Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Психология художественного творчества » 43 страница



Психология художественного творчества



43 страница


озяйки> реки, озера, моря, но чаще олицетворяют  

многие явления вместе. Баруси описываются как од-  

ноногие, однорукие, одноглазые существа, иногда  

принимающие облик внешне обычного человека.  

 

Наблюдались традиционно выделенные операции  

творческого воображения, или так называемые алго-  

ритмы воображения: агглютинация, гиперболизация,  

заострение, схематизация, типизация. Наиболее ха-  

рактерным из них были заострение и гиперболизация,  

ярко проявляющиеся в создании фольклорных произ-  

ведений. Из последних можно выделить <ситаби> -  

героические поэмы о богатырях, сложные и длинные;  

и <дюрунэ>, включающие фантастические сказки и  

сказки о животных. <Ситаби> обычно исполняют пе-  

нием, а <дюрунэ> рассказывают.  

 

Гиперболизация в <ситаби> носит явные черты по-  

этизации быта, воспеваются бесчисленные стада оле-  

ней, герои носят одежду сказочных богатырей из меди  

или железа, живут они в железных или медных чумах,  

летают по воздуху и сражаются без устали в течение  

нескольких лет. В фантастических сказках нганасан,  

поданным Б.О. Долгих, действующими лицами явля-  

ются великаны-людоеды <сигэ>.  

 

Для фольклора нганасан характерны резкие пере-  

лы от фантастики к реальности. В мифе о сотворе-  

нии мира выступают женщина - <Мать всего имею-  

щего глаза> и мужчина - <Сырута-нгуо (ледяной  

)>. Все создает мужчина, но женщина дает ему не-  

Димые средства. Земля покрыта льдами. Сырута-  

Уо посещает Мать всего имеющего глаза. Он создает  

 

377  

 

на земле зеленое место, которое растет и покрый  

всю землю. Первое живое существо земли - сын ц  

рута-нгуо комолый олень, тотемический образ зве  

человека, олицетворение предка народа. Описывав  

борьба сына Сырута-нгуо с летающим оленем. Q  

побеждает. Появляются люди. Сын Сырута-нгуо по  

чает от отца рога и охраняет людей.  

 

Следует отметить, что изучение фольклора нга!  

сан представляет большой интерес, раскрывая  

бенности психологии самого северного народа АД  

потомков древнейшего населения Северной Сибц  

который до недавнего времени находился в услов!  

большой изоляции в глубине Таймыра от влияния Д  

гих, более развитых народов.  

 

Творческое воображение отдельных лиц не след  

рассматривать в изоляции их от связи с окружают  

миром и другими людьми. Творческий субъект BKJ  

чен в сферу предметов, ценностей, идей и понят  

созданных данной культурой, он всегда опирается  

то, что уже было сделано до него, в этом залог п  

гресса. -  

 

Важными условиями для творческого воображе  

являются его целенаправленность, то есть сознате  

ное накопление научной информации или худож<  

венного опыта, построение определенной стратег  

предвидение предполагаемых результатов; продолз  

тельное <погружение> в проблему. ,  

 

Е.И. Игнатьев, изучая вопросы творческого вооб  

жения, приходит к выводу о возможности возникну  

ния своеобразной творческой доминанты у тех,<  

глубоко охвачен творческой работой. Появление тщ  

доминанты ведет к усилению наблюдательности,,  

стойчивому поиску материалов, повышению твор1  

кой активности и продуктивности воображения.  

 

Интересной особенностью творческого вообра  

ния является то, что процесс этот не похож на пла  

мерный, непрерывный поиск нового образа. Усилен  

творческой продуктивности сочетается с период  

спада творческой активности.  

 

378  

 

ногие исследователи пытаются разобраться, что  

е предшествует вспышке творческой активности, и  

одят к выводу, что в этом плане особое значение  

своеобразный период заторможенности, период  

вещной бездеятельности, когда в подсознании про-  

ходят процессы, которые в сознании не формиру-  

я. Умственная активность не прекращается в пери-  

дд такого затишья, работа творческого воображения  

продолжается, но в сознании не отражается. Такие  

окоНные периоды некоторые авторы называют за-  

торможенным состоянием транса (<интервалы вына-  

щивания>, когда происходит перегруппировка инфор-  

мации. которая была уже усвоена). После такого  

внешнего <бездействия> происходит мгновенно про-  

цесс окончательного решения проблемы, внезапного  

рождения творческого образа, возникает ответ на дав-  

но мучивший вопрос.  

 

Интервал транса - <вынашивания> - проявляется  

в различных внешних признаках: у одних - это особая  

напряженность, скованность, у других - расслаблен-  

ность и даже сонливость. Нередко в такие периоды ис-  

следователь пытается отвлечься от решения пробле-  

мы, вытеснить ее из своего сознания. Но внимание к  

проблеме все же остается, она живет в воображении и  

диктует ему свои законы. Когда ничто ему не мешает,  

нет внешних раздражителей и он находится наедине с  

собой (часто перед засыпанием), воображение возвра-  

щается к беспокоящей проблеме. Она отражается и в  

содержании сновидений, и в бодрствовании, она не  

покидает сферы подсознательного, чтобы в конце  

концов прорваться в сознание, и вот наступает  

вспышка-озарение, которое в начале еще не получает  

словесного выражения, но уже вырисовывается в виде  

образов.  

 

Ряд авторов в своем изучении роли феномена вооб-  

ражения в открытиях обращает внимание на необхо-  

ость на определенном этапе отвлечься от восприя-  

тия информации. Процесс познания или знакомства с  

новой информацией протекает сначала в подсозна-  

нии, тогда как выбор новых моделей поведения или  

 

379  

 

осознания полученной информации идет в сознд  

Двусторонний характер творческого процесса и ц  

дил дилемму о том. предшествует ли художествен  

творчеству период вдохновения или творческий1  

цесс носит спонтанный характер. 1  

 

Многие представляют творческий процесс щ  

спектра, одна сторона которого дает открытие, с  

шаемое сознательным и логическим путем, a of  

сторона рождает внезапные вспышки вдохнов  

которые спонтанно возникают из таинственные  

бин воображения. 1  

 

По мнению психологов, все великие творение  

изобретения требуют внезапного переключу  

сдвига или перемещения внимания и обращения f  

просу или области, которая до этого не изучалась  

даже не вызывала особого интереса у них. J  

 

<Пришло время> - это значит подошли к са  

завершению процессы, которые рождают в вообй  

нии идеи, образы, действия. И вот известная, каза  

бы, ситуация выглядит в совершенно ином свете, j  

шение проблемы, которая представлялась логи  

неприступной, становится реально возможным. ,  

 

Подобные ситуации, о которых люди не подоз  

ли или расценивали их как недоступные или аЦ  

гичные, ведут к чрезвычайному обострению воо  

жения, восприятию, рождают внезапные прозрев  

неожиданную способность спонтанного правиль  

решения.  

 

Таким образом, один из компенсаторных меха  

мов - активация воображения, используемая чел  

ком в условиях недостаточной стимуляции, на ощ  

ленном этапе может приобретать положительное  

чение.  

 

Вместе с тем приходится констатировать, что i  

становке значительного ограничения стимул?  

происходит в основном активация не активноГ  

пассивного воображения.  

функция пассивного воображения изучена мал  

Наибольший интерес представляет работа Э. BJ  

лера <Аутистическое мышление (1927), в которой  

 

380  

 

р звернутый и глубокий анализ пассивного вооб-  

гегсЯР g последующие (30-60-е) годы появились  

Р единичные исследования, что отражает, очевид-  

я пределенное снижение интереса к изучению этой  

оческой функции. В последнее время в связи с  

цтием психологии положение начинает изменять-  

Рд остаются актуальными неразрешенные пробле-  

значения патологии воображения в патогенезе не-  

оов, невротических состояний и психозов.  

 

пдссивное воображение подчинено внутренним,  

уективным факторам, оно тенденциозно. <Оно от-  

ае-г осуществление желаний и стремлений, устра-  

препятствия и превращает невозможное в воз-  

ионое и реальное. Цель достигается в связи с тем,  

о для ассоциаций, соответствующих стремлению,  

прокладывается путь, ассоциации же, противореча-  

щие стремлению, тормозятся, т.е. благодаря механиз-  

му, зависящему, как нам известно, от влияния аффек-  

тов> (Блейлер). Важнейшую роль в пассивном вообра-  

жении Блейлер придает именно эффективности, вы-  

ступающей как тенденция.  

 

Пассивное воображение подчинено желаниям, ко-  

торые мыслятся в процессе фантазирования осуществ-  

ленными. В образах пассивного воображения, <удов-  

летворяются> неудовлетворенные, большей частью не-  

осознанные потребности личности. Образы и пред-  

ставления пассивного воображения, как подчеркивает  

Э. Блейлер, направлены на усиление и сохранение по-  

ложительно окрашенных эмоций и на вытеснение, ре-  

дукцию отрицательных эмоций и аффектов. При этом  

человек может считаться с требованиями действитель-  

ности. Продукты пассивного воображения <имеют от-  

ношение к реальности лишь постольку, поскольку она  

Дает им материал, которым связаны аутистические ме-  

ханизмы или с которым они оперируют>.  

 

Логика, отражающая реальные соотношения дей-  

ствительности, не может служить для пассивного во-  

ображения руководящим началом. В динамике обра-  

зов-фантазий различные желания и тенденции лично-  

 

381  

 

сти могут сосуществовать независимо от того, п  

воречат они друг другу или нет.  

 

Если в процессе реалистического мышления,  

гает Блейлер, в поступках и высказываниях бол  

число влечений, желаний и потребностей игнори  

ся, подавляется как нежелательное в пользу тоге  

является субъективно более важным, то в образах  

сивного воображения все это может получить свс  

кое выражение. Вряд ли хорошо воспитанный, р)  

ный и осторожный человек будет слишком агресс  

проявлять свое несогласие с несправедливыми и(  

ными действиями начальника. Зато в мыслей  

оценке, которую рисует <разогретое> желанием i  

воображение, этот же начальник может подверг  

самой саркастической уничтожающей критике coj  

роны подчиненного. Он может быть даже физич  

уничтожен, растоптан, раздавлен в образах фант  

размечтавшегося человека, и это приносит ему t  

шое удовлетворение и компенсирует обиду. Подав  

ное желание ответить обидчику выступает в пас  

ном воображении на первый план с особой силой  

 

Именно неотреагированные желания, прерыг  

начавшихся или еще только планируемых дейс  

невозможность действовать из-за непреодол>  

препятствия, крушение планов - все это субъект  

переживаемое как состояние фрустрации являет)  

новным активатором пассивного воображения.  

фантазия создает образы, являющиеся заместите  

удовлетворения, не полученного в реальной дея  

ности. В ходе процессов пассивного воображ  

происходит нереальное, мнимое удовлетворение  

кой-либо потребности или желания. В этом пасек  

воображение отличается от реалистического мы  

ния, которое направлено на действительное, а не)  

мое удовлетворение потребностей. <Если в мышЛв  

образы используются как инструменты, благодар  

торым задержанный акт в конце концов заверши  

то в фантазии образы являются заместителем а  

завершения. Образ является скорее целью, чем  

ством>, - пишет Т. Шибутани.  

 

382  

 

образы воображения могут быть совершенно неза-  

ь1ми от действительности, что в крайних случа-  

приводит к созданию абсолютной бессмыслицы,  

рершенно непонятной другим.  

 

обычное пассивное воображение бодрствующего  

овека связано с действительностью, хотя игра фан-  

тязии сама по себе может быть аутистичной или реа-  

дтичной. <Большинство нормальных людей, - пи-  

"g1-3. Блейлер, - создавало себе в юности какую-ни-  

будь сказку, однако они могли всегда отделить ее от  

действительности, хотя настолько вчувствовались в  

ц грезовые ситуации, что испытывали соответству-  

ющие аффекты. Это - нормальный аутизм>.  

 

Пассивное воображение (по Блейлеру - аутистиче-  

ское мышление) управляется двумя принципами.  

 

Первый принцип заключает, что каждый аффект  

стремится удержаться. Он прокладывает пути для со-  

ответствующих ему представлений, придает им пре-  

увеличенную логическую ценность, а такжетормозит  

появление противоречащих представлений, лишает их  

свойственного им значения. Таким образом, веселый  

человек гораздо легче ассимилирует веселые идеи, чем  

печальные, и наоборот. Второй принцип поясняет, что  

мы стремимся получить и сохранить приятное, а сле-  

довательно, и окрашенные удовольствием представле-  

ния; неприятного мы избегаем.  

 

Образы активного творческого или практического  

воображения могут быть переданы (кристаллизованы)  

в вербальном сообщении или в творческом произведе-  

нии. В большинстве случаев продукты пассивного во-  

ображения являются образами, труднопередаваемыми  

в словесной форме, абстрактными, символическими,  

случайными, непонятными для других и поэтому не-  

сообщаемыми, как считает Л.С. Выготский.  

 

Материалами пассивного воображения, так же как  

и активного, являются образы, представления, эле-  

менты понятий и другая информация, почерпнутая с  

помощью опыта.  

 

Пассивное воображение может пользоваться пер-  

ым попавшимся, даже ошибочным материалом, ли-  

 

383  

 

шенным всякой логической связи, например, асс(  

ациями по созвучию, случайными совпадениям>-  

ких угодно образов и представлений, использован  

одного понятия вместо другого, имеющего только]  

ростепенные общие компоненты с первым и т.д.  

 

В процессе пассивного воображения игнориру  

временные соотношения. В образах-фантазиях, :  

чает Блейлер, живут стремления, которые ликвщ  

вались для сознания десятки лет тому назад: восп(  

нания, ставшие недоступными реалистическим ф  

циям, используются в пассивном воображении  

недавние, и зачастую им отдается предпочтение, щ  

му что они меньше наталкиваются на противореЩ  

актуальной действительностью. У некоторых пкщ  

например, до зрелости живы фантазии, в которых  

из нашего XX века с большим багажом знаний п  

мешаются в прошлые века, где совершают великие  

крытия, используют знания в борьбе с варвара>  

людоедами и т.д. Удивительно, что этот мотив пер<  

щения в другой век родился самопроизвольно и неЦ  

веян образом машины времени Г. Уэллса.  

 

Интересно то, что более точные, полные и прс  

сиональные знания о предмете мечтаний и грез 3t  

тельно тормозят процесс фантазирования, стано1  

препятствием.  

 

Игнорирование <реальности> в процессе пасси1  

го воображения, как пишет Э. Блейлер, заключая  

том, что логические законы оказываются действи  

ными для материала мыслей лишь постольку  

скольку они могут служить главной цели, т.е. изс  

жению неосуществленных желаний как осуществ  

ных. Противоречия, касающиеся содержания мы(  

еще более грубы и многочисленны, нежели аффек  

ные противоречия.  

 

Частым явлением почти у всех людей, перене  

потерю близкого человека, является фантазиров  

в котором умерший человек вновь живет, как бы1  

зримо присутствует в реальной жизни. С ним сой  

ются, мысленно разговаривают, делятся радость  

горем. Образ этого человека, эмоциональная на  

 

384  

 

utiocTb которого усиливается вследствие своей про-  

"положности с действительностью, является необ-  

 

" ufAOH компенсацией, смягчает и временами утоля-  

.рриятное и тяжелое чувство утраты. Нетрудно за-  

-1-цть, что в этих случаях пассивное воображение  

льзуется реалистическим материалом, понятиями,  

язями, которые даны опытом до тех пор, пока это не  

pQi-иворечит направленности фантазирования -  

опенсации утраты. То, что не подходит для этих це-  

"е отбрасывается.  

 

э. Блейлер отмечает, что прирожденный характер  

деистического мышления особенно четко обнаружи-  

дется в символике, которая повсюду отличается срав-  

нительным однообразием из века в век в мифологии, в  

овидениях вплоть до душевной болезни. Действи-  

тельно, в основе огромного количества сказов, мифов,  

притч лежит относительно ограниченное число моти-  

вов. <Одни и те же немногие комплексы всегда дают  

повод к символике, и средства для выражения их точ-  

но так же одинаковы. Птицы, корабль, ящичек, кото-  

рый приносит детей и доставляет умирающих в перво-  

начальное таинственное место, злая мать (мачеха) и  

т.д. всегда повторяются и повсюду обозначают одно и  

то же>.  

 

Часто символику пассивного воображения ребенка  

невозможно объяснить ассимилированием представ-  

лений, навязанных родителями или образами, заимст-  

вованными из сказок и рассказов взрослых. Посколь-  

ку идентичные мотивы встречаются в мифах разных  

народов, возникает желание назвать такие образы-  

фантазии <врожденными>. Например, один из обсле-  

дованных нами совершенно здоровый человек расска-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 582
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Психология познавательного процесса » 1 страница
  • Психология познавательного процесса » 2 страница
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Аугустинавичюте Аушра » Дуальная природа человека » 1 страница
  • Психология художественного творчества » 14 страница
  • Психология художественного творчества » 11 страница
  • Психология художественного творчества » 21 страница
  • Психология художественного творчества » 73 страница
  • Психология художественного творчества » 28 страница
  • Психология художественного творчества » 27 страница
  • Психология художественного творчества » 26 страница
  • Психология художественного творчества » 25 страница
  • Психология художественного творчества » 24 страница
  • Психология художественного творчества » 23 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь