Психология художественного творчества



47 страница


1ктной машиной лицеобразования> и отмети-  

1именно из этой абстрактной машины <рожда-  

Нэнкретные лица>. Согласно Делезу- Гваттари,  

гная машина лица-маски состоит из черной  

.гляда (субъективности) и белой стены лице-  

 

веду каноническое описание эксперимента, дан-  

овкиным: <Мы взяли из какой-то картины снятое  

<планом лицо известного русского актера Мозжу-  

ы нарочно выбрали спокойное, ничего не выража-  

IMUO. В первой комбинации сейчас же за лицом Моз-  

1следовала тарелка супа, стоящая на столе. Выходи-  

S4HO, так, что Мозжухин смотрит на этот суп. Во  

омбинации лицо Мозжухина было склеено с гро-  

<тором лежит умершая женщина. В третьей, нако-  

1ицом следовала маленькая девочка, играющая  

вшным игрушечным медведем. Когда мы показали  

комбинации неподготовленной публике, результат  

м Потрясающим. Зрители восхищались тонкой иг-  

йста. Они отмечали его тяжелую задумчивость над  

И супом. Трогались глубокой печалью глаз, смотря-  

каокойницу, и восторгались легкой улыбкой, с кото-  

Ьяюбовался играющей девочкой>.  

 

415  

 

вой поверхности, своего рода экрана. Такое лицо как  

будто скрывает в себе модель кинопроекции с остек-  

леневшим взглядом глаза-камеры и белым экраном.  

Монтажный опыт Кулешова с лицом Мозжухина и де-  

монстрирует, каким образом от соположения с изоб-  

ражениями объектов (тарелки супа, мертвой женщи-  

ны и т.д.) на экран лица-маски проецируется конкрет-  

ное лицо-выражение. Эксперимент с Мозжухиным  

может быть описан через модель <абстрактной маши-  

ны лицеобразования>, работающей на основе маски.  

 

Проступание лица-выражения сквозь лицо-маску,  

иными словами рождение конкретного лица в монта-  

же, связано у Кулешова с процессом превращения ли-  

ца в тело, в инертный, вещный, отчужденный от внут-  

ренней выразительности объект. Рождение конкрет-  

ного лица совершенно не связано у него с идеей неко-  

его проступания смыслов (души) изнутри на телесную  

поверхность, оно не связано с классической идеей вы-  

разительности - экс-прессии - как некоего давления  

изнутри наружу. Кулешов писал:  

 

<...Выражение какого-либо чувства натурщиков в  

пределах одной сцены меняется (на экране, а не во  

время <игры> его перед съемочным аппаратом) в зави-  

симости от того, с какой сменой этот кусок монтиру-  

ется. (...) Подобный закон наблюдается в театре, кото-  

рый, правда, выражается в совершенно других момен-  

тах. Если мы наденем на актера маску и заставим его  

принять печальную Позу, то и маска будет выражать  

печаль, если же актер примет радостную позу, то нам  

будет казаться, что маска радостна>.  

 

В этом рассуждении нужно отметить два момента.  

Первый - лицо-маска в монтажном ряду уподобляет-  

ся маске на теле актера. Таким образом, монтажное  

окружение крупного плана натурщика превращается в  

своего рода тело или, во всяком случае, функциониру-  

ет так же как тело. Второй - лиЦо-маска получает свое  

значение от тела, оно как бы изживает в себе все лице-  

вое и служит для растворения лица в том теле, которое  

его продолжает. Маска превращается в часть тела. Те-  

ло обладает той механической подвижностью, о кото-  

 

416  

 

жы уже говорили, и проецирует выразительность  

одвижности на статичное лицо-маску. Лицо ста-  

вя отростком, органом тела. Можно выразить  

водящее и иначе - тело приобретает <черты ли-  

ЭД1ЦО становится телом, между ними происходит  

i(C. Вермель, обыгрывая эту ситуацию обмена,  

1 маску <позой лица>). Делез и Гваттари отмеча-  

явление, обозначенное ими как <фациализация  

например, в изображениях стигматизации свя-  

ранциска, когда раны, открывающиеся на ру-  

lTort), как бы <фациализируют> его тело, проре-  

нем глаза. То же происходит и с нашей одеждой,  

орой пуговицы, например, открывают <глаза>,  

1руя на тело выразительность лица. По мнению  

зских теоретиков, означающее может быть  

провано на тело, только подвергшееся предва-  

ри фациализации. Однако, как показывает,  

йр, античный миф о Баубо, лицо всегда фаци-  

)вано (например, соски на груди всегда высту-  

1 качестве потенциальных <глаз> тела).  

юпытно, что опыты <фациализации> тела с по-  

глица-маски, которые интересовали Кулешова,  

симо от него и в ином ключе проделывал не-  

актер Вернер Краусс. Карл Цукмайервспоми-  

о Краусс ненавидел мимическую игру и мечтал  

ствовать на зрителей с помощью маски. Однаж-  

майер принес Крауссу маску призрака, которая  

ась у него на чердаке. Краусс надел ее и затем с  

1ЬЮ коротких монологов и жестикуляции рук  

М У присутствующих отчетливое впечатление,  

ска плачет и смеется. В 1923 году Фридрих Зи-  

статье <Магия тела> посвятил специальный  

5нт актерской технике Краусса, где, в частности,  

л: <Его телесная интенсивность так велика, что,  

IOH не располагает в качестве строительного ма-  

>а словом, вся его сила устремляется в члены его  

где она стремится обрести чисто пантомимичес-  

вгию лица>.  

 

1ург пишет о магическом превращении в такие  

всего тела в маску.  

 

417  

 

Трансформация тела Краусса хорошо вписывается  

в ситуацию <обмена> междулицом и телом. Речь идет  

именно не просто о проекции телесного на лицевое,  

но об обмене. Жак Копо, французский далькрозианец  

и уже в силу одного этого режиссер близкий по своим  

уcтaнoвкaм Кулешову, использовал маски в основном  

не для подавления иррациональной мимики лица, но  

для раскрепощения тела актера:  

 

<Для того чтобы раскрепостить людей в моей Шко-  

ле, я надевал йаних маски. И я мог мгновенно увидеть  

изменения в молодом актере. Понимаете ли, лицо для  

нас мучительно: маска спасает наше достоинство, на-  

шу свободу. Маска предохраняет нашу душу от гримас.  

А потом, в силу целого ряда последствий, человек в  

маске остро чувствует имеющиеся у него возможности  

телесной экспрессивности. Дело зашло так далеко,  

что таким образом я вылечил молодого человека, па-  

рализованного удручающей застенчивостью>.  

 

По мнению Копо, раскрепощение тела возможно  

только через элиминацию мимики. Мимика блокиру-  

ет телесную динамику, потому что она оказывается  

текстом, интерпретирующим ее в психологических  

кодах. Именно обнаженное лицо способно <сместить>  

интерпретацию механически движущегося тела из  

сферы пластического совершенства в область, напри-  

мер, нелепой, неадекватности. Пока не <уничтожено>  

лицо, тело не обретет свободу.  

 

Установка на маску заставляет тело брать на себя  

функцию лица, а лицо превращает в тело. Датский ре-  

жиссер Урбан Гад, анализируя игру Асты Нильсен  

(классической актрисы с лицом-маской), указывал,  

что само превращение лица в маску производится бла-  

годаря кинематографической технике крупного пла-  

на. Это превращение обладает своей логикой. Кино-  

объектив, обыкновенно описывавшийся как инстру-  

мент сверхобъективного зрения, как будто проецирует  

свою силу <объективирования> на снимаемое им ли-  

цо. Оптика объективирует лицо, придавая ему харак-  

тер маски. Гад писал:  

 

418  

 

ie главное - это то, что фильм показывает самую  

йчительную особенность лица или фигуры в  

 

i усиленном виде. Небольшая округлость ноги  

ает ее, превращая в саблю, нос с небольшой гор-  

>й становится крюком. Относительно большое  

 

>яние между носом и ртом превращается в филь-  

астоящую пустыню, скошенный подбородок со-  

топугайный профиль. (...) Можно подумать, что  

рре имеется линза, выточенная из андерсонов-  

1волшебного зеркала>.  

 

ьективация> лица, как уже указывалось, сопро-  

п-ся <фациализацией> тела. Такая трансформа-  

>сути диаграмматична. Никакой <экспрессив-  

в такой ситуации не возникает, возникает ил-  

i-экспрессивности, симуляция. Но симуляция  

йствует так, что результат проекций (например,  

на тело) прочитывается как экспрессивность.  

амма в данном случае выдает себя за означаю-  

?есь процесс может быть понят как своего рода  

Каливание> лица и тела. Происходит нечто по-  

s генезису уродов через воображаемое зеркало,  

бывающее тело. Тело как бы расщепляется на-  

йа взаимоотраженные и взаимокопирующие  

венно тело> и <лицо>.  

 

?ш описывает исполнение Астой Нильсен роли  

а в эпизоде встречи Гамлета с Фортинбрасом:  

упный план лица Асты Нильсен. Она смотрит  

инбраса, не узнавая его, пустыми цепонимаю-  

1лазами. Ее губы в бессмысленной гримасе сме-  

ажают приближающемуся королю. Лицо Фор-  

са отражается в ее лице как в зеркале. Она как  

гографирует лицо, ныряет в его глубины, воз-  

ятся назад, и смех, который был лишь извне от-  

нной маской, постепенно изнутри теплеет и  

птся живым выражением лица. В этом заключа-  

еее искусство>.  

 

1ение конкретного лица, так жй как и в экспе-  

с с Мозжухиным, происходит за счет отраже-  

аске (<абстрактной машине лицеобразования>)  

<тела. Отрывок Балаша интересен тем, что зер-  

 

419  

 

кальность функционирования маски здесь непосред-  

ственно описывается как киносъемка. Не просто лицо  

превращается в маску под воздействием <объективно-  

го> взгляда камеры, но сама маска становится каме-  

рой. <Пустые, непонимающие глаза>, с которыми мы  

уже сталкивались, становятся глазом камеры, чья объ-  

ективность выражается в ее <слепоте>. Подавление  

прерывистости движения глаза, его дискретности  

окончательно связывается с объективностью зрения.  

Объективность зрения - с вещей слепотой машины.  

 

Взгляд не просто синхронизируется с движением  

руки, через эту синхронизацию он начинает как бы  

ощупывать мир (в отличие от <нормального> глаза,  

который основывает сканирование на системе то-  

чек - остановок-уколов). Через это ощупывание в  

иконическом как будто открывается индексальное из-  

мерение, непосредственная физическая связь между  

репрезентацией и ее объектом. Маска в этом режиме  

восприятия как будто становится слепком с ощупыва-  

емого глазом объекта, приобретает отпечаток чужой  

телесности.  

 

В 10-20-е годы маска все чаще начинает ассоцииро-  

ваться с выражением сущности, а лицо - с ложью. По  

видимости, такой подход кажется парадоксальным, но  

за ним стоит своеобразная логика. Маска соприродна  

сущности - потому что объективно ее отражает. Она  

онтологична, В 1915 году Карл Эйнштейн опублико-  

вал небольшую книжку <Негритянская пластика>,  

оказавшую большое влияние на европейское понима-  

ние маски. Эйнштейн отталкивался от анализа татуи-  

рованного тела как тела, потерявшего интимный ха-  

рактер и приобретшего своеобразную объективность.  

Эйнштейн называл татуировку актом <самообъекти-  

вации> тела. Через этот акт африканец усиливает в се-  

бе элементы <типического>, претерпевает превраще-  

ние в другого, в том числе и в природный феномен -  

реку, например. И это преобразование проецируется  

на тело извне и не имеет ничего общего с внутренней  

трансформацией. Маска, как и татуировка, служит  

той же цели; она <объективирует> человека в род, ко-  

 

420  

 

му он принадлежит, превращает его в божество.  

почему маска, - замечал Эйнштейн, - имеет  

ISJI только тогда, когда она нечеловечна, безлич-  

<.Но это превращение в род или божество и есть  

лижение к сущности. В таком контексте лицо и  

вающаяся за ним <личность>, разумеется, высту-  

как лживость.  

 

Нцо-маска и лицо-машина у Кулешова лишь по  

Мости противоположны друг другу. И то и другое  

гвуют против лица-выражения, лица-личности.  

1и другое устанавливают тесную связь между ли-  

" телом. Лицо-машина действует по законам тела,  

ремя как лицо-маска, сохраняя неподвижность,  

йксивно, зеркально отражает движения тела.  

>аж служит этой механической рефлексивности,  

ращающей и лицо-машину и лицо-маску в мета-  

веские кинематографические машины.  

обопытно, что Эйзенштейн в 1929 году в статье  

адром> попытался представить актерские портре-  

враку и маску театра Но как модели кинематогра-  

екого монтажа. <Чудовищная> диспропорция ча-  

1тйца и несообразно большое расстояние между  

1у Сяраку и в японской театральной маске, по  

йю Эйзенштейна, - просто перенос в единовре-  

 

йсть того, что в кино растянуто во временную це-  

f  

 

не то же ли мы делаем во времени, как он (Ся-  

1;в единовремени, вызывая чудовищную диспро-  

вдю частей нормально протекающего события,  

1мы внезапно членим на <крупно схватывающие  

<средние планы борьбы> и <совсем крупные  

ащенные глаза>, делая монтажную разбивку со-  

1 на планы?!>.  

 

непропорциональность маски оказывается диа-  

матической записью временных промежутков,  

повательности разнородных частей. Маска ста-  

ся в таком понимании диаграммой процесса, за-  

> восприятия, реакции, движения времени. В ка-  

ITO смысле она вписывает в свои деформации не  

 

421  

 

только соотнесенное с ней тело, но и присутствие про-  

тивостоящего ей кинозрителя.  

 

Эти метафорич.еские киномашйны, эти чувстви-  

тельные, зеркальные маски являются антропологиче-  

ской утопией, которую Кулешов проецировал на сво-  

их учеников и сотрудников. Кулешов описывал их как  

неких особых <футуристических> <чудовищ>, людей,  

лишенных обычных человеческих лиц:  

 

<Нам нужны необыкновенные люди, нам нужны  

<чудовища>, как говорит один из первых киноработ-  

ников Ахрамович-Ашмарин. <Чудовища> -люди, ко-  

торые сумели бы воспитать свое тело в планах точного  

изучения его механической конструкции. (...) И тако-  

ва наша молодая, крепкая, закаленная и <чудовищ-  

ная> армия механических людей, экспериментальная  

группа учеников Государственного института кинема-  

тографии>.  

 

Человек без лица - воплощение рода, бога - такое  

же чудовище, как животное, наделенное лицом. Ми-  

шель Приер заметил: <Если бы животное в своей ин-  

дивидуальной узнаваемости было опознаваемо по го-  

лове, выделяясь через лицо из своего стада, оно пере-  

стало бы быть членом своего рода, чтобы стать свя-  

щенным животным. Сакрализация животных  

сопровождалась своего рода антропоморфным лице-  

образованием, накладывающимся на его голову и  

придающим ему тератологический статус по отноше-  

нию к роду, чьим анонимным и неидентифицируемым  

представителем оно бы было без этого фантастическо-  

го преобразования>.  

 

Своеобразие лишенного лица животного заключа-  

ется в том, что природное, биологическое здесь высту-  

пает как родовое, как нечто включенное в категорию,  

в разряд. Природное здесь выступает, вполне в духе  

Карла Эйнштейна, как маска. Человек же, отказыва-  

ясь от лица во имя маски, напротив, отрицает свою  

связь с природным, хаотическим, вписывается в раци-  

ональный организм рода, используя выражение Куле-  

шова, в <армию>.  

 

422  

 

leuJOBCKoe человеческое чудовище, меняющее  

машину на лицо-маску, имеет аналога в еще од-  

<онстре>, изобретенном XIX веком, - в исте-  

Интерес к истерии не случайно совпадает с  

интереса к физиогномике. Истеричка прони-  

рркультуру XIX века как своего рода механичес-  

довек, на котором задолго до конструктивист-  

утопий моделируется утопия экспрессивных  

йрионеток.  

 

1-Мартен Шарко, создавший медицинский ка-  

>иагностике и лечении истерии, придавал осо-  

1яение открытой им возможности искусственно  

1ть истерические состояния под гипнозом. Лек-  

1врко, собиравшие толпы любопытных, строи-  

1жруг этих искусственно вызываемых гипноти-  

1-состояний, превращенных в настоящий <те-  

1по выражению Акселя Мунте, в <абсурдный  

Остерии. Одним из открытий Шарко, сделан-  

1на <механическом> теле загипнотизированной  

1цки, была способность пациенток отвечать на  

Задаваемое врачом положение тела изменением  

лица.Мимирование истеричек происходило  

1вого сознательного их участия. Лицо-маска ис-  

.превращается под воздействием Шарко и его  

чтов в лицо-машину.  

 

удник Шарко Легран дю Солль так описывает  

?цесс: <Положение члена так тесно связывает-  

гветствующим выражением лица на основе  

ки, что в каталептическом сне с легкостью и  

tMHO автоматически формируется большинст-  

1ускульных сокращений, которые выражают  

утимные чувства, стоит придать членам соот-  

>щее положение.  

 

ольная начинает улыбаться, когда к ее губам  

пальцы, обращенные к ней внутренней сто-  

1лицо становится угрожающим, когда вытя-  

Гперед ее руку, сжатую в кулак (...). Все эти  

ЩЯ лица выполняются спонтанно, без участия  

и сознания пациентки. Речь идет о совершен-  

атическом поведении (...), больная действует  

 

423  

 

машинально, как настоящий автомат, в тот момент  

когда приданные ей выражение или движение вызы-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 567
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 5 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 22 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 23 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 24 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 25 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 8 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 16 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 6 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 1 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 2 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 3 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 4 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 21 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 20 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 11 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 10 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 9 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 18 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 13 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 14 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 15 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 12 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 19 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 17 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь