Психология художественного творчества



9 страница


самым возвышает видимую форму до значения СИМЕ  

ла, выражающего непосредственный опыт жизни.  

 

Тот же самый опыт можно приобрести в процес  

медитации. Но вместо сотворения формального, об  

ективно существующего выражения, она оставляв  

субъективное впечатление, действующее таким )  

образом, как агент, формирующий характер помич  

обогащения и рафинирования сознания медитщ  

ющего.  

 

Наивысшую или наиболее интенсивную форму>  

дитации, или совершенного поглощения, не имекн  

го особого предмета, можно охарактеризовать как,  

стижение духовного опыта пространства, или <вак  

 

70  

 

а>, в котором могут проявляться универсальные си-  

лы нашего глубочайшего центра. В этом смысле меди-  

тацию можно назвать искусством вызывания в себе  

творческой позиции, состояния интуитивной воспри-  

имчивости.  

 

С другой стороны, художник, обладающий даром  

или путем постоянной тренировки достигший способ-  

ности выражать такой интуитивный опыт, кристалли-  

зует свое внутреннее видение в видимые, слышимые  

или осязаемые формы, обращая медитационный про-  

цесс в процесс материализации. Но это подразумевает,  

что художник сначала достиг интуитивного состоя-  

ния. Это может быть обусловлено или внешним сим-  

волом, или гением художника, или путем духовной  

тренировки. Часто все эти факторы могут действовать  

вместе: красота природы или впечатление от челове-  

ческого лица, или озаряющая мысль могут действо-  

вать как стимул для пробуждения спящего гения; и в  

результате сознательной концентрации на этом инту-  

итивном прозрении опыт принимает определенную  

форму и в конечном счете материализуется в создание  

произведения искусства.  

 

Таким образом, творчество искусства не движется  

исключительно в направлении, противоположном ме-  

дитации, как могло бы показаться поверхностному  

наблюдателю, видящему только формальное выраже-  

ние. Оно равным образом движется в направлении ме-  

дитации, а именно - в состояние рожденного замыс-  

ла. Искусство и медитация дополняют, проникают и  

творят друг друга.  

 

Тема важности искусства и его связи с медитацией  

еще не исчерпывается аспектом его истоков. Столь же  

важно и воздействие произведения искусства, опыт, к  

которому оно приводит зрителя. Сам художник, воз-  

можно, не заботится о воздействии своего произведе-  

ния. Для него процесс творчества - единственное, что  

имеет значение. Однако искусство оказывает перво-  

"ное влияние на жизнь человечества и в качест-  

ве составной части человеческой цивилизации спо-  

о вдохновлять всех, кто открывает себя ему. Вели-  

 

71  

 

кие произведения искусства оказали более длительнс  

воздействие на человечество, чем могущественные  

империи и даже древние религии, которые сохранит  

лись только в виде своих художественных творений  

Многотысячелетняя древность говорит с нами H3biKON  

искусства, даже если все другие языки того времена  

канули в забвение.  

 

Наслаждение искусством - это акт нового творе  

ния, или скорее творения в противоположном направ  

лении, к источнику вдохновения. Это акт поглоще  

ния, в котором мы избавляемся от своего мелкого <я  

в процессе творческого переживания большего уни  

версума и взаимосвязанности всей жизни.  

 

<Таким образом, искусство означает постоянно вс  

зобновляемую концентрическую атаку и прорыв чер<  

эго к бесконечности, полное исчезновение ограничу  

ний благодаря беспредельности, т.е. постоянное чер  

дование выхода во все стороны, наружу и вбираш  

обратно; оно означает конденсацию вселенной к ф  

кусу микрокосмоса и установление вновь магическою  

равновесия между душой и вселенной. Цель искусен  

ва - конденсация всех непостижимых потоков, сил]  

воздействий вселенной в плане человеческого пони  

мания и опыта; это проецирование психических эм<1  

ций в бесконечное. Растворение и трансформация <я  

в целое - в этом случае пустота означает полное oi  

сутствие сопротивления - представляют собой ра  

творение одного в других, бесстрастное приятие МИЕ  

в освобожденную, т.е. безграничную душу>, i  

 

Здесь искусство и религиозная жизнь встречаются  

сфере сознания, в которой никакого такого разгран  

чения не существует. Следовательно, всюду, где рел"  

гия является живой силой, там она находит свое есг  

ственное выражение в искусстве; фактически она c  

новится самим искусством, так же, как и искусстве  

своих наивысших достижениях становится религие  

Искусство - мера жизненности религии.  

 

Наиболее совершенное сочетание искусства и р  

лигиозной жизни в прошлом было достигнуто, ког  

буддийские монахи и мистики материализовали  

 

72  

 

рдения в скульптурах и изображениях, гимнах и ар-  

нтектуре, философии и поэзии и несли весть новой  

цивилизации по всей Азии.  

 

Согласно поучениям Будды, созерцание прекрас-  

ного освобождает нас от всех эгоистических забот; оно  

однимает нас на план совершенной гармонии и сча-  

я; оно создает предвкушение конечного избавле-  

ния и тем самым вдохновляет нас стремиться к Реали-  

зации. Однако Реализация означает открытие реаль-  

ности внутри нас самих и, таким образом, реальности  

нас самих как фокусной точки универсальных сил, ко-  

торые текут через нас подобно свету солнца через фо-  

кусирующую линзу. Лучи света не задерживаются в  

линзе или в фокусе; они не становятся собственное-  

тью линзы. Линза служит только для их фокусировки,  

для их воссоединения в похожем на точку изображе-  

нии солнца и, таким образом, для интеграции их могу-  

щества, вплоть до белого каления. Аналогично и чело-  

век-индивидуум служит для фокусирования качества  

и сил универсума, тюка они не станут сознательными  

до степени <белого каления>, и тогда осенит вспышка  

вдохновения или пламя просветления, и человек на-  

чинает сознавать свою универсальность или, если ска-  

зать то же самое другими словами, универсум начина-  

ет сознавать сам себя.  

 

Истинно прекрасное есть в то же самое время ис-  

тинно осмысленное (значительное, исполненное  

смысла), поскольку оно приводит человека в интим-  

ную связь не только с его окружающими и с миром, в  

котором он живет, но также и с нечто, выходящем за  

пределы его мимолетного существования как частно-  

го, или <отдельного>, существа. Именно благодаря  

этому как созерцающий, так и художник вступают в  

духовную связь.с холмами и реками, деревьями и ска-  

лами, людьми и животными, богами и демонами. Пре-  

красное отнюдь не исключает ужасное, как можно ви-  

деть из впечатляющих изображений ужасных сил на  

тибетских танках.  

 

Созерцательные художники Востока <становились  

ощенными в самих себя или в водопаде, или в  

 

73  

 

ландшафте, человеческом лице в зависимости оттов  

что они хотели изобразить, пока не отождествляли  

со своим объектом, и тогда они творили его изнутр  

не заботясь ни о каких внешних формах. ВнутренН  

собранность казалась этим художникам более важнв  

чем внешняя тренировка. И, разумеется, полност)  

<обращенный внутрь> индивидуум стоит выше ра  

судка, ибо его законы живут внутри его ума... Р>  

живописи Дальнего Востока не имеет рациональь  

происхождения; это внутренний ритм, подобно ри  

музыки> (Кайзерлинг).  

 

Следовательно, искусство как проявление исти  

прекрасного, т.е. внутренней истины и чистоты вщ  

реннего видения, является величайшей творчес>  

силой. Даже несовершенство этого нашего мира i  

жет послужить стимулом для творчества, потому  

<истинную красоту может открыть только тот, ]  

мысленно дополняет неполное>. Буддисты ценят  

кусство как медитационную практику, как йогу, по  

му что динамическая природа их философии дели  

большее ударение на процессе поиска совершенст  

чем на самом совершенстве. <Зрелость жизни и иск  

ства заключается в их способности к росту> (Окак  

Какудзо, <Книга о чае>).  

 

Так буддийская медитация вдохновила искусе  

Центральной Азии и Дальнего Востока новыми идЦ  

ми, как она это сделала раньше в стране своего про1  

хождения. Выполнение произведения искус("Й  

расценивалось само по себе как акт творческой меД  

тации, и наслаждение искусством, созерцание ху  

жественных творений стало частью духовной тре  

ровки, без которой никто не мог претендовать  

культурность. <Последователи Дзэн стремились к пд  

мому общению с внутренней природой вещей, р  

сматривая их внешние аксессуары только как помз  

к ясному восприятию Истины. Именно благод<  

этой любви к Абстрактному Дзэн стал предпочит  

черно-белые наброски сложным цветным карти>  

классической буддийской школы> (Окакуро Какуд  

<Книга о чае>).  

 

74  

 

Ценность произведения искусства определяется не  

J.Q предметом, а скорее вдохновившим его импуль-  

QM, спонтанностью внутреннего опыта, с которым  

о было создано и которое оно вызывает и воспроиз-  

рддит в зрителе. Однако способность откликаться на  

утренний смысл таких произведений искусства не-  

дбходимо культивировать точно в такой же мере, как и  

способность творить их. Как художник должен овла-  

деть материалом и инструментами, с помощью кото-  

рых он творит, так же и тот, кто хочет наслаждаться ис-  

кусством, должен подготовить и настроить инстру-  

мент духовной восприимчивости, чтобы достичь глу-  

бокого резонанса, возможного только в том случае,  

если ум опустошен от всех отвлекающих мыслей и ме-  

лочных забот. В этом смысле шуньяту можно назвать  

состоянием совершенного резонанса.  

 

Тибетское религиозное искусство делает еще один  

шаг дальше. От зрителя ожидается, что он не только  

воспроизведет опыт видения художника путем погло-  

щения всех его деталей, но и воссоздаст его (видение)  

в своем уме и наполнит его жизнью, пока оно не обре-  

тет самостоятельную реальность и встанет перед его  

внутренним взором, словно спроецированное в про-  

странство. Но в отличие от произведения художника,  

которое стало и остается независимо существующим  

материальным объектом, отдельным от художника,  

медитирующий должен вновь поглотить свое видение  

путем обращения вспять Творческого процесса и инте-  

грирования его в сущность своего ума. Это освобожда-  

ет его от привязанности к своим творениям и от иллю-  

зии отдельной раздельности субъекта и объекта.  

 

Проблема субъекта и объекта  

 

Наши руки могут прикоснуться или схватить толь-  

ко вещи, находящиеся в непосредственной близости  

"- Аналогично слова могут охватить или передать  

только истины очень ограниченной ценности - а  

"о те, <которые имеют информативный харак-  

ср, которые могут быть извне добавлены к нашему за-  

 

75  

 

пасу сведений. Но существуют другие истины, вдох  

новенные по своей природе, которые не могут быт  

использованы для увеличения багажа .наших приобрв  

тений. Они подобны не пище, а скорее аппетиту, кот  

рый можно усилить только путем достижения гарщ  

нии наших телесных функций>. В связи с этим Таг  

говорит, что такой истиной является религия, и  

можем добавить, что искусство в наивысшем смыс  

представляет собой истину того же рода. <Она yci  

навливает правильный центр для жизненной деятеле  

ности, придает ей непреходящее значение; поддери  

вает истинный стандарт ценности для предметов :  

шего устремления; вдохновляет в нас дух отречеш  

являющийся духом человечности. Она не может бь  

ни отмерена регулярной мерой, ни обеспечена гц  

средством академической системы образования. Olj  

должна прийти непосредственно из горячего пламе  

духовной жизни> (РабиндранатТагор, <Садхана>).  

 

Чтобы поддерживать горение этого пламени,  

должны сохранять живой дух исследования, т.е. нам 1  

следует считать окончательным ни одно решен>  

представляющееся нашему уму. Нам нужно использ  

вать мышление, чтобы достичь сознания немыслим!  

го, сохранять свой ум открытым для все новых и н  

вых опытов и отдавать себе отчет в загадочности ми  

и нашего существования. Тогда все станет значится  

ным, потому что мы на все станем смотреть так, ело  

но никогда раньше не видели этого, полностью оп  

кая все прежние умственные ассоциации, которые ]  

обычно именуем знанием.  

 

Чем дольше мы сможем воздерживаться от виде>  

вещей привычным образом, тем глубже мы будем w  

знавать их истинную природу, которая выходит за щ  

делы понятий и определений. Привычка убивает i  

туицию, потому что она препятствует живому опь  

Поэтому мышление, выросши до точки появления:  

зистенциальных или метафизических проблем,  

должно становиться парализованными интеллек  

альными решениями, абстрактными понятиями  

обобщениями. Оно должно быть трансформирован  

 

76  

 

дмическую умственную позицию, которая иссле-  

дует- проблемы до самой границы логического мышле-  

ния и человеческого разума, где слова превращаются в  

парадоксы и рождается новый язык символов. Те, кто  

п-ается разрешить эти парадоксы логически или  

дбяснить символы на интеллектуальном уровне, за-  

путываются в неразрешимом лабиринте. Ноте, кто от-  

крываются новому языку знаков и символов и зага-  

дочных парадоксов, обнаруживают, что даже самая не-  

значительная вещь может стать откровением и что  

поистине <внешний мир есть не что иное, как внут-  

ренний мир в состоянии тайны> (Новалис). Чтобы  

проникнуть в эту тайну, человек должен отбросить  

свое эго, потому что только путем такого полного от-  

каза от всех понятий <я> и <моего> он будет способен  

преодолеть все свои искусственные ограничения и  

внутренние помехи.  

 

Чтобы произвести такое состояние ума, буддисты  

Дальнего Востока изобрели специальные медитаци-  

онные упражнения, в которых важную роль играет ме-  

тодическое сосредоточение на так называемых коанах.  

Коан - это проблема в форме краткого и обычно па-  

радоксального вопроса или утверждения, на который  

нельзя ответить или объяснить словесно; он возбужда-  

ет ум и ставит в тупик интеллект таким образом, что  

становится очевидной недостаточность методов логи-  

ческого рассуждения и необходимость поиска другого  

выхода. Давление возрастает до тех пор, пока в резуль-  

тате внезапного <взрыва> мыслящий и мысль не сли-  

ваются во вспышке глубокого инсайта в природу ре-  

альности, Это называется Сатори.  

 

Чтобы иллюстрировать различие между этим со-  

стоянием ума и обычным сознанием, один Мастер  

Дзэн говорит: <Если вы имеете Сатори, вы способны  

обнаружить великолепный дворец, сделанный из дра-  

гоценных камней, на одной травинке. Но если вы не  

иете Сатори, то простая травинка скроет от вас ве-  

ликолепный дворец>.  

 

В обыденной жизни роль травинки играют наши  

"Рычные понятия; они скрывают живой мир от на-  

 

77  

 

шего ума. Они однобоки и частичны, хотя могут по>  

заться истинными обычному интеллекту. Поэт мо  

дать нам описание события, кажущееся преувеличу  

ным, и тем не менее он может оказаться ближе к ист  

не, чем тот, кто точно описывает факты. Почему? Г  

тому что он не претендует на объективность, а своб<  

но пользуется совершенно субъективными выражен  

ями, чтобы честно передать свое переживание этч  

события. Эта беспристрастная субъективность явл>  

ся привилегией гения и ребенка. Поэтому мы и roi  

рим, что устами ребенка глаголет истина. Однако-  

последующих этапах жизни истина обычно подам  

ется благодаря рассуждающему, взвешивающему, ак  

лизирующему, ориентированному на <я> интеллект  

который делит мирна то, что он считает хорошим н  

плохим, предпочтительным или нежелательным, оа  

раясь не предвзятые цели. Беспристрастную и поэ  

му истинную субъективность можно вновь обреет  

оценить по достоинству только путем достижения  

лее высокого уровня сознания, на котором связь м<е  

ду субъектом и объектом видна более не как ci  

между двумя отдельными сущностями или взаимс  

ключающими противоположностями, а сторонг  

одного и того же процесса сознательного понимани  

действительности.  

 

. Поэтому Гете имел право заявить: <Высочайц  

произведения искусства - те, которые обладают щ  

высшей истиной, но не имеют ни следа реальнос1  

Здесь мы имеем идеальный коан в форме кажущег  

парадоксальным утверждения. Парадокс, состоя  

том, что истина и реальность противополагаются д  

другу в противоречие с общим мнением, что истин  

реальность - синонимы. Это заставляет нас при  

мать заново и пересмотреть нашу позицию, чтобы  

нять смысл слов Гете. Очевидно, под <истиной  

подразумевает нечто большее, чем обычное понята  

реальности. В данном контексте истина есть то,  

выражает наивысшую достоверность для человечес  

го существования; это ценность, которая может 61




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 668
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 10 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 1 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 2 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 3 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 4 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 5 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 6 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 7 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 8 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 9 страница
  • Берн Эрик » Процесс общения » 1 страница
  • Психология художественного творчества » 2 страница
  • Психология художественного творчества » 20 страница
  • Психология художественного творчества » 3 страница
  • Психология художественного творчества » 4 страница
  • Психология художественного творчества » 5 страница
  • Психология художественного творчества » 6 страница
  • Психология художественного творчества » 7 страница
  • Психология художественного творчества » 8 страница
  • Психология художественного творчества » 10 страница
  • Психология художественного творчества » 11 страница
  • Психология художественного творчества » 12 страница
  • Психология художественного творчества » 13 страница
  • Психология художественного творчества » 14 страница
  • Психология художественного творчества » 15 страница
  • Психология художественного творчества » 16 страница
  • Психология художественного творчества » 17 страница
  • Психология художественного творчества » 18 страница
  • Психология художественного творчества » 19 страница
  • Психология художественного творчества » 76 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь