|
Психология художественного творчества1ктной машиной лицеобразования> и отмети- 1именно из этой абстрактной машины <рожда- Нэнкретные лица>. Согласно Делезу- Гваттари, гная машина лица-маски состоит из черной .гляда (субъективности) и белой стены лице-
веду каноническое описание эксперимента, дан- овкиным: <Мы взяли из какой-то картины снятое <планом лицо известного русского актера Мозжу- ы нарочно выбрали спокойное, ничего не выража- IMUO. В первой комбинации сейчас же за лицом Моз- 1следовала тарелка супа, стоящая на столе. Выходи- S4HO, так, что Мозжухин смотрит на этот суп. Во омбинации лицо Мозжухина было склеено с гро- <тором лежит умершая женщина. В третьей, нако- 1ицом следовала маленькая девочка, играющая вшным игрушечным медведем. Когда мы показали комбинации неподготовленной публике, результат м Потрясающим. Зрители восхищались тонкой иг- йста. Они отмечали его тяжелую задумчивость над И супом. Трогались глубокой печалью глаз, смотря- каокойницу, и восторгались легкой улыбкой, с кото- Ьяюбовался играющей девочкой>.
415
вой поверхности, своего рода экрана. Такое лицо как будто скрывает в себе модель кинопроекции с остек- леневшим взглядом глаза-камеры и белым экраном. Монтажный опыт Кулешова с лицом Мозжухина и де- монстрирует, каким образом от соположения с изоб- ражениями объектов (тарелки супа, мертвой женщи- ны и т.д.) на экран лица-маски проецируется конкрет- ное лицо-выражение. Эксперимент с Мозжухиным может быть описан через модель <абстрактной маши- ны лицеобразования>, работающей на основе маски.
Проступание лица-выражения сквозь лицо-маску, иными словами рождение конкретного лица в монта- же, связано у Кулешова с процессом превращения ли- ца в тело, в инертный, вещный, отчужденный от внут- ренней выразительности объект. Рождение конкрет- ного лица совершенно не связано у него с идеей неко- его проступания смыслов (души) изнутри на телесную поверхность, оно не связано с классической идеей вы- разительности - экс-прессии - как некоего давления изнутри наружу. Кулешов писал:
<...Выражение какого-либо чувства натурщиков в пределах одной сцены меняется (на экране, а не во время <игры> его перед съемочным аппаратом) в зави- симости от того, с какой сменой этот кусок монтиру- ется. (...) Подобный закон наблюдается в театре, кото- рый, правда, выражается в совершенно других момен- тах. Если мы наденем на актера маску и заставим его принять печальную Позу, то и маска будет выражать печаль, если же актер примет радостную позу, то нам будет казаться, что маска радостна>.
В этом рассуждении нужно отметить два момента. Первый - лицо-маска в монтажном ряду уподобляет- ся маске на теле актера. Таким образом, монтажное окружение крупного плана натурщика превращается в своего рода тело или, во всяком случае, функциониру- ет так же как тело. Второй - лиЦо-маска получает свое значение от тела, оно как бы изживает в себе все лице- вое и служит для растворения лица в том теле, которое его продолжает. Маска превращается в часть тела. Те- ло обладает той механической подвижностью, о кото-
416
жы уже говорили, и проецирует выразительность одвижности на статичное лицо-маску. Лицо ста- вя отростком, органом тела. Можно выразить водящее и иначе - тело приобретает <черты ли- ЭД1ЦО становится телом, между ними происходит i(C. Вермель, обыгрывая эту ситуацию обмена, 1 маску <позой лица>). Делез и Гваттари отмеча- явление, обозначенное ими как <фациализация например, в изображениях стигматизации свя- ранциска, когда раны, открывающиеся на ру- lTort), как бы <фациализируют> его тело, проре- нем глаза. То же происходит и с нашей одеждой, орой пуговицы, например, открывают <глаза>, 1руя на тело выразительность лица. По мнению зских теоретиков, означающее может быть провано на тело, только подвергшееся предва- ри фациализации. Однако, как показывает, йр, античный миф о Баубо, лицо всегда фаци- )вано (например, соски на груди всегда высту- 1 качестве потенциальных <глаз> тела). юпытно, что опыты <фациализации> тела с по- глица-маски, которые интересовали Кулешова, симо от него и в ином ключе проделывал не- актер Вернер Краусс. Карл Цукмайервспоми- о Краусс ненавидел мимическую игру и мечтал ствовать на зрителей с помощью маски. Однаж- майер принес Крауссу маску призрака, которая ась у него на чердаке. Краусс надел ее и затем с 1ЬЮ коротких монологов и жестикуляции рук М У присутствующих отчетливое впечатление, ска плачет и смеется. В 1923 году Фридрих Зи- статье <Магия тела> посвятил специальный 5нт актерской технике Краусса, где, в частности, л: <Его телесная интенсивность так велика, что, IOH не располагает в качестве строительного ма- >а словом, вся его сила устремляется в члены его где она стремится обрести чисто пантомимичес- вгию лица>.
1ург пишет о магическом превращении в такие всего тела в маску.
417
Трансформация тела Краусса хорошо вписывается в ситуацию <обмена> междулицом и телом. Речь идет именно не просто о проекции телесного на лицевое, но об обмене. Жак Копо, французский далькрозианец и уже в силу одного этого режиссер близкий по своим уcтaнoвкaм Кулешову, использовал маски в основном не для подавления иррациональной мимики лица, но для раскрепощения тела актера:
<Для того чтобы раскрепостить людей в моей Шко- ле, я надевал йаних маски. И я мог мгновенно увидеть изменения в молодом актере. Понимаете ли, лицо для нас мучительно: маска спасает наше достоинство, на- шу свободу. Маска предохраняет нашу душу от гримас. А потом, в силу целого ряда последствий, человек в маске остро чувствует имеющиеся у него возможности телесной экспрессивности. Дело зашло так далеко, что таким образом я вылечил молодого человека, па- рализованного удручающей застенчивостью>.
По мнению Копо, раскрепощение тела возможно только через элиминацию мимики. Мимика блокиру- ет телесную динамику, потому что она оказывается текстом, интерпретирующим ее в психологических кодах. Именно обнаженное лицо способно <сместить> интерпретацию механически движущегося тела из сферы пластического совершенства в область, напри- мер, нелепой, неадекватности. Пока не <уничтожено> лицо, тело не обретет свободу.
Установка на маску заставляет тело брать на себя функцию лица, а лицо превращает в тело. Датский ре- жиссер Урбан Гад, анализируя игру Асты Нильсен (классической актрисы с лицом-маской), указывал, что само превращение лица в маску производится бла- годаря кинематографической технике крупного пла- на. Это превращение обладает своей логикой. Кино- объектив, обыкновенно описывавшийся как инстру- мент сверхобъективного зрения, как будто проецирует свою силу <объективирования> на снимаемое им ли- цо. Оптика объективирует лицо, придавая ему харак- тер маски. Гад писал:
418
ie главное - это то, что фильм показывает самую йчительную особенность лица или фигуры в
i усиленном виде. Небольшая округлость ноги ает ее, превращая в саблю, нос с небольшой гор- >й становится крюком. Относительно большое
>яние между носом и ртом превращается в филь- астоящую пустыню, скошенный подбородок со- топугайный профиль. (...) Можно подумать, что рре имеется линза, выточенная из андерсонов- 1волшебного зеркала>.
ьективация> лица, как уже указывалось, сопро- п-ся <фациализацией> тела. Такая трансформа- >сути диаграмматична. Никакой <экспрессив- в такой ситуации не возникает, возникает ил- i-экспрессивности, симуляция. Но симуляция йствует так, что результат проекций (например, на тело) прочитывается как экспрессивность. амма в данном случае выдает себя за означаю- ?есь процесс может быть понят как своего рода Каливание> лица и тела. Происходит нечто по- s генезису уродов через воображаемое зеркало, бывающее тело. Тело как бы расщепляется на- йа взаимоотраженные и взаимокопирующие венно тело> и <лицо>.
?ш описывает исполнение Астой Нильсен роли а в эпизоде встречи Гамлета с Фортинбрасом: упный план лица Асты Нильсен. Она смотрит инбраса, не узнавая его, пустыми цепонимаю- 1лазами. Ее губы в бессмысленной гримасе сме- ажают приближающемуся королю. Лицо Фор- са отражается в ее лице как в зеркале. Она как гографирует лицо, ныряет в его глубины, воз- ятся назад, и смех, который был лишь извне от- нной маской, постепенно изнутри теплеет и птся живым выражением лица. В этом заключа- еее искусство>.
1ение конкретного лица, так жй как и в экспе- с с Мозжухиным, происходит за счет отраже- аске (<абстрактной машине лицеобразования>) <тела. Отрывок Балаша интересен тем, что зер-
419
кальность функционирования маски здесь непосред- ственно описывается как киносъемка. Не просто лицо превращается в маску под воздействием <объективно- го> взгляда камеры, но сама маска становится каме- рой. <Пустые, непонимающие глаза>, с которыми мы уже сталкивались, становятся глазом камеры, чья объ- ективность выражается в ее <слепоте>. Подавление прерывистости движения глаза, его дискретности окончательно связывается с объективностью зрения. Объективность зрения - с вещей слепотой машины.
Взгляд не просто синхронизируется с движением руки, через эту синхронизацию он начинает как бы ощупывать мир (в отличие от <нормального> глаза, который основывает сканирование на системе то- чек - остановок-уколов). Через это ощупывание в иконическом как будто открывается индексальное из- мерение, непосредственная физическая связь между репрезентацией и ее объектом. Маска в этом режиме восприятия как будто становится слепком с ощупыва- емого глазом объекта, приобретает отпечаток чужой телесности.
В 10-20-е годы маска все чаще начинает ассоцииро- ваться с выражением сущности, а лицо - с ложью. По видимости, такой подход кажется парадоксальным, но за ним стоит своеобразная логика. Маска соприродна сущности - потому что объективно ее отражает. Она онтологична, В 1915 году Карл Эйнштейн опублико- вал небольшую книжку <Негритянская пластика>, оказавшую большое влияние на европейское понима- ние маски. Эйнштейн отталкивался от анализа татуи- рованного тела как тела, потерявшего интимный ха- рактер и приобретшего своеобразную объективность. Эйнштейн называл татуировку актом <самообъекти- вации> тела. Через этот акт африканец усиливает в се- бе элементы <типического>, претерпевает превраще- ние в другого, в том числе и в природный феномен - реку, например. И это преобразование проецируется на тело извне и не имеет ничего общего с внутренней трансформацией. Маска, как и татуировка, служит той же цели; она <объективирует> человека в род, ко-
420
му он принадлежит, превращает его в божество. почему маска, - замечал Эйнштейн, - имеет ISJI только тогда, когда она нечеловечна, безлич- <.Но это превращение в род или божество и есть лижение к сущности. В таком контексте лицо и вающаяся за ним <личность>, разумеется, высту- как лживость.
Нцо-маска и лицо-машина у Кулешова лишь по Мости противоположны друг другу. И то и другое гвуют против лица-выражения, лица-личности. 1и другое устанавливают тесную связь между ли- " телом. Лицо-машина действует по законам тела, ремя как лицо-маска, сохраняя неподвижность, йксивно, зеркально отражает движения тела. >аж служит этой механической рефлексивности, ращающей и лицо-машину и лицо-маску в мета- веские кинематографические машины. обопытно, что Эйзенштейн в 1929 году в статье адром> попытался представить актерские портре- враку и маску театра Но как модели кинематогра- екого монтажа. <Чудовищная> диспропорция ча- 1тйца и несообразно большое расстояние между 1у Сяраку и в японской театральной маске, по йю Эйзенштейна, - просто перенос в единовре-
йсть того, что в кино растянуто во временную це- f
не то же ли мы делаем во времени, как он (Ся- 1;в единовремени, вызывая чудовищную диспро- вдю частей нормально протекающего события, 1мы внезапно членим на <крупно схватывающие <средние планы борьбы> и <совсем крупные ащенные глаза>, делая монтажную разбивку со- 1 на планы?!>.
непропорциональность маски оказывается диа- матической записью временных промежутков, повательности разнородных частей. Маска ста- ся в таком понимании диаграммой процесса, за- > восприятия, реакции, движения времени. В ка- ITO смысле она вписывает в свои деформации не
421
только соотнесенное с ней тело, но и присутствие про- тивостоящего ей кинозрителя.
Эти метафорич.еские киномашйны, эти чувстви- тельные, зеркальные маски являются антропологиче- ской утопией, которую Кулешов проецировал на сво- их учеников и сотрудников. Кулешов описывал их как неких особых <футуристических> <чудовищ>, людей, лишенных обычных человеческих лиц:
<Нам нужны необыкновенные люди, нам нужны <чудовища>, как говорит один из первых киноработ- ников Ахрамович-Ашмарин. <Чудовища> -люди, ко- торые сумели бы воспитать свое тело в планах точного изучения его механической конструкции. (...) И тако- ва наша молодая, крепкая, закаленная и <чудовищ- ная> армия механических людей, экспериментальная группа учеников Государственного института кинема- тографии>.
Человек без лица - воплощение рода, бога - такое же чудовище, как животное, наделенное лицом. Ми- шель Приер заметил: <Если бы животное в своей ин- дивидуальной узнаваемости было опознаваемо по го- лове, выделяясь через лицо из своего стада, оно пере- стало бы быть членом своего рода, чтобы стать свя- щенным животным. Сакрализация животных сопровождалась своего рода антропоморфным лице- образованием, накладывающимся на его голову и придающим ему тератологический статус по отноше- нию к роду, чьим анонимным и неидентифицируемым представителем оно бы было без этого фантастическо- го преобразования>.
Своеобразие лишенного лица животного заключа- ется в том, что природное, биологическое здесь высту- пает как родовое, как нечто включенное в категорию, в разряд. Природное здесь выступает, вполне в духе Карла Эйнштейна, как маска. Человек же, отказыва- ясь от лица во имя маски, напротив, отрицает свою связь с природным, хаотическим, вписывается в раци- ональный организм рода, используя выражение Куле- шова, в <армию>.
422
leuJOBCKoe человеческое чудовище, меняющее машину на лицо-маску, имеет аналога в еще од- <онстре>, изобретенном XIX веком, - в исте- Интерес к истерии не случайно совпадает с интереса к физиогномике. Истеричка прони- рркультуру XIX века как своего рода механичес- довек, на котором задолго до конструктивист- утопий моделируется утопия экспрессивных йрионеток.
1-Мартен Шарко, создавший медицинский ка- >иагностике и лечении истерии, придавал осо- 1яение открытой им возможности искусственно 1ть истерические состояния под гипнозом. Лек- 1врко, собиравшие толпы любопытных, строи- 1жруг этих искусственно вызываемых гипноти- 1-состояний, превращенных в настоящий <те- 1по выражению Акселя Мунте, в <абсурдный Остерии. Одним из открытий Шарко, сделан- 1на <механическом> теле загипнотизированной 1цки, была способность пациенток отвечать на Задаваемое врачом положение тела изменением лица.Мимирование истеричек происходило 1вого сознательного их участия. Лицо-маска ис- .превращается под воздействием Шарко и его чтов в лицо-машину.
удник Шарко Легран дю Солль так описывает ?цесс: <Положение члена так тесно связывает- гветствующим выражением лица на основе ки, что в каталептическом сне с легкостью и tMHO автоматически формируется большинст- 1ускульных сокращений, которые выражают утимные чувства, стоит придать членам соот- >щее положение.
ольная начинает улыбаться, когда к ее губам пальцы, обращенные к ней внутренней сто- 1лицо становится угрожающим, когда вытя- Гперед ее руку, сжатую в кулак (...). Все эти ЩЯ лица выполняются спонтанно, без участия и сознания пациентки. Речь идет о совершен- атическом поведении (...), больная действует
423
машинально, как настоящий автомат, в тот момент когда приданные ей выражение или движение вызы- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|