно. Используя  

лишь одни тесты, патопсихолог в известной мере сужа-  

ет свои возможности изменять по ходу эксперимента  

тактику.  

 

В отличие от психометрических тестов методики типа  

функциональных проб позволяют исследующему при-  

бегать к гибкой тактике оценок качества работы обсле-  

дуемого, учитывать его индивидуальность и конкрет-  

ную задачу исследования на данном этапе, оказывать  

больному дозированную помощь, позволяющую опре-  

делить зону его ближайшего развития (А. Я. Иванова,  

1976; В. В. Николаева, Е. Т. Соколова, А. С. Спиваков-  

ская, 1979).  

 

Кроме того, суммарные оценки, получаемые при  

исследовании с помощью тестов, в ряде случаев ма-  

скируют индивидуально-личностные типологические  

особенности, присущие обследуемому и до болезни.  

Например, характерная для больного и раньше.медли-  

тельность сенсомоторики может привести при иссле-  

довании по методу Векслера к заключению об интел-  

лектуальной недостаточности.  

 

51  

 

Необходимо также остановиться .еще на одном во-  

просе, имеющем методически важное значение. Особая  

регламентированность тестовых исследований сямеоб-  

ствовала созданию иллюзии о возможности работ-п> е  

тестами, не имея специальной подготовки. Т<ов <нс-  

следователь> в силу своей несостоятельноств ври ин-  

терпретации полученных ответов, как правило, получа-  

ет ошибочные результаты, объективность которых он  

отстаивает, будучи уверенным в непогрешимости мето-  

да. Нам кажется совершенно ведопустимым, чтобы ис-  

следования проводили люди, ее владеющие знаниями в  

области патопсихологии и не умеющие проводить па-  

топсихологические эксперименты с помощью традици-  

онных методов.  

 

Деонтелогический аспект  

деятельности патопсихолога  

 

Успешное проведение патопсихологического ис-  

следования во многом зависит от отношений, складываю-  

щихся в процессе его между исследующим и больным.  

 

Понятно, что не может быть единого шаблона, по ко-  

торому бы эти отношения строились, имеют значение  

много факторов - особенности личности больного, его  

психическое состояние, задача исследования и, соответ-  

ственно, отношение к нему обследуемого, особенности  

личности патопсихолога, его культура, такт, проявляемое  

им внимание к обследуемому, попавшему впервые в жиз-  

ни в необычную для себя ситуацию, и т. д. Многообразие  

этих факторов является причиной возможности различ-  

ных вариантов контакта, устанавливаемого при патопси-  

хологическом исследовании.  

 

Если факторы, обусловленные состоянием больного и  

его индивидуальными свойствами, не подвержены в до-  

статочной мере нашему влиянию и могут лишь учиты-  

 

52  

 

ваться патопсихологом при выработке тактики поведения,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1170
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь