Психология художественного творчества



78 страница


присоединить и театр, где психотворит актер, прилюд-  

но, желанно обнажая психические процессы, из кото-  

рых соткана душа образа.  

 

694  

 

Видя (<материнское лоно> всех наук и искусств в  

душе, Юнг в науке о душе выделяет два соотнесенных  

предмета: психологическую структуру произведения  

искусства - (<предумышленно> оформленный про-  

дукт сложной душевной деятельности и психологиче-  

ские предпосылки художественно-продуктивного ин-  

дивида - сам душевный аппарат. В первом случае объ-  

ект аналитической психологии - конкретное произ-  

ведение искусства; во втором - творчески одаренный  

человек в своей неповторимой индивидуальности. В  

переводе на язык театра относительно актера произве-  

дением искусства выступает образ, актер же находится  

с ним в (<интимнейшем сцеплении и неразложимом  

взаимодействии>, причем образ настолько полно реа-  

лизовдн, насколько богата психотворящая индивиду-  

ьальность актера. В отношении зрителя произведением  

искусства выступает актер-образ, сам же зритель мо-  

жет воспринять это искусство настолько, насколько  

позволяет его творческий потенциал. В этом и состоит  

1 интимность связи актера и зрителя.  

 

Но разве не является сам зритель произведением  

искусства относительно актера, который, сознательно  

воздействуя на зрителя посредством художественного  

_0браза, изменяет приучит. ЗРИТР-Л я, -гяг.тя пп ар.тгаа-  

творить с ним, творить себя, корректировать свое Я,  

пересоздавать и работать над собой как над произведе-  

нием искусства?  

 

Точка зрения Юнга по проблеме границ между пси-  

1 хологией и искусством сводится к обнаруживанию  

взаимосвязи В обстоятельстве, что искусство в своей  

художественной практике есть психологическая дея-  

тельность и в качестве таковой не только может, но и  

должно рассматриваться с точки зрения психологии.  

Наравне с другой, диктуемой психическими мотивами  

деятельностью человека, искусство предстает как  

предмет психологической науки. Тем более, добавлю,  

искусство, материалом которого является непосредст-  

венно психика актера.  

 

В каждом творчески одаренном человеке Юнг ви-  

дит двойственность, синтез парадоксальных свойств:  

 

695  

 

нечто человечески личное и внеличностный творчес-  

кий процесс. Личная психология может и должна под-  

вергаться индивидуальному объяснению в зависимос-  

ти от состояния человека; в качестве же художника че-  

ловек может быть понят исключительно из его творче-  

ского деяния.  

 

Юнг называет художника (<коллективным челове-  

ком>, носителем и ваятелем бессознательно действую-  

щей души человечества. Но, согласитесь, среди худож-  

ников в первую очередь актер предстает перед зри-  

тельным залом в своей множественности свойств и ка-  

честв (<коллективного человека>, и какая-либо  

частица из множества да найдет хотя бы одну подоб-  

ную частицу в каждом из зрителей, пробуждая в нем  

(<коллективного человека>, а следовательно - худож-  

ника, и тем вовлекая его в процесс со-творчества.  

( Тайну художественного творчества и воздействия  

искусства Юнг усматривает в погружении личности в  

изначальное состояние (<мистической сопричастнос-  

ти>, так как на этом уровне переживает не отдельный  

человек, но народ, - и благо и беда отдельной лично-  

сти растворяются в жизни народа; такая сопричаст-  

ность на уровне зрительного зала обусловлена состоя-  

нием со-творчества. Поэтому глубЬчайшим образом  

воздействует и избавляет от комплексов то произведе-  

ние искусства, которое объективно и имперсонально.  

 

Рассмотрению с позиции психологии, по мнению  

Юнга, может быть подвергнута лишь та часть искусст-  

ва, которая охватывает процесс художественного об-  

разотворчества, не затрагивая собственно существо  

искусства. Театральная параллель возникает в следую-  

щем: если процесс работы актера над образом в доста-  

точной мере отражен в мемуарной и театроведческой,  

критической литературе, то образотворчество зрителя,  

организованное актером, представляет особый инте-  

рес как творчество потенциального актера.  

 

Исходя из главного закона филогенеза, Юнг ут-  

верждает, что психическая структура аналогично ана-  

томической должна нести на себе метки прародитель-  

ских ступеней развития. Юнг вводит понятие (<кол-  

 

696  

 

элективное бессознательное> (архетип), подразумевая  

своеобразный врожденный компонент структуры той  

(<души>, которая является матрицей и предпосылкой  

; сознания. Образы (праобраз, архетип) К.-Г. Юнг оп-  

.ределяет как сформулированный итог типического  

; опыта бесчисленного ряда предков, (<психический ос-  

; таток бесчисленных переживаний одного и того же  

(типа>. Когда архетип переходит (<порог> комплексую-  

щего сознания, то последнее должно обрести равнове-  

сие. Эти выявления коллективного бессознательного  

>по отношению к складу сознания Юнг называет ком-  

..венсацией. Рассмотрим, как это происходит на театре:  

актер, возбуждая воображение, а следовательно под-  

сознание зрителя, побуждает последнего находить в  

персонаже бессознательно то, что требует компенса-  

гции на сознательном уровне. Так, реализация одного  

1ИЗ множественных Я и зрителя и актера носит харак-  

Itep компенсации.  

 

1 Введя в аналитическую психологию понятие (<ав-  

тономный комплекс>, К.-Г Юнгхарактеризуетегокак  

<обособившуюся часть души, ведущую самостоятель-  

1яую, изъятую из иерархии сознания психическую  

1?кизнь>. (<Автономный комплекс> в некоторых случа-  

Д2иУ10билизует Я на.службусебе как <ыешем-тктн-  

ция. Тогда художник, захваченный творческим про-  

здессом, отождествляет себя с (<автономным комплек-  

том>, что, на мой взгляд, наблюдается в перевоплоще-  

нии актера и отождествлении зрителя с персонажем, о  

чем свидетельствует выражение (<захвачен со-пере-  

акиванием>. Следует различать добровольную уступку  

актера и зрителя, готовность подчиниться возрастаю-  

щему в них автономному комплексу (у актера относи-  

)гельно образа, у зрителя - относительно актера) и со-  

противление, при котором есть вероятность осуществ-  

дения насилия со стороны автономного комплекса, и  

данном случае корни патологии и творчества могут  

предстать тесно переплетенными, например, когда  

происходит вытеснение определенных психических  

одержаний в виду их нравственной несочетаемости с  

ознанием.  

 

697  

 

3. Фрейд и К.-Г. Юнг ведут общение с пациентом в  

диалоге, то есть в форме театральной, драматической;  

механизм и сегодня неизменен: психоаналитик вы-  

свобождает одно из подсознательных Я пациента, ми-  

нуя контроль Я-концепции, находит доступ к некоему  

Я-образу пациента, несущему заряд дистресса и под-  

лежащему актуализации. Аналогичным представляет-  

ся процесс психоанализа во время спектакля, где вра-  

чующей стороной выступает актер. Что такое (<бесе-  

ды> Фрейда и Юнга с пациентами? Это не что иное  

как проигрывание ранее неосознанной страждущим  

ситуации в новой роли, осторожно доводимой до со-  

знания психиатром, что позволяет ему взглянуть по-  

новому, непривычным взглядом на, казалось бы, зна-  

комую ситуацию, подлежащую переоценке. Эта пере-  

оценка, проигрывание и врачом и пациентом одной и  

той же роли дает основание для их одновременного  

перевоплощения и отождествления в ней обоих Я. Это  

и есть трансфер, - тождество, которое в психоанали-  

зе театральной системы (<актер-зритель> выражается  

формулой отношений: (<актер=психиатр - зри-  

тель=пациент>. Зритель предстает в качестве пациен-  

та в театре психоаналитической драмы, где главным  

героем оказывается он сам, смотря со стороны на само-  

го себя играющего. Думается, это главное, что соединя-  

ет практическую психологию с театром. Кстати, отсю-  

да проистекает, возможно, любовь-нелюбовь к актеру:  

зритель, чрезмерно любя себя и узнав себя в актере-  

образе, иной раз вынужден себя же и осудить. Подоб-  

но пациенту, переносящему на врача неприязнь, воз-  

никшую в процессе анализа неприятной ситуации,  

зритель может невзлюбить актера, показавшего ему  

его собственные недостатки, повернувшего (<глаза  

зрачками в душу...> Эффект врачевания зрителя за-  

ключается в том, что, узнавая свои слабые места, он  

 

Трансфер (в психоанализе) - перенос на психотера-  

певта эмоционального отношения пациента к значимым  

для него людям.  

 

698  

 

становится вооруженным против своих слабостей, а  

найдя мужество оценить себя негативно, обретает си-  

лы для избавления от отрицательного героя в себе са-  

мом. В этом и есть присущий театру великий момент  

покаяния.  

 

Сознательное применение театральных приемов  

для коррекции психики (<актеров-зрителей>, которы-  

ми являются пациенты, происходит в (<психодраме>:  

Я. Морено, соединив психоанализ с драматургичес-  

ким принципом, привносит в психоаналитический  

практикум непосредственное действие, - так возни-  

1 каст вид или техника групповой психотерапии для  

изучения и коррекции психологического благополу-  

чия личности в малой группе, а основой созданного  

Морено театра экспромта становится высший прием  

1 актерского искусства - импровизация. Но и опыты  

. (<психодрамы> Я. Морено, и изыскания современных  

нам психоаналитиков на театре, рассматривающих  

процесс восприятия зрителя как когнитивно-эмоцио-  

нальное катарсическое единство, и даже (<жестокие>  

прозрения А. Арго, с его поиском смысла в новой са-  

модостаточной сценической реальности, пробуждаю-  

1щей архаическое начало в зрителе - все восходит к  

1<ацгеи отечрсгведыой-традиции- к-теоретическим  

разработкам Н. Евреинова, выдающегося театрально-  

. го деятеля, искусствоведа-психолога.  

" Н. Евреинов впервые связывает психоанализ с теа-  

i-тром, непременной функцией которого является жес-  

1 токость, посредством художественного образа воздей-  

1ствующая на зрителя, и игрой актера, посредством ко-  

1 торой тайные подавленные желания зрителя выявля-  

ются и сублимируются. Определив новое понятие  

1<<театротерапия> формулой (<Театр лечит актера, те-  

Гатр лечит и публику>, Н. Евреинов справедливо ут-  

верждает, что (<театр будит в нас волю к жизни, власт-  

jHO заставляя нас преображаться. А в преображении (ак-  

l-re преображения) и заключается вся сила, подлинно  

1 живительная сила театра, - сила целительная. Прак-  

1 тический интерес представляет опыт первого коллек-  

1 тивного психоанализа (<театра для себя>) - школь-  

 

699  

 

ный спектакль постановки 1921 года, предшественник  

(<психодрамы>. Эта (<автобио-реконструкция>, в ко-  

торой исполнители - школьники играют самих себя,  

инсценировав собственные жизненные коллизии,  

(<сценически изживаемые>, воплощает театрализа-  

цию жизни по Евреинову, в которой (<лицедейство> -  

творческий акт личной воли к трансформации. Н. Ев-  

реинов стремится поставить зрителя в центр сцениче-  

ского действия, сделать его действующим лицом (<мо-  

нодрамы>, воплощающей идею (<театра для себя>. Ду-  

мается, иллюстрацией этой идеи служит полотно ве-  

ликого русского художника А. Иванова (<Явление  

Христа народу> - Вселенская монодрама; компози-  

ция картины театральна: множество людей, каждый из  

которых - воплощение одного чувства или состоя-  

ния, лицезреют Богочеловека, берущего на себя все  

грехи человеческие, чтобы изжить их в своих страда-  

ниях и переплавить души в огне Истины и Любви. В  

этой мистерии как высшей жизненности каждый пер-  

сонаж оценивает себя относительно Единого и Совер-  

шенного.  

 

В каждом театральном спектакле заложена тенден-  

ция психотерапевтического воздействия - завуалиро-  

ванный аналитический сеанс. Объектом моего внима-  

ния избрана творящая личность актера и зрителя; рав-  

ноценно и независимо существующие в социуме, они  

на театре свободно объединяются в бинарном нера-  

венстве взаимозависимой системы (<актер-зритель>, в  

которой одна личность приобретает статус професси-  

онала, а другая - эстетического (<потребителя> его  

профессии в силу эстетической потребности. Но надо  

помнить, что каждый спектакль является сильнейшим  

стрессором как для актера, так и для зрителя. Сегодня  

поле внимания практической психологии распростра-  

нилось до космонавтики, но не затронуло профессию  

актера, по стрессогенности уступающую лишь шахте-  

ру, пилоту и полицейскому. Теория стресса Г. Селье да-  

ет мне новый инструментарий для исследования теат-  

ральной системы (<актер-зритель> и сообщает им-  

пульс к дальнейшему освоению театральной психоте-  

 

700  

 

1 рапии. Необходимо отметить, что в спектакле актер  

1 каждый раз добровольно и сознательно подвергает себя  

1 стрессу, а посредством актера добровольно и неосознан-  

1 но в стрессогенной ситуации оказывается зритель. В  

к связи с тем, что у понятия (<стресс> имеются разно-  

, чтения не только в обыденной жизни, но и в научной  

1 литературе, необходимо прежде дать основные поло-  

1 жения теории Селье.  

 

В первую очередь следует провести различие между  

1 стрессом и стрессорами - факторами, вызывающими  

1 стресс. Г. Селье расширяет смысл стресса до понятия  

? (<общий адаптационный синдром> (ОДС), постули-  

1 руя, что стресс - это не просто нервное напряжение и  

1 не всегда результат повреждения, а (<неспецифичес-  

1 кий ответ организма на любое предъявленное ему тре-  

1 бование>, т.е. весь обширный диапазон состояний че-  

ловека, возникающих как ответ на различные воздейг  

, ствия. (<С точки зрения стрессовой реакции не имеет  

1 значения, приятна или неприятна ситуация, с которой  

; мы столкнулись, - говорит Г. Селье. - Имеет значе-  

1 ние лишь интенсивность потребности в перестройке  

1 или в адаптации>. Иначе говоря, стрессоры могут быть  

1 различны, даже противоположны по знаку (<радость-  

г страданье>), но пущенная ими в ход биологическая  

реакция стресса в сущности одинакова. Получается,  

, что независимо от жанра спектакля - комедийного  

ли, трагедийного ли, разыгрываемого в жизни или на  

подмостках, стрессовые реакции тождественны. (<И  

от горя, и от радости сердце бьется одинаково>, - го-  

ворят старые актеры. Это одинаково справедливо и  

для зрителей. (<Стресса не следует избегать. Впрочем  

(...) это и невозможно (...) Полная свобода от стресса  

означает смерть.> - продолжает мысль Селье. Он вы-  

деляет полярности стресса: дистресс - вредный и не-  

приятный стресс, ведущий к развитию патологии, и  

эустресс - стресс приятный и полезный, способству-  

ющий приумножению здоровья. Фраза Селье, что  

уровень физиологического стресса наиболее низок в  

минуты равнодушия, но никогда не равен нулю, на  

мой взгляд приводит к общему психологическому ис-  

 

701  

 

току - жизнетворчеству: близ точки покоя творчество  

невозможно, здесь возможны лишь гибель и распад  

личности.  

 

Г. Селье выделяет три стадии развития ОАС: аларм-  

реакция (фаза тревоги), фаза резистентности (сопро-  

тивления), фаза истощения; он просит различать  

(<поверхностную> и (<глубокую> адаптационную  

энергию, запасы которой небеспредельны. Естествен-  

но, что физиологически ощутимые последствия дис-  

тресса лечат, воздействуя непосредственно на физиче-  

ское тело, а психический дистресс, в наше время пре-  

валирующий в социуме, было бы естественно устра-  

нять воздействием на психику. Но при традиционном  

лечении человек осознает себя пациентом, а это уже -  

дистресс. Театр способен превратить дистресс челове-  

ка в эустресс, перестроить его отрицательное эмоцио-  

нальное поле на противоположное, тем выявляя свою  

адаптирующую функцию. На субъекта одновременно  

могут воздействовать несколько стрессоров, но реак-  

ция организма, психики на них поступательна во вре-  

мени, и последствия воздействия различны по протя-  

женности. Кроме того, одномоментный, наиболее  

сильный стрессор может подавить, заглушить на-  

сколько слабых, временных. Стресс, оказываемый те-  

атром, с такой силой способен воздействовать на зри-  

теля средствами искусства, что зачастую вытесняет  

житейский и, доминируя, замещает дистресс на эуст-  

ресс, и в этом - одно из его предназначений, в этом -  

основное средство исцеления театром.  

 

Драма, отражающая в той или иной театральной  

форме жизнь, сама есть поступательное количествен-  

ное накопление стрессоров - факторов воздействия  

коллизиями сюжета на публику. Так как стрессор, дро-  

бясь на многие составляющие согласно поворотам в




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 512
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Баскакова М.А., Березкина-Орлова В. » Телесно-ориентированная психотехника актера » 2 страница
  • Баскакова М.А., Березкина-Орлова В. » Телесно-ориентированная психотехника актера » 1 страница
  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Психология художественного творчества » 38 страница
  • Психология художественного творчества » 43 страница
  • Психология художественного творчества » 42 страница
  • Психология художественного творчества » 41 страница
  • Психология художественного творчества » 40 страница
  • Психология художественного творчества » 39 страница
  • Психология художественного творчества » 30 страница
  • Психология художественного творчества » 37 страница
  • Психология художественного творчества » 36 страница
  • Психология художественного творчества » 35 страница
  • Психология художественного творчества » 34 страница
  • Психология художественного творчества » 33 страница
  • Психология художественного творчества » 32 страница
  • Психология художественного творчества » 31 страница
  • Психология художественного творчества » 27 страница
  • Психология художественного творчества » 44 страница
  • Психология художественного творчества » 45 страница
  • Психология художественного творчества » 46 страница
  • Психология художественного творчества » 47 страница
  • Психология художественного творчества » 48 страница
  • Психология художественного творчества » 49 страница
  • Психология художественного творчества » 50 страница
  • Психология художественного творчества » 51 страница
  • Психология художественного творчества » 52 страница
  • Психология художественного творчества » 53 страница
  • Психология художественного творчества » 54 страница
  • Психология художественного творчества » 55 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь