Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



4 страница


дежности и валидности (обоснованности), введенных в эк-  

спериментальную психологию в процессе создания пси-  

хологических тестов. М. С. Роговин (1981) указывает, что  

хотя за последние годы нередко высказывались сомнения  

в методологической строгости этих понятий, они тем не  

менее не утратили своего значения.  

 

Надежность психологического метода (методики) поз-  

воляет характеризовать его с точки зрения стабильности  

результатов, получаемых при повторном использовании  

этого метода при аналогичных условиях (ретестовая на-  

дежность) или же при использовании взаимозаменяемых,  

эквивалентных форм метода. В связи с этим очень важно  

использовать в практической деятельности методики, на-  

 

27  

 

дежность которых подтверждена уже -Мивленным в па-  

топсихологии опытом, или при раз1Ябет<е и внедрении  

новых методик специально проводить их изучение на пред-  

мет надежности.  

 

Валидаость - понятие, показывающее, насколько пси-  

хологический метод (методика) измеряет действительно  

то, что он должен изучать и измерять, и насколько хоро-  

шо он выполняет эту задачу. Понятие валидности слож-  

нее, чем понятие надежности; разными исследователями  

выделяются различные виды валидности. Так, различают  

валидность по содержанию, по критерию, т. е. по непо-  

средственной и независимой мере того, что должен пред-  

сказать метод (например для метода, направленного на  

изучение определенного профессионального свойства, та-  

ким критерием может быть эффективность работы обсле-  

дуемого в последующем на производстве), по конструкту,  

показывающая, насколько результаты метода (методики)  

могут рассматриваться как мера какого-либо тебретичес-  

кого конструкта, свойства, например интеллекта, памяти,  

тревожности, нейротизма и т. п.  

 

А. А. Апа51а51 (1982) совершенно справедливо пишет  

о том, что нельзя говорить о валидности вообще, обоб-  

щенно, например, что тест имеет высокую или низкую  

валидность. При определении валидности всегда должно  

быть указано конкретное предназначение метода: Это осо-  

бенно важно учитывать при проведении патопсихологи-  

ческого исследования. Так, метод оказывается различно  

валидным в зависимости от стоящей перед психологом  

задачи, например, валидность метода Роршаха будет до-  

статочно высокой при обследовании группы больных, ото-  

бранных по нозологическому критерию, но окажется весь-  

ма низкой при необходимости проведения индивидуаль-  

но-нозологической диагностики. Методики, направленные  

на выявление истощаемости психической деятельности,  

не обладают высокой нозологической валидностью, но  

последняя может быть весьма существенной, когда перед  

психологом ставится конкретная задача дяфференциаль-  

 

28  

 

ной диагностики между истинной и симптоматической  

эпилепсией.  

 

В значительной мере валидиость тех или иных мето-  

дик зависит не только от самого диагностируемого забо-  

левания, но и от его стадии, о чем будет идти речь в раз-  

деле, посвященном патопсихологическим исследованиям  

при шизофрении.  

 

Проведение  

 

латопсихологического  

исследования и подготовка  

заключения  

 

В проведении патопсихологического исследова-  

ния можно различить несколько этапов. Первый осущес-  

твляется клиницистами еще до знакомства психолога с  

больным неводится к формулировке клинической зада-  

чи. Врач решает вопрос о том, насколько полезным в дан-  

ном конкретном случае может оказаться патопсихологи-  

ческое исследование. С задачей знакомится патопсихолог.  

В беседе с лечащим врачом он уточняет интересующие его  

особенности течения заболевания, возможные дифферен-  

циально-диагностические предпосылки или предположи-  

тельную дилемму экспертного суждения. Если речь идет  

о контроле эффективности лечения, психолог вместе с  

врачом обсуждает специфику терапевтических мероприя-  

тий, предполагаемые возможности их влияния на различ-  

ные психические процессы, намечает сроки повторного ис-  

следования.  

 

Беседе с больным предшествует ознакомление пато-  

психолога с материалами истории болезни. Отсутствие в  

ней интересующих психолога данных заставляет его соби-  

рать дополнительный анамнез. Для психолога представ-  

ляет интерес не только анамнез, но и особенности течения  

болезни, результаты других лабораторных исследований -  

 

29  

 

биохимических, серологических, электрофизиологаческих,  

офтальмологических. Затем следует тщательное ознаком-  

ление с записью о психическом статусе больного в исто-  

рии болезни и сопоставление этих материалов с тем, что  

психолог наблюдает в лаборатории. Это очень важно: не-  

соответствие психического состояния больного в отделе- )  

ним по записям врача его поведению в лаборатории дает  

тк-хологу основания иногда уже в начале исследования  

пр, > жить симулятивное поведение или агравацию со  

ьны следуемого и соответствующим образом стро-  

Р-" -сдеиснт. Так, иногда обследуемый по дневнико-  

вым за<иг< обнаруживает живой темп психомоторики,  

а в условиял лаборатории демонстрирует резкое замедле-  

ние сенсомоторных реакций (очень часто при симуляции  

и агравации особенно плохими ок.- <ываются результаты в  

пробах, проведение которых сопрол,;ается регистрацией  

времени).  

 

Состояние больного играет очень ьаную роль в ус-  

пешном проведении исследования. ГГрд началом экспе-  

римента необходимо убедиться в отсучстг ни каких-либо  

интеркуррентных соматических заболеваний. Препятстви-  

ем для исследования является получение болью- пси-  

хотропных средств (следует оговорить возможность про-  

ведения обследования больного, получившего воздейстеу-  

ющие на течение нервных процессов лекарства, в тех слу-  

чаях, когда это предусмотрено задачей психологического  

эксперимента). Нежелательно проведение исследования  

после бессонной ночи, физического переутомления, при  

чувстве голода или, наоборот, непосредственно после еды.  

Повторные исследования желательно проводить в то же  

время дня, что и первичные.  

 

Ознакомление с историей болезни и состоянием боль-  

ного позволяет исследующему уточнить задачу, постав-  

ленную перед ним клиницистами, и наметить предвари-  

тельный план исследования - выбор методик, очередность  

их применения.  

Беседу с больным начинают с расспроса паспортных  

 

данных, на основании чего составляют первое суждение о  

состоянии у больного мнестической функции. В дальней-  

шем в беседе уточняется состояние памяти (кратковремен-  

ной и долговременной), его внимания, характеризуется со-  

стояние сознания. Определяется ориентировка больного  

во времени, месте и собственной личности, как хорошо он  

помнит даты собственной жизни и общеизвестных исто-  

рических событий. Эти вопросы должны быть заданы в  

ходе непринужденной, естественной беседы и ни в коем  

случае не должны напоминать экзамен, определяющий  

психическую полноценность больного. В тех случаях, когда  

предполагаются расстройства памяти, обязательно надо вы-  

яснить, как сам больной оценивает свою память. В беседе  

выявляется наличие или отсутствие сознания болезни,  

отношение больного к помещению его в психиатрическую  

больницу и к факту проведения патопсихологического ис-  

следования. При этом больному необходимо разъяснить  

желательность такого исследования, исходя из его инте-  

ресов, - уточнение диагноза, назначение лечения и т. п.  

Желательно, чтобы при этом объяснении исследующий  

не ссылался на необходимость определения уровня ум-  

ственной деятельности обследуемого. Гораздо охотнее  

психически больные соглашаются на исследование памя-  

ти, внимания, сенсомоторики.  

 

Иногда беседа патопсихолога с больным существенно  

влияет на дальнейший ход исследования, придает ему спе-  

цифическую направленность. В беседе с больным выясня-  

ются и особенности его личности до заболевания, оценка  

им изменения в процессе болезни самочувствия и своей  

работоспособности. Определяется культурный уровень  

больного, его образованность, эрудиция, круг интересов,  

потребности.  

 

Выполнению задания по каждой методике предшес-  

твует инструкция. По мнению Р. Рга155е (1966), инструк-  

ция оставляет часть общего определения эксперимен-  

1з"ьной ситуации и должна обеспечивать сотрудничест-  

во обследуемого с экспериментатором. Поэтому подго-  

 

31  

 

товке инструкции придается очень важное значение. От  

инструкции зависит во многом, как обследуемый пони-  

мает задание и оценивает отношение к этому заданию со  

стороны обследующего. Небрежно поданная и нечетко  

оформленная инструкция может явиться причиной пло-  

хих результатов выполнения задания обследуемым, ко-  

торый либо плохо понял, что от него требуется, либо  

считает, что экспериментатор сам относится к ситуации  

эксперимента формально. Потому Р. Ргаиае пишет о том,  

что именно инструкция способствует созданию у обсле-  

дуемого определенной установки, которая должна на всем  

протяжении эксперимента быть как можно более посто-  

янной. Инструкция должна быть отработанной (по выра-  

жению Р. Рга158е, <обкатанной>), предварительно испы-  

танной и лаконичной, соответствовать умственным воз-  

можностям обследуемого. Инструкция составляется так,  

чтобы избежать возможности ее разноречивого понима-  

ния. В некоторых случаях в начале работы по методике  

инструкцию следует <подкрепить>, объяснить одним-дву-  

мя примерами. Результаты исследования не следует оце-  

нивать лишь как успешные или неуспешные. Если боль-  

ной не справляется с заданием, следует выяснить причи-  

ну этого, так как иногда в основе неудачного решения  

лежат смущение, неуверенность в своих возможностях,  

недостаточно четко понятая инструкция. Для оценки ре-  

зультатов важно определить, насколько эффективной ока-  

зывается помощь исследующего - принимается ли она  

исследуемым или отвергается в силу негативистических  

проявлений либо в связи с нарочитым его поведением в  

ситуации эксперимента. Последнее мы условно обозна-  

чаем как сопротивление инструкции.  

 

Необходима как можно более полная и точная запись  

исследующим обстоятельств проводимого опыта. Как пи-  

сал А. Вше1 (1910), для проведения экспериментально-пси-  

хологического исследования требуется лишь перо, немно-  

го бумаги и много терпения. Эти слова следует понимать  

не только как признание частоты употребления в экспери-  

 

32  

 

ментальной психологии так называемых карандашно-бу-  

мажных тестов. Здесь содержится указание на такое не-  

отъемлемое условие проведения эксперимента, как тща-  

тельное протоколирование. В протокол опыта заносятся  

по возможности все суждения обследуемого в процессе  

эксперимента. Иногда после исследования в протоколе  

можно найти указания на своеобразные изменения мыш-  

ления или личностной позиции больного, которые про-  

шли незамеченными во время опыта. Особенно важно  

точно регистрировать рассуждения обследуемого по пово-  

ду решения предложенных ему заданий. Мотивировка  

решения нередко дает больше материала для выводов, чем  

одна регистрация его. Ведение протокола важно и пото-  

му, что позволяет иллюстрировать заключение исследую-  

щего конкретными фактами. Правильное ведение прото-  

кола исследования позволяет впоследствии строить обоб-  

щения, анализируя данные обследований специально по-  

добранных групп больных.  

 

Протоколы исследований лучше вести на отдельных  

листах, которые затем скрепляются. В начале протокола  

идут его номер по регистрационному журналу, дата, обоз-  

начается отделение и указывается фамилия и инициалы  

больного. В журнале, помимо этих сведений, отмечается  

возраст обследуемого, диагноз, а также указывается, пер- .  

вичное это исследование или повторное. Желательно так-  

же вести алфавитную книгу по годам, которая поможет  

при необходимости найти протокол предыдущего обсле-  

дования данного больного. Протоколы хранятся в хроно-  

логическом порядке.  

 

Обычно патопсихологические исследования психичес-  

ки больных производятся без какой-либо сложной аппа-  

ратуры, и это существенно уменьшает ту искусственность,  

которая возникает при применении в лаборатории специ-  

ального оборудования, сложных устройств, кабин и при-  

ближает исследование к <естественному эксперименту>.  

ПО определению А. Ф. Лазурского (1925), естественный  

эксперимент - это попытка совместить произвольное вме-  

 

33  

 

шательство, являющееся характерным признаком всякого  

эксперимента, в психическую жизнь человека со сравни-  

тельной простотой и естественной обстановкой опыта.  

 

Важным и нередко,очень трудным представляется за-  

ключительный этап исследования - анализ полученных  

в эксперименте фактов, их обобщение и подготовка за-  

ключения, которое должно отражать качественные особен-  

ности течения психических процессов у обследуемого. При  

этом важна не столько, характеристика данных, получен-  

ных с помощью отдельных методик, сколько умение обоб-  

щить их, выделив таким образом основные нарушения пси-  

хической деятельности. Заключение всегда должно быть  

ответом на вопрос, который поставлен клиницистом пе-  

ред патопсихологом.  

 

М. С. Роговин (1969) пишет о том, что результаты па-  

топсихологического эксперимента имеют самостоятельное  

значение, но он придает особую роль их клинической ква-  

лификации. В частности, автор выделяет в проведении па-  

топсихологического эксперимента три этапа, представля-  

ющие последовательную интеграцию, психологических дан-  

ных в клиническое заключение. Первый этап заключается  

в предъявлении любому больному любой психологичес-  

кой пробы, чем создается собственно экспериментальная  

ситуация. Это, в сущности, ориентировочный этап иссле-  

дования. Исследующий получает характеристику ряда об-  

щих данных относительно темпа, объема и переключае-  

мости психических процессов. На втором этапе исследо-  

вания патопсихолог переходит к поиску таких психологи-  

ческих проб. в выполнении которых с наибольшей веро-  

ятностью должна проявиться психологическая структура  

нарушения. Таким образом, здесь исследующий стремит-  

ся найти наиболее нозологически специфические (в зави-  

симости от сформулированной клинической задачи) ме-  

тодики экспериментального исследования. Поскольку ни  

одна взятая изолированно патопсихологическая методика  

не имеет решающего диагностического значения, насту-  

пает третий этап исследования, заключающийся, по  

 

34  

 

М. С. Роговину, в сопоставлении результатов использо-  

ванных при исследовании психологических проб. По мне-  

нию автора, собственно нозологическая квалификация  

полученных в эксперименте данных уже выходит за рам-  

ки работы патопсихолога и осуществляется путем сопо-  

ставления обнаруженной в эксперименте структуры пси-  

хического дефекта с клинической картиной заболевания.  

 

Форма заключения не может быть единой. С. Я. Ру-  

бинштейн (1970) писала, что так же, как само исследова-  

ние не может быть стандартным, не может быть и стан-  

дарта в составлении заключения. В значительной мере  

характер заключения зависит и от индивидуальных свойств  

патопсихолога и от рабочей нагрузки. Этими факторами,  

например, определяется лаконичность или обстоятельность  

заключения. Заключение не должно быть повторением,  

даже сжатым, протокола обследования.  

 

В ряде случаев важно коротко охарактеризовать пси-  

хическое состояние обследуемого, предъявляемые им жа-  

лобы. Это особенно важно, когда психическое состояние  

больного в лаборатории отличается от описываемого ле-  

чащим врачом в отделении, либо при обнаружении извес-  

тного контраста между самочувствием больного и резуль-  

татами исследования. Пример последнего: обследуемый  

предъявляет жалобы астенического характера, но в экспе-  

рименте не обнаруживается соответствующих им прояв-  

лений истощаемости, ослабления памяти, активного вни-  

мания. Регистрация психического состояния обследуемо-  

го важна и в тех случаях, когда этим можно объяснить  

характер полученных результатов.  

 

В заключении отмечаются особенности поведения  

больного, обусловленные ситуацией исследования, его  

отношение к самому факту исследования. Обязательно  

регистрируется наличие компонентов так называемого ус-  

тановочного поведения (оно не всегда является призна-  

ком симуляции или агравации и наблюдается в рамках  

психогенных состояний, особенно при наличии истери-  

ческой симптоматики). Установочное поведение часто




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1302
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь