Психология художественного творчества



36 страница


несогласие с Фрейдом, считавшим, что творцом  

108 является не сфера духа, а <физиология орга-  

иа>, <сфера половых ощущений>. <Для романти-  

1- пишет он, - такая точка зрения показалась бы  

Йугительной>. Автор пишет, что литературное  

Иество - <деятельность разумная и целесообраз-  

к и другие виды умственного труда>, что же ка-  

№я подсознательного, то оно ограничено как  

1ними причинами, так и <сознательной волей са-  

творящего>.  

 

1кую бы важную роль ни играло подсознательное  

Рческом процессе, его не следует переоценивать,  

исывая исключительно его вмешательству все ве-  

научные и художественные открытия. Именно  

"УЩение и служит основанием для некоторых  

"телей полагать, что сущность гениальности  

в способности человека мобилизовать без-  

 

315  

 

граничные, но скрытые резервы подсоз  

точников творчества. Такое мнение пьп  

американский психолог Дж. Гоуэн. OH}  

понять творчество гениев можно лишь i  

что в основе этой способности лежит дс  

венному подсознанию. И хотя способны  

ограничена горизонтами эпохи и <базов  

ми>, подсознательные образы зачастую  

роческими. Интуиция Свифта оказалась г  

Через сто пятьдесят лет, после выхода к  

вере, астрономы подтвердили высказан>  

выдуманной Свифтом Лапуты сообра  

спутниках Марса.  

 

Гоуэн высказывает такое оригинал>  

<Мы слишком долго рассматривали моз  

ство для решения проблем... А его прави.  

тривать как приемное устройство, кото{  

тельной настройке может принимать сИг  

наличествующие, но доступные лишь дл1  

ких приборов при оптимальных условиях)  

рования>. Это якобы объясняет огромнй  

уровне одаренности. <То, что гениям of)  

одной вспышке озарения, может прийти  

ким людям в результате длительных и щ  

усилий>. ,1  

 

Восприимчивость мозга к информаш  

налам, конечно, у людей неодинакова, и  

которых настроен на более широкий лиащ  

этом смысле превосходят других, но вряд  

но противопоставлять мозг, используя тсц  

на, как устройство для решения проблем-  

для их приема. Если мозг только приемн<  

во, то неясно, откуда к нему поступают  

других людей? Это верно. Но если их мозй  

ко принимает сигналы, то кто же решает  

Положиться во всем на сферу подсознаш  

обречь себя на невмешательство, пассиви  

заться на опасном пути зависимости от не<  

емых импульсов и инстинктов.  

 

316  

 

давление логики, разумного, целена-  

оиска проблемы - интуиции, эмоцио-  

РЇ "ению: обдуманного наперед замысла,  

<У действия - случаю характерно для  

убежных концепций творчества. <В мо-  

ия логика должна быть отключена, - пи-  

некий профессор Р.-А. Браун, - открытие  

холодным, бесстрастным упражнением в  

 

У Пастер заметил, что случай благоприятст-  

1 подготовленному уму Наблюдение за твор-  

.ениальных личностей убеждает, что они уме-  

g других замечать и использовать случай,  

его объектом размышлений, но никогда не по-  

только на него. Что же касается подсозна-  

го то <сон наяву>, интуиция, догадка, <безум-  

ея> могли играть и играли огромную роль в их  

стве может быть, иногда даже выполняли роль  

<льной бабки в самом рождении открытия, но  

JM источником оставалась объективная про-  

1я ситуация, <диктат> реальной действительнос-  

де <диктовка подсознания>.  

рочем, многие зарубежные ученые не разделяют  

пана творчество как на нечто мистическое, как  

достижимый акт творения. Так, Гилфорд считает,  

юрческое мышление и решение проблем, по су-  

iy, один и тот же психологический феномен. А.  

вер полагает, что <творческий процесс не есть акт  

ния в ветхозаветном смысле слова. Он не создает  

чего, а раскрывает, выбирает, переставляет, ком-  

1>ет, синтезирует уже существующие и известные  

идеи, способности, навыки. Чем более знако-  

ти, тем более поразительно целое>.  

йа из особенностей гения, между прочим, за-  

ся в том. что его решения проблем наиболее  

ы> взвешенны и всесторонне обдуманы. Сам  

Tя <бессознательного>, неконтролируемого  

тве требует того, чтобы оно подвергалось  

Разумом, прошло через <хлад ума>. И чем  

Развито у творца чувство ответственности, тем  

 

меньше он склонен полагаться на то, что;  

бы само собою, даже лично ему непос  

конца образом. Пуанкаре считал, что р<  

подсознании идеи не всегда истинны, зат)  

сивы. Но поскольку критерий их отбора-  

не очень надежен, то проверка неизбе  

знавший Ахматову А. Найман писал о не  

 

<Иногда стихи ей снились, но к таким  

лась с недоверием и подвергала строгой!  

трезвую, дневную голову>.  

 

Принято считать, что желание и осознэ)  

димости проверки приходят к творцу  

когда работа завершена. Вряд ли это  

<акт> проверки, безусловно, в конце, но i  

контроль за тем, что делается, вероятно,"  

ученого и художника. Ведь отсутствие  

стройности, композиционная незаверш  

стыковка частей тревожат, расплывчатост  

удовлетворяет. Ученый и художник стре>  

низации целого и ясного, конечно, каждь  

Но дается это нелегко, волнение, муки  

ния, сопровождающие его труд, то рас  

подстегивают творца.  

 

К.Поппер считает, что вся наука сост<  

и опровержений. По-видимому, это щ  

Но другая его мысль не вызывает сомнем  

достижения в науке не могут основывать  

вдохновении и чувстве формы>.  

 

Эйнштейн писал, что в течение двух ле  

вовавших 1916 году, когда появилась общ  

носительноети, у него в среднем возника  

дые две минуты, и он, безусловно, их <  

проверки не <каникулярный> период тв  

мя предвкушения триумфа и наслаждения  

Это продолжение того же творческого б  

которое не оставляло ученого и художни>  

жении всей деятельности. Об этом убедит  

Л. Пастер: <Быть убежденным, что ты 061  

учный факт, с жаром желать его обнародс  

живать себя днями и неделями, иногда цс  

ми, возражать самому себе, пытаться ои  

 

318  

 

еные опыты и сообщить о сделанном от-  

после того, когда исчерпаны и откинуты  

роположные гипотезы и допущения, - да,  

ое испытание>.  

 

ию как составной элемент творческого про-  

MQ выделить на каком-то его этапе с боль-  

еньшей точностью; в самом же результате  

1," ва трудно и даже невозможно указать кон-  

1 g gg <вклад>. Макс Борн называл общую тео-  

осительности Эйнштейна <наиболее великим  

ецем человеческого мышления в знании при-  

У.дцвительным соединением философской глу-  

физической интуиции и математического мас-  

 

АН  

 

полжая одну из главных линий этой книги - о  

,[entni двух видов творчества на его высших уров-  

_ ы с уверенностью констатируем, что линия  

(дат-ывает и сферу интуиции. На это указал глубо-  

Гзнаток психологии творчества А.Н. Лук. <Можно  

положить, - писал он, - что чем выше творчес-  

1 потенциал ученого, тем ближе его личностные  

ы к личностным особенностям выдающихся ху-  

иков и тем больше сходства имеет его творческая  

ящия с художественной интуицией>.  

iHTepecHbie наблюдения об этом высказал выдаю-  

ся советский писатель Пришвин. Он говорил о  

юсти чувства природы, о праве использовать его  

авных с обыкновенными научными методами ее  

сния. <...Несколько раз в беседе с первоклассны-  

чеными, - писал он, - я высказывал эти свои  

яи, и оказалось, что эти гениальные люди работа-  

овершенно так же, как мы, рядовые следопыты  

т, а когда то же самое я говорил рядовым хоро-  

ученым, то они смотрели на меня свысока и  

ь плохо слушали>. Прав ли Пришвин в том, что  

"во природы лучше развито у гениев и более цени-  

1ми, или нет, но одно несомненно - сегодня это  

необходимо всем, и чем оно сильнее, тем луч-  

"я людей и для природы.  

 

ГОНЧАРЕНКО Н.В. Гений в искусстве  

и науке. - М., 1991, С.242-263.  

 

Чезаре ЛОМБРОЗО  

 

СУМАСШЕДШИЕ АРТИСТЬ  

И ХУДОЖНИКИ  

 

Хотя артистические наклонности вес  

почти всегда проявляются при некото  

умопомешательства, но лишь немногие и  

обратили должное внимание на это o6q(  

Насколько мне известно, о нем писали те  

который признал, что рисунки сумасше  

громадное значение в судебной медицт  

это на деле; затем Симон, который, иссле  

развитии воображения у помешанных, на  

ди, страдающие манией величия (мега  

особенно склонны заниматься рисованц  

ображение усиливается обратно пропо  

здоровому состоянию мозга; и, наконец, j  

жерио, поместивший по этому вопросу  

статью в <Дневнике дома умалишенны>  

1880 года. Кроме того, в том же году я сое  

с Максимом дю-Кан небольшой очерк

сумасшедших>, помещенный в журнале  

хиатрии и судебной медицины>. Нам с  

лось всесторонне исследовать занимавши  

о проявлении артистических наклонною  

шедших при помощи богатого материала,  

в больницах для умалишенных, находящи  

и Павий, а также благодаря недавней фц  

кой выставке вРеджио (выставка нелепы  

ний из области искусства, живописи, cl  

др.) и содействию многих специалистов,.!  

нам не только советами, но и доставление  

ва интересных документов и факсимиле.  

нии собранных таким образом данных мй  

тистические наклонности у 107 помешай  

числе 46 человек занимались живот  

скульптурой, 1 1 - резьбой, 8 - музыкой,  

турой и 27 - поэзией.  

 

320  

 

е- психического расстройства эти больные  

 

ялись так:  

Р""и извращением чувств и манией пресле-  

 

иия.  

"безумием.  

 

_ мегаломанией (мания величия).  

~~ ci-pbiM или перемежающимся помешательст-  

 

1, меланхолией.  

общим параличом.  

нравственным помешательством.  

 

1.-эпилепсией.  

 

I ".i цифр очевидно преобладание неизлечимых  

"дешательства и сопряженных с полной поте-  

удка - мегаломания, паралич и мономания.  

доставляя сведения, так любезно доставленные  

еоллегами из различных мест, с моими собствен-  

1 наблюдениями, я пришел к заключению, что  

инции, где особенно процветают искусства -  

ха, Перуджиа, - дают и наибольшее число поме-  

ных с артистическими наклонностями, тогда как  

юнь мало в Павий, Турине и Реджио.  

1 числа этих 107 человек были: 8 живописцев или  

пторов, 10 столяров, архитекторов и резчиков на  

е, 10 учителей или духовных, 1 телеграфист, 3 сту-  

, 6 моряков, военных или инженеров, откуда яс-  

голишь у немногих появление артистических на-  

<ностей обусловливалось профессией и приобре-  

1ыми до болезни привычками, которые, без сомне-  

> должны были оказывать влияние на творческую  

дельность их во время психического расстройства.  

1к, инженер чертил планы машин и оконные ко-  

и;Двое моряков делали маленькие суда, совершен-  

Р"порЦиональные во всех частях, трактирщик ри-  

яна полу столы, украшенные пирамидами фрук-  

и пр. В Реджио один столяр вырезывал прелест-  

Рменты и арабески; в Генуе капитан-моряк  

" Устраивал изящные лодочки, а потом принял-  

пись, хотя прежде никогда не занимался ею,  

"о рисовал сцены из морской жизни, что, по  

 

321  

 

Чезаре ЛОМБРОЗО  

 

СУМАСШЕДШИЕ АРТИСТЫ  

И ХУДОЖНИКИ  

 

Хотя артистические наклонности весьма  

почти всегда проявляются при некоторых  

умопомешательства, но лишь немногие из псц  

обратили должное внимание на это обстоят.  

Насколько мне известно, о нем писали только  

который признал, что рисунки сумасшедший  

громадное значение в судебной медицине, и1  

это наделе; затем Симон, который, исследуя вд  

развитии воображения у помешанных, нашел,,  

ди, страдающие манией величия (мегаломак  

особенно склонны заниматься рисованием и<  

ображение усиливается обратно пропорцио)  

здоровому состоянию мозга; и, наконец, докто)  

жерио, поместивший по этому вопросу прек  

статью в <Дневнике дома умалишенных в Щ  

1880 года. Кроме того, в том же году я составил-l  

с Максимом дю-Кан небольшой очерк <Искуе)  

сумасшедших>, помещенный в журнале <Архи1  

хиатрии и судебной медицины>. Нам с дю-Ка  

лось всесторонне исследовать занимавший нас1  

о проявлении артистических наклонностей у  

шедших при помощи богатого материала, собр!  

в больницах для умалишенных, находящихся в 1  

и Павий, а также благодаря недавней френиат.  

кой выставке вРеджио (выставка нелепых проиа  

ний из области искусства, живописи, скульпг)  

др.) и содействию многих специалистов, помога  

нам не только советами, но и доставлением мно1  

ва интересных документов и факсимиле. На ое  

нии собранных таким образом данных мы на1Ш  

тистические наклонности у 107 помешанных,  

числе 46 человек занимались живописью,  

скульптурой, 1 1 - резьбой, 8 - музыкой, 5 - арх  

турой и 27 - поэзией.  

 

320  

 

дду психического расстройства эти больные  

 

11е№  

 

Р-Р" страдали извращением чувств и манией пресле-  

дования.  

 

i "-безумием.  

 

i - мегаломанией (мания величия).  

14 - острым или перемежающимся помешательст-  

вом-  

g _- меланхолией.  

 

g - общим, параличом.  

j - нравственным помешательством.  

i - эпилепсией.  

 

Из этих цифр очевидно преобладание неизлечимых  

оом помешательства и сопряженных с полной поте-  

 

рассудка - мегаломания, паралич и мономания.  

 

Сопоставляя сведения, так любезно доставленные  

мне коллегами из различных мест, с моими собствен-  

ными наблюдениями, я пришел к заключению, что  

провинции, где особенно процветают искусства -  

Парма, Перуджиа, - дают и наибольшее число поме-  

шанных с артистическими наклонностями, тогда как  

их очень мало в Павий, Турине и Реджио.  

 

Из числа этих 107 человек были: 8 живописцев или  

скульпторов, 10 столяров, архитекторов и резчиков на  

дереве, 10 учителей или духовных, 1 телеграфист, 3 сту-  

дента, 6 моряков, военных или инженеров, откуда яс-  

но, что лишь у немногих появление артистических на-  

клонностей обусловливалось профессией и приобре-  

тенными до болезни привычками, которые, без сомне-  

ния, должны были оказывать влияние на творческую  

деятельность их во время психического расстройства.  

 

Так, инженер чертил планы машин и оконные ко-  

сяки; двое моряков делали маленькие суда, совершен-  

но пропорциональные во всех частях, трактирщик ри-  

совал на полу столы, украшенные пирамидами фрук-  

тов, и пр. В Реджио один столяр вырезывал прелест-  

ные орнаменты и арабески; в Генуе капитан-моряк  

сначала устраивал изящные лодочки, а потом принял-  

ся за живопись, хотя прежде никогда не занимался ею,  

и постоянно рисовал сцены из морской жизни, что, по  

 

321  

 

мучения. Так, например, когда повар не дал ему  

го-то рагу, он нарисовал его в позе и с лицом1  

Homo (хотя тот был круглолицый толстяк) пер  

лезной решеткой, которая не позволяла ему eocj  

зеваться помещенными за нею лакомыми кушаИ  

 

Некто П. делался страстным рисовальщиков  

наступлении каждого припадка возбуждения, 41  

чалось с ним раз в полгода или в год, - тогда ру  

быстро скользила по стенам, выводя на них изя  

завитки и арабески (Фрижерио). По свидетельст  

риани, один каноник, не имевший прежде ни>  

понятия об архитектуре, сделавшись липемань  

начал устраивать из картона и папье-маше граУ  

ные, удивительно изящные модели храмов, амф  

ров и пр. В Перуджио было двое больных, один  

мавшийся прежде кузнечным ремеслом (алкоп  

другой - скорняжным (мегаломаньяк), котор  

пили из глины головы людей, листья, цветы и к  

то сложные, необыкновенные фигуры. В этихпс  

них только и проявлялась болезненная, безумная  

тазия художников, все же остальное было сдела)  

тистически и в высшей степени оригина  

Рассмотрим теперь более подробно самые рису)  

 

1) Выбор сюжета обусловливается у многих  

тером умственного расстройства: липеманьяк р)  

постоянно человека с черепом в руке; женщина  

давшая мегаломанией, непременно помещала ц  

жение божества на своих вышивках; монома  

большей части пользуются какими-нибудь эмб.л  

для обозначения мучащих их воображаемых бед  

У меня есть пасквиль, составленный одним чи1  

ком из Вогера, воображавшим, что его преследуя  

фект посредством ветров; поэтому он изобра  

рисунке с одной стороны толпу гонящихся за н>  

гов, а с другой - защищающих его судей. Одн  

щина, страдавшая манией преследования и о  

эротическим помешательством, нарисовала обр  

городицы, а в подписи под ним сделала намек,  

- ее собственное изображение.  

 

324  

 

психическое расстройство часто вызывает у  

 

цых необыкновенную оригинальность в изобре-  

. что резко выражается даже в произведениях  

"упомешанных людей. Причина этого ясна: ничем  

одерживаемое воображение их создает такие при-  

пливые образы, от которых отшатнулся бы здоро-  

- у признав их нелогичными, нелепыми. Так, на-  

пимер, в Пезаро была одна дама, придумавшая осо-  

дд способ вышивания или, скорее, выкладывания:  

дна выдергивала нитки из материи и потом наклеива-  

ла их слюной на бумагу.  

 

Другая вышивальщица, страдавшая запоем, так  

живо воспроизводила бабочек, что они казались тре-  

пещущими, и придумала такой способ вышивания бе-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 631
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь