Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчестваее направления искусства, начиная с декадентства и нчая футуризмом, представляют собой явления од- гои того же порядка... Общее у всех этих различных первый взгляд направлений - это стремление к ир- циональности в искусстве, борьба за осуществление кового принципа была начата еще в конце XIX века < называемыми декадентами, - этими подлинно рвыми борцами с рационалистическим засильем пя, Толстого, передвижников,, кучкистов и даже и же с ними>...>.
Евреинов высказался в духе времени - с преувели- 1иями, рассчитанными на эпатаж читателей. Ну ка- 5 же рационалисты Л. Толстой или, скажем, М. Му- эгекий? Великие эти художники понадобились Ев- шаау только как обозначение, условное, альтерна- эы <иррационализму>. С большими оговорками жцо принять и определение <борьба>. ВпроизведенияхЛ. Толстого, М. Мусоргского и да- Э. Золя можно без труда обнаружить воздействие <иррациональное> в отзывчиво настроенных чело- :еских <чувствилищах>, т.е., надо полагать, - на не-
в образах, необъяснимое обыденными словосоче- :иями, логическими построениями. Это так даже у ерев, прокламирующих свою рациональность, ес- они художники. Но не меняются ли сами принци- восприятия художественных открытий, начатых на
еж> века, продолженных во многих поисках? Конечно, меняются. Возникает новое соотношение ереживания и сотворчества и более того: заметны
494
цш во внутренних структурах того и другого юмненной их принадлежности именно художе- йу восприятию. Произошел, если угодно, ре- Юнный скачок, но он не отменил традиции. аиственность в новом старого угадал и видный >нский психолог Р. Арнхейм при всей своей ценности к шедеврам классики. Он хорошо ви- инципиальные от нее отличия: <На протяже- жйедних нескольких десятилетий в современ- еусстве наблюдалась тенденция к постепенно- аЩению характерных черт в изображении фи- го мира. Своего крайнего выражения эта ця достигла в <абстрактном> или <беспредмет- кусстве... Отдаление от изображаемого объек- одит к геометрической, стилизованной фор- аытавшись найти этому движению социокуль- йческое оправдание, психолог переходит к восприятия в новых произведениях целого агломерата частностей, связи между которыми состоянии четко уяснить. <Возможно, - пи- Црнхейм, - такое обособленное восприятие "т к интуитивному пониманию, потому что от- 1алистического изображения не означает пол- аза от этого метода (курсив мой. - В. Б.). Зри- <бы создать себе лучшие условия восприятия л, нередко отходит от нее подальше, то есть со- кую дистанцию между собой и рассматривае- тиной, при которой случайные детали опуска- гсамое главное и существенное приобретает выраженные очертания. Чтобы схватывать ос- >.факты более непосредственно, наука опускает мвидуальное и внешнее. В лучших образцах со- ной <беспредметной> живописи и скульптуры ЕЯ попытки через абстрактность показать это редственное схватывание чистых сущностей any Шопенгауэр и превозносил музыку как выс- нд искусства>. По мнению американского уче- йсонцентрированное выражение абстракций яв- 1 ценным лишь до тех пор, пока оно сохраняет ?ную связь с жизнью. Именно эта связь дает воз-
495
можность отличить произведение искусства от науч- ной диаграммы>.
Ценное для искусства концентрированное выраже- ние абстракций? Что это такое? Способно ли оно вы- звать сопереживание (кому) и сотворчество (какое)?
Но нельзя ли тот же взрыв объяснить стремлением пойти дальше классиков в раскрытии психологии лич- ности, ее скрытых побуждений, невербализованных, <свернутых> мыслей, нереализованных потребностей, так важных для ее внутреннего мира? Предмет отобра- жения - нетолько сущностное в объекте, но и скры- тое сущностное в субъекте?
Пусть платформой для понимания проблемы по- служит нам суждение Гегеля, так широко и перспек- тивно толкующее миссию искусства, что она включа- ет в себя на удивление и те художественные модифи- кации, которые великий философ наблюдать, конеч- но, не мог.
Гегель, сопоставив образы и созерцания, а также абстрактные представления, далее писал:
<В субъективной сфере, в которой мы здесь нахо- димся, общее представление есть нечто внутреннее; образ, напротив, - нечто внешнее. Оба эти друг другу противостоящие определения первоначально распа- даются, но в этом своем обособлении представляют собой, однако, нечто одностороннее; первому недо- стает внешности, образности, второму - достаточной приподнятости, чтобы служить выражением опреде- ленного всеобщего. Истина обеих этих сторон заклю- чается поэтому в их единстве. Это единство - прида- ние образности всеобщему и обобщение образа - прежде всего осуществляется через то, что всеобщее представление не соединяется с образом в некоторый нейтральный, так сказать, химический продукт, но де- ятельно.проявляет и оправдывает себя как субстанци- ональная мощь, господствующая над образом, подчи- няет себе этот образ как нечто акцидентальное, делает себя его душой, в нем становится для себя, вспомина- ет себя в нем, само себя обнаруживает. Поскольку ин- теллигенция порождает это единство всеобщего и осо-
496
внутреннего и внешнего, представления и дня и таким образом воспроизводит наличную 1яоследнем тотальность как оправданную, по- "представляющая деятельность завершается и .себе, будучи продуктивной силой воображе- ~ последняя составляет формальную сторону а, ибо искусство изображает истинное всеоб- : идею, в форме чувственного наличного бы- аза>. Не знаю, надо ли просить прощения у 1 за столь пространную цитату, - надеюсь, ему юбидно, если бы я прервал столь насыщенное ско-психологическими наблюдениями тече- яевской мысли, раскрывающей высшее пред- цие искусства как потребности человека в уг- юм двуедином освоении мира и самого себя. 1словамиэто - потребность в развитии самого отъемлемой взаимосвязи с внешним миром, IDCTH увидеть, почувствовать себя в мире и мир Отсюда стремление в .искусстве как бы вы- i.-за пределы непосредственно созерцаемого и "~)го чувственного мира, чтобы выразить его ькак самую объективную и одновременно как объективную данность, объединяемые в идеа- дчностным прозрением человеческого духа. Не {О в начале XX в. столь влиятельными для ху- ков становятся учения талантливых хрнстиан- <ократических философов, с одной стороны, и визированные доктрины с большей или мень- яей мистицизма - с другой, а чуть позднее и но-материалистические исследования Фрейда Ерытиями значения бессознательного в челове- психике.
ятно, что к пониманию поисков художниками нциональной мощи, господствующей над об- 1 можно подойти и со стороны реалистического Ййгизма, вовлекающего читателя в такие подпо- Чйси чувств, мотивов, интересов героев, что без виной развитости у читателя неуловимых пере- "" сознательного к неосознаваемому и обратно "ся неосуществимой та эстетизированная эм-
497
патия, которая только и обеспечивает порыв к образ- ному выражению тончайших проявлений человечес- кого духа. Не случайно <жизнь человеческого духа> наравне с <магическим <если бы> - ключевые поня- тия системы- К. С. Станиславского.
Можно отметить четыре потока психологического обогащения художественного процесса (схематизируя его при этом, как водится в таких случаях), наиболее заметные в литературе. Это беспредельное напряже- ,-ние слова в лихорадочно-исповедальных монологах и диалогах, когда, кажется, души выворачиваются наиз- нанку, когда нервный, сбивчивый ритм повествования добывает из самого сокровенного еще и еще недоска- занное, которое и оказывается самым важным... Это изящная, музыкальная, лаконичная проза, поэзия, драматургия, неодолимо вовлекающая читателя в осо- бую атмосферу доверительности, опускающая самое существенное во взаимоотношениях и побуждениях героев в более или менее легко угадываемый и словес- но невыразимый подтекст бездонной глубины, мощно затягивающий в себя читательское воображение. Это литература, колдующая поражающей звукописью, многозначными символами-метафорами, обретаю- щими относительную конкретность в окружении ас- социативных представлений, подчас парадоксальны- ми по отношению к первичному значению текста, не- редко как бы исподволь соединяющими телесное с ду- ховным, космическое с личностным. И, наконец, это не чуждое заимствований у других потоков искусное и вдохновенное манипулирование условно-историчес- кими и фантастическими образами, связанными за- мысловатыми ассоциациями с узнаваемыми примета- ми современности, и вместе с тем уводящее зачастую воображение в запредельные сферы жизни неосозна- ваемого... Произведения двух последних потоков по- рой создают иллюзию бесконечности времени и оду- хотворенности пространства, ощущение собственной нематериальности, а с ним и способности на секунды проникать в тайное тайных человеческого духа. Куда было идти дальше?
498
ае дотошное внимание к психике человечес- 1ИНОСТИ, неминуемо в ее социальных связях 1цйе просто нет), проявлялось в освобождении от прежде установленных художественных пред- ний и вело к отказу от всякого подобия сюже- ерности зримой натуре, от фигуративности и ючего, что, казалось, тормозит выход к сущно- опорядкаи места в нем человеческого духа, ог- аого от давления зависимостей, искажающих юту.
>й требовательный психологизм, то рвущийся в <сье, то словно взрыхляющий нижние пласты ого подполья там, где совмещается человечес- пвотное, неуклонно развивался во всех видах /ры и искусства с поправками, конечно, на ости каждого из них и на художнические ин- уальности. Как никогда прежде соединялись в е товарищества поэты, прозаики, живописцы, зиторы, архитекторы, артисты, сближая свои ские помыслы.
1доксальность решения задачи в том, что мно- эцы, вздымая свой дух на вершины художест- ftx озарений, выражали интуитивные видения, ы приобщающие их к сверхчувственному наи- Издособами, обращенными более всего к физио- йески предопределенным восприятиям, неосоз- Мо чувственным, непосредственно воздействую- Ца слух и зрение. Чередование звуков в музыке и Чи, сочетание цветов и линий в живописи, при- Ввых объемов в скульптуре и архитектуре призва- йли сами собой производить впечатление как бы 1го большее смысла, доступного разуму, хотя бы iero участии.(в литературе, театре и проч.). "aBaAacbAH сенсорная связь с жизнью? У выдаю- художников, чьи ассоциации вызывают у дру- )дей ответные,- да, оставалась. Проверить это iy, кроме как все тому же известному нам сотвор- . Ему принадлежит и почетная роль поднимать ловека от физиологически обусловленных, т.е. 1 низших восприятий, к поэтическому освоению
499
мира, предусмотренному художником. Без сотворче- ства художественному восприятию не найти точек опоры для собственных ассоциаций, несравненно бо- лее свободных, чем те, на которые рассчитывает реа- листическое искусство. Закономерность прослежива- ется вновь парадоксальная: чем <абстрактнее> художе- ственное произведение, чем дальше оно уходит от <фигурального изображения>, тем ожидаются инди- видуальнее, интимнее личностные на него отклики, тем труднее поддаются они обобщающему вербально му описанию. Их диалогичность сводится к довери- тельному воздействию <я - произведение>, отгоро- женному, по видимости, от общества, хотя здесь все имеет свою социальную подоплеку: и я, и произведе- ние, и взаимодействие.
Подлинное сотворчество вызовет сопереживание автору, - ведь именно его откровение (минуя несуще- ствующих его героев, даже лирических) настраивает читателя на обостренное ответное чувство, которому следует быть за то благодарным. Чувство это особое, оно неотделимо от рефлексивного своего освоения: к тому же оно часто оказывается сродни своеобычному эстетизированному самоутверждению, тем более явст- венному, что обычно процесс этот проходит во внут- ренней полемике с теми, кто <не понимает> этого ис- кусства. Здесь уместно, быть может, вспомнить заме- чание Гегеля: <Уже образы являются более всеобщи- ми, чем созерцания; но они все-таки имеют еще некоторое чувственно конкретное содержание, отно- шение которого к другому такому же содержанию и есть я сам>.
Но не открывает ли утонченность психического процесса восприятия абстрагированного художест- венного образа, нафантазированного художником, всеобщее существенное свойство сопереживания, ук- рытое обычно от нас реалистическим искусством с его сильно выраженными фигурами и отчетливыми наст- роениями?
Как мы помним, по Станяславскому, сближение человека с образом другого возможно только при пе-
500
1ке тех свойств и качеств личности, которыми задала до этого акта. При самом активном жела- ентификации мы не в состоянии привнести в что себе чуждое, такое, чего у нас нет и в заро- жизни эмпатия - двустороннее движение: не от себя к другому, но и от другого к себе. Тем охраняется собственное <я>, хоть и перес-трук- (анное воображаемо, при взаимодействии с ху- юнным образом. Сколь бы ни был он реалис- даже натуралистичен, художественный отбор 1ету героев произведения те или иные свойства i, как бы оставляя свободные места, на которые ггся читатель со своими свойствами и чертами, еряяих своим эстетическим впечатлением. довательно, сопереживание герою романа, сля, фильма, картины и опосредованно симфо- рйзажу и т.п. на самом своем <донышке> содер- пиереживание самому себе, но не такому, каков на самом деле, а как бы преображенному со- 1 требованиям, заложенным в данном произве- 1 и в частности драматизмом предложенной в 1кгуации. Такова одна из причин известного са- 1твия культурного читателя, которого, как пра- 1рбщение с искусством <возвышает>. е-тизированное раздвоенное сопереживание му-себе> противоречиво и поэтому особенно енно. Многое зависит, понятно, от структуры и кания произведения, соотношения его частей. новаторские поиски не отменяют, разумеется, уия реалистического психологизма, продолжаю- . ассические традиции, не усложненного наме- >.,сгущенной метафоричностью. Неповторимое и раз диалектическое единство сопереживания и рчества так или иначе призвано обеспечивать временное впечатление. Вот каким предполагал Станиславский его постепенное усиление в по- 1йствии спектакля:
Зритель - третий творец, переживает с актером. Осмотришь - как должно быть, ничего особенно- го все сгущается, и впечатление созревает. Ус- 501
пех не быстрый, но продолжительный, возрастающий от времени.
Бьет по сердцу, действует на чувство. Чувствую. Знаю. Верю...
Впечатление растет и складывается - логикой чув- ства, постепенностью его развития. Впечатление раз- вивается, идет по линии развития чувства. Природа одна всесильна и проникает в глубокие душевные цен- тры. Поэтому воздействие пережитого неотразимо и глубоко. Воздействие на глубочайшие душевные цен- тры>.
Великий режиссер и актер интуитивно выразил сложность и глубину психического процесса претво- рения художественного впечатления. Может пока- заться, что его основным источником является только переживание. Но ведь и сотворчество переживается, Оно часто бывает трудным, требующим ряда преодо- лений, поиска, сопряженного с эмоциональным подъ- емом, с возникновением мыслей и чувств, нередко противоречивых.
Понятно, что чем сильнее впечатление, тем обос- нованнее надежда на его конечную эффективность, на то, что <сверхзадача> произведения, проведенная <сквозь> сопереживание и сотворчество читателя, бу- дет благотворно им усвоена. О том, так это или иначе, как правило, никто знать не будет, об этом мы только догадываемся. Реальное воздействие искусства на- столько переплетается со многими другими воздейст- виями - экономическими, социальными, культурны- ми, что различить каждое из них в отдельности на практике никак невозможно. Тем значительнее в этом деле неоценимой важности роль теории. Пока что только она в состоянии, сопоставляя многие данные, выдвигая в результате их изучения гипотезы, подкреп- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|