Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



20 страница


дении).  

 

Примеры утверждения:  

 

- Временами мне очень хотелось покинуть дом (да).  

- В школе меня вызывали к директору за прогулы (да).  

 

V - шкала мужественности - женственности (выра-  

женность мужских и женских черт характера).  

 

Примеры утверждений:  

- Я люблю поэзию.  

 

- Думаю, мне понравилась бы работа лесничего.  

- Я очень люблю охоту.  

 

VI - шкала паранойи (ригидности, ригидности аффек-  

та). Высокие показатели характерны для лиц с постепен-  

ным накапливанием и застойностью аффекта, злопамят-  

ством, упрямством, медленной сменой настроений, туго-  

подвижностью мыслительных процессов, повышенной по-  

дозрительностью.  

 

Примеры утверждений:  

- Если бы люди не интриговали против меня, я бы добился  

 

гораздо большего (да).  

- Испорченное настроение не всегда легко исправить чем-  

 

нибуд интересным (да).  

 

В шкале паранойи выделяют (О. М. У1епег, . А. Наг-  

топ, 1946) подшкалы очевидных и <тонких> проявлений.  

 

Примеры утверждений по первой подшкале:  

- Временами я нахожусь во власти какой-то злой силы (да).  

- Думаю, что за мной следят (да).  

Примеры <тонких> проявлений:  

- Временами мне в голову приходят такие мысли, что о них  

 

лучше никому не рассказывать (да).  

 

- Большинство людей честны лишь потом), что боятся на-  

казания (нет).  

 

VII - шкала психастении (тревожности, фиксации тре-  

воги и ограничительного поведения). Отражает склонность  

 

173  

 

к реакциям тревоги и страх, сенситивность  

в себе. Ї  

 

Примеры утверждений:  

- Меня беспокоит страх сйти с ума (да).  

 

- В школьные годы мне ыло трудно гов реек>  

, "рить щерс  

классом (да).  

 

УШ - шкала шизофрении "Д"""али цшT  

аутизации). Направлена н выявление " чер  

личности, отгороженность от окружают ма.  

Включает в себя также утверждения, отнс " дро-  

 

_д>_____"._______________/VУIXТТГIп 1С  

 

дуктивной психопатологической симптомат  

люцинациям).  

 

к<(брреДУ<  

 

Примеры утверждений:  

 

- Когда вокруг никого нет. я слышу страну .  

- Окружающее мне часто кажется нереаль""  

- Большую часть времени я чувствую себя " - же  

находясь среди людей (да).  

 

.,._ . -- ..-..- . . од1нок<яМ,  

находясь среди людей (да).  

 

IX - шкала гипомании (оптимизма и от-  

рицания тревоги).  

 

Примеры утверждений:  

- Я - значительная личность (да).  

- Временами мои мысли текут быстрее, ч  

высказать (да).  

 

О - шкала социальной интроверсии ( ,, -  

 

". нтоври  

экстраверсии, социальных контактов;, ""а "д ус-  

тановление степени экстравртированности _ веи  

рованности в мышлении, змоциональной а-  

альной жизни.  

 

Примеры утверждений:  

- Я человек общительный (нет).  

 

- Если надо мной подшучивают, я к этому  

 

отв)шус  

(нет).  

 

- Критика и замечания утаено обижают и а).  

 

В последнее время некоторые авторы со р р-  

но указывают, что прежние названия клин кл,  

 

174  

 

л  

Коннные на,  

 

- -. Д<1  

 

"""тц, ованииобс  

лата п"ически боДОвания соответствующих  

 

"Ых или с чаемым пр"- " соответствуют  

и расстпДаюших пор, обследовании психически  

ив, р в ртвами (Ф. аничными нервно-психи-  

и с Ї9" 197-) Березин, М. П. Мирош-  

 

ен "Роновы Со Вевя-  

-сновных ены новые "  

 

чень Игяп йт1тр1 психологические обозна-  

1 к психиал- вышел  

 

Значел Рические, тг) " Уом этого приве-  

 

о и психологические обо-  

Новн обрабо  

шкалам полученные  

 

" баллльтатов и "Ї оценочным и ос-  

 

чвает тандаптиревода этих показателей  

ц1 профиль стандартиз, "  

 

ннт- рисовь>а""ывычер-  

 

" женно," структуру личност-  

 

И ь различных тенденций  

сцециа "Ретаци  

Ьнктхппг ОФИЛЯЛИЧН  

 

руT " >  

 

"Ре егойтываетсяT"РИ"иР"РС-  

ческо)"" ""сотя пприяпличие отдельных пиков  

 

>- Р-  

Услов о ппплрпрн части профиля, соче-  

 

0 "Роф- _  

 

 

ели расинисоавто"""  

 

"Реоженныем" Рассматрива-  

нос распотной акцент и Т-баллами,  

 

" всего ый (<утоплЦ""-  

"све при>") ПРОФИЛЬ лич-  

 

ко ему оприятном пытке обследуемого  

и и корветствуют 6 "Р" Диссимуля-  

профильии. У неко показатели по  

 

>е вызваеЩийся "" "  

 

Рстро <нений от  

типичен д "18. , "сительно явных пси-  

больньгу кои <ложное  

 

зофрениеЙ T> "РОФИЛЬ  

стадии выраженно-  

 

к реакциям тревоги и страх, сенситивность, неуверенность  

в себе.  

 

Примеры утверждений:  

- Меня беспокоит страх сойти с ума (да).  

- В школьные годы мне было трудно говорить перед всем  

классом (да).  

 

VIII - шкала шизофрении (индивидуалистичности,  

аутизации). Направлена на выявление шизоидных черт  

личности, отгороженности от окружающего, аутизма.  

Включает в себя также утверждения, относящиеся к про-  

дуктивной психопатологической симптоматике (бреду, гал-  

люцинациям).  

 

Примеры утверждений:  

 

- Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи (да).  

- Окружающее мне часто кажется нереальным (да).  

- Большую часть времени я чувствую себя одиноким, даже  

находясь среди людей (да).  

 

IX - шкала гипомании (оптимизма и активности, от-  

рицания тревоги).  

 

Примеры утверждений:  

- Я - значительная личность (да).  

 

- Временами мои мысли текут быстрее, чем я успеваю их  

высказать (да).  

 

О - шкала социальной интроверсии (интроверсии -  

экстраверсии, социальных контактов). Направлена на ус-  

тановление степени экстравертированности - интроверти-  

рованности в мышлении, эмоциональной сфере и соци-  

альной жизни.  

 

Примеры утверждений:  

- Я человек общительный (нет).  

 

- Если надо мной подшучивают, я к этому отношусь легко  

(нет).  

- Критика и замечания ужасно обижают и ранят меня (да).  

 

В последнее время некоторые авторы совершенно вер-  

но указывают, что прежние названия клинических шкал,  

 

174  

 

выведенные на основании обследования соответствующих  

контингентов психически больных, плохо соответствуют  

результатам, получаемым при обследовании психически  

здоровых или страдающих пограничными нервно-психи-  

ческими расстройствами (Ф. Б. Березин, М. П. Мирош-  

ников, Р. В. Рожанец, 1976; Л. Н. Собчик, 1978). В свя-  

зи с этим предложены новые, психологические обозна-  

чения основных шкал. Выше нами с учетом этого приве-  

дены как психиатрические, так и психологические обо-  

значения.  

 

После обработки полученных по всем оценочным и ос-  

новным шкалам результатов и перевода этих показателей  

из <сырых> баллов в стандартизованные Т-баллы вычер-  

чивается профиль, обрисовывающий структуру личност-  

ных особенностей, выраженность различных тенденций  

или симптомов.  

 

Интерпретация профиля личности в ММР1 освещена в  

специальных пособиях. Укажем лишь, что при интерпре-  

тации результатов учитывается наличие отдельных пиков  

на профиле, его высота, превалирование левой (невроти-  

ческой) или правой (психотической) части профиля, соче-  

тания показателей по определенным шкалам.  

 

Условная норма профиля личности по ММР1 - в пре-  

делах 30-70 Т-баллов (5. К. НаЛаау, Р. Е. МееЫ, 1951).  

Средние данные по нормативной группе соответствуют 50  

Т-баллам. Ф. Б. Березин и соавторы (1976) рассматрива-  

ют показатели, расположенные между 60 и 70 Т-баллами,  

как проявление личностной акцентуации.  

 

Низко расположенный (<утопленный>) профиль лич-  

ности чаще всего наблюдается при попытке обследуемого  

представить себя в благоприятном свете, при диссимуля-  

ции. Нередко ему соответствуют высокие показатели по  

шкалам лжи и коррекции. У некоторых больных можно  

наблюдать профиль, являющийся вариантом нормы, хотя  

клиника не вызывает сомнений относительно явных пси-  

хических расстройств. Такой <ложнонегативный> профиль  

типичен для больных шизофренией в стадии выраженно-  

 

175  

 

го психического дефекта и свидетельствует о выраженном  

эмоциональном уплощении.  

 

Большое значение придается иаклону профиля. Пози-  

тивный наклон, т. е. наличие более высоких показателей  

по шкалам психотической тетрады (4-й, 6-й, 8-й и 9-й),  

является признаком психотического состояния и свидетель-  

ствует о нарушении контактов с реальной действитель-  

ностью, дезориентированности, растерянности. Негатив-  

ный наклон, т. е. преобладание высоких показателей по  

шкалам невротической триады (1-й, 2-й и 3-й), при нали-  

чии общего высокого подъема всего профиля является  

признаком острого аффективного нарушения.  

 

Как и все другие личностные опросники, ММР1 не дает  

нозологически-диагностической оценки. Профиль личнос-  

ти, получаемый при исследовании с помощью этой мето-  

дики, характеризует лишь особенности личности в момент  

исследования. Поэтому он не может оцениваться как <ди-  

агностическая этикетка> (Ф. Б. Березин и соавт., 1976).  

Однако получаемая при таком исследовании характерис-  

тика личностных свойств больного существенно дополня-  

ет картину патопсихологического регистр-синдрома. Так,  

код, характеризующийся подъемом показателей по шка-  

лам 6-й и 8-й (параноидное мышление), наблюдался нами  

не только при параноидной шизофрении, но и при других  

бредовых психозах, в частности при височной эпилепсии,  

протекающей с хроническим бредовым (шизоформным)  

синдромом.  

 

Получаемые с помощью ММР1 данные должны посто-  

янно соотноситься с клинической симптоматикой, мате-  

риалами наблюдения патопсихолога относительно особен-  

ностей выполнения обследуемым заданий по методикам,  

направленным на исследование познавательной деятель-  

ности, с результатами исследования с помощью других  

личностных методик.  

 

Опросник ММР1 применяется психологами во всех стра-  

нах мира с обязательной его адаптацией и стандартиза-  

цией в соответствии с социально-культурными особеннос-  

 

176  

 

<1  

 

 

тями населения. На русском языке также разработано не-  

сколько вариантов опросника для многостороннего иссле-  

дования личности. Из них основные: адаптация и моди-  

фикация опросника ММР1 лабораторией медицинской пси-  

хологии Ленинградского научно-исследовательского пси-  

хоневрологического института им. В. М. Бехтерева (1974),  

вариант Ф. Б. БерезинаиМ. П. Мирошникова (1969, 1976),  

разработка ММР1, осуществленная Л. Н. Собчик (1971),  

более позднее название <стандартизованный метод иссле-  

дования личности> (СМИЛ).  

 

Иногда для исследования используют лишь одну из  

шкал опросника ММР1. Это позволяет сократить исследо-  

вание и как бы целенаправить его (в ущерб общей оценке  

личности обследуемого). Примером является использова-  

ние так называемой личностной шкалы проявлений тре-  

воги (3. Теу1ог, 1953).  

 

Опросник Тейлор состоит из 50 утверждений. Для удоб-  

ства пользования каждое утверждение предлагается обсле-  

дуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, об-  

следуемый откладывает вправо и влево карточки, в зави-  

симости от того, согласен он или не согласен с содержа-  

щимися в них утверждениями. Эти утверждения входят в  

состав ММР1 в качестве дополнительной шкалы. Опрос-  

ник Тейлор адаптирован Т. А. Немчиным (1966).  

 

Приводим примеры характерных вопросов из шкалы тревоги  

(в скобках обозначен ответ, учитываемый при определении пока-  

зателя тревоги):  

 

_ Во время работы мне приходится сильно напрягаться (да).  

- Мне трудно сосредоточиться на чем-либо (да).  

- Возможные неприятности всегда вызывают у меня трево-  

гу (да).  

 

- Я часто смущаюсь, и мне неприятно, если другие это за-  

мечают (да).  

 

- Сердцебиение меня не беспокоит (нет).  

- Сон у меня прерывистый и неспокойный (да).  

- Нередко у меня бывают приступы страха (да).  

- Обычно я спокоен и расстроить меня нелегко (нет).  

- Ожидание всегда нервирует меня (да).  

 

177  

 

- Состояние моего здоровья беспокоит меня (да).  

- Я всегда боюсь встречи с трудностями (да).  

 

Оценка результатов исследования по опроснику Тей-  

лор производится путем подсчета количества ответов об-  

следуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый  

такой ответ оценивается в 1 балл. Суммарная оценка 40-  

50 баллов рассматривается как показатель очень высокого  

уровня тревоги, 25-40 баллов свидетельствуют о высо-  

ком уровне тревоги, 15-25 баллов - о среднем (с тенден-  

цией к высокому) уровне, 5-15 баллов - о среднем (с  

тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов - о низком  

уровне тревоги.  

 

С помощью факторного анализа в шкале Тейлор выде-  

лены 4 фактора: фактор А - хронический страх, связан-  

ный с тревожностью, сенситивностью, неуверенностью в  

себе; фактор В - лабильность вегетативной нервной сис-  

темы в угрожающих ситуациях; фактор С - расстройства  

сна, связанные с общим внутренним напряжением; фак-  

тор П - чувство собственной неполноценности.  

 

По данным ряда авторов, при исследовании по шка-  

ле Тейлор диагностируется не тревога, а конституцио-  

нальная тревожность, личностная предрасположенность  

к тревожности (Ю. Л. Ханин, 1978; А. Кокошкарова,  

1983).  

 

Изолированное использование одной из шкал опросни-  

ка ММР1 может привести к недостаточно достоверным ре-  

зультатам, адекватная оценка которых исследующим не-  

возможна из-за отсутствия оценочных шкал. Любой моно-  

тематически направленный опросник как бы индуцирует  

обследуемого и способствует выявлению у него сознатель-  

ных или неосознаваемых тенденций и установок. В связи с  

этим недостаточно дополнение опросника для определения  

уровня тревоги шкалой лжи, как это предложил В. Г. Но-  

ракидзе (1975), тем более, что последняя далеко не всегда  

позволяет судить о демонстративности, неискренности в  

ответах, высокие показатели по ней часто свидетельствуют  

больше о личностной примитивности.  

 

178  

 

[ неврозов. В эту группу ме-  

тода> юииомаются еаосники, предназначенные для вы-  

явлении и ориентировочного синдромологического опре-  

деления надрезов. Эти довольно многочисленные опрос-  

ники служот для предварительной, доврачебной, диаг-  

ностики и-розов. При их составлении и апробации учи-  

тываются т>кие критерии, как эффективность, простота,  

надежность при дифференцировании здоровых и боль-  

ных, соответствующие корреляции с другими тестами,  

предназначенными для таких исследований. Обычно эти  

опросники используются и для эпидемиологических ис-  

следований.  

 

Приводим в качестве примера характеристику трех на-  

иболее типичных опросников для скрининга неврозов.  

 

Опросник Хека - Хесс (К. Нбс1с, Н. Не55, 1975), или  

шкала жалоб (ВРВ). Он стандартизован на больных в воз-  

расте от 16 до 60 лет.  

 

При создании его авторы исходили из того, что жало-  

бы больных неврозами носят специфический характер и в  

них, в отличие от больных с органической соматической  

патологией, преобладают указания на вегетативные рас-  

стройства и жалобы психического характера.  

 

Обследуемому дается лист с перечнем телесных (на-  

рушения зрения, двоение в глазах, приступы астмы, тахи-  

кардия, чувство замирания сердца, дрожание рук и т. п.)  

и психических (нарушения речи, заикание, трудности кон-  

такта, апатичность, страх оставаться одному и т. п.) жа-  

лоб. Всего в жалобах фигурируют 63 симптома неврозов.  

Ответы интерпретируются по количественным показате-  

лям с учетом пола, а для женщин - и возраста. Возмож-  

ны 3 типа суммарных оценок: норма, предположительная  

диагностика невроза, невроз.  

 

По показателям высчитывается также индекс эмоцио-  

нальности, отражающий выраженную вегетативную ирри-  

тацию, характерную для психосоматических заболеваний,  

или преобладание сугубо психоневротических расстройств.  

Этому показателю авторы придают значение в выборе ме-  

 

179  

 

тодик психотерапии. Анализ характерных для обследуе-  

мого жалоб производится с учетом следующих факторов:  

чрезмерная вегетативная возбудимость (симпатикотония),  

апатичность, фобии, ваготония, астения, сверхчувствитель-  

ность, нарушения сенсомоторики, шизоидные реакции,  

страхи.  

 

Опросник крайне прост, длительность исследования с  

его помощью составляет 5-10 мин, подсчет <сырых> бал-  

лов производится с помощью ключа, затем <сырые> оцен-  

ки переводятся с помощью специальной шкалы в стандар-  

тные.  

 

Невротически-депрессивный опросник Т. Ташева (1968)  

разработан для скрининг-диагностики неврозов при мас-  

совых исследованиях и в целях предварительной, довра-  

чебной, диагностики. Состоит из 77 вопросов, ответы на  

которые дают характеристику состояния больного в соот-  

ветствии со следующими шкалами: общеневротической,  

депрессии, вегетативных расстройств, истерии, навязчи-  

во-фобической симптоматики. Ответ на вопрос оценива-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1111
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь