|
Психология художественного творчестваприсоединить и театр, где психотворит актер, прилюд- но, желанно обнажая психические процессы, из кото- рых соткана душа образа.
694
Видя (<материнское лоно> всех наук и искусств в душе, Юнг в науке о душе выделяет два соотнесенных предмета: психологическую структуру произведения искусства - (<предумышленно> оформленный про- дукт сложной душевной деятельности и психологиче- ские предпосылки художественно-продуктивного ин- дивида - сам душевный аппарат. В первом случае объ- ект аналитической психологии - конкретное произ- ведение искусства; во втором - творчески одаренный человек в своей неповторимой индивидуальности. В переводе на язык театра относительно актера произве- дением искусства выступает образ, актер же находится с ним в (<интимнейшем сцеплении и неразложимом взаимодействии>, причем образ настолько полно реа- лизовдн, насколько богата психотворящая индивиду- ьальность актера. В отношении зрителя произведением искусства выступает актер-образ, сам же зритель мо- жет воспринять это искусство настолько, насколько позволяет его творческий потенциал. В этом и состоит 1 интимность связи актера и зрителя.
Но разве не является сам зритель произведением искусства относительно актера, который, сознательно воздействуя на зрителя посредством художественного _0браза, изменяет приучит. ЗРИТР-Л я, -гяг.тя пп ар.тгаа- творить с ним, творить себя, корректировать свое Я, пересоздавать и работать над собой как над произведе- нием искусства?
Точка зрения Юнга по проблеме границ между пси- 1 хологией и искусством сводится к обнаруживанию взаимосвязи В обстоятельстве, что искусство в своей художественной практике есть психологическая дея- тельность и в качестве таковой не только может, но и должно рассматриваться с точки зрения психологии. Наравне с другой, диктуемой психическими мотивами деятельностью человека, искусство предстает как предмет психологической науки. Тем более, добавлю, искусство, материалом которого является непосредст- венно психика актера.
В каждом творчески одаренном человеке Юнг ви- дит двойственность, синтез парадоксальных свойств:
695
нечто человечески личное и внеличностный творчес- кий процесс. Личная психология может и должна под- вергаться индивидуальному объяснению в зависимос- ти от состояния человека; в качестве же художника че- ловек может быть понят исключительно из его творче- ского деяния.
Юнг называет художника (<коллективным челове- ком>, носителем и ваятелем бессознательно действую- щей души человечества. Но, согласитесь, среди худож- ников в первую очередь актер предстает перед зри- тельным залом в своей множественности свойств и ка- честв (<коллективного человека>, и какая-либо частица из множества да найдет хотя бы одну подоб- ную частицу в каждом из зрителей, пробуждая в нем (<коллективного человека>, а следовательно - худож- ника, и тем вовлекая его в процесс со-творчества. ( Тайну художественного творчества и воздействия искусства Юнг усматривает в погружении личности в изначальное состояние (<мистической сопричастнос- ти>, так как на этом уровне переживает не отдельный человек, но народ, - и благо и беда отдельной лично- сти растворяются в жизни народа; такая сопричаст- ность на уровне зрительного зала обусловлена состоя- нием со-творчества. Поэтому глубЬчайшим образом воздействует и избавляет от комплексов то произведе- ние искусства, которое объективно и имперсонально.
Рассмотрению с позиции психологии, по мнению Юнга, может быть подвергнута лишь та часть искусст- ва, которая охватывает процесс художественного об- разотворчества, не затрагивая собственно существо искусства. Театральная параллель возникает в следую- щем: если процесс работы актера над образом в доста- точной мере отражен в мемуарной и театроведческой, критической литературе, то образотворчество зрителя, организованное актером, представляет особый инте- рес как творчество потенциального актера.
Исходя из главного закона филогенеза, Юнг ут- верждает, что психическая структура аналогично ана- томической должна нести на себе метки прародитель- ских ступеней развития. Юнг вводит понятие (<кол-
696
элективное бессознательное> (архетип), подразумевая своеобразный врожденный компонент структуры той (<души>, которая является матрицей и предпосылкой ; сознания. Образы (праобраз, архетип) К.-Г. Юнг оп- .ределяет как сформулированный итог типического ; опыта бесчисленного ряда предков, (<психический ос- ; таток бесчисленных переживаний одного и того же (типа>. Когда архетип переходит (<порог> комплексую- щего сознания, то последнее должно обрести равнове- сие. Эти выявления коллективного бессознательного >по отношению к складу сознания Юнг называет ком- ..венсацией. Рассмотрим, как это происходит на театре: актер, возбуждая воображение, а следовательно под- сознание зрителя, побуждает последнего находить в персонаже бессознательно то, что требует компенса- гции на сознательном уровне. Так, реализация одного 1ИЗ множественных Я и зрителя и актера носит харак- Itep компенсации.
1 Введя в аналитическую психологию понятие (<ав- тономный комплекс>, К.-Г Юнгхарактеризуетегокак <обособившуюся часть души, ведущую самостоятель- 1яую, изъятую из иерархии сознания психическую 1?кизнь>. (<Автономный комплекс> в некоторых случа- Д2иУ10билизует Я на.службусебе как <ыешем-тктн- ция. Тогда художник, захваченный творческим про- здессом, отождествляет себя с (<автономным комплек- том>, что, на мой взгляд, наблюдается в перевоплоще- нии актера и отождествлении зрителя с персонажем, о чем свидетельствует выражение (<захвачен со-пере- акиванием>. Следует различать добровольную уступку актера и зрителя, готовность подчиниться возрастаю- щему в них автономному комплексу (у актера относи- )гельно образа, у зрителя - относительно актера) и со- противление, при котором есть вероятность осуществ- дения насилия со стороны автономного комплекса, и данном случае корни патологии и творчества могут предстать тесно переплетенными, например, когда происходит вытеснение определенных психических одержаний в виду их нравственной несочетаемости с ознанием.
697
3. Фрейд и К.-Г. Юнг ведут общение с пациентом в диалоге, то есть в форме театральной, драматической; механизм и сегодня неизменен: психоаналитик вы- свобождает одно из подсознательных Я пациента, ми- нуя контроль Я-концепции, находит доступ к некоему Я-образу пациента, несущему заряд дистресса и под- лежащему актуализации. Аналогичным представляет- ся процесс психоанализа во время спектакля, где вра- чующей стороной выступает актер. Что такое (<бесе- ды> Фрейда и Юнга с пациентами? Это не что иное как проигрывание ранее неосознанной страждущим ситуации в новой роли, осторожно доводимой до со- знания психиатром, что позволяет ему взглянуть по- новому, непривычным взглядом на, казалось бы, зна- комую ситуацию, подлежащую переоценке. Эта пере- оценка, проигрывание и врачом и пациентом одной и той же роли дает основание для их одновременного перевоплощения и отождествления в ней обоих Я. Это и есть трансфер, - тождество, которое в психоанали- зе театральной системы (<актер-зритель> выражается формулой отношений: (<актер=психиатр - зри- тель=пациент>. Зритель предстает в качестве пациен- та в театре психоаналитической драмы, где главным героем оказывается он сам, смотря со стороны на само- го себя играющего. Думается, это главное, что соединя- ет практическую психологию с театром. Кстати, отсю- да проистекает, возможно, любовь-нелюбовь к актеру: зритель, чрезмерно любя себя и узнав себя в актере- образе, иной раз вынужден себя же и осудить. Подоб- но пациенту, переносящему на врача неприязнь, воз- никшую в процессе анализа неприятной ситуации, зритель может невзлюбить актера, показавшего ему его собственные недостатки, повернувшего (<глаза зрачками в душу...> Эффект врачевания зрителя за- ключается в том, что, узнавая свои слабые места, он
Трансфер (в психоанализе) - перенос на психотера- певта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям.
698
становится вооруженным против своих слабостей, а найдя мужество оценить себя негативно, обретает си- лы для избавления от отрицательного героя в себе са- мом. В этом и есть присущий театру великий момент покаяния.
Сознательное применение театральных приемов для коррекции психики (<актеров-зрителей>, которы- ми являются пациенты, происходит в (<психодраме>: Я. Морено, соединив психоанализ с драматургичес- ким принципом, привносит в психоаналитический практикум непосредственное действие, - так возни- 1 каст вид или техника групповой психотерапии для изучения и коррекции психологического благополу- чия личности в малой группе, а основой созданного Морено театра экспромта становится высший прием 1 актерского искусства - импровизация. Но и опыты . (<психодрамы> Я. Морено, и изыскания современных нам психоаналитиков на театре, рассматривающих процесс восприятия зрителя как когнитивно-эмоцио- нальное катарсическое единство, и даже (<жестокие> прозрения А. Арго, с его поиском смысла в новой са- модостаточной сценической реальности, пробуждаю- 1щей архаическое начало в зрителе - все восходит к 1<ацгеи отечрсгведыой-традиции- к-теоретическим разработкам Н. Евреинова, выдающегося театрально- . го деятеля, искусствоведа-психолога. " Н. Евреинов впервые связывает психоанализ с теа- i-тром, непременной функцией которого является жес- 1 токость, посредством художественного образа воздей- 1ствующая на зрителя, и игрой актера, посредством ко- 1 торой тайные подавленные желания зрителя выявля- ются и сублимируются. Определив новое понятие 1<<театротерапия> формулой (<Театр лечит актера, те- Гатр лечит и публику>, Н. Евреинов справедливо ут- верждает, что (<театр будит в нас волю к жизни, власт- jHO заставляя нас преображаться. А в преображении (ак- l-re преображения) и заключается вся сила, подлинно 1 живительная сила театра, - сила целительная. Прак- 1 тический интерес представляет опыт первого коллек- 1 тивного психоанализа (<театра для себя>) - школь-
699
ный спектакль постановки 1921 года, предшественник (<психодрамы>. Эта (<автобио-реконструкция>, в ко- торой исполнители - школьники играют самих себя, инсценировав собственные жизненные коллизии, (<сценически изживаемые>, воплощает театрализа- цию жизни по Евреинову, в которой (<лицедейство> - творческий акт личной воли к трансформации. Н. Ев- реинов стремится поставить зрителя в центр сцениче- ского действия, сделать его действующим лицом (<мо- нодрамы>, воплощающей идею (<театра для себя>. Ду- мается, иллюстрацией этой идеи служит полотно ве- ликого русского художника А. Иванова (<Явление Христа народу> - Вселенская монодрама; компози- ция картины театральна: множество людей, каждый из которых - воплощение одного чувства или состоя- ния, лицезреют Богочеловека, берущего на себя все грехи человеческие, чтобы изжить их в своих страда- ниях и переплавить души в огне Истины и Любви. В этой мистерии как высшей жизненности каждый пер- сонаж оценивает себя относительно Единого и Совер- шенного.
В каждом театральном спектакле заложена тенден- ция психотерапевтического воздействия - завуалиро- ванный аналитический сеанс. Объектом моего внима- ния избрана творящая личность актера и зрителя; рав- ноценно и независимо существующие в социуме, они на театре свободно объединяются в бинарном нера- венстве взаимозависимой системы (<актер-зритель>, в которой одна личность приобретает статус професси- онала, а другая - эстетического (<потребителя> его профессии в силу эстетической потребности. Но надо помнить, что каждый спектакль является сильнейшим стрессором как для актера, так и для зрителя. Сегодня поле внимания практической психологии распростра- нилось до космонавтики, но не затронуло профессию актера, по стрессогенности уступающую лишь шахте- ру, пилоту и полицейскому. Теория стресса Г. Селье да- ет мне новый инструментарий для исследования теат- ральной системы (<актер-зритель> и сообщает им- пульс к дальнейшему освоению театральной психоте-
700
1 рапии. Необходимо отметить, что в спектакле актер 1 каждый раз добровольно и сознательно подвергает себя 1 стрессу, а посредством актера добровольно и неосознан- 1 но в стрессогенной ситуации оказывается зритель. В к связи с тем, что у понятия (<стресс> имеются разно- , чтения не только в обыденной жизни, но и в научной 1 литературе, необходимо прежде дать основные поло- 1 жения теории Селье.
В первую очередь следует провести различие между 1 стрессом и стрессорами - факторами, вызывающими 1 стресс. Г. Селье расширяет смысл стресса до понятия ? (<общий адаптационный синдром> (ОДС), постули- 1 руя, что стресс - это не просто нервное напряжение и 1 не всегда результат повреждения, а (<неспецифичес- 1 кий ответ организма на любое предъявленное ему тре- 1 бование>, т.е. весь обширный диапазон состояний че- ловека, возникающих как ответ на различные воздейг , ствия. (<С точки зрения стрессовой реакции не имеет 1 значения, приятна или неприятна ситуация, с которой ; мы столкнулись, - говорит Г. Селье. - Имеет значе- 1 ние лишь интенсивность потребности в перестройке 1 или в адаптации>. Иначе говоря, стрессоры могут быть 1 различны, даже противоположны по знаку (<радость- г страданье>), но пущенная ими в ход биологическая реакция стресса в сущности одинакова. Получается, , что независимо от жанра спектакля - комедийного ли, трагедийного ли, разыгрываемого в жизни или на подмостках, стрессовые реакции тождественны. (<И от горя, и от радости сердце бьется одинаково>, - го- ворят старые актеры. Это одинаково справедливо и для зрителей. (<Стресса не следует избегать. Впрочем (...) это и невозможно (...) Полная свобода от стресса означает смерть.> - продолжает мысль Селье. Он вы- деляет полярности стресса: дистресс - вредный и не- приятный стресс, ведущий к развитию патологии, и эустресс - стресс приятный и полезный, способству- ющий приумножению здоровья. Фраза Селье, что уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю, на мой взгляд приводит к общему психологическому ис-
701
току - жизнетворчеству: близ точки покоя творчество невозможно, здесь возможны лишь гибель и распад личности.
Г. Селье выделяет три стадии развития ОАС: аларм- реакция (фаза тревоги), фаза резистентности (сопро- тивления), фаза истощения; он просит различать (<поверхностную> и (<глубокую> адаптационную энергию, запасы которой небеспредельны. Естествен- но, что физиологически ощутимые последствия дис- тресса лечат, воздействуя непосредственно на физиче- ское тело, а психический дистресс, в наше время пре- валирующий в социуме, было бы естественно устра- нять воздействием на психику. Но при традиционном лечении человек осознает себя пациентом, а это уже - дистресс. Театр способен превратить дистресс челове- ка в эустресс, перестроить его отрицательное эмоцио- нальное поле на противоположное, тем выявляя свою адаптирующую функцию. На субъекта одновременно могут воздействовать несколько стрессоров, но реак- ция организма, психики на них поступательна во вре- мени, и последствия воздействия различны по протя- женности. Кроме того, одномоментный, наиболее сильный стрессор может подавить, заглушить на- сколько слабых, временных. Стресс, оказываемый те- атром, с такой силой способен воздействовать на зри- теля средствами искусства, что зачастую вытесняет житейский и, доминируя, замещает дистресс на эуст- ресс, и в этом - одно из его предназначений, в этом - основное средство исцеления театром.
Драма, отражающая в той или иной театральной форме жизнь, сама есть поступательное количествен- ное накопление стрессоров - факторов воздействия коллизиями сюжета на публику. Так как стрессор, дро- бясь на многие составляющие согласно поворотам в Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|