Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчества
У актера с данным моментом связан собственно процесс (<вхождения> в образ как в некую новую за- мкнутую систему Я-концепции. Он проходит также коррекцию Я-концепции, - своего рода (<тест> на совместимость. Чем большее количество составляю- щих Я-концепции персонажа идентифицируется с со- ставляющими Я-концепции актера, тем вероятнее по- строение им образа на (<материале> собственной лич-
720
яости и тиражирование себя в сценической жизни. ?Дктер интересен, когда для структурирования психи- 1ки персонажа он культивирует в качестве доминанты 1образа одну из малозначительных составляющих сво- ?ей Я-концепции. Парадокс профессии актера в том, что он подвергает ломке свою психическую природу, чтобы изломанного социумом зрителя привести в гар- моническое состояние.
Я-концепция определяет интерпретацию опыта у зрителя в виде установки на положительного героя - сценический персонаж, вызывающий симпатию, у ак- тера - в виде контроля над (<джинном из бутылки>, то есть над возможными отрицательными проявлениями в собственной психике Я-концепции созданного им же образа. Я-концепция также предстает совокупнос- тью ожиданий - представлений индивида о том, что должно произойти. Это связано с моментом психоло- 1гической реабилитации личности. Зритель испытыва- ют неосознанную потребность скорректировать Я- 1 концепцию относительно Я-концепции персонажа по принципу (<почему я такой как все> и (<почему я не такой как все> и удовлетворяет ее на следующих уров- 1нях: (<хуже> - разочарование и попытка подняться до "уровня Я-концепции персонажа; (<лучше> - удовле- творение собой> самодостаточность,; чувство преиму- "щества; (<так же> - узнавание себя в персонаже, при- знание тождественности Я-концепции. 1 Ожидания актера и соответствующее им поведение определяются его представлениями о себе как о само- уверенном, незакомплексованном и профессиональ- но состоятельном человеке либо исполненном проти- воположных качеств и характеристик.
На мой взгляд, в контексте науки о театре главная мысль каждой психологической теории, питающей глобальную теорию Я-концепции, диктует соответст- вующее ей направление исследования системы (<ак- тер-зритель>. Согласно теории Джемса наша само- оценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, - такова точка отсчета в оценках нами собственных успехов и
24 Зак. 2027
721
неудач. По мнению Кули и Мида в основе самооценки лежит способность (<принимать роль другого>, пред- ставлять, как тебя воспринимает партнер по общению и соответственно интерпретировать ситуацию, конст- руировать собственные действия. Немаловажно поло- жение теории Эриксона, гласящее, что субъективное чувство непрерывной самотождественности заряжает человека психической энергией, поэтому для зрителя так важно узнавание своей Я-концепции в положи- тельном, импонирующем ему персонаже. Непосредст- венно на проблему коррекции психики посредством искусства театра транспонируется положение теории Роджерса, гласящее, что индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий, что и является задачей психотерапии. Театральный спектакль побуждает к действию этот механизм психологической защиты, выступая как подлипая реальность, уникально воспринимаемая ин- дивидом.
Прочную опору могла бы обрести будущая наука о театре как области применения практической психо- логии, обратившись к фундаментальным исследова- ниям А. Налчаджяна, посвященным психической адаптации личности. Ученый рассматривает Я-кон- цепцию как высший уровень организации психики; он выделяет (<горизонтальную> структуру психичес- кой деятельности, организующую восприятие про- блемной ситуации, внутрипсихическую деятельность и совокупность двигательных актов. На театре это в целом обеспечивает процесс работы актера над созда- нием образа. Процесс избавления зрителя отдистрес- са также проходит на уровне (горизонтальной> струк- туры и выражается в следующем: осознание нерешен- ной проблемы обусловливает дистресс, поиск реше- ния и ожидание (<подсказки> в виде тождественной ситуации в спектакле является ни чем иным как рабо- той механизмов психологической защиты в виде скрытого поведения и действия, а переход к открыто- му поведению и действию - вздохам, мимике, возгла-
722
сам, аплодисментам, слезам, смеху - свидетельствует о фазе эустресса.
Общение и со-творчество партнеров в системе 1 (<актер-зритель> происходит одновременно на четы- 1 рех уровнях (<вертикальной> структуры психики, - 1 бессознательном, подсознательном, уровне сознания (осознания отношений Я - Не-я)и уровне самосо- знания (Я-концепции). Рассмотрение этих процессов возможно лишь с помощью механизмов интроспек- ции - самонаблюдения и описания, при том, что про- цессы в (<горизонтальной> структуре частично прояв- 1 лены и могут быть наблюдаемы и фиксируемы. 1 Нет личности, в большей или меньшей степени не 1 фрустрированной социумом. Фрустрация - один из 1 видов психологического дистресса. В творчестве она 1 проявляется в вечном недовольстве собой, достигну- 1тым результатом и действует как стимул поиска новых 1 целей и решений профессиональных задач. Развивая 1 теорию фрустрации, А. Налчаджян определяет ряд ме- цжанизмов психологической защиты, обнаруживающих 1себя в творчестве индивида. Собственно сценические переживания актера-образа представляют собой спо- 1006 изживания стрессогенной ситуации, заданной 1 драматургией произведения, - (<производство смыс- 1рй>, как Называют некоторые современные психологи 1?переживание - процесс преодоления критических си- гтуаций, работу по восстановлению утраченного ду- " шевного равновесия.
Все известные механизмы психологической защи- ?ты действенны на театре для системы (<актер-зри- 1тель>. Агрессия протекает замаскированно по принци- 1 пу замещения: нахождение (<козла отпущения>, на- 1правяение агрессии на собственную личность, в виде 1 (<свободно витающего> гнева, идентификации с аг- рессором и фантазирования. Рационализация подразу- мевает самообман, необходимый для защиты своей Я- , концепции и срабатывает положительно при переме- не цели. При вытеснении неприемлемые для Я-кон- цепции личности Я-образы исключаются из сферы внимания и сознания. Проекцией именуется приписы-
723
вание собственных неприемлемых мыслей, чувств и установок другим - персонажу, образу; буквально это означает (<выбрасывание вперед>, ей близка по смыс- лу идентификация - мысленное отождествление соб- ственной личности с другой - персонажем, образом. В ряду механизмов стоит и фантазия. Яркость образов фантазии обратно пропорциональна яркости осозна- ния ситуации; происходит (<расщепление> сознания, развивается способность исполнения различных со- циальных ролей. В основе сублимации лежит любое, не только либидо 3. Фрейда, влечение или потребность, удовлетворение которого задержано или блокировано; оно существует в двух видах: не меняющей объект вле- чения и находящей новый объект при более высоких мотивах. Основной движущей силой всякого творче- ства выступает воображение; как механизм психологи- ческой защиты оно несет символическое, (<вообража- емое> удовлетворение блокированных желаний, при- чем в качестве цели выступает образ. Если (<новый> опыт неприемлем для личности, срабатывает меха- низм искажения: образ (<подгоняется> в соответствии с мерками Я-концепции. При абсолютной неприем- лемости зрителем посторонней Я-концепции (трак- товки образа), наступает отрицание, - зритель полно- стью (<закрывается> для восприятия. Возврат в детст- во, обретение веры и наивности, - эти желаемые проявления в индивиде на театре, - связаны с меха- низмом регрессии - ухода от реальности к той стадии развития личности, в которой достигался успех и ис- пытывались удовольствия. В творчестве за счет снятия социальных и возрастных барьеров достигаются ори- гинальные и порой удивительные результаты. Психо- анализ дает определение катарсиса как механизма раз- рядки, (<отреагирования> аффекта, ранее вытеснен- ного в подсознание, в результате внутреннего психо- анализа, в равной мере свойственного зрителю и актеру. Мне представляется, что катарсис в области психоанализа - механизм узнавания, или, точнее, опознавания Я-образа - одного из многих перифе- рийных составляющих Я-концепции. своего рода ког-
724
1нитивная (<эврика> в процессе творческого самопо- тижения. Следует упомянуть замещение - механизм, лагодаря которому (<неудобные> для сознания Я-об- разы замещаются приемлемыми; так же сдерживаются [ блокируются подсознанием и волей индивида - по- 1ВЛЯЮТСЯ неприемлемые Я-образы, желания и аф- екты. При изоляции наступает погружение в (<тай- ики души>, запрятывание претящих или несбыточ- 1ых желаний, осуществление которых могло бы гро- зить сохранению цельности Я-концепции личности в данный момент вторжением в ее орбиту нежелатель- ных Я-образов. Наконец, конверсия представляет не- кие (<поддавки> самому себе, когда индивид ради со- хранения единства и равновесия в системе Я-концеп- ции, устраняя доминирующий в сознании Я-образ, дозволяет занять его место другому Я-образу, более обидному, нейтральному.
Собственно, и трансфер, по сути, является не чем иым, как механизмом психологической защиты, он 1кже направленно воздействует в целях приведения к 1утреннему согласию Я-образов, формирующих Я- энцепцию личности. Смысл и суть механизмов - со- кранять гармонию Я-концепции. Театральное искус- ство способствует активизации их деятельности в силу Бпёцифичёской способности отражать в художествен- ных формах жизнь индивида в социуме. Таким обра- эом искусство актера предстает целенаправленным на психическое оздоровление человека, очищение. Я- концепции от противоречивых Я-образов посредст- вом одного, нескольких или всех механизмов психо- догической защиты в их любых комбинациях.
Каждый из видов психологической защиты при 1<)бязательном задействовании всех факторов со-твор- 1чества актера и зрителя приводит к соответствующему 1подвиду катарсиса; как правило, механизмы психоло- 1гической защиты действуют разрозненно и приводят 1лишь к подвидам катарсиса, реже - к катарсическому комплексу и очень редко - к полному, совершенному катарсису На мой взгляд, отличие театральных систем в конечном итоге и заключается в том, к какому из
725
подвидов катарсиса приходит в каждой ее зритель: те- атр, в котором преобладает форма, ведет своего зрите- ля к когнитивному и социально-псиАОлогическому подвидам; театр, в котором преобладают элементы натурализма, в том числе эротический - приносит плод вегетативного субкатарсиса; конечно, разделе- ние это условно, эмоционально-поведенческий суб- катарсис, как правило, присутствует всегда в той или иной мере, но только русский реалистический психоло- гический театр, обусловленный феноменом полной идентификации зрителя с актером-образом, способен привести к совершенному катарсису во всей полноте его составляющих.
Процесс со-творчества актера и зрителя, восприя- тие зрителем образа и процесс психологической защи- ты, так же как процесс работы актера над созданием образа строится, на мой взгляд, благодаря наличию в каждом человеке множества Я. А. Налчаджян вслед за И. Коном выделяет такие разновидности Я-образов: актуальное Я, динамическое Я, фантастическое Я, иде- альное Я, идеализированное Я, возможное Я, ряд представляемых Я и др., которые актуализируются в зависимости от ситуации и требований осуществляе- мой деятельности; призываемые в сферу притяжения Я-концепцией, они временно видоизменяют ее струк- туру. Чем шире и насыщеннее сфера пребывания Я-об- разов, тем интенсивнее и плодотворнее протекает про- цесс со-творчества и тем легче устанавливается связь между актером и зрителем. Соответственно, тем боль- ше вероятность обнаружения некоего подавленного Я- образа и актуализация его в процессе спектакля и, сле- довательно, освобождение зрителя, изживание им этой негативной, нежелательной частицы структуры его личности. У актера подобное состояние насыщеннос- ти и перенасыщенности Я-образами индивидуального психического пространства обусловливает характер- ность, перевоплощаемость, многогранность самовы- ражения в роли, импровизаторский дар.
Особого внимания заслуживает положение в тео- рии А. Налчаджяна о значении воображения - могу-
726
щественного орудия творчества. Когда работает вооб- 1ражение, пишет Налчаджян, имеет место раздвоение 1личности (раздвоение Я). На театре это выглядит так: Цвекий Я-образ волею творящего доминирует, времен- IHO выполняя роль Я-концепции и образуя новые ор- итальные связи-смычки с Я-образами, вошедшими в зойу ассоциаций, организует психологическое прост- 1ранство персонажа. Правильнее было бы назвать его ,Не-я-концепцией относительно Я-концепции актера. 1йменно это, на мой взгляд, является главным в сцени- ческой практике актера и функции зрителя - потен- 1диального актера: при фиктивном раздвоении созна- 1ния силой воображения на Я и Не-я создается новая 1психическая реальность - образ. 1 Параллельно концепции множественных Я в пси- Икологии существует философско-эстетическая идея 1.Ф. Степуна о многодушии как особенности артисти- ческой души, особенности актерской природы. Нель- 1зя не согласиться со Степуном в том, что театральные 1законы можно понять, только исследуя природу акте- 1: искать объяснение сути явления, анализируя соб- гвенное творчество и творчество коллег, - вот метод достижения существа актерского искусства, и здесь он граничит с мртплпмппцотррппин Вчгггял Ф. Гтрпутт 151 артистическое творчество не только как професси- ональную потребность, но и как на строительство соб- ретвенной души любой личностью пересекается с воз- зрениями психологов, усматривающих в координиро- 1яании множества Я и самовыражении через искусство 1преображения одной из многих (<душ> Я-концепции Посредством механизмов психологической зашиты 1>пособ избавления от боли невыразимости скрытых сторон личности. Механизмы открывают границы 1 между действительностью и мечтой, в которой рожда- 1ется образ, овладевающий психологическим прост- ранством индивида. Воображение и фантазирование, одинаково свойственные актеру и зрителю, дают воз- можность актуализировать один из Я-образов в дейст- вительном психологическом пространстве сценичес- кого образа.
727
Артистическое мечтание, воображение и фантази- рование актера и зрителя представляется Ф. Степуну как сокровенный способ вхождения в образ-роль, пе- ревоплощение, проживание душой одной из жизней (<второго плана>, переселение души (психолог назо- вет это актуализированным Я-образом) в самые раз- нообразные души своего многодушия и обживание их психологических пространств.
Исходя из сказанного, субъективный смысл твор- чества актера заключается в расширении (<душевного -пространства> в силу профессиональной принадлеж- ности, в реализации своего многодушия в театральной практике средствами спектакля, роли и в исцелении своей души в моменты катарсиса или, иначе, (<выст- раданного> эустресса. Смысл зрительского со-творче- ства настолько близок смыслу актерского творчества, насколько артистичен, то есть многодушен зритель; расширение его (<душевного пространства> определя- ется его природной расположенностью к многоду- шию; степень реализации своего многодушия соот- ветствует силе со-чувствия персонажу, глубине пони- мания характера и логики поступков, а со-пережива- ние и сотворчество обусловлены силой воображения и желанием отождествить себя с персонажем. При вы- соком уровне выполнения этих условий у зрителя - потенциального актера наступает исцеление души - избавление отдистресса, слияние с актером-образом в моменте катарсиса.
Итак, исходя из философско-эстетической кон- цепции Ф. Степуна: артистическая душа обусловлива- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|