|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовны, а другой медведь и маленький медвежонок - с другой;
207
рисунок 3 - лев с трубкой и тростмв <Мйтт в кресле, в правом нижнем углу из норки высо>ы1М<<в мышонок;
рисунок 4 - кенгуру с капором на гсымМФ песет корзи- ну с бутылкой молока, в ее сумке - малм)1К<мгуренок с воздушным шаром. На велосипеде едет питиипт кенгуру, по размерам больше того, который сидит <сумке;
рисунок 5 - затемненная комната: валм большая кро- вать, перед ней - колыбелька, в которое -ходятся два медвежонка;
рисунок 6 - темная пещера с двумя всясно очерчен- ными фигурами, на дальнем плане - медведь, на пере- днем плане - лежащий медвежонок;
рисунок 7 - тигр с выпущенными когтями и клыками прыгает на обезьяну, которая в это время тоже прыгает и находится в воздухе;
рисунок 8 - две взрослые обезьяны сидят на диване и пьют чай из чашек. На переднем плане одна взрослая обезь- яна сидит и разговаривает с маленькой;
рисунок 9 - через открытую дверь освещенной ком- наты видна темная комната, в ней - детская кроватка, в которой сидит кролик и смотрит в открытую дверь;
рисунок 10 - щенок лежит между лапами большой собаки, обе фигуры изображены с минимальным числом внешневыраженных черт. Фигуры находятся в ванной комнате.
По мнению авторов методики, каждой из картин соот- ветствует определенная тема. Это: 1 - проблема питания, удовлетворение или фрустрация; 2 - проблема борьбы со страхом, сопровождающимся агрессией; 3 - проблема вза- имоотношений с отцом, власти, агрессии; 4 - проблема взаимоотношений с матерью, детей между собой, темы питания, кормления; 5 -тема догадок, наблюдений, сму- щения, взаимодействия и взаимоисследования детьми друг друга; 6 - проблема ревности, отношений между родите- лями; 7 - тема страха агрессии и способов его преду- преждения, возможность избежать агрессии; 8 - пробле- ма места ребенка в системе семейных отношений; 9 - тема
208
жмя одному, ухода родите- 1 моральных отношений, уме-
с-йхх
.м й я
яев, ляйМчкюям, 10 -1 кия слеять з< еввйй.
ТеяЯЧН> яр-едени> мнявянки близка к технике про- ведейн> <меарвеского ТАТ. Необходимо перед началом исследо-иия установить с ребенком хорошую эмоциональ- ную смзъ. Однако это не всегда легко, особенно, если ребенок маленький или у него наблюдаются различные отклонения в развитии. Лучше, когда удается представить исследование в виде своего рода игры. В инструкции ре- бенку предлагается рассказать, что происходит на картин- ке, что делают животные в данный момент, что предшес- твовало данной ситуации и что случится позже. Целесо- образно во время исследования поощрять ребенка. При про- ведении исследования все картинки, не участвующие не- посредственно в работе, должны быть вне поля зрения ре- бенка. Необходимо предъявлять картинки в строгой по- следовательности, в соответствии с их нумерацией.
Все рассказы ребенка записываются либо самим ис- следующим, либо с помощью скрытого микрофона на маг- нитофон.
В отличие от техники проведения ТАТ и родственных ему методик у взрослых, в случае проведения САТ ребен- ка можно прервать, если, конечно, в этом возникает край- няя необходимость.
Интерпретация САТ имеет свои особенности. Это, пре- жде всего, касается того, что на первом месте при интер- претации САТ выделяют актуализируемую ребенком тему - необходимо понять, почему он составляет именно такой, а не другой рассказ. Надо проследить, не повторя- ются ли сходные темы из рассказа в рассказ. Далее выде- ляют главного героя рассказа; отмечают случаи, когда ис- пытуемые идентифицируют себя с героями другого пола, что может косвенно указывать на нарушения полороле- вой ориентировки. Устанавливают главные потребности и побуждения героя. Авторы методики предлагают также обращать внимание на отражение в рассказах ребенка са-
209
мовоображения, под которым они понимают представле- ние испытуемого о своем внешнем виде, своем теле и своей социальной роли. Следующими опорными пунктами при интерпретации рассказов является анализ представления в них лиц, объектов, обстоятельств; пропущеиных лиц, объектов и установить, с кем идентифицирует себя ребе- нок, каким способом он реагирует на окружающих, какие важнейшие конфликты актуализирует он в своих расска- зах. Выясняют природу беспокойства и тревог> к основ- ные средства защиты, используемые ребенком.
Опыт применения САТ в течение длительного време- ни и специально проведенные исследования показали, что первоначальная гипотеза о том, что ребенок лучше иден- тифицирует себя с животными, а не с людьми, не получи- ла подтверждения. Это послужило основанием для созда- ния авторами методики в 1966 году нового варианта САТ с изображениями людей (САТ-Н).
Детский тест апперцепции может быть использован в определении того, какие динамические факторы опреде- ляют поведение ребенка в различных ситуациях, в науч- ных исследованиях, как игровая методика.
Метод исследования фрустрационной толерантности впервые описан 5. К.05е1шуе1 (1954) под названием <Ме- тод рисуночной фрустрации>. Позже было издано специ- альное руководство по использованию этого метода с со- ответствующими стандартизованными нормами (8. К.05еп- 2уе1, Е. Неттш, Н С1аг1с, 1947), которое и в настоящее время остается основным.
Как видно из названия метода, его задача - изучение особого аспекта личности, реакций на фрустрацию. В ка- честве стимульного материала используются рисунки, изо- бражающие наиболее часто возникающие конфликтные ситуации, ситуации, которые могут фрустрировать лич- ность (рис. 15). Пол, возраст и сфера деятельности не яв- ляются решающими для возникновения этих ситуаций.
Рпшгапо - напрасные ожидания, провал, неудача.
р 15 Рисунки для исследования фрустрационнои толерантности, по Розенцвеигу
В отличие от картин ТАТ предлагаемые здесь рисун- ки достаточно однообразны по своему характеру и, что ется наиболее существенным, служат для того, чт- ОЛУЧИТЬ от обследуемого сравнительно простые от- отграниченные по содержанию и размеру. Таким азо настоящий метод сохраняет некоторые из объ- :х преимуществ теста словесной ассоциации и в
то же время приближается к возможному раскрытию тех аспектов личности, которые исследователи пытаются выявить с помощью ТАТ.
Материал методики состоит из 24 рисунков, где изо- бражены лица, находящиеся во фрустрационной ситувдии преходящего типа. На каждом рисунке персонаж слева изо- бражен произносящим слова, которыми описывается фрус- трация собственная или другого индивида. Над персона- жем справа имеется пустой квадрат, в который обследуе- мый должен вписать собственный ответ. Черты и мимика персонажей из рисунков устранены.
Те ситуации, которые наличествуют в методике, мож- но подразделить на две основные группы. Первая - ситу- ации препятствия, или, по терминологии 8. Е.05еп2муе1, <эгоблокинговые>. В этих ситуациях какое-либо препятст- вие, действующее в ситуации, обследуемого обескуражи- вает, сбивает с толку, фрустрирует любым прямым спосо- бом. Существует 16 ситуаций этого типа (например, 1, 3, 6, 8 и др.). Вторая - ситуации обвинения, или <супер- эгоблокинговые>. Здесь субъект является объектом обви- нения (например, 2, 5, 7 и др.).
В процессе эксперимента обследуемому вручается се- рия рисунков и предлагается инструкция следующего со- держания: <На каждом из рисунков изображены двое или более лиц. Один всегда изображен говорящим определен- ные слова. Представьте себе, что будет отвечать другой человек и запишите первый ответ, который приходит Вам на ум. Не старайтесь отделаться шуткой и действуйте по возможности быстрее>. Обследуемому на примере перво- го рисунка демонстрируется, как он должен давать ответ. Тест может быть использован и при индивидуальном, и при групповом эксперименте.
Каждый ответ обследуемого оценивается с точки зре- ния двух критериев: направленности и типа реакции лич- ности. По направленности выделяются 1) экстрапунитив- ные реакции - обвиняются внешние препятствия или лица, вызвавшие у субъекта неприятности; при этом иногда
212
кому-то вммМЙМв) обязаяность разрешение сложившей- ся ситуаМйб ввтряуяитивные реакции - обвинение себя; обсжяй-<й берет на себя ответственность за ис- правление сятуавяи или же воспринимает фрустрацион- ную ситуацию как благоприятную для себя; 3) импуни- тивные реакции - обследуемый уклоняется от упреков другим людям и рассматривает ситуацию примиряющим образом, как нечто, что может быть исправлено, стоит только подождать и подумать.
По типу реакции подразделяются на: 1) препятствен- но-доминантные - в ответе обследуемого вызвавшее фрустрацию препятствие всячески подчеркивается (это препятствие представляется как неблагоприятное, благо- приятное или незначительное); 2) самозащитные - глав- ную роль в ответе обследуемого играет способ защиты <Я>, обследуемый осуждает кого-нибудь, признает свою вину, отрицает ответственность вообще; 3) необходимос- тно-упорствующие - акцент делается на потребности раз- решить возникшую ситуацию, обследуемый требует по- мощи от других лиц, сам берется за разрешение пробле- мы или полагает, что время и ход событий приведут к ее исправлению.
Из комбинации этих 6 категорий, каждая из которых получает свое условное обозначение, получают 9 возмож- ных факторов оценки (и 2 дополнительных варианта).
При оценке результатов ответы обследуемого сравни- вают со стандартными. Несовпадающие ответы не полу- чают оценки, а совпадающие оцениваются в 1 или 0,5 бал- ла (последнее, если ответ содержит двойную оценку, а со- впадает со стандартной только одна из них). По оценке ответов составляются профили числовых данных, а по ним - три основных образца и один дополнительный.
В процессе исследования нередко обследуемый изме- няет тенденцию ответов. Для учета этого тенденции ана- лизируются. При интерпретации обращается внимание на изучение социальной адаптации обследуемого, частоты его конфликтов с окружающими, производится оценка фак-
213
торов таблицы профилей, изучаются образцы и тенден- ции. Обращается внимание на то, как понимает обследуе- мый свои реакции. У психически здоровых наиболее час- ты экстрапунитивные реакции, на втором месте - импу- нитивные и реже отмечаются интрапунитивные реакции. Таким образом, здоровый человек в большинстве случаев или направляет свои реакции на внешнее окружение и обвиняет в препятствиях внешние причины, или же укло- няется от высказывания упреков как другим людям, так и самому себе, т. е. рассматривает фрустрирующую ситуа- цию примиряющим образом. Установление показателя, на основании которого можно судить о степени социаль- ной адаптации индивида, возможно при наличии средне- групповых данных. Однако имеющиеся в зарубежной ли- тературе стандарты не могут быть заимствованы с этой целью.
Рассмотрение метода, посвященного изучению фрус- трации как личностной характеристики, заставляет нас об- ратиться к некоторым теоретическим аспектам проблемы фрустрации в целом.
Интерес к фрустрации как к одной из реальных жиз- ненных проблем возник в 30-х годах нашего столетия и, несомненно, толчком к этому послужили работы 5. Рге- и(3. Но психологи, которые занимались этой проблемой, быстро обнаружили, что признание фрейдовских принци- пов - это одна сторона дела, а использование их в качес- тве основы для экспериментальных исследований - не- что другое. Это и послужило стимулом для развития тео- рий фрустрации.
В настоящее время можно говорить о следующих ос- новных в современной зарубежной психологии теориях фрустрации: теория фрустрационной фиксации (М. К. Ма1ег, 1949); теория фрустрационной регрессии (К. Вагег, Т. ОетЬо, К. Ьемп, 1943); теория фрустра- ционнной агрессии (1. 0о11ап1, 1939); эвристическая тео- рия фрустрации (5. Ко5еп2уе1 , 1949). Наиболее завер- шенной и интересной нам представляется созданная 5. Ко-
214
5епгуе1 эвристическая теория фрустрации. Согласно этой теории, фрустрация имеет место в тех случаях, когда ор- ганизм встречает более или менее непреодолимые пре- пятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизнен- ной потребности. Фрустрация, по 5. Ко5епгуе1, - это способность приспособления к ситуации стресса, харак- терный способ поведения.
Защита организма осуществляется, согласно этой тео- рии, на трех уровнях: клеточном (защита основана на дей- ствии фагоцитов, антител и т. п., иными словами, защи- та от инфекционных воздействий); автономном - защита организма в целом от физических <агрессий> (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страданиям, в физиологическом - изменениям, происходящим в ор- ганизме при стрессе); кортикальном - психологическом уровне. На этом уровне и строится, главным образом, те- ория фрустрации, выделение соответствующих критериев с точки зрения направленности и типа реакции личности, о которых мы говорили ранее.
Это разграничение схематично и подчеркивает, что в широком смысле теория фрустрации включает все три уровня как взаимопроникающие. Таким образом, можно сделать вывод о том, что фрустрация толкуется чрезвы- чайно широко (хотя разработанный 8. Ко5епгуе1 метод и предназначен для изучения третьего уровня защиты), вби- рает в себя понятие стресса, а не ограничивается изучени- ем только лишь реализации этого явления на уровне пси- хического.
В этом плане нам представляется более психологичес- ким определение Н. Д. Левитова (1967), который под фрус- трацией понимает состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний в поведении и вы- зываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи.
С целью большей объективизации возможного пове- дения человека в ситуациях фрустрации различного рода
215
и, тем самым, для вырабои более направленных психо- коррекционно-реабилитациенных мероприятий, можно ис- пользовать предложенные У. Р>ухфляйшем (и. К.аисЬ- пе15сЬ, 1971) специальные ди<и-остические индексы: на- правленности агрессии, трансфармации агрессии и реше- ния проблем. Техника их расчета следующая: индекс на-
Е правленности агрессии == --; индекс трансформации аг-
т
рессии == -; индекс решения проблем = --. Первый из
е " е
этих индексов - направленности агрессии, определяя со- отношение экстрапунитивных и интопунитивных реак- ций, дает возможность установить преимущественную направленность агрессии субъекта во фрустрирующих си- туациях: на окружение (при индексе, большем 1) или на себя (при показателе индекса, менышем 1). Индекс транс- формации агрессии отражает соотновще прямых реакций враждебности и агрессивности и стяяяения разрешить фрустрирующую ситуацию с помощью фугих лиц, то есть в социально приемлемой для субъекте ферме: при показа- телях, больших 1, преобладают прямая агрессия и враж- дебность; в случаях показателей, меньцлдх 1, межно предпо- лагать возможность более социально Ириемясммх форм ре- агирования во фрустрирующих ситуациях -- <урем апелли- рования к окружению. Наконец, индекс решения проблем определяет способность личности самостоятеяьно действо- вать в ситуациях фрустрации (показадь иядекса, превы- шающий 1) или стремление надеяться на ммошь и содей- ствие окружающих (показатель индекса меньше 1).
Метод исследования фрустрации ожет и должен сыг- рать свою роль в патопсихологических: исследованиях. Изу- чение фрустрационных реакций помогает иойить проис- хождение неврозов, способствовать Правильной организа- ции психотерапии. Проблема фрустрации имеет прямое отношение к проблеме психопатий и психогений. В оте- чественных исследованиях отмечается возможность при- менения его для дифференциальной днагносписи невро- зов (Н. В. Тарабрина, Г. В. Шеряков, В. Д. Дмитриев,
216
1971) и неврозоподобных состояний (Л. И. Завилянская, Г. С. Григорова, 1976).
Методика диагностики межличиостных (интерперсо- нальных) взаимоотношений Т. Лири. Усиление внима- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|