Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Психология художественного творчества » 35 страница



Психология художественного творчества



35 страница


необыкновенный подъем духа, прилив  

энергии. Иногда крайне отрицательные э1  

пример, смерть супруги у Баха) могут бьгйй  

самозабвенного труда как средства найти вкЦ  

ние, уйти от страданий. Непостижимо, но)  

тущая боль души может обусловить рожда  

ра. Здесь ведь тоже происходит такое потр?  

душевной организации человека, такое.  

всех его болевых точек, что оно приводит-  

все его силы, но без радости ощущения  

гармонической динамики. Вероятно, в та  

нии Д. Шостакович писал свою Ленингр;  

фонию. По-видимому, в таком состоянии;  

писал <Реквием>. Глубокое душевное пе{  

крайнее возбуждение духа накладывает не>  

печать на стиль, язык, весь внутренний лад  

венного или научного произведения. Об ояЦ  

чинений Герцена Тургенев отозвался: <....все!  

сано огнем, слезами и кровью>, <так писаЗ  

один из русских>.  

 

Последователь Фрейда А. Кестлер сч1  

творческие свершения возможны в тех случ  

происходит переход от плоского повседнев  

ствования - в период трагического и криз  

стояния (любовь, смерть, потеря близких).;  

не обязательно для творческого успеха челов  

дать в <пограничную ситуацию>, выражаяс  

экзистенциалистов. Величайший шедевр -  

мир> - Л. Толстой писал в наиболее светлы  

койный период своей жизни.  

 

Но вернемся к вдохновению положитель  

рактера, не связанному непосредственно с тр)  

 

306  

 

о победе помогла первому марафону:  

ii без специальной подготовки пробе-  

ри" километровую дистанцию. Не одному уче-  

" тная для него весть, не имеющая прямой  

творческой деятельностью, помогла быст-  

ить труд или найти лучший способ решения  

доброжелательная встреча читателями первой  

" бликованного романа может помочь писате-  

" чтобы еще лучше и совершеннее сделать вто-  

пех одной оперы вдохновляет композитора до-  

 

ще большего, работая над второй. Ведь одним  

Путников вдохновения является уверенность, а ее  

торное влияние на исход творчества общеизве-  

J, давно подмечено, что у педагога, вовремя и ум-  

оощряюшего учеников, успехи больше, чем у то-  

lo или безразличен к работе, или все надежды  

"ai-ает на страх наказания. Правило это распрост-  

яется на творцов любого возраста и любого ранга.  

1ьеам смысл творчества - доставить радость лю-  

1 и себе. Радость успеха, ожидание удачи и призна-  

1 людей - один из источников вдохновения.  

Хотя творчество - истинно человеческое и только  

овеческое качество, которое вырвало его из глубин  

анического мира и вознесло над всей природой,  

овек еще не в состоянии в нем все понять и объяс-  

ь, - особенно это касается творчества гениев и его  

зультатов. Процесс творчества, пишет Шпильгаген,  

Ццокрыт завесой, которой никто и никогда не подни-  

рмал и не поднимет>. О трудности проникновения во  

1>нутреннюю потаенную работу поэта, потрясенного  

овалом дионисийской бури> в процессе вынашивания  

1-Нвысветления образа, Белецкий писал: <Свидетельст-  

Да поэтов и психологические комментарии поведут  

1 Нас опять в лабиринт, где из мнимого разнообразия  

Дивидуальных особенностей выпутаться можно  

Только с трудом>.  

 

ак и другим творцам, гениям знакомы периоды  

РЧКОГО бессилия, застоя, бесплодных мук и, на-  

РОТ, взрывы энергии, подъема, творческих бурь,  

идеи плывут стремительным потоком, обгоняя  

 

307  

 

друг друга, но, в отличие от уносимого roi,  

ком, быстро находят свое место, ложатся BJ  

ды законов и принципов научной теории,  

ной мелодии или поэтических ритмов.  

 

Мгновение - и мысли стройным ря  

В воображении его проходят;  

Мгновение - и мысли в ясной речи,  

Как в золоте бесценные алмазы.  

(Кукольник <Джулио Мости>)  

 

Тут мы и подходим к трудно объяснимым  

ным явлениям творческого процесса - инту  

номену подсознательного, вмешательства i  

кий процесс неосознанных импульсов,  

иногда исключительную роль в том поры)  

следствием которого являются ее наиболеп  

тивные взлеты. Высокоразвитая интуиция,  

ние и подсказывают часто гипотезу, догад>  

подготавливают тот <творческий скачок>  

торый приводит ранее непреодолимую г  

разрешению.  

 

Автор книги <Гений и творчество> Груз  

сал, что интуицию понимают по-разному,  

извольный, бессознательный акттворчест1  

сознанное предвосхищение логических вь  

гадку, как уверенность в правильности наУч1  

тез, еще не проверенных и не доказанных)  

путем, как творческое вдохновение и экстаз  

 

Вдохновение и интуиция, конечно, не од>  

ноони часто сопутствуют друг другу. Сп(  

вдохновения быть ферментом всех творче  

можностей личности усиливает также и инт  

последняя в свою очередь, как указывают т  

сокращает ход логического мышления и, ка  

новав цепь доказательств, приводит прямо j  

угадав его еще до проверки фактами.  

 

Научная философия и психология не свс  

ность интуиции к проявлению подсознаТелы-  

не отрывают ее от последнего. Интуиция ка1.  

ясное постижение истины, без ее обоснований  

 

308  

 

совершается в обход разума и мышления  

д особый тип его мышления, когда мо-  

последнего протекают как бы мгновен-  

1анно и ясно, определенно ощущается  

1"зультатмышления - истина. В интуиции нет  

Й разумного. Еще Декарт понимал интуи-  

" беспорядочное воображение, а как <поня-  

loro и внимательного ума>.  

е интуиции в познании, в постижении ис-  

 

собенно велико в сложных ситуациях, в перио-  

пооыва в сферы неведомого. Здесь она дополняет  

ое рациональное освоение мира. Интуиция  

дне ее вмешательство в процесс творчества тем  

.деннее, чем большим опытом обладает творец,  

щре и глубже его знание мира. Шиллер писал Ге-  

цто в верности интуиции последнего заключено го-  

йдо полнее то, что с такими усилиями ищет анали-  

II, к числу которых Шиллер относил и себя.  

Поскольку между интуицией и проявлением под-  

шательных импульсов не существует глубокой  

эпасти, некоторые психологи, главным образом  

ящие на позициях идеализма, склонны целиком  

ждествлять ее и сферу подсознания, сводя все  

рчество, особенно творчество великих людей, к  

явлению подсознательного. По мысли некоторых  

еных, гений как раз и обладает способностью вклю-  

тьмир подсознательного в активную деятельность.  

Так, американский психолог Б. Кларк в числе черт  

эрческого процесса высокоодаренной личности  

оминает способность легко находить доступ к под-  

энательным и предсознательным идеям, повышен-  

io восприимчивость, склонность к дневным грезам,  

яеченность. По мнению Фрейда и его последовате-  

,_ особенно часто подсознание одаряет своими бла-  

1" ХУДОЖНИКОВ. Современный американский уче-  

1.ин пишет: <Искусство - это решение проблем,  

IP не могут быть четко изложены до тех пор, по-  

1дд Решены>. Другими словами, в художественном  

llBo самое существенное якобы решается на  

Sfc интуиции, подсознания.  

 

309  

 

Интуицию часто объясняли как акт ...  

или, если ученый верил в бога, религиозг  

после того как его осенила идея аналитиче.  

трии, опустился на колени и возблагода  

бога.  

 

Немало интересных мыслей о роли инт  

стижении сущности вещей высказал фраш  

лософ Анри Бергсон. По его мнению, худ<)  

надлежит к числу <совершенных существ!  

все познают интуитивно, охватывая мир цц  

версально. Художник принуждает нас виде  

мы обычно не замечаем. Он проникает в к  

обычного человека, который ограничивает  

ем наклеенных на предметы ярлыков>. Те>  

вывод Бергсона, что художник не должен из  

ведь он сам создает его, неприемлем ни с Ki  

зрения, да и не подтверждается практикой.  

 

Эта тема подводит нас к еще одному воп1  

рый нельзя обойти, говоря о творчестве, -  

нем подсознания. Тема сложная и специа  

коснемся ее бегло, ограничившись лишь _",  

насколько прав Вольтер, писавший в письм  

что все гениальные произведения созданы  

тивно. Эта мысль, о решающей роли инту  

контролируемых импульсов, диктовки под  

неоднократно варьировалась позже, ее пыта  

зать психологи, тщательно собирая факты,  

и кому приснилось во сне, прежде чем стало  

или художественным открытием.  

 

Попытаемся объяснить более подробно вое  

ное. Неся тяжкий крест творчества, еловек  

вести нормальный, правильный образ жизни  

бывает об отдыхе, сознательно лишает себя сИН  

ясь удлинить время творчества, боясь прерви  

размышлений, удачный ход работы, потерятЧ  

слабо мерцающий впереди вожделенный идеа)  

шенства. Вследствие этого - переутомление,  

ница, усугубляющие и до того состояние к{  

возбуждения, напряжения всех физических Щ  

ных сил. Это состояние, когда воспаленный,  

 

310  

 

1тается вести за собой теряющую послед-  

1 оть, длится тем дольше, чем сложнее твор-  

Гении чаще отваживаются на решение  

"nyl, поэтому им чаще других приходится  

опишем этой коллизии могучего духа и из-  

непосильным трудом организма. Однако  

предел и сон валит с ног человека. А слиш-  

?уеденный мозг продолжает свою работу, но  

- оржения отвлекающих факторов или сомне-  

мысль более прямым путем движется к цели.  

IQI- работает, когда я сплю>, - говорил Баль-  

.ерев тоже признавался, что процесс творчест-  

gQ иногда продолжается во сне. О. Леви во сне  

дд идея о передаче возбуждения с одной нервной  

да другую. Через пятнадцать лет он получил за  

покрытие Нобелевскую премию. Нильсу Бору  

едился сон: он на солнце и видит планеты, при-  

яяенные к светилу нитями, на которых они враща-  

а. Этот образ и побудил его создать планетарную  

[ель атома.  

 

полусонном состоянии многие мелодии являлись  

дну, Моцарту, Стравинскому. Глинка в <Записках>  

петельствует, что ему <как бы по волшебному дей-  

1Ю вдруг создался план целой работы>. М.И. Лап-  

н сообщает, что Менделеев трое суток не ложился  

"п>, бился над составлением своей знаменитой таб-  

(ы. Потом лег и мгновенно уснул. Сам Менделеев  

5>атом вспоминает так: <Вижу во сне таблицу, где эле-  

<ты расставлены так, как нужно, проснулся, тотчас  

писал на клочке бумаги, - только в одном месте  

следствии оказалась нужной поправка>.  

И если о мадоннах Рафаэля можно сказать, что та-  

ю красивые лица могут только присниться, то это не  

, г преувеличением. Образ одной из них он смог за-  

lb лишь тогда, когда она привиделась ему во  

1 Утром он перенес на полотно образ таким, ка-  

1<- "ил в душе. Об этом рассказал сам художник  

 

iMy другу архитектору Браманте.  

 

.- -г- - --.-.-. -rJ -,.-.-  

 

д "" вообще творчество в состоянии сна, а тем более  

нии полусна может показаться чем-то неесте-  

 

311  

 

ственным, чудом тем людям, которым npi  

цовый сон> - крепкий сон без сновидец  

много работающие ученые и художники  

естественным для себя состоянием. Они ч  

маются ночью, чтобы записать то, что возд  

в сознании, и им трудно сказать - явилос1  

ред сном, во сне или сразу же по пробуде  

ряченный работой мозг не выключаетсц  

кнопки.  

 

Деятельность подсознания следует отл>  

явлений, когда сознание выходит из-по  

вследствие перенапряжения и крайне воз  

мозг продолжает работать в двух как бы па  

направлениях. Это состояние знакомо к>  

-ному или художнику, погружавшемуся  

творчество. Чувствуя предельную усталос-я  

отдохнуть, он пытается на прогулке в пар  

внимание красотой цветов, играми детей, ]  

нии помимо его води-продолжают возник>  

шенные замыслы, недописанные страниц  

фразы, формулировки. Он не в силах справ  

пором мыслей, спешит домой и продолжат  

до изнеможения.  

 

Сразу же скажем, что, несмотря на бодв  

чество таких случаев, следует отметить, ч  

подвергая их сомнению, их оказывается  

меньше по сравнению с фактами вполне  

го и контролируемого трезвым разумом  

которые свидетельствуют, что гений не то.  

вой уходит в процесс творчества, но и деря  

контролем с начала до конца. Поэтому и со  

их основе теория .чисто интуитивного, бес  

ного творчества гения не выглядит убедить  

Н. Гартмай, известный эстетик, считал, 41  

творчества гения - действие <божествен>  

мия>, <животворное дыхание бессознателЫ  

знательные, волевые акты художника могут  

портить стихийный, бессознательный ходтвя)  

процесса. <Бездарный мученик голого рассу  

дующий заученным правилам, ничего ска  

 

312  

 

д допускает <инстанцию сознания>, но  

дополняющую уже разгоревшийся процесс  

1 льного творчества. Позволительно спро-  

1 gy Гартман противопоставляет художнику,  

в состоянии невменяемости, <мученика  

Следующего заученным правилам>, а не че-  

орый держит процесс творчества под ра-  

но свободным от заученных правил контро-  

ользуется правилами ровно в той мере, чтобы  

 

омывать каждый раз колесо и облегчить свой  

" изобретая уже сделанного другими.  

""да сферу подсознательного представляют так.  

 

после мучительных и изнурительных попыток  

"даться в своих собственных мыслях отгоняет их  

ц погружается в глубокий сон. Его идеи после  

эго хепенинга, напоминающего шабаш ведьм в  

полней, к утру чинно и в определенной, строго  

.еской последовательности выстраиваются в уже  

Снившемся авторском сознании. Садись за стол,  

шинай и спокойно записывай - шедевр обеспе-  

Что происходит в подсознании - этого еще никто  

гьяснил, ибо. когда у человека берет верх подсо-  

ме, засыпает сознательный контроль; когда воз-  

ется последний, уходит первое.  

ка психологам ясно одно: что жизнь там бурлит  

влияние его на творчество огромно. Но ясно и  

<. Подавляющее большинство шедевров было  

но под трезвым и сознательным контролем ихав-  

в,а когда из глубин подсознания и всплывали от-  

пые, часто не дававшиеся решения, то это все же,  

ее, редкие эпизоды в бесконечном творческом  

ссе, а не его естественная и постоянная форма  

ования. Однако редкость <вмешательства>  

знания компенсируется тем, что оно проявляет  

ючевых, наиболее <непролазных> для созна-  

"ах творчества.  

"ывать о деятельности подсознания так же  

 

как о потустороннем мире. Правда, Фрейд  

, - как свою квартиру, но то был Фрейд. Ав-  

с этим вспоминается эпизод, бывший на  

 

международном эстетическом конгрессе.  

секций английский эстетик в докладе г  

тайны художественного творчества непос  

поэт творит в состоянии неподвластного ег  

наития и т.д. К трибуне почти вплотную пс  

риканский эстетик Джером Столниц, пр1  

щийся, скорее, позитивистских взглядов д  

во, и глядя в упор на докладчика, не ожидав  

ступления начал его спрашивать: <Как вы  

Откуда вам это известно?> Английский у  

ти довольно именитый, смутился и не нас  

ветить, пробормотав несколько раз везл  

лийское .  

 

Конечно, сводить весь процесс творч  

му столкновению импульсов подсознат  

по, но и отрицать последние нет оснований  

альных творцов не было сомнений в том, ч  

кий процесс - своеобразное сплетение с<х  

и бессознательного. Это утверждали мноп  

тии таланта, писал Гете, проявляются мне  

связи между сознательным и бессознатея  

знание и бессознательность будут здесь  

как поперечные нити ткани, переплетают  

тями основы...>  

 

Художники меньшего масштаба так  

много свидетельств того, что они часто  

ведая, что творят>, вернее, как творят. <1  

писал Гончаров, - много явилось бесе  

подле меня кто-то невидимо сидел и гово  

писать>. А вот высказывание Нормана f  

временного американского писателя, кс  

мится к максимальной достоверности ш  

пытаясь его по возможности документаль  

дить. <Для меня творческий процесс всегд  

Есть что-то сверхъестественное в том, когд  

се работы рождаются идеи, о которых и не  

вначале. Когда я писал роман <Нагие и мер  

необыкновенно легко работалось. Но я до 16  

знаю, откуда возникли в моем воображен>  

образы>. Из всех подобных высказываний  

 

314  

 

творческий процесс сводится к тако-  

> ояниям. Не следует забывать и того, что  

t~ , .чывания субъективны и мы не можем  

lo точно улавливает автор четко созна-  

неосознанный периоды творчества; кроме  

1 яжение художников не исчезает и тогда,  

laooo самих себя, свой творческий  

 

Чо период <полной поглощенности> якобы  

ит <высвобождение подсознания>, например  

ий раннего детства, загнанных туда <цензу-  

 

нтм"- В эти минуты, считает Юнг, человек  

доступ в те пласты психики, где хранятся  

Зальные врожденные образы>. Что ж, у худож-  

может быть: труднее обосновать влияние дет-  

1поминаний на творчество ученого, особенно  

1дечь идет о таких видах деятельности, которые  

оциаций с детством не вызывают (высшая ма-  

ii квантовая механика и т.д.). А. Белецкий пи-  

1о во сне мы в несколько мгновений выражаем  

йце чем смогли бы выразить словами в течение  

lfx часов, с быстротой молнии сон озаряет собы-  

1вной дневной жизни. <Язык сна - это язык со-  

1ений и иероглифов...>. А. Белецкий выражает




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 681
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Психология художественного творчества » 61 страница
  • Психология художественного творчества » 51 страница
  • Психология художественного творчества » 52 страница
  • Психология художественного творчества » 53 страница
  • Психология художественного творчества » 54 страница
  • Психология художественного творчества » 55 страница
  • Психология художественного творчества » 56 страница
  • Психология художественного творчества » 57 страница
  • Психология художественного творчества » 58 страница
  • Психология художественного творчества » 59 страница
  • Психология художественного творчества » 60 страница
  • Психология художественного творчества » 50 страница
  • Психология художественного творчества » 62 страница
  • Психология художественного творчества » 63 страница
  • Психология художественного творчества » 64 страница
  • Психология художественного творчества » 65 страница
  • Психология художественного творчества » 66 страница
  • Психология художественного творчества » 67 страница
  • Психология художественного творчества » 68 страница
  • Психология художественного творчества » 69 страница
  • Психология художественного творчества » 70 страница
  • Психология художественного творчества » 71 страница
  • Психология художественного творчества » 39 страница
  • Психология художественного творчества » 29 страница
  • Психология художественного творчества » 30 страница
  • Психология художественного творчества » 31 страница
  • Психология художественного творчества » 32 страница
  • Психология художественного творчества » 33 страница
  • Психология художественного творчества » 34 страница
  • Психология художественного творчества » 36 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь