Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчества.его другим? Потому, что второе ярче лепило образ или звучало музыкальнее, подчеркивало ритмом фигуру противопоставления и т.п. А для этого он, вероятно, должен был прочесть стих, строфу, а может быть, - и все уже написанные строфы.
Почему А. Иванов писал этюды к своей знамени- той картине не только с живых моделей, но и с соот- ветствующих античных гипсов? Не потому ли, что, пе- ренося этюд живой модели на картину, он сверял обобщенность и ясность формы с идеальной ясностью ее на этюде, сделанном с античного гипса?
Выбирая, сверяя картину и этюды, он нигде прямо не имел дела с воспринимаемой действительностью. Воображаемый мир - эта смутная даль - возникал и снялся на холсте, и естественно было достраивать "ие картины, исходя из ее достоинств и недостат- ков, илишьдля этого привлекать прошлый творчес- опыт и новый материал.
21
Объективные свидетельства творческого щ говорят о постоянном участии в нем восприят.., никающего произведения. Они говорят о зна для успеха процесса оценки сделанного на B(S этапах. Оценивается соответствие нового кус только общему, как правило, вначале неясному: лу и воспринимаемой жизни, но также другим произведения по его внутренней логике. Про> ние напоминает развивающийся организм. В ( сделанное все время поступает информация о ном, чтобы вызвать к жизни новые задачи.
Мы назвали выше проблему прочтения со ного произведения и продвижения его на оснс такого прочтения проблемой обратных связей. мечая роли обратных связей, философы, психо. искусствоведы представляли творческий щ слишком гладким, не видели важнейшей и п( ной реальной драмы творчества.
< <
Существуют другие аспекты той же про( Вспомним основную особенность восприятия i, ка. Рисунок содержит неполный и измененный сигналов по сравнению с изображаемой на нем вительностью. Но то, что мы должны увидеть сунке, не только полно передает действительно передает ее глубже и ярче, чем прямое восприят тому что художник отбирал формы и на своем. толковал явления. Однако все ли видят рисуна как видит его художник?
Неопытному рисовальщику кажется, что он с убедительную форму, ему трудно увидеть свой нок, отрешившись от восприятия модели, увиде как бы со стороны, глазами зрителя. А зритель чувствует, что лепка неясная, ракурсы читают ошибки в пропорциях (короткая рука и т.п.). щ ность прочтения собственного произведения ei чительнее в творческом процессе.
212
изведение художника должно стать открытием "их, оно несет зрителю (читателю) новый образ Q использует для этого существенно новый " но если это действительно открытие, оно о быть хотя бы в потенции доступно зрителю ат-елю), должно <открывать> ему мир. Как же ви- художник свое произведение? Какова мера совпа- а опыта художника и зрительского (читательско- опыта? Где граница между субъективизмом и ис- ым новаторством, которое непременно пробьет дорогу в народ? Почему новаторское творчество пущкина так скоро стало народным? И где, с другой дроны, граница между широкой понятностью и тра- фдретностью произведения, лежащей за пределами "дрчества и искусства? Этот аспект проблемы связан воспитанием зрителя и с ответственностью художни- ка в его новаторских решениях.
Наконец, психология творчества рассматривалась до сих пор как часть общей психологии, то есть психо- логии человека, отвлекающейся от индивидуальных особенностей и социальных связей, в то время как психология творчества невозможна без изучения кон- кретных деятельностей человека и связей его с обще- ством.
Восприятие зрителя и критика, как бы ни старался художник замкнуться в башне из слоновой кости, сильнейшим образом влияют на творческий процесс. И похвала и резкая критика могут как обогатить твор- ческий процесс, так и искривить и оборвать его. Мне- ние критика и зрителя неизбежно изменяет взгляд ху- дожника на собственное произведение, заставляет его, подчиняясь в какой-то мере критике, ставить но- вые задачи или, протестуя против нее, острее решать прежние.
ВОЛКОВ Н. Процесс изобразительного творчества и проблема <обратных связей> // Содружество наук и тайны творчества. Сборник. - М., 1968, с.234-254.
Л.САЛЯМОН
О ФИЗИОЛОГИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕП
КИХ ПРОЦЕССОВ
Мысль может быть сообщена другом Альберт Эйц
Но не выразить из Чем так смутно пс
П. Вязи
Искусство - есть форма человеческой деятел ти. Это известно. По превосходному определен Акимова: <Искусство - есть средство общения И. людьми. Это второй особый язык, на котором с гих важнейших и глубочайших вещах можно сг лучше, чем на обыкновенном языке. Вместе с те понятий и мыслей - научных, технических, вых - на обыкновенном языке излагаются пр< точнее>.
Общение при помощи искусства имеет свои бенности. Искусство всегда затрагивает, как гов( прежде, сферу чувств, или, по современной терц логии, - область эстетических эмоций. Любые 1 ния природы (в том числе и человеческие взаимо шения), побуждающие <движение чувств>, могут жить толчком для художественного творчества продукт - произведение искусства; оно призвано создать соответствующее <движение чувств> у чйЦ ля (слушателя, зрителя). Это известное положен ставляет присмотреться к характерным чертам эЩ онально-эстетической информации и попытаться явить закономерности ее отличий от информ обычной (неэмоциональной или рациональной).-
Эмоции можно анализировать в эстетичес психологическом или физиологическом плане. работа представляет собой попытку найти физис
214
W предпосылки эмоционально-эстетической де- льности человека.
r дует сделать небольшое отступление и рассмот- Проблему в целом. Физиологические и эстетичес- явления упоминаются вместе, обычно для их про- " поставления. В форме обывательского протеста "рулируется приблизительно так: <С одной сто- эстетика - наука о прекрасном, а с другой - эстетическая физиология с ее лягушками и крыса-
и > Порой высказываются опасения, что физиоло- гицесш анализ художественного творчества: а) может, так сказать, <убить> самое искусство; б) может привести к вульгарной биологизации гу- манитарных наук.
рассмотрим оба предположения. <Будет ли, - спрашивает Дж. Томсон, - шутка все еще казаться нам смешной, когда мы узнаем интимные мозговые процессы обусловливающие смех>. <Я, конечно, наде- юсь, - заключает он, - что шутка останется шуткой>. С этим трудно не согласиться. Никогда еще анализ яв- ления не устранял самого явления. Исследование ме- ханизмов мышечного сокращения не отразилось на походке людей, а анализ физиологии полового про- цесса не изменил взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Творчество не исчезнет от того, что его физиологические механизмы станут специалистам бо- лее понятны.
Физиология не имеет также претензий (и, конечно, возможностей) поглотить или подменить литературо- ведение. Физиология по самой своей сущности не мо- жет анализировать содержание произведений искусст- ва. Она может только исследовать физиологические механизмы эмоционально-эстетической активности овека. В любом учебнике физиологии есть разде- лы, озаглавленные: <Голос> и <Речь>. Но это нисколь- ко не ущемляет лингвистику и не вульгаризирует про- У общественного значения речи. Вспомним, на- " что существует крупный раздел медицинской У - <Физиология труда>, хотя труд, как всем по- "о. явление социальное. Не меньшее право на су-
215
ществование имеет и <физиология творчества> тическое значение физиологии труда давно уж< зано. Это дает основание полагать, что и б физиология творчества окажется наукой не TOJU тёресной, но и полезной. Такое предположения ставляется естественным, хотя приходится согд ся с тем, что попытки привлечь физиологию длад нования эстетической феноменологии пока что мало эффективными. А подобного рода попыЦ лагались неоднократно. :,
Значительное внимание во второй половина шлого века уделялось известным исследования> нера. Его экспериментальный (психологи анализ геометрических пропорций, которые читает человеческий глаз, привел к концепции зиологическом постоянстве объектов, оказывав эстетическое воздействие. Близкая по смыслу ксй. ция была развита крупнейшим физиологом мгольцем, выдвинувшим резонансную теорию i предложившим гипотезу, обосновывающую эс1 ское воздействие музыки. Известно, что KQHI Фехнера оказалась неполноценной и непосл. тельной. Наряду с абсолютным значением физией ческого воздействия пропорций Фехнер вын) был признавать и эстетическую роль ассоциа1 факторов. Подчеркнем, что Гельмгольц был до( но объективен и не пытался абсолютизировать < логические <вечные> признаки эстетических Е ствий. Он писал: <Система гамм, тонов и ихга{ ческое построение основываются не только на менных законах природы, но являются от результатом эстетических принципов, которые вержены изменению в связи с постоянным разв1Й человечества>, л
Хотя <Эстопсихологая> Эмиля Геннекена и н< носится к области физиологии и с момента ее по; ния прошло более семидесяти лет, это исследова) сейчас еще может оказаться полезным для физ> гов, интересующихся проблемами художествен творчества. Эмиль Геннекен четко формулирует.
216
ологии эстетического восприятия и круг топсихологии>, одна из которых должна быть ЇзаДЗ научному анализу нравственного значения посвяш g дожатся ли эмоции, при многократном тисУ в основу поведения личности, иначе го- повтор е ли влиять род чтения на свойства лич- > Э Геннекен видит специфику искусства в ее ""бности осуществлять эмоциональную информа- 0 значит, по своему существу, книга, картина, я. Все эти произведения искусства являются оупностью средств воздействия на чувства, спо- возбудить известного рода эмоции. Что каса- д именно книги, то она есть словесное произведе- мте предназначенное для того, чтобы с помощью раз- циных образов... возбудить в читателях особый род эмоций, эмоций эстетических.>
ряд работ, появившихся в России, был посвящен попыткам найти физиологические (часто с психоло- гическим оттенком) предпосылки эстетической дея- тельности человека. Нужно назвать работы В.Ф. Веля- мовича, Л.Е. Оболенского, содержательные моногра- фии С.О. Грузенберга, известные статьи В.М. Бехтере- ва и В. Савича. Позитивная сторона большинства прежних исследований имеет сейчас значение лишь для историографии вопроса.
В.Ф. Велямович иЛ.Е. Оболенский пытались обос- новать гипотезу, согласно которой <чувство красоты> прямым или косвенным образом связано с <физиоло- гической полезностью> воспринимаемого объекта. Приведем пример, иллюстрирующий затруднение, с которым столкнулась эта гипотеза, и те софистичес- кие ухищрения, к которым приходилось прибегать ее авторам. Для того чтобы объяснить полезность при- знаков женской красоты, В.Ф. Велямович говорит о Физиологическом значении широкого таза, женской "ноты и т.д. и даже о том, что дамам полезна <отно- "ьно меньшая вместимость> черепной коробки.
-"ское строение черепа (малая вместительность), Рчие лба (низкий лоб) и женственное выражение
"ица, - писал В.Ф. Велямович, - представляют
217
внешнее выражение относительной бедности! лектаг; ...но ...очевидно, женщина в нем вовсе? далась; высокое интеллектуальное развитие не не представляло бы для нее никакой непосре ной полезности, но принесло бы даже вред, непроизводительная затрата жизненных сил i кое умственное развитие... поглотила бы тот- органических сил, который мог быть напра произведение более сильного потомства>. Те: Велямовича о том, что мужчинам нравятсяд женщины, избавляет от необходимости анализ другие положения этой работы.
В 1923 году В. Савич, а в 1958 Л. Гумилевски лились соображениями о том, что физиология> ского процесса подчинена общим закономер высшей нервной деятельности, сформулиров И.П. Павловым. В. Савич показал, что пр возбуждения и торможения, их иррадиация итЯ ложимы к творческой активности человека. ЗЩ левский сделал попытку использовать учени Павлова о второй сигнальной системе для аная дожественной образности слова. Он пришел юд чению, что <в единстве трех свойств художеств слова - многообъемности, подкрепляемоста, не словоупотребления - заключается его изо тельная и эмоциональная сила>. Неубедител этого утверждения для физиолога очевидна. крепляемость> слова - атрибут всякой речии, вательно, не выявляет его художественного зна
Классические исследования И.П. Павлова фундаментом для понимания общих закономерЯ высших функций центральной нервной система бая деятельность человека - будь то научное ис< вание, бытовые действия или художественное та ство, непременно реализуется с участием коры1 вного мозга и поэтому всегда может иллюстри{ справедливость учения И.П. Павлова. Исполы это учение для того, чтобы сформулировать при пиальное отличие художественного творчества < учного, не удалось ни В. Савичу, ни Л. ГумилеЕ
218
отельно так же приходится оценить рефлек- w веский подход В.М. Бехтерева к художествен- й aлol" цеству. Критическая оценка основных поло- ГНОУ работ содержится в превосходной моно-
иЛ.С. Выготского.
известно. И.П. Павлов анализом художествен- .: - орчества специально не занимался. Обсуждая в сотрудников (на так называемых павловских РУ ) проблему второй сигнальной системы, И.П. ов поделился соображением о том, что <соответ- Тнное преобладание первой и второй сигнальной темыделитлюдей на художников и мыслителей>. то положение одно время охотно цитировалось и ри- дранно широко трактовалось. Напомним, что про- ,тив этого возражал ближайший ученик И.П. Павло- ва-Л А- Орбели. Тезис о более высокой функциональ- ной активности первой сигнальной системы у лиц, склонных к художественному творчеству, в сущности есть физиологическая формула известного положения о высокой впечатлительности художника.
Хотя физиология и не смогла еще решить сущест- венных проблем художественного творчества, ее уси- лия нельзя считать совершенно напрасными. Все пе- речисленные работы рождены стремлением, говоря словами В.Ф. Велямовича, <заменить мистические ос- нования явлений красоты - основаниями естествен- нонаучного свойства; дать строго материалистичес- кую обосновку даже таким явлениям, как феномены красоты, которые - в силу исконной рутины - трак- товались всегда по преимуществу с трансценденталь- но-идеальной точки зрения>. Та же мысль содержится в работах Л .Е. Оболенского, С.О. Грузенберга, В. Сави- ча, В.М. Бехтерева. В статье <Личность художников в Рефлексологическом изучении> В.М. Бехтерев отме- тил, что <никакое детальное описание озарения и овения... не может привести к научному объясне- "- Оно и не пытается его дать; оно говорит о чуде>.
гадать <чудо>, найти его физиологический суб- Р ~ задача важная и интересная. Интерес и акту- Їьне утрачиваются оттого, что прежние попыт-
219
ки решить задачу не привели к положительно зультатам.
Особенности эмоциональной инфс
Эстетические эмоции представляют собой ча случай всякой эмоциональной активности чело, информация эстетических эмоций лишь частны чай любой эмоциональной информации. Так ) речь - явление более широкое - служит предг кой для художественной литературы, так и эк нальная активность человека оказывается о физиологических предпосылок для его эмоцй но-эстетической деятельности. Обратим внима! ее элементы и рассмотрим несколько прос-й примеров эмоционального сообщения (не счйч его эстетическим значением).
<До чего здорово! Мировая картина! Нет, ei Честное слово!>- восклицает, например, ки1 тель. Подобное восклицание позволяет судить тенсивности его впечатления и не дает возмОЙ установить, что именно взволновало человека. 1 сказ киновпечатления обычно воодушевляет рассказчика, чем слушателя. Этот банальный л1 представляется поучительным. Принципиальная рона подобного явления характерна почти дляЙ1 го эмоциональною восклицания. Характерна для брани. -
Бранные вопли, гневные или восторженные, Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|