Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчествасмены поколений, замены старого царя, жреца, кол- дуна, вождя молодым (сравни теогонии о смене поко- лений богов). Эта смена часто описывается как борь- ба Хаоса (старшее поколение) с Космосом (младшее поколение) и как успешное прохождение молодым героем <посвящения> в зрелость, т.е. инициации. При этом инициационные испытания сливаются с попыт- ками старого вождя-отца или брата матери героя из- вести молодого претендента на власть. Зрелость героя также обычно проявляется в некоем гиперэротизме и в том, что герой вступает в любовные отношения с женой старого вождя, которая может оказаться даже его собственной матерью. Однако это не следует трак- товать в фрейдистском духе как выражение инфан- тильной эротики в адрес матери и сексуального со- перничества с отцом.
Примеров разработки темы смены поколений бес- "/1бнное множество. Упомянем только два: пер- - тлинкитсткий миф о борьбе молодого Ворона, УЩСГО культурного героя, со старым вороном, его
дядей. Рассказ включает инцест с женой дяди, попыт-> ки старого Ворона извести героя разными способами) вплоть до насылания потопа, т.е. водяного Хаоса. Вто- рой пример - известный греческий миф об Эдипе, который до сих пор нещадно эксплуатируют психо- аналитики.
Как сказано, в теме смены поколений отражается первобытный обряд инициации, посвящения по до- стижении половой зрелости в полноправные членц племени. Несомненно, что архетипические мотивы инициации встречаются и в других, упомянутых въц ше, героических и календарных мифах. Но инициация в мифе - акт социальный, переход из одной социаль> ной группы в другую, акт, который можно рассматри< вать как своеобразную <космизацию> личности геро покидающего аморфное сообщество женщин и детей отсюда и естественное сближение с мифами творение Но это не только символика пробуждения индивиду ального сознания, но и символика приобще.ния к с циуму. Что касается инцеста (запрещенной кровосм сительной эротической связи), то он в ряде сюжете сигнализирует о зрелости и готовности героя к иницЩ ации, способности успешно ее пройти, причем ре может идти и об инициации высшего уровня - посв щении в вожди, j
Но за исключением подобных случаев мифы Hj одобряют инцест. Так, в мифах о детях Ворона у кар ков и ительменов (выше упоминался миф о Вороне индейцев-тлинкитов) сын ворона Эмемкут жените дважды: один раз неудачно, а второй раз - удачн Первый, неудавшийся брак - это либо брак с <бесп лезным> существом, либо неправильный инцестуал ный брак с родной сестрой Инианавут (Синанев второй удачный брак - с мифологическим суще( вом, дающим хорошую погоду и удачную охоту. Пщ бавим, что популярный мифологический, а затем сказочный архетипический сюжет женитьбы на чуда ной жене, сбросившей временно звериную (тотемну> оболочку, при всей фантастичности, утверждает экэ
62
гамный брак с женщиной из другого рода (с другим то- т-емом). Эти и подобные им мифы не всегда подходят под психоаналитическое истолкование и, являясь со- циогенными, выражают процесс социогенеза общест- ва за счет запрещения внутриродовых инцестуальных фраков. Таков двойной аспект архетипа инцеста.
Следовательно, мифы и архетипические сюжеты не только имеют корни в коллективно-бессознательном, но обращены на Космос и социум, они бессознатель- но социальны и сознательно космичны в силу сближе- ния и отождествления социума и Космоса; мифичес- кие герои пре-персональны, моделируют социум.
Персонализация и элементы того, что Юнг называ- ет индивидуацией, появляются на постмифологичес- кой ступени развития словесного искусства.
Далее обратим внимание на исключительность ге- роя в героических мифах и в героическом эпосе. Эта исключительность антиципирована в чудесном рож- дении героя, в происхождении его от богов, зверей (реликт тотемизма), от инцестуальной связи брата и сестры (аналог первых людей), в непорочном зачатии или чудесном рождении у престарелых и прежде без- детных родителей, или от вкушения плода, или вслед- ствие волшебства и т.д. Чудесное рождение дополня- ется героическим детством, во время которого герой- ребенок проявляет недюжинную силу, убивает чудо- вищ, мстит за отца и т.д. или, наоборот, временно проявляет крайнюю пассивность, медленно развива- ется (сравни юнговский архетип <Дитя>).
В героическом мифе архетипический характер только намечается. В героическом эпосе он оконча- тельно формируется как характер смелый, решитель- ный, гордый, неистовый, строптивый, склонный к пе- реоценке своих сил. Вспомним <гнев> Ахилла, <неис- товое сердце> Гильгамеша, буйство и чрезмерную гор- лыню библейского Самсона, наказанных за гордыню оборпев Амирана, Абрскила, Артавазда, стропти- вого Илью Муромца, <храброго> Ролана в его проти- "тавлении <разумному> Оливеру и т.д. Неисто-
63
вость, толкающая богатырей на конфликты с власт телями и богами, явно подчеркивает их индивидуал ность. Неслучайно эти конфликты (например, в CJ чае Ахилла, Сида, Ильи Муромца) гармонически и ( мым естественным образом разрешаются. Это пpo ходит потому, что эпические герои продолжат олицетворять прежде всего родо-племенной колле тив; их личные чувства не в силу особой <сознателы сти> или <дисциплины>, а совершенно стихийно и тественно совпадают с общинными эмоциями и ин1 ресами. Личная строптивость на фоне социальн гармоничности - важная специфика героико-эпич кого архетипа. Подчеркнем, что в эпосе социум вые пает уже не в космическом, а племенном или даже] сударственном обличий.
И только в волшебной сказке, где мифический 1 смос уступает место не племенному государству, a i мье, процесс <персонализации> проявляется ощу1 мым образом, несмотря на то, что сказочные nepcot жи гораздо пассивнее эпических (вплоть до иронии кого Иванушки-дурачка) и что в известном смысле них действуют волшебные помощники. В сказке rei часто дается в соотношении со своими соперникам завистниками, которые стремятся приписать себе подвиги и овладеть наградой. Выяснение, кто имей истинный герой, очень важно для сказки, и в рам ее возникает архетипический мотив <идентифид ции>, установления авторства подвига. Для нас ваз подчеркнуть, что герой противопоставляется не т ко хтоническим чудовищам (например, дракону, кс рого он должен победить, чтобы спасти царевну), t членам своего узкого социума, например, стари братьям или сестрам, мачехиным дочкам, царским1 тьям. Сказка в отличие от мифа открывает путь свободного сопереживания, для психологии испол ния желаний: приобретения чудесных предметов, полняющих желания, и женитьбы на царевне - пр де всего. Сказочная царевна, сточки зрения юнг
64
цев, есть <Анима> героя, т.е. женский вариант его души (что достаточно спорно).
Пре-персональный мифический герой в известном смысле имплицитно отождествлялся с социумом, экс- плицитно действовал на космическом фоне. Персона- дизованный сказочный герой представляет личность, действующую на социальном фоне, выраженном в се- мейных терминах. Важнейший архетип, порожден- ный сказкой, - это мнимо <низкий> герой, герой, <не подающий надежд>, который затем обнаруживает свою героическую сущность, часто выраженную вол- шебными помощниками, торжествует над своими врагами и соперниками. Изначально низкое положе- ние героя часто получает социальную окраску обычно в рамках семьи: сирота, младший сын, обделенный наследством и обиженный старшими братьями, млад- шая дочь, падчерица, гонимая злой мачехой. Социаль- ное унижение преодолевается повышением социаль- ного статуса после испытаний, ведущих к брачному союзу с принцессой (принцем), получением <полцар- ства>. Сам образ принцессы символизирует этот соци- альный сдвиг в судьбе героя, а не только его женскую ипостась (Аниму), как утверждают юнгианцы.
Указанный архетип отражает исторический пере- ход от рода к семье, разложение родового уклада. При этом младший сын в силу перехода от архаического минората к патриархальному майорату и падчерица в силу того, что само появление <мачехи> есть результат нарушения родовой эндогамии, т.е. возникновения браков на женщинах за пределами <класса жен>, вне своего племени, являются жертвами этого процесса. Эти архетипические мотивы, имплицитно социаль- ные, обычно обрамляют ядро сказки, в которой реали- зуются более старые архетипические мотивы, унасле- Днные от мифа и лишь слегка трансформирован- ные. В частности, связанные с обрядом инициации и борьбой против сил Хаоса, добыванием объектов из ного мира, женитьбой на <тотемной> жене и т.д. В и сказке место волшебных сил занимает собст-
Зак. 2037
65
венный ум героя и его судьба, в сказке о животных i анекдотической сказке развивается архетип триксте ра, торжествующего над простаками и глупцами. В ле гендах о пророках и подвижниках используются архе типические мотивы мифов о культурных героях и пе риферийные мотивы эпоса и сказки.
В рыцарских (куртуазных) романах завершаете трансформация архетипов, намеченных в сказке j эпосе. Более того, именно в куртуазном романе архе типы выступают в наиболее <очищенном> виде, очен напоминающем то, что юнгианцы искали в самы древних мифах.
По сравнению с эпическим героем, рыцарь вполц персонализирован и обходится без буйного своевс лия, в нем больше цивилизованности. На старый эпй ческий архетип героя оказывает давление новый р< манический идеал. Собственно рыцарское начало, к<1 торое можно соотнести с представлением об эпиче ком герое, приближается, отчасти, к тому, что К..- Юнг называл <Персоной>. Это начало вступает в пр тиворечие с глубинным, подсознательным проявл нием как раз не коллективного, а индивидуально начала души. Это индивидуальное начало проявляет прежде всего в стихийном, фатальном любовном чу стве к уникальному объекту. Попытки заменить е другим объектом не удаются. Самый яркий прим Тристан не может забыть Изольду белокурую в 061 тиях Изольды белорукой. Между тем это фатал чувство социально деструктивно, оно ведет к супруг ским изменам, инцесту (связь Тристана с женой дя) сюзерена Марка, или связь Рамина в персидском ) мане <Гургани> с женой старшего брата и властитс Мубада, или связь Гендзи в японском романе <Му) саки> с наложницей отца-императора и т.п. - все; преображенные мифологемы смены поколения во дей), позору племени (любовь Кайса-Меджнуна Лейле у Низами) или просто к отвлечению от рыца ских приключений и выполнения рыцарского долга1 романах Кретьена де Труа).
66
в ранних рыцарских романах (например, в <Трис- TQe и Изольде>) конфликт не получает разрешения и угрожает герою гибелью. Психоаналитические крити- ки (например, Кемпбелл) видят здесь исконную связь любви и смерти, восходящую к эротическим элемен- там аграрных обрядов. Эта отдаленная связь не ис- ключается, но мало что объясняет в сюжетеромана. В более развитых романах происходит гармонизация за счет куртуазной или суфийской концепции любви, т.е. любовь сама вдохновляет героя на подвиги. Этот про- цесс гармонизации внешнего и внутреннего, рацио- нального и иррационального (подсознательного) осу- ществляется во времени и через новые испытания, ко- торые сравнимы с тем, что Юнг называет индивидуа- ццей. Любовный объект во всех этих романах сопоставим с юнговской <Анима> без натяжки в отли- чие от сказочных царевен. Но подсознательная стихия здесь как раз сугубо индивидуальна, а не коллективна, именно она как бы сопоставима с <Самостью>. Архе- тип инициации здесь преобразована сложные рыцар- ские приключения и испытания верности как эпичес- кого, так и романтического начала. В <Персевале> Кретьена де Труа в сюжете используется архетип сме- ны поколений. Персеваль должен заменить больного Короля-Рыбака в качестве хозяина чудесного замка Грааль, оба начала (эпическое и романическое) посте- пенно гармонизируются уже с точки зрения христиан- ской любви.
Европейский рыцарский роман, используя тради- ционные мифы, охотно прибегает к разным традици- ям - христианской, античной, языческо-кельтской и т.д. Такое совмещение способствует выявлению архе- типических сущностей. Такое же впечатление произ- водит византийский роман при сравнении с более Древним греческим романом эллинистического и РИМСКОГО времени.
Таким образом, картина оказывается более слож- ной по сравнению с юнгианскими представлениями, "оворя уже о фрейдистских, ибо пробуждение сугу-
67
бо индивидуального сознания происходит постелен но, на протяжении определенной исторической дис-1 танции и связано с некоторой мерой эмансипации личности. Поэтому рыцарский роман гораздо адекват нее юнговской картине, чем архаические мифы. ( другой стороны, ученые, находящиеся под влияние> юнгианства (например, Кембелл в качестве автор книги <Маски бога> или упомянутая выше ритуально мифологическая школа в литературоведении), не де лают существенных различий междудревней мифоло гией и мифологизирующим романом типа Джойса, также авторами XX века, не прибегающими к тради ционным сюжетам, но создающим свою личную м фологию, как это делает Кафка.
Между тем Джойс с помощью иронически прес разованных мифологических архетипических мотив выражает не только пробуждение индивидуальног сознания из коллективно-бессознательного, хотя мс тив освобождения от социальных клише у него при сутствует, но и трагедию отчуждения и покинутост индивида в XX веке. У Джойса мы находим отчетлй вую дисгармонию личности и социума, личности Космоса. То же и у Кафки, но без использованЦ традиционных мотивов. Вопреки мифологичнос Джойса и квази-мифологичности Кафки, вопреки ц игре архетипами достаточно очевидна противополо ность смыслов в модернистском романе и в фольклор но-литературной архаике от подлинного мифа до pi царского романа: например, в настоящих тотемиче ких мифах и в волшебной сказке о чудесной жене , превращение в животное есть соединение со свои социумом, а в <превращении> Кафки - разрыв с с мьей и полное отчуждение. В мифах, сказках и рыца ских романах герой в конечном счете удачно проход инициацию и получает доступ к высшим социальны и космическим ценностям, а джойсовский Улщ (Блум) не может укорениться в семье и в городе, где 1 живет, так же как землемер К. у Кафки в романе <3 мок>. Герой Кафки как бы не может пройти иници цик), необходимую для вхождения в желанный COL
68
ум, так и для героя <Процесса>, другого знаменитого романа Кафки, остаются недоступными <врата зако- на>. Герои Кафки в противоположность архаическим (<архетипическим>) персонажам отторгнуты и от об- щества, и от высших небесных сил, от которых зави- сит их судьба.
В большинстве <мифологизирующих> произведе- ний XX века нарушен основной пафос древнего мифа, направленный на устранение Хаоса и создание модели достаточно упорядоченного, целесообразного и <уют- ного> Космоса.
МЕЛЕТИНСКИИ Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Бессознательное. Сборник. - Новочеркасск, 1994, с. 159-167.
Лама АНАГАРИКА ГОВИНДА ИСКУССТВО И МЕДИТАЦИЯ
Параллелизм между искусством и медитацией
Искусство и медитация - творческие состоят человеческого ума, оба питаемые одним и тем же ис точником, но может показаться, что они движутся противоположных направлениях, искусство - к сфер чувственных внешних проявлений, медитация -; внутреннему постижению и интеграции форм и чувсч венных впечатлений. Но это различие относится тол ко к вторичным факторам, а не к сущности (присущею природе искусства и медитации).
Медитация не есть ни чистая абстракция, ни отри цание формы, за исключением ее окончательных бе граничных ступеней. Она означает совершенную коЩ цепцию ума и исключение всех несущественных чец рассматриваемого предмета, пока мы не достигнет полного осознания его путем реальности в частном ас пекте или под частным углом зрения.
Искусство поступает аналогичным образом: хо оно использует формы внешнего мира, оно пытает не подражать природе, но выявить более высокую i альность путем опускания всех случайных черт и т Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|