Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Психология художественного творчества » 64 страница



Психология художественного творчества



64 страница


следований, т.е. отрешения ряда методологически  

проблем. -  

 

РОЗЕТ И.М. Психология фантазии..  

Мн., 1991, c.25-  

 

B.C. РОТЕНБЕРГ  

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  

ЙЙЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА  

 

ТВОРЧЕСТВО КАК ПОИСК  

 

Природе побуждения к творчеству отно-  

шу самых главных. Согласно психоанали-  

едставлениям, основанным на ложных  

ейких предпосылках, в фундаменте твор-  

"Механизм сублимации. Неудовлетворен-  

ости, прежде всего либидинозные, кото-  

гбыть реализованы из-за моральных за-  

нят социально приемлемый выход втвор-  

В1Да следует логический вывод, что чем  

ренний конфликт художника, чем вболь-  

r ущемлены его потребности, особенно  

1в любви, тем продуктивнее его творчес-  

 

.этой точки зрения обычно приводится  

1ичество фактов, свидетельствующих о  

>ческих сил у великих людей в наиболее  

жизненные периоды, после жестоких пси-  

вм и необратимых потерь. Творчество как  

<й способ преодолениятрагедий неразде-  

i - вот один из самых сильных аргумен-  

1 образцы мировой поэзии .могут служить  

эм, от сонета Петрарки до лирики наших  

ков. Обсуждению и критике этой концеп-  

та большая литература, и мы не будем ос-  

ся на этом подробно. Заметим лишь, что  

1той концепции обычно закрывают глаза  

1исло примеров прямо противоположных,  

>ные фрустрации и тяжелые переживания  

?ческую активность. Кроме того, не так  

чсих произведений искусства было созда-  

но счастливыми людьми, и если ранее мы  

 

569  

 

говорили о сонетах Петрарки, то сейчас можем  

титься к значительно более древним поэтичесЯ  

произведениям. По-видимому, между фрустраци1  

творчеством зависимость неоднозначная. Недавно  

получило даже статистическое подтверждение в <  

циальном исследовании: проанализированы собь  

жизни и характер творчества великих композитор  

был сделан вывод, что на творческую продуктивн  

не влияют-жизненные стрессы, во всяком случае тщ  

влияния нельзя считать законом, и не сублимация  

ределяет творческий потенциал. Факты убеждают  

своими высокими достижениями и духовным ц  

грессом человечество обязано не темным подав  

ным влечениям и не бесперспективным неразрец  

мым внутренним конфликтам. 1  

 

В последние годы даже в психоаналитической  

тературе все более настойчиво звучат утвержден  

что творческая активность отражает первичный,  

бодный от конфликтов потенциал личности, что  

не механизм компенсации невротических ра  

ройств, а самостоятельная внутренняя потребнс  

Но при этом остается открытым вопрос, имеет лу  

потребность биологическую основу и если имее  

какую именно.  

 

Мы полагаем, что творчество - это разновидн  

поисковой активности, под которой нами поним  

активность, направленная на изменения ситуации 1  

на изменение самого субъекта, его отношения к си  

ции, при отсутствии определенного прогноза желат  

ных результатов такой активности (т.е. при прагмат  

ской неопределенности в понимании П.В. Симон  

О мозговых механизмах поисковой активности из)  

но пока не очень много. По-видимому, важную р<  

этом поведении играет гиппокамп, который обесп  

вает учет статистически маловероятных возможном  

без чего поисковая активность, особенно в сфере 1  

чества, не была бы эффективной.  

 

Наши исследования, проведенные на челове  

животных, показали, что поисковая активность  

чительно повышает устойчивость организма к вс  

 

570  

 

разнообразных вредных факторов. Этот  

я не зависит от характера эмоций, сопро-  

кроисковое поведение: резистентность к  

йИ возрастает и при положительных, и при  

jux эмоциях. Противоположное состоя-  

IT поисковой активности в ситуации, ко-  

рлетворяет субъекта, - значительно сни-  

нтность индивида и может даже закон-  

йбелью. Особенно важно, что снижение  

цсгивности делает субъекта более уязви-  

ц>1М воздействиям даже в такой ситуации,  

1дервый взгляд, вполне его удовлетворяет.  

IMTO с биологической точки зрения нали-  

гствие поисковой активности более суще-  

.эмоциональная оценка ситуации.  

доложили, что такое большое значение по-  

Гивности для выживания определяется ее  

ис>логической функцией. Эта активность  

!г собой как бы движущую силу саморазви-  

L индивида, и прогресс популяции в целом  

Зелени зависит от ее выраженности у от-  

внов популяции. Поэтому, в согласии с  

цями П.В. Симонова, биологически целе-  

ыживание путем естественного отбора  

кособей, которые не склонны реагировать  

Ситуации отказом от поиска. Потребность в  

1тся двигателем прогресса благодаря своей  

1ьной ненасыщаемости - ведь это потреб-  

м процессе постоянного изменения.  

мия за поведением человека и животных  

привести аргументы в пользу существова-  

ательной потребности в поисковой актив-  

вотных она особенно четко выявляется в  

1когда первичные потребности заведомо  

1ны. Однако этот феномен удается обнару-  

Цвусловиях эксперимента.  

1человека, в связи с условиями его сущест-  

роляющими на более или менее длитель-  

?>антированно удовлетворять первичные  

поисковая активность проявляется в  

 

571  

 

своем <чистом> виде. Так, она может принять фо)  

так называемой надситуативной активности, ко  

субъект сам ставит перед собой более сложные, чед  

него требуют, задачи, отнюдь не будучи уверенны  

их выполнимости. Вероятно, такой же механизм  

жит в основе прагматически неоправданного рис  

<Упоение в бою> может быть иногда результатом уд(  

летворения высокой потребности в поиске.  

 

Творчество, с нашей точки зрения, одна из наш  

лее естественных форм реализации потребности в i  

иске. Разумеется, мы учитываем существование на  

ду с ней других мотивов творчества - потребное  

самоутверждении, признании со стороны других  

нов общества и т.п. Однако мы хотели бы предо  

речь от приписывания такого рода мотивам побу>  

ющей силы именно в отношении творчества крупн  

художников. Для людей с низким творческим поте  

циалом так называемые <свободные профессии>  

это чересчур тяжелый хлеб, и они обычно предпочи  

ют другой путь социальной деятельности. Для лю)  

же творчески одаренных сам поиск нового, в ci  

психофизиологических закономерностей, о котор  

,будет сказано далее, приносит гораздо большее уд,  

летворение, чем достигнутый результат и тем более:  

его материальные плоды. История науки и искусе  

полна примеров, когда талантливые люди отказы  

лись от быстрого преуспевания, сопряженного с щ  

фанацией творчества. В то же время не так уж ча  

встречаются люди творчески одаренные, которые  

покоились на достигнутом. По данным Р. Раски  

творческая потенция и самовлюбленность коррели;  

ют гораздо слабее, чем можно было бы ожидать. Д  

сама эта невысокая корреляция скорее может бытч  

счет любви <творчества в себе>. С представлениям]  

ведущей роли стремления к признанию плохо сог.  

суется и опыт ряда выдающихся ученых: по дости:  

нии бесспорных и признанных успехов в своей обл  

ти они внезапно круто меняют сферу исследовате  

ской деятельности, обращаясь часто к ведомо не  

сильным задачам и рискуя столкнуться с поражен  

 

572  

 

теории поисковой активности этот опыт  

w.  

 

), созидание ради созидания, является  

формой поисковой активности еще по  

к. В случае, если поиск (любой, кроме  

безуспешен, его отрицательные резуль-  

етают такую большую эмоциональную  

что даже перекрывают стремление к до-  

ли. Таков один из основных механизмов  

ггояния отказа от поиска. В лучшем слу-  

чая активность переключается в другом  

. Но в процессе творчества, когда единст-  

о и главной радостью является постиже-  

дание, никакие неудачи не являются на-  

котравмирующими, чтобы заставить пре-  

:к, ибо отрицательный результат - это то-  

г,и он означает только, что необходимо  

ту поиска. Но если в это время в центре  

называются собственные переживания,  

воспринимаются не с точки зрения их  

[дальнейшей деятельности, а только как  

жу, тогда они становятся психотравми-  

"могут вести к внутреннему конфликту и  

i недостаточно изжитых комплексов.  

р состояние отказа имеет тенденцию к ир-  

распространению с одной сферы деятель-  

~fto. Это особенно характерно для специ-  

:аза от поиска путей решения мотиваци-  

икта, который лежит в основе невроза.  

) невроз отрицательно сказывается на  

[родуктивности. С нашей точки зрения, в  

ется иррадиация отказа от поиска.  

позиции всего вышеизложенного вновь  

Представлениям о творчестве как о субли-  

лизованных (фрустрированных) потреб-  

: субъект вынужден отказаться от удовле-  

юторых потребностей, если за счет этого  

Юй активности поневоле оказывается су-  

1.1компенсаторно может усилиться поиск в  

Но в принципе не менее вероятна и другая  

 

573  

 

возможность - вынужденный отказ от поиска сэд  

бов удовлетворения важных потребностей может <  

заться столь травмирующим, что поведение noi  

отказа распространится и на другие виды активно.  

в том числе на творчество. С другой стороны, ориец  

ция на творчество может быть воспитана с самых i  

них лет и тогда совсем не обязательно сужение i  

жизненной поисковой активности для того, чт,  

субъект из всех форм самореализации выбрал имец)  

творчество. Вот почему нет и не может быть однозщ  

ной связи междуфрустрацией и творческой актив  

тью, и концепция сублимации не дает объяснен  

всем имеющимся фактам и не может считаться ув  

версальной.  

 

РОЛЬ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ  

 

Одним из наиболее перспективных направлени  

исследовании психофизиологии творчества являе  

изучение роли межполушарной асимметрии. Как  

твердо установлено, с функциями левого и прав  

полушария у человека связаны два типа мышления  

абстрактно-логическое и пространственно-образи  

Эти типы мышления имеют ряд синонимов: верба  

ное и невербальное (поскольку абстрактно-логичес  

мышление в отличие от образного базируется на си  

собности к продуцированию речи); аналитически  

синтетическое (поскольку с помощью логического  

шления осуществляется анализ предметов и явлен>  

тогда как образное мышление обеспечивает цельно  

восприятия); дискретное и симультанное (поскольк  

помощью логического мышления осуществляется]  

последовательных операций, тогда как образное мь  

ление обладает способностью к одномоментному в  

приятию и оценке объекта).  

 

Мы не будем подробно останавливаться на мне  

численных данных, подтверждающих наличие фу1  

циональной асимметрии мозга. Эти данные неоД  

кратно приводились как в специальной, так и в на  

но-популярной литературе. Они особенно демоне  

 

574  

 

педовании лиц с расщепленным моз-  

ченными межполушарными связями.  

лея только на тех аспектах этой пробле-  

имеют непосредственное отношение к  

йрчества.  

 

[цеперечисленных характеристик прост-  

Е>разного мышления наиболее сущест-  

эдедних - его способность к цельному и  

му отражению предметов и явлений ре-  

{ Преобладающие в литературе представ-  

йно которым основные отличия между  

f мышления сводятся к тому, что логиче-  

Пие оперирует словесным материалом, а  

йфазами, по-видимому, являются резуль-  

аумения. У лиц с рассеченным мозгом  

йарие оказывается способным к понима-  

(ростых вербальных конструкций, в то же  

полушарие также вполне способно к опо-  

>ов. Основное различие между двумя ти-  

аия, на наш взгляд, определяется харак-  

зации контекстуальной связи между сле-  

ши. Левополушарное мышление так ор-  

w используемый материал (неважно -  

1"йли невербальный), что создается одно-  

ЙТекст, более или менее одинаково пони-  

личными людьми. Без создания такого од-  

онтекста было бы невозможно социаль-  

йствие. Слово само по себе, вырванное  

>, отнюдь не является определенным по  

Йпротив, оно в большинстве случаев мно-  

0 находит, в частности, отражение в сло-  

< <коса> может обозначать и сельскохозяй-  

удие, и женскую прическу, и участок суши,  

Ьв море, и может, наконец, иметь метафо-  

дысл (например, <коса смерти>). Только  

. взаимосвязь данного слова с другими в  

1 определяет конкретный и однозначный  

Задача такой контекстуальной организа-  

ать и зафиксировать из всего возможного  

lore богатства значений и смысловых от-  

 

575  

 

тенков слова только одно и установить лин  

связь между такими одинарными значениями с  

ных слов.  

 

Однако одновременно с бесспорным выиг  

для социального общения развитие вербального i  

ления до степени доминирующего (каковым оно  

в условиях нашей цивилизации) неизбежно с<  

вождается определенным проигрышем в связи  

ограниченностью. Эта ограниченность вытекает]  

мой его природы: для организации такого конт  

вербальное мышление должно обеспечить дис  

ное, упорядоченное отражение реальной действи  

ности. Между тем объективная действительное  

может быть целиком, исчерпывающе описана в  

ках вербального мышления. Количество потен  

ных связей между предметами и явлениями по  

ству неограниченно велико.  

 

Это положение требует специального поясню  

Взятый изолированно от других (насколько это  

можно), сам образ предмета в отличие от слова  

ставляется определенным, конкретным и одно  

ным, <равным самому себе>. Но в то же время я  

образ, как элемент реального мира, многогранен  

исчерпаем. Никакой анализ не может обеспечить  

ной характеристики образа, ибо сколь угодно по,  

ное расчленение образа на его составные элемен  

в состоянии дать всеобъемлющего и адекватного  

ставлен ия об образе.  

 

Основной отличительной особенностью прос  

ственно-образного, правополушарного мышлен>  

ляется как раз одномоментное установление MI  

численных связей между предметами и явлени.  

Отдельные свойства образов, их <грани>, могут  

пать во взаимодействие друг с другом сразу в нес  

ких <смысловых плоскостях>, что и определяет м  

значность образа в соответствующем контексте.  

многозначность очень затрудняет не только вьц  

ние таких отношений в логически упорядоче  

форме, но может даже препятствовать их осозн.  

Но вместо этого образное мышление обеспечива  

 

576  

 

началу непосредственность восприятия  

снятие ее такой, какой она является са-  

 

130М, оба типа мышления отличаются  

i;-JBOBce не качеством материала, которым  

ют - они противоположны друг другу по  

гашизации связей между элементами этого  

1адачей логико-вербального мышления  

.ленение из всех реально существующих  

<ально возможных) взаимодействий ка-  

го, наиболее существенного. Таким обра-  

зуется внутренне непротиворечивая мо-  

)торую можно анализировать и достаточ-  

?днозначно выразить в словах или других  

вках, что создает большое удобство для  

>и этом за рамками этой модели остается  

1 не вписывается, что не может быть логи-  

13овано и представлено в дискретном вп-  

!B, задачей пространственно-образного  

нвляется отражение всех существующих  

<, т.е. всего богатства реального мира, но  

> плохо поддается жесткому структуриро-  

что его трудно без существенных потерь  

Помощью обычного языка. Здесь оказыва-  

ем язык искусства.  

азать, что в основе любого творчества (и  

<ого, и научного) лежат взаимодополня-  

1ения между двумя типами мышления.  

10, для творческого акта необходимо ви-  

ельность во всей ее сложности и много-  

юпринимать ее такой, какая она есть, что  

;я благодаря возможностям пространст-  

iHoro мышления. Однако это только пер-  

)рческого процесса, этап инсайта. Для то-  

эультаты деятельности пространственно-  

йышления превратить из <вещи в себе> в  

4с, их необходимо проанализировать, кри-  

1нить и организовать в некоторую систему.  

же невозможен без участия логико-вер-  

шления. Оно обеспечивает направление  

 

577  

 

творческой активности и ограничивает ее поте  

альную хаотичность (т.е. уменьшает энтропию).  

 

В этой связи необходимо подчеркнуть отличие  

ших представлений от концепции <воронки>. Con  

но этой концепции, искусство помогает преодол  

диссоциацию между практически неограничен  

количеством поступающих в мозг сигналов и огра  

ченной возможностью их словесного выражени)  

действительности дело не в том, что мы способны i  

принять неизмеримо большее количество сигна  

внешнего мира, чем найти для них адекватные фо{  

словесного выражения. Даже если бы мы располаг  

запасом слов, сопоставимым с числом воспринт  

мых сигналов, мы были бы так же далеки от пoл  

соответствия между картиной мира и ее словесь  

выражением. Это несоответствие определяется сов  

не количеством падающих на нас раздражителей, i  

взаимосвязью, тем, что мы называем принципами  

ганизации контекстуальной связи. Каким бы обш  

ным словарным запасом мы ни располагали, HI  

речь, подчиненная законам логического мышлеь




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 564
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Анджело Дэвид Ди » Критические точки и мосты » 1 страница
  • Анджело Дэвид Ди » Критические точки и мосты » 2 страница
  • Психология художественного творчества » 41 страница
  • Психология художественного творчества » 47 страница
  • Психология художественного творчества » 46 страница
  • Психология художественного творчества » 45 страница
  • Психология художественного творчества » 44 страница
  • Психология художественного творчества » 43 страница
  • Психология художественного творчества » 42 страница
  • Психология художественного творчества » 48 страница
  • Психология художественного творчества » 40 страница
  • Психология художественного творчества » 39 страница
  • Психология художественного творчества » 38 страница
  • Психология художественного творчества » 37 страница
  • Психология художественного творчества » 36 страница
  • Психология художественного творчества » 35 страница
  • Психология художественного творчества » 34 страница
  • Психология художественного творчества » 33 страница
  • Психология художественного творчества » 49 страница
  • Психология художественного творчества » 50 страница
  • Психология художественного творчества » 51 страница
  • Психология художественного творчества » 52 страница
  • Психология художественного творчества » 53 страница
  • Психология художественного творчества » 54 страница
  • Психология художественного творчества » 55 страница
  • Психология художественного творчества » 56 страница
  • Психология художественного творчества » 57 страница
  • Психология художественного творчества » 58 страница
  • Психология художественного творчества » 59 страница
  • Психология художественного творчества » 60 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь