Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



12 страница


Этим методом выявляются нарушения логического строя  

мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей  

частью не корригируются, тогда как непоследовательные  

суждения в связи с истощаемостью исправляются боль-  

ными, как только они их замечают. Обнаружение возмож-  

ности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопу-  

 

97  

 

щение их в дальнейшем свидетельствуют об определен-  

ной сохранности критичности мышления.  

 

Помимо словесного варианта методики образования  

простых аналогий, можно пользоваться и предметным ее  

вариантом. В качестве примеров для этого можно пользо-  

ваться некоторыми таблицами Рейвена, а также карточка-  

ми из соответствующего субтеста в методике аналитиче-  

ского исследования интеллекта Мейли.  

 

Образование сложных аналогий предусматривает вы-  

деление сложных, абстрактных логических отношений.  

В связи с большей трудностью этой методики мы, так  

же как и С. Я. Рубинштейн (1962). применяем ее лишь  

при обследовании лиц со средним и высшим образова-  

нием.  

 

Обследуемого инструктируют о том, что в верхней час-  

ти бланка расположены 6 пар слов, каждой из которых  

присущи определенные отношения. Эти отношения ана-  

лизируются, например: <овца - стадо> - часть и целое,  

<малина - ягода> - это определение, <море - океан> раз-  

личаются в количественном отношении и т. д. Затем вни-  

мание обследуемого обращается на расположенные ниже  

пары слов, принцип связи которых он должен сопоста-  

вить с одним из образцов. Против каждой пары он ставит  

тот номер, который стоит около пары-образца. Пример-  

ное решение задания носит следующий характер: <Глава  

является частью романа, аналогично тому, как овца -  

частью стада>.  

 

Обсуждение совместно с больным допущенных оши-  

бочных решений дает исследующему материал, на осно-  

вании которого можно судить о нарушениях логического  

строя мышления, его целенаправленности и критичности.  

 

Выделение закономерностей. К этой группе можно от-  

нести ряд методик, различных по степени сложности. Не-  

которые из них могут быть выполнены при относительно  

высоком уровне обобщения.  

 

1. Числовой ряд. Обследуемому предъявляют ряд чи-  

сел. Анализ их расположения позволит ему продолжить  

 

98  

 

этот ряд. Последовательно предъявляются все более слож-  

ные ряды:  

 

1357--  

151296--  

919293  

22471116  

11151891316  

Приводим примеры решения такого рода заданий:  

 

1  

15  

 

(9, II)  

(3,0)  

 

3  

12  

 

2. Методика Б. И. Пинского (1968) предназначена для  

диагностики олигофрении. Она состоит из 3 эксперимен-  

тальных заданий возрастающей сложности. Для исследо-  

вания необходим набор красных и белых брусков.  

 

Обследуемому предлагают удлинить начатый иссле-  

дуемый <заборчик>:  

1 задание -КБ КБ КБ  

II задание - КББ, КББ, КББ  

III задание - КБ, КББ, КБББ  

 

При анализе выполнения задания обращается внима-  

ние, предшествует ли началу деятельности уяснение при-  

нципа задания, насколько стереотипен избранный обсле-  

дуемым модус деятельности, как влияют на эту деятель-  

ность случайные побуждения (например, меняет ли он  

найденный принцип, если кончились бруски одного цве-  

та). Существенное значение имеет обнаруживаемая при  

исследовании тенденция переносить в готовом, неизме-  

ненном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий  

момент задачу.  

 

Определение и сравнение понятий. Эти методики при-  

меняются для исследования мышления.  

 

Для определения понятия необходимо проанализиро-  

вать целый ряд признаков предмета или явления и выде-  

лить из них наиболее существенные. Степень точности  

определения зависит от признаков, которые выбирает об-  

следуемый для характеристики того или иного предмета  

 

99  

 

или явления. Наиболее точным считается (М. Л. Коно-  

нова, 1963) определение, при котором отмечается родо-  

вое и видовое различия (например, <стол - это мебель,  

необходимая в быту или для работы>); правильное, но  

менее точное определение основано лишь на родовых  

признаках (<стол - это мебель>); на более низкой ступе-  

ни находится определение по назначению предмета  

(<стол - для того, чтобы есть или писать>), совершенно  

недостаточным является определение, отмечающее лишь  

наглядные признаки предмета (<стол - деревянный, на  

четырех ножках>).  

 

При исследовании методикой определения понятий сле-  

дует отмечать не только способность обследуемого выде-  

лять основные признаки, но и построение определения,  

четкость формулировки. Этой методикой легко обнару-  

живается расплывчатость суждений, избыточная детали-  

зация, склонность к резонерству.  

 

Близка к описанной методика сравнения понятий. При  

этом происходит не только анализ свойств предмета или  

явления, но и устанавливаются определенные отноше-  

ния между несколькими предметами, явлениями. В свя-  

зи с этим сравнение понятий более сложный, чем опре-  

деление понятий, мыслительный процесс, включающий  

в себя анализ и синтез, требующий дифференцировки су-  

щественных признаков на общие и разные для несколь-  

ких объектов.  

 

При сравнении нескольких понятий выполнение зада-  

ния идет в два этапа: вначале выделяются существенные  

признаки каждого из них, а затем из них выбираются со-  

впадающие для этих объектов и те, которые обусловлива-  

ют разницу между ними. При сравнении относительно од-  

нородных объектов первыми оказываются родовые, а вто-  

рыми - видовые признаки. К относительно однородным  

понятиям относятся: часы - хронометр, трамвай - трол-  

лейбус и т. п.  

 

Наряду с этим Т. К. Мелешко (1966) предлагает для  

сравнения разнородные понятия: тарелка - ложка, бо-  

 

100  

 

тинок - карандаш, глобус - бабочка, плащ - ночь,  

часы - река.  

 

Проведенные -Мром мел-ования методикой срав-  

нения неоднородам> Мйяч- мказали, что больные ши-  

зофренией часто тоямуюгся мио характерными для здо-  

ровых, <нестандартными> признаками. Хотя <стандар-  

тность> того или иного (фязаака характеризуется статис-  

тическими показателю>, этот вариант может использо-  

ваться и при диагностически направленном психологичес-  

ком эксперименте, так как при нем обнаруживается лег-  

кость выделения больными шизофренией <слабых> при-  

знаков.  

 

Сравнение понятий помогает выявить интеллектуаль-  

ную недостаточность, резонерские суждения.  

 

Формирование искусственных понятий. Для иссле-  

дования способности формирования понятий часто при-  

меняется методика, разработанная Л. С. Выготским и  

Л. С. Сахаровым (1930). Методика эта весьма сложна, и  

правильное выполнение задания обследуемым свидетель-  

ствует об отсутствии у него интеллектуального снижения.  

По данным Л. С. Выготского (1938), с помощью данной  

методики можно констатировать нарушение функций об-  

разования понятий не только при явных расстройствах  

мышления, но и у больных, у которых вне эксперимен-  

тальной обстановки трудно заметить нарушения формаль-  

ного мышления.  

 

 

 

Перед обследуемым  

в беспорядке размещают  

набор стереометричес-  

ких фигур, отличающих-  

ся формой, цветом и ве-  

личиной (рис. 4). На  

скрытой от него нижней  

стороне этих фигур име-  

ются условные надписи  

(<биг>, <цев>, <гур>,  

<лаг>). Произвольно вы-  

 

Рис. 4. Набор фигур для методи-  

ки формирования искусствен-  

ных понятий  

 

101  

 

бирается одна фигура и исследующий объясняет, что над-  

пись на ней (например, <цев>) совершенно анчего не озна-  

чает, условна, но имеющимся в этом н>боре фигурам с  

аналогичной надписью присущ общий признак. Обследу-  

емый должен установить, какие фигуры входят в эту груп-  

пу, т. е. определить понятие <цев>. После этого обследуе-  

мый отбирает несколько фигур и объясняет свою гипоте-  

зу. Например, он считает, что к <цев> относятся все фигу-  

ры того же цвета. Тогда исследующий переворачивает одну  

из отобранных ошибочно фигур и показывает надпись -  

несмотря на то, что она того же цвета, она не <цев>.  

 

Если обследуемый отбирает ряд фигур, руководству-  

ясь одинаковой формой, исследующий таким же образом  

показывает ему ошибочность этой гипотезы.  

 

Таким образом, остается одна возможность - опреде-  

лить понятие <цев> в зависимости от размеров, что пред-  

ставляется довольно трудным, так как размеры фигур ха-  

рактеризуются двумя признаками - площадью основания  

и высотой.  

 

Результаты опыта оцениваются в зависимости от того,  

сколько ходов понадобилось обследуемому для выполне-  

ния задания, насколько логичны были его рассуждения  

при этом, как воспринималась помощь исследующего. При  

этом исследовании обнаруживаются аффективно-личнос-  

тные качества обследуемого, особенно выявляющиеся в  

реакции на неуспех.  

Методюа Выготского-Сахарова несколько упрощена  

 

ф(?11р  

 

Рис. 5. Набор фигур для  

методики формирования  

понятий по А. Ф. Гом)>ко<о>  

 

 

 

 

 

А. Ф. Говорковой (1962).  

Цель этого упрощения -  

приспособление методики  

формирования искусствен-  

ных понятий к детскому  

возрасту.  

 

Обследуемому показы-  

вают 16 вьфезанных из кар-  

тона фигур (рис. 5), отли-  

чающихся формой (2 вида),  

 

102  

 

 

 

цветом (красные и зеленые) и величиной (4 варианта). На  

обороте этих фигур написаны их условные обозначения,  

наоркмер <гацун>. Одну из фигур <гацун> (например, № 5)  

дают обследуемому и просят отобрать другие фигуры это-  

го разряда. Каждую отобранную фигуру обследуемый пе-  

реворачивает и по надписи на обороте убеждается в пра-  

вильности или ошибочности своего выбора. О результа-  

тах исследования судят по количеству ходов, понадобив-  

шихся обследуемому для формирования понятия.  

 

При исследовании детей этой методикой определяется  

их способность к целенаправленным и последовательным  

действиям, умение вести анализ одновременно в несколь-  

ких направлениях, отбрасывать неподкрепленные призна-  

ки. Эти особенности характеризуют течение процессов  

обобщения и отвлечения у обследуемых.  

 

Понимание переносного смысла пословиц и метафор.  

Методика применяется для исследования особенностей  

мышления - его уровня, целенаправленности и критич-  

ности.  

 

Обследуемому называют несколько часто употребляе-  

мых метафор (<золотая голова>, <золотые руки>, <камен-  

ное сердце>, <заячья душа>, <медный лоб>) и пословиц  

(<Яблоко от яблони недалеко падает>, <Куй железо, пока  

горячо>, <Слово не воробей - вылетит, не поймаешь>) и  

просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.  

Можно предложить обследуемому привести соответству-  

ющие примеры из своей жизни или прочитанного. Бук-  

вальное истолкование пословицы или метафоры свидетель-  

ствует о недостаточности уровня обобщения. Если обсле-  

дуемый верно объясняет переносный смысл пословицы,  

это еще не означает, что мышление у него совершенно не  

нарушено, так как при объяснении пословиц обследуемый  

1фоявляет имеющиеся у него знания - для выполнения  

задания не требуется обобщения нового материала. Про-  

цесс обобщения нового материала исследуется другими,  

более сложными, вариантами этой методики.  

Сравнение пословиц. Обследуемому предлагают карточ-  

 

103  

 

ки на которых написаны специально подобранные посло-  

виды, и дают задание сгруппировать их, выделив парами  

либо аналогичные, либо противоположные по смыслу.  

Например, Е. А. Рушкевич (1953) предлагает для сравни-  

вания следующий набор пословиц:  

 

Что посеешь, то пожнешь.  

Куй железо, пока горячо.  

Каков поп, таков и приход.  

Как аукнется, так и откликнется.  

Яблоко от яблони недалеко падает.  

Когда дрова горят, тогда и кашу варят.  

 

Обследуемый должен отобрать пары аналогичных пос-  

ловиц:  

 

1. Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и от-  

кликнется.  

 

2. Куй железо, пока горячо. Когда дрова горят - тогда и  

кашу варят.  

 

3. Яблоко от яблони недалеко падает. Каков поп, таков и  

приход.  

 

При этом обследуемые обнаруживают не только пони-  

мание переносного смысла отдельных пословиц: сопос-  

тавляя их, они дифференцируют существенные признаки  

от второстепенных, случайных. Таким образом, результа-  

ты исследования этим вариантом методики в определен-  

ной мере свидетельствуют об особенностях ассоциативных  

связей, в частности способствуют выявлению ассоциаций  

по <слабому> признаку. Примером последнего может слу-  

жить обобщение пословиц: <Что посеешь...> и <Куй же-  

лезо...>, когда больной дает следующее объяснение: <Пре-  

жде чем сеять, надо вначале ковать. Как скуешь плуг -  

так и посеешь>.  

 

Отнесение фраз к пословицам. Этот вариант предло-  

жен Б. В. Зейгарник (1958). Здесь трудность заключается  

не столько в истолковании переносного смысла послови-  

цы, сколько в возможности соскальзывания на приблизи-  

тельный смысл. Обследуемому предлагают серию табли-  

чек, на которых написаны пословицы или метафоры, и  

 

104  

 

значитеям> <Няьшее количество карточек с фразами. (  

ди фраз мшчччя соответствующие переносному смы  

пословиц ляшь сходные в формально-лексическом (у  

ношении. Вкотаяе убежд-гся, что обследуемый по  

мает переносный смысл яаеж)виц, а затем ему предла  

ют подобрать к каждой вословице соответствующую ц  

смыслу фразу. Например, к каждой пословице дается  

выбор 2-3 фразы:  

 

Золото тяжелее железа.  

Железо кует кузнец,  

Не откладывай дело в долгий  

ящик  

 

Цыплята вырастают к осени,  

О деле судят до результатам  

 

.......>.,>} ц>уа-1у. П.  

выбор 2-3 фразы:  

Куй железо, пока горячо  

 

Цыплят по осени считают  

 

".-, ня1 до результатам  

 

Выполняя это задание, обследуемый вначале уяснят  

переносный смысл пословицы, а затем сопоставляет ее с  

фразами и таким образом как бы переносит усвоенный  

принцип работы на материал, содержащий новое. Этот ва.  

риант задания требует более высокого уровня обобщения  

чем одно лишь объяснение переносного смысла пословиц  

и метафор.  

 

Называние 50 слов. Методика направлена на изуче  

ние особенностей ассоциаций. Кроме того, по результат  

там исследования можно судить о богатстве словарного  

запаса и темпе речевой деятельности больного. Инструк-  

ция содержит просьбу назвать подряд как можно быст-  

рее любые 50 слов, за исключением названий располо-  

женных в комнате предметов. Произносимые больны-  

ми слова записываются. По секундомеру регистрирует-  

ся затраченное на это время. Если больной очень быст-  

ро называет слова, не следует его останавливать. Сло-  

ва, которые исследующий не успел записать, заменя-  

ются прочерком.  

 

Психически здоровые называют слова <гнездами> - по  

5-6 слов, имеющих общие признаки, например, виды  

транспорта, одежды и т. д. Увеличение Зтих гнезд рас-  

сматривается как признак инертности психических про-  

 

105  

 

цессов. Могут быть обнаружены и малосодержательные  

ассоциации - по созвучию.  

 

Инструкция может быть усложнена требованием на-  

зывать только существительные. Если обследуемый ее не  

выполняет, дается дополнительная инструкция: <Вы на-  

зываете не только существительные. Соблюдайте прави-  

ла выполнения задания>. Если и после этого обследуе-  

мый называет не только существительные, это также сви-  

детельствует о значительной инертности психической де-  

ятельности.  

 

Бедность словарного запаса проявляется в значитель-  

ном увеличении времени, необходимого на выполнение  

задания (здоровые называют 50 слов за 1,5-2,5 мин), в  

повторении одних и тех же слов, в назывании вопреки  

инструкции находящихся перед глазами обследуемого  

предметов.  

 

Пиктограммы. Эта методика предложена Л. С. Вы-  

готским и разработана как один из методов опосредован-  

ного запоминания. В отличие от предложенной А. Н. Ле-  

онтьевым методики опосредованного запоминания при об-  

разовании пиктограммы представляют значительно боль-  

шие возможности для исследования ассоциативного про-  

цесса.  

 

Пиктограмма - образ, создаваемый обследуемым для  

опосредованного запоминания. Таким образом, с помощью  

методики пиктограмм мы изучаем самостоятельную мыс-  

лительную продукцию больных. Здесь особенно явно вы-  

ступают нарушения мышления, что объясняется малой  

предопределенностью, меньшим регламентированием про-  

цессов мышления условиями опыта (Ю. Ф. Поляков, 1969;  

С. В. Лонгинова, 1972), тогда как в методике А. Н. Ле-  

онтьева выбор образов для опосредования ограничен ис-  

следующим.  

 

Методика очень проста. Обследуемому дают листок  

чистой бумаги и карандаш и говорят, что сейчас он ус-  

лышит слова, для запоминания которых он должен сде-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1126
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь