|
Психология художественного творчестваким путем в сознание наслаждение или же чувство ему обратное скрепляется с другими аффектами или же с относящимися к ним представлениями... Между обо- ими должна существовать тесная ассоциативная связь, и по пути, проложенному этой ассоциацией, перемещается наслаждение и соединенная с этим энергия. Если эта теория правильна, то должно быть возможно и ее применение на нашей .проблеме. Во- прос разрешался бы приблизительно так: художест- венное произведение вызывает наряду с сознательны- ми аффектами также и бессознательные, гораздо большей интенсивности и часто противоположно ок- рашенные. Представления, с помощью которых это совершается, должны быть так избраны, чтобы у них
27
наряду с сознательными ассоциациями были бы до- статочные ассоциации с типичными бессознательны- ми комплексами аффектов. Способность выполнить эту сложную задачу художественное произведение приобретает в силу того, что при своем возникнове- нии оно играло в душевной жизни художника ту же роль, что для слушателя при репродукции, то есть да- вало возможность отвода и фантастического удовле- творения общих им бессознательных желаний>.
На этом основании целый ряд исследователей раз- вивает теорию поэтического творчества, в которой со- поставляет художника с невротиком, хотя вслед за Штеккелем называет смехотворным построение Лом- брозо и проводимое им сближение между гением и су- масшедшим. Для этих авторов поэт совершенно нор- мален. Он невротик и <осуществляет психоанализ на своих поэтических образах. Он чужие образы трактует как зеркало своей души. Он предоставляет своим ди- ким наклонностям вести довлеющую жизнь в постро- енных образах фантазии>. Вслед за Гейне они склонны думать, что поэзия есть болезнь человека, спор идет только о том, к какому типу душевной болезни следу- ет приравнять поэта. В то время как Ковач приравни- вает поэта к параноику, который склонен проециро- вать свое <я> вовне, а читателя уподобляет истерику, который склонен субъективировать чужие пережива- ния, Ранк склонен в самом художнике видеть не пара- ноика, а истерика. Во всяком случае, все согласны с тем, что поэт в творчестве высвобождает свои бессоз- нательные влечения при помощи механизма переноса или замещения, соединяя прежние аффекты с новыми представлениями. Поэтому, как говорит один из геро- ев Шекспира, поэт выплакивает собственные грехи в других людях, и знаменитый вопрос Гамлета: что ему Гекуба или он ей, что он так плачет о ней, - Ранк разъ- ясняет в том смысле, что с представлением Гекубы у актера соединяются вытесненные им массы аффекта, и в слезах, оплакивающих как будто несчастье Гекубы, актер на самом деле изживает свое собственное горе. Мы знаем знаменитое признание Гоголя, который ут-
28
веождал, что он избавлялся от собственных недостат- др и дурных влечений, наделяя ими героев и отщеп- ддя таким образом в своих комических персонажах собственные пороки. Такие же признания засвиде- тельствованы целым рядом других художников, и ранк отмечает, отчасти совершенно справедливо, что, <если Шекспир видел до основания душу мудреца я глупца, святого и преступника, он не только бессозна- тельно был всем этим - таков, быть может, всякий, - но он обладал еще отсутствующим у всех нас осталь- ных дарованием видеть свое собственное бессозна- тельное и из своей фантазии создавать, по-видимому, самостоятельные образы>.
Совершенно серьезно психоаналитики утверждают. как говорит Мюллер-Фрейенфельс, что Шекспир и Достоевский потому не сделались преступниками, что изображали убийц в своих произведениях и таким об- разом изживали свои преступные наклонности. При этом искусство оказывается чем-то вроде терапевти- ческого лечения для художника и для зрителя - сред- ством уладить конфликт с бессознательным, не впадая в невроз. Но так как психоаналитики склонны все вле- чения сводить к одному и Ранк даже берет эпиграфом к своему исследованию слова поэта Геббеля: <Удиви- тельно, до какой степени можно свести все человечес- кие влечения к одному>, у них по необходимости вся поэзия сводится к сексуальным переживаниям, как лежащим в основе всякого поэтического творчества и восприятия; именно сексуальные влечения, по уче- нию психоанализа, составляли основной резервуар бессознательного, и тот перевод фондов психической энергии, который совершается в искусстве, есть по преимуществу сублимация половой энергии, то есть отклонение ее от непосредственно сексуальных целей и превращение в творчество. В основе искусства лежат всегда бессознательные и вытесненные, то есть несо- глашающиеся с нашими моральными, культурными и т.п. требованиями, влечения и желания. Именно пото- му запретные желания при помощи искусства дости-
29
тоад"ч"-
гают своего удовлетворения в наслаждении художест- венной формой.
Но именно при определении художественной фор- д мы сказывается самая слабая сторона рассматривае- . мой нами теории - как она понимает форму. На этот вопрос психоаналитики никак не дают исчерпываю- щего ответа, а те попытки решения, которые они дела- ют, явно указывают на недостаточность их отправных ; принципов. Подобно тому как во сне пробуждаются такие желания, которых мы стыдимся, так же, говорят они, и в искусстве находят свое выражение только та- кие желания, которые не могут быть удовлетворены прямым путем. Отсюда понятно, что искусство всегда имеет дело с преступным, стыдным, отвергаемым. И подобно тому как во сне подавленные желания прояв- ляются в сильно искаженном виде, так же точно в ху- дожественном произведении они проявляются замас- кированные формой. <После того как научным изыс- каниям, - говорит Фрейд, - удалось установить 1 искажение снов, нетрудно увидеть, что сны представ- ляют такое же осуществление желаний, как и <сны на- 1 яву>, всем нам хорошо знакомые фантазии>. Так же точно и художник, для того чтобы дать удовлетворение своим вытесненным желаниям, должен облечь их в ху- дожественную форму, которая с точки зрения психо- анализа имеет два основных значения.
Во-первых, эта форма должна давать неглубокое и поверхностное, как бы самодовлеющее удовольствие чисто чувственного порядка и служить приманкой, обещанной премией или, правильнее сказать, предва- рительным наслаждением, заманивающим читателей в трудное и тяжелое дело отреагирования бессозна- тельного.
Другое ее назначение состоит в том, чтобы создать искусственную маскировку, компромисс, позволяю- щий и обнаружиться запретным желаниям и тем не менее обмануть вытесняющую цензуру сознания.
С этой точки зрения форма исполняет ту же самую функцию, что искажение в сновидениях. Ранк прямо говорит, что эстетическое удовольствие равно у худож-
30
iiK и воспринимающего, есть только Vorlust, ко- pQg скрывает истинный источник удовольствия, чем печивает и усиливает его основной эффект. Фор- д дк бы заманивает читателя и зрителя и обманыва- go так как он полагает, что все дело в ней, и обма- нутый этой формой читатель получает возможность изжить свои вытесненные влечения.
Таким образом, психоаналитики различают два мо- MWTU удовольствия в художественном произведении:. один момент - предварительного наслаждения и дру- pQ _ настоящего. К. этому предварительному наслаж- дению аналитики и сводят роль художественной фор- мы. Следует внимательно разобраться в том, насколь- ко исчерпывающе и согласно с фактами эта теория трактует психологию художественной формы. Сам фрейд спрашивает: <Как это удается писателю? - это его сокровеннейшая тайна; в технике преодоления то- го, что нас отталкивает... лежит истинная poetica. Мы можем предположить двух родов средства: писатель смягчает характер эгоистических <снов наяву> изме- нениями и затушевываниями и подкупает нас чисто формальными, то есть эстетическими, наслаждения- ми, которые он дает при изображении своих фанта- зий... Я того мнения, что всякое эстетическое наслаж- дение, данное нам писателем, носит характер этого <преддверия наслаждения> и что настоящее наслажде- ние от поэтического произведения объясняется осво- бождением от напряжения душевных сил>.
Таким образом, и Фрейд спотыкается на том же са- мом месте о пресловутое художественное наслажде- ние, и как он разъясняет в своих последних работах, <хотя искусство, как трагедия, возбуждает в нас целый ряд мучительных переживаний, тем не менее конеч- ное его действие подчинено принципу удовольствия так же точно, как и детская игра>.
Однако при анализе этого удовольствия теория впадает в невероятный эклектизм. Помимо двух уже указанных нами источников удовольствия многие ав- торы называют еще целый ряд других. Так, Ранк и Сакс указывают на экономию аффекта, которому ху-
дожник не дает моментально бесполезно разгореться но заставляет медленно и закономерно повышаться. 1 эта экономия аффекта оказывается источником н слаждения. Другим источником оказывается эконо мия мысли, которая, сберегая энергию при воспри тии художественного произведения, опять-таки исто чает удовольствие. И, наконец, чисто формальный и точник чувственного удовольствия эти авторы видят рифме, в ритме, в игре словами, которую сводят к де1 ской радости. Но и это удовольствие, оказывается опять дробится на целый ряд отдельных форм: так, м пример, удовольствие от ритма объясняется и тем, чл ритм издавна служит средством для облегчения рабе ты, и тем, что важнейшие формы сексуального деист! вия и сам половой акт ритмичны и что <таким путе< определенная деятельность при помощи ритма прио ретает известное сходство с сексуальными процесса ми, сексуализируется>. 1
Все эти источники переплетаются в самой пестро и ничем не обоснованной связи и в целом оказывают ся совершенно бессильными объяснить значение щ действие художественной формы. Она объясняете только как фасад, за которым скрыто действительно наслаждение, а действие этого наслаждения основы вается в конечном счете скорее на соде-ржании прои ведения, чем на его форме. <Неоспоримой истинец считается, что вопрос: <Получит ли Ганс свою Гре ту?> - является главной темой поэзии, бесконечно повторяющейся в бесконечных вариантах и никогда не утомляющей ни поэта, ни его публики>, и различит между отдельными родами искусства в конечном сче1 те сводится психоанализом к различию форм детской! сексуальности. Так, изобразительное искусство объяС-1 няется и понимается при этом как сублимировани инстинкта сексуального разглядывания, а пейзаж воз1 никает из вытеснения этого желания. Из психоанализ тических работ мы знаем, что <...у художников стрем-" ление к изображению человеческого тела. заменяет интерес к материнскому телу и что интенсивное вы теснение этого желания инцестуозного переносит ин-
32
терес художника с человеческого тела на природу. У писателя, не интересующегося природой и ее красота- ми, мы находим сильное вытеснение страсти к разгля- дыванию>.
Другие роды и виды искусства объясняются при- близительно так же, совершенно аналогично с други- ми формами детской сексуальности, причем общей основой всякого искусства является детское сексуаль- ное желание, известное под именем комплекса Эдипа, который является <психологическим базисом искус- ства. Особенное значение в этом отношении имеет комплекс Эдипа, из сублимированной инстинктив- ной силы которого почерпнуты образцовые произве- дения всех времен и народов>.
Сексуальное лежит в основе искусства и определя- ет собой и судьбу художника и характер его творчест- ва. Совершенно непонятным при этом истолковании делается действие художественной формы; она остает- ся каким-то придатком, несущественным и не очень важным, без которого, в сущности говоря, можно бы- ло бы и обойтись. Наслаждение составляет только од- новременное соединение двух противоположных со- знаний: мы видим и переживаем трагедию, но сейчас же соображаем, что это происходит не в самом деле, что это только кажется. И в таком переходе от одного сознания к другому и заключается основной источник наслаждения. Спрашивается, почему всякий другой, не художественный рассказ не может исполнить той же самой роли? Ведь и судебная хроника, и уголовный роман, и просто сплетня, и длинные порнографичес- кие разговоры служат постоянно таким отводом для неудовлетворенных и неисполненных желаний. Неда- ром Фрейд, когда говорит о сходстве романов с фанта- зиями, должен взять за образец откровенно плохие ро- маны, сочинители которых угождают массовому и до- вольно невзыскательному вкусу, давая пищу не столь- ко для эстетических эмоций, сколько для открытого изживания скрытых стремления.
И становится совершенно непонятным, почему <поэзия пускает в ход... всевозможные ласки, измене-
2 Зак. 2027
33
ние мотивов, превращение в противоположность, ос- лабление связи, раздробление одного образа в многие, удвоение процессов, опоэтизирование материала, в особенности же символы>.
Гораздо естественнее и проще было бы обойтись без всей этой сложной деятельности формы и в откро- венном и простом виде отвлечь и изжить соответству-1 ющее желание. При таком понимании чрезвычайно: снижается социальная роль искусства, и оно начинает 1 казаться нам только каким-то противоядием, которое j имеет своей задачей спасать человечество от пороков, 1 но не имеет никаких положительных задач для нашей j психики, j
Ранк указывает, что художники <принадлежат к1 вождям человечества в борьбе за усмирение и облаго- раживание враждебных культуре инстинктов>, что они <освобождают людей от вреда, оставляя им в то же время наслаждение>. Ранк совершенно прямо заявля-i ет: <Надо прямо сказать, что по крайней мере в нашей культуре искусство в целом слишком переоценивает- ся>. Актер - это только врач, и искусство только спа- сает от болезни. Но гораздо существеннее то непони- мание социальной психологии искусства, которое об- наруживается при таком подходе. Действие художест- венного произведения и поэтического творчества выводится всецело и без остатка из самых древних ин- стинктов, остающихся неизменными на всем протя- жении культуры, и действие искусства ограничивается всецело узкой сферой индивидуального сознания. Не- чего и говорить, что это роковым образом противоре- чит всем самым простейшим фактам действительного положения искусства и его действительной роли. До- статочно указать на то. что и самые вопросы вытесне- ния - что именно вытесняется, как вытесняется - обусловливаются всякий раз той социальной обста- новкой, в которой приходится жить и поэту и читате- лю. И поэтому, если взглянуть на искусство с точки зрения психоанализа, сделается совершенно непонят- ным историческое развитие искусства, изменение его социальных функций, потому что с этой точки зрения
34
усство всегда и постоянно, от своего начала и до дщх дней, служило выражением самых древних и сервативных инстинктов. Если искусство отлича- ется чем-либо от сна и от невроза, то прежде всего тем, что его продукты социальны в отличие от сновидений и от симптомов болезни, и это совершенно верно от- мечает Ранк. Но он оказывается совершенно бессиль- ным сделать какие-либо выводы из этого факта и оце- нить его по достоинству, указать и объяснить, что именно делает искусство социально ценным и каким образом через эту социальную ценность искусства со- циальное получает власть над нашим бессознатель- ным. Поэт просто оказывается истериком, который как бы вбирает в себя переживания множества совер- шенно посторонних людей, и оказывается совершен- но неспособным выйти из узкого круга, который со- здан его собственной инфантильностью. Почему все действующие лица в драме непременно должны рас- сматриваться как воплощение отдельных психологи- ческих черт самого художника? Если это понятно для невроза и для сна, то это делается совершенно непо- нятным для такого социального симптома бессозна- тельного, каким является искусство. Психоаналитики сами не могут справиться с тем огромным выводом, Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|