Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчестваимеющую аналога необычность замысла. Это дости- жение невероятного, сотворение немыслимого, допу- щение недопустимого, реализация казавшегося ранее невыполнимым. Вот один пример, взятый у Герцена, который может это прояснить. <Великолепнее неле- пости, как Венеция, нет. Построить город там, где ГО- РОД построить нельзя, само по себе безумие; но пост- роить так один из изящнейших, грандиознейших ГО- РОДОВ - гениальное безумие>.
Лабиринты движения гениальной мысли еще ни- м не разгаданы. Мы ведь знаем лишь ее внешние,
359
готовые результаты. Но как к ним приходят, нац этом судить так же трудно, как по видимому пep пу подводной лодки - о конструкции самой ж Писатель В. Набоков говорит, что сама отдален> галактических туманностей и звезд уже есть род i мия. Эти слова можно применить и к мысли генЩ безумие в ее недоступности для здравого смысла, зумной смелости проблем и непостижимой изобц тельности их решений.
Но, к сожалению, не в этом смысле употреС некоторые врачи и психологи этот термин при> тельно к гениям. И хотя, в отличие от обывателя не смешивают <безумие> и просто дурость, глуп блажь и т.д., для них все же нет.сомнения, что ген1 ность - род невроза, психического заболевания, i логическое отклонение от нормы. Д. Гранин ска корифеях науки: <Все они воспринимали мир сдвинуто, иначе, чем обычные люди>. Мысль вер и ее можно отнести также и к великим художника
Эта <сдвинутость>, <смещение>, необычность точки зрения не искажает мир, не искривляет егоч зи, а дает им возможность посмотреть на него с " места и не так, как все, а <со своей колокольни>, i че, по-другому. И, передав это свое видение мира гим людям, выразив свое переживание открывци им, невидимых другими сторон, срезов, граней, paj сов, они обогащают общечеловеческий опыт науч и художественный, расширяют границы человечес> восприятия действительности в количественном щ чественном смысле. Можно назвать такое вполне тД вое, нормальное, логически оправданное и естеста ное действие корифеев науки и искусства суперинч лектуальностью, или, по-русски, сверхразумностЯ но не сумасшествием, не помешательством, э
Гении часто поражают наше воображение непос? жимо высоким уровнем творчества, исключителы ми, кажущимися сверхчеловеческими способное ми - в запоминании данных, в решении математ) ских задач, в мгновенном улавливании связей w явлениями, невидимых для других. Но многие из:
360
ддбностей свойственны не только выдающимся gbiM и художникам. Ими обладают и другие люди, "> свидетельствует о безграничных возможностях че- реческого интеллекта.
в середине 70-х годов в Вашингтоне был создан ас- оавтом Э. Митчеллом Институт по проблемам ин- лекта, изучающий скрытые возможности нашего новые рубежи в исследовании исключительных особностей человека. В одной из статей об этом ин- т-уте приводились примеры: ШакунталаДеви за 28 реунд перемножила два 13-значных числа; Виллен Клейн из Голландии за неполные 3 минуты извлек ко- рень 13-й степени из числа, содержавшего 500 цифр. Таких людей называют <гениями молниеносного сче- та> хотя остальные их задатки могут быть слабо разви- тыми. Не удивительно, что такие люди, как Карл Га- усс, Андрэ Ампер, обладавшие аналогичными способ- ностями, получив образование и развив свой интел- лект, стали великими математиками. Некоторые люди овладевали двадцатью и больше иностранными язы- ками, держали в своей памяти и могли в любое время воспроизвести целые поэмы, десятки страниц научно- го текста и т.п.
Данные природой или развитые путем упорных и длительных упражнений способности гения не уводят его в сферу тайн и мистики, не погружают во мрак по- мешательства, а только ярче и колоритнее иллюстриру- ют безграничные возможности человеческого разума.
Часто гении не только делают то, чего никто не де- лает, но и не делают того, .что делают все. А это ставит их в ряды тех, кому, используя выражение американ- ского социолога Мертона, свойственно <отклоняю- щееся поведение>, а то и не вполне нормальное. Это, вероятно, и имел в виду Горький, говоря Ленину: <...и потом мы все, художники, немного невменяемые лю- ди>. На что Ленин заметил: <Нелегко спорить против этого>. Потому деятельность гения не всегда вписыва- лся в существующие законы творчества, в рамки обы- Дбнных представлений об образе жизни, о нормаль-
361
ных отношениях между людьми, и его поступк получают превратное истолкование.
За невроз выдавались такие качества ген> личности, как творческая одержимость, фанат преданность делу, рассеянность, односторонне мозабвение, нестандартность поведения (Жорж Санд носила мужские брюки, что в ее было шокингом). Возрастной склероз - естест ослабление умственных способностей в глубок рости, свойственное каждому человеку, гению не прощалось, но, что еще хуже, это состояние) ского склероза становилось предлогом.для рет тивной оценки его творчества и его личности.
Да, многие великие люди были одержимы дс тизма. Эту бросающуюся в глаза прежде всего ( му сознанию черту часто принимали за призна1 альности. Были случаи, когда гении сходили е ] отсюда нельзя делать вывод, что от гениально безумия - один шаг. Это рвалась до предела на струна творчества, когда нервное напряжение, гавшее последних границ, затмевало рассудок ло волю ранее контролируемым чувствам. )
Одержимость не вид психического расстрой состояние полного поглощения сознания учен<з художника идеей, замыслом, планом созреваем уже созревшей работы, требующей реального. щения в словах, образах, формулах, чертежах. 1 венно, что это состояние не всем знакомо, и те,1 не испытал, могут его и не понимать и осуждав личане говорят о некоторых людях: они не нас умны, чтобы обезуметь.
Особенность высокого творческого напряг том, что все в жизни субъекта творчества подч1 этому состоянию: режим, поведение, образ > целом. Каждый участок мозга, каждая клетка ( рована мыслями, изгнать их волевыми усил1 удается, пока они не уйдут сами в книгу, в ле научные доклады. Процесс размышлений, К длится всегда, состояние между сном и бодрст ем начинает стираться. Сам носитель идеи не1
362
р- тв каком из состояний он находился. Погрузив- р-ека мь1сли, творец не реагирует на все внешние "алы адекватно и своевременно, то есть как все гг поэтому в глазах последних он выглядит He- 1, дЮД странно и даже смешно. У него хорошее зре- Q он может не замечать многое, нормальный 1 о он плохо слышит Он рассеян и после трапе- 1- gee еше объятый мыслями, в мусоропровод вместе
пельсиновыми корками выбрасывает и нож. . физик Кавендиш, основатель знаменитой лабора-
"ни был нелюдим, избегал общества, не говорил с
еншинами, с обслугой общался при помощи звонка, ходил и выходил из дома через отдельный ход. Такая > степень вовлеченности, разумеется, свойственна не : всем великим ученым и художникам.
- Некоторые хотя и ослабляли внимание к каким-то сторонам своего бытия, концентрируя силы на самом важном для них в данное время вопросе, мало изменя- ли свой образ жизни. Конечно, и они что-то оставля- ли, уходили от чего-то. От чего-то - да, но не от все- го. Люди этого склада даже в дни самых интенсивных
- размышлений не забывают играть в шахматы, теннис, ходить в театр, то есть полностью отключаться от глав- ных занятий. Но другим это или не удается, или они забывают это сделать.
Гении вполне нормальные люди со здоровой пси- хикой. Ненормальным у них часто бывает образ жиз- ни, некоторые поступки, трудно объяснимые с точки зрения обычных представлений, и, конечно, их <бе- зумные идеи> или замыслы, обгоняющие век, пугаю- щие размахом, новизной и непохожестью на до сих пор существовавшее. Польде Крюи пишете Пастере, что он <проделывал самые дикие и сумасшедшие опы- ""ы - опыты, какие могут прийти в голову только по- мешанному человеку, но в случае удачи превращают помешанного в гения>.
Безумной могла показаться и их необычайная сме- тъ в ниспровержении веками освящавшихся догм и Ритетов. Это выступление против кумиров иногда Рзло смертью. Людям, смиренно стоящим на ко-
363
ленях перед идолами, такое неповиновение ненормальным.
Но если задаться целью проанализировать гений сделал, как он поступил, взвесить его су сопоставив их с фактами, особенно по истечей ределенного отрезка времени, иногда уже поя смерти, то оказывается, что именно он постугй более нормально и логично и мыслил вполне только с опережением, и его поведение будет деть соответствующим требованиям социальна ации и духу времени больше, чем поведение Что же касается тех гениев, которые истязали с зифовым трудом, воздержанием даже от самы ходимых благ и радостей жизни, то это также оС плата или за сознательно взятые на себя обязать сделать задуманное, выполнить колоссальный работы, или единственный, а значит, также Ц нормальный путь достичь тех целей, который поставлены не только лично ими, но и объект ходом развития науки или искусства. Бальзак вил перед собой сверхчеловеческую задачу, <ненормальную> с точки зрения здравого смыс нако в ней не было ничего неестественного ни i зрения особенностей и мощи его таланта, оц трудоспособности, ни с точки зрения накопл во французской литературе того времени от складывавшихся объективных возможностей да рочайшую панораму общественной жизни в i десятилетия после Великой французской револ Условия, потребности и возможности их реали идейные, эстетические и т.д., уже созрели для ре ции такого замысла. Нужен был только велик дожник, колоссального таланта, огромного тр бия и сильной воли, чтобы сделать это. Истор шла его. Жизнь его оборвалась раньше, чем orf исполнить исторический запрос времени. Неп ный труд ускорил его смерть. Но это уже трЯ Бальзака-человека. Как творец он был, несом способен завершить поставленную им великую 1
364
1 безумной казалась многим в свое время затея Шли- з - найти Трою. Сегодня она нам кажется вполне
пяльнон и мы отмечаем его неуемную энергию и .оичивость как естественные качества трезвого и "дприимчивого человека больших знаний и силь- ной веры.
редельное нервное напряжение гения часто было очником пережитых им стрессовых ситуаций. Ге- ц не знает ни безопасности людей толпы, прикры- раюших Друг друга, ни разлитого в ней равнодушия к другим: он далеко выдвинут вперед, он центр внима- ния всех, от него ждут необычного. В этой ситуации трудно всегда пребывать в состоянии спокойствия. сли добавить к этому и то напряжение умственных и физических сил, которого требует решение его зача- стую сверхсложных задач, успехи и разочарования, то можно представить степень накала его нервной системы.
Зарубежная пресса часто помещает таблицы со списком профессий, показывающие частоту возник- новения стрессов в зависимости от рода деятельности. Водной из них, которая была помещена в лондонской <Санди тайме>, указаны такие профессии умственно- го труда, как журналист, актер, кинорежиссер, учи- тель, идущие сразу же после <самых опасных> - шах- тера, полисмена, летчика. Деятельность выдающихся ученых и художников сродни указанным вначале про- фессиям, а иногда и совпадает с ними, только значи- тельно более чревата стрессами ввиду особой интен- сивности и ответственности. Академик Д. Беляев-объ- ясняет быструю эволюцию ряда качеств обезьяны, ко- торые ускорили ее превращение в человека, именно стрессовыми ситуациями. Логично сделать допуще- ние, что какую-то роль эти стрессовые ситуации сыг- Рали и в формировании гения, в перерастании талан- в гения. Но это только гипотеза. Фактом же остает- ся то, что высокая чувствительность и возбудимость его более острый интерес к проблемам с боль- шей вероятностью, чем спокойного человека, если и всегда бросает его в стрессовую ситуацию, то, во
365
всяком случае, несет в себе и заряд положт для творчества в целом.
В минуты <затмения> духа художник или : может продолжать творить (хотя и не всегда), i нечестно и недопустимо отождествлять сделг этот период со всем его творчеством, тем более < нять все новое и самое выдающееся в его твор экстраполяцией болезни в прошлое.
Все сказанное не означает, что среди гениев) ло людей, страдавших психическими расстрою ми - типа невроза, шизофрении и т.д. Были,1 среди всех людей, всех профессий. Иногда этс явлением наследственным, иногда - результат лезни, как у Мопассана или Ван Гога. Но из по что некоторые гениальные люди страдали пси кими расстройствами, никак нельзя вывести, не шая правила логики и просто требования серь отношения к фактам, заключение, что все гении1 мешанные.
Интересные соображения об этом высказал занов, анализируя творчество Гоголя. По его MI некоторые формы гениальности, или <приступ ниальности, если и сродни безумию, то безуми логическом смысле, не в смысле умения связ мысли, а безумию <в смысле смятения всех чув(я обыкновенного внутреннего волнения, <пожа ши, <революции> в душе>. Здесь безумству мысль, а воля, сердце, совесть, <грех> в нас, <ев в нас>. Поэтому Гоголь ощущает, видит и знает вещей, весьма странных с точки зрения аптека магазина и департамента железнодорожных д не очень уж странных для ясновидящих Платон скаля, для каких-нибудь мудрецов Индии или q тов И рана>. . ;
Сумасшедшим или полусумасшедшим объя Сальвадора Дали. Он никогда не протестовал l этого, более того, нередко сам подливал масло 81 пообещав, например, одному американскому м 150 тысяч долларов сфотографировать бога. Да1 однократно заявлял, что мудрость жизни в том,.1
366
l азаться глупым, и что ему нравится разыгрывать шу- 1 Это помогает ему обнажить человеческую глупость - служим неплохой рекламой творчеству, то есть до- олъМ прибыльно. В серьезной же беседе Дали ут- верждал- T Разговоры о его безумии - мифотворче- ство прессы: <От сумасшедшего меня отличает лишь то что я совершенно нормален>.
Итак, из всего написанного и сказанного на протя- жении длительного времени о ненормальности разума и душевного склада гениальных личностей подавляю- щая масса информации является мифами, побасенка- ми праздного воображения, рассчитанного на сенса- цию. Не вызывают сомнения лишь факты, что некото- рые гении, как и некоторые другие смертные, страда- ли душевными расстройствами. Данные о том, больше сумасшедших среди гениев или меньше, чем среди обычных людей, противоречивы. Все остальное толь- ко свидетельство необычности, яркости характера, ог- ромной творческой мощи интеллекта, динамизма ду- ши гения, интенсивности его жизни, его чрезвычай- ной впечатлительности и обостренной восприимчи- вости. Возможные чудачества, экстравагантность, нелады с общепринятым в его образе жизни и поведе- нии если и есть, то они легко объяснимы характером деятельности, предельной интенсивностью труда, особенностями установленного ими режима, привыч- ками и т.д. Гениальность не болезнь, гений не безумец, ему свойственно здоровое безумие. Так называемые <безумные идеи> рождаются в умнейших головах, а ха- ос, вносимый ими в привычное течение мысли, - <со- зидательный хаос>.
ГОНЧАРЕНКО Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991, с.351-369.
Ц.П. КОРОЛЕНКО, Г.В. ФРОЛОВА
СПАСИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ВООБРАЗИТЬ
Можно выделить несколько видов вообра среди которых основные - пассивное и активно сивное в свою очередь делится на произвольно тательность, грезы) и непроизвольное (гипноти состояние, сновидовая фантазия). Активное воо ние включает в себя артистическое, творческо тическое, воссоздающее и антиципирующее... к этим видам воображения находится эмпатия собность понимать другого человека, проникат мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться реживать...
Активное воображение всегда направлено н. ние творческой или личностной задачи. Чело1 рирует фрагментами, единицами конкретной мации в определенной области, их перемеще)! различных комбинациях относительно друг Стимуляция этого процесса создает объективно можности для возникновения оригинальных Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|