Психология художественного творчества



41 страница


имеющую аналога необычность замысла. Это дости-  

жение невероятного, сотворение немыслимого, допу-  

щение недопустимого, реализация казавшегося ранее  

невыполнимым. Вот один пример, взятый у Герцена,  

который может это прояснить. <Великолепнее неле-  

пости, как Венеция, нет. Построить город там, где ГО-  

РОД построить нельзя, само по себе безумие; но пост-  

роить так один из изящнейших, грандиознейших ГО-  

РОДОВ - гениальное безумие>.  

 

Лабиринты движения гениальной мысли еще ни-  

м не разгаданы. Мы ведь знаем лишь ее внешние,  

 

359  

 

готовые результаты. Но как к ним приходят, нац  

этом судить так же трудно, как по видимому пep  

пу подводной лодки - о конструкции самой ж  

Писатель В. Набоков говорит, что сама отдален>  

галактических туманностей и звезд уже есть род i  

мия. Эти слова можно применить и к мысли генЩ  

безумие в ее недоступности для здравого смысла,  

зумной смелости проблем и непостижимой изобц  

тельности их решений.  

 

Но, к сожалению, не в этом смысле употреС  

некоторые врачи и психологи этот термин при>  

тельно к гениям. И хотя, в отличие от обывателя  

не смешивают <безумие> и просто дурость, глуп  

блажь и т.д., для них все же нет.сомнения, что ген1  

ность - род невроза, психического заболевания, i  

логическое отклонение от нормы. Д. Гранин ска  

корифеях науки: <Все они воспринимали мир  

сдвинуто, иначе, чем обычные люди>. Мысль вер  

и ее можно отнести также и к великим художника  

 

Эта <сдвинутость>, <смещение>, необычность  

точки зрения не искажает мир, не искривляет егоч  

зи, а дает им возможность посмотреть на него с "  

места и не так, как все, а <со своей колокольни>, i  

че, по-другому. И, передав это свое видение мира  

гим людям, выразив свое переживание открывци  

им, невидимых другими сторон, срезов, граней, paj  

сов, они обогащают общечеловеческий опыт науч  

и художественный, расширяют границы человечес>  

восприятия действительности в количественном щ  

чественном смысле. Можно назвать такое вполне тД  

вое, нормальное, логически оправданное и естеста  

ное действие корифеев науки и искусства суперинч  

лектуальностью, или, по-русски, сверхразумностЯ  

но не сумасшествием, не помешательством, э  

 

Гении часто поражают наше воображение непос?  

жимо высоким уровнем творчества, исключителы  

ми, кажущимися сверхчеловеческими способное  

ми - в запоминании данных, в решении математ)  

ских задач, в мгновенном улавливании связей w  

явлениями, невидимых для других. Но многие из:  

 

360  

 

ддбностей свойственны не только выдающимся  

gbiM и художникам. Ими обладают и другие люди,  

"> свидетельствует о безграничных возможностях че-  

реческого интеллекта.  

 

в середине 70-х годов в Вашингтоне был создан ас-  

оавтом Э. Митчеллом Институт по проблемам ин-  

лекта, изучающий скрытые возможности нашего  

новые рубежи в исследовании исключительных  

особностей человека. В одной из статей об этом ин-  

т-уте приводились примеры: ШакунталаДеви за 28  

реунд перемножила два 13-значных числа; Виллен  

Клейн из Голландии за неполные 3 минуты извлек ко-  

рень 13-й степени из числа, содержавшего 500 цифр.  

Таких людей называют <гениями молниеносного сче-  

та> хотя остальные их задатки могут быть слабо разви-  

тыми. Не удивительно, что такие люди, как Карл Га-  

усс, Андрэ Ампер, обладавшие аналогичными способ-  

ностями, получив образование и развив свой интел-  

лект, стали великими математиками. Некоторые люди  

овладевали двадцатью и больше иностранными язы-  

ками, держали в своей памяти и могли в любое время  

воспроизвести целые поэмы, десятки страниц научно-  

го текста и т.п.  

 

Данные природой или развитые путем упорных и  

длительных упражнений способности гения не уводят  

его в сферу тайн и мистики, не погружают во мрак по-  

мешательства, а только ярче и колоритнее иллюстриру-  

ют безграничные возможности человеческого разума.  

 

Часто гении не только делают то, чего никто не де-  

лает, но и не делают того, .что делают все. А это ставит  

их в ряды тех, кому, используя выражение американ-  

ского социолога Мертона, свойственно <отклоняю-  

щееся поведение>, а то и не вполне нормальное. Это,  

вероятно, и имел в виду Горький, говоря Ленину: <...и  

потом мы все, художники, немного невменяемые лю-  

ди>. На что Ленин заметил: <Нелегко спорить против  

этого>. Потому деятельность гения не всегда вписыва-  

лся в существующие законы творчества, в рамки обы-  

Дбнных представлений об образе жизни, о нормаль-  

 

361  

 

ных отношениях между людьми, и его поступк  

получают превратное истолкование.  

 

За невроз выдавались такие качества ген>  

личности, как творческая одержимость, фанат  

преданность делу, рассеянность, односторонне  

мозабвение, нестандартность поведения  

(Жорж Санд носила мужские брюки, что в ее  

было шокингом). Возрастной склероз - естест  

ослабление умственных способностей в глубок  

рости, свойственное каждому человеку, гению  

не прощалось, но, что еще хуже, это состояние)  

ского склероза становилось предлогом.для рет  

тивной оценки его творчества и его личности.  

 

Да, многие великие люди были одержимы дс  

тизма. Эту бросающуюся в глаза прежде всего (  

му сознанию черту часто принимали за призна1  

альности. Были случаи, когда гении сходили е ]  

отсюда нельзя делать вывод, что от гениально  

безумия - один шаг. Это рвалась до предела на  

струна творчества, когда нервное напряжение,  

гавшее последних границ, затмевало рассудок  

ло волю ранее контролируемым чувствам. )  

 

Одержимость не вид психического расстрой  

состояние полного поглощения сознания учен<з  

художника идеей, замыслом, планом созреваем  

уже созревшей работы, требующей реального.  

щения в словах, образах, формулах, чертежах. 1  

венно, что это состояние не всем знакомо, и те,1  

не испытал, могут его и не понимать и осуждав  

личане говорят о некоторых людях: они не нас  

умны, чтобы обезуметь.  

 

Особенность высокого творческого напряг  

том, что все в жизни субъекта творчества подч1  

этому состоянию: режим, поведение, образ >  

целом. Каждый участок мозга, каждая клетка (  

рована мыслями, изгнать их волевыми усил1  

удается, пока они не уйдут сами в книгу, в ле  

научные доклады. Процесс размышлений, К  

длится всегда, состояние между сном и бодрст  

ем начинает стираться. Сам носитель идеи не1  

 

362  

 

р- тв каком из состояний он находился. Погрузив-  

р-ека мь1сли, творец не реагирует на все внешние  

"алы адекватно и своевременно, то есть как все  

гг поэтому в глазах последних он выглядит He-  

1, дЮД странно и даже смешно. У него хорошее зре-  

Q он может не замечать многое, нормальный  

1 о он плохо слышит Он рассеян и после трапе-  

1- gee еше объятый мыслями, в мусоропровод вместе  

 

пельсиновыми корками выбрасывает и нож.  

. физик Кавендиш, основатель знаменитой лабора-  

 

"ни был нелюдим, избегал общества, не говорил с  

 

еншинами, с обслугой общался при помощи звонка,  

ходил и выходил из дома через отдельный ход. Такая  

> степень вовлеченности, разумеется, свойственна не  

: всем великим ученым и художникам.  

 

- Некоторые хотя и ослабляли внимание к каким-то  

сторонам своего бытия, концентрируя силы на самом  

важном для них в данное время вопросе, мало изменя-  

ли свой образ жизни. Конечно, и они что-то оставля-  

ли, уходили от чего-то. От чего-то - да, но не от все-  

го. Люди этого склада даже в дни самых интенсивных  

 

- размышлений не забывают играть в шахматы, теннис,  

ходить в театр, то есть полностью отключаться от глав-  

ных занятий. Но другим это или не удается, или они  

забывают это сделать.  

 

Гении вполне нормальные люди со здоровой пси-  

хикой. Ненормальным у них часто бывает образ жиз-  

ни, некоторые поступки, трудно объяснимые с точки  

зрения обычных представлений, и, конечно, их <бе-  

зумные идеи> или замыслы, обгоняющие век, пугаю-  

щие размахом, новизной и непохожестью на до сих  

пор существовавшее. Польде Крюи пишете Пастере,  

что он <проделывал самые дикие и сумасшедшие опы-  

""ы - опыты, какие могут прийти в голову только по-  

мешанному человеку, но в случае удачи превращают  

помешанного в гения>.  

 

Безумной могла показаться и их необычайная сме-  

тъ в ниспровержении веками освящавшихся догм и  

Ритетов. Это выступление против кумиров иногда  

Рзло смертью. Людям, смиренно стоящим на ко-  

 

363  

 

ленях перед идолами, такое неповиновение  

ненормальным.  

 

Но если задаться целью проанализировать  

гений сделал, как он поступил, взвесить его су  

сопоставив их с фактами, особенно по истечей  

ределенного отрезка времени, иногда уже поя  

смерти, то оказывается, что именно он постугй  

более нормально и логично и мыслил вполне  

только с опережением, и его поведение будет  

деть соответствующим требованиям социальна  

ации и духу времени больше, чем поведение  

Что же касается тех гениев, которые истязали с  

зифовым трудом, воздержанием даже от самы  

ходимых благ и радостей жизни, то это также оС  

плата или за сознательно взятые на себя обязать  

сделать задуманное, выполнить колоссальный  

работы, или единственный, а значит, также Ц  

нормальный путь достичь тех целей, который  

поставлены не только лично ими, но и объект  

ходом развития науки или искусства. Бальзак  

вил перед собой сверхчеловеческую задачу,  

<ненормальную> с точки зрения здравого смыс  

нако в ней не было ничего неестественного ни i  

зрения особенностей и мощи его таланта, оц  

трудоспособности, ни с точки зрения накопл  

во французской литературе того времени от  

складывавшихся объективных возможностей да  

рочайшую панораму общественной жизни в i  

десятилетия после Великой французской револ  

Условия, потребности и возможности их реали  

идейные, эстетические и т.д., уже созрели для ре  

ции такого замысла. Нужен был только велик  

дожник, колоссального таланта, огромного тр  

бия и сильной воли, чтобы сделать это. Истор  

шла его. Жизнь его оборвалась раньше, чем orf  

исполнить исторический запрос времени. Неп  

ный труд ускорил его смерть. Но это уже трЯ  

Бальзака-человека. Как творец он был, несом  

способен завершить поставленную им великую 1  

 

364  

 

1 безумной казалась многим в свое время затея Шли-  

з - найти Трою. Сегодня она нам кажется вполне  

 

пяльнон и мы отмечаем его неуемную энергию и  

.оичивость как естественные качества трезвого и  

"дприимчивого человека больших знаний и силь-  

ной веры.  

 

редельное нервное напряжение гения часто было  

очником пережитых им стрессовых ситуаций. Ге-  

ц не знает ни безопасности людей толпы, прикры-  

раюших Друг друга, ни разлитого в ней равнодушия к  

другим: он далеко выдвинут вперед, он центр внима-  

ния всех, от него ждут необычного. В этой ситуации  

трудно всегда пребывать в состоянии спокойствия.  

сли добавить к этому и то напряжение умственных и  

физических сил, которого требует решение его зача-  

стую сверхсложных задач, успехи и разочарования, то  

можно представить степень накала его нервной  

системы.  

 

Зарубежная пресса часто помещает таблицы со  

списком профессий, показывающие частоту возник-  

новения стрессов в зависимости от рода деятельности.  

Водной из них, которая была помещена в лондонской  

<Санди тайме>, указаны такие профессии умственно-  

го труда, как журналист, актер, кинорежиссер, учи-  

тель, идущие сразу же после <самых опасных> - шах-  

тера, полисмена, летчика. Деятельность выдающихся  

ученых и художников сродни указанным вначале про-  

фессиям, а иногда и совпадает с ними, только значи-  

тельно более чревата стрессами ввиду особой интен-  

сивности и ответственности. Академик Д. Беляев-объ-  

ясняет быструю эволюцию ряда качеств обезьяны, ко-  

торые ускорили ее превращение в человека, именно  

стрессовыми ситуациями. Логично сделать допуще-  

ние, что какую-то роль эти стрессовые ситуации сыг-  

Рали и в формировании гения, в перерастании талан-  

в гения. Но это только гипотеза. Фактом же остает-  

ся то, что высокая чувствительность и возбудимость  

его более острый интерес к проблемам с боль-  

шей вероятностью, чем спокойного человека, если и  

всегда бросает его в стрессовую ситуацию, то, во  

 

365  

 

всяком случае, несет в себе и заряд положт  

для творчества в целом.  

 

В минуты <затмения> духа художник или :  

может продолжать творить (хотя и не всегда), i  

нечестно и недопустимо отождествлять сделг  

этот период со всем его творчеством, тем более <  

нять все новое и самое выдающееся в его твор  

экстраполяцией болезни в прошлое.  

 

Все сказанное не означает, что среди гениев)  

ло людей, страдавших психическими расстрою  

ми - типа невроза, шизофрении и т.д. Были,1  

среди всех людей, всех профессий. Иногда этс  

явлением наследственным, иногда - результат  

лезни, как у Мопассана или Ван Гога. Но из по  

что некоторые гениальные люди страдали пси  

кими расстройствами, никак нельзя вывести, не  

шая правила логики и просто требования серь  

отношения к фактам, заключение, что все гении1  

мешанные.  

 

Интересные соображения об этом высказал  

занов, анализируя творчество Гоголя. По его MI  

некоторые формы гениальности, или <приступ  

ниальности, если и сродни безумию, то безуми  

логическом смысле, не в смысле умения связ  

мысли, а безумию <в смысле смятения всех чув(я  

обыкновенного внутреннего волнения, <пожа  

ши, <революции> в душе>. Здесь безумству  

мысль, а воля, сердце, совесть, <грех> в нас, <ев  

в нас>. Поэтому Гоголь ощущает, видит и знает  

вещей, весьма странных с точки зрения аптека  

магазина и департамента железнодорожных д  

не очень уж странных для ясновидящих Платон  

скаля, для каких-нибудь мудрецов Индии или q  

тов И рана>. . ;  

 

Сумасшедшим или полусумасшедшим объя  

Сальвадора Дали. Он никогда не протестовал l  

этого, более того, нередко сам подливал масло 81  

пообещав, например, одному американскому м  

150 тысяч долларов сфотографировать бога. Да1  

однократно заявлял, что мудрость жизни в том,.1  

 

366  

 

l азаться глупым, и что ему нравится разыгрывать шу-  

1 Это помогает ему обнажить человеческую глупость  

- служим неплохой рекламой творчеству, то есть до-  

олъМ прибыльно. В серьезной же беседе Дали ут-  

верждал- T Разговоры о его безумии - мифотворче-  

ство прессы: <От сумасшедшего меня отличает лишь  

то что я совершенно нормален>.  

 

Итак, из всего написанного и сказанного на протя-  

жении длительного времени о ненормальности разума  

и душевного склада гениальных личностей подавляю-  

щая масса информации является мифами, побасенка-  

ми праздного воображения, рассчитанного на сенса-  

цию. Не вызывают сомнения лишь факты, что некото-  

рые гении, как и некоторые другие смертные, страда-  

ли душевными расстройствами. Данные о том, больше  

сумасшедших среди гениев или меньше, чем среди  

обычных людей, противоречивы. Все остальное толь-  

ко свидетельство необычности, яркости характера, ог-  

ромной творческой мощи интеллекта, динамизма ду-  

ши гения, интенсивности его жизни, его чрезвычай-  

ной впечатлительности и обостренной восприимчи-  

вости. Возможные чудачества, экстравагантность,  

нелады с общепринятым в его образе жизни и поведе-  

нии если и есть, то они легко объяснимы характером  

деятельности, предельной интенсивностью труда,  

особенностями установленного ими режима, привыч-  

ками и т.д. Гениальность не болезнь, гений не безумец,  

ему свойственно здоровое безумие. Так называемые  

<безумные идеи> рождаются в умнейших головах, а ха-  

ос, вносимый ими в привычное течение мысли, - <со-  

зидательный хаос>.  

 

ГОНЧАРЕНКО Н.В. Гений в искусстве и науке. -  

М., 1991, с.351-369.  

 

Ц.П. КОРОЛЕНКО, Г.В. ФРОЛОВА  

 

СПАСИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ  

ВООБРАЗИТЬ  

 

Можно выделить несколько видов вообра  

среди которых основные - пассивное и активно  

сивное в свою очередь делится на произвольно  

тательность, грезы) и непроизвольное (гипноти  

состояние, сновидовая фантазия). Активное воо  

ние включает в себя артистическое, творческо  

тическое, воссоздающее и антиципирующее...  

к этим видам воображения находится эмпатия  

собность понимать другого человека, проникат  

мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться  

реживать...  

 

Активное воображение всегда направлено н.  

ние творческой или личностной задачи. Чело1  

рирует фрагментами, единицами конкретной  

мации в определенной области, их перемеще)!  

различных комбинациях относительно друг  

Стимуляция этого процесса создает объективно  

можности для возникновения оригинальных




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 570
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Анджело Дэвид Ди » Критические точки и мосты » 2 страница
  • Анджело Дэвид Ди » Критические точки и мосты » 1 страница
  • Психология художественного творчества » 28 страница
  • Психология художественного творчества » 35 страница
  • Психология художественного творчества » 21 страница
  • Психология художественного творчества » 22 страница
  • Психология художественного творчества » 23 страница
  • Психология художественного творчества » 24 страница
  • Психология художественного творчества » 25 страница
  • Психология художественного творчества » 26 страница
  • Психология художественного творчества » 27 страница
  • Психология художественного творчества » 1 страница
  • Психология художественного творчества » 29 страница
  • Психология художественного творчества » 30 страница
  • Психология художественного творчества » 31 страница
  • Психология художественного творчества » 32 страница
  • Психология художественного творчества » 33 страница
  • Психология художественного творчества » 34 страница
  • Психология художественного творчества » 36 страница
  • Психология художественного творчества » 37 страница
  • Психология художественного творчества » 38 страница
  • Психология художественного творчества » 17 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь