Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчестваЗими хотел видеть их зритель.
У актеров, владеющих секретом внутренней харак- ерности, склонных к конструированию новой лично- Ти, преобладает иной тип воображения - творческое Моделирование образа.
1 Мы можем найти подтверждение этой мысли у Ста- 1(иславского в дополнениях к главе (<Характерность>. ?таниславский пишет о том, что существуют актеры, Которые создают в своем воображении предлагаемые бстоятельства и доводят их до мельчайших подробно- гей. Они видят мысленно все то, что происходит в во- 5ражаемой жизни. Но есть и другой творческий тип стеров, которые видят не то, что вне их, не обстанов- ку и предлагаемые обстоятельства, а .тот образ, кото- рый они играют в соответствующей обстановке и пред-
669
лагаемых обстоятельствах. Они видят его вне себя, ко- пируя действия воображаемого персонажа.
Это не значит, конечно, что актер приходит на пер- вую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Выше говорилось о том, что в период, когда мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найден- ное актером как будТо случайно, интуитивно оценива- ется им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения.
Именно в этот период актеру нужно как можно бо- лее полное и живое представление себя в предлагае- мых обстоятельствах. Только тогда его действия будут непосредственны и органичны.
Как ж взаимодействуют в процессе перевоплоще- ния два вида воображения: эмоциональное представ- ление самого себя в вымышленных обстоятельствах и опорный образ иного человека, возникший вне собст- венного (<я> актера, но рожденный его эмоциональ- ной отзывчивостью, памятью, воображением? Каков механизм слияния (<я> и (<не-я> актера?
Известно, что воображение себя в предлагаемых обстоятельствах роли есть обязательный начальный этап обучения в театральной школе. У ученика воспи- тывается умение естественно, органично и последова- тельно действовать (<от себя> в любых вымышленных условиях. И соответственно тренируется воображение (<обстоятельств действия>. Это азбука актерского де- ла. Но подлинное мастерство перевоплощения прихо- дит тогда, когда в соответствии с авторскими задача- ми, режиссерским решением и трактовкой самого ак- тера рождается сценический характер - новая челове- ческая индивидуальность.
Мы видели, что если образ персонажа разработан в воображении художника достаточно подробно, если он, по выражению М. Чехова, (<живет самостоятель- ной жизнью согласно жизненной и художественной правде>, он воспринимается самим творцом-актером как живой человек. В процессе работы над ролью по-
670
оянно идет общение между художником и создан- ным в его воображении героем.
Подлинное понимание другого человека невоз- ожно без сопереживания. (<Чтобы веселиться чужим юельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с >мощью воображения перенестись в положение дру- ого человека, мысленно стать на его место. Подлинно уткое и отзывчивое отношение к людям предполага- г живое воображение>, - писал Б.М. Теплов. Сопе- еживание возникает под воздействием образа (<я в редлагаемых обстоятельствах>.
S Этот вид воображения характерен тем, что процесс ысленного воссоздания чужих чувств и намерений ввертывается в ходе непосредственного взаимодей- гвия человека с другим лицом. Деятельность вообра- жения в этом случае протекает на основе прямого вос- риятия поступков, экспрессии, содержания речей, 1рактера действий другого.
Условия работы актерского воображения
Можно предположить, что по той же схеме проис- дит взаимодействие актера с персонажем во время ектакля. Естественно, что для этого требуется высо- 1йгурОБень воображения, особая профессиональная гльтура. Для достижения вершины актерского мас- <рства необходимы такие условия: . - во-первых, роль должна быть разработана в та- IX подробностях, чтобы жить своею, как бы особой изнью в воображении художника; - во-вторых, жизнь персонажа должна вызывать (переживание самого актера и идентификацию с ро- >ю;
- в-третьих, актер должен обладать высоким уров- м концентрации внимания, чтобы у него легко воз- Икала творческая доминанта;
- в-четвертых, важна способность актера пережи- гь предлагаемые обстоятельства как реально суще- вующие, жизненные. Чувство веры - профессио- льно важное свойство, которое помогает актеру сде-
671
дать жизненные обстоятельства персонажа своими собственными.
Эксперименты показали, что представления задан- ного возраста вызывают изменения в высшей нервной деятельности испытуемого. Например, у человека, ко- торому удается представить себя стариком, замедляет- ся выработка условных рефлексов, все реакции ослаб- ляются. Представление себя молодым, напротив, у способных актеров увеличивает темпы работы голо- вного мозга.
Сценическое поведение определяется сопережива- нием не реальному, как в жизни, партнеру по обще- нию, а тому опорному образу - персонажу, который родился в творческом воображении в процессе освое- ния роли. Действия актера как эхо повторяют на сце- не действия воображаемого лица. (<Я> актера и (<я> образа сливаются в этом своеобразном процессе об- щения в единое целое. Уже в работе воссоздающего воображения, как показали исследования О.И. Ники- форовой, огромную роль играют интуитивные про- цессы. Так, поданным исследователя, при восприятии художественных текстов процесс воображения проте- кает свернуто и неосознанно. Образные представле- ния связываются воображением с накопленными в опыте впечатлениями. При этом возникает эмоцио- нальное переживание образов, они воспринимаются как живые, имеет место предвосхищение дальнейшего и сотворчество с автором.
Нечто подобное, вероятно, происходит в процессе сценического действия. Общение с образом по ходу спектакля идет свернуто и неосознанно, оставляя лишь уверенность в правильности рисунка действия. На языке сценического искусства эта интуитивная уверенность называется (<чувством правды>. Она оп- ределяет творческое самочувствие, дает ощущение свободы на сценической площадке, делает возможной импровизацию.
Таким образом, перевоплощение достигается в том случае, когда актер.достаточно полно разрабатывает предлагаемые обстоятельства роли и зрительно-двига-
672
ельные представления типа (<я в предлагаемых об- тоятельствах>. Тем самым он как бы вспахивает поч- на которой должно взрасти зерно творческого за- мысла. Параллельно воссоздающему воображению ботает воображение творческое, создающее обоб- щенный образ персонажа. И только во взаимодейст- ии образа (<я в предлагаемых обстоятел1,ст1зйх>и об- >за роли в процессе сценического действия возника- С новая личность, выражающая определенную худо- ественную идею.
Следовательно, актер (<идет от себя> к образу, но и торный образ, развиваясь, обрастая подробностями, ановится все более (<живым> в воображении и дей- виях на сцене, пока не произойдет слияние этих ух личностей - воображаемой и реальной.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Н.В. Психология художестиенного творчества. - СПб., /995.стр. 165- 181.
И.И. СИЛАНТЬЕВА
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Г.И. ГУРДЖИЕВА И БИОМЕХАНИКА В.Э. МЕЙЕРХОЛЬДА
Пусть никогда история не подарит ни строчки, ни слова, свидетельствующих о том, что мыслитель Гурд- жиев и режиссер Мейерхольд, чьи концепции челове- ка-машины столь близки, были знакомы или заинте- ресованы творчеством друг друга, - эти личности по ладу и тональности мышления некоторое время, в 20- е годы, стояли рядом, как обычно и стоят философия и искусство, особенно - театр, который сам по себе - философия. Всякий раз, когда идея, упав камнем в стоячие воды, вызывает концентрические круги, за- хватывающие все области человеческого самовыраже- ния, - будто всеведающий Архетип организует твор- чество мыслителей и художников одного или несколь- ких поколений, - открывается новая эпоха.
Идея человека-машины, (<человеческого механиз- ма>, оформившись к концу прошлого века в психофи- зиологии как научная точка зрения, обусловленная экспериментально, в новом столетии продолжала раз- виваться в прикладных науках. Но утончаясь, в рафи- нированном виде овладев ментальной сферой, она оп- лодотворила философию и искусство эпохи перемен, избравшее конструктивно-технический способ вопло- щения мечты о безукоризненно отлаженной жизни. Возможно, прямо или опосредованно творчество ху- дожников-конструктивистов повлияло на траекторию движения по театральному небосклону (<беззаконной кометы> - Мейерхольда.
Вводя в тщательно структурированное сценическое пространство идеально функционирующую модель - актера, обнажая каркас театрального приема, пред- ставляя образы прошлого (<царством автоматов, обоб- щенных схем, занятых равнодушным воспроизведе- нием установленного бессмысленного ритуала, при-
674
юсобленных к механическому выполнению обрядо- ях функций>, режиссер увлекал театр на новую орби- у, оправдывая собственные слова, что мысль должна ыть всегда впереди. Художественное время постано- ок, обгоняя опоздавшие жить персонажи, постепен- р цементировало эти социальные маски, празднуя их способность к бытию. Замысел требопал тип акте- э-инструмента, послушного режиссерской воле и огласного ограничить свой внутренним мир и само- гоятельную мысль жестким обликом маски. В много- яожной структуре человеческой личности для искус- гва-жизнестроения, проступившего в биомеханичес- ой системе В.Э. Мейерхольда, был востребован лишь еханический человек. В театр, ориентированный на рхничные, четкие очертания игрового пространства, еста, облика, на целесообразность движений, естест- рнно были привнесены производственно-техничес- ме термины и отношения (<мастер-ученик>. В беседах с учениками о мысли - самом высокой из 1яп, преобразующих механического человека в интел- ектуального, развивал свою философию другой мас- ер - Г.И. Гурджиев. Его концепция (<человека-фаб- йки> лишь на первый взгляд позволяет подразуме- ать в нем единомышленника В.Э. Мейерхольда. Ис- тедование творчества Мейерхольда 20-х годов с 1озиций эзотерической философии Гурджиева, на- анного П.Д. Успенским апологетом современного ккультизма в одной из его наиболее логически разра- отанных форм, приводит к тому, что биомеханика ак система, способ существования актера на театре е имела будущего, исчерпав выразительные возмож- ности за определенный срок. Ей суждено было остать- авторским приемом мейерхольдовского театра. И ому в эзотерической философии есть объяснение. Не один актер мейерхольдовской труппы говорил о ежиссерском диктате, разумеется, во имя гармонии Целого. Известно, что партитура спектакля предусмат- ривала каждый жест и движение актеров и они были управляемы режиссером через (<оперший момент> - Конструкцию, с которой работали, и вещь, с которой
675
nua.l-H-oda аоЦппаз
-: "пм >> рншм rwмавulзэ момнадшЛ и Muapvl-B ммjЬ шоии Р >п хмнм wdu шошс VVOM irahM
КНианкм 4[awdv ngEvd
розли"
играли. В.Э. Мейерхольд овладел и функцией драма- турга, составляя сценарий спектакля, и функцией по- становщика, компонуя игры в прихотливых темпорит- мах и единолично определяя стиль виртуозных и тех- нически остроумных спектаклей. Он использовал максимально силы и возможности подручного (<стро- ительного материала> тем авторитарнее, чем более сближались в его системе актер играющий и предмет для игры. Справедливо замечено Б. Алперсом, что (<обнимая в своем творчестве, определяя собой до конца работу актера, драматурга, художника, соеди- няя всех в себе, Мейерхольд Создал театр по своему об- разу и подобию>, это и не могло быть иначе, ведь мысль созидает адекватную себе форму, а Мейерхольд в своем театре олицетворял мысль.
Авторитарность режиссера находит обоснование в концепции (<саморазделения> Г. И. Гурджиева, соглас- но которой мысль и сущность в человеке живут сами по себе. Мысль зависит от малого количества влия- ний, сущность же - природный тип, характер, собст- венное врожденное Я - подвержена изменениям в любой момент. Мысль склонна к идентификации с сущностью; при независимой логике мышления она может стать функцией сущности. Прямая аналогия во взаимоотношениях В.Э. Мейерхольда и актеров воз- никает, если рассматривать исполнителей как сово- купность сущностей - коллективную сущность. Дик- татура в философии Гурджиева находит поддержку и в связи с тем, что обычный человек предстает сложным созданием, состоящим по крайней мере из четырех тел, у каждого из которых свой центр, не согласующий действия с тремя другими, и для осуществления об- щей деятельности все они должны подчиняться одно- му хозяину: у рядового человека нет хозяина, а где нег хозяина, там нет и души. Душа нерасторжима с волен. На театре истинной волей, хозяином, душой выступа- ет реальное, осознавшее себя Я - режиссер, которому предназначено восстанавливать утраченную между центрами гармонию.
676
Рассуждая о специфике актерской профессии в июче своей концепции, Гурджиев пишет: (<Если я иг- 1Ю какую-то роль, то я должен все время направлять. 1евозможно полагаться на импульсивность. Я могу направлять, только если существует тот, который был бы способен направлять. Мое мышление не может на- правлять. Оно занято, чувства тоже занять). Тот, у кого есть (<Я>, и тот, кто знает, что имеется в различных сферах, может сыграть роль. Тот, у кого нет (<Я>, не способен это сделать>. Каждая част). - (физическая, эмоциональная, интеллектуальная - находятся под различными влияниями; необходимо постоянное са- монаблюдение, выяснение: что идет от мысли, что - г тела. Для того, чтобы актер, освобождаясь от одно- ) рода влияний, не становился зависим от влияний ?угих, Мейерхольд разделяет раз и навсегда функции еатрального организма, особенно - вводя биомеха- ническую систему воспитания актера, и локализует в se6e мысль, волю, власть. Он - координатор целого, невзирая на чувства, вызываемые установленными им правилами. Закон в эзотерике - явление ментального порядка, и справедливо замечание Гурджиева, что превосходство одного человека над другим устанавли- вается вне всех чувств.
Если В.Э. Мейерхольд в начале 20-х годов, рассма- эивая исполнителя как (<живописное средство>, ме- 1нического действователя, отчасти позволял ему рас- поряжаться своими чувствами, то несколькими года- ми позже отказал ему в возможности выказывать соб- гтвенное - насмешливое, ироническое отношение к персонажу - отражению замысла режиссера. В связи : (<размежеванием> центров чувствен предстало пре- 1ятствием в общем творческом акте, так как человек. ie натренированный в способности (<самопамятова- 1ия>, - отмечал Г. И. Гурджиев, - то есть не обладаю- ций руководящим Я высшего порядка, становится ра- >ом эмоций. Интеллект, в силу его неспособности Преодолевать отождествление с эмоциями, (<попадает рабство эмоциональных колебаний>. Невозможно к согласиться с положением Гурджиева, что во время
677
эмоционального реагирования интеллект фактически неспособен быть независимым от эмоций, чтобы на- блюдать их со стороны и вносить разумные корректи- вы в эти реакции. Неудивительно, что Мейерхольд, стремясь сохранить (<глаз профессионала>, - избе- жать плена эмоционального центра, обособил интел- лект, являя собой сознательную волю коллективного тела театра как его высший интеллектуальный центр.
Тогда представляется, что не осознающий себя, яв- ляющийся машиной человек, говоря словами П.Д. Ус- пенского, популяризатора философии и психологии Г.И. Гурджиева, не совершает независимых внешних и внутренних движений; его движения, слова, идеи, эмоции, настроения и мысли есть следствие внешних явлений, толчков, воздействий: (<Человек не спосо- бен делать. В действительности все это с ним происхо- дит. (...) Человек не способен двигаться, думать или говорить на свой собственный счет. Он представляет Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|