|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовЭтим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей частью не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в связи с истощаемостью исправляются боль- ными, как только они их замечают. Обнаружение возмож- ности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопу-
97
щение их в дальнейшем свидетельствуют об определен- ной сохранности критичности мышления.
Помимо словесного варианта методики образования простых аналогий, можно пользоваться и предметным ее вариантом. В качестве примеров для этого можно пользо- ваться некоторыми таблицами Рейвена, а также карточка- ми из соответствующего субтеста в методике аналитиче- ского исследования интеллекта Мейли.
Образование сложных аналогий предусматривает вы- деление сложных, абстрактных логических отношений. В связи с большей трудностью этой методики мы, так же как и С. Я. Рубинштейн (1962). применяем ее лишь при обследовании лиц со средним и высшим образова- нием.
Обследуемого инструктируют о том, что в верхней час- ти бланка расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения. Эти отношения ана- лизируются, например: <овца - стадо> - часть и целое, <малина - ягода> - это определение, <море - океан> раз- личаются в количественном отношении и т. д. Затем вни- мание обследуемого обращается на расположенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен сопоста- вить с одним из образцов. Против каждой пары он ставит тот номер, который стоит около пары-образца. Пример- ное решение задания носит следующий характер: <Глава является частью романа, аналогично тому, как овца - частью стада>.
Обсуждение совместно с больным допущенных оши- бочных решений дает исследующему материал, на осно- вании которого можно судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности и критичности.
Выделение закономерностей. К этой группе можно от- нести ряд методик, различных по степени сложности. Не- которые из них могут быть выполнены при относительно высоком уровне обобщения.
1. Числовой ряд. Обследуемому предъявляют ряд чи- сел. Анализ их расположения позволит ему продолжить
98
этот ряд. Последовательно предъявляются все более слож- ные ряды:
1357-- 151296-- 919293 22471116 11151891316 Приводим примеры решения такого рода заданий:
1 15
(9, II) (3,0)
3 12
2. Методика Б. И. Пинского (1968) предназначена для диагностики олигофрении. Она состоит из 3 эксперимен- тальных заданий возрастающей сложности. Для исследо- вания необходим набор красных и белых брусков.
Обследуемому предлагают удлинить начатый иссле- дуемый <заборчик>: 1 задание -КБ КБ КБ II задание - КББ, КББ, КББ III задание - КБ, КББ, КБББ
При анализе выполнения задания обращается внима- ние, предшествует ли началу деятельности уяснение при- нципа задания, насколько стереотипен избранный обсле- дуемым модус деятельности, как влияют на эту деятель- ность случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились бруски одного цве- та). Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неизме- ненном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу.
Определение и сравнение понятий. Эти методики при- меняются для исследования мышления.
Для определения понятия необходимо проанализиро- вать целый ряд признаков предмета или явления и выде- лить из них наиболее существенные. Степень точности определения зависит от признаков, которые выбирает об- следуемый для характеристики того или иного предмета
99
или явления. Наиболее точным считается (М. Л. Коно- нова, 1963) определение, при котором отмечается родо- вое и видовое различия (например, <стол - это мебель, необходимая в быту или для работы>); правильное, но менее точное определение основано лишь на родовых признаках (<стол - это мебель>); на более низкой ступе- ни находится определение по назначению предмета (<стол - для того, чтобы есть или писать>), совершенно недостаточным является определение, отмечающее лишь наглядные признаки предмета (<стол - деревянный, на четырех ножках>).
При исследовании методикой определения понятий сле- дует отмечать не только способность обследуемого выде- лять основные признаки, но и построение определения, четкость формулировки. Этой методикой легко обнару- живается расплывчатость суждений, избыточная детали- зация, склонность к резонерству.
Близка к описанной методика сравнения понятий. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определенные отноше- ния между несколькими предметами, явлениями. В свя- зи с этим сравнение понятий более сложный, чем опре- деление понятий, мыслительный процесс, включающий в себя анализ и синтез, требующий дифференцировки су- щественных признаков на общие и разные для несколь- ких объектов.
При сравнении нескольких понятий выполнение зада- ния идет в два этапа: вначале выделяются существенные признаки каждого из них, а затем из них выбираются со- впадающие для этих объектов и те, которые обусловлива- ют разницу между ними. При сравнении относительно од- нородных объектов первыми оказываются родовые, а вто- рыми - видовые признаки. К относительно однородным понятиям относятся: часы - хронометр, трамвай - трол- лейбус и т. п.
Наряду с этим Т. К. Мелешко (1966) предлагает для сравнения разнородные понятия: тарелка - ложка, бо-
100
тинок - карандаш, глобус - бабочка, плащ - ночь, часы - река.
Проведенные -Мром мел-ования методикой срав- нения неоднородам> Мйяч- мказали, что больные ши- зофренией часто тоямуюгся мио характерными для здо- ровых, <нестандартными> признаками. Хотя <стандар- тность> того или иного (фязаака характеризуется статис- тическими показателю>, этот вариант может использо- ваться и при диагностически направленном психологичес- ком эксперименте, так как при нем обнаруживается лег- кость выделения больными шизофренией <слабых> при- знаков.
Сравнение понятий помогает выявить интеллектуаль- ную недостаточность, резонерские суждения.
Формирование искусственных понятий. Для иссле- дования способности формирования понятий часто при- меняется методика, разработанная Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым (1930). Методика эта весьма сложна, и правильное выполнение задания обследуемым свидетель- ствует об отсутствии у него интеллектуального снижения. По данным Л. С. Выготского (1938), с помощью данной методики можно констатировать нарушение функций об- разования понятий не только при явных расстройствах мышления, но и у больных, у которых вне эксперимен- тальной обстановки трудно заметить нарушения формаль- ного мышления.
Перед обследуемым в беспорядке размещают набор стереометричес- ких фигур, отличающих- ся формой, цветом и ве- личиной (рис. 4). На скрытой от него нижней стороне этих фигур име- ются условные надписи (<биг>, <цев>, <гур>, <лаг>). Произвольно вы-
Рис. 4. Набор фигур для методи- ки формирования искусствен- ных понятий
101
бирается одна фигура и исследующий объясняет, что над- пись на ней (например, <цев>) совершенно анчего не озна- чает, условна, но имеющимся в этом н>боре фигурам с аналогичной надписью присущ общий признак. Обследу- емый должен установить, какие фигуры входят в эту груп- пу, т. е. определить понятие <цев>. После этого обследуе- мый отбирает несколько фигур и объясняет свою гипоте- зу. Например, он считает, что к <цев> относятся все фигу- ры того же цвета. Тогда исследующий переворачивает одну из отобранных ошибочно фигур и показывает надпись - несмотря на то, что она того же цвета, она не <цев>.
Если обследуемый отбирает ряд фигур, руководству- ясь одинаковой формой, исследующий таким же образом показывает ему ошибочность этой гипотезы.
Таким образом, остается одна возможность - опреде- лить понятие <цев> в зависимости от размеров, что пред- ставляется довольно трудным, так как размеры фигур ха- рактеризуются двумя признаками - площадью основания и высотой.
Результаты опыта оцениваются в зависимости от того, сколько ходов понадобилось обследуемому для выполне- ния задания, насколько логичны были его рассуждения при этом, как воспринималась помощь исследующего. При этом исследовании обнаруживаются аффективно-личнос- тные качества обследуемого, особенно выявляющиеся в реакции на неуспех. Методюа Выготского-Сахарова несколько упрощена
ф(?11р
Рис. 5. Набор фигур для методики формирования понятий по А. Ф. Гом)>ко<о>
А. Ф. Говорковой (1962). Цель этого упрощения - приспособление методики формирования искусствен- ных понятий к детскому возрасту.
Обследуемому показы- вают 16 вьфезанных из кар- тона фигур (рис. 5), отли- чающихся формой (2 вида),
102
цветом (красные и зеленые) и величиной (4 варианта). На обороте этих фигур написаны их условные обозначения, наоркмер <гацун>. Одну из фигур <гацун> (например, № 5) дают обследуемому и просят отобрать другие фигуры это- го разряда. Каждую отобранную фигуру обследуемый пе- реворачивает и по надписи на обороте убеждается в пра- вильности или ошибочности своего выбора. О результа- тах исследования судят по количеству ходов, понадобив- шихся обследуемому для формирования понятия.
При исследовании детей этой методикой определяется их способность к целенаправленным и последовательным действиям, умение вести анализ одновременно в несколь- ких направлениях, отбрасывать неподкрепленные призна- ки. Эти особенности характеризуют течение процессов обобщения и отвлечения у обследуемых.
Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Методика применяется для исследования особенностей мышления - его уровня, целенаправленности и критич- ности.
Обследуемому называют несколько часто употребляе- мых метафор (<золотая голова>, <золотые руки>, <камен- ное сердце>, <заячья душа>, <медный лоб>) и пословиц (<Яблоко от яблони недалеко падает>, <Куй железо, пока горячо>, <Слово не воробей - вылетит, не поймаешь>) и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл. Можно предложить обследуемому привести соответству- ющие примеры из своей жизни или прочитанного. Бук- вальное истолкование пословицы или метафоры свидетель- ствует о недостаточности уровня обобщения. Если обсле- дуемый верно объясняет переносный смысл пословицы, это еще не означает, что мышление у него совершенно не нарушено, так как при объяснении пословиц обследуемый 1фоявляет имеющиеся у него знания - для выполнения задания не требуется обобщения нового материала. Про- цесс обобщения нового материала исследуется другими, более сложными, вариантами этой методики. Сравнение пословиц. Обследуемому предлагают карточ-
103
ки на которых написаны специально подобранные посло- виды, и дают задание сгруппировать их, выделив парами либо аналогичные, либо противоположные по смыслу. Например, Е. А. Рушкевич (1953) предлагает для сравни- вания следующий набор пословиц:
Что посеешь, то пожнешь. Куй железо, пока горячо. Каков поп, таков и приход. Как аукнется, так и откликнется. Яблоко от яблони недалеко падает. Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
Обследуемый должен отобрать пары аналогичных пос- ловиц:
1. Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и от- кликнется.
2. Куй железо, пока горячо. Когда дрова горят - тогда и кашу варят.
3. Яблоко от яблони недалеко падает. Каков поп, таков и приход.
При этом обследуемые обнаруживают не только пони- мание переносного смысла отдельных пословиц: сопос- тавляя их, они дифференцируют существенные признаки от второстепенных, случайных. Таким образом, результа- ты исследования этим вариантом методики в определен- ной мере свидетельствуют об особенностях ассоциативных связей, в частности способствуют выявлению ассоциаций по <слабому> признаку. Примером последнего может слу- жить обобщение пословиц: <Что посеешь...> и <Куй же- лезо...>, когда больной дает следующее объяснение: <Пре- жде чем сеять, надо вначале ковать. Как скуешь плуг - так и посеешь>.
Отнесение фраз к пословицам. Этот вариант предло- жен Б. В. Зейгарник (1958). Здесь трудность заключается не столько в истолковании переносного смысла послови- цы, сколько в возможности соскальзывания на приблизи- тельный смысл. Обследуемому предлагают серию табли- чек, на которых написаны пословицы или метафоры, и
104
значитеям> <Няьшее количество карточек с фразами. ( ди фраз мшчччя соответствующие переносному смы пословиц ляшь сходные в формально-лексическом (у ношении. Вкотаяе убежд-гся, что обследуемый по мает переносный смысл яаеж)виц, а затем ему предла ют подобрать к каждой вословице соответствующую ц смыслу фразу. Например, к каждой пословице дается выбор 2-3 фразы:
Золото тяжелее железа. Железо кует кузнец, Не откладывай дело в долгий ящик
Цыплята вырастают к осени, О деле судят до результатам
.......>.,>} ц>уа-1у. П. выбор 2-3 фразы: Куй железо, пока горячо
Цыплят по осени считают
".-, ня1 до результатам
Выполняя это задание, обследуемый вначале уяснят переносный смысл пословицы, а затем сопоставляет ее с фразами и таким образом как бы переносит усвоенный принцип работы на материал, содержащий новое. Этот ва. риант задания требует более высокого уровня обобщения чем одно лишь объяснение переносного смысла пословиц и метафор.
Называние 50 слов. Методика направлена на изуче ние особенностей ассоциаций. Кроме того, по результат там исследования можно судить о богатстве словарного запаса и темпе речевой деятельности больного. Инструк- ция содержит просьбу назвать подряд как можно быст- рее любые 50 слов, за исключением названий располо- женных в комнате предметов. Произносимые больны- ми слова записываются. По секундомеру регистрирует- ся затраченное на это время. Если больной очень быст- ро называет слова, не следует его останавливать. Сло- ва, которые исследующий не успел записать, заменя- ются прочерком.
Психически здоровые называют слова <гнездами> - по 5-6 слов, имеющих общие признаки, например, виды транспорта, одежды и т. д. Увеличение Зтих гнезд рас- сматривается как признак инертности психических про-
105
цессов. Могут быть обнаружены и малосодержательные ассоциации - по созвучию.
Инструкция может быть усложнена требованием на- зывать только существительные. Если обследуемый ее не выполняет, дается дополнительная инструкция: <Вы на- зываете не только существительные. Соблюдайте прави- ла выполнения задания>. Если и после этого обследуе- мый называет не только существительные, это также сви- детельствует о значительной инертности психической де- ятельности.
Бедность словарного запаса проявляется в значитель- ном увеличении времени, необходимого на выполнение задания (здоровые называют 50 слов за 1,5-2,5 мин), в повторении одних и тех же слов, в назывании вопреки инструкции находящихся перед глазами обследуемого предметов.
Пиктограммы. Эта методика предложена Л. С. Вы- готским и разработана как один из методов опосредован- ного запоминания. В отличие от предложенной А. Н. Ле- онтьевым методики опосредованного запоминания при об- разовании пиктограммы представляют значительно боль- шие возможности для исследования ассоциативного про- цесса.
Пиктограмма - образ, создаваемый обследуемым для опосредованного запоминания. Таким образом, с помощью методики пиктограмм мы изучаем самостоятельную мыс- лительную продукцию больных. Здесь особенно явно вы- ступают нарушения мышления, что объясняется малой предопределенностью, меньшим регламентированием про- цессов мышления условиями опыта (Ю. Ф. Поляков, 1969; С. В. Лонгинова, 1972), тогда как в методике А. Н. Ле- онтьева выбор образов для опосредования ограничен ис- следующим.
Методика очень проста. Обследуемому дают листок чистой бумаги и карандаш и говорят, что сейчас он ус- лышит слова, для запоминания которых он должен сде- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|