|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовНаписать Написать Написать 10,а Написать тов на букву <Л>. 12. Написать 12,0 Написать букву <К>.
3 ело-(-букяу "Ш>.
5 слой> <И> пу <Н>. назв-йЙК Городов на букву <Л>.
6 нмеяйб букву <Б>. фамиММ 5 ввсателей на букву <С>. фамилии 5 известных советских киноартис-
фамилии 7 французских художников. фамилии известных русских художников на
Обследуемому сообщают, что в каждом ряду карточки расположены по возрастающей степени сложности зада- ния, что параллельно в двух рядах лежат карточки одина- ковой трудности. Затем ему предлагают соответственно своим возможностям выбирать задания той или иной слож- ности и выполнить их. Обследуемого предупреждают о том, что на каждое задание отпускается определенное вре- мя, но какое - ему не говорят. Включая секундомер каж- дый раз, когда обследуемый берет новую карточку, иссле- дующий при желании может сказать обследуемому, что он не уложился в положенное время и поэтому задание считается невыполненным. Это позволяет исследующему искусственно создавать <неуспех>.
Опыт тщательно протоколируется. Обращается внима- ние на то, насколько уровень притязаний больного соот- ветствует его возможностям (интеллектуальному уровню, образованию) и как он реагирует на успех или неуспех. Одни больные после успешного выполнения, например, 3-го задания сразу же берут 8-ю или 9-ю карточку, другие, наоборот, крайне осторожны - правильно выполнив за- дание, они берут карточку либо той же степени сложнос- ти, либо следующую. То же самое при неуспехе - одни обследуемые берут карточку той же сложности либо не- значительно менее трудную, тогда как другие, не выпол- нив 9-е задание, переходят на 2-е или 3-е, что свидетель- ствует о крайней хрупкости у них уровня притязаний. Воз- можно и такое поведение больного, когда, несмотря на
147
неуспех, он продолжает выбирать задания все более слож- ные. Это свидетельствует о недостаточности критичности мышления.
Н. К. Калита (1971) установила, что применяемые в варианте Б. И. Бежанишвили вопросы, направленные на выявление общеобразовательного уровня, трудно под- даются ранжированию. Степень их трудности определя- ется не только объемом жизненных знаний и уровнем образования обследуемого, но во многом зависит и от круга его интересов. В поисках более объективных крите- риев установления степени сложности заданий Н. К. Ка- лита предложила использовать картинки, отличающие- ся друг от друга количеством элементов. Здесь крите- рием сложности является количество различий между сравниваемыми картинками. Кроме того, контрольны- ми обследованиями можно установить время, затрачи- ваемое здоровыми на выполнение задания различной степени сложности. В остальном проведение исследо- вания уровня притязаний в модификации Н. К. Калиты не изменилось.
Для проведения исследования могут быть использова- ны и задачи другого рода, при подборе которых можно относительно объективно установить их градацию по сте- пени сложности: кубики Кооса, одна из серий таблиц Рей- вена. К каждому из заданий необходимо подобрать па- раллельное, примерно равное по степени трудности.
Результаты исследования могут быть представлены для большей наглядности и облегчения их анализа в виде гра- фика.
Представляют интерес исследования уровня притяза- ний с оценкой некоторых количественных показателей. Такое исследование может иметь значение для объектив- ной характеристики степени психического дефекта обсле- дуемого. Попытка модификации методики исследования уровня притязаний была предпринята В. К. Горбачевским (1969), использовавшим для этого все субтесты шкалы Векслера (А15). Однако модификация В. К. Гербачевско-
148
го представляется нам сложной для патопсихологическо- го исследования, и поэтому мы несколько модифициро- вали вариант методики Зейгарник - Бежанишвили.
Согласно инструкции, обследуемый должен из 24 кар- точек, содержащих различные по своей трудности вопро- сы, выбрать соответственно своим возможностям II (из них учитываются первые 10). Время ответа не регламен- тируется, т. е. важно учесть фактическое выполнение за- даний, однако обследуемому советуют при невозможнос- ти ответить на вопрос сразу же сказать об этом. Учитывая известное нарастание трудности заключенных в карточ- ках вопросов, ответы соответственно оцениваются в бал- лах, например, правильный ответ на карточки № 1 и № 1, а в 1 балл, № 2 и №2, а- в 2 балла, № 8 и №8, а-в 8 баллов и т. д. При этом, так же как и по В. К. Горбачев- скому, определяется величина уровня притязаний (сум- марная оценка выбранных карточек) и уровня достижений (сумма набранных очков).
Кроме того, вычисляется средний показатель, опре- деляющий тенденцию деятельности после успешного или неуспешного ответа. Например, если обследуемый ответил на 7 из 10 вопросов, подсчитывается отдельно сумма баллов по карточкам, выбранным после успеш- ного ответа, и делится на 7. Аналогично определяется .средний показатель тенденции деятельности после 3 неуспешных ответов. Для оценки выбора карточки пос- ле последнего ответа обследуемому предлагают неучи- тываемое 11-е задание.
Методика исследования уровня притязаний, как пока- зывает практический опыт, позволяет обнаружить личнос- тные особенности больных при шизофрении, циркуляр- ном психозе, эпилепсии, психопатиях, церебральном ате- росклерозе, органических поражениях головного мозга. протекающих с характерологическими изменениями.
Исследование самооценки по методике Дембо - Ру- бяиштейн. Методика предложена С. Я. Рубинштейн (1970) для исследования самооценки. В ней использован прием
149
Т. БетЬо, с помощью которого обнаруживались представ- ления обследуемого о своем счастье.
С. Я. Рубинштейн значительно изменила эту методи- ку, расширила ее, ввела вместо 1 шкалы отсчета 4 (здо- ровье, умственное развитие, характер и счастье). Следует заметить, что использование шкалы отсчета для характе- ристики какого-либо личностного свойства значительно больше способствует выявлению позиции обследуемого, чем применение альтернативных методик типа профиля полярностей и листа прилагательных, когда больному предлагают набор определений (уверенный - робкий, здо- ровый - больной) и просят обозначить свое состояние (Н. Неипапп, 1967). В методике Дембо - Рубинштейн об- следуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с уче- том ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.
Методика отличается крайней простотой. На листе бу- маги проводится вертикальная черта, о которой обследуе- мому говорят, что она обозначает счастье, причем верх- ний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний занимают самые несчастливые люди. Обследуе- мого просят обозначить на этой линии чертой или кру- жочком свое место. Такие же вертикальные линии прово- дятся и для выражения самооценки больного по шкалам здоровья, умственного развития, характера.
Затем приступают к беседе с больным, в которой вы- ясняют его представление о счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, хорошем и плохом характере и т. д. Выяс- няется, почему больной сделал отметку в определенном месте шкалы для обозначения своих особенностей. Напри- мер, что побудило его поставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или боль- ным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными.
Своеобразный вариант методики описан Т. М. Габри- ял (1972) с использованием каждой из шкал с 7 категори-
150
ями, например: самый больной, весьма больной, более или менее больной, средне больной, более или менее здо- ровый, весьма здоровый, самый здоровый. Использова- ние шкал с такой градацией, по наблюдению автора, обес- печивает более тонкие различия в выявлении позиции об- следуемых.
В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шка- лы. Так, при обследовании больных алкоголизмом мы пользуемся шкалами настроения, семейного благополу- чия и служебных достижений. При обследовании боль- ных в депрессивном состоянии вводятся шкалы настрое- ния, представления о будущем (оптимистического или пес- симистического), тревоги, уверенности в себе и т. п.
В анализе полученных результатов С. Я. Рубинштейн уделяется основное внимание не столько расположению отметок на шкалах, сколько обсуждению этих отметок. Психически здоровым людям, по наблюдениям С. Я. Ру- бинштейн, присуща тенденция определять свое место по всем шкалам точкой <чуть выше середины>.
У психически больных отмечается тенденция относить точки отметок к полюсам линий и исчезает <позицион- ное> отношение к исследующему, играющее, по мнению С. Я. Рубинштейн, важную роль в определении своего мес- та на линиях шкал психически здоровыми, независимо от их самооценки н реальной жизненной ситуации.
Получаемые с помощью этой методики данные при- обретают особый интерес при сопоставлении с результа- тами обследования у данного больного особенностей мыш- ления и эмоционально-волевой сферы.
При этом могут быть выявлены нарушение критичнос- ти к себе, депрессивная самооценка, эйфоричность. Со- поставление данных о самооценке с объективными пока- зателями по ряду экспериментально-психологических ме- тодик в известной мере позволяет судить о присущем боль- ному уровне притязаний, степени его адекватности. Мож- но думать, что самооценка при некоторых психических
151
заболеваниях не остается постоянной, и характер ее зави- сит не только от специфичности психопатологических про- явлений, но и от стадии болезни.
Личностный опросник Айзенка является вариантом, созданным автором (Н. .1. Еувепс, 1964) в процессе пере- работки им же предложенного Маудслейского опросника (1952) и так же, как и предыдущий, направлен на иссле- дование факторов экстра-, интроверсии и нейротизма.
Понятия экстра- и интроверсии были созданы психо- аналитиками.
С. .Гип различал экстра- и интровертированные ра- циональные (мыслительный и эмоциональный) и ирра- циональные (сенсорный и интуитивный) психологичес- кие типы. По мнению К. ЬеопЬагД (1970), критерии раз- личения экстра- и интроверсии С. 1ип в основном сво- дились к субъективности и объективности мышления. Н. .1. Еу5епс1с (1964) связывает экстра- и интроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной не- рвной системе, рассматривая этот фактор, являющийся в значительной мере врожденным, как результат баланса процессов возбуждения и торможения. При этом особая роль придается влиянию состояния ретикулярной фор- мации на соотношения основных нервных процессов. Н. .1. Еу8епс1с указывает также на значение в этом биоло- гических факторов: некоторые наркотики интровертиру- ют человека, тогда как антидепрессанты его экстраверти- руют. Тицичные экстраверт и интраверт рассматривают- ся Н. .1. Еу5епс1с как личности противоположные, края континуума, к которым разные люди в той или иной мере приближаются.
По Н. .1. Еу5епс1с, экстраверт общителен, любит вече- ринки, имеет много друзей, нуждается в людях, чтобы поговорить с ними, не любит сам читать и учиться. Он жаждет возбуждения, рискует, действует под влиянием момента, импульсивен. Экстраверт любит каверзные шут- ки, не лезет в карман за словом, обычно любит переме- ны. Он беззаботен, добродушно весел, оптимистичен,
152
1
4
любит смеяться, предпочитает движение и действие, име- ет тенденцию к агрессивности, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго не контролируются, и на него не всегда можно положиться.
В противоположность экстраверту интраверт спокоен, застенчив, интроспективен. Он предпочитает общению с людьми книгу. Сдержан и отдален от всех, кроме близ- ких друзей. Планирует свои действия заранее. Не доверя- ет внезапным побуждениям. Серьезно относится к приня- тию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. На интраверта можно положиться. Он несколько песси- мистичен, высоко ценит этические нормы.
Сам Н. .Г. Еу8епс1с считает, что описанная им характе- ристика интро- и экстраверта лишь напоминает описан- ную С. .1ип, но не является идентичной ей. К. ЬеопЬагй считал, что описание Н. .1. Еукепс экстраверта соответ- ствует картине гипоманиакального состояния и полагает, что фактор экстра- и интроверсии нельзя связывать с чер- тами темперамента. По мнению К. Ьеопйагй, понятия ин- тро- и экстраверсии представляют собой собственную пси- хическую сферу, причем для экстраверта определяющее влияние имеет мир ощущений, а для интраверта - мир представлений, так что один побуждается и управляется больше снаружи, а другой - больше изнутри.
Следует отметить, что точка зрения К. ЬеопЬагй в зна- чительной мере соответствует взглядам В. Н. Мясищева (1926), определившим эти типы личности, с клинико-пси- хологической точки зрения, как экспансивный и импрес- сивный, а с нейрофизиологической стороны - возбуди- мый и заторможенный.
.1. Сгау (1968) ставит вопрос об идентичности парамет- ров силы нервной системы и интро- и экстраверсии, при- чем полюсу слабости нервной системы соответствует по- люс интроверсии. При этом 1. Сгау параметр силы нерв- ной системы рассматривает в аспекте уровней активации - слабая нервная система рассматривается им как система
153
II
более высокого уровня реакции по сравнению с сильной нервной системой при условии воздействия на них объек- тивно одинаковых физических стимулов.
.1. 81ге1аи (1970) установил, что экстраверсия положи- тельно связана с силой процесса возбуждения и подвиж- ностью нервных процессов. В то же время не существует связи между экстраверсией и силой торможения (в типо- логии И. П. Павлова сила торможения устанавливается исключительно для условного торможения, в концепции 3. 51ге1аи речь идет о <временном> торможении, состоя- щем из условного и охранительного, т. е. из двух раз- личных видов торможения). Все три свойства -цервной системы (сила возбуждения, сила торможения и подвиж- ность нервных процессов), по данным 81ге1аи, отрица- тельно связаны с параметром нейротизма. Все это свиде- тельствует о неправомерности сопоставления типологии личности по Н. .1. Еу5епс1с с типами высшей нервной де- ятельности по И. П. Павлову.
Фактор нейротизма (или нейротицизма) свидетель- ствует, поН. .1. Еуяепс, об эмоционально-психологичес- кой устойчивости или неустойчивости, стабильности - нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. В этой шкале личностных свойств противоположные тенденции выражены дискордантностью и конкордантностью. При этом на одном полюсе оказывается человек <внешней нормы>, за которой скрывается подверженность всевоз- можным психологическим пертурбациям, влекущим к не- уравновешенности нервно-психической деятельности. На другом полюсе - личности, психологически устойчивые, хорошо адаптирующиеся к окружающей социальной мик- росреде.
Фактору нейротизма отводится исключительно важ- ная роль в созданной Н. .1. Еухепс диатезно-стрессовой гипотезе этиопатогенеза неврозов, согласно которой не- вроз рассматривается как следствие констелляции стрес- са и предрасположения к неврозу. Нейротизм отражает
154
предрасположение к неврозу, предиспозицИю. Пи вы- раженном нейротизме, по Н. Л. ЕувепсЬ, дотатоно не- значительного стресса, и. наоборот, при неысокОм по- казателе нейротизма для возникновения неИвроза требу- ется сильный стресс, чтобы развился невроз. V
Кроме того, в опросник Айзенка введеЯа контроль- ная шкала (шкала лжи). Она служит для выявления обследуемых с <желательной реактивной установкой>, т. е. с тенденцией реагировать на вопросы таки обра- зом, чтобы получились желаемые для оследмого результаты.
Опросник разработан в 2 параллельных формах (А и Б), позволяющих провести повторное исследован пос- ле каких-либо экспериментальных процедур. 1., Вопросы от- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|