|
Психология художественного творчестванашем представлении миф тесно связан с безгранич-1 ной верой, соответствует <структуре сознания, прин-1 ципиально нацеленного на всякую веру>. 1
В возможности такой безоглядной веры, кстати, щ заключается основная потенциальная социальная1 опасность любого мифа. Все это правильно. И тем не1 менее современный миф явно проявляет противоза-1 конную тенденцию перекочевать из области веры 81 область сомнения - ему и верят и не доверяют одно-1 временно, j
Такая трансформация мифа только на первый1 взгляд может показаться странной. Между тем миф 81 данном случае просто подчиняется определенным за-.1 кономерностям развития сознания. Путь от жесткого детерминизма к реакциям, включающим вероятност-1 ное моделирование, очевидно, является общим зако-1 ном развития жизни и разума. 1 Принцип внутренней организации механизма опе-1 режающего отражения изменялся от преобладания жесткого детерминизма на самом низком уровне орга-1 низации живого через введение вероятностной со-ц ставляющей до самоорганизации в структуре. 1 Принципиально вероятностен и современный миф, включающий непременно модель грядущего. 1 Развитие науки воспитывает в определенном плане и обыденное сознание, сообщая безрелигиозному мифу свой вероятностный, т.е. более свободный, подход щ явлениям действительности, "э Такое положение современного мифа между верой 1 и неверием, вероятностный характер его делают отно-1 шения мифа с художественной фантастикой болеет сложными, нежели те, что существовали междудрев-1 ниммифомиискусством. 1 Прежний миф, лишь разрушаясь, становился ис-j кусством. Во взаимоотношениях современного мифа
112
искусства трудно уловить такую четкую временную дедовательность: ведь миф рождается, как мы ста- рались показать, на базе искусства и внутри него (как науки). И подчас невозможно сказать, что здесь пер- вично - фантастический или собственно познава- тельный образ.
Вероятностный же характер современного мифа облегчает переход от мифа к фантастике, и наоборот. Тут очень трудно проследить, где кончается фантасти- ка и начинается миф.
Благодаря вероятностному характеру современно- го мифа возможен не только переход от познаватель- ного образа к фантастическому, но и обратная транс- формация.
Все, о чем говорилось выше (сложность и неодно- значность отношений науки и фантастики, собствен- но художественного образа и, так сказать, <мифологи- ческого ядра> его внутри самой фантастической лите- ратуры современности, вопрос о характере <опереже- ния> науки фантастикой в постановке ряда проблем) заставляют внимательнее присмотреться и к уже отме- ченной проблеме вторичности современного мифа, ибо она очень не проста и требует более тщательного и глубокого рассмотрения. Можно назвать и еще ряд во- просов, которые неизбежно встанут перед исследова- телем, если он не отвернется от современного мифа с презрением, а попытается понять его непростое бы- тие. Одной из них является соотношение эстетическо- го и познавательно-информационного начал в совре- менном мифе. Ведь именно мифотворческая природа научной фантастики обусловила ту странную <бук- вальность> фантастических образов, которая порой ставила в тупик критиков и породила пресловутую проблему специфики. Еще можно упомянуть и про- блему синтетической или даже синкретической при- роды современного мифа. Этот вопрос не только пока не решен, но, на наш взгляд, даже не поставлен пра- вильно. До сих пор речь шла о синтезе научного и ху- дожественного методов познания как свойстве науч- ной фантастики. Очевидно, эта проблема должна быть
поставлена в иной плоскости. Ведь в тех областях на учного знания и гипотезирования, которые соприка- саются с живым мифотворческим процессом, можно наблюдать сближение с формами свободного фанта- зирования, присущими художественному мышлени> и творчеству. Недаром проект Озма был назван так честь сказочной принцессы.
Одним словом, современный натурфилософский миф скрывает немало проблем и загадок. И мы хотип закончить эту статью так же, как начали ее: мифы на-jj шего времени не только существуют, но и заслуживав ют объективного внимания исследователей, критиче" ского анализа.
ЧЕРНЫШЕВА ТА. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество // Художественное творчество. Сборник. -Л., 1983, с.58-76
Е.А. ЛАПИНА
РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ <НЕЕВРОПЕЙСКИХ> ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Проблемы художественного творчества включают важные и достаточно сложные аспекты: социально-ис- торические и личностные условия творчества, взаимо- действие культурных традиций и новаторства, природу художественного таланта, взаимоотношения художни- ка с обществом и др. Изучение этих и других не менее сложных вопросов, до сих пор мало изученных, есть та область, где содружество специалистов различных гу- манитарных профессий (искусствоведов, философов, психологов, эстетиков) необходимо. Цель настоящей работы - привлечь внимание психологов к одной ин- тересной и важной проблеме, проблеме, которая изу- чалась до сих пор практически без их участия.
Речь идет об эстетико-психологическом аспекте изучения <примитивного> искусства (искусства совре- менных аборигенных культур Африки, Океании и т.д.).
Интерпретации последнего, как мы постараемся показать, в ряде случаев глубокие и интересные, в по- давляющем <:воем большинстве страдают одним суще- ственным недостатком: либо полным игнорировани- ем проблемы художественного творчества, либо уз- ким, однозначным пониманием ее существа. Было бы ошибкой обвинять в этом недостатке исследователей <примитивного> искусства. Область художественного творчества остается, по существу, неприступной твер- дыней, не поддающейся ни длительной <осаде> (экс- периментальная психология), ни методам <подкопа> (психоанализ), не сдается она и благодаря <предатель- ству> изнутри (интроспекция).
При обращении к художественному творчеству, продукты которого - произведения примитивного искусства, сложности возрастают уже потому, что ис- кусство это принадлежит неевропейскому миру вос-
115
приятий, ценностей, отношений. Экспликация харак- тера художественно-творческой деятельности в при- митивной культуре вследствие достаточной простоты? и наглядности структуры последней, а также большой степени открытости, публичности социальных про- цессов, протекающих в ней, представляет не только локально научный интерес и может быть весьма эф- фективной. Понимание закономерностей функцио- нирования и развития творческих процессов прими-, тивной культуры углубляет наши знания в области по- строения общей теории творчества, выявления прин-: ципов, его организующих, проникновения в его природу. Условно всю систему социально-духовных культурных координат можно представить в виде двух уровней: верхний уровень этой системы будет иметь оригинальные для каждой культуры характеристики, и различие их будет существенно; нижний уровень - глубинный (видовой - общечеловеческий) будет оп- ределяться адекватными для любого типа культуры психическими процессами. В свете сказанного, как представляется, проблема должна ставиться следую- щим образом: каково соотношение локальных, куль-j турно-исторических и универсальных, эстетических, т.е. в конечном итоге психологических детерминант такого специфического вида деятельности, как худо- жественное творчество, в частности в примитивном искусстве.
< < <
Интерес к изучению <примитивного>, а также и< первобытного искусства, столь ярко обозначившийся; в середине XX столетия, объясняется в первую очередь актуализацией проблем личности человека. Об этом! свидетельствует, например, активное развитие гума- нитарных наук в этот период. С другой стороны, мощ- ным стимулом интереса выступили процессы поиска новых средств выразительности в самой художествен-. ной практике европейского (авангардизм) и амери-
116
дикого (музыка) искусства, получившего значитель- ные импульсы со стороны <примитивного> искусства.
Первоначальная интерпретация <примитивного> пскусспа как неразвитого, примитивного в букваль- но смысле слова, осуществлялась главным образом в традициях так называемого эволюционизма: искусст- во <примитивное> принимали за некий законсервиро- вавшийся этап древнейшего искусства - искусства эпохи Палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.). Начиная с 30-х гг. направление изучения этих искусств ощутимо меняется. Вокруг были реально <открыты> богатство и разнообразие форм, техническое совершенство, выра- зительность языка, устойчивость стилистических тра- диций этих внеевропейских типов искусства. В ре- зультате кризиса европоцентрических идей, а также внутренней критики эволюционистской доктрины, как казалось исчерпывающей себя, постепенно начал формироваться взгляд на <примитивное> и первобыт- ное искусство, как явления самоценные и художест- венно-оригинальные.
Вскоре после распространения такого представле- ния остро встал вопрос научной квалификации при- митивного и первобытного искусства. Вплоть до на- стоящего момента остается актуальной проблема вве- дения первобытного и примитивного искусства в на- учный арсенал европейского знания. Другими словами, необходимо было найти научные средства вне традиции эволюционизма, вычленяющие и объяс- няющие художественную ценность искусства перво- бытного и примитивного.
Одной из популярных в 30-х и 50-х годах XX в. по- пыток ухватить сущность <примитивного> и перво- бытного искусства в плане признания за этими по- следними равных прав наряду с европейским класси- ческим искусством и была попытка рассматривать ху- дожественное творчество впеекропейского круга через призму личности художника. При этом предпо- лагалось, что художник олицетворяет собой некую универсальную <единицу>, <клеточку> процесса худо- жественного творчества, реализующую в тех или иных
117
типологически устойчивых формах те или иные кон- кретно-исторические социальные и культурные со- держания. Другими словами, художника рассматрива- ли как некий характерный тип, универсальность пси- хо-физиологических констант которого относительно устойчива, независимо от всяких иных социально- культурных исторических характеристик. -
Исследователи предполагали также, что благодаря изучению живого <функционера> художественной практики примитивного мира удастся открыть также и эстетику этого общества.
Первая часть программы, представляющая для нас предмет первостепенной важности, выглядела оше- ломляюще простым <заходом> на решение многих сложных проблем. Далее вопрос заключался в том, ка- кими способами, с каких позиций можно было подой- ти к этой проблематике. Так как проблема <примитив- ного художника> была поднята на щит в среде худож- ников, а также и этнологов, понятно, что и решалась она соответствующими средствами. Понятно, что впе- чатления художников могли расцениваться лишь в ка-;; честве иллюстраций к научным предложениям. Нужна 1 была серьезная научная аргументация. Таковая не за-J ставила себя долго ждать. Но, к сожалению, она носи-j ла негативный характер (и это именно тот момент, ко- торый связывал первую и вторую части программы).
В значительной мере следствием открытия мира. <примитивного> искусства стало новое понимание, значения искусства как одного из наиболее убедитель- ных свидетельств глубокого единства человечества. Bi этом плане понятен пафос тех исследователей, кото- рые, как им казалось, нашли в самой персоне худож-,: ника зерно этого единства.
Категория <примитивный художник> уже с момен-j та своего возникновения как бы функционировала на двух уровнях: общегуманитарном, питаемом пафосом гуманистического рассмотрения всей совокупности 1 проблем культуры, и узко-научном, детерминируе- мом, во-первых, конкретным характером материала и,.
118
д_в1-орых, границами и средствами того или иного
метода.
На мировоззренческом уровне гуманистически ратовал этот вопрос Франц Боас - один из основа- дей американской культурной антропологии: идеа- ле могут быть различны, однако <генеральный харак- тер наслаждения красотой> является универсальным.
Среди специальных научных подходов доминирую- щее место занял психоанализ. Стиль психоаналитиче- ских исследований этого периода - смесь восхище- ния с апологетикой и добавлением ностальгической чувствительности. Исследователи этого направления предполагали <простоту и комфортность в психологи- ческом характере мира дикарей, мира, в котором кон- фликты индивидуальности с природой и обществом еще не реализовались>. Защита <экзотики примитив- ных> в рамках психоаналитических интерпретаций сочеталась с пониманием эстетического как <корен- ного принципа жизни>. Согласно Сидову, для прими- тивного человека существование является настолько целью, насколько и началом, для европейца же суще- ствование - исходная позиция. Поэтому, считает он, <эстетическая функция зависит от репрезентативной стабильности экспрессии, а не от динамических изме- нений импрессивной формы>. Успех <примитивного> искусства среди художников авангарда, а также в сре- де ценителей его один из сторонников психоанализа объясняет следующим образом: по мере того, как ста- рые экспрессии становятся <обрядовыми>, наступает время новых стилей; так происходит потому, что ста- рые экспрессии уже <не могут освобождать удовольст- вие от бессознательных истоков>.
Вклад представителей этого направления в изуче- ние <примитивного> искусства носил все же скорее обобщающий характер, нежели конкретно-научный. Интересные наблюдения, касающиеся изучения гене- зиса некоторых аспектов социально-религиозного функционирования произведений искусства (В. Мюнстербергер, например, анализирует историческое развитие сакрализованного ритуала, в рамках которо-
го происходит смещение предмета сакрализации: <( ритуала черепа вождя или предка - к ритуалу его из( бражения, образа>), отягощены схематизмом, психо1 аналитическими штампами. Такова в частности ик1 терпретация природы творческого процесса <прими тивного> художника, якобы стимулируемогосложны сочетанием эдиповых и предэдиповых комплексов. ,
По мере того как постепенно увядал пышный М красочный цветок гуманистического пафоса, активно питавшего (особенно поначалу) идею органического <родства> любого искусства, она все более обнаружит вала свою однозначность. В обнаженном виде идея универсальной константности <художественной перч сональности> представляла художника, олицетворяют щего собой некий <художественный орган>, по приро1 де своей предназначенный <обрабатывать> те илц иные содержания и производить те или иные формы.:
Понимание такой логики развития этой темы, вич димо, осознавалось исследователями в той или ино степени и повлияло на дальнейший ход развития про-< блематики, так что по мере углубления в предмет ис следования изучение его распалось на разработку множества частных проблем и вопросов, касающихся содержания и формы, таких как развитие стиля, гра ницы отдельных стилей, функции искусства, роль ху дожника в обществе и т.д., что само по себе было и ло- гичным, и ценным, однако при этом из поля зрения ушли, выпали генеральные проблемы, собственно с которых и.начинала свою жизнь научная интерпрета- ция феномена <примитивного> художественного творчества. Для развития и углубления последних ко- нечно недостаточно было одного, пусть даже высокой го, пафоса. Необходимы были базисные научный принципы для построения теории примитивного xy-j дожественного творчества и возможной экспликации примитивной эстетики. Пробелы в этом плане остро- ощутимы и существенны. Одним из важнейших прин- ципов, на наш взгляд, в развитии научных основ неев-1 ропейского художественного творчества является принцип историзма. Представляется, что слабость
120
рупкость концепции <художник - константное ядро "юбого исторического искусства и ключ к примитив- эстетике> в большой степени определилась уже ее т-иисторическими интенциями. Анализ конкретно- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|