|
Психология художественного творчестваинформируют окружающих о возбуждении с( ника, хотя их текст обычно не имеет содержат фабулы.
Возникающие в момент возмущения или бранные восклицания подлежат не эстетичеев этической оценке и заслуживают, понятно, ос; ния. Мы хотим только отметить, что брань демон рует очень Доступный и примитивный способ не ватного возмещения речевых возможностей в м< эмоционального возбуждения. Как легальные, нс содержательные восклицания типа: <Вот этб"
ЙО
<Ей-богу!> и т.п., так и бранные возгласы 1>ЗдоР (ваются в тех случаях, когда волнующие об- часто выр удается облечь в полноценную словес- стояль изоморфно выражающую предмет волне- >У? пину таких форм речи обычно относят за "" Индивидуальной ограниченности. Предполага- что если культура устной речи у данного субъек- ? а бы достаточно высокой, то он не стал бы при- ък набору восклицаний, а нашел бы адекватную
е,яльную формулу, то есть сумел бы посредством ильной речи объяснить, чем он взволнован. По- "g"ue представления, однако, нельзя признать удов- летворительными.
ножество примеров доказывает, что человек мо- рдадеть речью, избегать бранных слов и индиффе- оентных восклицаний и все же быть неспособен пере- ь окружающим волнующие его обстоятельства. Культура речи сама по себе, так сказать, автоматичес- ки не обеспечивает эмоциональной информации. Это положение вряд ли требует специальных доказа- тельств. Следовательно:
- словесная эмоциональная реакция явление до- статочно частое,
- ее простые проявления легко информируют ок- ружающих о состоянии возбуждения субъекта,
- простые эмоциональные восклицания не дают возможности слушателям воспроизвести картину <движения чувств> человека,
- такую картину автоматически не обеспечивает и протокольно точная и корректная речь.
Почему адекватная эмоциональная информация оказывается такой трудной? Почему обычная (рацио- нальная) речь, вполне пригодная для делового, быто- вого и научного общения, оказывается вдруг недоста- точной, когда предметом информации становится <сфера чувств>? Почему научные положения поддают- сообщению <без потерь>, а эмоциональные оттенки УДоественного произведения оказываются такими ХРУИМИ и могут легко утрачиваться в процессе пере-
221
дачи? Почему упрощенный и сокращенный п< позволяет нам понять и оценить законы Ныот не дает возможности ни понять, ни оценить TI Шекспира? Почему при переводе с одного яз другой научная информация будет стопроцент> ли только перевод составлен грамотно, ноэ нальная информация литературного произа< может быть частично или полностью потеря1 смотря на идеальное соблюдение всех граммата правил? Все эти вопросы касаются явлений так тых и привычных, что они порой не вызывают удивления и не заставляют задумываться об их< сти. Проблема все же существует и требует сво шения. . _,
Поскольку эмоциональная информация не;1 быть достигнута средствами <обычной речи> и <особого языка>, то нужно признать, что:
- существуют некие факторы, ограничи> возможности <обычного языка>;
- потребность высказаться не всегда соотв< возможностям <обычного языка>;
- существуют способы, позволяющие в бс или меньшей степени преодолеть недостаток э1 нальной выразительности обычной речи и знач но увеличить объем информации.
Проблема, следовательно, касается <особог ка>, который используется в искусстве. Эта щ> затрагивает область эстетики, но может быть п том анализа на уровне лингвистики, семантики сеологии или на уровне теории информации. Hal дача рассмотреть эту же проблему на уровне фиэц гии. Поскольку функция речи обеспечивается . ральной нервной системой, то следует попыт установить, какие физиологические факторы оц чивают возможности эмоционального сообщен> средством <обычного языка> и что позволяет <осе языку> искусства компенсировать эту ограничен> и осуществлять эмоциональную информацию.
222
физиологические предпосылки эмоциональной информации
подвергать сомнению существование рефлектор- дд дуги могло бы обозначать то же самое, что отри- цав наличие тонких кишок... Даже самый упрямый "ротивник физиологических объяснений в психоло- гии едва ли может забыть ту живую ткань, из которой рефлекс первоначально возник.
Д. Миллер, К). Галлинтер, К. Прибрам
юбое исчерпывающее описание эмоций должно Q выражено в терминах, характеризующих реаги- ямощий механизм>,- писал Линдслей. Придержива- ть этого принципа, будем исходить из следующих предпосылок:
а) эмоциональная информация человека обуслов- деца функцией высших отделов нервной системы;
б) простейшим элементом такой функции является рефлекс.
Напомним, что такой подход не оригинален; он представляет собой лишь частный случай общей принципиальной постановки вопроса, сформулиро- ванной сто лет тому назад. Имеется в виду трактат И.М. Сеченова <Попытки ввести физиологические основы в психические процессы>, позже переимено- ванный в <Рефлексы головного мозга>. Используя картезианский материалистический принцип рефлек- са, утверждающий детерминированность физиологи- ческих реакций, И.М. Сеченов представил теоретиче-. ские доказательства, что психическая деятельность не является имманентной, .а всегда обусловлена матери- альными воздействиями - раздражением нервных ""чний. В настоящее время эта точка зрения не Сзывает сомнений, хотя в годы ее возникновения она .представлялась рискованно-смелой в научном отно- "и и кощунственной в общественном.
Смотрим вкратце основные закономерности "и деятельности и попытаемся выяснить, позво- ют ли они объяснить физиологическую сущность
223
эмоциональной информации и ее отличия мации неэмоциональной (то есть обычной нальной).
Первичный элемент нервной функции щ . рефлекторной дугой. По определению И.П. рефлекс - <это есть реакция организма на.1 мир, происходящая при посредстве нервной и причем внешний агент, трансформируясь в) процесс... достигает того или иного органа," его деятельность. Эта реакция - специфичесд стоянная>. Таким образом, простой рефлектор позволяет объяснить множество физиологи лесообразных и специфических реакций opt однако не содержит предпосылок для пой сущности эмоциональных форм поведения Высшее достижение научного анализа рефле< функций - учение И.П. Павлова о временны (то есть об условных рефлексах) приложимо) степени и к эстетической и к рациональной ности человека.
Механизмы обратных связей, известные, сказать, физиологам еще до возникновения KS тики как науки, тоже не дают возможности.-j наш вопрос. Эмоциональные функции кибе моделировать еще не умеет. .
В центральную нервную систему поступаете ство импульсов. Для координации и регулиров деятельности чрезвычайное значение, как из имеют процессы торможения. Одно из оригин решений вопроса о взаимоотношении процесс буждения и торможения представлено теорие биоза Н.Е. Введенского, а по.отношению кфу] центральной нервной системы - теорией дом> А.А. Ухтомского. Теория доминанты, согласив рой <доминирующий центр подкрепляет свое > дение посторонними импульсами и тормозит текущие рефлексы>, объясняет многие функци ные особенности нервной деятельности, в часч закономерности регулирования <векторов наши ведения>. Статья А.А. Ухтомского <Домина1
224
ведения> заслуживает самого пристального при разработке проблемы физиологии и ии творчества. Однако явление доминанты лЇ объяснить закономерности целеустремлен- Р ведения человека при любой его деятельности: 1< ""дурной, и научной, и коммерческой, и крими- 111ЛИР Таким образом, рассмотренные выше общие lt""мерности функций центральной нервной сис- мЇ" одержат предпосылок для понимания разли- <Р доционально-эстетической и рациональной
активности. ggg е представляется, что существует такая осо-
-ддостьстроения и функции нервной системы, кото-
может служить теоретической предпосылкой но подчеркнуть, что только предпосылкой) для ъяснетя как эмоциональной, так и рациональной дирности человека и для понимания функциональ- ных различий между ними.
Известный физиолог Шеррингтон обратил внима- ние на то, что центральная нервная система функцио- нирует по принципу воронки. Количество чувстви- тельных нервов значительно больше, чем нервов дви- гательных. Поэтому количество поступающих в цент- ральную нервную систему, импульсов превосходит возможности качественно различных рефлекторных ответов. Принцип воронки или <принцип общего ко- нечного пути, чрезвычайно мало использованный до сих пор, - как заметил однажды А.А. Ухтомский, - обещает в будущем большие приобретения для физио- логии>, Нам представляется, что именно принцип во- ронки может быть привлечен для объяснения некото- рых .особенностей эмоционально-эстетической дея- тельности человека.
Предположение о том, что физиологический прин- .п общего конечного пути или принцип воронки "оляет понять отдельные элементы эмоциональ- ""тетической активности человека, представляв- шая нам новым (нам не удалось найти подобных ра- оказалось не оригинальным. Сходная точка зре- "я была кратко изложена в 1925 году талантливым
.2027
225
советским психологом, покойным Л.С. Выгс неопубликованной (и неизвестной нам) руко>. материалам которой В.В. Ивановым в декабре да был сделан доклад. В тезисах доклада сод следующее положение: <Шеррингтон сравнит нервную систему с воронкой, которая обращ роким отверстием к миру и узким отверстием вию. Мир вливается в человека через широко стие воронки тысячью зовов, влечений, раздр ничтожная их часть осуществляется и как бы i наружу через узкое отверстие. Эта неосуществ часть жизни должна быть изжита. Искусство, 1 и является средством для такого взрывного у шивания со средой в критических точках нащ ведения>.
В это положение, как нам представляется, ввести поправку. Конечно, <взрывное> уравно ние со средой само по себе не является причи кусства, а только определяет особенность к.щ эмоциональных реакций (брань к области эсти относится), а уж последние служат одним из нентов эмоционально-эстетической деятельж ловека.
Слово и принцип воронки
Рассмотрим в свете этого предположения щ слова. Сопоставим два явления.
А. Система речи (то есть вторая сигнальная ма), как показали В.М. Бехтерев и И.П. Павле чиняется общим закономерностям рефлекторш цессов.
Б. Принцип воронки выражает особенности 4 не только спинного мозга, но и высших его отД
Сопоставление этих двух фактов приводит i ду о том, что количество поступающих в кору п мозга сигналов превосходит физическую возмож полного словесного выражения. Иначе говоря, принимаем гораздо больше, чем можем рассказ
226
д 1цной, то есть рациональной, а не эстетиче- ьности, речь не испытывает больших за- - Мы умеем обозначать отдельные явления, " цветные понятия и т.д. Слово способно ь (ЬУНКЦИЮ рефлекторного эффекта. Органы """принимают сумму признаков, и это позво- " статочной точностью воспроизвести словес- лекс (ответ): <в зале сидят люди>, <это папи- т-.п. Но рассмотрим другой случай. Вас при- например, вид, который открывается из окна. " дающие при этом впечатления зависят не толь- физической характеристики пейзажа, но и от ва- умонастроения, обусловленного и физиологиче- мм состоянием, и общественным мироощущением, 1 например, как вы сегодня спали, и что узнали 1дд1эдет- по поводу волнующих вас событий, и т.д. Все дсы ощущений не могут быть выражены прото- ffifflbHOH характеристикой пейзажа, лично вами сейчас 1доспрйнятого. Это принципиально неосуществимо. fe-Создание новых слов здесь делу не помогает. Можно Цвбратить внимание, что в настоящее время новые тер- ;мины возникают главным образом для удовлетворе- дия нужд науки, а не эстетической информации. От- крытие новых явлений, новых признаков приводит к необходимости их специального обозначения. Сейчас в некоторых науках возникают целые словари, мало- .доступные неспециалистам. Причем создание новых научных терминов часто осуществляется стандартным агглютинативным путем и не требует <мук творчест- ва>, свойственных поискам <художественного слова>.
Не испытывая никаких <мук>, можно создать новое мо, обозначающее, Например, еще не возникшую, Уе зародившуюся новую науку - науку о творче- в- Ее можно было бы именовать, скажем, креологи- (от <сгео> - творить).
Простого обилия слов недостаточно для выражения .""" эмоционального состояния. Совокупность им-
"Ульсов
его определяющих, принципиально больше
д " llrllllrlllriCAIIJII VVIIIJ
"bix возможиостей человека. Избыток раздра- характеризующий эмоциональную корковую ре-
227
акцию, приводит к дополнительным рефлекр там, иначе говоря, избыток раздражений реакцию дополнительные эффекторы.
Рациональная рефлекторная реакция ч сигнальную систему взрослого человека рожное> - будет отличаться от эмеционал" ции ребенка, который в данной ситуации чувств>, может проявить множество доп> (и физиологически бессмысленных) реаю. прыгать, хлопать в ладоши и даже може) стихами. В данном случае речь идет о ста) циональном самовыражении. Оно может1 тетического значения, как не имеет его бр{ смысленное восклицание, иррационалыкв рующие ограниченность речевых возможй
Наш вывод удобно иллюстрировать" аналогией. В распоряжении регулировщ"" движения имеется три сигнала: желтый, i леный. Три сигнала позволяют регулир<
--- ппп t10nf {
движение, но, конечно,
не дают человек
движение, пи, . ...-, - ти выразить все, что он чувствует, наблий несущихся машин и муравейник не всегй ванных пешеходов. Допустим, что запе регулировщик будет чем-то сильно взвой сможет сдержать своих чувств. ЭмоЦиойй ция в этом случае выразилась бы, вероятиц необычного мигания светофорных ОгнеЙ.Ц соб <отвести душу> привел бы к выразителЯ статочно бессмысленному эффекту, w поведению человека при стихийной эмС разрядке.
Количественная оценка соотнош
воспринимаемых ощущений 1 и возможностей их словесного вырай
. Вывод о существенной ограниченное
возможностей человека может показатьсАЯ> ным. Сомнения понятны! Неужели же десЖ
228
р"
к комбинаций не позволяют человеку точно 1 все, что он захочет? Неужели горы книг и це- цблиотеки библиографических указателей не до- iQT <безграничные> возможности нашей вер- оц деятельности? Вывод может казаться сомни- 1 ым до тех пор, пока количественная оценка не 1 "цт сопоставить объем ощущений и число воз- lbix словесных формулировок. кя.залось чT определить число возможных ощу-
достаточно трудно. Однако после моего докла- котором сообщалась рассматриваемая здесь ги- теза Е.Г. Эткинд высказал соображения о том, что до бы можно использовать принцип воронки для 1, "еки цветовых восприятий. Эта мысль оказалась "данной. Количество различаемых цветовых оттенков дестно. Известно также приблизительное число "лбочек сетчатой оболочки глаза, то есть точек, вос- принимающих цветовые ощущения. Это позволяет решить нашу задачу. Человеческий глаз различает 128 цветовых оттенков. Уже эта величина достаточно по- казательна. Наш словарь не располагает терминами для обозначения 128 цветовых оттенков. Таким обра- 1 зом, человек цвета различает, а назвать их затрудняет- 1 ся.В <Атласе цветов> приводится пятнадцать назва- 1ний.для хроматических цветов: красный, красно- i оранжевый, оранжевый, оранжево-желтый и т.д..
Недостаток специальных терминов возмещается ассоциативной информацией. Мы говорим: сирене- вый цвет, салатный, кирпичный, вишневый и т.п., де- монстрируя тем самым беспомощность и необходи- мость обозначать окраску частным признаком случай- ного предмета.
Речь шла о словесном обозначении чистых тонов. о реальный мир представлен глазу не в форме гомогенного цветного пятна, а в виде пестрого сочета- " множества цветовых оттенков. " число цветовых узоров ограничивается только Ргановкой 128 чистых цветовых тонов (например, , 128 цветных карандашей, которые мы меня- ми), то количество вариантов, равное факто- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|