|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовния к методикам исследования межличностных отноше- ний в психодиагностике в первую очередь связано с утвер- ждением в науке таких теорий личности, в которых меж- личностным отношениям приписывается значение ее глав- ных составляющих. Прежде всего это теории личности, созданные Н. 5. 8и1Иуап (1953) и В. Н Мясищевым (1960).
Н. 5. 8иШуап указывает на то, что для индивида чрез- вычайно важную роль играют оценки и мнения значимых для него окружающих; именно под влиянием этих оценок и мнений происходит персонификация индивида, форми- руется его личность. В процессе взаимодействия с окру- жением личность проявляет себя в стиле межличностных отношений, стремясь постоянно сообразовывать свое по- ведение с оценками значимых для нее других.
Эти положения явились основой для разработки Т. Ли- ри (Ьеагу Т., 1956) методики диагностики межличност- ных отношений. Она представляет собой список из 128 простых характеристик, на которые испытуемый должен ответить, подходит ли к нему данная характеристика (<да>, <верно>) или не подходит (<нет>, <неверно>). В классиче- ском варианте методики исследуемому предлагают само- оценить свое актуальное <Я> (свое реальное <Я>. "<) есть представление о себе на момент проведения исследова- ния); методика позволяет также изучить идеальное <Я> испытуемого (то, каким он себя хочет видеть), э также самый широкий спектр актуальных (реальных) и идеаль- ных представлений испытуемого об окружающих его лю- дях (родственниках, сослуживцах, знакомых и т. д.). Примеры характеристик-эпитетов опросника:
1. Умеет нравиться, б. Независимый, 16. Часто разочаровывается. 24.1ЫфЖВЙ одобрения,
217
100. Деспотичный, 1 1 1. Упрямый и т. д.
В ходе выполнения методики испытуемый в специаль- но предложенном бланке для ответов зачеркивает, при со- гласии с ним, порядковый номер соответствующего ут- верждения; незачеркнутыми остаются номера тех харак- теристик, которые отражают отсутствующие у испытуе- мого свойства. По специальному ключу подсчитываются баллы по 8 выделенным Т. Лири вариантам межличнос- тного взаимодействия. Возможно также на основании по- лученных по 8 октантам цифровых значений подсчитать векторы доминирования (V) и доброжелательности (С), но эти данные малоинформативны.
Оценка результатов исследования базируется на пред- ставлениях Т. Лири о том, что в межличностных отноше- ниях имеются две главные оси: доминирование - подчи- нение и дружелюбие - агрессивность. Соответственно этим осям группируются восемь психологических тенден- ций (октантов), степень выраженности которых отражает определенные личностные модальности - от положитель- ных до отрицательных. Октанты эти следующие:
1. Лидерство-властность-деспотичность. При умерен- но выраженных баллах выявляет уверенность в себе, уме- ние быть хорошим советчиком, наставником, организато- ром, руководителем. При высоких показателях - нетерпи- мость к критике, переоценка собственных возможностей, далее - черты деспотизма, императивная потребность ко- мандовать другими, дидактический стиль высказываний.
II. Уверенность в себе-самоуверенность-самовлюб- ленность. При умеренных показателях - уверенность, не- зависимость, стремление к соперничеству, далее - само- довольство, самовлюбленность, выраженное чувство со- бственного превосходства над окружающими, тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, занимать обособленную позицию в группе. III. Требовательность- непримиримость- жестокость.
218
В зависимости от степени выраженности выявляет искрен- ность, непосредственность, прямолинейность, настойчи- вость в достижении цели, чрезмерное упорство, недруже- любие, несдержанность, вспыльчивость.
IV. Скептицизм-упрямство-негативизм. Умеренные показатели - реалистичность суждений и поступков, скеп- тицизм, неконформность, далее - крайняя обидчивость, недоверие к окружающим, выраженная склонность к крити- цизму, недовольству окружающими и подозрительности.
V. Уступчивость-кротость-пассивная подчиняе- мость. Отражает такие межличностные особенности, как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чу- жие обязанности, далее - полную покорность, повышен- ное чувство вины, самоуничижение.
VI. Доверчивость-послушность-зависимость. Уме- ренные показатели - потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких по- казателях - сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.
VII. Добросердечие-несамостоятельность-чрезмер- ный конформизм. Диагностирует стиль межличностных взаимоотношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к друже- любным отношениям с окружающими. При высоких бал- лах - компромиссное поведение, несдержанность в из- лияниях своего дружелюбия по отношению к окружаю- щим, стремление подчеркнуть свою причастность к инте- ресам большинства.
VIII. Отзывчивость-бескорыстие-жертвенность. При умеренных баллах - выраженная 1 (сонность помогать ок- ружающим, развитое чувство ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальные установки, подчеркнутый альтруизм.
Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоническим личностям. Показатели, пре- вышающие 8 баллов и до 14 баллов - указание на за- ен],аци10 свойств, выявляемых данным ок-
острение, акце>
219
тантом. Показатели от 14 до 16 баллов - свидетельство выраженных затруднений социальной адаптжвия. Низкие показатели -от 0 до 4 баллов - по всем <жтм?гам могут быть свидетельством скрытности и неоткро>М1ности ис- пытуемых.
Адаптация методики Лири в СССР была проведена Л. Н. Собчик (1972, 1974, 1982, 1990). Методика исполь- зовалась автором для изучения стиля межличностных вза- имодействий в спортивных командах, психотерапевтиче- ских группах с целью диагностики динамики состояния у больных с пограничными расстройствами, для изуче- ния взаимоотношений между пациентом и врачом, нару- шенной системы отношений больных неврозами и не- врозоподобными расстройствами и т. п. Показана высо- кая значимость методики в разработке индивидуализи- рованного психотерапевтического подхода к пациенту, уточнении и выявлении причин конфликтов, лежащих в основе нарушений межличностных взаимодействий па- циентов, нарушений адаптивности их поведения. Г. С. Ва- сильченко и Ю. А. Решетняк (1972) с помощью методи- ки Лири исследовали особенности взаимных оценок суп- ружеских пар при обращении их за сексологической по- мощью; установлена ценность методики при диагности- ке и для построения процесса терапии у пациентов с сек- суально-партнерскими проблемами. Л. И. Вассерман с со- авт. (1985) использовали методику Лири для оценки осо- бенностей и уровня самооценки в системе интерперсо- нальных отношений у больных с невротическими и не- врозоподобными расстройствами различного генеза.
Методика изучения межличностных взаимоотношений Т. Лири может быть использована для решения самого широкого круга диагностических и лечебно-реабилитаци- онных задач у больных с различными формами психичес- ких расстройств.
Имеются многочисленные компьютерные версии дан- ной методики (Психоневрологический институт
220
им. В. М. Бехтерева, Санкт-Петербург; ВНИИМТ, Моск- ва и др.).
Метод незаконченных предложений применяется в экс- периментально-психологической практике давно. С. Д. Вла- дычко (1931) указывает на то, что он был разработан и при- менялся Н. ЕЬЬ1Г Ьаи5 и ТЬ. ТлеЬеп. В экспериментально психологической лаборатории клиники Ь. М. Бехтереьз метод незаконченных предложений применялся для иссле- дования воображения (В. В. Абрамов, 1911, С. Д. Владыч- ко, 1931). Существует множество его вариантов.
В педагогической психологии для определения типа личностной направленности использовался вариант мето- да незаконченных предложений А. Муегхоп (1919). Он от- личался относительно высокой регламентированностью - окончание предложения обследуемый должен был выбрать из нескольких, предложенных ему. По мнению Н. Д. Ле- витова (1969), этот вариант был близок к тестам колли зии. Регламентированность деятельности обследуемого в значительной мерк снижает значение методики Мейерсо- на как прсек1квн(.й. Пример из методики Мейерсона:
Челоз-к, недуций праведную (хорошую) жизнь.. упускает с гай повеселиться, присбретг?"- г-бщее уважение, идет в жизни тяжелой тропой, будет обманут жуликами.
В варианте А. Р. Раупе и А. К.оМе обследуемому пред- лагаете 66 незаконченных предложений, которые он до- лжен дополнить. Инструкция содержит указание о необ- ходимости делать это как можно быстрее, без обдумыва- ния, не пропуская ни одного из предъявленных предло- жений. На основании анализа и интерпретаций получен- ных данных исследователь делает заключение об особен- ностях отношения обследуемого к окружающим, предста- вителям того же или противоположного пола, друзьям, учителям, людям вообще, каково его отношение к само- му себе, своему будущему, деньгам, законам, воспитанию
и т. д. При этом могут быть выявлены наличие ипохон- дричности, мысли о самоубийстве, чрезмерная мнитель- ность. По мнению Т. ВПМетсг: (1960), этот метод приме- ним как для индивидуальных, так и для групповых иссле- дований и помогает выявить скрываемые больным или даже не осознаваемые им переживания. Поэтому автор пишет о важном значении метода незаконченных предло- жений для построения психотерапевтической и психопро- филактической работы, а также для решения ряда соци- альных вопросов по устройству в обществе психически больных. Приводим примеры неоконченных предложений в варианте А. Р. Раупе и А. К-оМе:
Моя профессия...
Будущее... Хотел бы знать... Наша семья... Если бы...
Известен также вариант метода незаконченных пред- ложений .1. М. 5ас5 и 8. Ьеуу. Он включает 60 незакон- ченных предложений, дополнения к ним несколько боль- ше детерминированы руслом начала фразы, чем в вариан- те А. Р. Раупе и А. КоМе. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной мере систему отношений обследуемого к семье, к пред- ставителям того же или противоположного пола, к по- ловой жизни, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым больным страхам и опасени- ям, к имеющемуся у него чувству сознания вины, свиде- тельствуют об его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, жизненные цели.
Следует отметить, что некоторые вопросы этого вари- анта оказываются неприятными для обследуемых, так как касаются интимной стороны их жизни. Поэтому Г. Г. Ру- мянцев (1969) рекомендует в инструкции сообщать боль-
так как Р-
ному, что исследование производится с целью трениров- ки памяти или внимания.
Для каждой группы предложений выводится харак- теристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Приводим примеры предложений и варианты ответов с оценкой:
Отношение к семье
По сравнению с большинством других семей моя семья
1. Плохая, недружная, распалась, несчастливая, мещанская - 2
2. Не очень хорошая, нервная, менее дружная ............... - 1
3. Не хуже и не лучше других ....................................-О
Отношение к будущему
Будущее кажется мне
1. Очень мрачным, печальным, страшным, плохим ....... - 2
2. Не очень светлым, туманным, неприглядным ........... - 1
3. Светлым, розовым, неясным, неизвестным; таким же. как настоящее ......................................................... - О
Количественная оценка облегчает выявление у обсле- дуемого дисгармоничной системы отношений, однако бо- лее перспективно качественное изучение дополненных пред- ложений, проводимое с учетом анамнестических данных.
Многие больные, особенно рассматривающие иссле- дование как нежелательную для них процедуру и стремя- щиеся скрыть мир своих глубоких переживаний, дают фор- мально-условные ответы, не отражающие систему их лич- ностных отношений. Исследованию методом незакончен- ных предложений должно предшествовать установление контакта между исследующим и больным, основанного на доверии.
По данным Г. Г. Румянцева (1969), с помощью метода незаконченных предложений выявляются характерные для больных шизофренией изменения системы личностных отношений. Мы применяли этот метод для обследования больных эпилепсией (И. В. Крук, 1981) и при неврозопо- добных состояниях с целью формирования групп для кол-
223
222
ективный метод, направленный на опосредованное изуче- ние личности. В полном варианте теста используются 73 цветные карточки 25 различных цветов и оттенков.
Чаще используется сокращенный набор, состоящий из 8 цветных карточек. Четыре цвета - синий (темно-синий), желтый, красный и зеленый считаются основными, ба- зисными, <психологическими первоэлементами>. Фиоле- товый (смесь красного и синего), коричневый (смесь жел- то-красного и черного), нейтральный серый, не содержа- щий никакого цвета и потому якобы не оказывающий ка- кого-либо существенного воздействия на обследуемого, и черный, который рассматривается как <отрицание цвета>, являются дополнительными цветами.
Перед обследуемым на белом фоне полукругом рас- кладывают карточки и просят его выбрать из них одну, окрашенную в наиболее приятный ему цвет. При этом об- следуемого предупреждают, что на выбор не должны вли- ять ни его вкус, ни доминирующий в моде цвет, ни окрас- ка интерьера. Выбранную обследуемым карточку перево- рачивают и откладывают в сторону, после чего его просят вновь выбрать из оставшихся наиболее для него прият- ную карточку. Таким образом исследование проводится до конца, и в результате исследующий получает возмож- ность зафиксировать полученный цветовой ряд. Для обоз- начения оценки цвета обследуемым прибегают к значкам:
явное предпочтение + предпочтение х безразличное отношение = антипатия, неприятие -
С помощью этого цветового ряда устанавливается ран- жирование карточек в нисходящем порядке.
Интерпретация результатов производится с учетом ка- тегорий функции и структуры цвета. Под функцией цве- та М. 1л15сЬег понимает субъективное отношение обсле- дуемого к цвету, обусловленное его эмоциональным со- стоянием в момент исследования. Структура цвета опре-
его психо-
деляется якобы объективным знанием цвета, его психо- логического содержания. В соответствии с функцией и структурой цвета с помощью специальных таблиц полу- чают стандартные характеристики личностных свойств об- следуемого.
Приводим в качестве примера сокращенное психоло- гическое описание структурного значения одного из ос- новных цветов: так, синий цвет символизирует глубину чувства и является концентричным (т. е. занятым сфе- рой субъективного), пассивным, воссоединяющим, гете- рономным, чувствительным, его аффективные компонен- ты - спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь и привязанность. Синий с функцией + в 1-й позиции указывает, что субъект будет действовать путем созда- ния вокруг себя обстановки эмоционального покоя, бла- гожелательности со стремлением избежать каких-либо конфликтов или действий, требующих энергии и моби- лизации сил. Синий со знаком -. наоборот, указывает на неудовлетворенность ситуацией, на неспособность само- му изменить ее (эти качества сочетаются с неуступчи- востью, сопротивлением воздействиям со стороны), на раздражительность, беспокойство, склонность скрывать свою ранимость.
Пытаясь создать психологическую теорию, на кото- рой базировался бы разработанный им тест, М. ЬивсЬег дал своеобразную интерпретацию цветов, связанную, по его мнению, с жизнедеятельностью человека. Так, тем- но-синий цвет рассматривается им как символ ночи, цвет покоя и пассивности, ярко-желтый - символ дня, это цвет надежды и активности. Таким образом, автор выде- ляет факторы, управляющие человеком. Ночью (темно- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|