Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



25 страница


ния к методикам исследования межличностных отноше-  

ний в психодиагностике в первую очередь связано с утвер-  

ждением в науке таких теорий личности, в которых меж-  

личностным отношениям приписывается значение ее глав-  

ных составляющих. Прежде всего это теории личности,  

созданные Н. 5. 8и1Иуап (1953) и В. Н Мясищевым (1960).  

 

Н. 5. 8иШуап указывает на то, что для индивида чрез-  

вычайно важную роль играют оценки и мнения значимых  

для него окружающих; именно под влиянием этих оценок  

и мнений происходит персонификация индивида, форми-  

руется его личность. В процессе взаимодействия с окру-  

жением личность проявляет себя в стиле межличностных  

отношений, стремясь постоянно сообразовывать свое по-  

ведение с оценками значимых для нее других.  

 

Эти положения явились основой для разработки Т. Ли-  

ри (Ьеагу Т., 1956) методики диагностики межличност-  

ных отношений. Она представляет собой список из 128  

простых характеристик, на которые испытуемый должен  

ответить, подходит ли к нему данная характеристика (<да>,  

<верно>) или не подходит (<нет>, <неверно>). В классиче-  

ском варианте методики исследуемому предлагают само-  

оценить свое актуальное <Я> (свое реальное <Я>. "<) есть  

представление о себе на момент проведения исследова-  

ния); методика позволяет также изучить идеальное <Я>  

испытуемого (то, каким он себя хочет видеть), э также  

самый широкий спектр актуальных (реальных) и идеаль-  

ных представлений испытуемого об окружающих его лю-  

дях (родственниках, сослуживцах, знакомых и т. д.).  

Примеры характеристик-эпитетов опросника:  

 

1. Умеет нравиться,  

б. Независимый,  

16. Часто разочаровывается.  

24.1ЫфЖВЙ одобрения,  

 

217  

 

100. Деспотичный,  

1 1 1. Упрямый и т. д.  

 

В ходе выполнения методики испытуемый в специаль-  

но предложенном бланке для ответов зачеркивает, при со-  

гласии с ним, порядковый номер соответствующего ут-  

верждения; незачеркнутыми остаются номера тех харак-  

теристик, которые отражают отсутствующие у испытуе-  

мого свойства. По специальному ключу подсчитываются  

баллы по 8 выделенным Т. Лири вариантам межличнос-  

тного взаимодействия. Возможно также на основании по-  

лученных по 8 октантам цифровых значений подсчитать  

векторы доминирования (V) и доброжелательности (С),  

но эти данные малоинформативны.  

 

Оценка результатов исследования базируется на пред-  

ставлениях Т. Лири о том, что в межличностных отноше-  

ниях имеются две главные оси: доминирование - подчи-  

нение и дружелюбие - агрессивность. Соответственно  

этим осям группируются восемь психологических тенден-  

ций (октантов), степень выраженности которых отражает  

определенные личностные модальности - от положитель-  

ных до отрицательных.  

Октанты эти следующие:  

 

1. Лидерство-властность-деспотичность. При умерен-  

но выраженных баллах выявляет уверенность в себе, уме-  

ние быть хорошим советчиком, наставником, организато-  

ром, руководителем. При высоких показателях - нетерпи-  

мость к критике, переоценка собственных возможностей,  

далее - черты деспотизма, императивная потребность ко-  

мандовать другими, дидактический стиль высказываний.  

 

II. Уверенность в себе-самоуверенность-самовлюб-  

ленность. При умеренных показателях - уверенность, не-  

зависимость, стремление к соперничеству, далее - само-  

довольство, самовлюбленность, выраженное чувство со-  

бственного превосходства над окружающими, тенденция  

иметь особое мнение, отличное от мнения большинства,  

занимать обособленную позицию в группе.  

III. Требовательность- непримиримость- жестокость.  

 

218  

 

В зависимости от степени выраженности выявляет искрен-  

ность, непосредственность, прямолинейность, настойчи-  

вость в достижении цели, чрезмерное упорство, недруже-  

любие, несдержанность, вспыльчивость.  

 

IV. Скептицизм-упрямство-негативизм. Умеренные  

показатели - реалистичность суждений и поступков, скеп-  

тицизм, неконформность, далее - крайняя обидчивость,  

недоверие к окружающим, выраженная склонность к крити-  

цизму, недовольству окружающими и подозрительности.  

 

V. Уступчивость-кротость-пассивная подчиняе-  

мость. Отражает такие межличностные особенности, как  

скромность, застенчивость, склонность брать на себя чу-  

жие обязанности, далее - полную покорность, повышен-  

ное чувство вины, самоуничижение.  

 

VI. Доверчивость-послушность-зависимость. Уме-  

ренные показатели - потребность в помощи и доверии со  

стороны окружающих, в их признании. При высоких по-  

казателях - сверхконформность, полная зависимость от  

мнения окружающих.  

 

VII. Добросердечие-несамостоятельность-чрезмер-  

ный конформизм. Диагностирует стиль межличностных  

взаимоотношений, свойственный лицам, стремящимся к  

тесному сотрудничеству с референтной группой, к друже-  

любным отношениям с окружающими. При высоких бал-  

лах - компромиссное поведение, несдержанность в из-  

лияниях своего дружелюбия по отношению к окружаю-  

щим, стремление подчеркнуть свою причастность к инте-  

ресам большинства.  

 

VIII. Отзывчивость-бескорыстие-жертвенность. При  

умеренных баллах - выраженная 1 (сонность помогать ок-  

ружающим, развитое чувство ответственности. Высокие  

баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность,  

гиперсоциальные установки, подчеркнутый альтруизм.  

 

Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов,  

свойственны гармоническим личностям. Показатели, пре-  

вышающие 8 баллов и до 14 баллов - указание на за-  

ен],аци10 свойств, выявляемых данным ок-  

 

острение, акце>  

 

219  

 

тантом. Показатели от 14 до 16 баллов - свидетельство  

выраженных затруднений социальной адаптжвия. Низкие  

показатели -от 0 до 4 баллов - по всем <жтм?гам могут  

быть свидетельством скрытности и неоткро>М1ности ис-  

пытуемых.  

 

Адаптация методики Лири в СССР была проведена  

Л. Н. Собчик (1972, 1974, 1982, 1990). Методика исполь-  

зовалась автором для изучения стиля межличностных вза-  

имодействий в спортивных командах, психотерапевтиче-  

ских группах с целью диагностики динамики состояния  

у больных с пограничными расстройствами, для изуче-  

ния взаимоотношений между пациентом и врачом, нару-  

шенной системы отношений больных неврозами и не-  

врозоподобными расстройствами и т. п. Показана высо-  

кая значимость методики в разработке индивидуализи-  

рованного психотерапевтического подхода к пациенту,  

уточнении и выявлении причин конфликтов, лежащих в  

основе нарушений межличностных взаимодействий па-  

циентов, нарушений адаптивности их поведения. Г. С. Ва-  

сильченко и Ю. А. Решетняк (1972) с помощью методи-  

ки Лири исследовали особенности взаимных оценок суп-  

ружеских пар при обращении их за сексологической по-  

мощью; установлена ценность методики при диагности-  

ке и для построения процесса терапии у пациентов с сек-  

суально-партнерскими проблемами. Л. И. Вассерман с со-  

авт. (1985) использовали методику Лири для оценки осо-  

бенностей и уровня самооценки в системе интерперсо-  

нальных отношений у больных с невротическими и не-  

врозоподобными расстройствами различного генеза.  

 

Методика изучения межличностных взаимоотношений  

Т. Лири может быть использована для решения самого  

широкого круга диагностических и лечебно-реабилитаци-  

онных задач у больных с различными формами психичес-  

ких расстройств.  

 

Имеются многочисленные компьютерные версии дан-  

ной методики (Психоневрологический институт  

 

220  

 

им. В. М. Бехтерева, Санкт-Петербург; ВНИИМТ, Моск-  

ва и др.).  

 

Метод незаконченных предложений применяется в экс-  

периментально-психологической практике давно. С. Д. Вла-  

дычко (1931) указывает на то, что он был разработан и при-  

менялся Н. ЕЬЬ1Г Ьаи5 и ТЬ. ТлеЬеп. В экспериментально  

психологической лаборатории клиники Ь. М. Бехтереьз  

метод незаконченных предложений применялся для иссле-  

дования воображения (В. В. Абрамов, 1911, С. Д. Владыч-  

ко, 1931). Существует множество его вариантов.  

 

В педагогической психологии для определения типа  

личностной направленности использовался вариант мето-  

да незаконченных предложений А. Муегхоп (1919). Он от-  

личался относительно высокой регламентированностью -  

окончание предложения обследуемый должен был выбрать  

из нескольких, предложенных ему. По мнению Н. Д. Ле-  

витова (1969), этот вариант был близок к тестам колли  

зии. Регламентированность деятельности обследуемого в  

значительной мерк снижает значение методики Мейерсо-  

на как прсек1квн(.й. Пример из методики Мейерсона:  

 

Челоз-к, недуций праведную (хорошую) жизнь..  

упускает с гай повеселиться,  

присбретг?"- г-бщее уважение,  

идет в жизни тяжелой тропой,  

будет обманут жуликами.  

 

В варианте А. Р. Раупе и А. К.оМе обследуемому пред-  

лагаете 66 незаконченных предложений, которые он до-  

лжен дополнить. Инструкция содержит указание о необ-  

ходимости делать это как можно быстрее, без обдумыва-  

ния, не пропуская ни одного из предъявленных предло-  

жений. На основании анализа и интерпретаций получен-  

ных данных исследователь делает заключение об особен-  

ностях отношения обследуемого к окружающим, предста-  

вителям того же или противоположного пола, друзьям,  

учителям, людям вообще, каково его отношение к само-  

му себе, своему будущему, деньгам, законам, воспитанию  

 

и т. д. При этом могут быть выявлены наличие ипохон-  

дричности, мысли о самоубийстве, чрезмерная мнитель-  

ность. По мнению Т. ВПМетсг: (1960), этот метод приме-  

ним как для индивидуальных, так и для групповых иссле-  

дований и помогает выявить скрываемые больным или  

даже не осознаваемые им переживания. Поэтому автор  

пишет о важном значении метода незаконченных предло-  

жений для построения психотерапевтической и психопро-  

филактической работы, а также для решения ряда соци-  

альных вопросов по устройству в обществе психически  

больных. Приводим примеры неоконченных предложений  

в варианте А. Р. Раупе и А. К-оМе:  

 

Моя профессия...  

 

Будущее...  

Хотел бы знать...  

Наша семья...  

Если бы...  

 

Известен также вариант метода незаконченных пред-  

ложений .1. М. 5ас5 и 8. Ьеуу. Он включает 60 незакон-  

ченных предложений, дополнения к ним несколько боль-  

ше детерминированы руслом начала фразы, чем в вариан-  

те А. Р. Раупе и А. КоМе. Эти предложения могут быть  

разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной  

мере систему отношений обследуемого к семье, к пред-  

ставителям того же или противоположного пола, к по-  

ловой жизни, к вышестоящим по служебному положению  

и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют  

отношение к испытываемым больным страхам и опасени-  

ям, к имеющемуся у него чувству сознания вины, свиде-  

тельствуют об его отношении к прошлому и будущему,  

затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями,  

жизненные цели.  

 

Следует отметить, что некоторые вопросы этого вари-  

анта оказываются неприятными для обследуемых, так как  

касаются интимной стороны их жизни. Поэтому Г. Г. Ру-  

мянцев (1969) рекомендует в инструкции сообщать боль-  

 

так как  

Р-  

 

ному, что исследование производится с целью трениров-  

ки памяти или внимания.  

 

Для каждой группы предложений выводится харак-  

теристика, определяющая данную систему отношений  

как положительную, отрицательную или безразличную.  

Приводим примеры предложений и варианты ответов с  

оценкой:  

 

Отношение к семье  

 

По сравнению с большинством других семей моя семья  

 

1. Плохая, недружная, распалась, несчастливая, мещанская - 2  

 

2. Не очень хорошая, нервная, менее дружная ............... - 1  

 

3. Не хуже и не лучше других ....................................-О  

 

Отношение к будущему  

 

Будущее кажется мне  

 

1. Очень мрачным, печальным, страшным, плохим ....... - 2  

 

2. Не очень светлым, туманным, неприглядным ........... - 1  

 

3. Светлым, розовым, неясным, неизвестным; таким же.  

как настоящее ......................................................... - О  

 

Количественная оценка облегчает выявление у обсле-  

дуемого дисгармоничной системы отношений, однако бо-  

лее перспективно качественное изучение дополненных пред-  

ложений, проводимое с учетом анамнестических данных.  

 

Многие больные, особенно рассматривающие иссле-  

дование как нежелательную для них процедуру и стремя-  

щиеся скрыть мир своих глубоких переживаний, дают фор-  

мально-условные ответы, не отражающие систему их лич-  

ностных отношений. Исследованию методом незакончен-  

ных предложений должно предшествовать установление  

контакта между исследующим и больным, основанного  

на доверии.  

 

По данным Г. Г. Румянцева (1969), с помощью метода  

незаконченных предложений выявляются характерные для  

больных шизофренией изменения системы личностных  

отношений. Мы применяли этот метод для обследования  

больных эпилепсией (И. В. Крук, 1981) и при неврозопо-  

добных состояниях с целью формирования групп для кол-  

 

223  

 

222  

 

ективный метод, направленный на опосредованное изуче-  

ние личности. В полном варианте теста используются 73  

цветные карточки 25 различных цветов и оттенков.  

 

Чаще используется сокращенный набор, состоящий из  

8 цветных карточек. Четыре цвета - синий (темно-синий),  

желтый, красный и зеленый считаются основными, ба-  

зисными, <психологическими первоэлементами>. Фиоле-  

товый (смесь красного и синего), коричневый (смесь жел-  

то-красного и черного), нейтральный серый, не содержа-  

щий никакого цвета и потому якобы не оказывающий ка-  

кого-либо существенного воздействия на обследуемого, и  

черный, который рассматривается как <отрицание цвета>,  

являются дополнительными цветами.  

 

Перед обследуемым на белом фоне полукругом рас-  

кладывают карточки и просят его выбрать из них одну,  

окрашенную в наиболее приятный ему цвет. При этом об-  

следуемого предупреждают, что на выбор не должны вли-  

ять ни его вкус, ни доминирующий в моде цвет, ни окрас-  

ка интерьера. Выбранную обследуемым карточку перево-  

рачивают и откладывают в сторону, после чего его просят  

вновь выбрать из оставшихся наиболее для него прият-  

ную карточку. Таким образом исследование проводится  

до конца, и в результате исследующий получает возмож-  

ность зафиксировать полученный цветовой ряд. Для обоз-  

начения оценки цвета обследуемым прибегают к значкам:  

 

явное предпочтение +  

предпочтение х  

безразличное отношение =  

антипатия, неприятие -  

 

С помощью этого цветового ряда устанавливается ран-  

жирование карточек в нисходящем порядке.  

 

Интерпретация результатов производится с учетом ка-  

тегорий функции и структуры цвета. Под функцией цве-  

та М. 1л15сЬег понимает субъективное отношение обсле-  

дуемого к цвету, обусловленное его эмоциональным со-  

стоянием в момент исследования. Структура цвета опре-  

 

его психо-  

 

деляется якобы объективным знанием цвета, его психо-  

логического содержания. В соответствии с функцией и  

структурой цвета с помощью специальных таблиц полу-  

чают стандартные характеристики личностных свойств об-  

следуемого.  

 

Приводим в качестве примера сокращенное психоло-  

гическое описание структурного значения одного из ос-  

новных цветов: так, синий цвет символизирует глубину  

чувства и является концентричным (т. е. занятым сфе-  

рой субъективного), пассивным, воссоединяющим, гете-  

рономным, чувствительным, его аффективные компонен-  

ты - спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь  

и привязанность. Синий с функцией + в 1-й позиции  

указывает, что субъект будет действовать путем созда-  

ния вокруг себя обстановки эмоционального покоя, бла-  

гожелательности со стремлением избежать каких-либо  

конфликтов или действий, требующих энергии и моби-  

лизации сил. Синий со знаком -. наоборот, указывает на  

неудовлетворенность ситуацией, на неспособность само-  

му изменить ее (эти качества сочетаются с неуступчи-  

востью, сопротивлением воздействиям со стороны), на  

раздражительность, беспокойство, склонность скрывать  

свою ранимость.  

 

Пытаясь создать психологическую теорию, на кото-  

рой базировался бы разработанный им тест, М. ЬивсЬег  

дал своеобразную интерпретацию цветов, связанную, по  

его мнению, с жизнедеятельностью человека. Так, тем-  

но-синий цвет рассматривается им как символ ночи, цвет  

покоя и пассивности, ярко-желтый - символ дня, это  

цвет надежды и активности. Таким образом, автор выде-  

ляет факторы, управляющие человеком. Ночью (темно-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 903
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь