|
Психология художественного творчествазаметил, что понятие (<сценическое переживание> на- до толковать расширительно. Оно включает в себя и
660
систему отношений сценического персонажа, и опре- деленное отношение актера к образу, и многое другое, выходящее за пределы собственно переживания. В са- ;мом деле, ведь сценический персонаж не только чув- ствует иначе, чем актер, он и мыслит иначе: по-иному оценивает, принимает другие решения. Б.Г. Ананьев запоминает слова Станиславского: (<<Пережить фоль> - значит в полной аналогии с ней правильно, Логично, последовательно, по-человечески мыслить, 1хотеть, стремиться, действовать, стоя на подмостках цены ... переживание вторично, оно включает в себя м мысль, и представление, и волевое усилие, само включается в сценическое действие и общение и со- 1ставляет их динамическую основу>. Так возникает жизнь актера в образе - сценическое переживание на основе перевоплощения. Эта формула имеет двойной смысл, она как бы обратима. А.Д. Попов уточнял, что сценическое переживание есть конечный этап дли- ;льного и сложного процесса - движения актера к зразу.
Психические состояния в роли и темпо-ритм
5мена установки на основе соображаемой ситуа- [ЦИи вызывает соответствующие изменения не только -отношениях личности к окружающей ее по пьесе действительности. Возникает особое психическое со- стояние актера в роли, и, соответственно, изменяются 1араметры всех его психических процессов. Напри- мер, в роли слепого может измениться качество ощу- щений, характер восприятия, мышления, походки и . Хлестаков-персонаж мыслит, оценивает, двигает- говорит иначе, чем сам актер - исполнитель этой . Рисунок чувств Макбета или Гарпагона не толь- > по содержанию, но и по ритму далек от ритма вну- <енней жизни создателя этих ролей. Темп, амплитуда, напряженность всех психических юявлений личности зависят от ее темперамента. По- ведний проявляется втемпо-ритмическиххарактери-
661
стиках действия. Поэтому построение темпо-ритми- ческого рисунка роли определяет темперамент персо- нажа - глубинную характеристику личности.
Темпо-ритм заразителен. Им можно управлять. И, вместе с тем, именно темпо-ритм определяет своеоб- разие переживаний персонажа. Изменение темпера- мента актера в роли позволяет расцветить роль крас- ками характерности. Как считал Е.Б. Вахтангов, (<для этого актеру на репетиции надо работать главным об- разом над тем, что его окружает в пьесе, что стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами - тогда темперамент заговорит от сущности. Он самый ценный, потому что единственно убедительный и бе- зобманный. Он единственно убедительный потому, что таков темперамент в действительности>. Динами- ка психических процессов зависит от конкретного со- держания личности. Как писал Станиславский, (<каждый характерный, внутренний или внешний об- раз: сангвиник, флегматик, городничий, Хлестаков, Земляника имеют свой темпо-ритм>.
Сценические действия и сценическая личность
Подведем итоги. Отталкиваясь от собственной пси- хологической природы, актер в процессе логически построенного, целесообразного, органичного сцени- ческого действия меняет некоторые существенные ха- рактеристики собственной личности. В этом случае у исполнителя - складывается новая мотивация; - формируются установки, определяющие иной характер действий в предлагаемых обстоятельствах;
- возникают особые психические состояния, ха- рактерные для личности персонажа;
- на их основе перестраиваются психические про- цессы восприятия, памяти, воображения. Актер в ро- ли чувствует и мыслит иначе, чем в жизни;
- изменяются отношения актера ко всему, что его окружает на сцене: к партнерам по общению, к людям
662
вообще, к деньгам, к труду, к миру вокруг, наконец, к
самому себе;
, -меняются темпо-ритмические характеристики .действий и переживаний, то есть меняется темпера- 1 мент;
{ - возникает иной рисунок пластики, мимики, ре- 1 чи и тем самым меняется стиль поведения. В него мо- 1 гут привноситься национальные, профессиональные, 1ж)зрастные характеристики.
1. На основе всех этих изменений на сцене возникает живой человек, плоть от плоти актера, но порожден- ный его творческой природой.
Как писал К.С. Станиславский, (<при их вторже- ний в душу и тело артиста некоторые элементы роли и ;е будущего исполнителя находят общую родственную вязь, взаимную симпатию, сходство и близость по Аналогии или по смежности. (<Элементы> артиста и Изображаемого им действующего лица частично или полностью сближаются друг с другом, постепенно пе- рерождаются друг в друга и в своем новом качестве пе- рстают быть просто линиями самого артиста или его ели, а превращаются в линии стремлений артисто- )ли>.
Так возникает новая сценическая личность, похо- " " "" похожая на своего создателя.""
