Психология художественного творчества



4 страница


ким путем в сознание наслаждение или же чувство ему  

обратное скрепляется с другими аффектами или же с  

относящимися к ним представлениями... Между обо-  

ими должна существовать тесная ассоциативная  

связь, и по пути, проложенному этой ассоциацией,  

перемещается наслаждение и соединенная с этим  

энергия. Если эта теория правильна, то должно быть  

возможно и ее применение на нашей .проблеме. Во-  

прос разрешался бы приблизительно так: художест-  

венное произведение вызывает наряду с сознательны-  

ми аффектами также и бессознательные, гораздо  

большей интенсивности и часто противоположно ок-  

рашенные. Представления, с помощью которых это  

совершается, должны быть так избраны, чтобы у них  

 

27  

 

наряду с сознательными ассоциациями были бы до-  

статочные ассоциации с типичными бессознательны-  

ми комплексами аффектов. Способность выполнить  

эту сложную задачу художественное произведение  

приобретает в силу того, что при своем возникнове-  

нии оно играло в душевной жизни художника ту же  

роль, что для слушателя при репродукции, то есть да-  

вало возможность отвода и фантастического удовле-  

творения общих им бессознательных желаний>.  

 

На этом основании целый ряд исследователей раз-  

вивает теорию поэтического творчества, в которой со-  

поставляет художника с невротиком, хотя вслед за  

Штеккелем называет смехотворным построение Лом-  

брозо и проводимое им сближение между гением и су-  

масшедшим. Для этих авторов поэт совершенно нор-  

мален. Он невротик и <осуществляет психоанализ на  

своих поэтических образах. Он чужие образы трактует  

как зеркало своей души. Он предоставляет своим ди-  

ким наклонностям вести довлеющую жизнь в постро-  

енных образах фантазии>. Вслед за Гейне они склонны  

думать, что поэзия есть болезнь человека, спор идет  

только о том, к какому типу душевной болезни следу-  

ет приравнять поэта. В то время как Ковач приравни-  

вает поэта к параноику, который склонен проециро-  

вать свое <я> вовне, а читателя уподобляет истерику,  

который склонен субъективировать чужие пережива-  

ния, Ранк склонен в самом художнике видеть не пара-  

ноика, а истерика. Во всяком случае, все согласны с  

тем, что поэт в творчестве высвобождает свои бессоз-  

нательные влечения при помощи механизма переноса  

или замещения, соединяя прежние аффекты с новыми  

представлениями. Поэтому, как говорит один из геро-  

ев Шекспира, поэт выплакивает собственные грехи в  

других людях, и знаменитый вопрос Гамлета: что ему  

Гекуба или он ей, что он так плачет о ней, - Ранк разъ-  

ясняет в том смысле, что с представлением Гекубы у  

актера соединяются вытесненные им массы аффекта,  

и в слезах, оплакивающих как будто несчастье Гекубы,  

актер на самом деле изживает свое собственное горе.  

Мы знаем знаменитое признание Гоголя, который ут-  

 

28  

 

веождал, что он избавлялся от собственных недостат-  

др и дурных влечений, наделяя ими героев и отщеп-  

ддя таким образом в своих комических персонажах  

собственные пороки. Такие же признания засвиде-  

тельствованы целым рядом других художников, и  

ранк отмечает, отчасти совершенно справедливо, что,  

<если Шекспир видел до основания душу мудреца я  

глупца, святого и преступника, он не только бессозна-  

тельно был всем этим - таков, быть может, всякий, -  

но он обладал еще отсутствующим у всех нас осталь-  

ных дарованием видеть свое собственное бессозна-  

тельное и из своей фантазии создавать, по-видимому,  

самостоятельные образы>.  

 

Совершенно серьезно психоаналитики утверждают.  

как говорит Мюллер-Фрейенфельс, что Шекспир и  

Достоевский потому не сделались преступниками, что  

изображали убийц в своих произведениях и таким об-  

разом изживали свои преступные наклонности. При  

этом искусство оказывается чем-то вроде терапевти-  

ческого лечения для художника и для зрителя - сред-  

ством уладить конфликт с бессознательным, не впадая  

в невроз. Но так как психоаналитики склонны все вле-  

чения сводить к одному и Ранк даже берет эпиграфом  

к своему исследованию слова поэта Геббеля: <Удиви-  

тельно, до какой степени можно свести все человечес-  

кие влечения к одному>, у них по необходимости вся  

поэзия сводится к сексуальным переживаниям, как  

лежащим в основе всякого поэтического творчества и  

восприятия; именно сексуальные влечения, по уче-  

нию психоанализа, составляли основной резервуар  

бессознательного, и тот перевод фондов психической  

энергии, который совершается в искусстве, есть по  

преимуществу сублимация половой энергии, то есть  

отклонение ее от непосредственно сексуальных целей  

и превращение в творчество. В основе искусства лежат  

всегда бессознательные и вытесненные, то есть несо-  

глашающиеся с нашими моральными, культурными и  

т.п. требованиями, влечения и желания. Именно пото-  

му запретные желания при помощи искусства дости-  

 

29  

 

тоад"ч"-  

 

гают своего удовлетворения в наслаждении художест-  

венной формой.  

 

Но именно при определении художественной фор- д  

мы сказывается самая слабая сторона рассматривае- .  

мой нами теории - как она понимает форму. На этот  

вопрос психоаналитики никак не дают исчерпываю-  

щего ответа, а те попытки решения, которые они дела-  

ют, явно указывают на недостаточность их отправных ;  

принципов. Подобно тому как во сне пробуждаются  

такие желания, которых мы стыдимся, так же, говорят  

они, и в искусстве находят свое выражение только та-  

кие желания, которые не могут быть удовлетворены  

прямым путем. Отсюда понятно, что искусство всегда  

имеет дело с преступным, стыдным, отвергаемым. И  

подобно тому как во сне подавленные желания прояв-  

ляются в сильно искаженном виде, так же точно в ху-  

дожественном произведении они проявляются замас-  

кированные формой. <После того как научным изыс-  

каниям, - говорит Фрейд, - удалось установить 1  

искажение снов, нетрудно увидеть, что сны представ-  

ляют такое же осуществление желаний, как и <сны на- 1  

яву>, всем нам хорошо знакомые фантазии>. Так же  

точно и художник, для того чтобы дать удовлетворение  

своим вытесненным желаниям, должен облечь их в ху-  

дожественную форму, которая с точки зрения психо-  

анализа имеет два основных значения.  

 

Во-первых, эта форма должна давать неглубокое и  

поверхностное, как бы самодовлеющее удовольствие  

чисто чувственного порядка и служить приманкой,  

обещанной премией или, правильнее сказать, предва-  

рительным наслаждением, заманивающим читателей  

в трудное и тяжелое дело отреагирования бессозна-  

тельного.  

 

Другое ее назначение состоит в том, чтобы создать  

искусственную маскировку, компромисс, позволяю-  

щий и обнаружиться запретным желаниям и тем не  

менее обмануть вытесняющую цензуру сознания.  

 

С этой точки зрения форма исполняет ту же самую  

функцию, что искажение в сновидениях. Ранк прямо  

говорит, что эстетическое удовольствие равно у худож-  

 

30  

 

iiK и воспринимающего, есть только Vorlust, ко-  

pQg скрывает истинный источник удовольствия, чем  

печивает и усиливает его основной эффект. Фор-  

д дк бы заманивает читателя и зрителя и обманыва-  

go так как он полагает, что все дело в ней, и обма-  

нутый этой формой читатель получает возможность  

изжить свои вытесненные влечения.  

 

Таким образом, психоаналитики различают два мо-  

MWTU удовольствия в художественном произведении:.  

один момент - предварительного наслаждения и дру-  

pQ _ настоящего. К. этому предварительному наслаж-  

дению аналитики и сводят роль художественной фор-  

мы. Следует внимательно разобраться в том, насколь-  

ко исчерпывающе и согласно с фактами эта теория  

трактует психологию художественной формы. Сам  

фрейд спрашивает: <Как это удается писателю? - это  

его сокровеннейшая тайна; в технике преодоления то-  

го, что нас отталкивает... лежит истинная poetica. Мы  

можем предположить двух родов средства: писатель  

смягчает характер эгоистических <снов наяву> изме-  

нениями и затушевываниями и подкупает нас чисто  

формальными, то есть эстетическими, наслаждения-  

ми, которые он дает при изображении своих фанта-  

зий... Я того мнения, что всякое эстетическое наслаж-  

дение, данное нам писателем, носит характер этого  

<преддверия наслаждения> и что настоящее наслажде-  

ние от поэтического произведения объясняется осво-  

бождением от напряжения душевных сил>.  

 

Таким образом, и Фрейд спотыкается на том же са-  

мом месте о пресловутое художественное наслажде-  

ние, и как он разъясняет в своих последних работах,  

<хотя искусство, как трагедия, возбуждает в нас целый  

ряд мучительных переживаний, тем не менее конеч-  

ное его действие подчинено принципу удовольствия  

так же точно, как и детская игра>.  

 

Однако при анализе этого удовольствия теория  

впадает в невероятный эклектизм. Помимо двух уже  

указанных нами источников удовольствия многие ав-  

торы называют еще целый ряд других. Так, Ранк и  

Сакс указывают на экономию аффекта, которому ху-  

 

дожник не дает моментально бесполезно разгореться  

но заставляет медленно и закономерно повышаться. 1  

эта экономия аффекта оказывается источником н  

слаждения. Другим источником оказывается эконо  

мия мысли, которая, сберегая энергию при воспри  

тии художественного произведения, опять-таки исто  

чает удовольствие. И, наконец, чисто формальный и  

точник чувственного удовольствия эти авторы видят  

рифме, в ритме, в игре словами, которую сводят к де1  

ской радости. Но и это удовольствие, оказывается  

опять дробится на целый ряд отдельных форм: так, м  

пример, удовольствие от ритма объясняется и тем, чл  

ритм издавна служит средством для облегчения рабе  

ты, и тем, что важнейшие формы сексуального деист!  

вия и сам половой акт ритмичны и что <таким путе<  

определенная деятельность при помощи ритма прио  

ретает известное сходство с сексуальными процесса  

ми, сексуализируется>. 1  

 

Все эти источники переплетаются в самой пестро  

и ничем не обоснованной связи и в целом оказывают  

ся совершенно бессильными объяснить значение щ  

действие художественной формы. Она объясняете  

только как фасад, за которым скрыто действительно  

наслаждение, а действие этого наслаждения основы  

вается в конечном счете скорее на соде-ржании прои  

ведения, чем на его форме. <Неоспоримой истинец  

считается, что вопрос: <Получит ли Ганс свою Гре  

ту?> - является главной темой поэзии, бесконечно  

повторяющейся в бесконечных вариантах и никогда  

не утомляющей ни поэта, ни его публики>, и различит  

между отдельными родами искусства в конечном сче1  

те сводится психоанализом к различию форм детской!  

сексуальности. Так, изобразительное искусство объяС-1  

няется и понимается при этом как сублимировани  

инстинкта сексуального разглядывания, а пейзаж воз1  

никает из вытеснения этого желания. Из психоанализ  

тических работ мы знаем, что <...у художников стрем-"  

ление к изображению человеческого тела. заменяет  

интерес к материнскому телу и что интенсивное вы  

теснение этого желания инцестуозного переносит ин-  

 

32  

 

терес художника с человеческого тела на природу. У  

писателя, не интересующегося природой и ее красота-  

ми, мы находим сильное вытеснение страсти к разгля-  

дыванию>.  

 

Другие роды и виды искусства объясняются при-  

близительно так же, совершенно аналогично с други-  

ми формами детской сексуальности, причем общей  

основой всякого искусства является детское сексуаль-  

ное желание, известное под именем комплекса Эдипа,  

который является <психологическим базисом искус-  

ства. Особенное значение в этом отношении имеет  

комплекс Эдипа, из сублимированной инстинктив-  

ной силы которого почерпнуты образцовые произве-  

дения всех времен и народов>.  

 

Сексуальное лежит в основе искусства и определя-  

ет собой и судьбу художника и характер его творчест-  

ва. Совершенно непонятным при этом истолковании  

делается действие художественной формы; она остает-  

ся каким-то придатком, несущественным и не очень  

важным, без которого, в сущности говоря, можно бы-  

ло бы и обойтись. Наслаждение составляет только од-  

новременное соединение двух противоположных со-  

знаний: мы видим и переживаем трагедию, но сейчас  

же соображаем, что это происходит не в самом деле,  

что это только кажется. И в таком переходе от одного  

сознания к другому и заключается основной источник  

наслаждения. Спрашивается, почему всякий другой,  

не художественный рассказ не может исполнить той  

же самой роли? Ведь и судебная хроника, и уголовный  

роман, и просто сплетня, и длинные порнографичес-  

кие разговоры служат постоянно таким отводом для  

неудовлетворенных и неисполненных желаний. Неда-  

ром Фрейд, когда говорит о сходстве романов с фанта-  

зиями, должен взять за образец откровенно плохие ро-  

маны, сочинители которых угождают массовому и до-  

вольно невзыскательному вкусу, давая пищу не столь-  

ко для эстетических эмоций, сколько для открытого  

изживания скрытых стремления.  

 

И становится совершенно непонятным, почему  

<поэзия пускает в ход... всевозможные ласки, измене-  

 

2 Зак. 2027  

 

33  

 

ние мотивов, превращение в противоположность, ос-  

лабление связи, раздробление одного образа в многие,  

удвоение процессов, опоэтизирование материала, в  

особенности же символы>.  

 

Гораздо естественнее и проще было бы обойтись  

без всей этой сложной деятельности формы и в откро-  

венном и простом виде отвлечь и изжить соответству-1  

ющее желание. При таком понимании чрезвычайно:  

снижается социальная роль искусства, и оно начинает 1  

казаться нам только каким-то противоядием, которое j  

имеет своей задачей спасать человечество от пороков, 1  

но не имеет никаких положительных задач для нашей j  

психики, j  

 

Ранк указывает, что художники <принадлежат к1  

вождям человечества в борьбе за усмирение и облаго-  

раживание враждебных культуре инстинктов>, что  

они <освобождают людей от вреда, оставляя им в то же  

время наслаждение>. Ранк совершенно прямо заявля-i  

ет: <Надо прямо сказать, что по крайней мере в нашей  

культуре искусство в целом слишком переоценивает-  

ся>. Актер - это только врач, и искусство только спа-  

сает от болезни. Но гораздо существеннее то непони-  

мание социальной психологии искусства, которое об-  

наруживается при таком подходе. Действие художест-  

венного произведения и поэтического творчества  

выводится всецело и без остатка из самых древних ин-  

стинктов, остающихся неизменными на всем протя-  

жении культуры, и действие искусства ограничивается  

всецело узкой сферой индивидуального сознания. Не-  

чего и говорить, что это роковым образом противоре-  

чит всем самым простейшим фактам действительного  

положения искусства и его действительной роли. До-  

статочно указать на то. что и самые вопросы вытесне-  

ния - что именно вытесняется, как вытесняется -  

обусловливаются всякий раз той социальной обста-  

новкой, в которой приходится жить и поэту и читате-  

лю. И поэтому, если взглянуть на искусство с точки  

зрения психоанализа, сделается совершенно непонят-  

ным историческое развитие искусства, изменение его  

социальных функций, потому что с этой точки зрения  

 

34  

 

усство всегда и постоянно, от своего начала и до  

дщх дней, служило выражением самых древних и  

сервативных инстинктов. Если искусство отлича-  

ется чем-либо от сна и от невроза, то прежде всего тем,  

что его продукты социальны в отличие от сновидений  

и от симптомов болезни, и это совершенно верно от-  

мечает Ранк. Но он оказывается совершенно бессиль-  

ным сделать какие-либо выводы из этого факта и оце-  

нить его по достоинству, указать и объяснить, что  

именно делает искусство социально ценным и каким  

образом через эту социальную ценность искусства со-  

циальное получает власть над нашим бессознатель-  

ным. Поэт просто оказывается истериком, который  

как бы вбирает в себя переживания множества совер-  

шенно посторонних людей, и оказывается совершен-  

но неспособным выйти из узкого круга, который со-  

здан его собственной инфантильностью. Почему все  

действующие лица в драме непременно должны рас-  

сматриваться как воплощение отдельных психологи-  

ческих черт самого художника? Если это понятно для  

невроза и для сна, то это делается совершенно непо-  

нятным для такого социального симптома бессозна-  

тельного, каким является искусство. Психоаналитики  

сами не могут справиться с тем огромным выводом,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 678
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь