|
Психология художественного творчестваон акты скрытого общения, если лишен этого в соци- уме. Минимальное общение Э. Берн называет (<по- глаживанием>, а обмен ими составляет единицу обще- ния - (<трансакцию>. На театре, в моем понимании, трансакция осуществляется путем перенесения Я ак- тера и Я зрителя на образ-посредник. Любая трансак- ция, несет она положительный или отрицательный
710
эмоциональный заряд, благотворна для системы (<ак- тер-зритель>. Эксперименты, проводимые с высоко- организованными животными, дают поразительные результаты: и ласковое обращение и электрошок оди- наково эффективны для поддержания здоровья. Да не будет обидной для всех поколений зрителей мысль, что театр, с точки зрения психолога, - это веками са- моорганизующаяся лаборатория по скрытому экспе- рименту над психикой человека. Ведь театральный спектакль, проводящий зрителя через эмоциональ- ное, полное взлетов и падений сердца общение с акте- ром-персонажем к (<радости-страданью> - катарсису, всей своей многовековой практикой доказывает, что несомненно выступает оздоравливающим фактором. Причем, будь то смех комедии и-г1и слезы трагедии - эффект одинаков. Судя по всему, катарсис не только цель и следствие трагедии, - понятие распространя- ется шире. Мне представляется, что у зрителя внутри идет свой спектакль и он может по жанру не совпадать с тем, что разыгрывается на сцене. Кстати, настоящая, приводящая к катарсису комедия, ничего общего не имеет с жестоким обнаженным психоанализом, на- правленным на высмеивание ближнего, -унижение -личности, .тем .боде?..сдедением. политических г.чртпв. Испрашивая прощения у тени Аристотеля, смею ут- верждать, что высокая комедия столь же благополучно приводит зрителя к катарсису, как и трагедия, и дока- зательство тому - слезы смеха. Слезы - вот что объе- диняет трагедию и комедию. Любопытно отметить, зрительские слезы не имеют ничего общего с теми слезами, которыми плачет, переживая, личностное Я, взбудораженное вегетативной реакцией. Этими слеза- ми плачет зритель-образ." они безмолвны, легки, эмо- тивны, они подобны слезам актера, не искажающим облик, не мешающим разговаривать ровным голосом, потому что плачет не актер, а персонаж. Проливая такие слезы, актер испытывает внутренне восторг и ликование.
Кроме эмоционального голода театр удовлетворяет и так называемый структурный голод, на наличие ко-
71
торого в человеке указывает Э. Берн. Человек испыты- вает потребность планировать (структурировать) вре- мя. Планирование бывает материальным (работа, дея- тельность), социальным (ритуалы, времяпрепровож- дения) и индивидуальным (игры, близость), подчиня- ющимся ряду правил и закономерностей. Существенной чертой игры считается управляемость характером эмоций. Отмечу: театр в идеале единовре- менно сочетает в себе все упомянутые типы временно- го планирования при неограниченном получении удов- летворения от максимальной доступности контактов.
С позиций структурного анализа процесс общения, в данном случае сотворчества актера и зрителя, опре- деляется следующей схемой: Я (Эго) в момент взаимо- отношений находится в одном из трех основных со- стояний - Родитель, Взрослый, Ребенок, - которые и взаимодействуют с одним или более состояниями (<психологических реальностей> - своего партнера по общению. На театре в наибольшей степени востре- бованным оказывается состояние Ребенка, предпола- гающее в партнерах по игре Веру и Наивность, оправ- дывающие сценическое жизнеподобие.
Следуя трансакционному анализу Э. Берна, в театре я нахожу множественные подтверждения его выводов относительно социального планирования времени. Ри- туалы особенно определены у зрителей. Предспек- такльный ритуал включает психологическую установку на игру, сверку с ее условиями, приобретение билетов, программ, цветов, биноклей, разглядывание афиш, отыскивание (<своих> актеров в фоторяде фойе при са- мочувствии некоторой отчужденности в толпе и пр.
Антракт дает ощущение сообщности, буквально ритуальное хождение по фойе (берущее начало в ан- тичном театре, где любознательный зритель рассмат- ривал статуи богов, государственных деятелей, по- этов, великих актеров и атлетов), обостренный инте- рес к фоторяду, публике, выставке книг об актерах, посещение буфета и т.п. Послеспектакльный ритуал предстает как единение в выражении благодарности: аплодисменты, вызовы, подношение цветов и т.п.
712
Ритуал актера серьезнее и конкретнее зрительско- го. Предспектакльный ритуал выражен профессио- нально-психологической установкой на игру, на ста- новление новой функциональной системности (обра- за), переодевание, гримирование, наконец, на опреде- ленные индивидуальные действия - своего рода ритуал в ритуале, - приводящие актера в творческое состояние. Антракт для актера состоит из ряда дейст- вий по сохранению самочувствия роли. Послес- пектакльный ритуал - это поклоны, поклоны, покло- ны,.. прием знаков внимания, снятие грима, переоде- вание, возвращение в обыденную реальность из состо- яния игры.
При обособленности сторон-партнеров, вовлечен- ных в ритуалы, при особенностях их выполнения, они посвящены взаимному творческому акту, состоящему из подготовки (прелюдии), собственно единения и - его результата (впечатления, оценки). Таким образом, спектакль-близость объединен общим архи-ритуалом.
Послеспектакльный ритуал предстает наиболее важным, так как в нем реализуется катарсическое еди- нение, в котором сам ритуал предстает лишь внешней стороной события - состояния соборности, которое _ .ПРИНОСИТ rгC1<глvllh пглг?lalLa?JJllшfвfn-u.м- творенный им со зрителем. Зритель жаждет за счет ри- туала продлить блаженство, остаться как можно доль- ше под впечатлением только что прожитого и прочув- ствованного, ведь ему предстоит расстаться с тем, ко- му он передал сокровенную, дорогую частицу собственного Я, а человек к своим страданиям отно- . сится бережнее, чем к радостям. У актера же в эти мгновения зачастую наступает опустошенность, и чрезмерное продление послеспектакльного ритуала бывает болезненным (мучительным, по выражению самих актеров), поэтому закономерно, что для зрителя значимость ритуала к концу спектакля возрастает, у актера - снижается. Актер, вызвавший к бытию акт соборности и зритель, поднявшийся до этого состоя- ния благодаря актеру, - оба функционально уравни- ваются, выходя из игры и вступая в социум как равно-
713
правные личности, и часто узнавание популярных ак- теров бывшими зрителями в публичных местах ведет к раздражению, а не к удовлетворению самолюбия.
Если Э. Берн игрой называет скрытые трансакции, то театр как игра есть трансакция открытая, - отно- шения между актером-персонажем и зрителем обна- жены предельно и, уподобляясь в этом близости, вы- ходят из-под власти правил собственно игры по Бер- ну, - избавляясь от взаимозависимости, эти отноше- ния несут обоюдную свободу. Зритель может в любой момент тайно от всех нарушить условия игры - пере- стать быть зрителем. По Берну человек в этот момент становится свободным. Но зритель освобождает себя от свободы выбора и остается рабом с тем, чтобы театр принял на себя разрешение его проблем. От зрителя в игре требуется лишь мужество, чтобы не пугаться си- туаций, в которых оказывается персонаж, отождеств- ленный со зрительским Я, не выйти из образа, иначе он теряет психологическую свободу и, замкнувшись в скорлупу собственной личности, оказывается вне иг- ры. Иной зритель склонен по нескольку раз смотреть полюбившийся спектакль, он ищет в театре знакомые игры, чтобы, от ролевого поведения, предписанного социумом, обрести свободу. Но свобода достижима, если в зрителе пробуждены три способности: вклю- ченность в настоящее - непосредственное восприя- тие, родственное эйдетическим образам; спонтан- ность - возможность свободного выбора чувств; бли- зость - свободное от игр чистосердечное поведение. Для этого надо воскресить в себе Веру и Наивность и быть как дети.
Каков же смысл понятия (<свобода> в игре на теат- ре? В социуме человек изначально несвободен, подчи- няясь правилам ролевого поведения, а поведение не есть игра. Человек становится свободным, когда выхо- дит за рамки ролевого поведения и ломает рамки соци- ального сценария, предписанного ему. Меняя роль со- циальную на роль театральную, он самовольно изме- няет сценарий жизни и участвует в игре. Игра - выше всех ступеней ролевого поведения, игра - это свобод-
714
ное самопроявление, на театре совершающаяся тайно в себе и с собой.
В размышлениях о проявлении свободы на театре обнаруживается очередной парадокс: актер несвобо- ден, так как игра вменяется ему в обязанность, - он выполняет ремесло; зритель свободен, отдыхая от предписаний социума и ролевого статуса, как соучаст- ник игры. Но в то же время зритель целиком вовлечен в ролевое поведение относительно социальных типов . на сцене, отождествляя себя с избранным им персона- жем, и потому несвободен, - он занят сублимацией подавленных чувств и желаний. Актер же свободен от этого, - он сам творец ролевого поведения персонажа и социального типа, и давно познал чувства и жела- ния, на которых взращен образ.
Актер предлагает зрителю вместе с ним разломать сценарий социума, стать свободным: (<твори вместе со мной, потому что при всей типичности и жизнен- ности предложенного драматургического материала в нем заложена ситуационная (<неожиданность>, кото- рая и указывает зрителю путь к катарсису - разреше- нию. Хорошая пьеса всегда выбивает перипетиями зрителя из стереотипа мышления, социального штам- па; хороший актер, уходя от штампа всегда выбивает зрителя из ожиданий привычной, характерной стили- стики и удивляет импровизацией, новизной решения образа. У зрителя тогда пробуждается воображение- предвкушение (догадка, дорисовывание, дофантази- рование), что и знаменует вступление в игру, обрете- ние свободы, освобождение от социума. Он свободен состоянием игры в со-игре. Это главное условие со- творчества.
Пребывание в свободе-несвободе актера и зрителя, обусловленное ролевым поведением, привнесенным из социума, разъединяющего людей в среду их объеди- няющую, обнаруживает свою парадоксальность в сис- теме (<Я - Не-я>. Анализ ролевого поведения мною, профессиональным актером, проведенный на театре, по-новому освещает такие явления как (<игра в игре>, (<роль в роли>, (<роль в роли в роли>, (<импровизация
715
следы> памяти: слово, жест, ситуация, интонация, воспринятые зрителем, способны вновь воспроизвес- ти пережитый ранее, связанный с ними сильный аф- фект. Актер путем ассоциаций (<выуживает> из подсо- знания не только собственного, но и зрительского ра- нее пережитые чувства, выстраивая эмоциональную партитуру.
Эмоциональный процесс на театре предстает взаи- модействием сложной цепи переживаний, каждое из которых может изменяться в зависимости от познания причины воздействия, вызвавшего исходное пережи- вание и при срабатывании механизмов эмоциональ- ного (<переключения> становится уже вторичным.
Эти (<переключения на причину>, вызывающие из- менения в протекании эмоционального процесса, включают в себя и возникновение ответных пережи- ваний, основные закономерности которых формули- руются Б. Спинозой, и проявления так называемой (<логики чувств>, которая дается в описании Т. Ри- бо, - без них изучение театрального процесса пред- ставляется неполным. Театральный практический смысл уловил в работах Т. Рибо по психологии К.С. Станиславский, воспользовавшийся при создании (<системы> многими положениями, касающимися эмоциональной стороны творческого процесса.
При анализе положений психологической теории эмоций, экстраполированной на театр, невозможно не учитывать такие (<единицы> эмоционального про- цесса как со-чувствие и со-переживание. К сожале- нию, специализированные словари по психологии редко идут по пути исследования этимологии слов и в попытках описать явления общего порядка не отража- ют существа театрального процесса как области при- менения практической психологии. Например, слова (<со-бытие>, (<со-гласие>, (<сознание>, со-стояние> и пр., в которых приставка (<со-> обозначает единение в некоем акте как минимум двух сторон, заключают смысл-призыв к совместным действиям, состояниям и чувствам. Отсюда рождается иное определение со- чувствия и со-переживания в связи с особенностями
718
театрального процесса: со-чувствие - это совместный
творческий душевный труд, возникающий в состоя- 1 нии эквивалентности чувств посредством воли и спо- собности к перс-воплощению в объект приложения "милосердия, дающий возможность оценить, понять и оправдать поступки объекта как свои собственные.
Следовательно, со-переживание может быть адре- 1 совано не только положительному, но и отрицательно- му персонажу, даже - вызывающему антипатию окру- 1жающих, так как при (<переключении на причину> i смысл и оценку эмоциональному переживанию зрите-
"ял диктует собственная мотивация поступков антипа- 1 тичного персонажа. Со-переживание можно опреде- ;лить как ряд моментов со-чувствия, логически разви- вающихся в пространстве-времени спектакля, парал- 1 дельно у субъекта и объекта: зрителя и актера, актера и 1 образа. Если логика чувств зрителя совпадает с логи- кой чувств актера-персонажа в каждом моменте со- чувствия, можно говорить о со-переживании.
Работу актера над образом, восприятие образа зри- телем, механизмы психологической защиты невоз- можно рассматривать без учета системы (<Я-концеп- ции> (самооценки), которая во многом определяет "формирование ттбразаталпяёкОГлИчности в условной 1 реальности и коррекцию психики актера и зрителя в процессе со-творчества. Теоретическая основа Я-кон- i цепции представлена Р. Бернсом, который на основе нескольких психологических учений разработал мо- дель глобальной Я-концепции. Я-концепция предста- ет в виде подвижной системы представлений человека о самом себе, составляющие которой - когнитивная (самосознание), эмоционально-оценочная (само- оценка) и поведенческая (субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на личность).
Я-концепция способствует ощущению человеком его постоянной определенности, самотождественнос- ти в отличие от ситуативных Я-образов, обозначаю- щих, каким индивид видит и ощущает себя в каждый тайный момент.
719
В структуру глобальной Я-концепции Р. Бернса входят четыре психологические теории: основополо- жения теории Я-концепции У. Джемса, символичес- кий интеракционизм Ч. Кули и Д. Мида, идентич- ность Э. Эриксона и феноменалистический подход К. Роджерса. Ее ядро- совокупность установок.(<на се- бя>: реальное Я или представление о том, каков я на самом деле; идеальное Я или представление о том, ка- ким я хотел бы быть; зеркальное Я или представление о том, каким меня воспринимают другие. В контексте данной работы, посвященной проблемам театральной психологии, установки (<на себя> у зрителя приобре- тут следующий вид: узнавание себя в персонаже, идентификация; уход в грезу, мечтание, иллюзорное представление о себе и постижение в себе нового ка- чества, самооткрытие себя в персонаже эвристическо- го порядка. Установка (<на себя> у актера выглядит со- ответственно: актер, личность, профессионал; персо- наж, образ, воспринимаемый самим актером, сцени- ческий двойник; персонаж, образ в восприятии зрителя, критика.
Я-концепция как организующее себя ядро личнос- ти способствует достижению внутренней согласован- ности: у зрителя идет постоянная коррекция Я-кон- цепции с тем, что он видит на сцене; это позволяет ликвидировать (<когнитивный диссонанс> - ситуа- цию психологического дискомфорта, дегармонизации личности. Условия коррекции Я-концепции заключа- ются в приятии - готовности к со-творчеству, адапта- ции - подчинении правилам игры, психологической защите - выборе приемлемых правил или отторже- нии- неприятии правил игры, отказа от сотворчества. Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|