|
Психология художественного творчества(<выросло>) и то, что артисту совершенно несвой венно. Тогда из его действий само уйдет то, что дол но уйти для данного перевоплощения. Так вози одержимый ненавистью красавец Яго - арт. В.А. L, ницын (МХАТ, 1930) и феноменально легкомысле) ный Хлестаков - М.А. Чехов (МХАТ, 1921). В подо ных перевоплощениях кажется невероятным перв ход <от себя>. В нем, видимо, кроется один из профи сиональных секретов. J
К.С. Станиславский положил в основу <сознатеД ной психотехники артиста> метод физических дейС вий, в основе которого лежит представление о дейс вии как явлении одновременно психическом и физ1 ческом, выражающемся в мышечном движенй <Подлинный артист должен не передразнивать вней ние проявления страсти, не копировать внешние о разы, не наигрывать механически, согласно актерск му ритуалу, а подлинно, - по-человечески действ вать. Нельзя играть страсти и образы, а надо действ вать под влиянием страстей и в образе>. Действия> <под влиянием страстей ив образе> Станиславси называл действия актера, мотивированные потреби стями изображаемого им лица.
В самом деле, движение становится действием тол ко в том случае, если оно направлено на удовлетвоц
606
f
.60 потребности. Это хорошо понимал Ченов: <Жизненные потребности родят же эти ведут за собою действия; хотение <отивом или целью, а движения - дейст- йдством достижения цели. Без хотения как 1импульса движение было бы вообще бес- 1. Таким образом, <метод физических дей- ет усвоения потребностей, мотивов, целей й>го лица. Только они способны сделать действие <внутренне обоснованным, ло- .дледовательным и возможным вдействи- 1 только благодаря им <сама собою создает- ЙГрастей или правдоподобие чувства>. зводя действия изображаемого лица, на- на удовлетворение его (изображаемого бностей, актер включает мощный аппарат я, те непроизвольные, не контролируемые детали действий, те приспособления и от- нзического осуществления в движениях, янадлежат сфере подсознания в реальном человека. В мозгу не существует нейро- Нии двигательного акта, но лишь его обоб- ма - энграмма, <двигательная задача>. нательный акт каждый раз организуется за- Чи его формирование в значительной мере уровне подсознания. Станиславский сделал все же акцент на 1це на мотивации этого действия, хотя он и уточнению мотивов путем формулировки 1ка, сцены, роли в целом? Да потому, что длинные мотивы поведения сценическо- Ка не менее трудно, чем определить мотивы 1еловека в реальной жизни. При изучении риовременно отказали оба испытанных ме- 1йческой психологии: наблюдение за внеш- Цнием другого человека и анализ своего соб- 1духовного мира. В сфере исследования по- ЙЙ действие перестает быть объективным поскольку один и тот же поступок может Яктован самыми различными побуждения-
607
ми. С другой стороны, мы далеко не в полной осознаем истинные мотивы наших собственных, ступков и принимаемых нами решений. Проникни ние в сферу мотивов изображаемого лица нос1й многом характер интуитивной догадки, несо:знавае го замыкания внутреннего мира персонажа на Q собственный внутренний мир.
Каким же образом актер овладевает потребнос-п изображаемого лица? <Что он Гекубе? Что ему Ге ба?> - этот вопрос Гамлета концентрирует в себ мую сокровенную суть увлечения актера HHTepecaN потребностями играемой роли. Ради чего актер вь дит на сцену, и почему он воспроизводит новеде другого лица? Во имя своей сверх-сверхзадачи. Св< сверхзадача - это страстное и глубоко личное стр ление художника познать нечто чрезвычайно важн< людях, об окружающем мире, о правде и справедиц сти, о добре и зле, а затем поделиться этим знаний другими (читателями, слушателями, зрителями), бы получить у них подтверждение истинности реэ татов своего познания. <Отчасти искусство заклю в себе сообщение, но лишь отчасти, - заметил Уй ям Голдинг. - В остальном - это открытие... И вс я... твердо верю, что искусство, не заключающее fij бе сообщения, бесполезно>. Л.Н. Толстой писал ci му сыну: <У тебя, я думаю, есть то, что называется лантом и что очень обыкновенно и не ценно, то способность видеть, замечать и передавать, но до пор в твоих рассказах невидно еще потребности вц ренней, задушевной высказаться...> (подчеркнуто ми). Чем ближе сообщаемая артистом правда о м> потребности и надеждам зрителя постичь эту npi тем сильнее отклик зрительного зала, тем очеви, эффект сопереживания. Сверх-сверхзадача худоя ка - подлинный, главный и основной источник s гии, побуждающий актера искать сверхзадачу сщ ческого персонажа, а далее - осуществлять ее в ск ном действии, пронизывающем все его поведе Профессиональное умение артиста трансформир свою художническую потребность познания в п(
608
ахаемого лица и составляет основу пере-
уацию Станиславского <идти от себя> амать поэтому не только как совет начи- нал ролью с <общего знаменателя>, о ко- Цечь выше, но и как напоминание о том, дельность актера, в сущности, продиктова- ггвенной сверх-сверхзадачей, ей служит и йена. Сверхзадача осуществляет свое руко- юдением артиста в значительной степени верхсознанию. Именно сверхсознание на- тек, активизирует работу сознания (разум, Мобилизует автоматизированные навыки
1"-
перевоплощения, осуществляемый с по- дсознания не только в искусстве, но и вне к) описал Вадим Кожевников на примере разведчика Белова, вынужденного дейст- ЙИке Иоганна Вайса: <За эти месяцы с Ио- ы свалилось то неимоверное напряжение, в f неотступно держал себя все время, чтобы ), как окружающие его люди, на чьи повад- аки, взгляды, особенности наложила отпе- " историческая полоса существования на- овой, социальный уклад. Это было уже не о, а прочное ощущение себя тем, кем он стать. Отрабатывая каждую предполагае- 1:Иоганна Вайса, чтобы она стала душевной "стью, нужно было вместе с тем ничего не гсебя самого. Ничего своего не уступить Иоганн Вайс должен быть не только жиз- 1 как самостоятельная личность, но полно- няться тому, кто надел на себя его личину>. йс так достоверен и правдоподобен в своей вместо в гитлеровской иерархии именно no- il повышение по службе фашиста Иоганна возможность разведчику Белову лучше вы- вой долг борца за свободу и независимость Родины.
609
Пример, описанный В. Кожевниковым, пoуч лен во многих отношениях. Когда и почему с Бел <свалилось неимоверное напряжение>? И в чем оно это напряжение? Оно в необходимости сознател совершать и сознанием контролировать в своем по1 дении то, что в обычных жизненных условиях осуц ствляется без участия сознания и чего только данных, исключительных условиях потребова сверхзадача разведчика. Это неимоверное напряжен <свалилось>, когда его ценой Белов достиг полной гласованности в работе сверхсознания, сознание подсознания, когда возникло перевоплощение сод ского разведчика в фашиста Иоганна Вайса.
Что же в этом созданном искусственно поведен относится к сознанию, что. к подсознанию и чт сверхсознанию? Ответить на этот вопрос помогаете ределение сознания как знания средств, которые ij гут быть переданы другому, а значит, - определен обозначены и выражены словами или образами,
Все, что мотивируется в процессе осуществлен что решается при выборе средств достижения каж. конкретной цели, что поэтому анализируется, сой тавляется, взвешивается и оценивается - все это1 носится к сознанию и к звеньям сознательного п дения. Все, что может быть мотивировано, объясн и обозначено, но не нуждается во всем этом, что< шло в привычку, в стереотип, относится к подсоз ник). Это - обширная область тех умений, кото[ когда-то были приобретены сознательно и, мо: быть, ценой больших усилий, но, будучи усвоены, 1 не нуждаются в специальной заботе, во внимании усилиях. Все, что не может быть мотивировано, но мо мотивирует, относится к сверхсознанию. Оно отвечает на вопрос <зачем?>, но диктует, требует ц сущности, лежит за любым побуждением, как его1 ходная причина. Сверхсознание задает работу со нию, которое всегда, в сущности, занято тем, что гащает, уточняет, расширяет, развивает и проверяет данное интуицией. С познанием связаны чуть л все сферы человеческой деятельности, и в сложи
610
дои конкретной человеческой потребнос- .гся обычно некоторая доля потребности 1Поэтому человеческое поведение не обхо- щтуиции. Она подсказывает влечения и >сти, настороженность и отвращение, ра- едвкушения и тревожные опасения, а со- яяет связи интуитивных догадок с объек- ствительностью и вырабатывает знания и лоды опыта в арсенале подсознания. во всех других сферах человеческой дея- (4 в житейском обиходе интуиция играет все дательную роль, то в искусстве она выступа- Мутная догадка и предположительное пред- 1. как категорическая уверенность, немоти- е прозрение, как повелитель, диктующий вощения. В актерском искусстве трансфор- <х-сверхзадачи артиста в мотивы поведения иого лица обеспечивается механизмами лая. <Наиболее могущественными маяка- буждения подсознательного творчества ор- S природы являются сверхзадача и сквозное ;<Я много работаю и считаю, что ничего Т; сверхзадача и сквозное действие - вот (скусстве> (К.С. Станиславский). Это отно- йеническому образу (сверхзадача) и к само- йему артисту, создающему образ (сверх- а).
из каналов связи между сверхзадачей и со- нужит процесс ее рабочего наименования. именования сверхзадачи является чрезвы- -tbiM моментом, дающим смысл и направле- аботе>. Однако наименование служит лишь вязи интуиции и сознания, не могущим >ать на окончательность. <Я сказал то, что вот ответ художника на вопрос о содержа- оизведения, непереводимого с языка обра- К. логики. Именно непереводимость произ- :кусства на язык словесных определений, чхлишь какие-то стороны сверхзадачи, но . исчерпывающих ее истинного содержа-
611
ния, делает сверхзадачу результатом работы свец знания. Другим объектом деятельности сверхсоя ния является превращение сверхзадачи образа в п цесс практически выполняемого актером сквози действия. Здесь постепенно все большую роль ип сознание, разум, логика, здравый смысл. Здесь 06
руживаются и профессионально-технические у ния, знания и навыки артиста, а также присущие) индивидуальные свойства.
Теперь мы можем полностью обозреть этапы акт ского перевоплощения. Через контролируемые со? нием действия актер не отождествляет себя с изоб жаемым лицом, но проникает в сферу движущих мотивов (область, в значительной мере принадле щая сознанию и подсознанию) вплоть до сверхзад образа (область сверхсознания) во имя решения ев сверх-сверхзадачи, т.е. удовлетворения своей худ нической потребности. Разумеется, между сознан> подсознанием и сверхсознанием нет жестких разе ничительных линий. Эти разновидности высн нервной деятельности человека тесно взаимодейс ют друг с другом, их границы смещаются, их с({ влияния находятся в постоянном движении.
Осуществляемые в процессе перевоплощения. ствия - их называют <сценическими> - отлича> от любых обиходно-житейских действий тем, что i никают по заказу, как если бы их вызвала реальная обходимость. Такое <если бы> - первый и, MOI быть, единственный ясный признак природных терских способностей. Многие люди не могут п<1 рить в воображаемые обстоятельства, рождаюи цель, поскольку этих обстоятельств в действительН ти нет. Этой вере научить нельзя. Но если у челои не может возникнуть заданная воображением целЁ не может возникнуть и сценическое действие, как! ни было оно примитивно. Он может научиться сой шать самые трудные и сложные действия, проди ванные реальной надобностью, но неспособен к " стейшему сценическому.
612
м актерских способностей человек может ражать действие, т.е. сонершать движения, ем, какие он совершал бы, если бы цель у Гакие движения доступны, разумеется, лю- зцкое изображение действия отличается от подчиненного возникшей цели. Нужна, фкость, чтобы увидеть это отличие, иногда Цо тонкое. .
1ая профессиональная грамотность начина- ния создавать условия для возникновения wo сценического действия. Умение это рав- 1остям к актерскому искусству. Исключи- ренным актерам нет нужды специально за- д умении действовать. Они легко вообража- ювиях жизни персонажа пьесы и, поверив Ця, перевоплощаются в образ, минуя тех- дца его внутренних качеств на язык деист- языком они пользуются, как родной речью зеваться неграмотный. Таковы редчайшие, яьные дарования, каким был, например, дов, не учивший ролей и в репетициях не йся.
считать таких исключений, то рост умений fs время и рост дарования, хотя начинается lwia способностей и без него невозможен. В 1м дарование является не только постоян- >иком умений, но и главным стимулом их Скопления. Еще И. Кант заметил: <Уменье признак таланта>.
СИМОНОВ П.В.. ЕРШОВ П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М., т4, с. 117-134.
Л.В. ГРАЧЕВА
<ВОСПИТАНИЕ> ЧУВСТВ
(Еще раз о взаимодействии психологии творчества и сценической педагогики)
Чтобы творить - нг мать около.
Проблема художественного таланта - тема ющая многостороннего подхода и нетривиальны: тей решения. Личность художника представляете целый комплекс особенностей, специфически) каждого типа художественной деятельности. Вози ет.вопрос, существуетли некая общая черта, ирис; любому из цих.
Наука утверждает, что мозг разных людей обл< неодинаковой способностью осваивать и пользе ся различными типами кодов: зрительно-простр венным, словесным, акустически-образным, бу; ным, цифровым и т.д. Способ кодирования инф< ции сочетается с формой выражения (декоди; ния): музыкант мыслит звуками, живописе цветовыми комбинациями, актер - зрительным> разами, действенными видениями.
Однако известно также, что физиологически) ханизмы многих психических процессов, в часта механизм возникновения простых эмоций и цвет ощущений, на чем основано множество тестов дд ределения эмоционального состояния, устр сходным образом, и между ними существует за мость. На этом основывается ряд гипотез, утверя щих, что вид возможной деятельности зависит способа кодирования информации, а от способа кодирования. Проще говоря, если талантливый ) писец обладает идеальным слухом, соответству1 реактивностью и т.д., то он мог бы стать и музы том, и актером, а выбор той или иной направлен
614
>циальных факторов, нежели от типа ху- одаренности.
зом, от видовой дифференциации худо- ;ятельности, где каждый вид нуждается в нем его целям психическом обеспече-
iM механизме переработки собираемой юрмации, можно подойти к интеграции [агностике и развитии художественной т.е. исследованию общей доминанты,
iBHO можно назвать (<готовность к твор-
состояние эмоциональных механизмов, в способности (<думать около>, по опре- щцузского психолога Сурье, увидеть в по- вителей то, что не укладывается в (<коор- цгку> стереотипного восприятия; это спе- (<зоркость>, не связанная с остротой зре- 1емая со времен Платона интуицией, а неосознанным приобретением опыта>. яяется, что вопрос о слагаемых художест- пности, при всей сложности и многооб- дов, функциональном и ролевом разгра- ieer общий для всех видов творчества фун- омянутую особенность мышления. Сего- ы (<интуиция>, (<интуитивный канал [> легализованы, и исследование пробле- ia оккультных переходит в категорию до- естественнонаучного анализа. Цели и не- такого анализа как нельзя лучше выразил .этом-то и состоит стоящая передо мной 1ча: выразить словами то, что не поддается 1ать рациональным то, что внерациональ- ) каких манифестациях божества, или де- бсолютной истины я при этом не думал. стельность придает этим ощущениям... не происхождение, их божественность или Том роде, а их реальность...> (Гессе Г. Игра 19, с. 29).
1Ы ли способы (<очищения интуитивного :обы воздействия на процессы формиро-
615
вания образов? Иначе говоря, возможно ли развить творческую, художественную одаренность не увеличе- нием (<портфеля знаний и умений>, а воздействуя на Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|