Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



15 страница


больных.  

 

Приводим примеры вопросов, задаваемых больному:  

3. Что вы сделаете, если найдете на улице письмо в  

запечатанном конверте с надписанным адресом и накле-  

енной маркой?  

 

14. Что означает выражение: <Одна ласточка весны не  

делает>?  

 

Исследование начинается с третьего вопроса. К пред-  

ыдущим возвращаются лишь при обнаружении несостоя-  

тельности обследуемого в его ответах на третий, четвер-  

тый и пятый вопросы.  

 

Ответы оцениваются в 0, 1 либо 2 балла в зависимости  

от правильности понимания заключенной в вопросе ситу-  

ации и от точности, полноты и степени обобщения заклю-  

ченного в ответе суждения. Так, на вопрос о том, что де-  

лать с найденным на улице письмом, лучшим является  

ответ, показывающий понимание обследуемым необходи-  

 

115  

 

 

 

 

 

№ 1-  

,т .  

 

 

 

 

 

т т и  

 

т р) 1 во  

 

,[+>,Й> <11>д>Л1>  

<[5>5< 4Е><[6><11>  

 

 

 

+  

< < <  

ч> <о  

 

<Е>л>  

 

 

 

,15>;Ё>1>41>  

5Е><ЕЕ>>  

 

 

 

Л>[  

<ВЛ  

 

 

 

,Е>  

, )Л>>Л>  

 

 

 

Й>,Е1>Л>41<>  

,Е>  

 

 

 

>Е><  

Ш  

 

Рис. 10. Образцы таблиц Рейвена  

 

недостающий фраг-  

мент. Очередность вы-  

полнения заданий обя-  

зательна.  

 

Первые 5 заданий  

(А, - А) проверяются  

исследующим тут же,  

и если видно, что об-  

следуемый понял зада-  

ние, остальные он вы-  

полняет уже с учетом  

времени и совершенно  

самостоятельно. Пер-  

вые 5 заданий выпол-  

няются при необходи-  

мости с помощью ис-  

следующего. Каждое  

правильное решение  

задания оценивается в  

1 балл. Подсчитывает-  

ся общее число баллов  

по всем таблицам и по  

отдельным сериям.  

Полученный общий  

показатель рассматри-  

вается как индекс ин-  

теллектуальной силы,  

умственной произво-  

дительности обследуе-  

мого. Показатели вы-  

полнения заданий по  

отдельным сериям  

 

сравниваются со среднестатистическими, учитывается раз-  

ница между результатами, полученными в каждой серии,  

и контрольными, полученными при статистической обра-  

ботке данных обследования больших групп здоровых лиц  

и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые резуль-  

 

128  

 

таты. Такая разница позволяет судить о надежности полу-  

ченных результатов (это не относится к психической па-  

тологии).  

 

Полученный суммарный показатель по специальной  

таблице переводится в проценты. Различаются 5 степеней  

интеллектуального уровня по шкале: 1 степень - свыше  

95 % - особо высокоразвитый интеллект; II степень -  

75-94 % - интеллект выше среднего; Ш степень - 25-  

74 % - средний интеллект; IV степень - 5-24 % - ин-  

теллект ниже среднего; V степень - ниже 5 % - интел-  

лектуальный дефект.  

 

Приведенная градация относится к определенной воз-  

растной группе и свидетельствует об интеллектуальном  

уровне обследуемого относительно той возрастной груп-  

пы, к которой он принадлежит.  

 

С помощью специальной таблицы абсолютный пока-  

затель может быть переведен в интеллектуальный коэф-  

фициент (1(3).  

 

Методика Титце. Была опубликована М. Титце в 1974  

году (М.Т112С, 1974) и предназначалась для изучения на-  

рушений мышления при шизофрении. Стимульный ма-  

териал методики представлен семью большими картина-  

ми размером 23 х 20 см, на которых изображены различ-  

ные объекты или ситуации (1 - бензозаправочная стан-  

ция с заправляющимся автомобилем; 2 - группа людей,  

наблюдающих за спуском с самолета парашютистов; 3 -  

интерьер делового помещения с изображенным на пере-  

днем плане разговаривающим по телефону мужчиной; 4 -  

несчастный случай на улице, на переднем плане врач ока-  

зывает помощь лежащему на проезжей части человеку;  

5 - расстрел; 6 - ограбление в малолюдном месте; 7 -  

жилая комната с разбитым мячом экраном телевизора к  

негодующей женщиной). На каждой из таких больших  

картин имеется прямоугольной формы <белый> участок с  

отсутствующим изображением, которое надо восстановить  

испытуемому. Для этого одновременно предлагается 42  

общих для всех семи больших картин фрагмента, по ве-  

 

129  

 

тельность методики в отношении выявления шизофрени-  

ческих расстройств мышления.  

 

Комплексная апробация методики на русскоязычном  

контингенте была проведена В. М. БлейхеромиС. Н. Бо-  

ковым (1995). Методика предлагалась для выполнения пси-  

хических здоровым испытуемым, больным неврозами и  

невротическими развитиями, шизофренией, эпилепсией,  

различными неэпилептическими органическими пораже-  

ниями головного мозга, лицам с акцентуациями характе-  

ра и психопатиями, пограничной интеллектуальной недо-  

статочностью, умственным недоразвитием различных сте-  

пеней. Психиатрический диагноз у всех испытуемых не  

вызывал сомнений и имел давность не менее 2-х лет.  

 

Установлено, что для больных шизофренией характер-  

но наибольшее среднее количество выборов на одну боль-  

шую картину. Качественный анализ особенностей выпол-  

 

ых заданий методики позво-  

лил обнаружить у них значительный спектр расстройств  

мышления при формально сохранной критичности воспри-  

ятия сюжета больших картин. Например, оценивая карти-  

ну № 6 (ограбление), больная выбирает в качестве ответа  

парашют: <...Чтобы спустился кто-нибудь и разобрался в  

ситуации. Ведь здесь воровство...>; другой больной, оце-  

нивая картину № 4 (несчастный случай на улице), выби-  

рает памятник: <...Подходит памятник. Произошла ава-  

рия - человек лежит...>, при обращении внимания боль-  

ного на то обстоятельство, что, может быть, следует пре-  

жде всего вызвать скорую помощь, он отвечает: <...Мо-  

жет, нужно было <скорую> выбрать... Ну, нет. В следую-  

щий раз> и т. д.  

 

Суммируя особенности качественного анализа резуль-  

татов вьшолнения больными шизофренией методики Тит-  

це, можно говорить о том, что для них, в отличие от ис-  

пытуемых других нозологических групп, свойственно, в  

большинстве случаев, формально правильное восприятие  

сущности происходящего на больших картинах события,  

но при этом одновременное нарушение, вследствие при-  

 

132  

 

сущих шизофрении амотивационных патогенетических  

клинико-психологических механизмов, планирования и  

выполнения последующих действий - соответствующего  

правильно воспринятому сюжету картины выбору необ-  

ходимого дополняющего фрагмента для восстановления  

целостности общего сюжета.  

 

Так, в отличие от больных шизофренией, формально  

правильно воспринимающих сюжет больших картин, у  

больных эпилепсией, неэпилептическими органическими  

поражениями головного мозга, испытуемых с потранич-  

ной интеллектуальной недостаточностью и умственным  

недоразвитием различных степеней уже на этапе воспри-  

ятия отмечаются той или иной степени выраженности на-  

рушения критичности. Например, один из больных эпи-  

лепсией, оценивая картину № 6, на которой изображена  

сцена ограбления, видит на ней бег по льду: <...По льду  

бегут? Здесь как по льду... Это чистое место, что туда  

можно поставить? Ничего здесь нет>; испытуемый с по-  

граничной интеллектуальной недостаточностью оценива-  

ет картину № 7 (комната с разбитым телевизором) так:  

<...Комната, дымок из печки. Кроме кресла, ничего не  

подходит...>  

 

По результатам наших исследований методика Титце,  

будучи в достаточной степени пригодной для диагности-  

ки нарушений мышления при шизофрении, может быть  

использована и с целью получения полезной патопсихо-  

логической информации при других видах психической  

патологии.  

 

Шкала <домино>. Был предложен Апйеу (1943) вза-  

мен матриц Рейвена. Статистически было показано, что  

тест <домино> более 20 гомогенен по отношению к так  

называемому фактору С по С. 5реаппеп (1904), который  

экспериментально обнаружил, что тесты, направленные  

на выявление отдельных способностей, связаны между  

собой значимыми положительными корреляциями и при-  

шел к выводу о существовании некоего общего, генераль-  

ного фактора С, оказывающего влияние на все изучаемые  

 

133  

 

переменные (тесты). Выделенный С. 5реаппеп генераль-  

ный фактор трактуется как пластическая функция централь-  

ной нервной системы. Таким образом, общий интеллект  

рассматривается как биологически обусловленное свойст-  

во. Понятие генерального фактора до сих пор является  

предметом дискуссий сторонников различных направле-  

ний. В тестологии шкала <домино> до сих пор считается  

направленной на измерение общего (врожденного) интел-  

лекта. Поскольку считается, что генеральный фактор осо-  

бенно чувствителен к патологическим нарушениям пси-  

хической деятельности, шкала <домино> рассматривается  

как тест, особенно приемлемый для исследования интел-  

лекта в психиатрической практике. При этом также счита-  

ется, что в отличие от вербальных тестов, отражающих и  

интеллектуальный уровень, предшествовавший заболева-  

 

дования, т. е. речь опять-таки идет о тестах с неизменны-  

ми и переменными результатами.  

 

Шкала <домино> состоит из 4 примеров и 44 заданий,  

расположенных по степени нарастания трудности. На пред-  

лагаемых обследуемому карточках или листах нарисова-  

ны прямоугольники с точками, наподобие употребляемых  

при игре в домино. Эти прямоугольники расположены в  

определенной последовательности (рис. 12), анализ кото-  

 

ЕНЙЗКЗ  

ЕИШ  

ЗЕЕЗЕЕ)  

 

 

 

ШЕИ  

ЕНЕЗ  

Г-ЕН  

 

<  

<  

 

рой позволят установить  

известную закономер-  

ность и продолжить об-  

щий ряд. Обследуемый  

должен сказать, сколько  

точек, по его мнению,  

должно быть в прямоу-  

гольнике, контур которо-  

го обозначен только штри-  

ховой линией.  

 

Рис. 12. Обрмцы <адяний  

тесте <шкал домино>  

 

Методика использует-  

ся для психометрического  

исследования интеллекта,  

 

134  

 

при этом на выполнение всех 44 заданий отводится 25 мин.  

С помощью спевдальных таблиц суммарные показатели  

переводятся в процеитяые, соответствующие определен-  

ному уровню интеллмпг>:  

Количество выпояж-иных  

заданий (проаап)  

31-44 (91-100)  

25-30 (71-90)  

17-24 (31-70)  

6-16 (11-30)  

0-5 (1-10)  

 

Уровень интеллекта  

 

Очень высокий  

Высокий  

Средний  

 

Ниже среднего  

Низкий  

 

Конечно, оценка результатов выполнения заданий  

по тесту является весьма односторонней и не может ха-  

рактеризовать интеллект во всех его проявлениях. Од-  

нако метплика эта отличается большой простотой, она  

 

ки, легко может быть использована не только для ин-  

дивидуальных, но и для массовых исследований и в свя-  

зи с этим может применяться в комплексе методик,  

направленных на характеристику уровня обобщения.  

Кроме того, шкала <домино> может быть использована  

для предварительной доврачебной скриннинг-диагнос-  

тики нерезко выраженных олигофрений в практике тру-  

довой экспертизы.  

 

В последние годы все большее распространение в оте-  

чественной патопсихологической диагностике получают  

рисуночные методики. Из них наиболее известны у нас  

тест Нарисуй человека (Ооо(1епоиЬ Вга-А-Мап Те51,  

СооДепоиеЬ р., 1926), тест Дерево (Ваит Тез1, КосЬ К.,  

1949), тест Дом-дерево-человек (Ноизе-Тгее-РегБопТевт,  

Вис .1. М, 1948), тест Нарисуй человека (Вга-Регвоп  

Теч1, МасЬоуег К., 1948).  

 

Чаще всего эти методики пытаются использовать в ка-  

честве проективных методов исследования личности, од-  

нако их теоретическая обоснованность и валидность в дан-  

ных случаях сомнительны.  

Наиболее разработанным и надежным в практическом  

 

135  

 

плане является Гудинаф тест Нарисуй человвса. Мето-  

дика была предложена Ф. Гудинаф в 1926 году и предна-  

значена для исследования уровня интеллектуального раз-  

вития детей и подростков в возрасте от 3 до 13 (в модифи-  

кациях -до 15) лет.  

 

В оригинальной методике исследуемого просят как  

можно лучше нарисовать на листе бумаги мужчину. Ме-  

тодика может проводиться как индивидуальным, так и  

групповым способом. Рекомендуют проводить данное ис-  

следование в начале других психодиагностических проце-  

дур, особенно у маленьких детей, так как ее специфика  

позволяет во многих случаях создавать соответствующую  

рабочую мотивацию. При групповом проведении исследо-  

вания размер группы не должен быть слишком велик -  

необходимо устанарливать его таким образом, чтобы по-  

стоянно име1Ь ьомипи1Ь пиддсржания -<мициинаьно-  

го контакта с каждым ребенком. У каждого испытуемого  

должны быть лист бумаги и карандаш. Для поддержания  

доверительной, доброжелательной игровой атмосферы  

исследования у маленьких детей им можно предлагать  

также для раскрашивания рисунка цветные карандаши,  

хотя существенного значения для данного исследования  

это не имеет.  

 

Время исследования не ограничивается.  

С целью более полной оценки рисунков целесообраз-  

но наблюдать за поведением ребенка во время рисования  

и особенностями самого процесса рисования, фиксируя та-  

кие сопровождающие исследование проявления, как спон-  

танные высказывания испытуемого, поворачивание листа  

бумаги, способ держания карандаша и т. д.  

 

Оценка уровня интеллектуального развития проводит-  

ся по разработанной Ф. Гудинаф шкале, содержащей кри-  

терии выполнения 51 элемвята рисунка - какие части тела  

и детали одежды изображены, к> соблюдены пропорции  

и т. д. Имеются возрастные нормы, сопоставленные с ум-  

ственным возрастом.  

Надежность методики высокая, но чем старше ребе-  

 

136  

 

нок, тем меме -вжиым указателем его умственного  

развития ям-<уясувок.  

 

В РосскЯпмВ Федерации и других республиках быв-  

шего СССР Гцюмф тест Нарисуй человека не адапти-  

рован.  

 

В 1963 гаду Д. Харрисом методика была пересмотрена  

и расширен> иод названием <Гудинаф - Харрис тест ри-  

сования>. Она была адаптирована на русском языке в  

1992 году в Ярославском государственном университете  

В. И. Чирковым. И. Г. Демидовой и О. Л. Соколовой на  

выборке из 380 детей от 3 до 7 лет, посещающих массо-  

вые дошкольные учреждения.  

 

Предложенная модификация методики может быть ис-  

пользована для оценки у детей зрительной перцепции, тон-  

кой моторики, уровня развития сенсомоторики, пример-  

ной оценки уровня умственных способностей, успешнос-  

ти ии_)и1>1 ии-1 <. - ...<. ...1... ...  

 

школьной зрелости, уровня концентрации внимания.  

 

Чаще всего методика используется как один из ком-  

понентов батарей методик, определяющих школьную  

зрелость.  

 

Авторы выделяют 37 пунктов оценки методики, рас-  

пределенные на содержательные, связанные с характерис-  

тикой деталей (17 пунктов), и формальные, касающиеся  

пропорций частей тела (20 пунктов). Первые включают в  

себя: уши, глаза, туловище, шею, рот, нос, детали глаз -  

брови и ресницы, детали глаз - зрачок, волосы - два пун-  

кта, руку, пальцы - два пункта, ступни или ботинки, одеж-  

ду - три пункта. Каждый пункт содержит в себе описа-  

ние эталона выполнения, например: нос - должен быть  

ясно различим. Может быть любым по форме изображе-  

ния: в виде точки, двумерным, одномерным. Формаль-  

ная часть содержит описание следующих пунктов: про-  

порции головы, анфас и профиль фигуры, нос двумер-  

ный, пропорции глаз, присоединение рук - два пункта,  

руки, плечи, руки двумерные, пропорции рук, симметрия  

рук, локтевой сгиб, пальцы двумерные, туловище, присо-  

 

137  

 

единение ног к туловищу, ноги двумерные, пропорции ног,  

симметрия ног, пропорции ступней, ступня разделена.  

 

Каждое соответствие пункту шкалы оценивается од-  

ним баллом.  

 

По результатам исследования испытуемые получают  

три оценки - содержательную, формальную и общую, со-  

поставляемые в дальнейшем с приводимыми возрастны-  

ми нормативами. Согласно авторам русскоязычной адап-  

тации, высокий общий балл, как правило, имеют зрелые,  

интеллектуально развитые дети; аккуратные, усидчивые,  

спокойные, с высокой мотивацией к рисованию. Часто вы-  

сокий общий балл имеют девочки, а также глухие дети.  

 

Низкий балл характерен для детей с органическими  

нарушениями, а также с низким уровнем интеллектуаль-  

ных способностей, с нарушениями зрения.  

 

Более высокая содержательная оценка по сравнению с  

формальной говорит о том, что у детей могут быть различ-  

ного рода нарушения нервной системы, может быть снижен  

интеллект, могут быть зрительные дефекты. Высокий балл  

по содержательным пунктам характерен для глухих детей.  

 

Если формальная оценка значительно выше содержа-  

тельной, значит, рисунки делались или при низкой моти-  

вации рисующих, или детьми с невротическими наруше-  

ниями, или детьми с задержкой психического развития  

из-за педагогической запущенности.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 939
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь