Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



13 страница


лать какой-нибудь несложный рисунок. Инструкцией  

 

106  

 

предусматривается, что качество рисунка никакой роли  

не играет, так как иногда обследуемые ссылаются на  

неумение рисовать. Кроме того, обследуемого преду-  

преждают, что совершенно недопустимо для запомина-  

ния прибегать к словесным или буквенным обозначе-  

ниям.  

 

Слова, к которым образуются вспомогательные рисун-  

ки-пикто1раммы, подготавливаются заранее. При этом учи-  

тывается возраст обследуемого, уровень его культурного  

развития. Обычно вначале называют слова более конкрет-  

ного содержания, а затем, убедившись, что исследуемо-  

му доступно выполнение задания, переходят к абстракт-  

ным словам, например: веселый праздник, тяжелая рабо-  

та, вкусный ужин, болезнь, печаль, счастье, любовь, раз-  

витие, разлука, обман, победа, подвиг, вражда, справед-  

ливость, сомнение, дружба.  

 

Для проведения повторных обследований по методике  

пиктограмм исследующий должен располагать параллель-  

ными наборами понятий, используемых для опосредова-  

ния. Всего обследуемому называют 10-15 слов. Обяза-  

тельно нужно включать слова, имеющие значительный  

эмоциональный подтекст.  

 

В протоколе опыта записываются рассуждения боль-  

ного, объясняющие связь между словом и рисунком. Впос-  

ледствии обследуемого просят по рисункам воспроизвес-  

ти соответствующие слова. По результатам выполнения  

задания судят об уровне процессов обобщения и отвлече-  

ния: может ли обследуемый обозначать слово символом,  

насколько возрастают при этом его затруднения, когда  

опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важ-  

но установить характер ассоциаций, которыми руковод-  

ствуется обследуемый при подборе пиктограмм, - соот-  

ветствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная кон-  

кретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно аб-  

страктный, условно-символический характер, наличие ас-  

социаций по <слабому> признаку. Существенную роль иг-  

рает эмоциональная насыщенность пиктограмм. В опре-  

 

107  

 

деленной степени она отражает эмоциональное состояние  

обследуемого.  

 

Как уже указывалось, по результатам исследования  

можно судить о логической памяти обследуемого - на-  

сколько опосредование слов в зрительных образах помо-  

гает запомнить их.  

 

Представляет интерес модификация методики пикто-  

грамм, предложенная Б. Г. Херсонским (1979, 1981, 1982).  

Изменения внесены не столько в проведение исследова-  

ния, сколько в интерпретацию получаемых данных. Ме-  

тодика стандартизована, для проведения исследования  

автор применял неизменный набор из 16 понятий. С по-  

мощью ретестирования устанавливается возможность про-  

дуцирования различных категорий рисуночных образов,  

замены менее адекватных на более соответствующие за-  

данному понятию. Автор в плане интерпретации пикто-  

грамм взял критерии, близкие к используемым в тесте  

Роршаха (обе эти методики использовались им параллель-  

но). При классификации пиктограмм по качественным  

характеристикам учитываются следующие факторы: аб-  

страктность (конкретные и атрибутивные образы, метафо-  

рическая, геометрическая, графическая и грамматическая  

символика), фактор индивидуальной значимости, фактор  

частоты (различаются стандартные, оригинальные и пов-  

торяющиеся образы), фактор адекватности. С помощью  

указанных факторов проводится формализованная оценка  

рисуночных образов.  

 

Интерпретация пиктограмм, по Б. Г. Херсонскому,  

включает и оценку количественных соотношений. Здесь  

учитываются количественные соотношения образов раз-  

личного типа, количество индивидуально значимых и адек-  

ватных образов.  

 

Представляют интерес выделенные Б. Г. Херсонским  

особые феномены, мало поддающиеся формализации.  

Это шоковые реакции, выражающиеся в прямом (рече-  

вом или мимическом) выражении неудовольствия либо  

в парадоксальных высказываниях типа <какое прекрас-  

 

108  

 

ное слово...>, <это интересно...>. Шоковые реакции рас-  

сматриваются автором как проявление тормозящего дей-  

ствия аффекта на мыслительную деятельность. Отказ от  

выбора образа чаще всего встречается при предъявлении  

обследуемому наиболее сложных для опосредования по-  

нятий. Употребление буквенных обозначений вопреки  

инструкции является либо выражением недостаточности  

активного внимания, либо - негативистических тенден-  

ций. Под неформализуемыми образами понимаются и  

пиктограммы, основанные на ассоциациях по созвучию,  

на выхолощенных символах, на подборе нескольких ри-  

суночных образов к одному понятию. Феномен единой  

системы заключается в том, что при построении следую-  

щей пиктограммы обследуемый использует предыдущую,  

трансформируя ее. Иногда это приводит к тому, что все  

пиктограммы в процессе исследования оказываются вза-  

имосвязанными. Феномены <замены> и <возврата> заклю-  

чаются в том, что при предъявлении нового понятия для  

опосредования обследуемый пытается заменить предыду-  

щую пиктограмму либо графически ее дорабатывает. Эти  

феномены рассматриваются автором как проявление тре-  

воги. Феномен упорядоченности пиктограммы предпо-  

лагает наличие сложной графической характеристики,  

проявляющейся в выборе соответственно заданию и раз-  

меру листа рисунка, в соблюдении приблизительно оди-  

наковых размеров рисунков и расстояний между ними.  

Этот феномен отражает способность к планированию и  

самоконтролю в ситуации исследования и наиболее час-  

то встречается при ананкастных и субдепрессивных со-  

стояниях. Органический графический симптомокомплекс  

заключается в наклоне рисунка более чем на 5Ї от верти-  

кальной оси, в наличии дрожащих, несовпадающих и пе-  

ресекающихся линий. Этот феномен, по данным автора,  

высокоспецифичен для больных с органическими пора-  

жениями головного мозга.  

 

Если в целом модификация Б. Г. Херсонским мето-  

дики пиктограмм предназначена для целенаправленно-  

 

109  

 

го научного исследования, то выделенные им при этом  

количественные и качественные показатели и особые фе-  

номены могут оказаться высокозначимыми, полезны-  

ми и при интерпретации данных исследования, прово-  

димого в целях индивидуальной нозологической диаг-  

ностики.  

 

Ассоциативный (словесный) эксперимент. Методика  

ассоциативного эксперимента была предложена в конце  

прошлого столетия и широко использовалась для иссле-  

дования психически больных (В. М. Бехтерев, М. И. Ас-  

твацатуров, А. Г. Иванов-Смоленский, В. П. Протопопов).  

 

Психоаналитики рассматривают метод словесного экс-  

перимента как подспорье в поисках скрытых комплексов,  

комплексных раздражителей, трактуя с позиций фрейдис-  

тской символики полученные в процессе исследования дан-  

ные.  

 

По И. П. Павлову, при правильном физиологическом  

анализе результатов исследования методика словесного  

эксперимента открывает возможность изучения словесных  

условных связей и динамики нервных процессов во вто-  

рой сигнальной системе, позволяет улавливать изменения  

корковой динамики под влиянием словесного раздражи-  

теля (А. Г. Иванов-Смоленский, 1928). Слова-раздражи-  

тели являются условными сигналами, ответные речевые  

реакции - речевыми условными рефлексами, связанны-  

ми с этими сигналами в течение прошлой жизни обследу-  

емого путем многократного повторения.  

 

В патопсихологии словесный эксперимент использу-  

ется для анализа характера ассоциаций обследуемого и ско-  

рости их образования. С этой целью обследуемому зачи-  

тывают заранее подготовленный ряд слов - 30-40 сущес-  

твительных, лишенных какой-либо связи.  

 

Дается инструкция - на каждое услышанное слово от-  

вечать любым, пришедшим в голову, и как можно быст-  

рее. Если преследуется цель - проверить, может ли об-  

следуемый следовать какому-либо более определенному  

модусу выполнения задания - инструкция может быть  

 

110  

 

соответственно уточнена (например, отвечать только су-  

ществительным или словом-антонимом, или родовым оп-  

ределением).  

 

В протоколе опыта регистрируется время ответной ре-  

акции и ее содержание. Обращают внимание на лаконич-  

ность речевых реакций, соответствие их слову-раздражи-  

телю или, наоборот, случайный, нелепый характер, от-  

сутствие связи между словом-раздражителем и словом-  

ответом. Многословные речевые реакции свидетельству-  

ют о неспособности выполнения инструкции. Однако не-  

которые больные, в основном отвечая одним словом, в  

ответ на неиндифферентный для них словесный раздра-  

житель дают многословный ответ.  

 

Средний латентный период при обследовании здоро-  

вых составляет 0,5-1,5 с. В некоторых случаях наблюда-  

ется особенно заметное увеличение латентного периода при  

воздействии неиндифферентных для обследуемого словес-  

ных раздражителей (для введения их в эксперимент в блан-  

ке оставлены пробелы). Однако это явление нельзя пере-  

оценивать, так как иногда аффективно-значимыми неожи-  

данно оказываются совсем другие слова (Б. В. Зейгарник,  

1958). Поэтому включение в словесный эксперимент та-  

ких аффектогенных слов должно базироваться на тщатель-  

ном изучении анамнеза, конфликтной жизненной ситуа-  

ции, индивидуальных особенностей личности больного.  

 

Характеристику ответных речевых реакций можно про-  

изводить согласно классификации А. Г. Иванова-Смолен-  

ского (1928), различающего:  

 

1. Низшие или примитивные словесные реакции:  

 

1) междометные (<гм>, <ну>, <ой>, <ай> и др.);  

 

2) эхолалические, буквально воспроизводяшие слово-раздра-  

житель;  

 

3) созвучные - тождественные или близкие по звучанию сло-  

ву-раздражителю своими первыми или последними словами;  

 

4) экстрасигнальные, не имеющие отношения к слову-раз-  

фмжтелю, а являющиеся реакцией на другие раздражения, по-  

стумжжию из внешней среды;  

 

III  

 

продуктивности равен интеллектуальному поюаетелю (1(3).  

У старого человека 1(3 удерживается на более или менее  

постоянном уровне, зато неуклонно снижается показатель  

продуктивности.  

 

Таблицы Рейвена (шкала прогрессивных матриц).  

Тест был создан К. Рейвеном в 1936 г. Вначале предпола-  

галось, что с его помощью будут исследоваться особен-  

ности восприятия, перцепции. Это было связано с тем,  

что теоретической основой теста, наряду с теорией неоге-  

неза С. 5реагтап (1904), является развиваемая гештальт-  

психологией теория восприятия форм. В работе с тестом  

выявилось, что при решении включающихся в тест зада-  

ний выступают три основных психических процесса: вни-  

мание, перцепция и мышление. Поэтому тест Рейвена не  

считается сугубо <интеллектуальным> тестом, таким тес-  

том <всеобщего интеллекта>, к которым относят обычно  

шкалу Векслера. При решении заданий по таблицам Рей-  

вена большое значение имеет концентрация активного  

внимания, его достаточный объем и распределение. В час-  

тности, внимание является тем фактором восприятия, ко-  

торый создает определенную установку для перцептивной  

деятельности. С помощью теста Рейвена исследователи  

судят скорее не об интеллекте, а о способности к система-  

тизированной, планомерной, методичной интеллектуаль-  

ной деятельности.  

 

Тест Рейвена состоит из невербальных заданий, что,  

по мнению Т. В1111с1еу1с2 (1956), имеет важное значение,  

так как он меньше учитывает знания, приобретенные об-  

следуемым в связи с образованием и жизненным опытом.  

Тест состоит из 60 таблиц, разбитых на 5 серий. Каждая  

серия включает 12 таблиц, содержащих задания нараста-  

ющей трудности. В то же время характерно и усложнение  

типа заданий от серии к серии.  

 

В серии А использован принцип установления взаи-  

мосвязи в структуре матриц. Задание заключается в до-  

полнении недостающей части основного изображения од-  

ним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Вы-  

 

126  

 

мхи- требует от обследуемого тщательного  

ммлхм структуры основного изображения и обнаружения  

этих же есобеиивстей в одном из нескольких фрагментов.  

3<тем происходит сличение фрагмента, его сравнение с  

окружением недостающей части таблицы.  

 

Серия В построена по принципу аналогии между пара-  

ми фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответ-  

ственно которому построена в каждом отдельном случае  

аналогия и, исходя из этого, подобрать недостающий фраг-  

мент. При этом важно определить ось симметрии, соот-  

ветственно которой расположены фигуры в основном об-  

разце.  

 

Серия С построена по принципу прогрессивных изме-  

нений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной  

матрицы все больше усложняются, происходит как бы их  

непрерывное развитие. Обогащение фигур новыми элемен-  

тами подчиняется четкому принципу, обнаружив который  

можно подобрать недостающую фигуру.  

 

Серия построена по принципу перегруппировки фи-  

гур в матрице. Обследуемый должен обнаружить эту пе-  

регруппировку, происходящую в горизонтальном и верти-  

кальном направлении.  

 

Серия Е основана на принципе разложения фигур ос-  

новного изображения на элементы. Недостающую фигуру  

можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.  

 

На рис. -10 приведены образцы таблиц Рейвена, иллюс-  

трирующие специфику принципа построения задания в  

каждой серии, а также постепенное нарастание трудности  

содержащихся в таблицах заданий. В инструкции обсле-  

дуемому сообщают, что ему предстоит выполнить 60 за-  

даний, и обращают внимание на их степень сложности.  

Затем указывается, что в каждом задании в большой рам-  

ке содержится образец определенной структуры или со-  

ставленный из ряда фигур. Фигуры или рисунки образца  

расположены не случайно, а соответственно определен-  

ной закономерности. Установив характер присущей каж-  

дой матрице закономерности, обследуемый сможет найти  

 

127  

 

заданий к оценке прибавляется 1 или 2 балла. В бланке  

опыта указаны критерии времени для оценки иияолнения  

каждого задания. Максимальный результат - 4в баллов.  

 

н  

 

 

 

 

 

7 1 8  

 

<>  

п И  

 

Рис. 7. Тест Векслера. Субтест <кубики Кооса> (карточки-  

образцы и развертка кубика)  

 

Х субтест - последовательных картин - является чет-  

ко дозированным по временной характеристике вариан-  

 

122  

 

том методики установления последовательности развития  

сюжета по серии картинок. Всего применяется 8 серий кар-  

тинок. Каждая серия предлагается в определенном поряд-  

ке, не соответствующем истинной последовательности кар-  

тинок. Обследуемый должен уловить смысл изображен-  

ной с помощью картинок истории, проявить, по Векслеру,  

способность упорядочения группы факторов в логическую  

систему. Здесь оцениваются характер выполнения зада-  

ния (существуют лучшие и худшие варианты) и затрачен-  

ное на это время. В зависимости от этого оценка по от-  

дельным заданиям различна -от 4 до 6 баллов. Задания  

в порядке их предъявления усложняются. Максимальный  

результат - 36 баллов.  

 

Приводим некоторые серии из используемых в этом  

субтесте (рис. 8).  

 

XI субтест - сложение фигур - измеряет способность  

составления из отдельных фрагментов единого смысло-  

вого целого, совокупности этих фрагментов. Обследуемо-  

му предлагают из 4 разрезанных на отдельные фрагменты  

фигур (рис. 9) сложить целое. Время четко регламентиро-  

вано. За быстрое выполнение задания даются дополнитель-  

ные баллы (оценка отдельных заданий -от 8 до 13 бал-  

лов). Максимальный результат - 46 баллов.  

 

Затем по специальной таблице первичные (<сырые>)  

оценки результатов выполнения отдельных субтестов пе-  

реводятся в унифицированные, шкальные, позволяющие  

анализировать разброс. Подсчитывается отдельно вербаль-  

ный и невербальный показатели, а затем общий показа-  

тель. Последние 3 показателя подсчитываются с коррек-  

цией на возраст.  

 

Д. Векслер разделял субтесты на основные, мало из-  

меняющие результаты с возрастом (словарный, осведом-  

ленность, составление фигур, обнаружение недостающих  

деталей), и те, которые обнаруживают с возрастом явное  

ухудшение результатов (воспроизведение цифр, сходство,  

подстановка цифровых символов и кубики Кооса).  

Деление это в известной мере условно. Некоторые суб-  

 

123  

 

го в характерном контексте. Например, понямаяне слова  

<приговор> может быть оценено 2 баллами, есля дан один  

из нижеследующих ответов: юридическое решение, реше-  

ние суда, заключение, юридический акт решения; 1 бал-  

лом - наказывать, осудить, осуждение; 0 баллов - тюрь-  

ма, выговор.  

 

Время при исследовании словарным субтестом не рег-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 910
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь