|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовлать какой-нибудь несложный рисунок. Инструкцией
106
предусматривается, что качество рисунка никакой роли не играет, так как иногда обследуемые ссылаются на неумение рисовать. Кроме того, обследуемого преду- преждают, что совершенно недопустимо для запомина- ния прибегать к словесным или буквенным обозначе- ниям.
Слова, к которым образуются вспомогательные рисун- ки-пикто1раммы, подготавливаются заранее. При этом учи- тывается возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Обычно вначале называют слова более конкрет- ного содержания, а затем, убедившись, что исследуемо- му доступно выполнение задания, переходят к абстракт- ным словам, например: веселый праздник, тяжелая рабо- та, вкусный ужин, болезнь, печаль, счастье, любовь, раз- витие, разлука, обман, победа, подвиг, вражда, справед- ливость, сомнение, дружба.
Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм исследующий должен располагать параллель- ными наборами понятий, используемых для опосредова- ния. Всего обследуемому называют 10-15 слов. Обяза- тельно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.
В протоколе опыта записываются рассуждения боль- ного, объясняющие связь между словом и рисунком. Впос- ледствии обследуемого просят по рисункам воспроизвес- ти соответствующие слова. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлече- ния: может ли обследуемый обозначать слово символом, насколько возрастают при этом его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важ- но установить характер ассоциаций, которыми руковод- ствуется обследуемый при подборе пиктограмм, - соот- ветствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная кон- кретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно аб- страктный, условно-символический характер, наличие ас- социаций по <слабому> признаку. Существенную роль иг- рает эмоциональная насыщенность пиктограмм. В опре-
107
деленной степени она отражает эмоциональное состояние обследуемого.
Как уже указывалось, по результатам исследования можно судить о логической памяти обследуемого - на- сколько опосредование слов в зрительных образах помо- гает запомнить их.
Представляет интерес модификация методики пикто- грамм, предложенная Б. Г. Херсонским (1979, 1981, 1982). Изменения внесены не столько в проведение исследова- ния, сколько в интерпретацию получаемых данных. Ме- тодика стандартизована, для проведения исследования автор применял неизменный набор из 16 понятий. С по- мощью ретестирования устанавливается возможность про- дуцирования различных категорий рисуночных образов, замены менее адекватных на более соответствующие за- данному понятию. Автор в плане интерпретации пикто- грамм взял критерии, близкие к используемым в тесте Роршаха (обе эти методики использовались им параллель- но). При классификации пиктограмм по качественным характеристикам учитываются следующие факторы: аб- страктность (конкретные и атрибутивные образы, метафо- рическая, геометрическая, графическая и грамматическая символика), фактор индивидуальной значимости, фактор частоты (различаются стандартные, оригинальные и пов- торяющиеся образы), фактор адекватности. С помощью указанных факторов проводится формализованная оценка рисуночных образов.
Интерпретация пиктограмм, по Б. Г. Херсонскому, включает и оценку количественных соотношений. Здесь учитываются количественные соотношения образов раз- личного типа, количество индивидуально значимых и адек- ватных образов.
Представляют интерес выделенные Б. Г. Херсонским особые феномены, мало поддающиеся формализации. Это шоковые реакции, выражающиеся в прямом (рече- вом или мимическом) выражении неудовольствия либо в парадоксальных высказываниях типа <какое прекрас-
108
ное слово...>, <это интересно...>. Шоковые реакции рас- сматриваются автором как проявление тормозящего дей- ствия аффекта на мыслительную деятельность. Отказ от выбора образа чаще всего встречается при предъявлении обследуемому наиболее сложных для опосредования по- нятий. Употребление буквенных обозначений вопреки инструкции является либо выражением недостаточности активного внимания, либо - негативистических тенден- ций. Под неформализуемыми образами понимаются и пиктограммы, основанные на ассоциациях по созвучию, на выхолощенных символах, на подборе нескольких ри- суночных образов к одному понятию. Феномен единой системы заключается в том, что при построении следую- щей пиктограммы обследуемый использует предыдущую, трансформируя ее. Иногда это приводит к тому, что все пиктограммы в процессе исследования оказываются вза- имосвязанными. Феномены <замены> и <возврата> заклю- чаются в том, что при предъявлении нового понятия для опосредования обследуемый пытается заменить предыду- щую пиктограмму либо графически ее дорабатывает. Эти феномены рассматриваются автором как проявление тре- воги. Феномен упорядоченности пиктограммы предпо- лагает наличие сложной графической характеристики, проявляющейся в выборе соответственно заданию и раз- меру листа рисунка, в соблюдении приблизительно оди- наковых размеров рисунков и расстояний между ними. Этот феномен отражает способность к планированию и самоконтролю в ситуации исследования и наиболее час- то встречается при ананкастных и субдепрессивных со- стояниях. Органический графический симптомокомплекс заключается в наклоне рисунка более чем на 5Ї от верти- кальной оси, в наличии дрожащих, несовпадающих и пе- ресекающихся линий. Этот феномен, по данным автора, высокоспецифичен для больных с органическими пора- жениями головного мозга.
Если в целом модификация Б. Г. Херсонским мето- дики пиктограмм предназначена для целенаправленно-
109
го научного исследования, то выделенные им при этом количественные и качественные показатели и особые фе- номены могут оказаться высокозначимыми, полезны- ми и при интерпретации данных исследования, прово- димого в целях индивидуальной нозологической диаг- ностики.
Ассоциативный (словесный) эксперимент. Методика ассоциативного эксперимента была предложена в конце прошлого столетия и широко использовалась для иссле- дования психически больных (В. М. Бехтерев, М. И. Ас- твацатуров, А. Г. Иванов-Смоленский, В. П. Протопопов).
Психоаналитики рассматривают метод словесного экс- перимента как подспорье в поисках скрытых комплексов, комплексных раздражителей, трактуя с позиций фрейдис- тской символики полученные в процессе исследования дан- ные.
По И. П. Павлову, при правильном физиологическом анализе результатов исследования методика словесного эксперимента открывает возможность изучения словесных условных связей и динамики нервных процессов во вто- рой сигнальной системе, позволяет улавливать изменения корковой динамики под влиянием словесного раздражи- теля (А. Г. Иванов-Смоленский, 1928). Слова-раздражи- тели являются условными сигналами, ответные речевые реакции - речевыми условными рефлексами, связанны- ми с этими сигналами в течение прошлой жизни обследу- емого путем многократного повторения.
В патопсихологии словесный эксперимент использу- ется для анализа характера ассоциаций обследуемого и ско- рости их образования. С этой целью обследуемому зачи- тывают заранее подготовленный ряд слов - 30-40 сущес- твительных, лишенных какой-либо связи.
Дается инструкция - на каждое услышанное слово от- вечать любым, пришедшим в голову, и как можно быст- рее. Если преследуется цель - проверить, может ли об- следуемый следовать какому-либо более определенному модусу выполнения задания - инструкция может быть
110
соответственно уточнена (например, отвечать только су- ществительным или словом-антонимом, или родовым оп- ределением).
В протоколе опыта регистрируется время ответной ре- акции и ее содержание. Обращают внимание на лаконич- ность речевых реакций, соответствие их слову-раздражи- телю или, наоборот, случайный, нелепый характер, от- сутствие связи между словом-раздражителем и словом- ответом. Многословные речевые реакции свидетельству- ют о неспособности выполнения инструкции. Однако не- которые больные, в основном отвечая одним словом, в ответ на неиндифферентный для них словесный раздра- житель дают многословный ответ.
Средний латентный период при обследовании здоро- вых составляет 0,5-1,5 с. В некоторых случаях наблюда- ется особенно заметное увеличение латентного периода при воздействии неиндифферентных для обследуемого словес- ных раздражителей (для введения их в эксперимент в блан- ке оставлены пробелы). Однако это явление нельзя пере- оценивать, так как иногда аффективно-значимыми неожи- данно оказываются совсем другие слова (Б. В. Зейгарник, 1958). Поэтому включение в словесный эксперимент та- ких аффектогенных слов должно базироваться на тщатель- ном изучении анамнеза, конфликтной жизненной ситуа- ции, индивидуальных особенностей личности больного.
Характеристику ответных речевых реакций можно про- изводить согласно классификации А. Г. Иванова-Смолен- ского (1928), различающего:
1. Низшие или примитивные словесные реакции:
1) междометные (<гм>, <ну>, <ой>, <ай> и др.);
2) эхолалические, буквально воспроизводяшие слово-раздра- житель;
3) созвучные - тождественные или близкие по звучанию сло- ву-раздражителю своими первыми или последними словами;
4) экстрасигнальные, не имеющие отношения к слову-раз- фмжтелю, а являющиеся реакцией на другие раздражения, по- стумжжию из внешней среды;
III
продуктивности равен интеллектуальному поюаетелю (1(3). У старого человека 1(3 удерживается на более или менее постоянном уровне, зато неуклонно снижается показатель продуктивности.
Таблицы Рейвена (шкала прогрессивных матриц). Тест был создан К. Рейвеном в 1936 г. Вначале предпола- галось, что с его помощью будут исследоваться особен- ности восприятия, перцепции. Это было связано с тем, что теоретической основой теста, наряду с теорией неоге- неза С. 5реагтап (1904), является развиваемая гештальт- психологией теория восприятия форм. В работе с тестом выявилось, что при решении включающихся в тест зада- ний выступают три основных психических процесса: вни- мание, перцепция и мышление. Поэтому тест Рейвена не считается сугубо <интеллектуальным> тестом, таким тес- том <всеобщего интеллекта>, к которым относят обычно шкалу Векслера. При решении заданий по таблицам Рей- вена большое значение имеет концентрация активного внимания, его достаточный объем и распределение. В час- тности, внимание является тем фактором восприятия, ко- торый создает определенную установку для перцептивной деятельности. С помощью теста Рейвена исследователи судят скорее не об интеллекте, а о способности к система- тизированной, планомерной, методичной интеллектуаль- ной деятельности.
Тест Рейвена состоит из невербальных заданий, что, по мнению Т. В1111с1еу1с2 (1956), имеет важное значение, так как он меньше учитывает знания, приобретенные об- следуемым в связи с образованием и жизненным опытом. Тест состоит из 60 таблиц, разбитых на 5 серий. Каждая серия включает 12 таблиц, содержащих задания нараста- ющей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
В серии А использован принцип установления взаи- мосвязи в структуре матриц. Задание заключается в до- полнении недостающей части основного изображения од- ним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Вы-
126
мхи- требует от обследуемого тщательного ммлхм структуры основного изображения и обнаружения этих же есобеиивстей в одном из нескольких фрагментов. 3<тем происходит сличение фрагмента, его сравнение с окружением недостающей части таблицы.
Серия В построена по принципу аналогии между пара- ми фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответ- ственно которому построена в каждом отдельном случае аналогия и, исходя из этого, подобрать недостающий фраг- мент. При этом важно определить ось симметрии, соот- ветственно которой расположены фигуры в основном об- разце.
Серия С построена по принципу прогрессивных изме- нений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы их непрерывное развитие. Обогащение фигур новыми элемен- тами подчиняется четкому принципу, обнаружив который можно подобрать недостающую фигуру.
Серия построена по принципу перегруппировки фи- гур в матрице. Обследуемый должен обнаружить эту пе- регруппировку, происходящую в горизонтальном и верти- кальном направлении.
Серия Е основана на принципе разложения фигур ос- новного изображения на элементы. Недостающую фигуру можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
На рис. -10 приведены образцы таблиц Рейвена, иллюс- трирующие специфику принципа построения задания в каждой серии, а также постепенное нарастание трудности содержащихся в таблицах заданий. В инструкции обсле- дуемому сообщают, что ему предстоит выполнить 60 за- даний, и обращают внимание на их степень сложности. Затем указывается, что в каждом задании в большой рам- ке содержится образец определенной структуры или со- ставленный из ряда фигур. Фигуры или рисунки образца расположены не случайно, а соответственно определен- ной закономерности. Установив характер присущей каж- дой матрице закономерности, обследуемый сможет найти
127
заданий к оценке прибавляется 1 или 2 балла. В бланке опыта указаны критерии времени для оценки иияолнения каждого задания. Максимальный результат - 4в баллов.
н
7 1 8
<> п И
Рис. 7. Тест Векслера. Субтест <кубики Кооса> (карточки- образцы и развертка кубика)
Х субтест - последовательных картин - является чет- ко дозированным по временной характеристике вариан-
122
том методики установления последовательности развития сюжета по серии картинок. Всего применяется 8 серий кар- тинок. Каждая серия предлагается в определенном поряд- ке, не соответствующем истинной последовательности кар- тинок. Обследуемый должен уловить смысл изображен- ной с помощью картинок истории, проявить, по Векслеру, способность упорядочения группы факторов в логическую систему. Здесь оцениваются характер выполнения зада- ния (существуют лучшие и худшие варианты) и затрачен- ное на это время. В зависимости от этого оценка по от- дельным заданиям различна -от 4 до 6 баллов. Задания в порядке их предъявления усложняются. Максимальный результат - 36 баллов.
Приводим некоторые серии из используемых в этом субтесте (рис. 8).
XI субтест - сложение фигур - измеряет способность составления из отдельных фрагментов единого смысло- вого целого, совокупности этих фрагментов. Обследуемо- му предлагают из 4 разрезанных на отдельные фрагменты фигур (рис. 9) сложить целое. Время четко регламентиро- вано. За быстрое выполнение задания даются дополнитель- ные баллы (оценка отдельных заданий -от 8 до 13 бал- лов). Максимальный результат - 46 баллов.
Затем по специальной таблице первичные (<сырые>) оценки результатов выполнения отдельных субтестов пе- реводятся в унифицированные, шкальные, позволяющие анализировать разброс. Подсчитывается отдельно вербаль- ный и невербальный показатели, а затем общий показа- тель. Последние 3 показателя подсчитываются с коррек- цией на возраст.
Д. Векслер разделял субтесты на основные, мало из- меняющие результаты с возрастом (словарный, осведом- ленность, составление фигур, обнаружение недостающих деталей), и те, которые обнаруживают с возрастом явное ухудшение результатов (воспроизведение цифр, сходство, подстановка цифровых символов и кубики Кооса). Деление это в известной мере условно. Некоторые суб-
123
го в характерном контексте. Например, понямаяне слова <приговор> может быть оценено 2 баллами, есля дан один из нижеследующих ответов: юридическое решение, реше- ние суда, заключение, юридический акт решения; 1 бал- лом - наказывать, осудить, осуждение; 0 баллов - тюрь- ма, выговор.
Время при исследовании словарным субтестом не рег- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|