Психология художественного творчества



84 страница


1 рядка, определяющего количество допустимых жан-  

юв, подобно тому, как в химии периодическая табли-  

ia устанавливает число возможных химических эле-  

ментов.  

 

Это рассуждение могло бы показаться слишком  

;холастичным, если бы не удалось показать, что (<ап-  

<орные> категории возникают из постоянных  

свойств инструмента и одушевленного агента. Полве-  

ка назад я попытался вывести свойства и реальные  

возможности новых средств кино, радио и телевиде-  

ния, тогда находившихся на заре своего развития, из  

анализа их технических характеристик. В принципе  

р-акого рода дедуктивная процедура действительно  

догла бы предсказывать, какие виды стилей способны  

звиться в данной среде.  

 

Исторические определения  

 

В самом общем виде можно сказать, что разные  

донятая стиля возникают в результате индуктивных  

даблюдений. Здесь, однако, мы сталкиваемся с весь-  

ма своеобразной проблемой. Художественный стиль  

1вляется единственным находящимся в нашем распо-  

ряжении средством, с помощью которого можно  

классифицировать произведения искусства именно  

1как объекты искусства. Теперь, когда мы определяем  

объекты по их признакам, мы распознаем эти призна-  

1ки один независимо от другого. Можно охарактеризо-  

вать вишню по ее красному цвету, если известно, что  

Этакое красный цвет. Однако, если мы попытаемся оп-  

ределить красный цвет как свойство, которым обла-  

 

745  

 

дают вишни, то тотчас же попадем в затруднительное  

положение.  

 

В искусстве мы встречаемся именно с таким угро-  

жающим логическим кругом. Так, мы называем эсте-  

тические свойства определенных исторических групп  

объектов искусства сюрреалистическими, а затем при-  

меняем этот пучок свойств для определения того, кто  

и что относится к направлению, именуемому сюрреа-  

лизмом. Разумеется, можно неким законодательным  

образом нормализовать и стандартизировать состав-  

ляющие стиля, как это делается в манифестах Бретона  

ил Маринетти, однако эти программы сами являют-  

ся продуктами стиля, а не понятиями, используемыми  

для научной классификации.  

 

В поисках независимого установления стилистиче-  

ских направлений историки искусств зачастую опре-  

деляют стили, исходя из политических или культур-  

ных периодов их расцвета. Искусство династии Сун  

описывается как стиль, тем не менее нет каких-либо  

априорных причин считатьвсе искусство трехсотлет-  

него периода принадлежащим одному стилю.  

 

Чтобы установить, был такой стиль или нет, не ут-  

верждая этого голословно, нельзя давать дефиницию  

стилю,.напримерСун, как искусству, получившему  

распространение во время правления императоров  

династии Сун. То же можно сказать и о географически  

ориентированных понятиях стиля, таких, как венеци-  

анское или флорентийское искусство. Наименее удач-  

ным представляется определение стиля исходя из ка-  

лендарных дат. Если еще можно ожидать сходства сре-  

ди множества проявлений общественных, культурных  

художественных тенденций, то от различного содер-  

жания календарных вех, распределенных по шкале  

хронологического времени, никакого родства ждать не  

приходится. Время само по себе не является причин-  

ным фактором. Фактически, когда мы говорим, что  

пятнадцатый век в Италии был периодом кватроченто,  

мы контрабандой вводим эстетические коннотации в  

чисто временное понятие. (В своей ранней работе пси-  

холог Курт Левин изучал отношение между (<типами>  

 

746  

 

явлений и их воплощением в опыте. Он обнаружил,  

что в истории искусств предпринимались попытки, в  

частности. Полом Франклем, отделить одно понятие  

(<барокко>, рассматриваемое как исторически и гео-  

графически отграниченную группу произведений ис-  

кусств от других групп, от другого (<барокко>, понима-  

емого как вневременная разновидность стиля.)  

 

Идеал гармоничной  

и непротиворечивой структуры  

 

В заключение мне хотелось бы показать, как теория  

гештальтов могла бы помочь в решении поставленно-  

го историками вопроса о форме исторического про-  

цесса в целом.  

 

Есть ли какая-нибудь разумная и понятная логика,  

лежащая в основании истории человечества и опреде-  

1ляющая действия ее творцов, или история человечест-  

IJBB - это не более как divertimento (ит. - музыкальная  

1 пьеса наподобие вариаций или попурри. -Прим. пе-  

1 рев.), состоящая из отдельных эпизодов и при этом  

1 столь слабо связанных друг с другом, что порядок их  

выглядит случайным и допускающим произвольные  

Eизмcнeния Очевидно, что история,-как-и любое дру-  

1гое макрособытие, может быть подчинена непосредст-  

1-венно законам детерминизма. Нам, однако, хотелось  

1 бы знать, в какой мере и с помощью каких средств со-  

1 бытия складываются в единую структуру. С четвертым  

1 измерением, временем, теория гештальтов поступает  

так же, как с тремя пространственными, и ставит  

вопрос: (<При каких же условиях объединяются вре-  

менные измерения, образуя высоко унифицированное  

целое?>  

 

Как и пространство, время бесконечно, и потому  

всякий анализ структуры времени зависит от области  

его приложения. В искусстве эту область можно рас-  

ширить до всей истории человека, начиная с пещер  

эпохи палеолита и кончая последними находками  

коллекционеров картин в Америке, но можно ее и су-  

 

747  

 

зить, ограничив рамками рождения одного произведе-  

ния с начального замысла до его воплощения.  

 

В частности, утверждается, что творчество одного  

художника является упорядоченным, в то время как  

на большем пространстве никакого порядка нет, или  

же декларируется, что определенной эпохе в опреде-  

ленном месте можно насильно навязать некоторую те-  

му, как это сделал Вазари, охарактеризовавший воз-  

рождение итальянского изобразительного искусства  

отДжоттодо Микеланджело как три века живописи -  

детство, юность и зрелость.  

 

По всей вероятности, гармоничная и непротиворе-  

чивая структура возникает тогда, когда ею управляет  

простая конфигурация сил, почти не встречающая со-  

противления. Так, например, обстоит дело в ситуации  

с баллистической кривой, находящейся под контро-  

лем сил притяжения и отталкивания. Сравним эту си-  

туацию с двумя разными возможными вариантами ус-  

таревшей игры в китайский биллиард. Если борт бил-  

лиарда наклонен, то согласованное действие на шар  

силы гравитации образует мощную тему, которая ино-  

гда воспринимается (а иногда нет) как оказывающая  

на структуру события большее влияние, чем оказыва-  

ют препятствия, отклоняющие шар от его непосредст-  

венного курса. Если же борт биллиарда строго гори-  

зонтален, а действие на шар осуществляется благодаря  

различным пружинам, то результирующий эффект оп-  

ределяется тем, складываются ли динамические век-  

тора в концентрированное действие или их действие  

неупорядоченно, хаотично..И в том, и в другом случае  

поведение шара бесспорно детерминированное, и он,  

следуя предназначенным курсом, достигает цели.  

 

Интеллектуально наиболее простая и крайне при-  

влекательная концепция истории заключается в пред-  

ставлении ее в виде последовательности сменяющих  

одно другое событий - от весьма скромных и непри-  

тязательных вначале до крупных и примечательных в  

наши дни. С таким взглядом на историю мы то и дело  

встречаемся в исследованиях по истории искусств.  

Так, Мейер Шапиро назвал Алоиза Ригля (<самым  

 

748  

 

конструктивным и обладающим исключительно яр-  

ким воображением историком, пытавшимся предста-  

вить творческое развитие как единый непрерывный  

процесс>. Из недавних попыток укажу на применение  

Сузи Габлик введенного Жаном Пиаже понятия ста-  

дии когнитивного совершенствования в эволюцион-  

ном движении от раннего искусства Средиземноморья  

к абстрактным минималистам наших дней. Шансы на  

успех таких понятийных схем зависят главным обра-  

зом от относительной величины постоянных импуль-  

сов. Первыми кандидатами в такие движущие силы  

являются основные свойства человеческого разума,  

особенно когда они достаточно заметны, чтобы их  

можно было считать биологически мотивированны-  

ми. Центральным тут является закон выявления раз-  

личий, приводящих от простых структур к сложным  

образованиям. С когнитивной точки зрения этот за-  

кон объясняет возрастание сложности действий и  

структур реакцией на усложнение окружающей дейст-  

вительности.  

 

Когда мы наблюдаем, как художник работает над  

картиной, перед нашими глазами часто открывается  

доступный для изучения путь к решению поставлен-  

ной им перед собой задачи. Стоит нам, однако, рас-  

-ширить область наблюдений догвсепгтворчествацан-  

ного художника на протяжении его жцзни, как наше  

представление об уровне его творческой зрелости и  

компетентности меняется и уходит в перспективу и  

цель, складывающиеся в единый стиль с совсем не-  

простой структурой. Когда мы станем рассматривать  

целый период, например, всю историю искусств вооб-  

ще, наше желание сохранить структуру моделей по  

возможности более простой столкнется с исключи-  

тельно мощным препятствием в виде огромного коли-  

чества сил, стоящих на пути нашего стремления к по-  

ниманию.  

 

АРНХЕЙМ Р. Новые очерки по психологии  

искусства. - М., 1994. С.272-295.  

 

СОДЕРЖАНИЕ  

 

Предисловие  

 

Часть 1. Тайна прекрасного  

 

ОТТО РАНК. Эстетика и психология  

художественного творчества ...................  

 

ВЫГОТСКИЙ Л.С. Искусство и психоанализ .....  

 

ИВАНОВ В.В. Бессознательное, функциональная  

асимметрия, язык и творчество .................  

 

МЕЛЕТИНСКИЙ ЕМ. Аналитическая  

психология и проблема происхождения  

архетипических сюжетов  

 

ЛАМААНАГАРИКАГОВИНДА. Искусство  

и медитация..............................  

 

ЧЕРНЫШЕВА ТА. Фантастика и современное  

натурфилософское мифотворчество ..........  

 

ЛАПИНА Е.А. Роль психологии в изучении  

<неевропейских> форм художественного  

творчества................................  

 

КОНСТАНТИН СЕЛЬЧЕНОК. Тайная миссия  

музыки  

 

МАРТЫНОВ В.И. Время и пространство как  

факторы музыкального формообразования......  

 

ЖУРАВЛЕВ А.П. Уважаемое слово, к лицу ли вам  

ваша форма? ...............................  

 

Цветная музыка стиха .........  

ВОРОБЬЕВ Г. Личность не <табу>  

 

ВОЛКОВ Н. Процесс изобразительного творчества  

и проблема <обратных связей> ..................  

 

САЛЯМОН Л. О физиологии эмоционально-  

эстетических процессов  

 

.. .5  

. .22  

 

54  

.70  

.92  

 

115  

127  

130  

 

РУДОЛЬФ АРНХЕЙМ. О природе фотографин  

 

/  

 

750  

 

145  

166  

.l>l  

 

215  

.254  

 

Часть 2. Загадка таланта  

 

.283  

 

ГОНЧАРЕНКО Н.В. Безумие или сверхразум,  

помешательство или одержимость?  

 

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Н.В. Проблемы и поиски  

в изучении художественных способностей ........ .283  

ГОНЧАРЕНКО Н.В. Вдохновение и интуиция .... .296  

ЧЕЗАРЕЛОМБРОЗО. Сумасшедшие артисты и  

художники................................... 320  

 

346  

368  

387  

 

400  

432  

 

КОРОЛЕНКО Ц.П., Фролова Г.В. Спасительная  

способность - вообразить  

 

ШВЕДЕРСКИЙ А.С. Можно ли учить тому, чему  

нельзя научить?  

 

МИХАИЛ ЯМПОЛЬСКИЙ. Лицо-маска  

и лицо-машина  

 

Часть 3. Секреты художества  

 

КОНСТАНТИН СЕЛЬЧЕНОК. Художество  

нашей жизни  

 

ВЫГОТСКИЙ Л.С. Искусство и жизнь  

 

432  

438  

 

АНАНЬЕВ Б. Г. Задачи психологии искусства ..... .452  

БЛОК В.Б. Сопереживание и сотворчество ........ 465  

ЗАМЯТИН Е.И. Психология творчества .......... 504  

РОЗЕТ И.М. Теоретические концепции фантазии . . 511  

РОТЕЦЁРГ.С.-Неихофизиологическис аспекты  

изучения творчества ...........................569  

СИМОНОВ П.В., Ершов П.М. Воссоздание  

индивидуальности в процессе перевоплощения  

актера ...................................... 594  

 

ГРАЧЕВА Л.В. <Воспитание> чувств .............614  

 

РУНИН Б.М. О психологии импровизации ....... .626  

ФОРТУНАТОВ Н.М. Творческий процесс  

Л.Н. Толстого как <опыт в лаборатории> ......... .642  

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Н. Психология  

сценической деятельности ......................653  

СИЛАНТЬЕВА И. И. Эзотерическая философия  

Г. И. Гурджиева и биомеханика В.Э. Мейерхольда . . .674  

КЛИМЕНКО Ю.Г. Театр как практическая  

психология ...................................689  

РУДОЛЬФ АРНХЕЙМ. Искусство как терапия . . . .731  




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1126
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Психология художественного творчества » 28 страница
  • Психология художественного творчества » 18 страница
  • Психология художественного творчества » 19 страница
  • Психология художественного творчества » 20 страница
  • Психология художественного творчества » 21 страница
  • Психология художественного творчества » 22 страница
  • Психология художественного творчества » 23 страница
  • Психология художественного творчества » 24 страница
  • Психология художественного творчества » 25 страница
  • Психология художественного творчества » 26 страница
  • Психология художественного творчества » 27 страница
  • Психология художественного творчества » 17 страница
  • Психология художественного творчества » 29 страница
  • Психология художественного творчества » 30 страница
  • Психология художественного творчества » 31 страница
  • Психология художественного творчества » 32 страница
  • Психология художественного творчества » 33 страница
  • Психология художественного творчества » 34 страница
  • Психология художественного творчества » 35 страница
  • Психология художественного творчества » 36 страница
  • Психология художественного творчества » 37 страница
  • Психология художественного творчества » 38 страница
  • Психология художественного творчества » 7 страница
  • Психология художественного творчества » 82 страница
  • Психология художественного творчества » 81 страница
  • Психология художественного творчества » 1 страница
  • Психология художественного творчества » 2 страница
  • Психология художественного творчества » 83 страница
  • Психология художественного творчества » 3 страница
  • Психология художественного творчества » 4 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь