Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



17 страница


Написать  

Написать  

Написать  

10,а Написать  

тов на букву <Л>.  

12. Написать  

12,0 Написать  

букву <К>.  

 

3 ело-(-букяу "Ш>.  

 

5 слой> <И> пу <Н>.  

назв-йЙК Городов на букву <Л>.  

 

6 нмеяйб букву <Б>.  

фамиММ 5 ввсателей на букву <С>.  

фамилии 5 известных советских киноартис-  

 

фамилии 7 французских художников.  

фамилии известных русских художников на  

 

Обследуемому сообщают, что в каждом ряду карточки  

расположены по возрастающей степени сложности зада-  

ния, что параллельно в двух рядах лежат карточки одина-  

ковой трудности. Затем ему предлагают соответственно  

своим возможностям выбирать задания той или иной слож-  

ности и выполнить их. Обследуемого предупреждают о  

том, что на каждое задание отпускается определенное вре-  

мя, но какое - ему не говорят. Включая секундомер каж-  

дый раз, когда обследуемый берет новую карточку, иссле-  

дующий при желании может сказать обследуемому, что  

он не уложился в положенное время и поэтому задание  

считается невыполненным. Это позволяет исследующему  

искусственно создавать <неуспех>.  

 

Опыт тщательно протоколируется. Обращается внима-  

ние на то, насколько уровень притязаний больного соот-  

ветствует его возможностям (интеллектуальному уровню,  

образованию) и как он реагирует на успех или неуспех.  

Одни больные после успешного выполнения, например,  

3-го задания сразу же берут 8-ю или 9-ю карточку, другие,  

наоборот, крайне осторожны - правильно выполнив за-  

дание, они берут карточку либо той же степени сложнос-  

ти, либо следующую. То же самое при неуспехе - одни  

обследуемые берут карточку той же сложности либо не-  

значительно менее трудную, тогда как другие, не выпол-  

нив 9-е задание, переходят на 2-е или 3-е, что свидетель-  

ствует о крайней хрупкости у них уровня притязаний. Воз-  

можно и такое поведение больного, когда, несмотря на  

 

147  

 

неуспех, он продолжает выбирать задания все более слож-  

ные. Это свидетельствует о недостаточности критичности  

мышления.  

 

Н. К. Калита (1971) установила, что применяемые в  

варианте Б. И. Бежанишвили вопросы, направленные на  

выявление общеобразовательного уровня, трудно под-  

даются ранжированию. Степень их трудности определя-  

ется не только объемом жизненных знаний и уровнем  

образования обследуемого, но во многом зависит и от  

круга его интересов. В поисках более объективных крите-  

риев установления степени сложности заданий Н. К. Ка-  

лита предложила использовать картинки, отличающие-  

ся друг от друга количеством элементов. Здесь крите-  

рием сложности является количество различий между  

сравниваемыми картинками. Кроме того, контрольны-  

ми обследованиями можно установить время, затрачи-  

ваемое здоровыми на выполнение задания различной  

степени сложности. В остальном проведение исследо-  

вания уровня притязаний в модификации Н. К. Калиты  

не изменилось.  

 

Для проведения исследования могут быть использова-  

ны и задачи другого рода, при подборе которых можно  

относительно объективно установить их градацию по сте-  

пени сложности: кубики Кооса, одна из серий таблиц Рей-  

вена. К каждому из заданий необходимо подобрать па-  

раллельное, примерно равное по степени трудности.  

 

Результаты исследования могут быть представлены для  

большей наглядности и облегчения их анализа в виде гра-  

фика.  

 

Представляют интерес исследования уровня притяза-  

ний с оценкой некоторых количественных показателей.  

Такое исследование может иметь значение для объектив-  

ной характеристики степени психического дефекта обсле-  

дуемого. Попытка модификации методики исследования  

уровня притязаний была предпринята В. К. Горбачевским  

(1969), использовавшим для этого все субтесты шкалы  

Векслера (А15). Однако модификация В. К. Гербачевско-  

 

148  

 

го представляется нам сложной для патопсихологическо-  

го исследования, и поэтому мы несколько модифициро-  

вали вариант методики Зейгарник - Бежанишвили.  

 

Согласно инструкции, обследуемый должен из 24 кар-  

точек, содержащих различные по своей трудности вопро-  

сы, выбрать соответственно своим возможностям II (из  

них учитываются первые 10). Время ответа не регламен-  

тируется, т. е. важно учесть фактическое выполнение за-  

даний, однако обследуемому советуют при невозможнос-  

ти ответить на вопрос сразу же сказать об этом. Учитывая  

известное нарастание трудности заключенных в карточ-  

ках вопросов, ответы соответственно оцениваются в бал-  

лах, например, правильный ответ на карточки № 1 и № 1, а  

в 1 балл, № 2 и №2, а- в 2 балла, № 8 и №8, а-в  

8 баллов и т. д. При этом, так же как и по В. К. Горбачев-  

скому, определяется величина уровня притязаний (сум-  

марная оценка выбранных карточек) и уровня достижений  

(сумма набранных очков).  

 

Кроме того, вычисляется средний показатель, опре-  

деляющий тенденцию деятельности после успешного  

или неуспешного ответа. Например, если обследуемый  

ответил на 7 из 10 вопросов, подсчитывается отдельно  

сумма баллов по карточкам, выбранным после успеш-  

ного ответа, и делится на 7. Аналогично определяется  

.средний показатель тенденции деятельности после 3  

неуспешных ответов. Для оценки выбора карточки пос-  

ле последнего ответа обследуемому предлагают неучи-  

тываемое 11-е задание.  

 

Методика исследования уровня притязаний, как пока-  

зывает практический опыт, позволяет обнаружить личнос-  

тные особенности больных при шизофрении, циркуляр-  

ном психозе, эпилепсии, психопатиях, церебральном ате-  

росклерозе, органических поражениях головного мозга.  

протекающих с характерологическими изменениями.  

 

Исследование самооценки по методике Дембо - Ру-  

бяиштейн. Методика предложена С. Я. Рубинштейн (1970)  

для исследования самооценки. В ней использован прием  

 

149  

 

Т. БетЬо, с помощью которого обнаруживались представ-  

ления обследуемого о своем счастье.  

 

С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту методи-  

ку, расширила ее, ввела вместо 1 шкалы отсчета 4 (здо-  

ровье, умственное развитие, характер и счастье). Следует  

заметить, что использование шкалы отсчета для характе-  

ристики какого-либо личностного свойства значительно  

больше способствует выявлению позиции обследуемого,  

чем применение альтернативных методик типа профиля  

полярностей и листа прилагательных, когда больному  

предлагают набор определений (уверенный - робкий, здо-  

ровый - больной) и просят обозначить свое состояние  

(Н. Неипапп, 1967). В методике Дембо - Рубинштейн об-  

следуемому представляется возможность определить свое  

состояние по избранным для самооценки шкалам с уче-  

том ряда нюансов, отражающих степень выраженности  

того или иного личностного свойства.  

 

Методика отличается крайней простотой. На листе бу-  

маги проводится вертикальная черта, о которой обследуе-  

мому говорят, что она обозначает счастье, причем верх-  

ний полюс соответствует состоянию полного счастья, а  

нижний занимают самые несчастливые люди. Обследуе-  

мого просят обозначить на этой линии чертой или кру-  

жочком свое место. Такие же вертикальные линии прово-  

дятся и для выражения самооценки больного по шкалам  

здоровья, умственного развития, характера.  

 

Затем приступают к беседе с больным, в которой вы-  

ясняют его представление о счастье и несчастье, здоровье  

и нездоровье, хорошем и плохом характере и т. д. Выяс-  

няется, почему больной сделал отметку в определенном  

месте шкалы для обозначения своих особенностей. Напри-  

мер, что побудило его поставить отметку в данном месте  

шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или боль-  

ным, если больным, то какой болезнью, кого он считает  

больными.  

 

Своеобразный вариант методики описан Т. М. Габри-  

ял (1972) с использованием каждой из шкал с 7 категори-  

 

150  

 

ями, например: самый больной, весьма больной, более  

или менее больной, средне больной, более или менее здо-  

ровый, весьма здоровый, самый здоровый. Использова-  

ние шкал с такой градацией, по наблюдению автора, обес-  

печивает более тонкие различия в выявлении позиции об-  

следуемых.  

 

В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед  

исследующим, в методику можно вводить и другие шка-  

лы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы  

пользуемся шкалами настроения, семейного благополу-  

чия и служебных достижений. При обследовании боль-  

ных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настрое-  

ния, представления о будущем (оптимистического или пес-  

симистического), тревоги, уверенности в себе и т. п.  

 

В анализе полученных результатов С. Я. Рубинштейн  

уделяется основное внимание не столько расположению  

отметок на шкалах, сколько обсуждению этих отметок.  

Психически здоровым людям, по наблюдениям С. Я. Ру-  

бинштейн, присуща тенденция определять свое место по  

всем шкалам точкой <чуть выше середины>.  

 

У психически больных отмечается тенденция относить  

точки отметок к полюсам линий и исчезает <позицион-  

ное> отношение к исследующему, играющее, по мнению  

С. Я. Рубинштейн, важную роль в определении своего мес-  

та на линиях шкал психически здоровыми, независимо от  

их самооценки н реальной жизненной ситуации.  

 

Получаемые с помощью этой методики данные при-  

обретают особый интерес при сопоставлении с результа-  

тами обследования у данного больного особенностей мыш-  

ления и эмоционально-волевой сферы.  

 

При этом могут быть выявлены нарушение критичнос-  

ти к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность. Со-  

поставление данных о самооценке с объективными пока-  

зателями по ряду экспериментально-психологических ме-  

тодик в известной мере позволяет судить о присущем боль-  

ному уровне притязаний, степени его адекватности. Мож-  

но думать, что самооценка при некоторых психических  

 

151  

 

заболеваниях не остается постоянной, и характер ее зави-  

сит не только от специфичности психопатологических про-  

явлений, но и от стадии болезни.  

 

Личностный опросник Айзенка является вариантом,  

созданным автором (Н. .1. Еувепс, 1964) в процессе пере-  

работки им же предложенного Маудслейского опросника  

(1952) и так же, как и предыдущий, направлен на иссле-  

дование факторов экстра-, интроверсии и нейротизма.  

 

Понятия экстра- и интроверсии были созданы психо-  

аналитиками.  

 

С. .Гип различал экстра- и интровертированные ра-  

циональные (мыслительный и эмоциональный) и ирра-  

циональные (сенсорный и интуитивный) психологичес-  

кие типы. По мнению К. ЬеопЬагД (1970), критерии раз-  

личения экстра- и интроверсии С. 1ип в основном сво-  

дились к субъективности и объективности мышления.  

Н. .1. Еу5епс1с (1964) связывает экстра- и интроверсию со  

степенью возбуждения и торможения в центральной не-  

рвной системе, рассматривая этот фактор, являющийся в  

значительной мере врожденным, как результат баланса  

процессов возбуждения и торможения. При этом особая  

роль придается влиянию состояния ретикулярной фор-  

мации на соотношения основных нервных процессов.  

Н. .1. Еу8епс1с указывает также на значение в этом биоло-  

гических факторов: некоторые наркотики интровертиру-  

ют человека, тогда как антидепрессанты его экстраверти-  

руют. Тицичные экстраверт и интраверт рассматривают-  

ся Н. .1. Еу5епс1с как личности противоположные, края  

континуума, к которым разные люди в той или иной мере  

приближаются.  

 

По Н. .1. Еу5епс1с, экстраверт общителен, любит вече-  

ринки, имеет много друзей, нуждается в людях, чтобы  

поговорить с ними, не любит сам читать и учиться. Он  

жаждет возбуждения, рискует, действует под влиянием  

момента, импульсивен. Экстраверт любит каверзные шут-  

ки, не лезет в карман за словом, обычно любит переме-  

ны. Он беззаботен, добродушно весел, оптимистичен,  

 

152  

 

1  

 

4  

 

любит смеяться, предпочитает движение и действие, име-  

ет тенденцию к агрессивности, вспыльчив. Его эмоции и  

чувства строго не контролируются, и на него не всегда  

можно положиться.  

 

В противоположность экстраверту интраверт спокоен,  

застенчив, интроспективен. Он предпочитает общению с  

людьми книгу. Сдержан и отдален от всех, кроме близ-  

ких друзей. Планирует свои действия заранее. Не доверя-  

ет внезапным побуждениям. Серьезно относится к приня-  

тию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои  

чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя.  

На интраверта можно положиться. Он несколько песси-  

мистичен, высоко ценит этические нормы.  

 

Сам Н. .Г. Еу8епс1с считает, что описанная им характе-  

ристика интро- и экстраверта лишь напоминает описан-  

ную С. .1ип, но не является идентичной ей. К. ЬеопЬагй  

считал, что описание Н. .1. Еукепс экстраверта соответ-  

ствует картине гипоманиакального состояния и полагает,  

что фактор экстра- и интроверсии нельзя связывать с чер-  

тами темперамента. По мнению К. Ьеопйагй, понятия ин-  

тро- и экстраверсии представляют собой собственную пси-  

хическую сферу, причем для экстраверта определяющее  

влияние имеет мир ощущений, а для интраверта - мир  

представлений, так что один побуждается и управляется  

больше снаружи, а другой - больше изнутри.  

 

Следует отметить, что точка зрения К. ЬеопЬагй в зна-  

чительной мере соответствует взглядам В. Н. Мясищева  

(1926), определившим эти типы личности, с клинико-пси-  

хологической точки зрения, как экспансивный и импрес-  

сивный, а с нейрофизиологической стороны - возбуди-  

мый и заторможенный.  

 

.1. Сгау (1968) ставит вопрос об идентичности парамет-  

ров силы нервной системы и интро- и экстраверсии, при-  

чем полюсу слабости нервной системы соответствует по-  

люс интроверсии. При этом 1. Сгау параметр силы нерв-  

ной системы рассматривает в аспекте уровней активации -  

слабая нервная система рассматривается им как система  

 

153  

 

II  

 

более высокого уровня реакции по сравнению с сильной  

нервной системой при условии воздействия на них объек-  

тивно одинаковых физических стимулов.  

 

.1. 81ге1аи (1970) установил, что экстраверсия положи-  

тельно связана с силой процесса возбуждения и подвиж-  

ностью нервных процессов. В то же время не существует  

связи между экстраверсией и силой торможения (в типо-  

логии И. П. Павлова сила торможения устанавливается  

исключительно для условного торможения, в концепции  

3. 51ге1аи речь идет о <временном> торможении, состоя-  

щем из условного и охранительного, т. е. из двух раз-  

личных видов торможения). Все три свойства -цервной  

системы (сила возбуждения, сила торможения и подвиж-  

ность нервных процессов), по данным 81ге1аи, отрица-  

тельно связаны с параметром нейротизма. Все это свиде-  

тельствует о неправомерности сопоставления типологии  

личности по Н. .1. Еу5епс1с с типами высшей нервной де-  

ятельности по И. П. Павлову.  

 

Фактор нейротизма (или нейротицизма) свидетель-  

ствует, поН. .1. Еуяепс, об эмоционально-психологичес-  

кой устойчивости или неустойчивости, стабильности -  

нестабильности и рассматривается в связи с врожденной  

лабильностью вегетативной нервной системы. В этой  

шкале личностных свойств противоположные тенденции  

выражены дискордантностью и конкордантностью. При  

этом на одном полюсе оказывается человек <внешней  

нормы>, за которой скрывается подверженность всевоз-  

можным психологическим пертурбациям, влекущим к не-  

уравновешенности нервно-психической деятельности. На  

другом полюсе - личности, психологически устойчивые,  

хорошо адаптирующиеся к окружающей социальной мик-  

росреде.  

 

Фактору нейротизма отводится исключительно важ-  

ная роль в созданной Н. .1. Еухепс диатезно-стрессовой  

гипотезе этиопатогенеза неврозов, согласно которой не-  

вроз рассматривается как следствие констелляции стрес-  

са и предрасположения к неврозу. Нейротизм отражает  

 

154  

 

предрасположение к неврозу, предиспозицИю. Пи вы-  

раженном нейротизме, по Н. Л. ЕувепсЬ, дотатоно не-  

значительного стресса, и. наоборот, при неысокОм по-  

казателе нейротизма для возникновения неИвроза требу-  

ется сильный стресс, чтобы развился невроз. V  

 

Кроме того, в опросник Айзенка введеЯа контроль-  

ная шкала (шкала лжи). Она служит для выявления  

обследуемых с <желательной реактивной установкой>,  

т. е. с тенденцией реагировать на вопросы таки обра-  

зом, чтобы получились желаемые для оследмого  

результаты.  

 

Опросник разработан в 2 параллельных формах (А и  

Б), позволяющих провести повторное исследован пос-  

ле каких-либо экспериментальных процедур. 1., Вопросы от-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 911
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь