|
Психология художественного творчествает идеального зрителя; если представить идеального зрителя равным актеру, то их со-творчество - это ка- тарсическое единение артистических душ. Артистизм как особое состояние психики дает предрасположен- ность к перевоплощению, игре, самовыражению в творчестве. Именно многодушие обусловливает спо- собность к со-переживанию, умение поставить себя на место другого и выступает условием совершенного катарсиса. Метод художественного анализа Ф. Степу- на, являющего образец глубокого образного постиже-
728
-nwpu>
1ния тайн творчества, наглядно показывает, как необ- ходим психологии, занятой исследованием сферы ис- кусства, союз с философией, эстетикой, искусствове- 1дением.
1 Рядом с практической психологией, облаченной в 1к<белый халат>, издавна трудится неприметный (<пси- хотерапевт> - Театр, - эту мысль хотелось бы мне 1протянутъ как нить в ткани современной науки о чело- веке, обрисовав лежащие на поверхности моменты, роднящие науку и театральное искусство, предмет пристрастия у которых один - человек творящий.
Л. Выготский, подмечая недостатки современной му психологии, упрекает ее в абстрактности, сухости, абвении интересов практики. В частности он обра- щает внимание на то, что (<сценические системы, яущие от актера, от театральной педагогики, от на- людений, полученных на репетициях и во время пектакля, и являющиеся в своей большей части ог- омными обобщениями режиссерского или актерско- о опыта, ставят во главу угла всего вопроса специфи- еские, своеобразные, присущие только актеру осо- енности его переживания, забывая о том, что все эти 5ббенно?ти. должны бьют поняты -на -фоне" общта асихологических закономерностей, что актерская Психология составляет только часть общей психоло- йи и в абстрактно-научном, и в конкретно-жизнен- ом значении этого слова.>
Сегодня психология, занимающаяся проблемой ворчества, доходит в исследованиях до личности ак- ера и останавливается, не владея специфическими зонами этого искусства, не учитывая методов под- )да к роли, взаимоотношений с образом, - а без это- > невозможно составить представление о псИхологи- ?ском пространстве актера-образа. Здесь, конечно, риходит на помощь театроведение с его описатель- остью, аналитичностью, попыткой проникнуть глубь театрального процесса, но ему недостает инст- <ентария и (<живого> материала - диалогов с акте- 1И, говоря языком психологии - интроспективно-
729
го анализа, хотя в начале века именно искусствоведе- нием эти попытки предпринимались.
Через десятилетия по-прежнему свежо восприни- маются слова Н. Евреинова, обращенные к врачам и сценическим деятелям, в руках которых один из спо- собов оздоровления человечества - о могучем воздей- ствии театрального искусства, исцеляющего от дис- гармонии бытия. Человек не в состоянии избежать стресса, да и не должен, - он в нем живет, он им жи- вет, и думаю, что благодаря театру можно, следуя сове- ту Г. Селье, использовать его, наслаждаться им, если лучше узнать его механизмы и выработать соответст- вующую философию жизни. КЛИМЕНКО Ю.Г. Театр как практическая
психология // Катарсис. Альманах. - М., 1994, с. 84-lift.
-
Рудольф АРНХЕЙМ ИСКУССТВО КАК ТЕРАПИЯ
Практическая деятельность врача начинается не с искусства, а с людей, попавших в беду, с жалоб и просьб пациентов. И тут хороши любые средства, обе- щающие исцеление: лекарства, физические упражне- ния, восстановительная терапия, клинические беседы с больным, гипноз - и почему это не может быть ис- кусство? Принятые в своей среде с некоторыми со- мнениями и подозрениями, на сцене появляются вра- чи, использующие при лечении больных искусство. Такой врач должен доказать свою правоту не только успешной практикой, но и убедительными теоретиче- скими рассуждениями. От него ждут описания прин- ципов, на основе которых искусство признается цели- тельным средством.
Чтобы откликнуться на эти требования, необходи- мо рассмотреть природу разных видов искусства, а также те свойства, которые могли бы служить или, на-
"оборот, терапевтического средства. При таком взгляде на при-
,роду разных искусств и их нынешний статус можно
обнаружить два важных признака искусства, реле-
вантные для лечения: демократичность и гедонист-
ские традиции западной эстетики.
В нашей культуре искусство имеет аристократиче-
ское прошлое: оно создавалось для ублажения коро-
левской и церковной знати ремесленниками и масте-
рами, получившими в эпоху Возрождения дополни-
тельное признание в виде статуса гениев. В ту пору
искусство предназначалось лишь для немногих счаст-
ливцев. Однако не прошло и столетия, как развитие
демократии привело общество к пониманию того, что
искусство принадлежит народу, и не только в том
смысле, что оно должно стать доступным для глаз и
ушей каждого гражданина. Важнее была растущая
убежденность, что каждый человек в действительнос-
731
1МУММ
?>" он Лел 1
аэ vnajgtmu
пмзп
uafada"
юшю itu3
13 ом ш
Ш-h Ц 1 ч,
вог w w(n
пготгм до
мац
нац>
dHuA
ЧН-Я
01-о:
iUiпо
формация -
нчупм
nv ш сиз 1
oloMgQvil
изз та) nij
w кгшнгм-п
opodu аоис п
)08э Bah4v
пшэ -ir-oluj
490 whita.) I
т
М ппши
МТЧННЗВШЭН
мп-онмэашл
lu anmovli
u Mod> шош
С nvn X14Hht
hodu шоше I
VVOM irahni
тшгниш
чауашэ(1щх
4}eEvd I
юэли"
мтабельмос"
ти достаточно подготовлен к восприятию искусства и
может извлечь для себя пользу общения с ним; кроме
того, он обладает врожденными способностями для
создания произведений искусства. Это революцион-
ное по своей сути воззрение обеспечило появление
новых предпосылок для обучения искусству и подго-
товило почву для правильного понимания народного
и так называемого примитивного искусства, а не-
сколько десятков лет тому назад благодаря ему воз-
никла мысль, что творческая деятельность способна
вдохнуть жизнь в человека, нуждающегося в психиче-
ской помощи, и стимулировать его такими способами,
которые считались прежде привилегией одних лишь
художников.
Это новое представление о полезности искусства
вступило в противоречие с существовавшей тогда в
Европе традицией, утверждавшей, что именно беспо-
лезность является отличительной чертой всякого ис-
кусства. Когда искусство перестало быть носителем
религиозных и монархических идей, новая менталь-
ность средних слоев общества низвела его до уровня
украшательства, доставляющего человеку наслажде-
ние, а соответствующая философия заявляла при
этом, что искусство служит лишь для удовольствия.
Любой психолог мог бы сразу же отреагировать на по-
добный гедонистический подход, указав, что само по
себе удовольствие не предлагает никаких объяснений,
поскольку оно есть лишь сигнал, говорящий об удов-
летворении какой-то потребности. Но тогда можно
задать вопрос: каковы эти потребности? Первым, кто
попытался дать ответ на него, имея в виду отдельного
человека, а не общество в целом, был Зигмунд Фрейд,
за ним последовали другие психологи и социологи.
Что касается меня, то я твердо убежден, что одна из
основных функций искусства - познавательная. Все
знание, которое мы получаем об окружающей дейст-
вительности, доходит до нас через органы чувств, од-
нако по тем образам, которые возникают у нас благо-
даря зрению, слуху или осязанию, отнюдь не просто
узнать, какова природа и функции объектов внешнего
732
мира. Вид дерева сбивает с толку, то же касается вело-
сипеда и движущейся толпы людей. Сенсорное вос-
приятие, следовательно, не может ограничиться фик-
сацией образов, попавших на органы чувств; оно
должно искать структуру. В сущности, восприятие и
есть не что иное, как обнаружение структуры. Послед-
няя говорит нам, из каких элементов состоит объект и
как они связаны друг с другом. Именно в результате
открытия структуры на свет появляется картина или
скульптура. Произведение искусства - это очищен-
ная, увеличенная и выразительная копия объекта, по-
рожденная восприятием художника.
Для наших целей еще более важно то, что все вос-
приятие является символическим. Поскольку все
структурные свойства суть обобщения, мы восприни-
маем индивидные проявления как виды вещей, как
разновидности поведения. Отдельный объект воспри-
ятия символически замещает целую категорию объек-
тов. Таким образом, когда поэты, художники или па-
циенты врачей, лечащих искусством, воспринимают и
рисуют дерево, изо всех сил тянущееся к солнцу, или
: вулкан в виде страшного агрессора, они опираются на
способность человека в каждом частном случае уви-
деть общеево.всем..егоазнообЕазии, - ___
Мы понимаем далее, что наиболее существенные
признаки воспринимаемой нами действительности
реализуются в произведениях искусства в таких экс-
прессивных характеристиках, как форма, цвет, строе-
ние, движение. Таким образом, даже если оставить в
стороне физические объекты, сохранив только их
формы, цвета и т.д., все эти (<абстрактные> единич-
ные проявления сами могут символически объяснять
соответствующее поведение. Это дает врачу возмож-
ность выявить основные наклонности и пристрастия
своих пациентов не только по легко узнаваемым пред-
метам, представленным в их работах, но и по абст-
рактным рисункам. И, конечно, по той же самой при-
чине абстрактные музыкальные формы воспринима-
ются как высказывания о способах существования и
деятельности.
733
В таком случае восприятие полностью символично.
Строго говоря, мы никогда не имеем дела с отдель-
ным, уникальным индивидом, перед нами всегда ока-
зывается типизированный предмет или человек вмес-
те со всеми характерными для него обобщенными
свойствами.
Наряду со способностью строить обобщения, этой
основной операцией, необходимость в которой дикту-
ется практическими потребностями, человек обладает
еще одной способностью, дополняющей первую, как
то: отбирать и подставлять на место реальных ситуаций
их мысленные копии. Подобно ученым, в. ходе экспе-
риментов изучающим ответные реакции на класс ситу-
аций, все мы разыгрываем в воображении аналоги ре-
альных ситуаций, которые нас интересуют. Это могут
быть простые (<мысленные эксперименты>, когда в
уме ищется ответ на вопрос: (<Что бы произошло, если
бы?..> - однако такие визуальные ситуации могут и
материализоваться, как в театральных импровизациях
психологической драмы, в рассказывании различных
историй, а также в картинах и скульптурах, выполняе-
мых в ходе лечения. При этом хорошо известно, что
создатели подобных изображений вовсе не обязаны от-
ражать объективные факты, как это делают ученые в
своих экспериментах, а могут формировать свои пред-
ставления исходя из собственных потребностей.
Замечательно, что такие перевоплощения воспри-
нимаются как субституты реальных объектов. Творче-
ское исполнение и работы, создаваемые в кабинете
врача, настолько же отличаются от простой игры вооб-
ражения, насколько превосходят нормальные прояв-
ления личных пристрастий и оценок. Поистине пора-
зительно, что больные, встретившись с образом
страшного отца или желая мысленно овладеть объек-
том вожделенной страсти, зачастую вели себя так.
словно участвовали в реально происходящих событи-
ях. Они в самом деле храбро шли на столкновение с
тираном отцом, действительно овладевали прекрасной
женщиной или желанным мужчиной. Я полагаю, что
мы до сих пор относимся к подобному так называемо-
734
му (<заместительному> поведению с незаслуженным
презрением. Нам кажется, что люди, практикующие
1 такого рода поведение, просто позволяют водить себя
. за нос, поддавшись воздействию образов, без особого
труда порождаемых их испорченным воображением.
Все дело в том, что мы обычно готовы признать лишь
один вид реальности, а именно физическую реаль-
ность, в то время как люди гораздо больше существа
.психические, нежели физические. Физические объек-
ты всегда действуют на нас как психические впечатле-
ния. В конечном счете мы оцениваем событие как по-
. беду или поражение исключительно по тому, как оно
воздействует на нашу психику. Утрата свободы, потеря
собственности, даже телесные повреждения приходят
к людям в виде психических ощущений.
: Коль скоро мы с уважением относимся к предста-
вителям художников или мистиков как к надежным
1 фактам действительности, то мы должны пойти даль-
1ше и признать, что если мы хотим сориентировать че-
1ловека в направлении, так сказать, законов действи-
1тельности, то следует не уводить его от (<простой>
1психической реальности к (<истинным> фактам физи-
Ческого мира, а научить его приспосабливать возника-
ющие психические образы к том реольпым событиям,
которые могут произойти в уготованном ему будущем.
Правильность таких образов нужно проверять самым
серьезным образом и не только потому, что она явля-
ются симптоматичной, но и потому, что последствия
1этих образов являются столь же материальными и ося-
заемыми, сколь и последствия событий, происходя-
1щих в так называемом реальном мире.
Все сказанное имеет прямое отношение и к вопро-
су о важности качества, или художественного совер-
1шенства, создаваемых работ Некоторые врачи счита-
iK)T, что работа должна быть выполнена пациентом как
, можно лучше; это мнение проистекает не из догмати-
ческого требования высших эстетических достижений
ради них же самих, а из внутреннего убеждения, что
по-настоящему хорошее произведение искусства дает
терапевтический эффект, которого нельзя достичь
735
меньшими усилиями. Прежде всего качество непо-
средственно связано с действительной подлинностью
искусства. Хорошие произведения говорят правду.
Очевидно, что это утверждение в точности противопо-
ложно тому, что говорил об искусстве Фрейд. Тот счи-
тал хорошую форму чистым украшением, предназна-
ченным для того, чтобы заставить зрителя с благос-
клонностью принять переданное в содержании рабо-
ты удовлетворение подсознательных желаний. Мне
такой подход всегда казался крайне неубедительным,
поскольку я в подобном украшательстве не вижу ни-
какой необходимости. Кроме того, мы отнюдь не ис-
пытываем отвращения от исполнения желаний как та-
кового. Мы охотно принимаем идеального героя, три-
умф добродетели или наказание порока, если те пред-
ставлены в искусно выполненных работах. И делаем
это не потому, что нам дали взятку в виде красивых
форм и приятных картин, чтобы мы восприняли меч-
ты художника, а потому, что хороший художник всегда
доказывает нам, что желаемый результат может явить-
ся вполне адекватным отражением действительности.
В обстоятельствах, когда состояние человека раскры-
вается, так сказать, в (<чистом виде>, добродетель дей-
ствительно вознаграждается, а зло наказывается - по
той простой причине, что добродетель способствует
увеличению благополучия и процветания, а зло этому
препятствует. Посредственные по своему качеству ра-
боты отвергаются, если удовлетворение желаний в них
достигнуто ценой искажения истины. Когда путь к
благополучию представляется невероятно успешным,
а добро безо всяких усилий оказывается действенным,
когда зло, исходящее от негодяя, выглядит однообраз-
ным, а обольстительная женщина кажется лишь игрои
похотливого воображения, мы протестуем, поскольку
не выносим предательства по отношению к истине.
Точно так же по мнению врачей, занимающихся ле-
чением искусством, качество работы пациента непо-
средственно связано с тем, изображает он или нет
правдоподобную реальность. Это, как мы знаем из
736
публикаций, касается даже фантастических картин
некоторых одаренных психотиков.
Деструктивная сила психоза может освободить во-
ображение от оков традиционных норм, и стилизо-
ванные образы, создаваемые больными, нередко с же-
стокой откровенностью демонстрируют нам скрытые
стороны человеческого опыта.
Реальный статус произведения искусства не зави-
сит ни от конкретного направления, ни от уровня
сложности.
Ранее я уже упоминал о нашей (<демократичной> Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|