|
Психология художественного творчества-i-орических условий и характеристик процесса худо- жественного творчества и культурно-эстетического росприятия продуктов деятельности <по законам кра- соты> чрезвычайно сложен даже и в пределах хорошо <обработанных> европейских материалов, в отноше- нии же неевропейских - трудности возрастают неиз- меримо. Этого рода сложности тем более велики в от- ношении рассматриваемого объекта, так как история изучения его достаточно непродолжительна. Поэтому не так уж неожиданны преувеличенный пафос, изве- стная наивность и концептуальная незрелость самой научной ткани, наработанного знания.
Неудовлетворенность методологией нашла свое выражение в критических суждениях на двух уровнях. Во-первых, в критическом переосмыслении конкрет- ных позитивных программ исследования неевропей- ских форм искусства, а также и в попытках ревизии исходных установок, зачастую приводившей, к сожа- лению, к тотальному релятивизму в оценке значимос- ти взаимодействия культур и отказу от самой возмож- ности изучения отдельных явлений и процессов худо- жественной реальности, к констатации их полной за- крытости для исследователя.
В результате кризиса концепции <художник - уни- версальный ключ...> развитие исследований пошло по пути изучения частных характеристик социальных функций и контроля <примитивного> искусства, по пути внешнего, формального сравнения искусства <примитивного> и европейского.
Одни понимали существо различия между тем и Другим в рефлексивном плане: <Современный худож- ник сознательно ищет эстетические ценности, прими- тивное же искусство использовало их главным обра- зом для того, чтобы дать интеллигибельную форму ре- лигиозным концептам>; другие объясняли это разли- чие как различие между дифференцированными
121 .
функциями современного европейского общества и <синкретными> - примитивного: в европейском об- ществе художник имеет узкую специализацию с четко выраженной индивидуальной позицией, в примитив- ном же - <каждый человек является потенциальным художником>; для третьих - особая устойчивость со- циальных связей <примитивного> общества представ- лялась определяющим фактором специфического на- бора культурных символов: как и европейское, <при- митивное> искусство тематически относится к опре-. деленной основе - мифологической, при том, что европейская основа - это <Илиада> и христианская библия, а <примитивное> искусство не имеет такой единой основы.
Как можно заметить, отказ от исследования <твор- ческой персональности> осуществлялся в порядке по- степенного отступления и протекал, по существу, сти- хийно и вполне бессознательно для тех, кто соприка- сался в этот периоде миром <примитивного> искусства. Так, например, в книге голландского профессора куль- турной антропологии А.А. Гербрандса <Искусство как элемент культуры, в частности - в негритянской Аф- рике> проводится ряд методических требований: поми- мо изучения творческой индивидуальности художника, взаимовлияния художника и общества, развития стиля и др., декларируется необходимость установки - ис- следовать искусство в культурном контексте.
Интересно, что именно в среде этнологов, в чьем делении находилась вся научная проблематика при- митивного мира (так как волна широкого энтузиазма, вызванного вниманием авангардистов к примитивной скульптуре, схлынула и затерялась в калейдоскопе <новых> и <новейших> течений европейского совре- менного искусства), и осуществилась ревизия концеп- : ции <примитивный художник - ключ к примитивной, эстетике>. Открытый удар этой концепции был нане- сен в ходе конференции <Художник в племенном об- ; ществе>, организованной Лондонским антропологи-- ческим институтом в 1957 г. Ссылаясь на Уайтхеда-. (<Мы, вероятно, достигаем наибольшего прогресса,
122
огда анализируем предположение наиболее неоспо- ioe>), американский антрополог африканист Поль рннен прямо заявил о недостаточности объясне- ц)1 <примитивного> искусства через оценку и пони- ,,е роли и творчества художника. Этот метод отпа- дает сам собой, считает он, если мы попытаемся про- вести аналогичную процедуру в отношении европей- ского искусства, тем более, что, как показали полевые исследования, <примитивный> художник вообще не имеет эстетических представлений, следовательно, детерминанты <примитивного> творчества нужно ис- кать в чем-то другом.
Таким образом, весьма неожиданно (после яркого доклада П. Боганнена реакция была достаточно энер- гичной) оказалось беспочвенным и несостоятельным представление, бессознательно оберегаемое европей- скими научными кругами, связанными с данной обла- стью, о том, что разрешение проблемы <примитивно- го> искусства и <примитивного> творчества - дело техники. Нельзя не заметить, что стремительная побе- да критики в этом случае свидетельствовала в первую очередь отнюдь не о том, что концепция <художник - ключ к эстетике> была неверна, ошибочна или недо- статочно аргументирована. Она, конечно, не была ар- гументирована никем и никак, а главное то, что она возникла как проблема научно-гуманистическая, тог- да как психологи, например, вообще не участвовали в ее зарождении. Представляется, что этот факт оказал- ся существенным для ее существования и развития.
Шоковая реакция, вызванная документированным (в результате полевых исследований) <доказательст- вом> отсутствия персональной <примитивной> эсте- тики, как представляется, не была адекватной. Конеч- но, нелегко эксплицировать эстетику <примитивного> художника, если в отношении европейских эта проце- дура далеко не всегда имеет смысл. Даже мастера лите- ратуры (этого словесного искусства), и среди них ве- личайшие, каким был Лев Толстой, предпочитают от- сылать к тексту своего произведения, нежели интер- претировать его. По сути дела реакция должна была
123
быть обращена не столько к отрицанию художника как предмета продуктивного исследования, сколько к пересмотру средств анализа, и послужить толчком к их усовершенствованию, уточнению модуса изучения объекта, необходимого соответствия <инструментов> и <поля деятельности>, привлечению специалистов, имеющих опыт анализа деятельности в контексте как <базальных>, общевидовых, так и <надстроечных>, культурно-исторических факторов.
Теперь, по прошествии нескольких десятилетий обращение к началу дискуссии о примитивном худож- нике (начатой с легкой руки авангардистов) проясня- ет ряд важных моментов. Прежде всего тот факт, что проблема художественного творчества, строго говоря, так и не была обозначена в своем существе. Авангар- дисты предполагали, что всякий оригинальный ху- дожник стоит перед одной проблемой, говоря кратко - как выразить то, что хочется выразить? Ученые, же оказавшись в аналогичной ситуации (столкновения с новым, неевропейским миром художественного твор- чества), интерпретировали ее в виде проблемы: искус- ство как творчество универсально и вездесуще, следо- вательно, художник - агент этого рода деятельности должен не только содержать в себе адекватные транс- культурные характеристики, но и представлять собой единственный достоверный источник для воспроиз- : ведения и экспликации законов как индивидуального, так и универсального порядка.
Поиск эстетических элементов в <примитивной> культуре, элементов, аналогичных европейским эсте- тическим представлениям, вряд ли может быть про- дуктивным. Исследование, видимо, следует проводить . в более широком масштабе, позволяющем предста-i вить общие структуры деятельного сознания, активно 1 проявляющие себя формы мышления, а также актуа-1 лизированные психические процессы. Думается, что сознание носителей <примитивной> культуры, не от- личаясь по своей природе и общим закономерностям развития от европейского, имеет несравненно более тотально организованные структуры. Эти структуры"
124
предполагают функционирование духовной жизни щества в неких очень устойчивых унифицирован-
формах; в то же время внутри этих константных (Ьорм могут возникать и реализовываться достаточно разнообразные и весьма динамичные социокультур- ig явления и процессы, в том числе художественные.
Конечно, мы не можем наблюдать сам процесс со- здания <примитивных> произведений искусства. На- учный анализ, его совершенствование позволяют лишь все более определенно очерчивать границы, в оторых этот процесс происходит. Психоанализ, к примеру, достижения которого считаются достаточно интересными, продвинул научные форпосты главным образом в аспекте мотиваций к творчеству. Проблема детерминаций (психологических, культурно-истори- ческих и др.) и та область, которая стоит за ней, оста- ются открытыми. В настоящем случае проблема де- терминации - другая сторона проблемы природы ху- дожественного творчества. Рассуждая самым схема- тичным образом, условно примем инстинкт и интеллект (общевидовое и социокультурное начала) за два полюса психической жизни. Можно представить, что в процессе художественного творчества создается определенное напряжение между этими полюсами. В наши дни совершенно справедливо считается анахро- низмом сводить творчество к преобладающему значе- нию одного из них. Каково же взаимодействие интел- лектуального и инстинктивного - интуитивного? Можно ли определить механизм самого процесса? По- видимому, инстинкты исполняют роль своеобразного двигателя, благодаря деятельности которых осуществ- ляется работа сложной системы интеллекта. Слишком опосредованные, отрефлексированные отношения между этими полюсами, видимо, приводят к заметно- му оскудению, бессилию художественной формы, весьма отчетливо наблюдаемому в некоторые периоды истории искусства. Может быть, именно среди худож- ников, обладающих особенно тонкой, чуткой консти- туцией, такое ослабление <напряжения> фиксируется в более острой форме; их реакция более естественна и
125
более энергична. В этом свете легко объясняется и тя га авангардистов к детскому искусству и искусств <примитивных> как источнику оживляющей сил1 Знаменательна в этой связи фраза, которую, говоря произнес на склоне лет Пикассо по поводу детск> рисунков: <В их годы я умел рисовать, как Рафаэль, ь мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисо вать как они>. Достаточно близко понимал существ проблемы детерминации один из крупнейших иссле дователей искусства палеолита Анри Брейль, выразив ший ее, правда, в других терминах: <Если бы искусст во ради искусства не явилось бы в жизнь, магическо или религиозное искусство никогда бы не существова ло. Но, если бы магические и религиозные идеи н1 пропитали это <искусство ради искусства>, включат его в наиболее важные сферы реальной жизни, искус-i ство, будучи (тем самым) недостаточно почитаемым оставалось бы примитивным в высшей степени>.
Таким образом, в творчестве эстетическая детерми нанта (<искусство ради искусства>, искусство ради на слаждения красотой) вступает, по-видимому, в доста точно сложное взаимодействие с детерминантам> культурно-историческими, и только в этом взаима действии вырастает искусство. Поэтому, в частности и правильная постановка и разрешение проблем> <примитивного> художественного творчества возмож ны лишь в рамках того подхода, который умеет не упу екать из виду обе детерминанты творческой деятель ности, подхода, который выступает давней традициец отечественной психологии.
ЛАПИНА Е.А. Роль психологии в изучение <неевропейских> форм художественного творчества / Исследование проблем психологии творчества Сборник. - М., 1983, C.326-33S
Константин СЕЛЬЧЕНОК ТАЙНАЯ МИССИЯ МУЗЫКИ
Во все времена музыка признавалась наиболее та- инственным, загадочным и невообразимо тонким фактором развития живого. Музыка - это сама гармо- ния, живая структура вибраций, откровение Высшего мира грешной Земле. Древние признавали, что имен- но музыка играла особую творческую роль в качестве управляющего фактора, позволявшим Магам и По- священным осуществлять духовное водительство сре- ди людей.
Современная цивилизация в принципе профанич- на. Основным постулатом жизни сегодняшних землян является признание прочной, механической зависи- мости тонкого от плотного, внутреннего от внешнего, духовного от вещественного. Даже сама дихотомия <Горнее-Дольнее> измышлена как оправдание само- ценности жизни в миру и своего рода параллельности жизни небесной и мирской. Сегодняшние жрецы (ученые, музыковеды, правители) - крайние прагма- тики. Идеал для них - не живая сущность, но абст- рактная цель. Духовные максимы - не <воздух серд- ца>, не кристаллы божественной благодати, но некая романтическая абстракция, без которой в определен- ном смысле можно и обойтись. Действительность ими понимается как нечто механическое, как то, чем мож- но и должно управлять, хотя бы даже считаясь с зако- нами этой самой реальности.
Эзотерики всегда считали, что <Вначале было Сло- во>. Мир порожден высшими вибрациями, жизнь зем- ная питается токами космическими, плотная действи- тельность есть слепок и отражение высшей реальнос- ти. Не имеющий опыта духовных исследований чело- век не в состоянии убедиться в достоверности этой истины. Однако она утверждалась всеми учителями и пророками, мудрецами и магами. Во всяком случае, приняв обратный эзотерическому постулат и пойдя по
127
пути развития техносферы, человечество утеряло не-. что, без чего жизнь людей попросту невозможна, j
Широко распространенная точка зрения музыке ведов на последовательность смены <музыкальны формаций> приблизительно такова: музыка являете отражением происходящих в обществе изменений она как бы следует за ними, копирует то, что уже прс изошло в экономике и политике. Музыка идет вслед з жизнью социума, в хрональном плане являясь скоре артефактом происходящих изменений, нежели факте ром, существенно влияющим на сам ход мировог процесса.
Эзотерики всегда считали, что музыка появляется задолго до прихода в мир плотный тех или иных внеш них изменений жизни. Они настаивали на том, чт<1 музыка не столько предвосхищает те или иные обще ственно-политические и социокультурные сдвиги сколько формирует их, вызывает к жизни, как бы ка тализируя процессы развития народов и цивилизаций
Появление новых музыкальных концепций, идей i систем фактически является откровением миру, даро ванным через того или иного музыканта-пророка Фактически Творящий Логос есть не что иное, как ее вокупность созидательных вибраций, кои и слышнь и воспринимаются, и осознаются людьми как музь кальные произведения: <Добрый день, Бог, - говори Бах. Добрый день, Бах, - говорит Бог> (А. Галич). М) зыка - это первая ласточка всех изменений в жизн общества. Будучи проведена на землю гением, будуч закреплена в рамках музыкальной традиции, ширясь l разливаясь среди людей, она подготавливает их подсй знание к непростому процессу восприятия нового - какой бы сферы жизни человеческой это новое ни ка салось.
Творящая свирель Кришны, арфы Небожителей лира Орфея и свирель Пана - все это образы нес) щихся на Землю творящих вибраций, вибраций Лс госной музыки. А кто, где и когда воспримет эти виб рации и, осененный вдохновением свыше, сядет инструмент и породит музыкальное новое, - этим
128
маются те же Маги и Посвященные, действующие уст-ь незримо, но неотступно и реально, посылая по- рерх Пространства нужные токи наиболее восприим- чивым людям.
Для того чтобы убедиться в достоверности излагае- мой позиции, необходимо лишь сравнить ритмы воз- никновения в Европе различных музыкальных школ, направлений и систем с ритмами экономических, по- литических и культурных сдвигов. По предваритель- ным наблюдениям оказывается, что музыкальный ге- ний приходит на Землю, точнее, принимается за <ра- боту> лет за 30-50 до наступления крупных сдвигов в сознании отдельных народов.
Возможно, подобного рода исследование помогло бы осознать и деятелям культуры, и политикам, и ру- ководителям средств массовой информации ту фанта- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|