|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовбольных.
Приводим примеры вопросов, задаваемых больному: 3. Что вы сделаете, если найдете на улице письмо в запечатанном конверте с надписанным адресом и накле- енной маркой?
14. Что означает выражение: <Одна ласточка весны не делает>?
Исследование начинается с третьего вопроса. К пред- ыдущим возвращаются лишь при обнаружении несостоя- тельности обследуемого в его ответах на третий, четвер- тый и пятый вопросы.
Ответы оцениваются в 0, 1 либо 2 балла в зависимости от правильности понимания заключенной в вопросе ситу- ации и от точности, полноты и степени обобщения заклю- ченного в ответе суждения. Так, на вопрос о том, что де- лать с найденным на улице письмом, лучшим является ответ, показывающий понимание обследуемым необходи-
115
№ 1- ,т .
т т и
т р) 1 во
,[+>,Й> <11>д>Л1> <[5>5< 4Е><[6><11>
+ < < < ч> <о
<Е>л>
,15>;Ё>1>41> 5Е><ЕЕ>>
Л>[ <ВЛ
,Е> , )Л>>Л>
Й>,Е1>Л>41<> ,Е>
>Е>< Ш
Рис. 10. Образцы таблиц Рейвена
недостающий фраг- мент. Очередность вы- полнения заданий обя- зательна.
Первые 5 заданий (А, - А) проверяются исследующим тут же, и если видно, что об- следуемый понял зада- ние, остальные он вы- полняет уже с учетом времени и совершенно самостоятельно. Пер- вые 5 заданий выпол- няются при необходи- мости с помощью ис- следующего. Каждое правильное решение задания оценивается в 1 балл. Подсчитывает- ся общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматри- вается как индекс ин- теллектуальной силы, умственной произво- дительности обследуе- мого. Показатели вы- полнения заданий по отдельным сериям
сравниваются со среднестатистическими, учитывается раз- ница между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными при статистической обра- ботке данных обследования больших групп здоровых лиц и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые резуль-
128
таты. Такая разница позволяет судить о надежности полу- ченных результатов (это не относится к психической па- тологии).
Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. Различаются 5 степеней интеллектуального уровня по шкале: 1 степень - свыше 95 % - особо высокоразвитый интеллект; II степень - 75-94 % - интеллект выше среднего; Ш степень - 25- 74 % - средний интеллект; IV степень - 5-24 % - ин- теллект ниже среднего; V степень - ниже 5 % - интел- лектуальный дефект.
Приведенная градация относится к определенной воз- растной группе и свидетельствует об интеллектуальном уровне обследуемого относительно той возрастной груп- пы, к которой он принадлежит.
С помощью специальной таблицы абсолютный пока- затель может быть переведен в интеллектуальный коэф- фициент (1(3).
Методика Титце. Была опубликована М. Титце в 1974 году (М.Т112С, 1974) и предназначалась для изучения на- рушений мышления при шизофрении. Стимульный ма- териал методики представлен семью большими картина- ми размером 23 х 20 см, на которых изображены различ- ные объекты или ситуации (1 - бензозаправочная стан- ция с заправляющимся автомобилем; 2 - группа людей, наблюдающих за спуском с самолета парашютистов; 3 - интерьер делового помещения с изображенным на пере- днем плане разговаривающим по телефону мужчиной; 4 - несчастный случай на улице, на переднем плане врач ока- зывает помощь лежащему на проезжей части человеку; 5 - расстрел; 6 - ограбление в малолюдном месте; 7 - жилая комната с разбитым мячом экраном телевизора к негодующей женщиной). На каждой из таких больших картин имеется прямоугольной формы <белый> участок с отсутствующим изображением, которое надо восстановить испытуемому. Для этого одновременно предлагается 42 общих для всех семи больших картин фрагмента, по ве-
129
тельность методики в отношении выявления шизофрени- ческих расстройств мышления.
Комплексная апробация методики на русскоязычном контингенте была проведена В. М. БлейхеромиС. Н. Бо- ковым (1995). Методика предлагалась для выполнения пси- хических здоровым испытуемым, больным неврозами и невротическими развитиями, шизофренией, эпилепсией, различными неэпилептическими органическими пораже- ниями головного мозга, лицам с акцентуациями характе- ра и психопатиями, пограничной интеллектуальной недо- статочностью, умственным недоразвитием различных сте- пеней. Психиатрический диагноз у всех испытуемых не вызывал сомнений и имел давность не менее 2-х лет.
Установлено, что для больных шизофренией характер- но наибольшее среднее количество выборов на одну боль- шую картину. Качественный анализ особенностей выпол-
ых заданий методики позво- лил обнаружить у них значительный спектр расстройств мышления при формально сохранной критичности воспри- ятия сюжета больших картин. Например, оценивая карти- ну № 6 (ограбление), больная выбирает в качестве ответа парашют: <...Чтобы спустился кто-нибудь и разобрался в ситуации. Ведь здесь воровство...>; другой больной, оце- нивая картину № 4 (несчастный случай на улице), выби- рает памятник: <...Подходит памятник. Произошла ава- рия - человек лежит...>, при обращении внимания боль- ного на то обстоятельство, что, может быть, следует пре- жде всего вызвать скорую помощь, он отвечает: <...Мо- жет, нужно было <скорую> выбрать... Ну, нет. В следую- щий раз> и т. д.
Суммируя особенности качественного анализа резуль- татов вьшолнения больными шизофренией методики Тит- це, можно говорить о том, что для них, в отличие от ис- пытуемых других нозологических групп, свойственно, в большинстве случаев, формально правильное восприятие сущности происходящего на больших картинах события, но при этом одновременное нарушение, вследствие при-
132
сущих шизофрении амотивационных патогенетических клинико-психологических механизмов, планирования и выполнения последующих действий - соответствующего правильно воспринятому сюжету картины выбору необ- ходимого дополняющего фрагмента для восстановления целостности общего сюжета.
Так, в отличие от больных шизофренией, формально правильно воспринимающих сюжет больших картин, у больных эпилепсией, неэпилептическими органическими поражениями головного мозга, испытуемых с потранич- ной интеллектуальной недостаточностью и умственным недоразвитием различных степеней уже на этапе воспри- ятия отмечаются той или иной степени выраженности на- рушения критичности. Например, один из больных эпи- лепсией, оценивая картину № 6, на которой изображена сцена ограбления, видит на ней бег по льду: <...По льду бегут? Здесь как по льду... Это чистое место, что туда можно поставить? Ничего здесь нет>; испытуемый с по- граничной интеллектуальной недостаточностью оценива- ет картину № 7 (комната с разбитым телевизором) так: <...Комната, дымок из печки. Кроме кресла, ничего не подходит...>
По результатам наших исследований методика Титце, будучи в достаточной степени пригодной для диагности- ки нарушений мышления при шизофрении, может быть использована и с целью получения полезной патопсихо- логической информации при других видах психической патологии.
Шкала <домино>. Был предложен Апйеу (1943) вза- мен матриц Рейвена. Статистически было показано, что тест <домино> более 20 гомогенен по отношению к так называемому фактору С по С. 5реаппеп (1904), который экспериментально обнаружил, что тесты, направленные на выявление отдельных способностей, связаны между собой значимыми положительными корреляциями и при- шел к выводу о существовании некоего общего, генераль- ного фактора С, оказывающего влияние на все изучаемые
133
переменные (тесты). Выделенный С. 5реаппеп генераль- ный фактор трактуется как пластическая функция централь- ной нервной системы. Таким образом, общий интеллект рассматривается как биологически обусловленное свойст- во. Понятие генерального фактора до сих пор является предметом дискуссий сторонников различных направле- ний. В тестологии шкала <домино> до сих пор считается направленной на измерение общего (врожденного) интел- лекта. Поскольку считается, что генеральный фактор осо- бенно чувствителен к патологическим нарушениям пси- хической деятельности, шкала <домино> рассматривается как тест, особенно приемлемый для исследования интел- лекта в психиатрической практике. При этом также счита- ется, что в отличие от вербальных тестов, отражающих и интеллектуальный уровень, предшествовавший заболева-
дования, т. е. речь опять-таки идет о тестах с неизменны- ми и переменными результатами.
