Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчестваодно вслед за другим без расшифровки, что, собствен- но говоря, имеется в виду, дополняют ли они друг дру- га бесконфликтно или находятся в противоречии меж- ду собой? Когда эти термины встречаются в статьях или рецензиях, читатели, наверно, не вдумываются в смысл примелькавшихся понятий, их собственные свойства как бы стираются.
Между тем <сопереживание> и <сотворчество>, на наш взгляд, входят в художественное восприятие как его ведущие компоненты, они вызываются произведе-
468
как стимуляторы активности слож- им искусствах процессов. Сопереживание и со- психически/ически неразъединимы, нередко они мество практют друг в друга, и все же это разные 1МНО прониктавляющие собой противоположные весы, предс-зования.
личные обрневаться, что степень активности со- эжно не сортворчества - это и есть мера эффек- кивания и ствия художественного произведения. >сти воздейждение требует разъяснений. ко это утвере выражает специфически эмоцио- эпереживанцие к героям романа, повести, расска- чое отношеНтического, оперного, балетного спек- мхов.драмаелефильма, произведений изобрази- 1, кино- и тва и т.п. и подразумевает разные гра- чогоискусстя их героям, сопряженного часто с и сочувствсо-раздумьем. Сопереживание обус- 1нованнпм fHbiM восприятием героев художест- ено личносений и характеризуется, в частности, лх произвеДрображенные события собственным дающим йдугадать принимаемые героями от- ением прения, совершаемые поступки. енные peii условием доподлинности сопережи- >бходимыть вера читателя вправду им воспри- 1 должна бь/райней мере - в правду возможного. вмого, по кство по-своему <обманывает>, оно WHO, искус жизненную правду правду художест- Г выдавать збразованную, условно говоря, <по за- Ио, т.е. прео, которые помогают внушению этой м красоты> ь и сам обманываться рад, он по-сво- ночитатеЛкизненную реальносгь в образах ис- аспознает i
а. реживании, нельзя не вспомнить о так зря о сопевствовании> и близкой этому поня- 1емом <вч{
-~-- <>нейщем автор позволяет себе объяснить весь и вдаль>, <зритель>, <слушатель> в едином - ия <читателзумевая, что в любом произведении ис- ель> подрУДОственный текст>, признанный мно- а имеется <честве объединительного термина. учеными в к1
469
тик) <эмпатии>. И то, и другое зиждется на давно заме- ченном человеческом свойстве намеренно или непро- извольно ставить себя как бы на место другого (осо- бенно если к нему испытывается симпатия или, наоборот, заинтересованная антипатия), мысленно перевоплощаться в этого другого с помощью вообра- жения.
Видный американский психолог К. Роджерс, ха- рактеризуя <эмпатический способ общения с другой личностью>, пишет, что <он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем <как дома>. Он включает постоянную чувствительность к меняю- щимся переживаниям другого - к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребы- вание в ней без оценивания и осуждения... Это вклю- чает сообщение ваших впечатлений о внутреннем ми- ре другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пу- гают вашего собеседника...>.
Значит, полного слияния не происходит? Вы сохра- няете полное присутствие духа, когда ваш собеседник его теряет?
Нет, К. Роджерс так не думает и... противоречит сам себе. Он пишет далее: <Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете в стороне свое <я>. (Это <в некото- ром смысле> отчасти снимает противоречие. - В. Б.). Это могут осуществить только люди, чувствующие се- бя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя порой в странном и при- чудливом мире другого и что смогут успешно вернуть- ся в свой мир, когда захотят... Быть эмпатичным труд- но. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время - тонким и чутким>. . Искусство, привлекая к себе возможностью увлека- тельно пережить аналогичный процесс, снимает с чи-
470
[ответственность за того или за тех, в чьи личные lOH бесстрашно входит, помогает ему талантом пика быть и тонким, и чутким. Безопасное эсте- )ванное сопереживание придает читателю ак- гь и силу, которыми он в жизни, быть может, не ;т, а сотворчество - стимулирует конструктив- сражение и уже тем самым держит читателя на w отстранения, не дает покинуть самого себя. ература и искусство, даруя человеку радость эм- без ее обременительности, обогащает его собст- дй внутренний мир открытостью доверительного ни? с личностями, наделенными драматически- яьбами. Спровоцированная искусством необхо- 1 эмпатии активность из-за невозможности вли- (а исход изображаемого (в рассказе, спектакле, ме, на картине, по-своему в музыке) обращается ы внутрь самого читателя. Бездеятельность, вы- гнная и по-своему драматичная, усиливает ощу- еэстетизированности героя, придает ему как бы <гговые черты, сближая испытываемое при этом йо в некоторых случаях с религиозным. г нужно существенно дополнить наблюдения К. ррса. Как доказано К.С. Станиславским и вслед м некоторыми учеными, человек не может пере- утиться в образ другого, полностью отказавшись його себя, от своих свойств и качеств. гя человеку органически свойственно повседнев- дсленное перевоплощение как в образы действи- эсти, так и в образы, возникающие в личной зии каждого, он не свободен в этих процессах. зависят от социально обусловленных жизненных к>вок субъекта, т.е. от его неосознанных потребно- , определяющих предуготованность к действию (в эм случае к эмпатии), и от его отношения к объек- ?евоплощения, подсказывающего избирательное, интуитивное постижение его характера, его ин- уальности. Такое отношение само по себе прида- эциональную окраску эмпатии, вводит в нее субъ- >ную оценку и самого объекта, и характера прохо- : мысленной, воображаемой акции.
471
Эмоциональная насыщенность эмпатии в процессе сопереживания героям художественных произведений специфична. Польский психолог Я. Рейковский, отме- чая большое воздействие эмоций на познавательные процессы, на восприятие, память и т.д., отмечает, что <особенно отчетливое влияние оказывают эмоции на ассоциативные процессы, воображение .и фантазии>.
Вызванное художественным образом стремление к эмпатии (всегда свойственное человеку и по его ком- муникативной потребности) стимулирует эмоцио- нальную напряженность дальнейшего восприятия, а через него необходимое для всех разновидностей вчувствования воображение, а также ассоциации с возникающими в эмоциональной памяти прошлыми жизненными впечатлениями, с событиями внутрен- ней психической жизни, как осознанными, так и-нео- сознаваемыми. Все это, в свою очередь, повышает эмоциональный накал сопереживания, придает ему дополнительные стимулы.
Активность сопереживания еще и потому приносит при встречах с искусством удовлетворение, что потреб- ность в эмпатии естественна у каждого, причем ее реа- лизация за счет общения, хотя бы иллюзорного, с людьми особенно интересными, переживающими осо- бые судьбы; найденные искусством, приобретает для реципиентов значение по-своему исключительное.
Ф.В. Бассин, B.C. Ротенберг и И.Н. Смирнов пи- шут, что <эмпатически ориентированные воздействия отвечают какой-то глубокой потребности индивида, способствуют удовлетворению этой потребности, ко- торая может индивидом сознаваться ясно, осознавать- ся смутно и даже, отнюдь не теряя из-за этого своей остроты и настоятельности, не осознаваться вовсе>.
Между тем, по мнению ученых, научное исследова- ние этой психологической, культурно-исторической и социальной проблемы вряд ли можно считать хотя бы только начатым. Они спрашивают, в частности: <Хо- рошо ли мы ... понимаем причины, порождающие эту неудержимую потребность в эмпатии, в сочувствен- ном сопереживании с другим человеком того, что нас
472
цт и тревожит?>. И отвечают, что долгое время познанное академической психологией отраже- р1КИми мастерами художественного слова <в об- 1-творимых ими на основе интуитивного пости- 1правды окружающего их мира>, приводят при- 1из <Преступления и наказания> Ф.М. Достоев- 1-<Анны Карениной>Л.Н. Толстого. отраженное в искусстве объясняет и один из стимулов всеобщего тяготения к самому не- возможности его воздействия, зависимого, [, не только от стремления к эмпатии. Специ- удожественного восприятия многопланова. кпень постижения художественного .образа де- ирована способностью читателя вникнуть в ёкст> произведения, т.е. во внутренние слои, яные уровни художественного содержания. тожественное произведение, - пишет психолог рия, - допускает различной степени глубины -1ия: можно прочитать художественное произ- г поверхностно, выделяя из него лишь слова, или повествование об определенном внешнем йи; а можно выделить скрытый подтекст и по- й1кой внутренний смысл таится за излагаемыми иями; наконец, можно прочесть художествен- оизведение с еще более глубоким анализом, вы- Г"за текстом не только его подтекст или общий 1, но анализируя те мотивы, которые стоят за 1ями того или иного лица, фигурирующего в ли в художественном тексте, или даже мотивы, 1вшие автора писать данное произведение. <актерно, что <глубина прочтения текста> не за- т широты знаний или степени образования че- >.0на не обязательно коррелирует с логическим зом поверхностной системы значений, а больше <г от эмоциональной тонкости человека, чем от армального интеллекта. Мы можем встретить 1, которые с большой полнотой и ясностью по- Глогическую структуру внешнего текста и ана- эд его значение, почти не воспринимают того >, который стоит за этими значениями, не по-
473
нимают подтекста и мотива, оставаясь только в преде- лах анализа внешних логических значений>.
Такое поверхностное восприятие искусства, одна- ко, очень удобно для различных идеологических спе- куляций, и в конечном счете для своеобразной урав- ниловки, которая не только ставит водно и то же по- ложение талант и посредственность, но даже отдает предпочтение этой последней, поскольку она проще для уяснения <логической структуры внешнего текс- та>, охотнее откликается на конъюнктурные требова- ния, не имеющие отношения к реальному идейно-эс- тетическому воспитанию.
А. Р. Лурия отмечал далее: <Эта способность оцени- вать внутренний подтекст представляет собой совер- шенно особую сторону психической деятельности, которая может совершенно не коррелировать со спо- собностью к логическому мышлению. Эти обе систе- мы - система логических операций при познаватель- ной деятельности и система оценок эмоционального значения или глубокого смысла текста - являются совсем различными психологическими системами. К сожалению, эти различия еще недостаточно исследо- ваны в психологической науке и ими больше занима- ются в литературоведении и в теории и практике под- готовки актера. О них, в частности, писали в своих ра- ботах К.С. Станиславский (1951, 1956), М.О. Кнебель (1970) и др.>.
Разумеется, было бы неверно полагать названные две системы изолированными друг от друга. Может быть, психолог слишком доверился соблазну обобще- ния некоторых достижений школы сценического пси- хологизма в сфере так называемого <перевоплощения актера в образ на основе переживания> и недооценил значение разума в конструктивном воображении, ко- торое равно принадлежит и сознанию, и бессознатель- ному психическому. Нам уже доводилось доказывать с привлечением данных современной психологии, что перевоплощение актера в образ и, прибавим, эмпатия при художественном восприятии возникают на основе воображения или, по крайней мере, с егодоминирую-
474
частием, поскольку даже <переживание> актера ю, во-первых, диалектично, включает в себя са- гроль, а во-вторых, следовательно, это пережи- i.we тождественно жизненному, а является произ- 1м от воображения, от того, насколько действен- йс-продуктивным окажется для актера, по выраже- ,.С. Станиславского, <магическое <если бы>>. WTHO, сопереживание читателя многим отлича- перевоплощения актера, прежде всего потому, как не выражается в конкретных активных по- х. Как бы глубоко ни охватило оно в театре чув- )ителя, он не бросается на выручку к герою, рощему на сцене, и даже не спешит к нему с со- .Тем более странной была бы подобная актив- реципиента других искусств. Читатель радуется г сопереживанию, хотя бы оно по природе своей (родственно отрицательным эмоциям. 1 того чтобы объяснить и понять переживание, >1йти за его пределы, надо на минуту забыть о гвлечься от него>, - писал Л.С. Выготский, нвиду <переживание>, которым должен овладеть 1ля играемой им роли в спектакле. Тем более
либо выхода из состояния, близкого жизнен- сопереживанию>, либо, быть может, какой-то ильной, двухплановой психической деятельно- <а специфика восприятия искусства. :и при актерском перевоплощении, сопережи-
- двухсторонний процесс. Читатель в ходе эм- дюбой степени интенсивности не в состоянии из самого себя>, стремясь <на место героя>, он мсак бы перегруппировывает свои психические яа, черты характера, запасы эмоциональной па- Яриспосабливая их к своему пониманию объек- игреживания. Заканчивается ли этот процесс !"с ходом непосредственного художественного 1ятия или получает продолжение в жизни? понимания воспитательного значения искусст- 1<>дин из кардинальных вопросов. Ответ на него кет быть однозначным, поскольку зависит от привходящих обстоятельств. Но предполо-
475
жим, что в избранном нами случае и психологическая установка читателя, и его общая культура, обусловли- вающая эстетическое чутье, эмоциональную разви- тость, и сегодняшняя ситуация, зависимая от качества и актуальности содержания произведения, хотя бы и созданного в давние времена, - все это благоприятно для художественного восприятия. В какой мере объект сопереживания станет образцом для подражания, об- ретет силу прямого воспитательного воздействия?
Сопереживание положительному герою, если его облик и действия импонируют потребностям читате- ля, зачастую формирует у него осознанное или безот- четное стремление к идентификации с этим героем, которое никогда не удовлетворяется до конца хотя бы потому, что при любой перестройке своего внутренне- го мира мы все же никогда не становимся тождествен- ными другому, тем более другому, <сконструированно- му> по законам искусства.
Это стремление - осознанное или чаще неосозна- ваемое - остается нередко после того, как непосред- ственное художественное восприятие заканчивается, включается в его <последействие>. Стремление к идентификации приобретает тем большую напряжен- ность, чем более образ героя в ассоциациях читателя смыкается с его представлением о <суперличности>, понимаемой как некий идеальный вариант самого се- бя, как некий воображаемый комплекс высоких кри- териев для самооценки своих действий и побуждений, рассматриваемых как бы с вершины достигнутого иде- ала. Само собой разумеется, что критерии эти могут быть во многом субъективными и не отвечать обще- принятым требованиям нравственной чистоты и безу- пречной морали. Известно, что образцами для подра- жания становятся подчас кино- или эстрадные <звез- ды> без критического отношения к их репертуару.
Поэтому относительно само понятие <положитель- ный герой>, рассматриваемое в ракурсе субъективно- объективного художественного восприятия. Для эф- фективности воздействия необходимо, чтобы ключе- вые поступки этого героя так соответствовали потреб-
476
читателя, чтобы, в частности, либо восполня- ло выражали его неудовлетворенность самим освоим положением в обществе либо окружаю- обстоятел ьства м и.
?ханизмы сверхсознания обслуживают потреб- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|