Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчествасюжете, воздействует последовательно во времени и пространстве спектакля, зритель успевает оценить каждую ситуацию применительно к себе, принять ре- шение и распутать собственный стрессовый клубок. Концепция стресса Г. Селье дает основание утверж- дать, что из трех фаз ОАС - тревоги, сопротивления и
702
истощения, - театр не только гасит импульсы первой фазы, но и разделяет со зрителем либо вовсе принима- ет на себя основную фазу дистресса - сопротивление, предотвращая энергетическое истощение и эмоцио- нально-психологический износ организма. В этом случае зритель тратит на преодоление дистресса ми- нимум своей ограниченной адаптационной энергии.
Театр, моделирующий различные жизненные ситуа- ции, способный объединять в моменте со-пережива- ния самых разных людей, находящих личностный смысл в этих моделях, наилучшим образом осуществ- ляет функцию групповой психотерапии, соблюдая ще- петильность в сохранении инкогнито (<пациентов>.
Из концепции Г. Селье исходит такой интересный момент, как функциональная связь стресса и старения организма. На мой взгляд, проблема старения и омо- ложения может найти разрешение средствами теат- рального искусства. Селье отмечает, что старение со- ответствует (<фазе истощения> ОАС и является итогом всех стрессов, воздействующих на организм в течение жизни (особенно приводящих его к фрустрации), ко- торые оставляют после себя неустранимые поврежде- ния - (<необратимые химические рубцы>. Действи- тельно, на практике когда нач.ииаютра?ю1а1ь-мвха- " низмы психологической защиты, идет вытеснение не- гативных впечатлений - последствий дистресса - в область подсознания. Так накапливаются (<психоло- гические рубцы>. Театр приостанавливает этот про- цесс и даже в какой-то мере делает его обратимым, во всяком случае очень многие актеры и зрители отмеча- ют оздоровительный для них характер спектакля. Хо- телось бы обратить внимание на такой момент как код или кодекс поведения, который, согласно Селье, не приводит кдистрессу. Это - (<альтруистический эго- изм>. Данная формула помогает исследовать взаимо- отношения между актером и образом, актером и парт- нером, актером и зрителем. И театр при этом пред- ставляет редчайшую возможность выстроить и сохра- нить тип отношений, существующий как творческий симбиоз актера и зрителя.
703
Во всех областях деятельности людей действуют од- ни психологические законы, они распространены и на космос, и на театр, и наличность; поэтому исследова- ния Л. Китаева-Смыка, проведенные им в группе под- готовки космонавтов, в которых особенно подробно разрабатывается психология стресса и выявляются его субсиндромы, проецируясь на проблему театральных взаимоотношений актера и зрителя, открывают, на мой взгляд, неожиданные перспективы исследования данной системы: я считаю, что определенный субсин- дром стресса, развиваясь по свойственным лишь ему закономерностям, получая разрешение на театре, приводит к соответствующему субкатарсису.
Л. Китаев-Смык развивает теорию стресса Г. Селье путем анализа особенностей психологических меха- низмов стресса. Онописывает особые формы стрессо- генных факторов (стрессоров), вызывающие стрессо- вые реакции, в которых первичным элементом явля- ются рефлекторные, эмоционально-окрашенные формы поведения - (<рефлекторно-эмоциональный стресс>. Анализ его структуры позволяет выделить че- тыре совокупности проявлений стресса.
Кратковременный и длительный стрессы идентич- ны, - приходит к выводу Л. Китаев-Смык. Это край- не важно, ведь театр воздействует как кратковремен- ный стрессор, используя механизм исцеления той же природы, что и источник (<заболевания>; считанные часы зритель живет жизнью образа, погруженный в (<сгущенную> реальность, и хотя действие спектакля- стрессора кратковременно, последствие воздействия продолжительно.
Л. Китаев-Смык исследует первую стадию стрес- са - стадию (<тревоги> (мобилизации адаптационных резервов) и выделяет три ее фазы; разрушения имев- шейся (<функциональной системности>, становления новой (<функциональной системности> и фазу неус- тойчивой адаптации. Полагаю, разрушение старой и становление новой (<функциональной системности> в определенной степени происходит при создании об- раза и у актера и у зрителя. В большем масштабе это
704
наблюдается и совпадает по времени и психофизичес- кому состоянию с периодом ломки репетиционной кон- струкции роли и рождением собственно образа, проис- ходящем в так называемом состоянии премьеры - осо- бом психологическом стрессе, возникающем на ста- дии (<генеральных> репетиций, апогеем которого является премьера, точнее (<затянувшаяся> премьера, которая, по признанию актеров, длится приблизи- тельно десять спектаклей (для актера это десять лон- - гированных стрессов).
Перенесение данной стрессовой модели на зрителя означает собственно механизм реабилитации: разру- шение (<старого> и становление (<нового> происходит в его психике. Следующая за третьей фазой, несущая устойчивую адаптацию фаза наступает для актера, ког- да премьера по какой-либо причине отложена и нет (<разрешения> стресса или премьера состоялась, но роль (<не случилась> ... стресс затягивается. Адаптаци- онная фаза стресса у зрителя должна быть непременно предотвращена воздействием театрального искусства, что естественно происходит в финале спектакля.
Динамика смены форм адаптационной активности при стрессе по Л. Китаеву-Смыку представляет несо- мненный интересдля исследаваш.ццтцкирепия за- "кономерной смены фаз активизации субсиндромов стресса и соответствующих им субкатарсисов при син- хронности их проявлений.
Л. Китаев-Смык рассматривает поведенческие проявления стресса, к которым относятся различные врожденные страхи и их разновидности, присущие всем (фобии), а также реакции на положение индиви- да в группе (социуме), так называемые (<ситуативные факторы>. В переводе на театральную проблематику у актера - это фобии публичного выступления, от кото- рых он спасается посредством костюма, грима, Не-я персонажа, а также страхи сценического пространст- ва, (<черноты> зрительного зала, провала памяти, не- коммуникабельности партнера и др. У зрителя социо- фобия иного характера: публичное покаяние, публич- ное обнаружение своего истинного Я, эмоций, страх
705
пережить катарсис - испытать слишком сильное по- трясение, а также волнение перед спектаклем: боязнь провала любимого актера, автора, пьесы, собственно- го неудовольствия, напрасно потраченного времени. Авторские фобии остались за рамками спектакля, и он осознанно заставляет зрителя преодолевать свои, воз- действуя на бессознательном уровне.
Стресс, начавшийся с рефлекторно-поведенческих реакций человека, проходящий на фоне эмоциональ- ных переживаний и обдумывания экстремальной си- туации, Л. Китаев-Смык определяет как рефлектор- но-эмоциональны и.
Рассмотрим эмоционально-поведенческий субсин- дром стресса. Все проявления его сводятся воедино. Опираясь на классификацию эмоций активного и пассивного типа индивидов, можно решить проблему катарсиса у пассивно реагирующего типа зрителей: не только активное, но и пассивное реагирование приво- дит к катарсису, а следовательно - прерывает фазу со- противления и предотвращает фазу истощения дис- тресса.
Выделяются две основные группы людей, отличаю- щихся активным или пассивным эмоционально-пове- денческим реагированием. Актеры относятся только к первой, активной группе; это обусловлено специфи- кой профессии. Лишь при неожиданностях - (<на- кладках> в процессе спектакля (назовем его стресс в стрессе) актеры резко разделяются на активно и пас- сивно реагирующих. Разделение же зрителей по этим категориям происходит еще вдоспектакльный период.
При активной форме реагирования выявляются две основные фазы: (<программное реагирование>, со- провождающееся эмоциями испуга, гнева, решимости и пр. и (<ситуационное реагирование>, влекущее за собой эмоции радости, удовлетворения, торжества, ликования, эйфории при позитивных реакциях или смущения, досады, гнева и пр. при реакциях негатив- ных. Отметим, что к катарсису приводят как те, так и другие реакции. Пассивное же реагирование зрите- ля - это своего рода (<пережидание> стрессовой ситу-
706
ации, но никак не пассивный отдых. Путь к катарсису в этом случае просто осложняется; катарсис проходит вяло и внешне менее выражен. Исследования системы (<актер-зритель> в ситуации стресса позволяют по-но- вому проанализировать и дополнить схемы Китаева- Смыка, распространить их логические связи на теат- ральную модель, что открывает новые возможности постижения психологии творящей личности на театре.
Вегетативный субсиндром стресса проявляется у каждого индивидуума в различной степени и форме и не является предметом специального внимания в ис- следовании театральных проблем.
Больший интерес представляет рассмотрение ког- i нитивного субсиндрома стресса. При стрессе, особен- ; но при эустрессе происходят значительные благопри- 1 ятные изменения познавательных процессов и про- ; цессов самосознания, осмысление действительности, памяти и тому подобное, - утверждает Л. Китаев- : Смык на основе собственных исследований и анализа зарубежной литературы, посвященной изучению по- знавательных процессов и мышления при стрессе. Ис- ходя из утверждения, можно получить интересные ре- зультаты, наблюдая спады и возрастания активности мышления актера и зрителя в про.и?ссс..сдктакля, "особенно - моменты возникновения инсайтных форм мышления, так называемого (<озарения>, кото- рое у актеров является стимулом к импровизации, а у зрителя - результатом внутреннего самоанализа, под- готовленным всем ходом спектакля. Эти явления пре- имущественно относятся к разряду когнитивного суб- катарсиса.
Во время инсайтного мышления у актера проявля- ются такие феномены как субсенсорная чувствитель- ность, (<замедление> времени, и это характерно для зрителя - потенциального актера.
Обратимся, наконец, к рассмотрению социально- психологического субсиндрома стресса. Определяю- щей чертой общения в театре, на мой взгляд, является то, что оно происходит на фоне яркой эмоционально- сти, которая усиливает активность взаимодействия
707
актера и зрителя. Это дает возможность исследовать общение актера и зрителя в направлениях: взаимодей- ствие актера в образе со зрителем, в образе при изме- ненном состоянии сознания обоих в процессе со- творчества; наблюдение общих закономерностей в контексте социологии, в связи с развитием общения группы (актеры+зрители) при воздействии стрессора.
Изменения общения при стрессе относятся к про- явлениям собственно стресса, поэтому их логично вы- делить как субсиндром. Проведем зрителя по стадиям стрессогенного изменения общения. Сначала проис- ходит то, что в психологии названо ориентировочным (<замиранием> индивида - зрительская оценка ситуа- ции при поднятии занавеса; затем следует личностная экспансия, устанавливающая индивидуальный роле- вой статус зрителя; экспансия выражается в следую- щем: во-первых, это (<информационное изверже- ние> - совокупность оценок и сопоставлений по бы- товому, социо-культурному и художественно-интуи- тивному уровням личности с привлечением круга ассоциаций; во-вторых - (<навязываемое гостепри- имство>, при котором обнаруживает себя повышенная заинтересованность друг в друге; в-третьих, происхо- дит (<установка на солидарность>, когда зритель отож- дествляет себя с персонажем, определив того, кому он сочувствует, проявляя при этом экспансивно-захват- нический скрытый характер общения: (<мой люби- мый спектакль... мой любимый актер... мой любимый герой...> вплоть до ревнивых споров со зрителями, предпочитающими иных актеров и персонажей; в- четвертых, личностная экспансия типа (<экзальтиро- ванность общения> выражается в том, что зритель позволяет себе разрушать барьер рампы аплодисмен- тами, выкриками, бросанием цветов и т.п. Снижение установки на терпимость к актеру в финале спектакля проявляется в долгих, настойчивых аплодисментах, возгласах (<браво!>, (<бис!>, требующих поднятия за- навеса и выражающих нежелание отпустить актера со сцены. Напротив, особенная, бережная тишина, шо- рох облегчения, подбадривающие аплодисменты,
708
смех, оживление - это вынужденная ломот>> актеру как партнеру по общению.
Стабилизация ролевого статуса зрителя находит выражение в объединении зала в порыве приязни (не- приязни) к тому или иному персонажу (исполните- лю). Увеличение активности общения идет вплоть до вторжения в личное пространство актера: посещения гримерной, ожидания у служебного входа, письма, звонки и т.п. Уменьшение же активности сеть просто (<уход> от общения вплоть до неприятия и агрессив- ного отрицания персонажа (личности актера), спек- такля, режиссера, драматурга. По аналогичному (<сце- нарию> развиваются отношения (<актер-партнер>. Более специфически выстраиваются отношения (<ак- тер-зритель>, так как поведение актера профессио- нально обусловлено.
Следует добавить, что-Л. Китаев-Смык подчерки- вает условность подразделения субсипдромов стресса и некоторую схоластичность в изложении структуры их развития. Попытка проверить алгеброй гармонию намеренна, - теоретическая модель предстает нагляд- нее; на практике, безусловно, происходит комплекс- ное действие субсиндромов и их взаимосвязь.
Актер и зритель как личности, несущие, и испыты- вающие стрессовую реакцию, в идеале имеющую за- ключительной фазой катарсис, объединены неким иг- ровым полем - пространством спектакля, существу- ют в игре. И. Хейзинга в книге (<Человек играющий> отмечает, что в жизни человека игра -(<продукт дея- тельности духа> - присутствует как свободная реаль- ность определенного качества, отличного от (<обы- денной> жизни и носит незаинтересованный и изоли- рованный в пространстве-времени характер, содержа- тельна по форме, несет смысл и, опираясь на действия с определенными образами, (<пре-образовывает> дей- ствительность - отвечает ее природе. При том, что иг- ра - общее, всем присущее, объединяющее начало, добавлю, что она предполагает как минимум двух уча- стников; впечатление, что иной играющий - одинок, обманчиво: он, подобно ребенку или актеру, играет с
709
образом, Не-я. К такому роду игроков принадлежит зритель.
Рассуждая о предназначении театра, И. Хейзинга подчеркивает, что (<только драма, благодаря своему неизменному свойству быть действием, сохраняет прочную связь с игрой>. Игра как действие при един- стве места, времени и смысла, обусловленных игро- вым пространством, олицетворяя собственные поря- док и правила, сопровождается подъемом и напряже- нием на фоне отрешенности, иллюзии и таинственно- сти зрелища, переходящими в радость и разрядку. Учитывая, что отрешенность - это измененное состо- яние сознания актера и зрителя, а радость и разряд- ка - катарсис, можно вывести в психологической транскрипции формулу идеального театра.
В скрытой полемике с И. Хейзингой видится мне теория ролевого поведения в области человеческих взаимоотношении Э. Берна, который прагматизирует игру, лишая концепцию Хейзинги ее эстетической изящности и философской глубины. Основной прин- цип теории игры Берна, подтвержденный практичес- ки, гласит: любое общение полезно и выгодно людям! Экспериментальные данные, полученные Э. Берном, показывают, что эмоциональная и сенсорная деприва- ции (отсутствие раздражителей) могут стать причиной психических нарушений, вызывают органические из- менения, что в итоге приводит к биологическому вы- рождению. Следовательно, наоборот, жизнь на высо- ком эмоциональном уровне благотворна для человека, и это чрезвычайно важно для определения роли театра в обществе. Именно там он получает столь необходи- мую ему (<потребность в признании>, выступая в роли зрителя - потенциального актера, там осуществляет Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|