|
Психология художественного творчестваленные практикой, приблизиться к пониманию <ме- ханизмов> психической <переработки> художествен- ного воздействия.
<Человек как мыслящее и чувствующее сущест- во, - пишет И.Т. Фролов, - еще раз доказал, насколь- ко он сложнее тех сциентистских ограниченных пред-
502
w о нем, которые когда-либо создавались в А, существуют в настоящем и, наверное, будут ъся в будущем. Homo sapiens - человек разум- ен весь соткан из противоречий и страстей земной. И только как человек земной он ут- рт свою самоценность и вообще представляет 1ибо интерес в космическом плане... эЬ1вая внутренний мир личности, искусство ает нас к наиболее развитым формам ее жиз- гьности и некоему личностному и социально- му. В этом смысле искусство - самая человеч- на общения и приобщения к вершинам чело- loro духа>.
достижения такой желанной цели нужно, что- кеживание было подлинным, а произведение ис- а.- его достойным, т.е., как мы пытались пока- 1пособным вызвать сопереживание и сотворче- Итателя на уровне художественного драматизма. to собой разумеется, что процессы эти ждут яйшего исследования и эстетикой, и психологи- 1скусствознанием, и социологией, и другими гу- 1рными науками.
БЛОК В.Б. Сопереживание и сотворчество// Художественное творчество и психология. Сборник. - М., Наука, 1991, стр.31-55.
Е.И. ЗАМЯТИН ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
В хирургии есть подразделение на большую хирур- гию - и малую: большая - это искусство делать опе- рации, и хорошим хирургом может быть только чело- век, имеющий к этому талант; малая - это ремесло, и научиться делать перевязки, вскрывать нарывы может всякий. Астрономия тоже разделяется на большую и малую: малая - это та часть прикладной астрономии, которая нужна, например, для того, чтобы определить положение корабля в море, проверить хронометр по солнцу и т.д.
То же самое подразделение я вижу и в искусстве, есть большое искусство и малое искусство, есть худо- жественное творчество - и есть художественное ре- месло. Написать <Чайльд-Гарольда> мог только Бай- рон; перевести <Чайльд-Гарольда> - могут многие. Написать <Лунную сонату> - мог только Бетховен, сыграть ее на рояле - и неплохо - могут очень мно- гие. Написать <Чайльд-Гарольда> и <Лунную сона- ту> - это художественное творчество, это - облазь большого искусства; перевести <Чайльд-Гарольда> или сыграть <Лунную сонату> - это область художест- венного ремесла, малого искусства. И совершенно яс- но, что если можно научить малому искусству, художе- ственному ремеслу, то научить большому искусству, художественному творчеству нельзя: нельзя научить писать <Чайльд-Гарольдов> и <Лунные сонаты>.
Вот отчего я с самого же начала отрекаюсь от выве- шенного заглавия моего курса. Научить писать рас- сказы, или повести - нельзя. Чем же мы будем тогда заниматься? - спросите вы. - Не лучше ли разойтись по домам? Я отвечу: нет. Нам все-таки есть, чем зани- маться.
Статья Е.И. Замятина (1884-1937) представляет собой переработанный конспект одноименной лекции.
504
1алое искусство, художественное ремесло - не- jHHO входит в качестве составной части в боль- ,-Бетховен, чтобы написать <Лунную сонату>, дол- 1-был узнать сперва законы мелодий, гармоний, эапункций, то есть изучить музыкальную технику Нику композиций, относящуюся к области худо- венного ремесла. И Байрон, чтобы написать пьд- Гарольда>, должен был изучить технику сти- >рения. Точно так же и тому, кто хочет посвятить творческой деятельности в области художествен- hp03bi, нужно сперва изучить технику художест- рй прозы.
