Психология художественного творчества



73 страница


но которые я знал у брата>. Это не мешало Толстому  

указать своему биографу П.И. Бирюкову на прообраз  

капитана Тушина: (<Брат Николай>.  

 

Стены творческой лаборатории писателя у нас на  

глазах безгранично расширяются. Это вся жизнь, от-  

разившаяся в его опыте. Он исходит из нее и вновь  

возвращается к ней, тщательно прорабатывая мель-  

чайшие элементы художественной структуры, стре-  

мясь оказать определенное эстетическое воздействие  

на воспринимающего.  

 

Сложнейший комплекс проблем творческой лабо-  

ратории является объектом не только специальных  

исследований. Известен громадный интерес к ней са-  

мой широкой читательской аудитории. Вот почему  

представляется такой своевременной идея, выдвину-  

тая комиссией комплексного изучения художествен-  

ного творчества, о включении курсов психологии  

творчества в программы гуманитарных, искусствовед-  

ческих факультетов вузов. Это очень важно - воспи-  

тать в будущих популяризаторах и исследователях ис-  

кусства не только методологически четкие приемы и  

навыки анализа художественного текста, но и верные  

представления о творчестве и его формах.  

 

ФОРТУНАТОВ Н.М. Творческий процесс  

Л.Н. Толстого как <опыт в лаборатории> // Психология  

процессов художественного творчества.  

Сборник. -Л.. 1980, с. 94-103.  

 

Наталия РОЖДЕСТВЕНСКАЯ  

 

ПСИХОЛОГИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ  

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

 

ПСИХОЛОГИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ  

 

Что меняется в личности самого актера в процессе  

сценического перевоплощения? От каких причин за-  

висят личностные перестройки входе репетиций? По-  

чему одни люди способны внутренне меняться в но-  

;бых предлагаемых обстоятельствах, даже если они су-  

,1цествуют только в их воображении, а другие нет? В  

1какой степени эти изменения психологии самого ак-  

тера способствуют рождению новой личности, такой,  

в которую зритель верит, за которой мысленно следу-  

ет? И не только сопереживает и дополняет в вообра-  

жении жизнь короля Лира, дяди Вани или Алексея  

Гурбина, но и оценивает, осуждает, смеется, презира-  

т: ведь в театре не только сопереживают, но и размы-  

цляют, и актер организует эту работу зрительского  

восприятия.  

 

" В наших знаниях о личности еще много неясного,  

Опорного. И все-таки попробуем обозначить основ-  

"ые этапы построения на сцене сложнейшей психоло-  

1ческой системы, состоящей из соподчиненных друг  

ругу свойств и качеств, которые определяют живую  

ичность.  

 

Личность формируется и проявляется только вдея-  

пьности. В процессе сценического действия и толь-  

в нем реализуется все особенное и типичное, что  

едставляет собой сценическое создание актера. А.А.  

вдалев показал, что в личности четко выделяются две  

1>уппы свойств: первая связана с побудительной (мо-  

вационной) стороной личности, а вторая - с орга-  

Изационно-исполнительской стороной психической  

Вгуляции деятельности. (<Внутреннее психологичес-  

содержание человека (его убеждения, потребнос-  

 

653  

 

ти, интересы, чувства, характер, способности) обяза-  

тельно выражаются у него в движениях, действиях,  

поступках. Воспринимая движения, действия, поступ-  

ки, деятельность человека, люди проникают в его вну-  

треннее психологическое состояние, познают его  

убеждения, характер, способности>.  

 

Умение ярко и точно выражать (<жизнь человечес-  

кого духа> является существенной способностью акте-  

ра. Как же протекают и от чего зависят действия акте-  

ра в роли? Ведь именно в них формируется и наиболее  

полно раскрывается психологическое содержание об-  

раза. Поэтому анализ сценического действия пред-  

ставляется наиболее удобным приемом для изучения  

тех изменений в личности актера, которые соверша-  

ются в процессе перевоплощения.  

 

Мотивация сценического действия  

 

Напомним, что (<всякое действие, в том числе и  

мыслительное, начинается с восприятия нарушения  

равновесия между индивидом и внешней средой, при-  

водящее к потребности восстановить это равновесие>  

(Т. Шибутани). Стало быть, начальный этап жизнен-  

ного действия связан с возникновением потребности  

и с оценкой ситуации, которая соответствует или не  

соответствует этой актуальной потребности. Таким  

образом, ориентировка в новой ситуации зависит от  

потребностей личности. Желания и устремления яв-  

ляются этапами осознания потребности, и они-то  

подталкивают человека на определенную последова-  

тельность действий. Он овладевает обстоятельствами,  

если знает, в чем состоят его интересы, и если распо-  

лагает средствами к достижению, цели. Сила его по-  

буждений в большой мере определяет волевую напря-  

женность действия.  

 

Как уже говорилось, далеко не всегда потребности  

человека до конца осознаны, так же как неосознаны и  

многие действия - навыки, привычки, инстинкты,  

непроизвольные движения и прочее. Тем не менее, за  

 

654  

 

всяким действием скрывается вполне определенная  

потребность или мотив.  

 

На основе жизненной потребности формируется  

цель действия. В связи с оценкой ситуации определя-  

уЮтся средства, при помощи которых она достигается.  

 

Сценическое действие, как и жизненное, обладает  

1 большей или меньшей волевой напряженностью и так  

же, как жизненное, имеет определенные цели (<зада-  

чи>, (<хотения>, (<волевой посыл> - по терминологии  

1школы Станиславского в разных ее вариантах).  

";. В конечном счете всякая человеческая деятель-  

ность направлена на достижение определенной цели.  

Принцип целесообразности отчетливо проявляется в  

рысшей нервной деятельности человека. Насколько  

большое значение цели действия придавал И.П. Пав-  

пов, видно из того, что он ввел в научный обиход по-  

нятие (<рефлекс цели>.  

 

С осознанием цели действия и тех средств, при по-  

мощи которых действие можно осуществить, форми-  

руется мотив - побудительная сила поступка. Сцени-  

еский поступок в той же мере, как и жизненный, дик-  

/ется тем или другим мотивом. Вместе с тем мотивы  

многом определяют своеобразие личности. Ведь  

збызнать человека надо донять,-не каким-ггрити-  

рам он совершает именно такие поступки, преследует  

1анные цели, действует тем, а не иным способом.  

(_ Можно с уверенностью сказать, что сценическое  

введение могло бы послужить прекрасной моделью  

учения мотивов поведения и динамических прояв-  

вний личности в ее деятельности.  

Среди множества мотивов, обусловливающих по-  

сдение человека, можно выделить те, которые связа-  

1ы с глубокими жизненными потребностями, и те, что  

Ьзваны изменением какой-нибудь конкретной ситу-  

Дии. Как правило, режиссура предлагает исполните-  

К) именно такиб (<тактические> мотивы, на основе  

фатегических мотивов (сверхзадачи) роли. И для то-  

1 чтобы целесообразно и последовательно действо-  

ть на сцене, актер должен мотивы своего героя сде-  

> собственными мотивами.  

 

655  

 

Только эмоционально пережив их, исполнитель  

действует (<от своего имени>, отталкивается от собст-  

венных побудительных причин, меняя вслед за моти-  

вами и направленность действия, т.е. его цели. А это  

происходит в том случае, когда актер легко переклю-  

чается с одной цели на другую и с одного мотива на  

другой. Условием такого переключения является спо-  

собность войти в предлагаемые обстоятельства роли,  

зажить в них и, отождествляя себя в воображении со  

своим героем, эмоционально пережить побудитель-  

ные причины его поступков. Этому в большой степе-  

ни способствует анализ ситуаций пьесы, который ак-  

тер производит совместно с режиссером в репетици-  

онный период.  

 

Но бывает так, что между жизненными ситуациями  

самого актера и сценическими ситуациями нет ника-  

кого сходства. Соответственно, не будет сходства и  

между мотивами действий актера и персонажами пье-  

сы. Тогда по ходу работы над ролью подвергаются  

трансформации те мотивы, которые формируются на  

основе самых значительных жизненных потребностей  

актера. Из них важнейшими побудителями сценичес-  

кого действия, конечно, будут потребность творчества,  

стремление к самовыражению и общению, поиски  

смысла жизни, отношение к явлениям современности.  

 

Особое место в усвоении мотивов персонажа зани-  

мают процессы идентификации и проекции. Актер не  

только наделяет персонаж собственными мотивами,  

но и принимает на себя некоторые мотивы роли. Эмо-  

циональное отношение актера к мотивам действую-  

щего лица помогает ему найти личные побудительные  

причины для действия в одном направлении со своим  

персонажем. Они-то и делают возможным первый шаг  

на пути к перевоплощению - возникновению общно-  

сти мотивов актера и его героя.  

 

В этом смысле и надо понимать основное положе-  

ние системы Станиславского (<идти к образу от себя>,  

что означает, по существу, поиск своих личных осно-  

ваний для действия в одном направлении со сцениче-  

ским персонажем. Таким образом, общность мотивов  

 

656  

 

актера и роли - первый шаг на пути к перевоплоще-  

нию, к созданию сценической личности.  

; Надо сказать, что и зритель ощущает близость с  

: персонажем и отождествляет себя с ним только в том  

случае, когда ему близки мотивы поступков героя.  

Общность переживания наступает при совпадении  

мотивов сценической личности с мотивами зрителя.  

Процесс усвоения мотивов сложен и довольно длите-  

лен, поэтому человек, вошедший в зрительный зал в  

середине действия, не может сразу отдаться тем пере-  

 

живаниям, которыми захвачены остальные зрители.  

[Ему нужно некоторое время для того, чтобы осознать  

Ситуацию и в воображении как бы поставить себя на  

место персонажа. Этот процесс происходит в основ-  

ном неосознанно.  

 

Непосредственное заражение зрителя чувствами  

гамого актера, вероятно, занимает в зрительском вос-  

ариятии меньшее место, чем это представляется неко-  

юрым исследователям. Чем богаче театральный опыт  

йжтеля, чем искушеннее его вкус, тем активнее рабо-  

тает его воображение. Он ставит себя мысленно на ме-  

то персонажа, то есть понимает и принимает близко  

сердцу причины его поступков (мотивы действия).  

efaa зритель может сочувствовать, сопереживать ге-  

ою, отождествлять себя с ним и таким образом усва-  

вать новые общественные установки, идеи, способы  

сведения.  

 

;В экспериментальном исследовании А.П. Ершо-  

й, посвященном изучению эмоциональных реакций  

Клроцессе обучения началам актерского искусства,  

Йадтверждается разница в индивидуальном развитии  

юсобностиктрансформаций творческой потребнос-  

сценической деятельности в мотивы и интересы  

ображаемого лица. Эта способность, по мнению ав-  

1ра, и есть способность к внутреннему перевоплоще-  

ию. Думается, что вопрос надо ставить еще шире и  

творить вообще о подвижности мотивов улиц, актер-  

1 одаренных, не забывая, что легкость трансформа-  

1 мотивов - это лишь первый шаг на пути к образу.  

 

657  

 

Хотя воссоздание эмоционально окрашенной сис-  

темы мотивов личности очень существенный, началь-  

ный этап подготовки роли - это только побуждение к  

действию, осознание себя в предлагаемых обстоятель-  

ствах роли. Не менее важны и способы достижения  

цели. Зрителю важно понять не только, чего хочет  

персонаж, но и как он этого добивается. Это (<как>  

определяется преднастройкой восприятия и реагиро-  

вания, целостным состоянием готовности к действию,  

то есть (<установкой>.  

 

Установка на воображаемую ситуацию  

 

Как было показано ранее, неудовлетворенная по-  

требность и возникший на ее основе мотив действия  

служат лишь источником активности личности, а на-  

правленность этой активности определяется установ-  

кой. Установка существенным образом характеризует  

личность.  

 

В жизни причиной возникновения установки слу-  

жит восприятие субъектом изменений ситуации, спо-  

собствующих или мешающих реализации его потреб-  

ности. Чтобы изменить ситуацию, человек - соответ-  

ственно сложившейся установке - определенным об-  

разом направляет свою активность.  

 

Сценическое действие отличается от жизненного  

тем, что оно формируется при наличии установки не  

на реальную, а на воображаемую ситуацию. Ведь в те-  

атре условны и пространство и время, а люди вовсе не  

те, за кого себя выдают. Зная о нереальности этого ми-  

ра, актер знает и о том, что воображаемая ситуация не  

удовлетворит его реальную потребность.  

 

Может ли в таком случае образ воображения, фан-  

том, стать установкой, реальным фактором поведения  

актера?  

 

Многолетние экспериментальные исследования  

установочного действия воображения, проведенные  

Р.Г. Натадзе, подтвердили тесную связь между способ-  

ностью к сценическому перевоплощению и способно-  

стью вырабатывать установку на основе воображения.  

 

658  

 

.Происходит это в условиях восприятия реальной ситу-  

1ации, противоречащей воображаемой. Выработка ус-  

1,тановки на воображаемую ситуацию является, по мне-  

нию Натадзе, основой органичного поведения актера  

" роли. И особенно важно то обстоятельство, что го-  

овность действовать в предлагаемых обстоятельствах  

озникает при ярком представлении актером вообра-  

жаемой ситуации. Чем более подробно воспроизво-  

дится ситуация, чем значительнее информация, до-  

тупная творческой переработке, тем ближе вымыш-  

ленная ситуация к жизненной и тем легче вырабаты-  

вается на нее установка.  

 

Исследователь проводит глубокий анализ основ-  

>ix положений системы Станиславского и с позиций  

ории установки находит (<поразительным> то сбли-  

ение, иногда полное совпадение, в характеристиках  

остояния (<веры> актера, по Станиславскому, и в  

рисании установки, по Д.Н. Узнадзе, в терминах на-  

ной психологии. Станиславский говорит, что маги-  

рское (<если бы> является своего рода толчком, воз-  

удителем активности на сцене. Он считает, что (<если  

м> вызывает мгновенную перестановку, (<сдвиг> в  

йчностной организации актера. Узнадзе утверждает,  

1ВО-11редтавлен<еновейстггуат1ИИ-вътзБ1ваетвсубъек-  

(<переключение установки>.  

 

.Сущность работы актера школы переживания со-  

"опт, по Станиславскому, в организации такого со-  

эяния (<подсознательного>, когда естественно и не-  

оизвольно возникает готовность к (<органическому  

йствию в роли>. Это состояние (<веры> и есть цело-  

аая психофизическая настроенность на определен-  

е действие, то есть - в терминологии школы гру-  

нских психологов - (<неосознанная установка>. На  

1 основе происходит перестройка ряда психических  

оцессов: меняется направленность внимания и его  

(яцентрация, мобилизуется эмоциональная память,  

радывается иной способ мышления. Изменение ус-  

IIOBKH ведет к формированию новой системы отно-  

ий актера в роли, отличных от-его собственных.  

 

659  

 

Меняется его отношение к миру, к людям, к своему де-  

лу, к самому себе.  

ю  

Отношения в роли  

 

Ученик В.М. Бехтерева В.Н. Мясищев предлагает  

рассматривать отношения как существенную сторону  

личности. Он считает, что действия и переживания  

теснейшим образом зависят от того, какие отношения  

с окружающим миром сложились в процессе индиви-  

дуального опыта. Психологи школы Мясищева пони-  

мают характер как систему преобладающих у данного  

человека отношений, закрепленных в процессе разви-  

тия и воспитания.  

 

Репетиционная работа над образом под руководст-  

вом режиссера предполагает выработку у актера пре-  

имущественно оценочных отношений к роли и к об-  

стоятельствам жизни роли. Но эта работа будет успеш-  

ной только в том случае, если у актера есть и эмоцио-  

нальное отношение к ней. А оно возможно на основе  

активного, заинтересованного отношения к жизни в  

разнообразных ее проявлениях. Если на спектакле на  

основе оценочных отношений возникают разнообраз-  

ные отношения от лица роли, рождается подлинное  

сценическое переживание. Опасения, любовь, враж-  

да, соперничество - все разнообразие чувств персона-  

жа возникает, очевидно, на основе оценочных отно-  

шений самого актера - человека, обогащенного ин-  

дивидуальным опытом, имеющего определенные цен-  

ностные ориентации и нравственные критерии. В  

зависимости от того, как актер совместно с режиссе-  

ром трактуют события пьесы и как он относится к сво-  

ему персонажу, исполнитель будет строить свои взаи-  

моотношения с действующими лицами спектакля.  

 

Понятие сценического переживания  

 

Б.Г. Ананьев, объясняя в психологических терми-  

нах некоторые положения системы Станиславского,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 583
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Баскакова М.А., Березкина-Орлова В. » Телесно-ориентированная психотехника актера » 2 страница
  • Баскакова М.А., Березкина-Орлова В. » Телесно-ориентированная психотехника актера » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь