Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчествание выпуклостей. В психологии известны эЩ менты с так называемой <внушенной тенью>. роде моделирующая тень на предмете, обычн<1 шенном неоднородно (в том числе и по светлоТЯ ски), объединяется с окраской в единый эффеК конечно, фиксирует и фотопленка, чащевсего вая лепку формы). На учебном рисунке распреД светлот должно прежде всего определить форМ ющий обязан отделить в восприятии модели oel ность элемента формы от светлоты его окраскШ ром Чистяков говорил о трудности в определен тотени на цветной коже. Темные и светлые пй нашем рисунке должны читаться только как
202
fhooMbl, подчеркивая объемное действие кар- ЦИ-" i,i, К тому же они решаются обычно в ином ljSg светлот, чем реальные освещенности на дапаз смягчают и сильные рефлексы и силь- яредм тени, <съедающие> форму. <Алгоритм> 1- ического рисунка заставляет видеть и в предме- акад светлоты, годные для прочности трехмерной "1 "а рисунке, видеть их вместе с формой, то есть Фплишь те, которые на рисунке создают эффект
формы. однако мы знаем рисунки, передающие градации
дщенности и характерную светлоту предметной ок- "пски рисунки, вызывающие даже ощущения хрома- цеских различий цвета. В таких рисунках процесс рисования должен строиться иначе, видеть на рисунке и в предмете надо гораздо больше (хотя арсенал редств остается неизменным: черное, серое, белое, линия, пятно).
Мы видим в предмете то, чего требуют характер и правила рисунка. Нарушение на рисунке формы или недостаточно ясная лепка заставляет нас исправлять светотень, сохраняя каркас, или исправлять каркас формы, сохраняя нанесенную светотень (сжимать контур).
. Седьмая задача. Учебный рисунок с натуры часто характеризуют как рисунок <для неподвижного глаза>, рисунок с фиксированной точки зрения (<фотоглаз>!), в то время как активное восприятие предмета предпо- лагает подвижность точки зрения. Но, строго говоря, восприятие неподвижным глазом возможно только посредством коллиматорного устройства. Изменение же точки зрения при рисовании живой натуры неиз- бежно, так как модель не может длительное время со- Рять полную неподвижность и точно восстанавли- ть прежнюю позу. Фигура все время является в не- ько иных поворотах. Чистяков говорил в связи с м о необходимости <вязать форму живой модели в самой>, то есть все время думать о цельности ри- исходя из зрительной оценки цельности, <связ- " Формы на рисунке. Значение восприятия ри-
203
сунка на этой, заключительной стадии проце ли нуждается в подтверждении. Рисующий обрзд теперь к модели лишь с эпизодическими вопр так как завершается реальность, созданная нищ
Вышеизложенное - лишь схема, не полная} процесса. Но и схема достаточно наглядна, чт < делить следующие положения.
Во-первых, тезис о существовании рисунк пассивного глаза> (сделанного пассивным гла: Н.В.), чисто оптического, физического, чисто; тивного подхода, сходного с фотопроцессом противоречит реальной природе процесса изо ния даже в наименее творческой его форме (то< открытой постановки художественных задач). < психологические теории, которые должны бьц крепить позицию сторонников противопостэд <рецептивного> и <продуктивного> изображении зываются не реальной опорой, а, скорее, ширм древней эстетической антитезы: <концепция <подражание>. Подмена эстетической антитез хологической не приносит успеха. Процесс изо ния не подскажет решения в пользу той или дру тетической позиции. Вопрос о том, где есть<ю ция>, а где - <подражание>, можно решить TOJ основе эстетической оценки результата. И осу: импрессионизма в приведенных выше формула только борьбой нового направления со стары> справедливостью, свойственной такой борьбе.
На самом деле, импрессионист, положив1 холст первый мазок, твердо держит в уме будуп раз (который в пылу полемики был назван <впе ние>). Тусклый и одинокий мазок на белом по.) ста (он темнее холста!) импрессионист видит как ло развития симфонии света. Нет ничего болеет кого от стихии света, чем плоский холст и тускло светящиеся, пятна пигментов. Но художник хощ плотить концепцию природы как радостного пра ка света (для человека, может быть, даже имен> горожанина!). Меньше всего он <списывает с на1 ибо в натуре симфония света меняется ежемин
204
д _ это сначала сплошная антиципация об- тем развитие и завершение концепции, опира- ЦР на восприятие сделанного. 1" поразительной близорукостью импрессионисту
в вину пассивную фиксацию первого впечатле- "о есть изменчивого явления, в то время как й Q изменчивость явления заставляет принять яс- твердое решение и удерживать первое, яркое впе- енае в течение всего процесса работы. Именно "енчивость явления предполагает сложнейшую за- интерполяции новых восприятий для продолже- -д работы, предполагает мощную память и актив-
епшее отношение к возникающему на холсте образу. дррация по отношению к импрессионизму - отча- i результат отсутствия научного интереса к конкрет- ному творческому процессу.
Об относительной пассивности в работе над рисун- ком (этюдом) можно говорить, пожалуй, только в слу- чае беспорядочного процесса у начинающего дилетан- та и у ремесленника, повторяющего заученные при- емы. И тот и другой страдают слепотой по отношению к тому, что предвидится и происходит на бумаге, и по- тому не умеют задавать природе ясных вопросов. Но и слепота ремесленника не идет ни в какое сравнение с абсолютной слепотой фотопроцесса по отношению к результату.
Во-вторых, важнейшая роль в процессе изображе- ния принадлежит восприятию намечающегося, воз- никающего и, наконец, готового к завершению рисун- ка. Здесь - и проверка сделанного и направление дальнейшей работы. Если даже для изображения с на- туры так важно все время видеть рисунок, то насколь- ко важнее это в сложном процессе работы но вообра- жению, когда натура используется лишь как вспомо- "ельное средство. Вспомните, что говорил Суриков поводу эскизов к картине <Боярыня Морозова> и в "и с самой картиной: <Не идут сани!> Он не раз ме- нял положение саней на эскизах. Затем он подшил низу холст, чтобы сани <шли>. К сожалению, выска- ния художников об этой стороне процесса еди-
205
ничны. Проблема восприятия возникающего щ та, то есть проблема информации для <обратщ зей> - употребим снова этот термин, - свяг правляющих и исправляющих процесс, выг принятой схемы творчества.
В-третьих, восприятие рисунка отличается ей природе от восприятия предмета. Это восг на базе ограниченной афферентации, это восг полноты жизненного содержания по неполной ме сигналов.
В психологии давно изучен факт разного 60 тия фигуры и фона в рисунках, допускающи) прокное чтение. . ,1
Одна и та же по цвету бумага вокруг фигуры l ся проницаемой, пространственной, внутри ее к< непроницаемой, плотной, предметной, в завися от того, что мы видим как фигуру и что - ка> Психология накапливает теперь эксперимента факты восприятия хроматических оттенков ци ахроматическом рисунке. На хороших линейнь сунках Серова, Энгра, Пикассо изображенное п жется более теплым по тону, чем окружающее ранство,. хотя объективно перед нами нетрону шевкой одинаковый тон бумаги.
В-четвертых, возникшая в последние годы г ма моделирования процесса творчества худ( сталкивается со специфическими трудностями шинное изображение - реальный факт - это фоя фия, оттиски пространственной копировально шины, работающей по фотоэлементу, и т.д. Нщ шинное> изображение лишь внешне похоже на> нок и скульптуру.
Для моделирования процесса художестве> изображения надо иметь в виду особую роль и i ние информации - от возникающего изобра) (обратные связи). Если отбор информации о пре изображения происходит по некоторому правя сигналы от изображения должны быть организ так, чтобы иметь возможность не только во1 включить один из заложенных алгоритмов, но и i
206
g правило - новую последовательность, по- " "Ї новые задачи. Может быть, это и не принци- едавить препятствие, ибо самоулучшающиеся уст- ?ff" самостоятельно находящие лучшие решения, Р" простых случаях уже существуют. Но может в доулучшающемуся творческому процессу сле-
ыть,
P вписать алгоритмическую неразрешимость. Я, надо иметь в виду, что поступление информа-
Затем 1 ппм обеспечиваться воспринимающими маши-
пдспринимающими те или иные отношения, ве- i и т.п. по отдельным задачам. Правда, и вос- -мающие устройства в элементарном виде уже рст-вуют. Но они моделируют только узнавание дедмета, например буквы в разных их начертаниях. .ценне рисунка бесконечно сложнее. Еще сложнее здание машинного устройства для восприятия ка- честв и дефектов рисунка. А ведь в таком восприя- тии - основной регулятор процесса. Для того чтобы видеть на рисунке трехмерную форму, ее убедитель- ность, прочность ее построения, для того чтобы ви- деть, создан ли на черно-белом рисунке цвет предмета или нет, читаем ли мы освещенность, свет или только форму, нужно было бы заложить в машину всю систе- му связей, образовавшихся в высших отделах головно- го мозга данного человека в процессе его жизни и, в частности, в процессе его творческой деятельности, все законы работы этих связей. Машина должна была бы развиваться подобно человеку от рисунка к рисун- <У- Трудности умножаются, если присоединить эмоци- ональный и эстетический опыт человека. Как ответить На вопросы: почему это хорошо? Почему здесь траги- ческий конфликт формы или красок? Почему это пре- красно, гармонично, а это только правильно?
В произведениях искусства эстетические катего- рии - реальность. Однако в чем конкретный фунда- "т эстетических оценок, пока не очень ясно. И все именно они определяют окончательный отбор Р воздействия>. Они регулируют и улучшают сс, они подсказывают, что процесс окончен. но, что это тоже не непреодолимая трудность,
207
ибо живая наука не знает догматически поста! границ. Но даже анализ процесса создания у рисунка предостерегает от скороспелого моде ния. Современные <кибернетические> опыт> жественного творчества>, в частности, страда ным отсутствием учета обратных связей, напс этом отношении фотопроцесс.
Кажется, что и вопрос об алгоритмическо шимости процесса творчества должен оставаэ крытым, ибо и отрицательное решение проб истинной науке, свободной от догмы и моды, решение.
Общая проблема <обратных связей>
При изучении творческого процесса до сих1 пользовали главным образом воспоминания г лей, художников, ученых, изобретателей. Этч либо дневники и разрозненные записи, письма литературных произведений, либо рассказы о ( с писателями, художниками. Не так давно col психологи пробовали создавать описания твор>Я процесса по данным специальных бесед, где пар тива принадлежала психологу. Это несколько рило круг вопросов, которые обсуждались до < как главные вопросы психологии творчества, рило в сторону индивидуальных особенности! цесса. И все же общая картина процесса измек несущественно.
Процесс творчества делят на три или четыД дии: задумывание (возникновение замысла), по1 вительная стадия (вынашивание замысла, накоп материала), стадия открытия (в связи с ней раса вается проблема вдохновения) и стадия провер тового результата.
Психологов больше всего занимал вопрос как возникает <открытие>, этот переход из <подсознательного> (лучше сказать, неосознани сти процесса) в сферу осознанного, как подгс
208
м объяснить это <внезапное> озарение. Провер- носили только к готовому результату. содержится ли в этой схеме вывод из действи-
фактов творческого процесса или отражение "цеских представлений, столетиями упорно "шихся в творческой среде и укрепившихся бла- распространению бергсоновско-фрейдистских
теорий? не кажется, последнее - вернее, и вот почему.
целенаправленное систематическое самонаблюде-
вообше говоря, несовместимо с процессом твор- ца (это - взаимоисключающие направленности, ни предполагают физиологически несовместимые цд1-ц возбуждения, мы говорим <человек поглощен ".рорчеством>). Главный источник рассказов о творче- ом процессе поэтому - память, сохраняющая, од- "ако, лишь самое яркое - и то случайно, частично, - некоторые минуты удачи, острые повороты процесса.
Рассказ о пережитом в качестве источника фактов есть новая и слишком литературная деятельность. Словесное оформление всегда использует привычные понятия, а в нашем случае - неопределенные поня- тия (представления) и существенным образом пре- ломляет факты. Даже словесный отчет испытуемого в психологическом эксперименте - часто сплав дейст- вительно пережитого и воспринятой теории. Очище- ние фактов от наслоений, связанных с процессом их выражения и их восполнения, необходимое вследст- вие особенностей памяти, - задача исключительной сложности.
Полученная таким путем характеристика творчес- кого процесса представляет его в целом как внутрен- ний путь, чаще всего - путь неосознанный, в конце которого результат возникает более или менее внезап- но. Реализация мысленного образа в слове, музыкаль- ной фразе, очертании, композиционном ходе не зани- мает внимания исследователей. О ней редко говорят Упоминания и письма. И начинает казаться, что ре- "изация образа в материале данного искусства - это,
209
в общем, гладкий, не творческий, а ремесленш цесс, что в нем нет ни открытий, ни трудность
Совершенно иная мысль приходит в голову дователю, когда он видит рукописи Пушкина, Та го, испрещенные многоэтажными исправле> (перечеркнутые слова, фразы, строки, набело т санные и вновь испещренные поправками к Можно легко предположить, сколько ненаписа вариантов, проговариваний текста во внутренней или в бормотании, декламировании должно бь пополнить эти материальные следы творческог цесса, если бы мы хотели видеть полную картш
Та же мысль приходит в голову, когда рассма ешь эскизы и этюды Сурикова, потрясающее нас <подготовительных>, но уже совершенных холс1 ниального А. Иванова, путаные сети линий на конченных рисунках Врубеля.
Несомненно, и на самих холстах Врубеля, Ик Сурикова скрыто множество исправлений, счг перекрытий. Общий эффект картины нельзя р жить на отдельные звенья процесса, скрытые в i красочного слоя или вовсе уничтоженные худ< ком. Впрочем, специальное просвечивание крас го слоя картины часто говорите крупных исправ ях, переделках (на старых картинах исправления гда проступают наружу). Конечно, есть художщ писатели, создающие вещь <одним дыханием>. это единое дыхание длится не минуты, а часы, и< ниатюре воспроизводит работу великих тружен искусства (удары кисти и контрудары, нервные с ки и поверх счисток с блеском положенные н.< мазки). Поучительно было смотреть фильм о pi П. Пикассо. Рождение образа вовсе не напомп простое запечатление на бумаге уже сложившег уме образа. Если бы можно было шире использ этот методический прием!
Где же выход из противоречия между бытую1 представлениями о творческом процессе и матер> ными свидетельствами этого процесса?
210
вь1х, акцент в анализе творчества должен к go-" g" с подготовительной стадии, когда буд- цтьпер образ, погруженный в общий жизненный loa (растет неосознанно, не регулируется Кв№ художника), в стадию реализации в особых гвах данного вида искусства. д .вторых, стадия реализации представляет собой
- льный процесс, в котором часы, минуты вдохно- и работы, - чаще сохраняемые памятью худож- " - сменяются периодами трезвого пересмотра анного, чередуются с часами и мгновениями взы- тельной оценки, относящейся не только к целому, ц частям, к отдельным словам, синтаксису, фигу- памречи, краскам, очертаниям, всем <формам воздей-
. ствия>. В-третьих, в этом процессе самую существенную
роль играет <прочтение> уже сделанного куска, стиха, трофы, соответственно - этюда к картине, первой раскладке цвета, первых линий композиции и даже - силы данного цветового акцента, меры лепки данного элемента формы.
Почему Пушкин зачеркнул одно слово и заменил Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|