|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовдарт высшего профессионального образования по специ- альности 521000- психология.
Функц-ональные пробы м тесты в патопсихологми
Психометрические тесты, использование кото- рых в клинических целях до сих пор остается дискуссион- ным, существенно отличаются от разработанных советски- ми патопсихологами и широко ими применяемых мето- дик типа функциональных проб.
Психологический тест - это испытание определенной функции с помощью изучения стандартизованных реак- ций личности на стимулы, четко регламентированные по степени трудности и времени выполнения задания, кото- рое позволяет установить уровень развития этой функции по сравнению с усредненными показателями, характерны- ми для данной популяции.
44
Тесты являются весьма аморфной группой психологи- ческих метода>. Они различаются Диапазоном применяе- мых приемов. Достаточно сравнить два таких теста, пред- назначенных для исследования интеллектуального уров- ня, как метод Векслера, включающий II эксперименталь- ных методик, и <шкалу домино>, представленную набо- ром достаточно однородных заданий, расположенных по степени нарастания их трудности. В связи с этим следует помнить указание крупного специалиста в области тесто- логии А. Апа8(а51 (1982) относительно того, что названия тестов далеко не всегда соответствуют тому, что они в дей- ствительности измеряют.
По направленности (<что исследуется тестом?>) мож- но выделить тесты интеллекта, интересов, знаний и уме- ний, специальных способностей, характерологические (личностные), тесты для исследования отдельных функ- ций - памяти, внимания, подвижности психических про- цессов и т. д. (В. М. Блейхер, Л. Ф. Вурлачук, 1978).
Уже при создании первых психологических тестов были разработаны известные требования к ним (<психо- графический минимум>), которым тест должен соответ- ствовать в обязательном порядке ОЛ". 81еп1, 1912): высо- кая симптоматическая ценность (т. е. связь с определен- ными психическими особенностями личности); широкая симптоматическая ценность - полное и разностороннее выявление интересующей нас индивидуальной особеннос- ти; универсальность, пригодность или легкая приспособ- ляемость к испытанию различных категорий индивидуу- мов; краткость; техническая простота; легкость и просто- та количественного учета; наличие известных норм или масштаба, в зависимости от которых общая оценка резуль- татов является положительной или отрицательной.
В патопсихологии возможность использования психо- логических тестов обычно рассматривается в плане их про- тивопоставления методикам типа функциональных проб, при этом подчеркивается сугубо измерительная направ- ленность тестов на оценку отдельных функций, без изуче-
45
ния структуры психического дефекта. В то же время ука- зывается, что патопсихологические методики типа фун- кциональных проб дают углубленный качественный ана- лиз экспериментальных данных, выигрывающий от их ста- тистической обработки, но лишены присущих тестам жес- ткой регламентированности заданий и стандартизации возможных в эксперименте проявлений психической дея- тельности.
Вопрос о применении в патопсихологии тестов не мо- жет решаться альтернативно. Различия методического ха- рактера между тестами и патопсихологическими методи- ками типа функциональных проб позволяют говорить о возможности их сочетанного применения в зависимости от задач исследования. О правомерности такой постанов- ки вопроса писал С. Л. Рубинштейн (1935), предлагавший дополнять тесты другими методическими средствами. Эту точку зрения отстаивал и К. К. Платонов (1977).
Касаясь вопроса о возможности применения тестов в патопсихологии, В. Н. Мясищев (1971) также указывал на рациональность комбинирования данных стандартно- го и нестандартного исследования, предостерегал против тестирования и подсчета без умения психологического на- блюдения, правильного истолкования, основанного на знании многообразия свойств личности, умения охватить личность в ее развитии, в неразрывном сочетании биоло- гических и органических <условий личности> и <самой личности>, представляющей систему общественно обус- ловленных отношений. Однако такая постановка вопро- са требует уточнения показаний к применению психомет- рических тестов.
Даже психологи, развивающие тестологическое направ- ление (О. Караро, 1945), не придают первостепенного зна- чения показателю 1(3 и выдвигают на передний план зна- чение разброса, т. е. анализа оценок, полученных при срав- нении выполнений заданий по различным субтестам Век- слера. Таким образом, значение 1(3 - показателя межлич- ностного, интериндивидуального - отступает перед фак-
46
тором разброса, имеющим внутриличностное, интраинди- видуальное значение.
Поставлена под сомнение характеристика 1(3 как пока- зателя степени развития интеллекта. Этому в немалой мере способствуют наблюдения относительно упражняемости ряда свойств, характеризующих 1(3 (Л. В. Занков, .1963). Л. А. Вяткина (1970) рассматривает результат испытаний по Векслеру как характеристику не задатков, а достигну- того уровня умственного развития. Однако и как показа- тель умственного развития 1(3 снабжает исследователя не абсолютными, а лишь относительными данными приме- нительно к определенной группе обследуемых. А. Апа51а- 51 считает, что 1(3 - это только условный способ выра- жать оценку в некоторых видах тестов, и так его нужно интерпретировать. Таким образом, 1(3 в последнее время рассматривается как эмпирический показатель, лишь от- носительно свидетельствующий о состоянии функции ин- теллекта. С этим связано то, что многие исследователи отказываются пользоваться самим понятием 1(3, прибегая к понятиям <суммарный показатель>, <статистический по- казатель>, <общий корригированный показатель>.
Возражая против сугубо измерительной направленнос- ти тестов, Б. В. Зейгарник (1971) пишет о том, что изме- рение коэффициента психических способностей можно признать правомерным лишь в том случае, если рассмат- ривать умственное развитие только как количественный рост этих способностей, а болезнь как их регресс. Пони- мая, что развитие не является одним лишь количествен- ным ростом способностей, отрицая представление о пси- хической болезни как о едином механизме распада, как бы являющегося негативом по отношению к развитию, нельзя сводить исследование психических функций к про- стому их измерению, игнорируя своеобразие качествен- ных патоясихологических характеристик при различных заболеваниях.
Можно думать, что решение вопроса о диагностичес- ком значении тестов в патопсихологии неоднозначно. По-
47
лученные при исследовании по Векслеру данные опира- ются на математически обработанные результаты обсле- дований больших групп больных различной нозодогиче- ской принадлежности и не всегда применимы в решении вопросов индивидуальной нозологической диагностики. Сам Д. Векслер в интерпретации получаемых с помощью его метода результатов при обследовании больных ши- зофренией придавал большое значение их качественному анализу. Так, при этом отмечалось несоответствие пра- вильности решения задания степени его трудности, акцен- тировалось внимание на выявлении в процессе исследова- ния таких особенностей мышления, как резонерство, тен- денция к чрезмерным обобщениям, т. е. свойств, не под- дающихся количественному определению.
Есть и еще одна сторона вопроса. Даже такой относи- тельно разносторонний по методическим приемам тест?, как интеллектуальная шкала Векслера, не может претен- довать на универсальную валидность. В частности, этот тест не включает ряд методик, особенно хорошо зареко- мендовавших себя при выявлении шизофренических рас- стройств мышления, например, методик классификации, исключения, образования пиктограмм и т. п. Объяснение переносного смысла пословиц уряда больных шизофре- нией оказывается сохранным, и гораздо более ценной в информативном отношении при этом заболевании явля- ется методика соотнесения пословиц с фразами. Диагнос- тическая ценность теста Векслера неодинакова при различ- ных вариантах клинического задания, которым руковод- ствуется патопсихолог. Она значительно выше, когда про- водится дифференциальная диагностика шизофрении и органических поражений головного мозга, и сводится глав- ным образом к качественной интерпретации результатов при отграничении шизофрении от психопатий или невро- тических состояний. В этом отношении представляют ин- терес данные С. ОаЫ (1968), исследовавшего психопато- логически контрастные группы психически больных (ши- зофрения, органические поражения головного мозга, не-
48
врозы), сходных по яму, возрасту и И. Существенных диагностических различий оя при этом не обнаружил. Лишь мозаичный субтест (кубики Кооса) отличал боль- ных с органическими заболеваниями голвввого мозга от больных шизофренией и неврозами. На этом основании С. ОаЫ предостерегает от некритического использования теста Векслера для решения вопросов клинической диаг- ностики.
В то же время исследование интеллектуальной деятель- ности с помощью тестов позволяет получить данные, ха- рактерные для обследуемого в сравнении с другими паци- ентами той же возрастной группы, определяющие в том или ином отношении его индивидуальные особенности. Возможность стандартизированной оценки достигнутых при обследовании результатов имеет положительное зна- чение при характеристике глубины психического дефекта отдельного больного или группы больных общей нозоло- гической принадлежности. Крометого, тщательный и тон- кий качественный анализ результатов при учете их коли- чественного значения оказался весьма результативным в определении личностных особенностей обследуемых (И. Н. Гильяшева, 1969, 1971).
Можно думать, что психометрические тесты окажутся полезными при обследовании какой-либо категории боль- ных в динамике, на различных этапах течения заболева- ния и онтогенеза. Правомерность такого подхода показа- на и. Вгот1еу (1966), использовавшей метод Векслера для характеристики функций интеллекта при старении. Пре- обладающая масса исследований интеллекта при старении произведена методом <поперечных срезов>. Изучение ди- намики интеллекта путем <поперечных срезов> дает сред- ние данные для разных возрастных групп. При этом сти- раются индивидуальные различия, картина того или ино- го процесса получается интегративной, выявляет опреде- ленную тенденцию.
Развитие и спад интеллектуальной функции можно проследить в одной и той же группе лонгитудинальным
49
(<продольным>) методом. Так, при этом можно выявить внезапные скачки интеллектуального уровня на некото- : рых онтогенетических этапах у отдельных лиц, просле- дить роль соматических и социальных факторов в возни- кновении этих скачков или спадов. Кроме того, при та- кой организации исследования можно учесть исходный уровень интеллектуальной деятельности. Однако для проведения лонгитудинального исследования требуется подготовка идентичных и достаточно выверенных набо- ров субтестов. Наиболее результативным О. Вгот1еу счи- тает сочетание обоих методов - <поперечных срезов> и лонгитудинального.
Вопрос об использовании тостов в патопсихологии еще далек от окончательного решения. Категоричность суждений здесь может оказать плохую услугу. Мы хо- тели лишь высказать мнение, основанное на некотором опыте их применения. Можно, однако, полагать, что наиболее правильным было бы их применение в общем комплексе патопсихологического исследования наряду с другими преимущественно качественными методика- ми и при выработке определенных показаний к их ис- пользованию.
. Следует также помнить, что тесты в патопсихоло- гии могут использоваться лишь при решении весьма узких, конкретных задач, так как ни один, даже самого широкого диапазона тест не дает достаточно всесторон- него представления о психической .деятельности обсле- дуемого.
М. Г. Ярошевский (1974), рассматривая дискуссион- ность проблемы о возможности применения тестов в пси- хологии, подчеркивает, что тест не может помочь в уста- новлении причинных связей в психической деятельнос- ти, он лишь позволяет фиксировать результаты деятель- ности, не связывая их с определенными переменными в той или иной психической функции. Тем не менее, счи-
~~- -- тпт тттоп
тест позволяет выявить опреде-
таетМ. Г. Ярошевский,
>ас1 т. 1 . 11.уи~,- -- , ленные закономерности (вероятностные, статистические).
50
Эти закономерности столь же реальны, как и строго при- чинные,-динамические, и .знание их обогащает прогнос- тические возможности психолога. Ошибка же тестоло- гии заключается в попытке с помощью статистики вос- полнить пробелы в знании о динамике умственного раз- вития, его механизмах и закономерностях.
В патопсихологическом исследовании тесты могут играть вспомогательную роль, например, как указыва- лось выше, при необходимости ранжирования степени выраженности интеллектуального дефекта в группе боль- ных одинаковой нозологической принадлежности. Мы можем вводить тесты на определенных этапах обследо- вания больного, например, для исследования у него па- мяти, для выявления инертности психических процес- сов, но получить целостную характеристику мыслитель- ной деятельности и аффективно-личностной сферы боль- ного с помощью одних тестов невозможно. Используя лишь одни тесты, патопсихолог в известной мере сужа- ет свои возможности изменять по ходу эксперимента тактику.
В отличие от психометрических тестов методики типа функциональных проб позволяют исследующему при- бегать к гибкой тактике оценок качества работы обсле- дуемого, учитывать его индивидуальность и конкрет- ную задачу исследования на данном этапе, оказывать больному дозированную помощь, позволяющую опре- делить зону его ближайшего развития (А. Я. Иванова, 1976; В. В. Николаева, Е. Т. Соколова, А. С. Спиваков- ская, 1979).
Кроме того, суммарные оценки, получаемые при исследовании с помощью тестов, в ряде случаев ма- скируют индивидуально-личностные типологические особенности, присущие обследуемому и до болезни. Например, характерная для больного и раньше.медли- тельность сенсомоторики может привести при иссле- довании по методу Векслера к заключению об интел- лектуальной недостаточности.
51
Необходимо также остановиться .еще на одном во- просе, имеющем методически важное значение. Особая регламентированность тестовых исследований сямеоб- ствовала созданию иллюзии о возможности работ-п> е тестами, не имея специальной подготовки. Т<ов <нс- следователь> в силу своей несостоятельноств ври ин- терпретации полученных ответов, как правило, получа- ет ошибочные результаты, объективность которых он отстаивает, будучи уверенным в непогрешимости мето- да. Нам кажется совершенно ведопустимым, чтобы ис- следования проводили люди, ее владеющие знаниями в области патопсихологии и не умеющие проводить па- топсихологические эксперименты с помощью традици- онных методов.
Деонтелогический аспект деятельности патопсихолога
Успешное проведение патопсихологического ис- следования во многом зависит от отношений, складываю- щихся в процессе его между исследующим и больным.
Понятно, что не может быть единого шаблона, по ко- торому бы эти отношения строились, имеют значение много факторов - особенности личности больного, его психическое состояние, задача исследования и, соответ- ственно, отношение к нему обследуемого, особенности личности патопсихолога, его культура, такт, проявляемое им внимание к обследуемому, попавшему впервые в жиз- ни в необычную для себя ситуацию, и т. д. Многообразие этих факторов является причиной возможности различ- ных вариантов контакта, устанавливаемого при патопси- хологическом исследовании.
Если факторы, обусловленные состоянием больного и его индивидуальными свойствами, не подвержены в до- статочной мере нашему влиянию и могут лишь учиты-
52
ваться патопсихологом при выработке тактики поведения, Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|