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
Физиологическая основа перевоплощения
:В процессе репетиций выстраивается и закрепляет- 1 определенная система действий или привычных ре- бний на повторяющиеся раздражители внешней сре- 1. Такая система временных связей была названа IJI. Павловым (<динамическим стереотипом>. Зве- ifl привычных действий актера в роли образуют до- дточно сложную и разветвленную цепочку условных
663
рефлексов. Эта система имеет тенденцию легко пере- страиваться, включая в себя новые актерские приспо- собления наравне с житейскими привычками и инди- видуальным стилем актера. Вместе с тем, система ро- левых действий и поступков достаточно определенна и устойчива. Она приобретает характер автоматизма, повторяется из спектакля к спектаклю.
Станиславский угадал этот путь - от жизни чело- веческого духа самого актера к жизни его тела в роли и от нее вновь к жизни человеческого духа образа. Он писал: (<... дело не в самой жизни человеческого тела. Чтобы создать жизнь человеческого тела, надо создать жизнь человеческого духа. От него вы создаете логику действия, создаете внутреннюю линию, но фиксируе- те ее внешне. Если вы в известной последовательнос- ти выполните три-четыре действия, то получится нуж- ное чувство.
Наступает такой момент, что вдруг в актере от сво- ей собственной правды, соединенной с правдой роли, что-то происходит. У него кружится голова в букваль- ном смысле слова: (<Где я? А где роль?> Тут-то и начи- нается слияние актера с ролью. Чувства ваши, но они же от роли. Логика этих чувств от роли. Предлагаемые обстоятельства от роли. Где тут вы и где роль, вы уже не отличаете...>.
В процессе игры фиксируется сложная система ус- ловных связей, выстроенная согласно логике и после- довательности действий образа. Тем самым в ней фор- мируется динамический стереотип роли. Условными раздражителями, своеобразными пусковыми механиз- мами этой системы действий служат раздражители второй сигнальной системы. Это представления, вы- званные словесным образом, то есть те (<видения>, которые составляют важную сторону актерского мас- терства. Умение мыслить образами, видеть за автор- ским текстом, за высказанными мыслями конкретно- чувственные образы считается верной приметой ак- терского дарования. Речь идет не только о видении предлагаемых обстоятельств. На динамический сте- реотип ролевого поведения оказывает существенное
664
влияние целостный образ роли, сложившийся в вооб- ражении актера за весь репетиционный период. Этот 1образ настраивает определенным образом восприятие 1и подготавливает систему реакций актера в роли, то 1есть существенно влияет на формирование соответст- 1вующих установок.
- Высказывалось предположение, что физиологичес- кой основой установки является возникший в коре го- довного мозга устойчивый очаг возбуждения, называ- емый доминантой. Напомним, что А.А. Ухтомский, Открывший явление доминанты, определяет ее как .<достаточно стойкое возбуждение, протекающее в центрах в данный момент, которое приобретает значе- ние господствующего фактора в работе прочих цент- ров: накапливает в себе возбуждение из отдаленных Источников, но тормозит способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое от- ношение>.
Доминанта роли
Образ роли, возникший в процессе репетиций в во- зражении художника, формирует в коре головного озга устойчивый очаг возбуждения--доминантный о отношению к житейским реакциям. Под его влия- ием складывается система реакций, определяющая еническое поведение. В.Л. Дранков назвал такую эминанту (<опорным образом>. Вероятно, именно -от процесс имел в виду Станиславский, когда писал: 1Теперь, когда вы поняли логику и последователь- сть, когда почувствовали правду физических дейст- й, поверили в то, что делается на сцене, вам нетруд- повторять ту же линию действия в предлагаемых стоятельствах, которые дает вам пьеса и которые идумывает и дополняет ваше воображение>. Личный опыт актера неповторим. Условные связи, иобретенные опытом его жизни, присущи только 1ной индивидуальности. Если они не соответствуют зни роли, то временно затормаживаются. А те це- <ки временных связей, которые используются в ро-
665
ли, включаются в систему ролевого динамического стереотипа. Сюда вовлекаются и присущие самому ак- теру мотивы, если они существенны для роли, и харак- терные для него отношения, и способ его реагирова- ния на воздействия внешнего мира.
Система действий в роли как бы наслаивается на привычную, то есть выработанную в процессе жизни систему условных рефлексов. Происходит слияние сложных цепей рефлексов. Как замечает физиолог Ю.П. Фролов, (<возможность слияния сложных цепей реакций характерна именно для рефлексов второй сигнальной системы, где наблюдается явление сращи- вания двух и более динамических стереотипов в один ... В качестве примера приведем высшее слияние двух стереотипов, свойственных двум личностям - лично- сти актера и образа той или иной роли. Этот синтез происходит не без трудностей, не без борьбы, но все- таки стереотипы сливаются в одну единую систему ху- дожественного образа, где форма взаимодействует с содержанием>. Это путь, который проходит актер (<от себя к роли>, то есть тот этап творчества, когда он ищет в себе черты, сходные с личностью образа.
Переключение
В ходе спектакля происходит переключение от жизненного динамического стереотипа самого актера к стереотипу ролевому. Этот процесс не менее важен, чем слияние стереотипов в репетиционный период. Способность к переключению высоко развита у опыт- ных актеров.
Благодаря переключению возможна актерская игра с образом, существование одновременно как бы в двух измерениях, способность управлять образом, оцени- вать в процессе игры свою работу, учитывать и исполь- зовать зрительские реакции.
А.Д. Попов считает, что глубина сценического пе- ревоплощения зависит от частоты и легкости пере- ключения актера во время спектакля.
666
П.В. Симонов, в свою очередь, утверждает, что менно чрезвычайно краткое и частое переключение с дной системы условно-рефлекторной деятельности <в Другую служит предпосылкой верного сценическо- самочувствия.
П.А. Анохин объясняет явление переключения осо- iiM доминантным состоянием нервной системы в юцессе творчества. Роль (<условного переключателя> [.его гипотезе сводится к созданию такой доминанты, вторая как бы принимает на себя пусковые раздражи- ли и предопределяет ответную реакцию на них. .П.В. Симонов считает, что в работе актера пере- эючателем служат представления предлагаемых об- роятельств, магическое (<если бы> Станиславского. В ом смысле исследователь и трактует положение сис- 1емы: (<Каждое наше движение на сцене, каждое сло- jlo должно быть результатом верной жизни воображе- ния>. П.В. Симонов подчеркивает, что именно (<не- прерывная линия внутренних видений, искусство уп- равлять ими, предлагаемыми обстоятельствами, внутренними и внешними действиями составляет... нову актерского искусства>. Хорошо развитое вооб- ражение - переключатель мотивов, действий - слу- кит могучим источником творчество}, важнейшим ус- ловием перевоплощения актера в образ.
Роль воображения
М. Чехов пишете воображении следующее: (<Про- укты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором ... ва- ЦВ1И собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают Йас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появи- яись здесь, теперь живут своими собственными жиз- нями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, Чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно вол- иебникам, они вызывают в вас непобедимое желание тать одним из них. От пассивного состояния ума во- зражение поднимает вас к творческому>.
667
Чтобы создать существенно новое, проникнуть в суть характера, сохранив то индивидуальное, что дела- ет его живым, актер должен быть способен к обобще- нию, концентрации, к поэтической метафоре, к пре- увеличению выразительных средств. И ясно, что вос- произведение в воображении всех предлагаемых об- стоятельств роли, пусть самое живое и полное, еще не создаст новую личность. Ведь нужно через пластичес- кий и темпо-ритмический рисунок действий, через своеобразие речи увидеть, понять, передать зрителю внутреннюю сущность нового человека, выявить его (<зерно>, объяснить сверхзадачу.
Как мы видели, рано или поздно в период работы над ролью в воображении актера возникает образ че- ловека, которого предстоит играть. Одни прежде всего (<слышат> своего героя, другим представляется его пластический облик - в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода пред- ставления у него богаче. В очищающей игре творчес- кого воображения отсекаются излишние подробнос- ти, возникают единственно точные детали, определя- ется мера достоверности, сопутствующая самому сме- лому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозмож- но искусство.
Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками. Как уже говорилось, важная особенность работы актера состоит в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает тол- чок воображению. Образ, созданный воображением, воспринимается самим актером отстраненно и живет как бы независимо от своего создателя. М.А. Чехов писал: (<...вы не должны думать, что образы будут яв- ляться перед вами законченными и завершенными. Они потребуют немало времени на то, чтобы, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной вам степени вы-
668
взительности. Вы должны научиться терпеливо дать... Но ждать, значит ли это пребывать в пассив- эм созерцании образов? Нет. Несмотря на способ- эсть образов жить своей самостоятельной жизнью, вша активность является условием их развития>.
Для того чтобы понять героя, надо, считает М.А. Че- ов, задавать ему вопросы, но такие, чтобы внутрен- йМ зрением увидеть, как образ проигрывает ответы. ким способом можно понять все особенности играе- иой личности. Конечно, для этого необходимо иметь цбкое воображение и высокий уровень внимания.
Соотношение двух описанных видов воображения ожет быть разным у разных актеров. Там, где актер Пире использует свои собственные мотивы и харак- ерные для него отношения, больший удельный вес в го творческом процессе занимает воображение пред- агаемых обстоятельств и образ собственного (<я> в овых условиях существования. Но в этом случае па- цтра личности актера должна быть особенно богата, а раски своеобразны и ярки, чтобы от роли к роли к 1им не ослабевал интерес зрителя. Вероятно, в этом и 1роется секрет величия Ермоловой, Мочалова, Ко- иссаржевской. Кроме того, личности этих артистов Дивительно полно выражали общественный идеал и стайовки своего времени, были именно такими, ка- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|