|
Психология художественного творчестваслучае либеральных отношений, посягательства на эмоциональные и интеллектуальные центры и их час- ти актера. У физического с наиболее развитым двига- тельным механическим центром человека религией являются все формы фетишизма, им легко управлять, организовав идеей и очаровав диктаторским талан- том, направленным на воплощение этой идеи. Меха- ническая часть обусловливает автоматические движе- ния, имитационную способность, подражание, а эмо- циональная - удовольствие от производимых движе- ний, любовь к спорту. Такой человек - уникальный (<материал> для биомеханики. Его интеллектуальная часть отвечает лишь за силу подражания по собствен- ной воле интонациям и жестам других людей. Эту ма- ленькую волю режиссер оставляет своему актеру, но изобретением собственных метод работы любого рода предпочитает владеть сам.
Религия эмоционального человека - эмоция, сен- тиментальность, питающие фанатизм. Механическая часть склоняет его к комикованию, шоу, любви зре- лищ, бытия в толпе частью толпы, тяготению к массо- вым эмоциям. Эмоциональная часть отвечает за чув-
686
ство юмора, комического, питает эстетические, мо- ральные эмоции, а также их антитезы - насмешку, иронию, сарказм. Эти управляемые режиссером чув- ства необходимы ему в актере для выражения его от- ношения к несомой им социальной маске. Но сила ар- тистического дарования, обусловленная интеллекту- альной частью центра, мешает режиссеру, ибо грозит, разрушить превосходную стройностью и слаженнос- тью частей систему живым и неожиданным всплеском таланта. Эмоциональный человек с преобладающим развитием эмоциональной части - всегда объект кон- фликтности в театре Мейерхольда. Поэтому в прин- ципе актер не может, не. смеет ради гармонии целого подниматься выше уровня эмоциональной части эмо- ционального центра.
С этого уровня начинается интеллектуальный че- ловек, религия которого - теория, схоластика, аргу- ? менты по поводу слов, форм, ритуалов, оказывающих- ся важнее всего прочего. В ведении интеллектуально- l го центра, функции которого в театре взял на себя В.Э. 1 Мейерхольд, находятся все умственные процессы, 1 Осознание впечатлений, образование представлений и понятий, рассуждение, сравнение, утверждение, отри- _цание, словообразование _ойбражение,-Вярош1мме- ;ханическую часть интеллектуального центра режиссер разделил с (<коллективным актером> функционально, Гоставив за собой воспоминания и ассоциации и отдав 1В инструментарий исполнителя внимание, регистра- цию впечатлений, штампы, лозунги, жаргон, бинар- 1ность мышления. Из эмоциональной части актеру 1 позволялось пользоваться пониманием, удовлетворе- нием от познания, интересом, энтузиазмом и прекло- нением. Желание знать и радость открытий были ему заказаны. И, конечно же, способность к творчеству, конструированию, изобретению, открытию закрепля- 1лись как прерогатива режиссера. Воистину воплощал- ся принцип (<Разделяй и властвуй!>, обусловленный законами психики и эзотерики. В каждой части каж- дого центра В.Э. Мейерхольд, скорее всего ведомый [гениальной интуицией создателя биомеханики, пере-
687
крывал (<психологический кислород>, подавляя воз- растание творческой природы исполнителя. В каждой части каждого центра, угнетая зародыш - потенци- альное саморазвитие сущности, он лишал сущностное Я актера его собственного волевого и размышляюще- го начала. И такому человеку-машине оставались до- ступными лишь два состояния сознания - сон и бодр- ствование, мало чем отличающееся от сна.
Но человек - машина особая: в определенных об- стоятельствах и при правильном обращении он дости- гает самосознания, - утверждает Г. И. Гурджиев, то есть однажды познает, что он- машина! а (<полно- стью это осознав, может обнаружить и пути к прекра- щению своего бытия машиной> и устремиться к до- стижению объективного сознания, к высшей эмоцио- нальной и умственной деятельности. Тогда, будь то индивидуальный или (<коллективный> человек, он достигает согласованной работы своих центров, трие- динства сознания и, следовательно, возвращает собст- венный внутренний мир в качестве материала для ак- терского творчества. Взломать горизонталь ради пре- одоления в себе механического человека - единствен- ный способ продолжить эволюцию сознания, познать свое Я и владеть его возможностями.
Даже беззаконные кометы повинуются универ- сальным законам. Прорыв духа сквозь форму неудер- жим и неизбежен. И исключения лишь подтверждают правило.
СИЛАНТЬЕВА И.И. Эзотерическая философия Г.И. Гурджиева и биомеханика В.Э. Мейерхольда // Катарсис. Альманах. - М., 1994, с. 57-66.
Ю.Г. КЛИМЕНКО ТЕАТР КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
<Искусствоведение и психология бу- дутзаписетьдругот друга, и принцип од- ной из этих наук не сможет упразднить принципдругон.>
К(1рл -Густив Юнг
Не я первый, не я последний задумываюсь о пред- азначении театра: какая жизненная сила веками пи- ает это удивительное создание разума и эмоций, по- чему бессмертна традиция бескорыстного служения ктера - и жреца, и жертвы - на заклании перед алта- ем человеческих страстей.
Философы и эстетики издавна усматривают в теат- е нравственного учителя, угадывают возможного ду- овного целителя. Многие десятилетия театроведение олее или менее традиционно - от восторга до скеп- сиса - говорит о назначении театра: быть храмом, ка- 1)едрой, трибуной, увеличительным стеклом, абсо- иогным зеркадом и зеркалом -щшеым 14 дроча>...
В этом привычном многоголосии с недавнего вре- мени слышна новая интонация, характерная для всех 1фер искусства: теоретическая и экспериментальная Психология предпринимает попытки изучения твор- ческого процесса и творящей личности; при этом пе- редней достаточно рассмотренной областью предста- ют литература. Благодаря расширению интересов пси- хологии рождается новый понятийный словарь и Инструментарий исследования, что дает мне возмож- йость обратиться к terra incognita актерского творчест- 1а, сегодня, за малым исключением, обойденного вниманием практической психологии, - искусства, в отором непосредственным (<материалом> является творящее человеческое Я в физической оболочке, во всем подобное вовлеченному в процесс со-творчества Зрителю. Именно этой категории исследований в ис-
1:23 Зак. 2027
689
кусстве, пожалуй, предстоит раскрыть еще один уро- вень внутритеатральных отношений между актером и зрителем, обозначающий решение проблемы психоло- гической реабилитации личности на театре, где катарсис предстает как заключительная фаза действия механиз- мов психологической защиты фрустрированной личнос- ти. Иными словами, психологическая проблема пере- вода дистресса в эустресс в процессе со-творчества ак- тера и зрителя обозначается как одна из составляю- щих науки о театре.
В изучении театрального творчества недостаточно описательности, теоретизирования; театральный про- цесс необходимо интегрировать в область практической психологии, потому что он представляет собой не что иное как эстетизированную практическую психологию.
В работах К.-Г. Юнга отмечается взаимозависимость при относительной самостоятельности психологии и искусствознания: психология обладает возможностью исследования причинности комплексных процессов, не посягая на закрытое для познания творческое нача- ло, происходящее из бессознательного, которое подда- ется лишь описанию в искусствоведении.
Современная психология, утвердившая себя широ- кой практикой в ведущих областях человеческой дея- тельности, вправе сказать: (<Психологической науке
Психологическая реабилитация личности - возврат к ранее утраченным возможностям восприятия мира. Автор сознательно не употребляет термин (<адаптация>, приня- тый в общей психологии, считая, что адаптация - вынуж- денное приспособление к изменившимся условиям, нуж- дам - не преодоление дистресса, а всего лишь его нейтра- лизация, не приводящая к катарсису.
Психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устране- ние или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта; (<ограждение> сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.
Фрустрация - обман расстройство, разрушение пла- нов, тщетное ожидание, ошибка.
690
чисательная наука, скрупулезно излагающая те или
яые экспериментальные факты, полученные влабо-
lTopHbix условиях>. Но это не так: всегдц был театр -
ксперимент уникальный, универсальный, длящийся
ц ныне, проверенный почти трехтысячелетней ирак-
ской, по крайней мере со времен, когда на склонах
финского Акрополя возник театр Диониса - (<важ-
ейшее установление античной общественности, вме-
.ающий до 30000 зрителей. Другие театры, построен-
ные позднее, были еще обширнее>. Уже тогда теат-
альное искусство было поставлено на службу психи-
вскому здоровью человека, актер был возведен на
дну из самых высоких ступеней социальной лестни-
ы, - его труд оплачивался не ниже, чем служба вое-
начальника: духовное здоровье нации было не менее
ажно, чем безопасность границ. Театр представал ин-
титутом психологической практики, охватывая ог-
омнейшую аудиторию, где парадоксально сочетались
викальность способа оздоровления, коррекции пси-
ики посредством со-переживания адекватным жиз-
ненным ситуациям в силу космичности мышления
"ревних, - осуществлявшегося анонимно и на уровне
.(.гтнятрпмпгп иними"япмпст1. уулпурстррннпи
деи для всех и каждого, реализованной в образе, вос-
одящему к архетипу.
. История практической психологии выстраивается
есьма своеобразно, следуя своей собственной логике,
де виднейшими представителями этой науки соблю-
ается правило наследования идей и их параллельно-
последовательного развития, здесь, следует говорить
е о логической цепи, а о логическом поле исследова-
ния, где каждый ученый - первый среди равных. Ис-
одя из основных идей, обозначившихся в психологии
момента становления ее до конца XX века, в отноше-
нии исследования проблемы психологической реаби-
тации личности на театре мне представляются пер-
активными три основных направления:
1. Процесс творчества и со-творчества актера-зри-
еля и обусловливающие его факторы: воображение,
691
игра и игровая свобода, ролевое поведение, многопла-
новость Я-концепции (<многодушие>), актуализация
множественных Я (Я-образов) и фиктивное раздво-
ение сознания (Я - Не-я), вызванное работой вообра-
жения; данные компоненты со-творчества рассматри-
ваются на моделях взаимоотношений: актер-образ,
актер-партнер, актер-зритель, зритель-образ.
2. Акт перевода дистресса в эустресс в процессе
творчества и сотворчества актера-зрителя с помощью
механизмов психологической защиты, таких как: аг-
рессия, рационализация, вытеснение, проекция,
идентификация, фантазия, сублимация, воображе-
ние, искажение, отрицание, регрессия, катарсис (в
психоанализе), замещение, подавление, изоляция,
конверсия.
3. Катарсис как результат совокупного воздействия
механизмов психологической защиты, возбужденных
при взаимоисцеляющем со-творчестве актера-зрителя
на уровнях: эмоционально-поведенческом, вегетатив-
ном, когнитивном, социально-психологическом. Ка-
тарсис в конечном итоге и есть то, ради чего существу-
ет театр.
Истоки практической психологии теряются в глу-
боких лабиринтах египетских пирамид, где жаждущие
Истины проходили испытания страхом, страстью и
совестью, искусно ввергнутые в событийный ток мис-
терии. В Новое время практическая психология начи-
нает служить искусству, на мой взгляд, в деятельности
3. Фрейда, который впервые сближает психологию и
художественное творчество, отождествляя его с ду-
шевной терапией, рассматривая его с точки зрения
Я-концепция - система представлений индивида о са-
мом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие
с другими людьми и относится к себе.
Я-образ - одно из множественных проявлений Я-
концепции, которое актуализируется в каждый данный мо-
мент бытия и, в силу этого, не дает ощущения самотождест-
венности.
692
психоанализа - (<театра масок, где главным актером
. является желание> - как сублимацию, то есть один из
, защитных механизмов психики. Задачи исихо- (т.е. ду-
шевной) терапии 3. ФреПдом сформулированы следу-
ющим образом: выявление переживании, травмирую-
щих психику, и освобождение от них на понятийном
уровне путем катарсиса (разрядки, (<отреагирова-
. ния>). Берусь утверждать, что во время спектакля в
психике зрителя происходит сионтанныН, зачастую
.неосознанный внутренний психоанализ, приводящий
к субкатарсису на когнитивном уровне.
3. Фрейд, предлагая структурную концепцию пси-
хики, выделяя некие инстанции душевной жизни - Я
(Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Сунер-Эго), - дает им-
1пульск дальнейшему развитию иерархической струк-
туры психики: от бессознательного до самосознания.
1В контексте исследований сферы театрального твор-
t чества это представляется мне особенно важным, так
;как общение актера с образом, партнером и зрителем,
?а также зрителя с актером-образом осуществляется
одновременно по всем подвижным динамическим
уровням психики. Одновременно сданнон (<вертика-
1лью> формируется и некая психическая (<горизон-
} таль>: рождение и формирование сце1[нческцю._о1бр.аз.а
"предстает в виде образования повои системы (<Я -
Не-я> (Я и все остальное, находящееся вне Я актера).
Г В условиях спектакля несомненную важность при-
1обретает фактор вытеснения из сферы сознательного в
сферу подсознательного неприемлемых нсихологиче-
ICKHX переживаний зрителя, актер защищен от них в
1силу своей профессиональной принадлежности. Дей-
ствие фактора идентификации Я с персонажами при-
1 водит к расщеплению (<множественной личности> ак-
тера на ряд разнохарактерных Я, реализуемых в ролях
и положительных, и отрицательных героев пьес. Это
справедливо и для момента создания ролей, и для мо-
мента их восприятия, ведь зритель - потенциальный
1актер, на которого воздействует (фактор идентифика-
1ции Я с персонажем спектакля. Распространение это-
1го явления на психологическую массу - множество Я
693
зрительного зала - позволяет объяснить живучесть
традиции положительного героя, противостоящего
своему антиподу, который и является, по сути, вопло-
щением отрицательных, неприемлемых для зрителя
переживаний.
Сублимация, - самый сложный из описанных 3.
Фрейдом механизмов психологической защиты, сра-
батывает, как правило, в (<тандеме> с механизмом вы-
теснения, в том случае, когда эротическое стремление
преображается в произведение искусства; смею ут-
верждать, что, по аналогии, конфликтность в системе
(<Я - Не-я> разрешается любовью в согласие в твор-
ческом процессе работы актера над образом.
К.-Г. Юнг, десексуализируя 3. Фрейда, привносит в
анализ психики творящей личности два основопола-
гающих момента: учение о коллективном бессозна-
тельном (архетипе), из бессознательного одухотворе-
ния и дальнейшего пластического оформления кото-
рого складывается творческий процесс, и феномен ав-
тономного комплекса, который в аспекте театральной
психологии предстает основой перевоплощения акте-
ра в образ и взаимоотношений актера-образа, зрите-
ля-образа.
Характеризуя состояние современной ему психоло-
гии - (<науки о душе>, Юнг подчеркивает, что она с
помощью психотехники и психотерапии, разрушая
академические рамки, выходит на практический уро-
вень. Рассматривая душу как форму духовной .жизни,
Юнг представляет сущность души не вещью (<в себе и
для себя>, но сокровенным бытием личности в разно-
образных психических проявлениях; поскольку не-
возможно исследовать духовную жизнь в лаборатор-
ных условиях, психолог вынужден вторгаться в чуж-
дые для себя области, которые позволяют что-либо
прояснить в душевной жизни: поэзию, литературове-
дение, эстетику. К. этому перечню необходимо сегодня Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|