|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовРецензенты: профессор, д. п. н., чл.-корр. АПН Украины Л. Ф. Бурлачук, д. м. н. Г. К. Дзюб
В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков
Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-н/Д.: <Феникс>, 1996. 448 с.
В руководстве излагаются основные принципы и мето- дические приемы патопсихологии. Приводятся сведения о на- иболее часто применяемых методиках исследования памяти, внимания, сенсомоторики, уровня и особенностей протека- ния мыслительных процессов, личностных свойств. В разде- лах, посвященных вопросам патопсихологической семиоти- ки, дается характеристика данных, получаемых при обследо- вании больных шизофренией, маниакально-депрессивным психозом, эпилепсией, олигофренией, старческим слабоуми- ем, пресенильными психозами (деменциями), церебральным атеросклерозом, алкоголизмом, с последствиями черепно- мозговой травмы, пограничными нервно-психическими рас- стройствами, психическими заболеваниями детского и под- росткового возраста. Обсуждаются вопросы валидности па- топсихологических методик в нозологической психиатричес- кой диагностике.
Для врачей психиатров, невропатологов, наркологов, ме- дицинских психологов, дефектологов, юристов, а также для более широкого круга читателей, интересующихся вопроса- ми психиатрии и психологии. Может служить учебным по- собием для студентов медицинских вузов, психологических отделений педагогических институтов.
15В 5-85880-281-8
ББК 65.5
c В. М.Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков, 1996 c Оформление, изд-во <Феникс>, 1996
Предисловие
Настоящее руководство является продолжением и раз- витием ранее изданных авторами книг по проблемам па- топсихологии (Блейхер В. М. Экспериментально-психоло- гическое исследование психически больных. Ташкент, 1971; Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976; Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагно- стика. Киев, 1986). Все они за сравнительно непродолжи- тельный отрезок времени попали в разряд библиографи- ческих редкостей, некоторые даже отсутствуют в библио- теках.
Патопсихология - относительно молодая наука, представ- ленная немногочисленными руководствами и пособиями Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, а также вышеперечис- ленными. Потребность же в них крайне велика. В них нужда- ются психиатры, клинические психологи, дефектологи, пе- дагоги, юристы. Они необходимы студентам-медикам, уча- щимся психологических факультетов и отделений универси- тетов и педагогических вузов. Особенно важное значение при- обретают знания в области патопсихологии для специалис- тов, проводящих экспертную работу - судебно-психиатричес- кую, судебно-психологическую, военную, трудовую. В то же время в последние годы появились книги, претендующие на роль руководств по экспериментальной психологии, в кото- рых совершенно непродуманно и без всякой системы собра- ны самые разнообразные тесты, иногда даже заимствован- ные из газет и популярных журналов, часто лишенные како- го-либо теоретического обоснования, без проверки их валид- ности и надежности.
Цель настоящего руководства - ознакомить читателя с вопросами методологии патопсихологического исследования, основными приемами его проведения и патопсихологической семиотикой, т. е. отражением клинической картины психи- ческого заболевания в результатах психологических исследо- ваний. Этому соответствует структура нашего руководства.
Авторы не претендуют на абсолютно полное, исчерпыва- юще подробное изложение отдельных методик. В психологи- ческой литературе инструкции по применению многих из них представлены самостоятельными многостраничными руковод- ствами, например, по методикам Векслера, Розенцвейга и др. Наша задача главным образом состояла в ознакомлении чи- тателя с методиками, способом их использования, критиче- ской оценке описанных в руководстве методик, обучении так- тике и стратегии проведения психологического исследования. Конечно, очень ценно, когда исследующий знает как можно больше методик, но еще важнее, когда он понимает их значе- ние и возможность получения с их помощью результатов, необходимых для клинициста, психотерапевта, реабилитоло- га. Патопсихолог должен не только снабдить психиатра име- ющими диагностическое значение данными, но и представить психологическую структуру обнаруженных им изменений пси- хической деятельности, с которой связано возникновение па- топсихологических симптомов.
Мы далеки от тенденции пользоваться лишь одной груп- пой методик - либо типа функциональных проб в понима- нии Б. В. Зейгарник, либо одних лишь опросников, тестов, проективных методов. Одно должно разумно дополнять дру- гое. Нельзя исследование больного строить лишь на резуль- татах данных, полученных с помощью опросников и психо- диагностических тестов. Наш опыт работы в клинической па- топсихологии показывает, что основное значение следует при- давать функциональным пробам, дающим четкую структур- ную картину нарушений психической деятельности. Эти ме- тодики разработаны московской школой патопсихологов Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, к ученикам и последо- вателям которых относят себя и авторы настоящей книги. Но такое исследование хорошо дополняется и уточняется данны- ми, получаемыми с помощью некоторых опросников, тестов.
Разумеется, мы не можем претендовать на описание все- го обширного диапазона психологических методик и ограни- чиваемся описанием известных нам по собственному опыту и представляющейся нам бесспорной литературе.
Авторы будут признательны читателям за отзывы и по- желания, это поможет им в дальнейшей работе.
1, Общая чость
Патопсихология и медицинская психология
Патопсихология является разделом медицинс- кой психологии - науки, возникшей на стыке медицины и психологии.
Медицинская психология относится к междисципли- нарной, пограничной области исследований. Она исходит из психологических теорий и разработанных на их основе психологических методов, основная роль которых состо- ит в решении научных и практических проблем, актуаль- ных для медицины.
О значении психологии для медицины, в частности для изучения деятельности головного мозга при различных за- болеваниях, писали И. М. Сеченов и И. Л. Павлов.
Е. В. Шорохова (1978) подчеркивает, что медицина так же нуждается в данных прикладной психологии, равно как и теорию психологии обогащает медицинская практика. Общая теория медицины неразрывно связана с общими психологическими концепциями. Медицине и психологии присущи общие методологические принципы. Присущи им и общие проблемы, выходящие за пределы сугубо ме- дицинской проблематики - это соотношение биологичес- кого и социального в деятельности человека, связь между психикой и деятельностью мозга, психосоматические и со- матопсихические корреляции, проблемы нормы и патоло- гии, соотношения между сознанием и неосознаваемыми формами психической деятельности.
Б. Д. Карвассарский (1982) в естественном стремлении
медицинской психологии распространить психологические знания на возможно большее число аспектов медицины и здравоохранения видит признание возрастающей роли пси- хологии для медицины, прогрессивный и перспективный пути развития медицинской психологии.
Таким образом, медицинская психология - приклад- ная наука, развитие которой определяется следующими целями (М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев, 1966; М. М. Кабанов, Б. Д. Карвассарский, 1978; Б. Д. Карвас- сарский, 1982): изучение психических факторов, влияю- щих на развитие болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния тех или иных болезней на психику; изу- чение различных проявлений психики в их динамике; изу- чение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; созда- ние и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Медицинская психология одновременно выступает в роли психологической и медицинской науки (В. М. Бан- щиков, 1978; В. Милев, К. Мечев, 1981; Б. Д. Карвассар- ский, 1982). В соответствии с разрешаемыми ею пробле- мами и стоящими перед ней задачами медицинская пси- хология является медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она должна быть отнесена к психологии.
Сущность клинической психологии по-разному опре- деляют в различных странах, нередко при этом не имеют единого мнения и психологи, работающие в одной стране.
М. С. Роговин (1969) приводит характеристику клини- ческой психологии, используя классификационную схему американского библиографического журнала <Р5усЬо1о 1- са1 АЬ51гас15>, согласно которой объем клинической пся- хологии соответствует содержанию понятия медицинской
психологии (разумеется, с учетом господствующих в аме- риканской психологии теоретических концепций). Но даже в американской литературе А. ЬесЙ (1974) отмечает три различные точки зрения на предмет клинической психо- логии. Первая характеризуется тем, что сводит клиничес- кую психологию к изучению психических расстройств, воз- никающих в связи с тем или иным заболеванием; соот- ветственно второй клиническая психология понимается как идеографическая психологическая дисциплина, занимаю- щаяся изучением психических проявлений личности (сюда включаются профессиональные консультации, консульти- рование студентов колледжей, исследование руководяще- го персонала предприятий); с третьей точки зрения, кли- ническая психология рассматривается как область приклад- ной психологии, изучающая с помощью измерительных приемов, анализа и наблюдения понимаемые в бихе- виористском аспекте способности и свойства личности и направленная на разработку способов устранения дезадап- тированного поведения. Такое понимание клинической пси- хологии было подвергнуто справедливой критике К). Ф. Поляковым (1977), отметившим при этом и корен- ное отличие американской психологии от советской, ха- рактеризующееся спецификой присущих первой психоло- гических методик, направленных главным образом на кон- статацию тех или иных психических <способностей> или свойств личности (психометрические тесты, прожектив- ные и анкетные методики, личностные опросники).
Понятно, что слепое перенесение понятия клиничес- кой психологии в том виде, как оно было характеризовано выше, в патопсихологию невозможно. В то же время по- нятие клинической психологии может оказаться целесо- образным при правильном к нему методологическом под- ходе, так как оно способствует известному сужению очень широкого круга задач медицинской психологии. Это об- стоятельство было отмечено В. Ивановым (1971, 1976), В. М. Блейхером (1976), В. М. Банщиковым (1978).
Можно думать, что отношение клинической психоло- гии к медицинской такое же, как отношение клиники к медицине вообще.
При таком подходе под клинической психологией мож- но понимать область медицинской психологии, приклад- ное значение которой определяется потребностями кли- ники - психиатрической, неврологической, соматической. Эту точку зрения разделяет В. Иванов (1971), рассматри- вая клиническую психологию как часть медицинской, ста- вящую перед собой более непосредственные диагностичес- кие задачи, и различая такие составные разделы клини- ческой психологии, как патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.
Разделение клинической психологии на пато-, нейро- и соматопсихологию в значительной мере условно. Их зна- чительно сближает использование в каждой из перечис- ленных областей методов исследования, разработанных в другой, а также наличие пограничной патологии, являю- щейся предметом изучения нескольких наук.
Понятие патопсихологии иногда без оснований иден- тифицируется с понятием психопатологии, хотя они вовсе не тождественны, несмотря на их внешнее сходство и един- ство образующих эти слова корней. Патопсихология, по определению Б. В. Зейгарник (1969), исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой, при этом она дает классификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии. Психопатология является наукой сугубо медицинской, разделом психиатрии, она опериру- ет главным образом клиническими понятиями.
Психопатология, т. е. общая психиатрия, занимается описанием признаков психического заболевания в дина- мике, в течении болезни. А. В. Снежневский (1970) ви- дел основное отличие психопатологии от психологии в том, что первая оперирует понятиями медицинскими (этиоло-
гия, патогенез, симптом, синдром) и использует общепа- толопические критерии (возникновение болезни, исход бо- лезни). Однако следует заметить, что патопсихология так- же использует эти клинические критерии, так как без пос- тоянного соотнесения с ними она бы утратила свое прак- тическое, прикладное значение. Данные патопсихологи- ческого исследования в обязательном порядке должны со- относиться с психическим статусом больного, со стадией течения заболевания, с его динамикой. О. П. Росин (1974) считает, что патопсихология так же, как и психопатоло- гия, изучает закономерности и стереотип развития психи- ческой болезни, но предметом ее исследования является не закономерность смены симптомов и синдромов, а оп- ределенное звено в структуре симптомообразования, т. е. то, что предшествует психопатологическим образованиям в патогенезе болезни. Патопсихология - необходимое зве- но в общей патологии психического.
Психопатология так же, как патопсихология, является наукой, изучающей расстройства психики, но пользуются они при этом разными методами. Если патопсихология изучает психические расстройства методами психологии, то психопатология в основном прибегает к методу клини- ко-описательному. Поводом для утверждений о том, что психопатология и патопсихология являются одной и той же наукой, иногда, очевидно, служит то обстоятельство, что и патопсихология и психопатология имеют дело с од- ним и тем же объектом, нарушениями психической дея- тельности.
Однако, изучая одни и те же проявления психической патологии, например разорванность мышления или резо- нерство, патопсихологи исследуют их психологическую структуру, а психопатологи дают клиническое описание этих признаков, прослеживают особенности их возникно- вения и связь с другими наблюдаемыми в клинике рас- стройствами мышления.
Особенности и задачи патопсихологического ибследования
Патопихологический эксперимент существен- но отличается от других видов эксперимента, применяе- мых в медицине, например в физиологии, биохимии, мик- робиологии. Пат-опсихологический эксперимент, как и любой другой ти11 психологического эксперимента, - это искусственной создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека в ее па- тологии (постольку речь идет о патопсихологии). Для та- кого эксперименту характерно вызывание психических про- цессов в строго определенных условиях, учитываемых ис- следователем, и возможность изменения течения этих про- цессов по заранее намеченному плану.
Б. В. Зейгарник (1969) приравнивала патопсихологичес- кий эксперимент широко используемым в соматической медицине фуйкциональным пробам, с помощью которых врачи обычно определяют состояние функции того или ино- го внутреннего органа. Роль специфической <нагрузки> в патопсихологическом эксперименте принадлежит экспе- риментальным заданиям, выполнение которых требует ак- туализации умственных операций, обычно используемых человеком в свое жизнедеятельности. Таким образом, психическая деятельность больного исследуется в связи с ситуацией эксперимента.
Наряду с общими чертами, присущими патопсихоло- гическому эксперименту и экспериментально-психологи- ческому исследованию психически здоровых, между ними имеются и существенные различия.
Основное различие обусловлено тем, что патопсихо- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|