скусство развивается, подчиняясь диалектичес- > методу. Искусство работает пирамидально: в ос- иновых достижений - положено использование >,накопленноготам, внизу, в основании пирами- еволюций здесь не бывает, больше, чем где-ни- ,- здесь эволюция. И нам надо знать то, что в об- 1 техники художественного слова сделано до нас. je значит, что вы должны идти по старым путям: тжны вносить свое. Художественное произведе- отько тогда и ценно, когда оно оригинально и по канию, и по форме. Но для того, чтобы прыгнуть надо оттолкнуться от земли, надо, чтобы была
1каких законов, как надо писать, нет и не может всякий должен писать по-своему. Я могу только 1азать, как я пишу, как пишут вообще: могу ска- рне как надо писать, а как не надо писать. 1К, главным предметом наших работ будет техни- ожественной прозы. Тем, у кого есть способность еству, это поможет скорее <вылупиться из скор- 1>; тем, у кого нет, - эти занятия могут быть толь- бопытны, могут дать некоторые сведения в обла- 1атомии произведений художественного слова. но для критических работ. Те, у кого есть голос, ются в правильной <постановке> голоса, как на- т это певцы. Это - вторая задача. Но тех, у кого тоса, разумеется, нельзя научить петь.
505
Если бы я стал обещать вам всерьез, что научу вас писать повести и рассказы, - это звучало бы так же нелепо, как если бы я обещал научить вас искусству любить, влюбляться, потому что это - тоже искусст- во, и для этого тоже требуется талант.
Я не случайно взял это сравнение: для художника творить какой-нибудь образ - значит быть влюблен- ным в него. Гоголь непременно был влюблен - и не только в героического Тараса Бульбу, но и в Чичикова, в Хлестакова, в лакея Петрушку. Достоевский был влюблен в Карамазовых - во всех: и в отца, и во всех братьев. Горький в <Фоме Гордееве> - фигура старика Маякина: он должен был выйти типом отрицатель- ным: это - купец. Я помню отлично: когда я писал <Уездное> - я был влюблен в Барыбу, в Чеботариху - как они ни уродливы, ни безобразны. Но есть - может быть - красота в безобразии, в уродливости. Гармо- ния Скрябина, в сущности, уродлива: она сплошь со- стоит из диссонансов - и тем не менее она прекрасна.
Об этом я говорю не для того, чтобы доказать всю ту аксиому, что творчеству научить нельзя, а для того, чтобы описать вам этот процесс творчества - по- скольку это возможной поскольку это знакомо мне по собственному опыту.
Совершенно также, как и влюбленность, - это од- новременно радостный и мучительный процесс. Еще ближе, быть может, другая аналогия: с материнством. Недаром же у Гейне в его ризм: <Всякая книга должна иметь свой естественный рост, как дитя. Честная женщина не рожает своего ре- бенка до истечения 9 месяцев>.
Эта аналогия самая естественная: потому что ведь и писатель, как женщина-мать, создает живых людей, которые страдают и радуются, насмехаются и смешат. И так, как мать своего ребенка, писатель своих людей создает из себя, питает их собою - какой-то немате- риальный субстанцией, заключенной в его существе.
У нас немного материала для того, чтобы получить понятие о самом процессе творчества. Писатели редко говорят об этом. Да это и понятно: творческий про-
506
проходит главным образом в таинственной обла- 1дсознания. Сознание, ratio, логическое мышле- грает второстепенную, подчиненную роль. яомент творческой работы писатель находится в янии загипнотизированного: сознание загипно- ованного воспринимает и разрабатывает лишь те тления, материал для которых дает гипнотизер. ожете щипать, колоть загипнотизированного га, дать ему понюхать нашатырный спирт - он не почувствует. Но подходит гипнотизер, дает > глоток воды и говорит: <Это шампанское> - и 1нотизированного в сознании появляются сразу социации, вкусовые и эмоциональные, связан- шампанским: он говорит, что ему весело, опи- твкус шампанского и т.д. Словом, у него появля- ворчество. Но чуть только сознание загипноти- анного выйдет из-под воли гипнотизера - твор- 1у конец: из воды человек уже не в состоянии 1ть вина, человек уже не в состоянии сотворить 1,чуда в Кане Галилейской.
не не раз приходило в голову, что, вероятно, под 1)зом писатель писал бы в десять раз быстрее и s,K сожалению, опытов в этом направлении не вводилось. Вся трудность творческой работы в IHTO писателю приходится совмещать в себе и гип- зера, и гипнотизируемого - приходится гипно- овать самого себя, самому усыплять свое созна- 1 для этого, конечно, нужны очень сильная воля кь живая фантазия. Недаром же многие писате- 1К известно, прибегают во время работы к нарко- я, для того чтобы усыпить работу сознания и ожи- работу подсознания, фантазии. Пшибышевский jor писать иначе, как имея перед собой коньяк; 1манс, да и не он один, пользовался для этой цели М, морфием. Андреев во время работы пил креп- Ййй чай. Ремизов, когда пишет, пьет кофе и курит. папиросы не могу написать и страницы. fee это, повторяю, для того, чтобы усыпить работу й1йия, подчинить ее подсознанию. Попытка ана- эвать творческий процесс неминуемо приводит
507
к тому, что на первый план выступает сознание - за- гипнотизированный просыпается, творческая работа останавливается, а стало быть, и анализу конец. Это не раз я испробовал на собственном опыте. Вот чем объясняется, что у писателей мы так мало находим указаний на то, какпроходиттворческий процесс. Мы находим только неопределенные указания на то, что писать трудно, или радостно, или мучительно.
Чехов в письме к J1. Гуревич: <Пишу медленно, с длинными антрактами. Пишу и переделываю - и час- то, не кончив, бросаю>. В другом письме: <Пишу и за- черкиваю, пишу и зачеркиваю>. В последний пери- од - он уже не писал, а как бы шутя говорил про се- бя - <рисовал> (цветные чернила).
Мы знаем, что представляют из себя рукописи Тол- стого, Пушкина: сколько исправлений и вариантов - и, стало быть, сколько творческих мук.
Мопассан. <Сильна, как смерть>. Во 2-й части ро- мана чуть ли не каждая фраза менялась и перестраива- лась. Заключительная фраза - 5 вариантов! Это писа- лось уже в период, когда у Мопассана сказывалась его болезнь все больше. Явно чувствуется именно то явле- ние, о котором я говорил: автор не в состоянии загип- нотизировать себя, свое сознание; сознание анализи- рует каждое слово, пересматривает, перекраивает.
Флобер. <Саламбо>. <Чтобы книга потела правдой, нужно быть по уши набитым предметом. А дальше нач- нется - пытка фразы, мучение ассонанса, терзания периода>. <Я только что закончил 1-ю главу - и вот не нахожу ничего в ней хорошего, я отчаиваюсь из-за это- го дни и ночи. Чем больше я приобретаю опыта в сво- ем искусстве, тем большим терзанием это искусство становится для меня: воображение не развивается, а требования вкуса все увеличиваются. Я полагаю, что немногие люди выстрадали из-за литературы столько, сколько я>. <Что за собачий сюжет! Трудность в том, чтобы отыскать верную ноту. Это достигается путем крайнего сгущения мысли, достигнутого естественно или усилием воли, но отнюдь не тем, чтобы просто во-
508
<ть незыблемую правду, сиречь, целую историю бностей реальных и правдоподобных>. г это самое <крайнее сгущение мыслей>, или то, [называл самогипнозом, - является необходи- : самым трудным условием творческой работы. а это состояние самогипноза, <сгущение мыс- ?иходит само собой, без усилия воли - и это, в сти, представляет собою то, что именуется вдох- гем. Но это случается редко. Для того чтобы пи- <льшую вещь, приходится каким-то усилием во- стигать этого состояния <сгущения мысли> - и 1ть этому нельзя: это какая-то органическая спо- 1сть, и ее можно только развить в себе еще боль- 1ли она имеется налицо.
1менты творческой работы очень похожи еще вот "у. на сновидение. Тогда сознание тоже наполови- 1млет, а подсознание и фантазия работают с нео- 1ной яркостью.
лизости и верности этого уподобления говорит to, по свидетельству многих писателей, решение яи иной творческой задачи им приходило во сне. е пришли в голову Пушкину какие-то строфы из н>. Гамсун всегда кладет возле себя на ночной tK карандаш и бумагу, чтоб записывать то, что приходит ему в голову, когда он просыпается 1ночи.
нсль человека в обыкновенном состоянии рабо- гическим путем, путем силлогизмов. При твор- работе мысль, как и во сне, идет путем ассоци- 1 В связи со словом, вещью, цветом, отвлеченным ием, о которых идет речь в повести, романе, рас- у писателя возникает целый рой ассоциаций. пю сознания выпадает из этих ассоциаций вы- 1 наиболее подходящую. Чем богаче способность юциации, - тем богаче образы автора, тем они нальней и неожиданней. Богатейшая способ- Ь Гофмана к ассоциациям делает его рассказы по- ильно похожими на какие-то причудливые сны. вно Горький читал свои воспоминания об Андре- <там приводил такие слова Андреева, у которого
509
тоже была богатая способность к ассоциациям: <Я пи- шу слово <паутина> - и мысль начинает разматывать- ся, и мне приходит в голову учитель реального учили- ща, который говорил тягуче, имел любовницу - деви- цу из кондитерской; эту девицу он называл <Милли> а подруги на бульваре звали ее <Сонька-Пузырь>>. Смотрите, какая богатая и причудливая ассоциация, связанная с одним только словом <паутина>. Творчес- кая мысль писателя работает так же, как у всех людей во сне. Мы нечаянно трогаем во сне горло холодной перламутровой пуговицей на рукаве. В нормальном состоянии, когда сознание трезво работает и контро- лирует наши ощущения, - никаких ассоциаций, ни- каких эмоций это прикосновение пуговицы не вызы- вает. Но во сне, когда сознание послушно подсозна- нию, - прикосновение пуговицы тотчас же ассоции- руется с прикосновением холодного стального ножа - и в какую-нибудь долю секунды мы увидим: нож гиль- отины - мы осуждены на казнь - в тюрьме - на две- ри луч света из узенького окошка, блестит замок - за- мок звякнул, это входит палач, сейчас поведут...
Эту способность к ассоциированию, если она вооб- ще есть, можно и нужно развивать путем упражнений. И это мы попробуем. Дальше мы увидим, что в числе художественных приемов - один из тончайших и на- иболее верно достигающих цели - расчеты на сооб- щения мысли...
ЗАМЯТИН Е.И. Психология творчества// Художественное творчество и психология. Сборник. - М., Наука, 1991, стр. 158-162.
1. РОЗЕТ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФАНТАЗИИ
икновение теоретических концепций фанта- эедко предшествовало ее экспериментальному тю, определяя собой выбор аспектов исследо- ,0дной из самых ранних концепций фантазии "у считать взгляды Лукреция Кара, который ет фантазию как результат случайного совпаде- времени и пространстве образов или их состав- стей. Уже в этой концепции заключены в неяв- де также идеи анализа, синтеза и рекомбина- чимавшие центральное место в ряде более по- чсихологических систем.
?зглядам Лукреция также восходит мнение о том, фантазия принципиально ничего нового не со- 1лишь соединяет необычным образом обычные давления. Это, по существу, точка зрения эмпи- у наиболее последовательно развитая сначала в црфии Юма, а затем в ассоциационистских сис-
яософия рационализма, признавая реальность зии, противопоставляла ее понятийно-логичес- мышлению. Так, известный физик и математик раскаль усматривал в фантазии силу, враждеб- азуму. В своем знаменитом сборнике афоризмов ди> он писал: <Воображение - это обманчивая на человека, это наставник в заблуждении и Живости...>
карт почти во всех своих философских произве- tx противопоставлял рациональному мышлению 1жение, в котором он видел источник заблужде- f ошибочных умозаключений. Например, в<Рас- нии о методе> сказано, что <вымыслы вселяют возможность таких событий, которые совсем <ожны>.
511
Согласно Спинозе, <от одного только воображения зависит то, что мы смотрим на вещи, как на случай- ные>, и, напротив, <природе разума свойственно рас- сматривать вещи... как необходимые>.
Взгляды на фантазию Паскаля, Декарта и Спинозы положили начало убеждению, согласно которому су- ществует антагонизм между разумом (интеллектуаль- ными процессами) и фантазией. Аналогичное мнение отмечается и в некоторых современных философских "системах.
Взгляды представителей той или иной философ- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|