|
Психология художественного творчествано которые я знал у брата>. Это не мешало Толстому указать своему биографу П.И. Бирюкову на прообраз капитана Тушина: (<Брат Николай>.
Стены творческой лаборатории писателя у нас на глазах безгранично расширяются. Это вся жизнь, от- разившаяся в его опыте. Он исходит из нее и вновь возвращается к ней, тщательно прорабатывая мель- чайшие элементы художественной структуры, стре- мясь оказать определенное эстетическое воздействие на воспринимающего.
Сложнейший комплекс проблем творческой лабо- ратории является объектом не только специальных исследований. Известен громадный интерес к ней са- мой широкой читательской аудитории. Вот почему представляется такой своевременной идея, выдвину- тая комиссией комплексного изучения художествен- ного творчества, о включении курсов психологии творчества в программы гуманитарных, искусствовед- ческих факультетов вузов. Это очень важно - воспи- тать в будущих популяризаторах и исследователях ис- кусства не только методологически четкие приемы и навыки анализа художественного текста, но и верные представления о творчестве и его формах.
ФОРТУНАТОВ Н.М. Творческий процесс Л.Н. Толстого как <опыт в лаборатории> // Психология процессов художественного творчества. Сборник. -Л.. 1980, с. 94-103.
Наталия РОЖДЕСТВЕНСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Что меняется в личности самого актера в процессе сценического перевоплощения? От каких причин за- висят личностные перестройки входе репетиций? По- чему одни люди способны внутренне меняться в но- ;бых предлагаемых обстоятельствах, даже если они су- ,1цествуют только в их воображении, а другие нет? В 1какой степени эти изменения психологии самого ак- тера способствуют рождению новой личности, такой, в которую зритель верит, за которой мысленно следу- ет? И не только сопереживает и дополняет в вообра- жении жизнь короля Лира, дяди Вани или Алексея Гурбина, но и оценивает, осуждает, смеется, презира- т: ведь в театре не только сопереживают, но и размы- цляют, и актер организует эту работу зрительского восприятия.
" В наших знаниях о личности еще много неясного, Опорного. И все-таки попробуем обозначить основ- "ые этапы построения на сцене сложнейшей психоло- 1ческой системы, состоящей из соподчиненных друг ругу свойств и качеств, которые определяют живую ичность.
Личность формируется и проявляется только вдея- пьности. В процессе сценического действия и толь- в нем реализуется все особенное и типичное, что едставляет собой сценическое создание актера. А.А. вдалев показал, что в личности четко выделяются две 1>уппы свойств: первая связана с побудительной (мо- вационной) стороной личности, а вторая - с орга- Изационно-исполнительской стороной психической Вгуляции деятельности. (<Внутреннее психологичес- содержание человека (его убеждения, потребнос-
653
ти, интересы, чувства, характер, способности) обяза- тельно выражаются у него в движениях, действиях, поступках. Воспринимая движения, действия, поступ- ки, деятельность человека, люди проникают в его вну- треннее психологическое состояние, познают его убеждения, характер, способности>.
Умение ярко и точно выражать (<жизнь человечес- кого духа> является существенной способностью акте- ра. Как же протекают и от чего зависят действия акте- ра в роли? Ведь именно в них формируется и наиболее полно раскрывается психологическое содержание об- раза. Поэтому анализ сценического действия пред- ставляется наиболее удобным приемом для изучения тех изменений в личности актера, которые соверша- ются в процессе перевоплощения.
Мотивация сценического действия
Напомним, что (<всякое действие, в том числе и мыслительное, начинается с восприятия нарушения равновесия между индивидом и внешней средой, при- водящее к потребности восстановить это равновесие> (Т. Шибутани). Стало быть, начальный этап жизнен- ного действия связан с возникновением потребности и с оценкой ситуации, которая соответствует или не соответствует этой актуальной потребности. Таким образом, ориентировка в новой ситуации зависит от потребностей личности. Желания и устремления яв- ляются этапами осознания потребности, и они-то подталкивают человека на определенную последова- тельность действий. Он овладевает обстоятельствами, если знает, в чем состоят его интересы, и если распо- лагает средствами к достижению, цели. Сила его по- буждений в большой мере определяет волевую напря- женность действия.
Как уже говорилось, далеко не всегда потребности человека до конца осознаны, так же как неосознаны и многие действия - навыки, привычки, инстинкты, непроизвольные движения и прочее. Тем не менее, за
654
всяким действием скрывается вполне определенная потребность или мотив.
На основе жизненной потребности формируется цель действия. В связи с оценкой ситуации определя- уЮтся средства, при помощи которых она достигается.
Сценическое действие, как и жизненное, обладает 1 большей или меньшей волевой напряженностью и так же, как жизненное, имеет определенные цели (<зада- чи>, (<хотения>, (<волевой посыл> - по терминологии 1школы Станиславского в разных ее вариантах). ";. В конечном счете всякая человеческая деятель- ность направлена на достижение определенной цели. Принцип целесообразности отчетливо проявляется в рысшей нервной деятельности человека. Насколько большое значение цели действия придавал И.П. Пав- пов, видно из того, что он ввел в научный обиход по- нятие (<рефлекс цели>.
С осознанием цели действия и тех средств, при по- мощи которых действие можно осуществить, форми- руется мотив - побудительная сила поступка. Сцени- еский поступок в той же мере, как и жизненный, дик- /ется тем или другим мотивом. Вместе с тем мотивы многом определяют своеобразие личности. Ведь збызнать человека надо донять,-не каким-ггрити- рам он совершает именно такие поступки, преследует 1анные цели, действует тем, а не иным способом. (_ Можно с уверенностью сказать, что сценическое введение могло бы послужить прекрасной моделью учения мотивов поведения и динамических прояв- вний личности в ее деятельности. Среди множества мотивов, обусловливающих по- сдение человека, можно выделить те, которые связа- 1ы с глубокими жизненными потребностями, и те, что Ьзваны изменением какой-нибудь конкретной ситу- Дии. Как правило, режиссура предлагает исполните- К) именно такиб (<тактические> мотивы, на основе фатегических мотивов (сверхзадачи) роли. И для то- 1 чтобы целесообразно и последовательно действо- ть на сцене, актер должен мотивы своего героя сде- > собственными мотивами.
655
Только эмоционально пережив их, исполнитель действует (<от своего имени>, отталкивается от собст- венных побудительных причин, меняя вслед за моти- вами и направленность действия, т.е. его цели. А это происходит в том случае, когда актер легко переклю- чается с одной цели на другую и с одного мотива на другой. Условием такого переключения является спо- собность войти в предлагаемые обстоятельства роли, зажить в них и, отождествляя себя в воображении со своим героем, эмоционально пережить побудитель- ные причины его поступков. Этому в большой степе- ни способствует анализ ситуаций пьесы, который ак- тер производит совместно с режиссером в репетици- онный период.
Но бывает так, что между жизненными ситуациями самого актера и сценическими ситуациями нет ника- кого сходства. Соответственно, не будет сходства и между мотивами действий актера и персонажами пье- сы. Тогда по ходу работы над ролью подвергаются трансформации те мотивы, которые формируются на основе самых значительных жизненных потребностей актера. Из них важнейшими побудителями сценичес- кого действия, конечно, будут потребность творчества, стремление к самовыражению и общению, поиски смысла жизни, отношение к явлениям современности.
Особое место в усвоении мотивов персонажа зани- мают процессы идентификации и проекции. Актер не только наделяет персонаж собственными мотивами, но и принимает на себя некоторые мотивы роли. Эмо- циональное отношение актера к мотивам действую- щего лица помогает ему найти личные побудительные причины для действия в одном направлении со своим персонажем. Они-то и делают возможным первый шаг на пути к перевоплощению - возникновению общно- сти мотивов актера и его героя.
В этом смысле и надо понимать основное положе- ние системы Станиславского (<идти к образу от себя>, что означает, по существу, поиск своих личных осно- ваний для действия в одном направлении со сцениче- ским персонажем. Таким образом, общность мотивов
656
актера и роли - первый шаг на пути к перевоплоще- нию, к созданию сценической личности. ; Надо сказать, что и зритель ощущает близость с : персонажем и отождествляет себя с ним только в том случае, когда ему близки мотивы поступков героя. Общность переживания наступает при совпадении мотивов сценической личности с мотивами зрителя. Процесс усвоения мотивов сложен и довольно длите- лен, поэтому человек, вошедший в зрительный зал в середине действия, не может сразу отдаться тем пере-
живаниям, которыми захвачены остальные зрители. [Ему нужно некоторое время для того, чтобы осознать Ситуацию и в воображении как бы поставить себя на место персонажа. Этот процесс происходит в основ- ном неосознанно.
Непосредственное заражение зрителя чувствами гамого актера, вероятно, занимает в зрительском вос- ариятии меньшее место, чем это представляется неко- юрым исследователям. Чем богаче театральный опыт йжтеля, чем искушеннее его вкус, тем активнее рабо- тает его воображение. Он ставит себя мысленно на ме- то персонажа, то есть понимает и принимает близко сердцу причины его поступков (мотивы действия). efaa зритель может сочувствовать, сопереживать ге- ою, отождествлять себя с ним и таким образом усва- вать новые общественные установки, идеи, способы сведения.
;В экспериментальном исследовании А.П. Ершо- й, посвященном изучению эмоциональных реакций Клроцессе обучения началам актерского искусства, Йадтверждается разница в индивидуальном развитии юсобностиктрансформаций творческой потребнос- сценической деятельности в мотивы и интересы ображаемого лица. Эта способность, по мнению ав- 1ра, и есть способность к внутреннему перевоплоще- ию. Думается, что вопрос надо ставить еще шире и творить вообще о подвижности мотивов улиц, актер- 1 одаренных, не забывая, что легкость трансформа- 1 мотивов - это лишь первый шаг на пути к образу.
657
Хотя воссоздание эмоционально окрашенной сис- темы мотивов личности очень существенный, началь- ный этап подготовки роли - это только побуждение к действию, осознание себя в предлагаемых обстоятель- ствах роли. Не менее важны и способы достижения цели. Зрителю важно понять не только, чего хочет персонаж, но и как он этого добивается. Это (<как> определяется преднастройкой восприятия и реагиро- вания, целостным состоянием готовности к действию, то есть (<установкой>.
Установка на воображаемую ситуацию
Как было показано ранее, неудовлетворенная по- требность и возникший на ее основе мотив действия служат лишь источником активности личности, а на- правленность этой активности определяется установ- кой. Установка существенным образом характеризует личность.
В жизни причиной возникновения установки слу- жит восприятие субъектом изменений ситуации, спо- собствующих или мешающих реализации его потреб- ности. Чтобы изменить ситуацию, человек - соответ- ственно сложившейся установке - определенным об- разом направляет свою активность.
Сценическое действие отличается от жизненного тем, что оно формируется при наличии установки не на реальную, а на воображаемую ситуацию. Ведь в те- атре условны и пространство и время, а люди вовсе не те, за кого себя выдают. Зная о нереальности этого ми- ра, актер знает и о том, что воображаемая ситуация не удовлетворит его реальную потребность.
Может ли в таком случае образ воображения, фан- том, стать установкой, реальным фактором поведения актера?
Многолетние экспериментальные исследования установочного действия воображения, проведенные Р.Г. Натадзе, подтвердили тесную связь между способ- ностью к сценическому перевоплощению и способно- стью вырабатывать установку на основе воображения.
658
.Происходит это в условиях восприятия реальной ситу- 1ации, противоречащей воображаемой. Выработка ус- 1,тановки на воображаемую ситуацию является, по мне- нию Натадзе, основой органичного поведения актера " роли. И особенно важно то обстоятельство, что го- овность действовать в предлагаемых обстоятельствах озникает при ярком представлении актером вообра- жаемой ситуации. Чем более подробно воспроизво- дится ситуация, чем значительнее информация, до- тупная творческой переработке, тем ближе вымыш- ленная ситуация к жизненной и тем легче вырабаты- вается на нее установка.
Исследователь проводит глубокий анализ основ- >ix положений системы Станиславского и с позиций ории установки находит (<поразительным> то сбли- ение, иногда полное совпадение, в характеристиках остояния (<веры> актера, по Станиславскому, и в рисании установки, по Д.Н. Узнадзе, в терминах на- ной психологии. Станиславский говорит, что маги- рское (<если бы> является своего рода толчком, воз- удителем активности на сцене. Он считает, что (<если м> вызывает мгновенную перестановку, (<сдвиг> в йчностной организации актера. Узнадзе утверждает, 1ВО-11редтавлен<еновейстггуат1ИИ-вътзБ1ваетвсубъек- (<переключение установки>.
.Сущность работы актера школы переживания со- "опт, по Станиславскому, в организации такого со- эяния (<подсознательного>, когда естественно и не- оизвольно возникает готовность к (<органическому йствию в роли>. Это состояние (<веры> и есть цело- аая психофизическая настроенность на определен- е действие, то есть - в терминологии школы гру- нских психологов - (<неосознанная установка>. На 1 основе происходит перестройка ряда психических оцессов: меняется направленность внимания и его (яцентрация, мобилизуется эмоциональная память, радывается иной способ мышления. Изменение ус- IIOBKH ведет к формированию новой системы отно- ий актера в роли, отличных от-его собственных.
659
Меняется его отношение к миру, к людям, к своему де- лу, к самому себе. ю Отношения в роли
Ученик В.М. Бехтерева В.Н. Мясищев предлагает рассматривать отношения как существенную сторону личности. Он считает, что действия и переживания теснейшим образом зависят от того, какие отношения с окружающим миром сложились в процессе индиви- дуального опыта. Психологи школы Мясищева пони- мают характер как систему преобладающих у данного человека отношений, закрепленных в процессе разви- тия и воспитания.
Репетиционная работа над образом под руководст- вом режиссера предполагает выработку у актера пре- имущественно оценочных отношений к роли и к об- стоятельствам жизни роли. Но эта работа будет успеш- ной только в том случае, если у актера есть и эмоцио- нальное отношение к ней. А оно возможно на основе активного, заинтересованного отношения к жизни в разнообразных ее проявлениях. Если на спектакле на основе оценочных отношений возникают разнообраз- ные отношения от лица роли, рождается подлинное сценическое переживание. Опасения, любовь, враж- да, соперничество - все разнообразие чувств персона- жа возникает, очевидно, на основе оценочных отно- шений самого актера - человека, обогащенного ин- дивидуальным опытом, имеющего определенные цен- ностные ориентации и нравственные критерии. В зависимости от того, как актер совместно с режиссе- ром трактуют события пьесы и как он относится к сво- ему персонажу, исполнитель будет строить свои взаи- моотношения с действующими лицами спектакля.
Понятие сценического переживания
Б.Г. Ананьев, объясняя в психологических терми- нах некоторые положения системы Станиславского, Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|