|
Психология художественного творчествасамым возвышает видимую форму до значения СИМЕ ла, выражающего непосредственный опыт жизни.
Тот же самый опыт можно приобрести в процес медитации. Но вместо сотворения формального, об ективно существующего выражения, она оставляв субъективное впечатление, действующее таким ) образом, как агент, формирующий характер помич обогащения и рафинирования сознания медитщ ющего.
Наивысшую или наиболее интенсивную форму> дитации, или совершенного поглощения, не имекн го особого предмета, можно охарактеризовать как, стижение духовного опыта пространства, или <вак
70
а>, в котором могут проявляться универсальные си- лы нашего глубочайшего центра. В этом смысле меди- тацию можно назвать искусством вызывания в себе творческой позиции, состояния интуитивной воспри- имчивости.
С другой стороны, художник, обладающий даром или путем постоянной тренировки достигший способ- ности выражать такой интуитивный опыт, кристалли- зует свое внутреннее видение в видимые, слышимые или осязаемые формы, обращая медитационный про- цесс в процесс материализации. Но это подразумевает, что художник сначала достиг интуитивного состоя- ния. Это может быть обусловлено или внешним сим- волом, или гением художника, или путем духовной тренировки. Часто все эти факторы могут действовать вместе: красота природы или впечатление от челове- ческого лица, или озаряющая мысль могут действо- вать как стимул для пробуждения спящего гения; и в результате сознательной концентрации на этом инту- итивном прозрении опыт принимает определенную форму и в конечном счете материализуется в создание произведения искусства.
Таким образом, творчество искусства не движется исключительно в направлении, противоположном ме- дитации, как могло бы показаться поверхностному наблюдателю, видящему только формальное выраже- ние. Оно равным образом движется в направлении ме- дитации, а именно - в состояние рожденного замыс- ла. Искусство и медитация дополняют, проникают и творят друг друга.
Тема важности искусства и его связи с медитацией еще не исчерпывается аспектом его истоков. Столь же важно и воздействие произведения искусства, опыт, к которому оно приводит зрителя. Сам художник, воз- можно, не заботится о воздействии своего произведе- ния. Для него процесс творчества - единственное, что имеет значение. Однако искусство оказывает перво- "ное влияние на жизнь человечества и в качест- ве составной части человеческой цивилизации спо- о вдохновлять всех, кто открывает себя ему. Вели-
71
кие произведения искусства оказали более длительнс воздействие на человечество, чем могущественные империи и даже древние религии, которые сохранит лись только в виде своих художественных творений Многотысячелетняя древность говорит с нами H3biKON искусства, даже если все другие языки того времена канули в забвение.
Наслаждение искусством - это акт нового творе ния, или скорее творения в противоположном направ лении, к источнику вдохновения. Это акт поглоще ния, в котором мы избавляемся от своего мелкого <я в процессе творческого переживания большего уни версума и взаимосвязанности всей жизни.
<Таким образом, искусство означает постоянно вс зобновляемую концентрическую атаку и прорыв чер< эго к бесконечности, полное исчезновение ограничу ний благодаря беспредельности, т.е. постоянное чер дование выхода во все стороны, наружу и вбираш обратно; оно означает конденсацию вселенной к ф кусу микрокосмоса и установление вновь магическою равновесия между душой и вселенной. Цель искусен ва - конденсация всех непостижимых потоков, сил] воздействий вселенной в плане человеческого пони мания и опыта; это проецирование психических эм<1 ций в бесконечное. Растворение и трансформация <я в целое - в этом случае пустота означает полное oi сутствие сопротивления - представляют собой ра творение одного в других, бесстрастное приятие МИЕ в освобожденную, т.е. безграничную душу>, i
Здесь искусство и религиозная жизнь встречаются сфере сознания, в которой никакого такого разгран чения не существует. Следовательно, всюду, где рел" гия является живой силой, там она находит свое есг ственное выражение в искусстве; фактически она c новится самим искусством, так же, как и искусстве своих наивысших достижениях становится религие Искусство - мера жизненности религии.
Наиболее совершенное сочетание искусства и р лигиозной жизни в прошлом было достигнуто, ког буддийские монахи и мистики материализовали
72
рдения в скульптурах и изображениях, гимнах и ар- нтектуре, философии и поэзии и несли весть новой цивилизации по всей Азии.
Согласно поучениям Будды, созерцание прекрас- ного освобождает нас от всех эгоистических забот; оно однимает нас на план совершенной гармонии и сча- я; оно создает предвкушение конечного избавле- ния и тем самым вдохновляет нас стремиться к Реали- зации. Однако Реализация означает открытие реаль- ности внутри нас самих и, таким образом, реальности нас самих как фокусной точки универсальных сил, ко- торые текут через нас подобно свету солнца через фо- кусирующую линзу. Лучи света не задерживаются в линзе или в фокусе; они не становятся собственное- тью линзы. Линза служит только для их фокусировки, для их воссоединения в похожем на точку изображе- нии солнца и, таким образом, для интеграции их могу- щества, вплоть до белого каления. Аналогично и чело- век-индивидуум служит для фокусирования качества и сил универсума, тюка они не станут сознательными до степени <белого каления>, и тогда осенит вспышка вдохновения или пламя просветления, и человек на- чинает сознавать свою универсальность или, если ска- зать то же самое другими словами, универсум начина- ет сознавать сам себя.
Истинно прекрасное есть в то же самое время ис- тинно осмысленное (значительное, исполненное смысла), поскольку оно приводит человека в интим- ную связь не только с его окружающими и с миром, в котором он живет, но также и с нечто, выходящем за пределы его мимолетного существования как частно- го, или <отдельного>, существа. Именно благодаря этому как созерцающий, так и художник вступают в духовную связь.с холмами и реками, деревьями и ска- лами, людьми и животными, богами и демонами. Пре- красное отнюдь не исключает ужасное, как можно ви- деть из впечатляющих изображений ужасных сил на тибетских танках.
Созерцательные художники Востока <становились ощенными в самих себя или в водопаде, или в
73
ландшафте, человеческом лице в зависимости оттов что они хотели изобразить, пока не отождествляли со своим объектом, и тогда они творили его изнутр не заботясь ни о каких внешних формах. ВнутренН собранность казалась этим художникам более важнв чем внешняя тренировка. И, разумеется, полност) <обращенный внутрь> индивидуум стоит выше ра судка, ибо его законы живут внутри его ума... Р> живописи Дальнего Востока не имеет рациональь происхождения; это внутренний ритм, подобно ри музыки> (Кайзерлинг).
Следовательно, искусство как проявление исти прекрасного, т.е. внутренней истины и чистоты вщ реннего видения, является величайшей творчес> силой. Даже несовершенство этого нашего мира i жет послужить стимулом для творчества, потому <истинную красоту может открыть только тот, ] мысленно дополняет неполное>. Буддисты ценят кусство как медитационную практику, как йогу, по му что динамическая природа их философии дели большее ударение на процессе поиска совершенст чем на самом совершенстве. <Зрелость жизни и иск ства заключается в их способности к росту> (Окак Какудзо, <Книга о чае>).
Так буддийская медитация вдохновила искусе Центральной Азии и Дальнего Востока новыми идЦ ми, как она это сделала раньше в стране своего про1 хождения. Выполнение произведения искус("Й расценивалось само по себе как акт творческой меД тации, и наслаждение искусством, созерцание ху жественных творений стало частью духовной тре ровки, без которой никто не мог претендовать культурность. <Последователи Дзэн стремились к пд мому общению с внутренней природой вещей, р сматривая их внешние аксессуары только как помз к ясному восприятию Истины. Именно благод< этой любви к Абстрактному Дзэн стал предпочит черно-белые наброски сложным цветным карти> классической буддийской школы> (Окакуро Какуд <Книга о чае>).
74
Ценность произведения искусства определяется не J.Q предметом, а скорее вдохновившим его импуль- QM, спонтанностью внутреннего опыта, с которым о было создано и которое оно вызывает и воспроиз- рддит в зрителе. Однако способность откликаться на утренний смысл таких произведений искусства не- дбходимо культивировать точно в такой же мере, как и способность творить их. Как художник должен овла- деть материалом и инструментами, с помощью кото- рых он творит, так же и тот, кто хочет наслаждаться ис- кусством, должен подготовить и настроить инстру- мент духовной восприимчивости, чтобы достичь глу- бокого резонанса, возможного только в том случае, если ум опустошен от всех отвлекающих мыслей и ме- лочных забот. В этом смысле шуньяту можно назвать состоянием совершенного резонанса.
Тибетское религиозное искусство делает еще один шаг дальше. От зрителя ожидается, что он не только воспроизведет опыт видения художника путем погло- щения всех его деталей, но и воссоздаст его (видение) в своем уме и наполнит его жизнью, пока оно не обре- тет самостоятельную реальность и встанет перед его внутренним взором, словно спроецированное в про- странство. Но в отличие от произведения художника, которое стало и остается независимо существующим материальным объектом, отдельным от художника, медитирующий должен вновь поглотить свое видение путем обращения вспять Творческого процесса и инте- грирования его в сущность своего ума. Это освобожда- ет его от привязанности к своим творениям и от иллю- зии отдельной раздельности субъекта и объекта.
Проблема субъекта и объекта
Наши руки могут прикоснуться или схватить толь- ко вещи, находящиеся в непосредственной близости "- Аналогично слова могут охватить или передать только истины очень ограниченной ценности - а "о те, <которые имеют информативный харак- ср, которые могут быть извне добавлены к нашему за-
75
пасу сведений. Но существуют другие истины, вдох новенные по своей природе, которые не могут быт использованы для увеличения багажа .наших приобрв тений. Они подобны не пище, а скорее аппетиту, кот рый можно усилить только путем достижения гарщ нии наших телесных функций>. В связи с этим Таг говорит, что такой истиной является религия, и можем добавить, что искусство в наивысшем смыс представляет собой истину того же рода. <Она yci навливает правильный центр для жизненной деятеле ности, придает ей непреходящее значение; поддери вает истинный стандарт ценности для предметов : шего устремления; вдохновляет в нас дух отречеш являющийся духом человечности. Она не может бь ни отмерена регулярной мерой, ни обеспечена гц средством академической системы образования. Olj должна прийти непосредственно из горячего пламе духовной жизни> (РабиндранатТагор, <Садхана>).
Чтобы поддерживать горение этого пламени, должны сохранять живой дух исследования, т.е. нам 1 следует считать окончательным ни одно решен> представляющееся нашему уму. Нам нужно использ вать мышление, чтобы достичь сознания немыслим! го, сохранять свой ум открытым для все новых и н вых опытов и отдавать себе отчет в загадочности ми и нашего существования. Тогда все станет значится ным, потому что мы на все станем смотреть так, ело но никогда раньше не видели этого, полностью оп кая все прежние умственные ассоциации, которые ] обычно именуем знанием.
Чем дольше мы сможем воздерживаться от виде> вещей привычным образом, тем глубже мы будем w знавать их истинную природу, которая выходит за щ делы понятий и определений. Привычка убивает i туицию, потому что она препятствует живому опь Поэтому мышление, выросши до точки появления: зистенциальных или метафизических проблем, должно становиться парализованными интеллек альными решениями, абстрактными понятиями обобщениями. Оно должно быть трансформирован
76
дмическую умственную позицию, которая иссле- дует- проблемы до самой границы логического мышле- ния и человеческого разума, где слова превращаются в парадоксы и рождается новый язык символов. Те, кто п-ается разрешить эти парадоксы логически или дбяснить символы на интеллектуальном уровне, за- путываются в неразрешимом лабиринте. Ноте, кто от- крываются новому языку знаков и символов и зага- дочных парадоксов, обнаруживают, что даже самая не- значительная вещь может стать откровением и что поистине <внешний мир есть не что иное, как внут- ренний мир в состоянии тайны> (Новалис). Чтобы проникнуть в эту тайну, человек должен отбросить свое эго, потому что только путем такого полного от- каза от всех понятий <я> и <моего> он будет способен преодолеть все свои искусственные ограничения и внутренние помехи.
Чтобы произвести такое состояние ума, буддисты Дальнего Востока изобрели специальные медитаци- онные упражнения, в которых важную роль играет ме- тодическое сосредоточение на так называемых коанах. Коан - это проблема в форме краткого и обычно па- радоксального вопроса или утверждения, на который нельзя ответить или объяснить словесно; он возбужда- ет ум и ставит в тупик интеллект таким образом, что становится очевидной недостаточность методов логи- ческого рассуждения и необходимость поиска другого выхода. Давление возрастает до тех пор, пока в резуль- тате внезапного <взрыва> мыслящий и мысль не сли- ваются во вспышке глубокого инсайта в природу ре- альности, Это называется Сатори.
Чтобы иллюстрировать различие между этим со- стоянием ума и обычным сознанием, один Мастер Дзэн говорит: <Если вы имеете Сатори, вы способны обнаружить великолепный дворец, сделанный из дра- гоценных камней, на одной травинке. Но если вы не иете Сатори, то простая травинка скроет от вас ве- ликолепный дворец>.
В обыденной жизни роль травинки играют наши "Рычные понятия; они скрывают живой мир от на-
77
шего ума. Они однобоки и частичны, хотя могут по> заться истинными обычному интеллекту. Поэт мо дать нам описание события, кажущееся преувеличу ным, и тем не менее он может оказаться ближе к ист не, чем тот, кто точно описывает факты. Почему? Г тому что он не претендует на объективность, а своб< но пользуется совершенно субъективными выражен ями, чтобы честно передать свое переживание этч события. Эта беспристрастная субъективность явл> ся привилегией гения и ребенка. Поэтому мы и roi рим, что устами ребенка глаголет истина. Однако- последующих этапах жизни истина обычно подам ется благодаря рассуждающему, взвешивающему, ак лизирующему, ориентированному на <я> интеллект который делит мирна то, что он считает хорошим н плохим, предпочтительным или нежелательным, оа раясь не предвзятые цели. Беспристрастную и поэ му истинную субъективность можно вновь обреет оценить по достоинству только путем достижения лее высокого уровня сознания, на котором связь м<е ду субъектом и объектом видна более не как ci между двумя отдельными сущностями или взаимс ключающими противоположностями, а сторонг одного и того же процесса сознательного понимани действительности.
. Поэтому Гете имел право заявить: <Высочайц произведения искусства - те, которые обладают щ высшей истиной, но не имеют ни следа реальнос1 Здесь мы имеем идеальный коан в форме кажущег парадоксальным утверждения. Парадокс, состоя том, что истина и реальность противополагаются д другу в противоречие с общим мнением, что истин реальность - синонимы. Это заставляет нас при мать заново и пересмотреть нашу позицию, чтобы нять смысл слов Гете. Очевидно, под <истиной подразумевает нечто большее, чем обычное понята реальности. В данном контексте истина есть то, выражает наивысшую достоверность для человечес го существования; это ценность, которая может 61 Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|