|
Психология художественного творчества1 рядка, определяющего количество допустимых жан- юв, подобно тому, как в химии периодическая табли- ia устанавливает число возможных химических эле- ментов.
Это рассуждение могло бы показаться слишком ;холастичным, если бы не удалось показать, что (<ап- <орные> категории возникают из постоянных свойств инструмента и одушевленного агента. Полве- ка назад я попытался вывести свойства и реальные возможности новых средств кино, радио и телевиде- ния, тогда находившихся на заре своего развития, из анализа их технических характеристик. В принципе р-акого рода дедуктивная процедура действительно догла бы предсказывать, какие виды стилей способны звиться в данной среде.
Исторические определения
В самом общем виде можно сказать, что разные донятая стиля возникают в результате индуктивных даблюдений. Здесь, однако, мы сталкиваемся с весь- ма своеобразной проблемой. Художественный стиль 1вляется единственным находящимся в нашем распо- ряжении средством, с помощью которого можно классифицировать произведения искусства именно 1как объекты искусства. Теперь, когда мы определяем объекты по их признакам, мы распознаем эти призна- 1ки один независимо от другого. Можно охарактеризо- вать вишню по ее красному цвету, если известно, что Этакое красный цвет. Однако, если мы попытаемся оп- ределить красный цвет как свойство, которым обла-
745
дают вишни, то тотчас же попадем в затруднительное положение.
В искусстве мы встречаемся именно с таким угро- жающим логическим кругом. Так, мы называем эсте- тические свойства определенных исторических групп объектов искусства сюрреалистическими, а затем при- меняем этот пучок свойств для определения того, кто и что относится к направлению, именуемому сюрреа- лизмом. Разумеется, можно неким законодательным образом нормализовать и стандартизировать состав- ляющие стиля, как это делается в манифестах Бретона ил Маринетти, однако эти программы сами являют- ся продуктами стиля, а не понятиями, используемыми для научной классификации.
В поисках независимого установления стилистиче- ских направлений историки искусств зачастую опре- деляют стили, исходя из политических или культур- ных периодов их расцвета. Искусство династии Сун описывается как стиль, тем не менее нет каких-либо априорных причин считатьвсе искусство трехсотлет- него периода принадлежащим одному стилю.
Чтобы установить, был такой стиль или нет, не ут- верждая этого голословно, нельзя давать дефиницию стилю,.напримерСун, как искусству, получившему распространение во время правления императоров династии Сун. То же можно сказать и о географически ориентированных понятиях стиля, таких, как венеци- анское или флорентийское искусство. Наименее удач- ным представляется определение стиля исходя из ка- лендарных дат. Если еще можно ожидать сходства сре- ди множества проявлений общественных, культурных художественных тенденций, то от различного содер- жания календарных вех, распределенных по шкале хронологического времени, никакого родства ждать не приходится. Время само по себе не является причин- ным фактором. Фактически, когда мы говорим, что пятнадцатый век в Италии был периодом кватроченто, мы контрабандой вводим эстетические коннотации в чисто временное понятие. (В своей ранней работе пси- холог Курт Левин изучал отношение между (<типами>
746
явлений и их воплощением в опыте. Он обнаружил, что в истории искусств предпринимались попытки, в частности. Полом Франклем, отделить одно понятие (<барокко>, рассматриваемое как исторически и гео- графически отграниченную группу произведений ис- кусств от других групп, от другого (<барокко>, понима- емого как вневременная разновидность стиля.)
Идеал гармоничной и непротиворечивой структуры
В заключение мне хотелось бы показать, как теория гештальтов могла бы помочь в решении поставленно- го историками вопроса о форме исторического про- цесса в целом.
Есть ли какая-нибудь разумная и понятная логика, лежащая в основании истории человечества и опреде- 1ляющая действия ее творцов, или история человечест- IJBB - это не более как divertimento (ит. - музыкальная 1 пьеса наподобие вариаций или попурри. -Прим. пе- 1 рев.), состоящая из отдельных эпизодов и при этом 1 столь слабо связанных друг с другом, что порядок их выглядит случайным и допускающим произвольные Eизмcнeния Очевидно, что история,-как-и любое дру- 1гое макрособытие, может быть подчинена непосредст- 1-венно законам детерминизма. Нам, однако, хотелось 1 бы знать, в какой мере и с помощью каких средств со- 1 бытия складываются в единую структуру. С четвертым 1 измерением, временем, теория гештальтов поступает так же, как с тремя пространственными, и ставит вопрос: (<При каких же условиях объединяются вре- менные измерения, образуя высоко унифицированное целое?>
Как и пространство, время бесконечно, и потому всякий анализ структуры времени зависит от области его приложения. В искусстве эту область можно рас- ширить до всей истории человека, начиная с пещер эпохи палеолита и кончая последними находками коллекционеров картин в Америке, но можно ее и су-
747
зить, ограничив рамками рождения одного произведе- ния с начального замысла до его воплощения.
В частности, утверждается, что творчество одного художника является упорядоченным, в то время как на большем пространстве никакого порядка нет, или же декларируется, что определенной эпохе в опреде- ленном месте можно насильно навязать некоторую те- му, как это сделал Вазари, охарактеризовавший воз- рождение итальянского изобразительного искусства отДжоттодо Микеланджело как три века живописи - детство, юность и зрелость.
По всей вероятности, гармоничная и непротиворе- чивая структура возникает тогда, когда ею управляет простая конфигурация сил, почти не встречающая со- противления. Так, например, обстоит дело в ситуации с баллистической кривой, находящейся под контро- лем сил притяжения и отталкивания. Сравним эту си- туацию с двумя разными возможными вариантами ус- таревшей игры в китайский биллиард. Если борт бил- лиарда наклонен, то согласованное действие на шар силы гравитации образует мощную тему, которая ино- гда воспринимается (а иногда нет) как оказывающая на структуру события большее влияние, чем оказыва- ют препятствия, отклоняющие шар от его непосредст- венного курса. Если же борт биллиарда строго гори- зонтален, а действие на шар осуществляется благодаря различным пружинам, то результирующий эффект оп- ределяется тем, складываются ли динамические век- тора в концентрированное действие или их действие неупорядоченно, хаотично..И в том, и в другом случае поведение шара бесспорно детерминированное, и он, следуя предназначенным курсом, достигает цели.
Интеллектуально наиболее простая и крайне при- влекательная концепция истории заключается в пред- ставлении ее в виде последовательности сменяющих одно другое событий - от весьма скромных и непри- тязательных вначале до крупных и примечательных в наши дни. С таким взглядом на историю мы то и дело встречаемся в исследованиях по истории искусств. Так, Мейер Шапиро назвал Алоиза Ригля (<самым
748
конструктивным и обладающим исключительно яр- ким воображением историком, пытавшимся предста- вить творческое развитие как единый непрерывный процесс>. Из недавних попыток укажу на применение Сузи Габлик введенного Жаном Пиаже понятия ста- дии когнитивного совершенствования в эволюцион- ном движении от раннего искусства Средиземноморья к абстрактным минималистам наших дней. Шансы на успех таких понятийных схем зависят главным обра- зом от относительной величины постоянных импуль- сов. Первыми кандидатами в такие движущие силы являются основные свойства человеческого разума, особенно когда они достаточно заметны, чтобы их можно было считать биологически мотивированны- ми. Центральным тут является закон выявления раз- личий, приводящих от простых структур к сложным образованиям. С когнитивной точки зрения этот за- кон объясняет возрастание сложности действий и структур реакцией на усложнение окружающей дейст- вительности.
Когда мы наблюдаем, как художник работает над картиной, перед нашими глазами часто открывается доступный для изучения путь к решению поставлен- ной им перед собой задачи. Стоит нам, однако, рас- -ширить область наблюдений догвсепгтворчествацан- ного художника на протяжении его жцзни, как наше представление об уровне его творческой зрелости и компетентности меняется и уходит в перспективу и цель, складывающиеся в единый стиль с совсем не- простой структурой. Когда мы станем рассматривать целый период, например, всю историю искусств вооб- ще, наше желание сохранить структуру моделей по возможности более простой столкнется с исключи- тельно мощным препятствием в виде огромного коли- чества сил, стоящих на пути нашего стремления к по- ниманию.
АРНХЕЙМ Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994. С.272-295.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Часть 1. Тайна прекрасного
ОТТО РАНК. Эстетика и психология художественного творчества ...................
ВЫГОТСКИЙ Л.С. Искусство и психоанализ .....
ИВАНОВ В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество .................
МЕЛЕТИНСКИЙ ЕМ. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов
ЛАМААНАГАРИКАГОВИНДА. Искусство и медитация..............................
ЧЕРНЫШЕВА ТА. Фантастика и современное натурфилософское мифотворчество ..........
ЛАПИНА Е.А. Роль психологии в изучении <неевропейских> форм художественного творчества................................
КОНСТАНТИН СЕЛЬЧЕНОК. Тайная миссия музыки
МАРТЫНОВ В.И. Время и пространство как факторы музыкального формообразования......
ЖУРАВЛЕВ А.П. Уважаемое слово, к лицу ли вам ваша форма? ...............................
Цветная музыка стиха ......... ВОРОБЬЕВ Г. Личность не <табу>
ВОЛКОВ Н. Процесс изобразительного творчества и проблема <обратных связей> ..................
САЛЯМОН Л. О физиологии эмоционально- эстетических процессов
.. .5 . .22
54 .70 .92
115 127 130
РУДОЛЬФ АРНХЕЙМ. О природе фотографин
/
750
145 166 .l>l
215 .254
Часть 2. Загадка таланта
.283
ГОНЧАРЕНКО Н.В. Безумие или сверхразум, помешательство или одержимость?
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей ........ .283 ГОНЧАРЕНКО Н.В. Вдохновение и интуиция .... .296 ЧЕЗАРЕЛОМБРОЗО. Сумасшедшие артисты и художники................................... 320
346 368 387
400 432
КОРОЛЕНКО Ц.П., Фролова Г.В. Спасительная способность - вообразить
ШВЕДЕРСКИЙ А.С. Можно ли учить тому, чему нельзя научить?
МИХАИЛ ЯМПОЛЬСКИЙ. Лицо-маска и лицо-машина
Часть 3. Секреты художества
КОНСТАНТИН СЕЛЬЧЕНОК. Художество нашей жизни
ВЫГОТСКИЙ Л.С. Искусство и жизнь
432 438
АНАНЬЕВ Б. Г. Задачи психологии искусства ..... .452 БЛОК В.Б. Сопереживание и сотворчество ........ 465 ЗАМЯТИН Е.И. Психология творчества .......... 504 РОЗЕТ И.М. Теоретические концепции фантазии . . 511 РОТЕЦЁРГ.С.-Неихофизиологическис аспекты изучения творчества ...........................569 СИМОНОВ П.В., Ершов П.М. Воссоздание индивидуальности в процессе перевоплощения актера ...................................... 594
ГРАЧЕВА Л.В. <Воспитание> чувств .............614
РУНИН Б.М. О психологии импровизации ....... .626 ФОРТУНАТОВ Н.М. Творческий процесс Л.Н. Толстого как <опыт в лаборатории> ......... .642 РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Н. Психология сценической деятельности ......................653 СИЛАНТЬЕВА И. И. Эзотерическая философия Г. И. Гурджиева и биомеханика В.Э. Мейерхольда . . .674 КЛИМЕНКО Ю.Г. Театр как практическая психология ...................................689 РУДОЛЬФ АРНХЕЙМ. Искусство как терапия . . . .731 Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|