Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



1 страница


Рецензенты: профессор, д. п. н., чл.-корр. АПН  

Украины Л. Ф. Бурлачук, д. м. н. Г. К. Дзюб  

 

В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков  

 

Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов.  

Ростов-н/Д.:  

<Феникс>, 1996.  

448 с.  

 

В руководстве излагаются основные принципы и мето-  

дические приемы патопсихологии. Приводятся сведения о на-  

иболее часто применяемых методиках исследования памяти,  

внимания, сенсомоторики, уровня и особенностей протека-  

ния мыслительных процессов, личностных свойств. В разде-  

лах, посвященных вопросам патопсихологической семиоти-  

ки, дается характеристика данных, получаемых при обследо-  

вании больных шизофренией, маниакально-депрессивным  

психозом, эпилепсией, олигофренией, старческим слабоуми-  

ем, пресенильными психозами (деменциями), церебральным  

атеросклерозом, алкоголизмом, с последствиями черепно-  

мозговой травмы, пограничными нервно-психическими рас-  

стройствами, психическими заболеваниями детского и под-  

росткового возраста. Обсуждаются вопросы валидности па-  

топсихологических методик в нозологической психиатричес-  

кой диагностике.  

 

Для врачей психиатров, невропатологов, наркологов, ме-  

дицинских психологов, дефектологов, юристов, а также для  

более широкого круга читателей, интересующихся вопроса-  

ми психиатрии и психологии. Может служить учебным по-  

собием для студентов медицинских вузов, психологических  

отделений педагогических институтов.  

 

15В 5-85880-281-8  

 

ББК 65.5  

 

c В. М.Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков, 1996  

c Оформление, изд-во <Феникс>, 1996  

 

Предисловие  

 

Настоящее руководство является продолжением и раз-  

витием ранее изданных авторами книг по проблемам па-  

топсихологии (Блейхер В. М. Экспериментально-психоло-  

гическое исследование психически больных. Ташкент, 1971;  

Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976;  

Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагно-  

стика. Киев, 1986). Все они за сравнительно непродолжи-  

тельный отрезок времени попали в разряд библиографи-  

ческих редкостей, некоторые даже отсутствуют в библио-  

теках.  

 

Патопсихология - относительно молодая наука, представ-  

ленная немногочисленными руководствами и пособиями  

Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, а также вышеперечис-  

ленными. Потребность же в них крайне велика. В них нужда-  

ются психиатры, клинические психологи, дефектологи, пе-  

дагоги, юристы. Они необходимы студентам-медикам, уча-  

щимся психологических факультетов и отделений универси-  

тетов и педагогических вузов. Особенно важное значение при-  

обретают знания в области патопсихологии для специалис-  

тов, проводящих экспертную работу - судебно-психиатричес-  

кую, судебно-психологическую, военную, трудовую. В то же  

время в последние годы появились книги, претендующие на  

роль руководств по экспериментальной психологии, в кото-  

рых совершенно непродуманно и без всякой системы собра-  

ны самые разнообразные тесты, иногда даже заимствован-  

ные из газет и популярных журналов, часто лишенные како-  

го-либо теоретического обоснования, без проверки их валид-  

ности и надежности.  

 

Цель настоящего руководства - ознакомить читателя с  

вопросами методологии патопсихологического исследования,  

основными приемами его проведения и патопсихологической  

семиотикой, т. е. отражением клинической картины психи-  

ческого заболевания в результатах психологических исследо-  

ваний. Этому соответствует структура нашего руководства.  

 

Авторы не претендуют на абсолютно полное, исчерпыва-  

юще подробное изложение отдельных методик. В психологи-  

ческой литературе инструкции по применению многих из них  

представлены самостоятельными многостраничными руковод-  

ствами, например, по методикам Векслера, Розенцвейга и др.  

Наша задача главным образом состояла в ознакомлении чи-  

тателя с методиками, способом их использования, критиче-  

ской оценке описанных в руководстве методик, обучении так-  

тике и стратегии проведения психологического исследования.  

Конечно, очень ценно, когда исследующий знает как можно  

больше методик, но еще важнее, когда он понимает их значе-  

ние и возможность получения с их помощью результатов,  

необходимых для клинициста, психотерапевта, реабилитоло-  

га. Патопсихолог должен не только снабдить психиатра име-  

ющими диагностическое значение данными, но и представить  

психологическую структуру обнаруженных им изменений пси-  

хической деятельности, с которой связано возникновение па-  

топсихологических симптомов.  

 

Мы далеки от тенденции пользоваться лишь одной груп-  

пой методик - либо типа функциональных проб в понима-  

нии Б. В. Зейгарник, либо одних лишь опросников, тестов,  

проективных методов. Одно должно разумно дополнять дру-  

гое. Нельзя исследование больного строить лишь на резуль-  

татах данных, полученных с помощью опросников и психо-  

диагностических тестов. Наш опыт работы в клинической па-  

топсихологии показывает, что основное значение следует при-  

давать функциональным пробам, дающим четкую структур-  

ную картину нарушений психической деятельности. Эти ме-  

тодики разработаны московской школой патопсихологов  

Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, к ученикам и последо-  

вателям которых относят себя и авторы настоящей книги. Но  

такое исследование хорошо дополняется и уточняется данны-  

ми, получаемыми с помощью некоторых опросников, тестов.  

 

Разумеется, мы не можем претендовать на описание все-  

го обширного диапазона психологических методик и ограни-  

чиваемся описанием известных нам по собственному опыту  

и представляющейся нам бесспорной литературе.  

 

Авторы будут признательны читателям за отзывы и по-  

желания, это поможет им в дальнейшей работе.  

 

1, Общая чость  

 

Патопсихология и медицинская  

психология  

 

Патопсихология является разделом медицинс-  

кой психологии - науки, возникшей на стыке медицины  

и психологии.  

 

Медицинская психология относится к междисципли-  

нарной, пограничной области исследований. Она исходит  

из психологических теорий и разработанных на их основе  

психологических методов, основная роль которых состо-  

ит в решении научных и практических проблем, актуаль-  

ных для медицины.  

 

О значении психологии для медицины, в частности для  

изучения деятельности головного мозга при различных за-  

болеваниях, писали И. М. Сеченов и И. Л. Павлов.  

 

Е. В. Шорохова (1978) подчеркивает, что медицина так  

же нуждается в данных прикладной психологии, равно как  

и теорию психологии обогащает медицинская практика.  

Общая теория медицины неразрывно связана с общими  

психологическими концепциями. Медицине и психологии  

присущи общие методологические принципы. Присущи  

им и общие проблемы, выходящие за пределы сугубо ме-  

дицинской проблематики - это соотношение биологичес-  

кого и социального в деятельности человека, связь между  

психикой и деятельностью мозга, психосоматические и со-  

матопсихические корреляции, проблемы нормы и патоло-  

гии, соотношения между сознанием и неосознаваемыми  

формами психической деятельности.  

 

Б. Д. Карвассарский (1982) в естественном стремлении  

 

медицинской психологии распространить психологические  

знания на возможно большее число аспектов медицины и  

здравоохранения видит признание возрастающей роли пси-  

хологии для медицины, прогрессивный и перспективный  

пути развития медицинской психологии.  

 

Таким образом, медицинская психология - приклад-  

ная наука, развитие которой определяется следующими  

целями (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966;  

М. М. Кабанов, Б. Д. Карвассарский, 1978; Б. Д. Карвас-  

сарский, 1982): изучение психических факторов, влияю-  

щих на развитие болезней, их профилактику и лечение;  

изучение влияния тех или иных болезней на психику; изу-  

чение различных проявлений психики в их динамике; изу-  

чение нарушений развития психики; изучение характера  

отношений больного человека с медицинским персоналом  

и окружающей его микросредой; разработка принципов и  

методов психологического исследования в клинике; созда-  

ние и изучение психологических методов воздействия на  

психику человека в лечебных и профилактических целях.  

 

Медицинская психология одновременно выступает в  

роли психологической и медицинской науки (В. М. Бан-  

щиков, 1978; В. Милев, К. Мечев, 1981; Б. Д. Карвассар-  

ский, 1982). В соответствии с разрешаемыми ею пробле-  

мами и стоящими перед ней задачами медицинская пси-  

хология является медицинской наукой, а в соответствии с  

теоретическими предпосылками и методами исследования  

она должна быть отнесена к психологии.  

 

Сущность клинической психологии по-разному опре-  

деляют в различных странах, нередко при этом не имеют  

единого мнения и психологи, работающие в одной стране.  

 

М. С. Роговин (1969) приводит характеристику клини-  

ческой психологии, используя классификационную схему  

американского библиографического журнала <Р5усЬо1о 1-  

са1 АЬ51гас15>, согласно которой объем клинической пся-  

хологии соответствует содержанию понятия медицинской  

 

психологии (разумеется, с учетом господствующих в аме-  

риканской психологии теоретических концепций). Но даже  

в американской литературе А. ЬесЙ (1974) отмечает три  

различные точки зрения на предмет клинической психо-  

логии. Первая характеризуется тем, что сводит клиничес-  

кую психологию к изучению психических расстройств, воз-  

никающих в связи с тем или иным заболеванием; соот-  

ветственно второй клиническая психология понимается как  

идеографическая психологическая дисциплина, занимаю-  

щаяся изучением психических проявлений личности (сюда  

включаются профессиональные консультации, консульти-  

рование студентов колледжей, исследование руководяще-  

го персонала предприятий); с третьей точки зрения, кли-  

ническая психология рассматривается как область приклад-  

ной психологии, изучающая с помощью измерительных  

приемов, анализа и наблюдения понимаемые в бихе-  

виористском аспекте способности и свойства личности и  

направленная на разработку способов устранения дезадап-  

тированного поведения. Такое понимание клинической пси-  

хологии было подвергнуто справедливой критике  

К). Ф. Поляковым (1977), отметившим при этом и корен-  

ное отличие американской психологии от советской, ха-  

рактеризующееся спецификой присущих первой психоло-  

гических методик, направленных главным образом на кон-  

статацию тех или иных психических <способностей> или  

свойств личности (психометрические тесты, прожектив-  

ные и анкетные методики, личностные опросники).  

 

Понятно, что слепое перенесение понятия клиничес-  

кой психологии в том виде, как оно было характеризовано  

выше, в патопсихологию невозможно. В то же время по-  

нятие клинической психологии может оказаться целесо-  

образным при правильном к нему методологическом под-  

ходе, так как оно способствует известному сужению очень  

широкого круга задач медицинской психологии. Это об-  

стоятельство было отмечено В. Ивановым (1971, 1976),  

В. М. Блейхером (1976), В. М. Банщиковым (1978).  

 

Можно думать, что отношение клинической психоло-  

гии к медицинской такое же, как отношение клиники к  

медицине вообще.  

 

При таком подходе под клинической психологией мож-  

но понимать область медицинской психологии, приклад-  

ное значение которой определяется потребностями кли-  

ники - психиатрической, неврологической, соматической.  

Эту точку зрения разделяет В. Иванов (1971), рассматри-  

вая клиническую психологию как часть медицинской, ста-  

вящую перед собой более непосредственные диагностичес-  

кие задачи, и различая такие составные разделы клини-  

ческой психологии, как патопсихология, нейропсихология,  

соматопсихология.  

 

Разделение клинической психологии на пато-, нейро-  

и соматопсихологию в значительной мере условно. Их зна-  

чительно сближает использование в каждой из перечис-  

ленных областей методов исследования, разработанных в  

другой, а также наличие пограничной патологии, являю-  

щейся предметом изучения нескольких наук.  

 

Понятие патопсихологии иногда без оснований иден-  

тифицируется с понятием психопатологии, хотя они вовсе  

не тождественны, несмотря на их внешнее сходство и един-  

ство образующих эти слова корней. Патопсихология, по  

определению Б. В. Зейгарник (1969), исследует структуру  

нарушений психической деятельности, закономерности ее  

распада в их сопоставлении с нормой, при этом она дает  

классификацию психопатологических явлений в понятиях  

современной психологии. Психопатология является наукой  

сугубо медицинской, разделом психиатрии, она опериру-  

ет главным образом клиническими понятиями.  

 

Психопатология, т. е. общая психиатрия, занимается  

описанием признаков психического заболевания в дина-  

мике, в течении болезни. А. В. Снежневский (1970) ви-  

дел основное отличие психопатологии от психологии в том,  

что первая оперирует понятиями медицинскими (этиоло-  

 

гия, патогенез, симптом, синдром) и использует общепа-  

толопические критерии (возникновение болезни, исход бо-  

лезни). Однако следует заметить, что патопсихология так-  

же использует эти клинические критерии, так как без пос-  

тоянного соотнесения с ними она бы утратила свое прак-  

тическое, прикладное значение. Данные патопсихологи-  

ческого исследования в обязательном порядке должны со-  

относиться с психическим статусом больного, со стадией  

течения заболевания, с его динамикой. О. П. Росин (1974)  

считает, что патопсихология так же, как и психопатоло-  

гия, изучает закономерности и стереотип развития психи-  

ческой болезни, но предметом ее исследования является  

не закономерность смены симптомов и синдромов, а оп-  

ределенное звено в структуре симптомообразования, т. е.  

то, что предшествует психопатологическим образованиям  

в патогенезе болезни. Патопсихология - необходимое зве-  

но в общей патологии психического.  

 

Психопатология так же, как патопсихология, является  

наукой, изучающей расстройства психики, но пользуются  

они при этом разными методами. Если патопсихология  

изучает психические расстройства методами психологии,  

то психопатология в основном прибегает к методу клини-  

ко-описательному. Поводом для утверждений о том, что  

психопатология и патопсихология являются одной и той  

же наукой, иногда, очевидно, служит то обстоятельство,  

что и патопсихология и психопатология имеют дело с од-  

ним и тем же объектом, нарушениями психической дея-  

тельности.  

 

Однако, изучая одни и те же проявления психической  

патологии, например разорванность мышления или резо-  

нерство, патопсихологи исследуют их психологическую  

структуру, а психопатологи дают клиническое описание  

этих признаков, прослеживают особенности их возникно-  

вения и связь с другими наблюдаемыми в клинике рас-  

стройствами мышления.  

 

Особенности и задачи  

патопсихологического  

ибследования  

 

Патопихологический эксперимент существен-  

но отличается от других видов эксперимента, применяе-  

мых в медицине, например в физиологии, биохимии, мик-  

робиологии. Пат-опсихологический эксперимент, как и  

любой другой ти11 психологического эксперимента, - это  

искусственной создание условий, выявляющих те или иные  

особенности психической деятельности человека в ее па-  

тологии (постольку речь идет о патопсихологии). Для та-  

кого эксперименту характерно вызывание психических про-  

цессов в строго определенных условиях, учитываемых ис-  

следователем, и возможность изменения течения этих про-  

цессов по заранее намеченному плану.  

 

Б. В. Зейгарник (1969) приравнивала патопсихологичес-  

кий эксперимент широко используемым в соматической  

медицине фуйкциональным пробам, с помощью которых  

врачи обычно определяют состояние функции того или ино-  

го внутреннего органа. Роль специфической <нагрузки> в  

патопсихологическом эксперименте принадлежит экспе-  

риментальным заданиям, выполнение которых требует ак-  

туализации умственных операций, обычно используемых  

человеком в свое жизнедеятельности. Таким образом,  

психическая деятельность больного исследуется в связи с  

ситуацией эксперимента.  

 

Наряду с общими чертами, присущими патопсихоло-  

гическому эксперименту и экспериментально-психологи-  

ческому исследованию психически здоровых, между ними  

имеются и существенные различия.  

 

Основное различие обусловлено тем, что патопсихо-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 8534
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь