Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



24 страница


ны, а другой медведь и маленький медвежонок - с другой;  

 

207  

 

рисунок 3 - лев с трубкой и тростмв <Мйтт в кресле, в  

правом нижнем углу из норки высо>ы1М<<в мышонок;  

 

рисунок 4 - кенгуру с капором на гсымМФ песет корзи-  

ну с бутылкой молока, в ее сумке - малм)1К<мгуренок с  

воздушным шаром. На велосипеде едет питиипт кенгуру,  

по размерам больше того, который сидит <сумке;  

 

рисунок 5 - затемненная комната: валм большая кро-  

вать, перед ней - колыбелька, в которое -ходятся два  

медвежонка;  

 

рисунок 6 - темная пещера с двумя всясно очерчен-  

ными фигурами, на дальнем плане - медведь, на пере-  

днем плане - лежащий медвежонок;  

 

рисунок 7 - тигр с выпущенными когтями и клыками  

прыгает на обезьяну, которая в это время тоже прыгает и  

находится в воздухе;  

 

рисунок 8 - две взрослые обезьяны сидят на диване и  

пьют чай из чашек. На переднем плане одна взрослая обезь-  

яна сидит и разговаривает с маленькой;  

 

рисунок 9 - через открытую дверь освещенной ком-  

наты видна темная комната, в ней - детская кроватка, в  

которой сидит кролик и смотрит в открытую дверь;  

 

рисунок 10 - щенок лежит между лапами большой  

собаки, обе фигуры изображены с минимальным числом  

внешневыраженных черт. Фигуры находятся в ванной  

комнате.  

 

По мнению авторов методики, каждой из картин соот-  

ветствует определенная тема. Это: 1 - проблема питания,  

удовлетворение или фрустрация; 2 - проблема борьбы со  

страхом, сопровождающимся агрессией; 3 - проблема вза-  

имоотношений с отцом, власти, агрессии; 4 - проблема  

взаимоотношений с матерью, детей между собой, темы  

питания, кормления; 5 -тема догадок, наблюдений, сму-  

щения, взаимодействия и взаимоисследования детьми друг  

друга; 6 - проблема ревности, отношений между родите-  

лями; 7 - тема страха агрессии и способов его преду-  

преждения, возможность избежать агрессии; 8 - пробле-  

ма места ребенка в системе семейных отношений; 9 - тема  

 

208  

 

жмя одному, ухода родите-  

1 моральных отношений, уме-  

 

с-йхх  

 

.м й я  

 

яев, ляйМчкюям, 10 -1  

кия слеять з< еввйй.  

 

ТеяЯЧН> яр-едени> мнявянки близка к технике про-  

ведейн> <меарвеского ТАТ. Необходимо перед началом  

исследо-иия установить с ребенком хорошую эмоциональ-  

ную смзъ. Однако это не всегда легко, особенно, если  

ребенок маленький или у него наблюдаются различные  

отклонения в развитии. Лучше, когда удается представить  

исследование в виде своего рода игры. В инструкции ре-  

бенку предлагается рассказать, что происходит на картин-  

ке, что делают животные в данный момент, что предшес-  

твовало данной ситуации и что случится позже. Целесо-  

образно во время исследования поощрять ребенка. При про-  

ведении исследования все картинки, не участвующие не-  

посредственно в работе, должны быть вне поля зрения ре-  

бенка. Необходимо предъявлять картинки в строгой по-  

следовательности, в соответствии с их нумерацией.  

 

Все рассказы ребенка записываются либо самим ис-  

следующим, либо с помощью скрытого микрофона на маг-  

нитофон.  

 

В отличие от техники проведения ТАТ и родственных  

ему методик у взрослых, в случае проведения САТ ребен-  

ка можно прервать, если, конечно, в этом возникает край-  

няя необходимость.  

 

Интерпретация САТ имеет свои особенности. Это, пре-  

жде всего, касается того, что на первом месте при интер-  

претации САТ выделяют актуализируемую ребенком  

тему - необходимо понять, почему он составляет именно  

такой, а не другой рассказ. Надо проследить, не повторя-  

ются ли сходные темы из рассказа в рассказ. Далее выде-  

ляют главного героя рассказа; отмечают случаи, когда ис-  

пытуемые идентифицируют себя с героями другого пола,  

что может косвенно указывать на нарушения полороле-  

вой ориентировки. Устанавливают главные потребности и  

побуждения героя. Авторы методики предлагают также  

обращать внимание на отражение в рассказах ребенка са-  

 

209  

 

мовоображения, под которым они понимают представле-  

ние испытуемого о своем внешнем виде, своем теле и своей  

социальной роли. Следующими опорными пунктами при  

интерпретации рассказов является анализ представления  

в них лиц, объектов, обстоятельств; пропущеиных лиц,  

объектов и установить, с кем идентифицирует себя ребе-  

нок, каким способом он реагирует на окружающих, какие  

важнейшие конфликты актуализирует он в своих расска-  

зах. Выясняют природу беспокойства и тревог> к основ-  

ные средства защиты, используемые ребенком.  

 

Опыт применения САТ в течение длительного време-  

ни и специально проведенные исследования показали, что  

первоначальная гипотеза о том, что ребенок лучше иден-  

тифицирует себя с животными, а не с людьми, не получи-  

ла подтверждения. Это послужило основанием для созда-  

ния авторами методики в 1966 году нового варианта САТ  

с изображениями людей (САТ-Н).  

 

Детский тест апперцепции может быть использован в  

определении того, какие динамические факторы опреде-  

ляют поведение ребенка в различных ситуациях, в науч-  

ных исследованиях, как игровая методика.  

 

Метод исследования фрустрационной толерантности  

впервые описан 5. К.05е1шуе1 (1954) под названием <Ме-  

тод рисуночной фрустрации>. Позже было издано специ-  

альное руководство по использованию этого метода с со-  

ответствующими стандартизованными нормами (8. К.05еп-  

2уе1, Е. Неттш, Н С1аг1с, 1947), которое и в настоящее  

время остается основным.  

 

Как видно из названия метода, его задача - изучение  

особого аспекта личности, реакций на фрустрацию. В ка-  

честве стимульного материала используются рисунки, изо-  

бражающие наиболее часто возникающие конфликтные  

ситуации, ситуации, которые могут фрустрировать лич-  

ность (рис. 15). Пол, возраст и сфера деятельности не яв-  

ляются решающими для возникновения этих ситуаций.  

 

Рпшгапо - напрасные ожидания, провал, неудача.  

 

 

 

р 15 Рисунки для исследования фрустрационнои  

толерантности, по Розенцвеигу  

 

В отличие от картин ТАТ предлагаемые здесь рисун-  

ки достаточно однообразны по своему характеру и, что  

ется наиболее существенным, служат для того, чт-  

ОЛУЧИТЬ от обследуемого сравнительно простые от-  

отграниченные по содержанию и размеру. Таким  

азо настоящий метод сохраняет некоторые из объ-  

:х преимуществ теста словесной ассоциации и в  

 

то же время приближается к возможному раскрытию тех  

аспектов личности, которые исследователи пытаются  

выявить с помощью ТАТ.  

 

Материал методики состоит из 24 рисунков, где изо-  

бражены лица, находящиеся во фрустрационной ситувдии  

преходящего типа. На каждом рисунке персонаж слева изо-  

бражен произносящим слова, которыми описывается фрус-  

трация собственная или другого индивида. Над персона-  

жем справа имеется пустой квадрат, в который обследуе-  

мый должен вписать собственный ответ. Черты и мимика  

персонажей из рисунков устранены.  

 

Те ситуации, которые наличествуют в методике, мож-  

но подразделить на две основные группы. Первая - ситу-  

ации препятствия, или, по терминологии 8. Е.05еп2муе1,  

<эгоблокинговые>. В этих ситуациях какое-либо препятст-  

вие, действующее в ситуации, обследуемого обескуражи-  

вает, сбивает с толку, фрустрирует любым прямым спосо-  

бом. Существует 16 ситуаций этого типа (например, 1, 3,  

6, 8 и др.). Вторая - ситуации обвинения, или <супер-  

эгоблокинговые>. Здесь субъект является объектом обви-  

нения (например, 2, 5, 7 и др.).  

 

В процессе эксперимента обследуемому вручается се-  

рия рисунков и предлагается инструкция следующего со-  

держания: <На каждом из рисунков изображены двое или  

более лиц. Один всегда изображен говорящим определен-  

ные слова. Представьте себе, что будет отвечать другой  

человек и запишите первый ответ, который приходит Вам  

на ум. Не старайтесь отделаться шуткой и действуйте по  

возможности быстрее>. Обследуемому на примере перво-  

го рисунка демонстрируется, как он должен давать ответ.  

Тест может быть использован и при индивидуальном, и  

при групповом эксперименте.  

 

Каждый ответ обследуемого оценивается с точки зре-  

ния двух критериев: направленности и типа реакции лич-  

ности. По направленности выделяются 1) экстрапунитив-  

ные реакции - обвиняются внешние препятствия или  

лица, вызвавшие у субъекта неприятности; при этом иногда  

 

212  

 

кому-то вммМЙМв) обязаяность разрешение сложившей-  

ся ситуаМйб ввтряуяитивные реакции - обвинение  

себя; обсжяй-<й берет на себя ответственность за ис-  

правление сятуавяи или же воспринимает фрустрацион-  

ную ситуацию как благоприятную для себя; 3) импуни-  

тивные реакции - обследуемый уклоняется от упреков  

другим людям и рассматривает ситуацию примиряющим  

образом, как нечто, что может быть исправлено, стоит  

только подождать и подумать.  

 

По типу реакции подразделяются на: 1) препятствен-  

но-доминантные - в ответе обследуемого вызвавшее  

фрустрацию препятствие всячески подчеркивается (это  

препятствие представляется как неблагоприятное, благо-  

приятное или незначительное); 2) самозащитные - глав-  

ную роль в ответе обследуемого играет способ защиты  

<Я>, обследуемый осуждает кого-нибудь, признает свою  

вину, отрицает ответственность вообще; 3) необходимос-  

тно-упорствующие - акцент делается на потребности раз-  

решить возникшую ситуацию, обследуемый требует по-  

мощи от других лиц, сам берется за разрешение пробле-  

мы или полагает, что время и ход событий приведут к ее  

исправлению.  

 

Из комбинации этих 6 категорий, каждая из которых  

получает свое условное обозначение, получают 9 возмож-  

ных факторов оценки (и 2 дополнительных варианта).  

 

При оценке результатов ответы обследуемого сравни-  

вают со стандартными. Несовпадающие ответы не полу-  

чают оценки, а совпадающие оцениваются в 1 или 0,5 бал-  

ла (последнее, если ответ содержит двойную оценку, а со-  

впадает со стандартной только одна из них). По оценке  

ответов составляются профили числовых данных, а по  

ним - три основных образца и один дополнительный.  

 

В процессе исследования нередко обследуемый изме-  

няет тенденцию ответов. Для учета этого тенденции ана-  

лизируются. При интерпретации обращается внимание на  

изучение социальной адаптации обследуемого, частоты его  

конфликтов с окружающими, производится оценка фак-  

 

213  

 

торов таблицы профилей, изучаются образцы и тенден-  

ции. Обращается внимание на то, как понимает обследуе-  

мый свои реакции. У психически здоровых наиболее час-  

ты экстрапунитивные реакции, на втором месте - импу-  

нитивные и реже отмечаются интрапунитивные реакции.  

Таким образом, здоровый человек в большинстве случаев  

или направляет свои реакции на внешнее окружение и  

обвиняет в препятствиях внешние причины, или же укло-  

няется от высказывания упреков как другим людям, так и  

самому себе, т. е. рассматривает фрустрирующую ситуа-  

цию примиряющим образом. Установление показателя,  

на основании которого можно судить о степени социаль-  

ной адаптации индивида, возможно при наличии средне-  

групповых данных. Однако имеющиеся в зарубежной ли-  

тературе стандарты не могут быть заимствованы с этой  

целью.  

 

Рассмотрение метода, посвященного изучению фрус-  

трации как личностной характеристики, заставляет нас об-  

ратиться к некоторым теоретическим аспектам проблемы  

фрустрации в целом.  

 

Интерес к фрустрации как к одной из реальных жиз-  

ненных проблем возник в 30-х годах нашего столетия и,  

несомненно, толчком к этому послужили работы 5. Рге-  

и(3. Но психологи, которые занимались этой проблемой,  

быстро обнаружили, что признание фрейдовских принци-  

пов - это одна сторона дела, а использование их в качес-  

тве основы для экспериментальных исследований - не-  

что другое. Это и послужило стимулом для развития тео-  

рий фрустрации.  

 

В настоящее время можно говорить о следующих ос-  

новных в современной зарубежной психологии теориях  

фрустрации: теория фрустрационной фиксации  

(М. К. Ма1ег, 1949); теория фрустрационной регрессии  

(К. Вагег, Т. ОетЬо, К. Ьемп, 1943); теория фрустра-  

ционнной агрессии (1. 0о11ап1, 1939); эвристическая тео-  

рия фрустрации (5. Ко5еп2уе1 , 1949). Наиболее завер-  

шенной и интересной нам представляется созданная 5. Ко-  

 

214  

 

5епгуе1 эвристическая теория фрустрации. Согласно этой  

теории, фрустрация имеет место в тех случаях, когда ор-  

ганизм встречает более или менее непреодолимые пре-  

пятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизнен-  

ной потребности. Фрустрация, по 5. Ко5епгуе1, - это  

способность приспособления к ситуации стресса, харак-  

терный способ поведения.  

 

Защита организма осуществляется, согласно этой тео-  

рии, на трех уровнях: клеточном (защита основана на дей-  

ствии фагоцитов, антител и т. п., иными словами, защи-  

та от инфекционных воздействий); автономном - защита  

организма в целом от физических <агрессий> (соответствует  

в психологическом плане состояниям страха, страданиям,  

в физиологическом - изменениям, происходящим в ор-  

ганизме при стрессе); кортикальном - психологическом  

уровне. На этом уровне и строится, главным образом, те-  

ория фрустрации, выделение соответствующих критериев  

с точки зрения направленности и типа реакции личности,  

о которых мы говорили ранее.  

 

Это разграничение схематично и подчеркивает, что в  

широком смысле теория фрустрации включает все три  

уровня как взаимопроникающие. Таким образом, можно  

сделать вывод о том, что фрустрация толкуется чрезвы-  

чайно широко (хотя разработанный 8. Ко5епгуе1 метод и  

предназначен для изучения третьего уровня защиты), вби-  

рает в себя понятие стресса, а не ограничивается изучени-  

ем только лишь реализации этого явления на уровне пси-  

хического.  

 

В этом плане нам представляется более психологичес-  

ким определение Н. Д. Левитова (1967), который под фрус-  

трацией понимает состояние человека, выражающееся в  

характерных особенностях переживаний в поведении и вы-  

зываемое объективно непреодолимыми (или субъективно  

так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути  

к достижению цели или к решению задачи.  

 

С целью большей объективизации возможного пове-  

дения человека в ситуациях фрустрации различного рода  

 

215  

 

и, тем самым, для вырабои более направленных психо-  

коррекционно-реабилитациенных мероприятий, можно ис-  

пользовать предложенные У. Р>ухфляйшем (и. К.аисЬ-  

пе15сЬ, 1971) специальные ди<и-остические индексы: на-  

правленности агрессии, трансфармации агрессии и реше-  

ния проблем. Техника их расчета следующая: индекс на-  

 

Е  

правленности агрессии == --; индекс трансформации аг-  

 

т  

 

рессии == -; индекс решения проблем = --. Первый из  

 

е " е  

 

этих индексов - направленности агрессии, определяя со-  

отношение экстрапунитивных и интопунитивных реак-  

ций, дает возможность установить преимущественную  

направленность агрессии субъекта во фрустрирующих си-  

туациях: на окружение (при индексе, большем 1) или на  

себя (при показателе индекса, менышем 1). Индекс транс-  

формации агрессии отражает соотновще прямых реакций  

враждебности и агрессивности и стяяяения разрешить  

фрустрирующую ситуацию с помощью фугих лиц, то есть  

в социально приемлемой для субъекте ферме: при показа-  

телях, больших 1, преобладают прямая агрессия и враж-  

дебность; в случаях показателей, меньцлдх 1, межно предпо-  

лагать возможность более социально Ириемясммх форм ре-  

агирования во фрустрирующих ситуациях -- <урем апелли-  

рования к окружению. Наконец, индекс решения проблем  

определяет способность личности самостоятеяьно действо-  

вать в ситуациях фрустрации (показадь иядекса, превы-  

шающий 1) или стремление надеяться на ммошь и содей-  

ствие окружающих (показатель индекса меньше 1).  

 

Метод исследования фрустрации ожет и должен сыг-  

рать свою роль в патопсихологических: исследованиях. Изу-  

чение фрустрационных реакций помогает иойить проис-  

хождение неврозов, способствовать Правильной организа-  

ции психотерапии. Проблема фрустрации имеет прямое  

отношение к проблеме психопатий и психогений. В оте-  

чественных исследованиях отмечается возможность при-  

менения его для дифференциальной днагносписи невро-  

зов (Н. В. Тарабрина, Г. В. Шеряков, В. Д. Дмитриев,  

 

216  

 

1971) и неврозоподобных состояний (Л. И. Завилянская,  

Г. С. Григорова, 1976).  

 

Методика диагностики межличиостных (интерперсо-  

нальных) взаимоотношений Т. Лири. Усиление внима-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1016
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь