|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовдежности и валидности (обоснованности), введенных в эк- спериментальную психологию в процессе создания пси- хологических тестов. М. С. Роговин (1981) указывает, что хотя за последние годы нередко высказывались сомнения в методологической строгости этих понятий, они тем не менее не утратили своего значения.
Надежность психологического метода (методики) поз- воляет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая на- дежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. В связи с этим очень важно использовать в практической деятельности методики, на-
27
дежность которых подтверждена уже -Мивленным в па- топсихологии опытом, или при раз1Ябет<е и внедрении новых методик специально проводить их изучение на пред- мет надежности.
Валидаость - понятие, показывающее, насколько пси- хологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хоро- шо он выполняет эту задачу. Понятие валидности слож- нее, чем понятие надежности; разными исследователями выделяются различные виды валидности. Так, различают валидность по содержанию, по критерию, т. е. по непо- средственной и независимой мере того, что должен пред- сказать метод (например для метода, направленного на изучение определенного профессионального свойства, та- ким критерием может быть эффективность работы обсле- дуемого в последующем на производстве), по конструкту, показывающая, насколько результаты метода (методики) могут рассматриваться как мера какого-либо тебретичес- кого конструкта, свойства, например интеллекта, памяти, тревожности, нейротизма и т. п.
А. А. Апа51а51 (1982) совершенно справедливо пишет о том, что нельзя говорить о валидности вообще, обоб- щенно, например, что тест имеет высокую или низкую валидность. При определении валидности всегда должно быть указано конкретное предназначение метода: Это осо- бенно важно учитывать при проведении патопсихологи- ческого исследования. Так, метод оказывается различно валидным в зависимости от стоящей перед психологом задачи, например, валидность метода Роршаха будет до- статочно высокой при обследовании группы больных, ото- бранных по нозологическому критерию, но окажется весь- ма низкой при необходимости проведения индивидуаль- но-нозологической диагностики. Методики, направленные на выявление истощаемости психической деятельности, не обладают высокой нозологической валидностью, но последняя может быть весьма существенной, когда перед психологом ставится конкретная задача дяфференциаль-
28
ной диагностики между истинной и симптоматической эпилепсией.
В значительной мере валидиость тех или иных мето- дик зависит не только от самого диагностируемого забо- левания, но и от его стадии, о чем будет идти речь в раз- деле, посвященном патопсихологическим исследованиям при шизофрении.
Проведение
латопсихологического исследования и подготовка заключения
В проведении патопсихологического исследова- ния можно различить несколько этапов. Первый осущес- твляется клиницистами еще до знакомства психолога с больным неводится к формулировке клинической зада- чи. Врач решает вопрос о том, насколько полезным в дан- ном конкретном случае может оказаться патопсихологи- ческое исследование. С задачей знакомится патопсихолог. В беседе с лечащим врачом он уточняет интересующие его особенности течения заболевания, возможные дифферен- циально-диагностические предпосылки или предположи- тельную дилемму экспертного суждения. Если речь идет о контроле эффективности лечения, психолог вместе с врачом обсуждает специфику терапевтических мероприя- тий, предполагаемые возможности их влияния на различ- ные психические процессы, намечает сроки повторного ис- следования.
Беседе с больным предшествует ознакомление пато- психолога с материалами истории болезни. Отсутствие в ней интересующих психолога данных заставляет его соби- рать дополнительный анамнез. Для психолога представ- ляет интерес не только анамнез, но и особенности течения болезни, результаты других лабораторных исследований -
29
биохимических, серологических, электрофизиологаческих, офтальмологических. Затем следует тщательное ознаком- ление с записью о психическом статусе больного в исто- рии болезни и сопоставление этих материалов с тем, что психолог наблюдает в лаборатории. Это очень важно: не- соответствие психического состояния больного в отделе- ) ним по записям врача его поведению в лаборатории дает тк-хологу основания иногда уже в начале исследования пр, > жить симулятивное поведение или агравацию со ьны следуемого и соответствующим образом стро- Р-" -сдеиснт. Так, иногда обследуемый по дневнико- вым за<иг< обнаруживает живой темп психомоторики, а в условиял лаборатории демонстрирует резкое замедле- ние сенсомоторных реакций (очень часто при симуляции и агравации особенно плохими ок.- <ываются результаты в пробах, проведение которых сопрол,;ается регистрацией времени).
Состояние больного играет очень ьаную роль в ус- пешном проведении исследования. ГГрд началом экспе- римента необходимо убедиться в отсучстг ни каких-либо интеркуррентных соматических заболеваний. Препятстви- ем для исследования является получение болью- пси- хотропных средств (следует оговорить возможность про- ведения обследования больного, получившего воздейстеу- ющие на течение нервных процессов лекарства, в тех слу- чаях, когда это предусмотрено задачей психологического эксперимента). Нежелательно проведение исследования после бессонной ночи, физического переутомления, при чувстве голода или, наоборот, непосредственно после еды. Повторные исследования желательно проводить в то же время дня, что и первичные.
Ознакомление с историей болезни и состоянием боль- ного позволяет исследующему уточнить задачу, постав- ленную перед ним клиницистами, и наметить предвари- тельный план исследования - выбор методик, очередность их применения. Беседу с больным начинают с расспроса паспортных
данных, на основании чего составляют первое суждение о состоянии у больного мнестической функции. В дальней- шем в беседе уточняется состояние памяти (кратковремен- ной и долговременной), его внимания, характеризуется со- стояние сознания. Определяется ориентировка больного во времени, месте и собственной личности, как хорошо он помнит даты собственной жизни и общеизвестных исто- рических событий. Эти вопросы должны быть заданы в ходе непринужденной, естественной беседы и ни в коем случае не должны напоминать экзамен, определяющий психическую полноценность больного. В тех случаях, когда предполагаются расстройства памяти, обязательно надо вы- яснить, как сам больной оценивает свою память. В беседе выявляется наличие или отсутствие сознания болезни, отношение больного к помещению его в психиатрическую больницу и к факту проведения патопсихологического ис- следования. При этом больному необходимо разъяснить желательность такого исследования, исходя из его инте- ресов, - уточнение диагноза, назначение лечения и т. п. Желательно, чтобы при этом объяснении исследующий не ссылался на необходимость определения уровня ум- ственной деятельности обследуемого. Гораздо охотнее психически больные соглашаются на исследование памя- ти, внимания, сенсомоторики.
Иногда беседа патопсихолога с больным существенно влияет на дальнейший ход исследования, придает ему спе- цифическую направленность. В беседе с больным выясня- ются и особенности его личности до заболевания, оценка им изменения в процессе болезни самочувствия и своей работоспособности. Определяется культурный уровень больного, его образованность, эрудиция, круг интересов, потребности.
Выполнению задания по каждой методике предшес- твует инструкция. По мнению Р. Рга155е (1966), инструк- ция оставляет часть общего определения эксперимен- 1з"ьной ситуации и должна обеспечивать сотрудничест- во обследуемого с экспериментатором. Поэтому подго-
31
товке инструкции придается очень важное значение. От инструкции зависит во многом, как обследуемый пони- мает задание и оценивает отношение к этому заданию со стороны обследующего. Небрежно поданная и нечетко оформленная инструкция может явиться причиной пло- хих результатов выполнения задания обследуемым, ко- торый либо плохо понял, что от него требуется, либо считает, что экспериментатор сам относится к ситуации эксперимента формально. Потому Р. Ргаиае пишет о том, что именно инструкция способствует созданию у обсле- дуемого определенной установки, которая должна на всем протяжении эксперимента быть как можно более посто- янной. Инструкция должна быть отработанной (по выра- жению Р. Рга158е, <обкатанной>), предварительно испы- танной и лаконичной, соответствовать умственным воз- можностям обследуемого. Инструкция составляется так, чтобы избежать возможности ее разноречивого понима- ния. В некоторых случаях в начале работы по методике инструкцию следует <подкрепить>, объяснить одним-дву- мя примерами. Результаты исследования не следует оце- нивать лишь как успешные или неуспешные. Если боль- ной не справляется с заданием, следует выяснить причи- ну этого, так как иногда в основе неудачного решения лежат смущение, неуверенность в своих возможностях, недостаточно четко понятая инструкция. Для оценки ре- зультатов важно определить, насколько эффективной ока- зывается помощь исследующего - принимается ли она исследуемым или отвергается в силу негативистических проявлений либо в связи с нарочитым его поведением в ситуации эксперимента. Последнее мы условно обозна- чаем как сопротивление инструкции.
Необходима как можно более полная и точная запись исследующим обстоятельств проводимого опыта. Как пи- сал А. Вше1 (1910), для проведения экспериментально-пси- хологического исследования требуется лишь перо, немно- го бумаги и много терпения. Эти слова следует понимать не только как признание частоты употребления в экспери-
32
ментальной психологии так называемых карандашно-бу- мажных тестов. Здесь содержится указание на такое не- отъемлемое условие проведения эксперимента, как тща- тельное протоколирование. В протокол опыта заносятся по возможности все суждения обследуемого в процессе эксперимента. Иногда после исследования в протоколе можно найти указания на своеобразные изменения мыш- ления или личностной позиции больного, которые про- шли незамеченными во время опыта. Особенно важно точно регистрировать рассуждения обследуемого по пово- ду решения предложенных ему заданий. Мотивировка решения нередко дает больше материала для выводов, чем одна регистрация его. Ведение протокола важно и пото- му, что позволяет иллюстрировать заключение исследую- щего конкретными фактами. Правильное ведение прото- кола исследования позволяет впоследствии строить обоб- щения, анализируя данные обследований специально по- добранных групп больных.
Протоколы исследований лучше вести на отдельных листах, которые затем скрепляются. В начале протокола идут его номер по регистрационному журналу, дата, обоз- начается отделение и указывается фамилия и инициалы больного. В журнале, помимо этих сведений, отмечается возраст обследуемого, диагноз, а также указывается, пер- . вичное это исследование или повторное. Желательно так- же вести алфавитную книгу по годам, которая поможет при необходимости найти протокол предыдущего обсле- дования данного больного. Протоколы хранятся в хроно- логическом порядке.
Обычно патопсихологические исследования психичес- ки больных производятся без какой-либо сложной аппа- ратуры, и это существенно уменьшает ту искусственность, которая возникает при применении в лаборатории специ- ального оборудования, сложных устройств, кабин и при- ближает исследование к <естественному эксперименту>. ПО определению А. Ф. Лазурского (1925), естественный эксперимент - это попытка совместить произвольное вме-
33
шательство, являющееся характерным признаком всякого эксперимента, в психическую жизнь человека со сравни- тельной простотой и естественной обстановкой опыта.
Важным и нередко,очень трудным представляется за- ключительный этап исследования - анализ полученных в эксперименте фактов, их обобщение и подготовка за- ключения, которое должно отражать качественные особен- ности течения психических процессов у обследуемого. При этом важна не столько, характеристика данных, получен- ных с помощью отдельных методик, сколько умение обоб- щить их, выделив таким образом основные нарушения пси- хической деятельности. Заключение всегда должно быть ответом на вопрос, который поставлен клиницистом пе- ред патопсихологом.
М. С. Роговин (1969) пишет о том, что результаты па- топсихологического эксперимента имеют самостоятельное значение, но он придает особую роль их клинической ква- лификации. В частности, автор выделяет в проведении па- топсихологического эксперимента три этапа, представля- ющие последовательную интеграцию, психологических дан- ных в клиническое заключение. Первый этап заключается в предъявлении любому больному любой психологичес- кой пробы, чем создается собственно экспериментальная ситуация. Это, в сущности, ориентировочный этап иссле- дования. Исследующий получает характеристику ряда об- щих данных относительно темпа, объема и переключае- мости психических процессов. На втором этапе исследо- вания патопсихолог переходит к поиску таких психологи- ческих проб. в выполнении которых с наибольшей веро- ятностью должна проявиться психологическая структура нарушения. Таким образом, здесь исследующий стремит- ся найти наиболее нозологически специфические (в зави- симости от сформулированной клинической задачи) ме- тодики экспериментального исследования. Поскольку ни одна взятая изолированно патопсихологическая методика не имеет решающего диагностического значения, насту- пает третий этап исследования, заключающийся, по
34
М. С. Роговину, в сопоставлении результатов использо- ванных при исследовании психологических проб. По мне- нию автора, собственно нозологическая квалификация полученных в эксперименте данных уже выходит за рам- ки работы патопсихолога и осуществляется путем сопо- ставления обнаруженной в эксперименте структуры пси- хического дефекта с клинической картиной заболевания.
Форма заключения не может быть единой. С. Я. Ру- бинштейн (1970) писала, что так же, как само исследова- ние не может быть стандартным, не может быть и стан- дарта в составлении заключения. В значительной мере характер заключения зависит и от индивидуальных свойств патопсихолога и от рабочей нагрузки. Этими факторами, например, определяется лаконичность или обстоятельность заключения. Заключение не должно быть повторением, даже сжатым, протокола обследования.
В ряде случаев важно коротко охарактеризовать пси- хическое состояние обследуемого, предъявляемые им жа- лобы. Это особенно важно, когда психическое состояние больного в лаборатории отличается от описываемого ле- чащим врачом в отделении, либо при обнаружении извес- тного контраста между самочувствием больного и резуль- татами исследования. Пример последнего: обследуемый предъявляет жалобы астенического характера, но в экспе- рименте не обнаруживается соответствующих им прояв- лений истощаемости, ослабления памяти, активного вни- мания. Регистрация психического состояния обследуемо- го важна и в тех случаях, когда этим можно объяснить характер полученных результатов.
В заключении отмечаются особенности поведения больного, обусловленные ситуацией исследования, его отношение к самому факту исследования. Обязательно регистрируется наличие компонентов так называемого ус- тановочного поведения (оно не всегда является призна- ком симуляции или агравации и наблюдается в рамках психогенных состояний, особенно при наличии истери- ческой симптоматики). Установочное поведение часто Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|