Шкала <домино> состоит из 4 примеров и 44 заданий, расположенных по степени нарастания трудности. На пред- лагаемых обследуемому карточках или листах нарисова- ны прямоугольники с точками, наподобие употребляемых при игре в домино. Эти прямоугольники расположены в определенной последовательности (рис. 12), анализ кото-
ЕНЙЗКЗ ЕИШ ЗЕЕЗЕЕ)
ШЕИ ЕНЕЗ Г-ЕН
< <
рой позволят установить известную закономер- ность и продолжить об- щий ряд. Обследуемый должен сказать, сколько точек, по его мнению, должно быть в прямоу- гольнике, контур которо- го обозначен только штри- ховой линией.
Рис. 12. Обрмцы <адяний тесте <шкал домино>
Методика использует- ся для психометрического исследования интеллекта,
134
при этом на выполнение всех 44 заданий отводится 25 мин. С помощью спевдальных таблиц суммарные показатели переводятся в процеитяые, соответствующие определен- ному уровню интеллмпг>: Количество выпояж-иных заданий (проаап) 31-44 (91-100) 25-30 (71-90) 17-24 (31-70) 6-16 (11-30) 0-5 (1-10)
Уровень интеллекта
Очень высокий Высокий Средний
Ниже среднего Низкий
Конечно, оценка результатов выполнения заданий по тесту является весьма односторонней и не может ха- рактеризовать интеллект во всех его проявлениях. Од- нако метплика эта отличается большой простотой, она
ки, легко может быть использована не только для ин- дивидуальных, но и для массовых исследований и в свя- зи с этим может применяться в комплексе методик, направленных на характеристику уровня обобщения. Кроме того, шкала <домино> может быть использована для предварительной доврачебной скриннинг-диагнос- тики нерезко выраженных олигофрений в практике тру- довой экспертизы.
В последние годы все большее распространение в оте- чественной патопсихологической диагностике получают рисуночные методики. Из них наиболее известны у нас тест Нарисуй человека (Ооо(1епоиЬ Вга-А-Мап Те51, СооДепоиеЬ р., 1926), тест Дерево (Ваит Тез1, КосЬ К., 1949), тест Дом-дерево-человек (Ноизе-Тгее-РегБопТевт, Вис .1. М, 1948), тест Нарисуй человека (Вга-Регвоп Теч1, МасЬоуег К., 1948).
Чаще всего эти методики пытаются использовать в ка- честве проективных методов исследования личности, од- нако их теоретическая обоснованность и валидность в дан- ных случаях сомнительны. Наиболее разработанным и надежным в практическом
135
плане является Гудинаф тест Нарисуй человвса. Мето- дика была предложена Ф. Гудинаф в 1926 году и предна- значена для исследования уровня интеллектуального раз- вития детей и подростков в возрасте от 3 до 13 (в модифи- кациях -до 15) лет.
В оригинальной методике исследуемого просят как можно лучше нарисовать на листе бумаги мужчину. Ме- тодика может проводиться как индивидуальным, так и групповым способом. Рекомендуют проводить данное ис- следование в начале других психодиагностических проце- дур, особенно у маленьких детей, так как ее специфика позволяет во многих случаях создавать соответствующую рабочую мотивацию. При групповом проведении исследо- вания размер группы не должен быть слишком велик - необходимо устанарливать его таким образом, чтобы по- стоянно име1Ь ьомипи1Ь пиддсржания -<мициинаьно- го контакта с каждым ребенком. У каждого испытуемого должны быть лист бумаги и карандаш. Для поддержания доверительной, доброжелательной игровой атмосферы исследования у маленьких детей им можно предлагать также для раскрашивания рисунка цветные карандаши, хотя существенного значения для данного исследования это не имеет.
Время исследования не ограничивается. С целью более полной оценки рисунков целесообраз- но наблюдать за поведением ребенка во время рисования и особенностями самого процесса рисования, фиксируя та- кие сопровождающие исследование проявления, как спон- танные высказывания испытуемого, поворачивание листа бумаги, способ держания карандаша и т. д.
Оценка уровня интеллектуального развития проводит- ся по разработанной Ф. Гудинаф шкале, содержащей кри- терии выполнения 51 элемвята рисунка - какие части тела и детали одежды изображены, к> соблюдены пропорции и т. д. Имеются возрастные нормы, сопоставленные с ум- ственным возрастом. Надежность методики высокая, но чем старше ребе-
136
нок, тем меме -вжиым указателем его умственного развития ям-<уясувок.
В РосскЯпмВ Федерации и других республиках быв- шего СССР Гцюмф тест Нарисуй человека не адапти- рован.
В 1963 гаду Д. Харрисом методика была пересмотрена и расширен> иод названием <Гудинаф - Харрис тест ри- сования>. Она была адаптирована на русском языке в 1992 году в Ярославском государственном университете В. И. Чирковым. И. Г. Демидовой и О. Л. Соколовой на выборке из 380 детей от 3 до 7 лет, посещающих массо- вые дошкольные учреждения.
Предложенная модификация методики может быть ис- пользована для оценки у детей зрительной перцепции, тон- кой моторики, уровня развития сенсомоторики, пример- ной оценки уровня умственных способностей, успешнос- ти ии_)и1>1 ии-1 <. - ...<. ...1... ...
школьной зрелости, уровня концентрации внимания.
Чаще всего методика используется как один из ком- понентов батарей методик, определяющих школьную зрелость.
Авторы выделяют 37 пунктов оценки методики, рас- пределенные на содержательные, связанные с характерис- тикой деталей (17 пунктов), и формальные, касающиеся пропорций частей тела (20 пунктов). Первые включают в себя: уши, глаза, туловище, шею, рот, нос, детали глаз - брови и ресницы, детали глаз - зрачок, волосы - два пун- кта, руку, пальцы - два пункта, ступни или ботинки, одеж- ду - три пункта. Каждый пункт содержит в себе описа- ние эталона выполнения, например: нос - должен быть ясно различим. Может быть любым по форме изображе- ния: в виде точки, двумерным, одномерным. Формаль- ная часть содержит описание следующих пунктов: про- порции головы, анфас и профиль фигуры, нос двумер- ный, пропорции глаз, присоединение рук - два пункта, руки, плечи, руки двумерные, пропорции рук, симметрия рук, локтевой сгиб, пальцы двумерные, туловище, присо-
137
единение ног к туловищу, ноги двумерные, пропорции ног, симметрия ног, пропорции ступней, ступня разделена.
Каждое соответствие пункту шкалы оценивается од- ним баллом.
По результатам исследования испытуемые получают три оценки - содержательную, формальную и общую, со- поставляемые в дальнейшем с приводимыми возрастны- ми нормативами. Согласно авторам русскоязычной адап- тации, высокий общий балл, как правило, имеют зрелые, интеллектуально развитые дети; аккуратные, усидчивые, спокойные, с высокой мотивацией к рисованию. Часто вы- сокий общий балл имеют девочки, а также глухие дети.
Низкий балл характерен для детей с органическими нарушениями, а также с низким уровнем интеллектуаль- ных способностей, с нарушениями зрения.
Более высокая содержательная оценка по сравнению с формальной говорит о том, что у детей могут быть различ- ного рода нарушения нервной системы, может быть снижен интеллект, могут быть зрительные дефекты. Высокий балл по содержательным пунктам характерен для глухих детей.
Если формальная оценка значительно выше содержа- тельной, значит, рисунки делались или при низкой моти- вации рисующих, или детьми с невротическими наруше- ниями, или детьми с задержкой психического развития из-за педагогической запущенности. Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|