|
Психология художественного творчествамифотворческий процесс, участвуют в создании ново го, но не научного, а мифического <образа мира>. { этом процессе наука и искусство участвуют на равны правах, и в этом смысле осуществляется действитель но некий синтез этих двух начал. Самый же процес мифотворчества направляется настолько мощной об щественной потребностью, что для создания мифа ход идет все: и скоропалительное предположение, даже прямая ошибка.
Показательна в этом плане история со знамениты ми марсианскими каналами.
Скиапарелли, в 1877 г. открывший <каналы>, име в виду ные ученым на поверхности планеты, об искусствен ном их происхождении речи не было. На английский язык это слово перевели как ко сама по себе эта ошибка переводчика вряд ли име ла бы столь значительные последствия, а <впадиныж на теле далекой планеты наверняка не заинтересовал бы писателей. Но эта ошибка легла на свежее впечат-j ление от вышедшей в 1874 г. работы Джона Фиск <Космическая философия>, в которой он развива. мысль о том, что вся вселенная управляется едины; законом <параллельной эволюции>, и потому Map как старший брат Земли должен быть колыбелью бо лее старой цивилизации. Наблюдения В. Пикеринга i Д. Фодда во время марсианского противостояния 1892 и 1907 гг. подтвердили возможность жизни Щ Марсе. Ученые говорили только о возможности. Рож дающийся миф быстро превратил эту возможность 1 действительность. Дело завершил Персиваль Лоуэлй который в 1895 г. начал печатать статьи в популярно прессе, а затем издал книги <Марс> (1895) и <Марс i его каналы> (1907), где отстаивал мысль, что марсиан ские <каналы> - ирригационная система, с помощы которой неизвестная разумная раса пытается задер жать агонию умирающего мира. Если прибавить к это1 му многочисленные фантастические произведено вроде романов R Берроуза и других менее известны
104
дрт-оров, то становится ясно, каким путем в сознании широкой публики закреплялось представление о мар- сианской цивилизации - в создании мифа участвова- ли и ученые, и популяризаторы науки, и писатели.
Не менее показательна и судьба <ретроспективно- го> мифа о возможном посещении Земли в далеком прошлом космическими путешественниками. Этот миф тоже создается совместными усилиями ученых, популяризаторов науки и писателей-фантастов.
Впервые мысль о том, что в старых мифах могли со- храниться воспоминания о некогда случившихся кон- тактах с внеземной цивилизацией, была высказана не фантастом, а ученым в 1959 г. Мы имеем в виду изве- стное интервью М.М. Агреста. И.С. Шкловский пи- сал, что именно тогда проблема посещения Земли представителями инопланетного разума впервые была поставлена <на научную основу>, мысль же М.М. Аг- реста о том, что материальные следы такого посеще- ния, возможно, оставлены гостями из космоса на об- ратной стороне Луны, И.С. Шкловский называет <очень изящной>. Позднее эту идею поддержал К. Са- ган, присоединивший к Луне как возможному храни- телю такой информации еще и земные пещеры. Что касается писателей-фантастов, то в их романах изоб- ражение разного рода посещений - и дружественных, и агрессивно-захватнических - встречается на каж- дом шагу. И как бы ни относиться к этой идее, она сейчас стала чем-то привычным. Гипотеза же М. Агре- ста породила еще Целый поток статей в популярных журналах.
Идея посещения Земли инопланетянами получила такую популярность потому, что она каким-то обра- зом соответствовала интуитивной потребности со- здать <образ мира>, включающий космос и внеземные цивилизации в нашу земную историю. О популярнос- ти идеи говорят хотя бы многочисленные письма чи- тателей, предлагавших свои варианты прочтения Древних сказок и преданий под этим углом зрения. Об этих письмах сообщал, например, журнал <Смена> по- сле опубликования статьи А. Казанцева <Пришельцы
105
из космоса?> (1961 г.. No 8,9, 10). Да и позднее эта.1 идея не умерла. При журнале <Знание-сила> была op-i ганизована неофициальная Комиссия по контактам.? Комиссия выдвинула принцип <космического кенгу--! ру> для поисков следов возможного посещения на Земле, в том числе в мировом фольклоре. С разъясне-f нием этого принципа Р. Подольный выступал на пред- ставительной научной конференции в Бюракане 83 1971 г. 1
В 70-е же гг. появились статьи китаеведа И. Лисеви- ча, в которых он анализирует некоторые из китайских мифов исходя из гипотезы возможного отражения в1 них давнего посещения Земли разумной космической расой. Статьи рассчитаны не на массового читателя, одна из них опубликована в специальном журнале.
Правда, подавляющее большинство ученых-исто- риков остаются противниками идеи подобного посе- щения и всякого рода <следы>, оставленные При- шельцами на Земле, вроде таинственных рисунков или циклопических сооружений древности онмЇ, склонны объяснять <изнутри>, как результат деятель-? ности земных цивилизаций в далеком прошлом. Но1 как бы то ни было, этот миф пока жив и науке все еще; приходится им заниматься, доказывая его правиль-< ность или опровергая его. А создавался он, повторяем, совместными усилиями ученых, популяризаторов на-.1 уки и писателей-фантастов. На него работали и пред-1 положение об искусственном происхождении спугни--1 ков Марса, высказанное И.С. Шкловским, и гипотеза 1 М.М. Агреста, и многочисленные романы о <вторже- ниях>, .и шум вокруг <тунгусского дива>, г
В паши дни в распоряжении как науки, так и фан-.1 тастики накопилась масса предположений, догадок, гипотез и попросту фантазий о наших возможных бра-.1 тьях по разуму. А мифы о будущем самого человека, естественно примыкающие к мифам о космических цивилизациях, <обживают> и идею академика Вернад-j ского об автотрофности человека, и мысль о создании <водного> человека Ж. Кусто и пр.
106
Каждое из подобных предположений, высказанных ученым или писателем, еще не является мифом. Это твоего рода заготовка к мифу. Миф возникает как не- кая совокупность таких предположений, как усред- ненное целое.
Все сказанное выше позволяет подвести некоторые итоги о механизме мифообразования.
Итак, современный миф рождается не просто при содействии, а в недрах науки и искусства. Однако едва ли правильно было бы на этом основании называть ученых и писателей мифотворцами.
Как бы ни была смела, неожиданна и <безумна> идея, предложенная ученым или писателем, никто из них специально не создает миф; один выдвигает гипо- тезу, другой - пишет фантастический рассказ или ро- ман. Но если это конструктивная идея и если она как- то вписывается в общую картину мира, составляющую современный миф, делает эту картину более полной и универсальной, то она так или иначе закрепится в обиходном сознании. Закрепление же осуществляется через повторение и варьирование идеи, в том числе и в <массовой> фантастике. Поэтому, кстати, у писате- лей-фантастов и исследователей создается противоре- чивое впечатление: одни связывают с мифом только лучшие образцы научной фантастики (Бен Бова), дру- гие оставляют мифотворчество на долю как раз <мас- совой>, вторичной фантастики (Ю. Кагарлицкий).
На самом же деле мифотворческий процесс осуще- ствляется на всех этих уровнях - научное гппотсзиро- вание, лучшие произведения научной фантастики, выдвигающие новые конструктивные идеи, и <массо- вая>, вторичная фантастическая литература. При этом происходит некое <распределение обязанностей>. На первом уровне появляется импульс, идея, подчас безо- бразная (вроде мысли о возможности жизни на иной основе, чем на Земле), на втором - осуществляется ее образная конкретизация, которая сама по себе конст- руктивна (<Солярис С. Лема как воплощение мысли об иных формах разума); порой оба эти момента с са- мого начала выступают в единстве в беллетризованной
107
гипотезе. И, наконец, на третьем уровне - в <массо-1 вой> фантастике - происходит закрепление этой1 идеи, <обживание> ее, она становится привычной обиходному сознанию. Каждое из этих звеньев совер-j шенно необходимо для создания мифа. Получается, что современный миф в отличие от древнего вторичен :j по отношению к науке и искусству. Но при этом он 06-1 ладает относительной самостоятельностью и вступает в сложные взаимодействия и с наукой, и с искусством ибо, даже возникая на базе научного гипотезирова-1 ния, он начинает жить по своим законам. И наука на-1 чинает бороться с мифом, j
Вообще наука по отношению к современному мифуй выполняет двойную роль: с одной стороны, она помо-й гает его рождению, участвует в его создании, с дру-1 гой - сразу же, не успел миф по-настоящему родить-, ся, начинает работу по его разрушению. У <марсиан-" ских каналов> было немало противников среди уче-i ных-современников Скиапарелли и Лоуэла, а к1 проблеме внеземных цивилизаций подавляющее большинство современных астрономов и физиков от-i носится с нескрываемой иронией. Предисловия к"- фантастическим романам, которые зачастую пишут; ученые и в которых они дают оценку степени научно-1 сти фантазии писателя, - тоже порождение такой по-? правки мифа со стороны науки. Мы уже не говорим о работах ученых, разоблачающих мифы о посещении Земли, об искусственном происхождении самого че-1 ловека и пр. 1
Искусство тоже не только помогает рождению ми-Д фов нашего времени, но и получает из мифов огром-1 ный запас образов, ибо те образные модели действи-1 тельности, которые рождаются в мифах, используют-1 ся затем в искусстве, начинают жить в нем в иноМ качестве, уже не в виде непосредственно информаци-1 онных структур, они дают основу для условных, ино~1 сказательных построений, переплетаясь при этом с-1 прежней традицией сказочной, средневековой, ро-1 мантической фантастики. Миф, как всегда, дарит ис- кусству <арсенал> образных средств.
108
Однако отношения между наукой, искусством и оцым мифом в тех областях, где этот миф формиру-
этим не ограничиваются, и общая картина ока- зывается довольно сложной. Ведь рождаясь в недрах искусства и науки, формирующийся миф практически от них не отделим. Мы это видели уже на примере проблемы внеземных цивилизаций и дискуссий во- круг нее.
У искусства, в том числе и у фантастики, связь с обиходным мышлением, с массовым сознанием тес- нее и непосредственнее, нежели у науки. И научная фантастика оказалась тем механизмом, при помощи которого смутные догадки, непроверенные модели, <безумные>, смелые предположения, которых всегда немало возникает в научной среде, поступали в более широкий оборот, делались достоянием не только спе- циалистов, а выносились до всякой эксперименталь- ной проверки в массовое сознание. В это русло, а не в науку устремилась и творческая мысль ученых, размы- шлявших на темы, считавшиеся в науке <несерьезны- ми>. Такой приоритет научной фантастики признают и сами ученые. Так, проф. С.А. Каплан пишет, что <подобные вопросы (поиски сигналов внеземных ци- вилизаций - Т.Ч.) сначала поднимались в научно- фантастической литературе>.
То же наблюдаем мы и относительно мифа о посе- щении Земли пришельцами из космоса в прошлые ве- ка. Как отмечает И.С. Шкловский, ко времени вы- ступления М.М. Агреста со своей гипотезой (1959 г.) такое посещение успело стать уже классическим сю- жетом в научной фантастике.
Опередила научная фантастика не только совре- менную экзосоциологию, но и прогностику опять-та- ки не столько в смысле действительной ценности до- бытых ею знаний и четко разработанных теорий и концепций, а в смысле удовлетворения потребностей развития обиходного сознания.
Своеобразный приоритет фантастики в деле соци- ального и научно-технического прогнозирования, как и в случае с внеземными цивилизациями, признают
109
сами ученые. Так, Г.М. Хованов, отмечая, что <в на- шей цивилизации снова формируются и начинают иг- рать важную функциональную роль подсистемы, спе< циализирующиеся на прогнозе будущего>, пишет да- лее, что <до сих пор наиболее яркими примерами со" ставления <долгосрочных прогнозов> дальнейшего развития человеческой цивилизации были научно фантастические и социально-фантастические произч ведения>. И современная прогностика ищет свои пу- ти, постоянно оглядываясь на уже имеющийся опыт анализируя созданные в фантастической и утопичес- кой литературе модели и методы прогнозирующего моделирования. ;
Однако нужно оговориться, что такой приоритет фантастики - явление во многом мнимое, кажущее ся. В свое время И.А. Ефремов упорно возражал про- тив представления о фантастике как о <преднауке>, открывающей науке новые пути. Ученые обращаются к фантастике, когда их воображение тревожит яркая идея, а <доказательных рассуждений>, ее подтвержда- ющих, не существует. Бывает, что позднее появляются и доказательства, и даже инженерные расчеты, и тогда кажется, что фантастика дала ученым <задание>, кото- рое они послушно выполняют. Однако аплодируй фантастике, как правило, не выясняют предыстории! идей, высказанных в научно-фантастических произ-1 ведениях, путь их в фантастику, а не только дальней.-> шие их странствования после обнародования в науч ной фантастике. А это было бы весьма интересно. Так1 идея разумного плазменного облака, воплощенная е романе Ф. Хойла <Черное облако>, принадлежала во- все не автору романа, а его коллеге, имеющему к фан- тастике весьма отдаленное отношение. Профессор Голд сам <признавался> в авторстве этой идеи на сове-1 щании в Бюракане. Скорее всего большинство новыЯ конструктивных идей научной фантастики имеет по добное же происхождение. J
Размышляя над путями дальнейшей биологической эволюции человека, И. В. Муравьев и B.C. Бойко пщ шут: <В области отыскания новых возможностей щ
110
образования мира и человека несправедливо жало- цапся на отсутствие теорий и гипотез, непосредствен- но питающих сейчас фантастику>.
И Л.Е. Этинген считает, что фантасты <подхватыва- ют> <не обретшие еще твердой экспериментальной почвы и витающие в воздухе научные идеи>.
Одним словом, вопрос о приоритете в тех областях человеческой деятельности, которые связаны с фор- мированием современных мифов, необычайно сло- жен и запутан.
Выше мы говорили о необходимости при изучении мифов нашего времени не отбрасывать ни одного предположения или догадки, от кого бы они ни исхо- дили - от ученого или от художника. Все это так. Но дело в том, что миф и здесь сохраняет свою безымян- ность. Специальными изысканиями почти всегда, ко- нечно, можно <докопаться> до того, кто же первый сказал <а>. Но в массовое сознание мифологические модели поступают все же безымянными или из вторых и третьих рук. И прав был С. Лем, когда, сетуя на <одо- машнивание> космоса, на то, что вселенная в научной фантастике все дальше уходит от <вселенной ученых>, признавал, что в такой <деформации> повинны все и никто в отдельности. Эта <деформация> - дело рук мифа, который, как всегда, мерит вселенную челове- ком, пытается сделать ее понятней и уютней для уров- ня современного массового сознания. А в трудностях распознавания первого толчка, <авторства> раскрыва- ется как раз та загадка, которая волновала Шеллин- га - целое поколение (и даже не одно!) работает над созданием нового мифа, как если бы это была единая творческая индивидуальность.
Современный миф, сохраняя немало общего с др.евней мифологией (общей является задача создания модели мира и одновременно <модели поведения>, по выражению А. Гулыги), вместе с тем значительно от него отличается. Он не только не поглощает науку и искусство, как это было в древнем мифе, но весьма ог- раничивает сферу своей деятельности. Ему, безуслов- но, нет места там, где господствуют <доказательные
рассуждения>, он вынужден поселиться в области по лузнания, в области веры и сомнения. А это приводт к тому, что современный миф приобретает новое свой- ство - он становится вероятностным.
На первый взгляд, это кажется странным - ведь 81 Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|