Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчества
гересно наблюдение над существенной разни- )жду художественным творчеством и его воспри- , имеющее прямое отношение к исследуемой на- эблеме, записано историком В.О. Ключевским: кественно воспроизведенный образ трогает во- )№ние, а не сердце, не чувство, как художествен- сненная мысль возбуждает ум, не сердца... На- ие художника и настроения зрителя или слуша- " не одно и то же, а совсем разные по существу ания: у одного творческое напряжение, чтобы ать, у другого критическое наслаждение отуспе-
485
ха передачи. Художник, испытывающий от своего произведения удовольствие, одинаковое со зрителем или слушателем, испытывает его как зритель или слу- шатель, как критик самого себя, а не как творец свое- го произведения>. Конечно, Ключевский не прокла- мирует <безэмоциональное> восприятие, он указывает на путь к чувству через воображение, что сомнения не вызывает, хотя по современным данным проблемы не исчерпывает, так как игнорирует и прямое физиологи- ческое воздействие искусства, и суггестивные свойст- ва прекрасного, сотворенного художником. Но для нас важно проницательное суждение Ключевского о включенности критического начала в художественное наслаждение (кстати сказать, невозможное без эмоци- ональной захваченности реципиента).
Сопереживание и со-раздумье не останавливают собственную мыслительную деятельность читателя, отражающую и его жизненную установку, зависимую от потребностей, и его социальные связи, и его куль- турную оснащенность. Все это взаимосвязано и про- исходит одновременно в едином многоступенчатом и многоуровневом процессе. Поскольку сопереживание как бы выделяет из художественных произведений их жизненную первооснову, то к ней и относятся входя- щие в его состав критические потенции, реализуемые и в эмоциональной сфере. В наших примерах и Иван Грозный, и Ричард III не располагают (по-разному, ко- нечно) к безоговорочному сочувствию, а посему сопе- реживание им так или иначе ограничивается, приоб- ретает свой неповторимый характер, в частности и критичностью оценки их образно раскрытых личнос- тей, их поступков, их окружения и т.п.
Этот вид критичности восприятия становится мало заметным или вообще сходит на нет, когда сопережи- вание обретает героя, близкого к воображаемой чита- телем суперличности, отвечающей его идеалу самого себя. Тем большую ответственность за впечатление от образа принимают на себя драматизм, найденные ху- дожником стимулы противочувствия читателя. В эсте- тическом плане здесь имеются в виду не только пери-
486
создаваемого художником образа драматичес- 1дьбы героя (а, например, в музыке - собствен- л)аматических переживаний автора, передавае- 1отсебя самого, и от имени других), но и драма- рызывающих противочувствие несоответствий, емых в различных жанрах (и комический эф- > данном случае рассматривается как частный (функционирования драматизма). (дет, Дон Кихот, Фауст - каждый из этих образов 1 из многих впечатляющих противоречий, ана- юторых посвящена огромная литература, под- дающая их безмерную глубину великолепием < и несхожих талантливых интерпретаций, от- 1их и время своего создания, и личности своих
чевидные и скрытые противоречия, скажем, евского Базарова или гончаровского Обломова? 1Ц1ИЙ художественно-психологический анализ юположных мотивов, душевных устремлений 1.Л.Н. Толстого, кричащие внутренние противо- . героев Ф.М.Достоевского? [мы вдумчиво обратимся к вызывавшим широ- лик образам советского искусства, то заметим ; Д. Фурманова, и особенно в знаменитом е, противоречие между необразованностью Ча- iero самобытным талантом. А как усиливает на- дие сюжета <Оптимистической трагедии> Вс. некого назначение комиссаром на военный ко- где властвуют анархисты, женщины? переживание читателя ищет в искусстве соответ- ice6e, своему опыту, своим волнениям, тревогам, богатствам эмоциональной памяти и всей пси- ной жизни. Когда такое соответствие находится, переживание герою, автору, его сотворившему, ртся с удивительно отстраненным сопережива- емому себе, что дает наиболее сильный эмоци- шй эффект. Это не такое переживание, которое 1ивается в жизни, возможно, стрессом, а <сопе- ание>, сопряженное со взглядом на себя как бы )ны, сквозь призму художественного образа,
487
сопереживание сильное, яркое, но эстетически про- светленное. Этот <взгляд со стороны> тоже содержит в себе и элементы критичности.
Пафос критичности достигает наивысшего накала при восприятии сатирических произведений, а само сопереживание при этом превращается как бы в свою противоположность, т.е. в своеобразную эмпатию, ли- бо вовсе лишенную сочувствия к герою, либо окра- шенную сожалением по поводу его жалкой участи, по- ступков, принижающих человеческое достоинство.
Нет одинакового сопереживания, как нет унифика- ции в подлинном искусстве, как нет двух личностей с полностью повторяющими друг друга психическим складом, жизненным опытом, генетическим наслед- ством и т.п. Как мы видим при этом, характер, интен- сивность и направленность сопереживания зависят и от меры отстранения, от того, насколько читатель яс- но, четко воспринимает искусство как искусство, от степени восхищенности им как выражением прекрас- ного. Зависимость эта диалектична.. Эмоциональная восторженность от встречи с прекрасным способна усилить сопереживание самим фактом усиленной аф- фектированности восприятия. Но вызванные тем же обстоятельством сотворчество, оценочная деятель- ность по поводу мастерства художника могут и сни- зить непосредственность сопереживания.
Говоря обобщенно, сотворчество - это активная творчески-созидательная психическая деятельность читателей, протекающая преимущественно в области воображения, восстанавливающая связи между худо- жественно-условным отображением действительнос- ти и самой действительностью, между художествен- ным образом и ассоциативно возникающими образа- ми самой жизни в тех ее явлениях, которые входят в опыт, эмоциональную память и внутренний мир (ин- теллектуальный и чувственный, сознательный и нео- сознаваемый) реципиента. Эта деятельность носит субъективно-объективный характер, зависит от миро- воззрения, личностного и социального опыта читате- ля, его культурности, вбирает в себя индивидуальные
488
1ости восприятия и вместе с тем поддается суг- <ой направленности произведения искусства, тению им того или иного художественного со- Мия.
!жет показаться, что сотворчество всего лишь 1оположнопо совершаемому пути собственно ественному творчеству. У некоторых ученых изительно так это и выглядит: художник коди- спринимающий раскодирует, извлекая из об- кода заложенную в нем информацию. Но та- пиз лишает искусство его специфики. Сотвор- - проявитель художественных начал в чита- ж восприятии. Оно не просто расшифровывает ованное другим, но и творчески конструирует цью воображения свои ответные образы, пря- эвпадающие с видением автора произведения, близкие им по содержательным признакам, од- йенно оценивая талант, мастерство художника й точки зрения на жизнь и искусство. Послед- :тоятельство также нельзя упускать из виду в гениях о воспитательной эффективности худо- lHoro воздействия.
йапо себе такая оценочная деятельность отнюдь Нелинейна, она, в свою очередь, противоречива ва жизни, стоящей за произведением, и самого ведения, уровни культуры художника и читате- йциональная захваченность ходом восприятия и дальность оценки и т.п.), многоступенчата. Так, айкинский, исследуя этот процесс при воспри- узыки, заключает: <В целом система оценочной ьности... сложна и включает в себя самые раз- ? действия.
[>вый вид может быть определен термином пер- t. Он объединяет в группу получение художест- о <впечатления>, восприятие оценочной дея- :ти других слушателей, восприятие их мнений в r их выражения.
им видом является апперцепция- актуализа- iHOCTHoro и оценочного опыта, усвоенных кри- й, шкал>. Далее музыковед называет еще <оце-
489
ночные операции>, включающие сопоставление свое- го впечатления с общепринятыми критериями, с оценками других слушателей и т.п., фиксацию оцен- ки, дает всем этим разнонаправленным действиям ха- рактеристики, далее отмечает <погружение> оценоч- ной деятельности в <художественный мир>, в <специ- фическую ткань произведения>.
Каждый вид искусства по-своему требует от читате- ля оценочной деятельности, она необходима для пол- ноты и-суггестивности художественного впечатления, но разные направления ее по-разному <дозируют>. Менее всего она заметна при восприятии произведе- ний, ориентированных на художественный психоло- гизм, т.е. на достижение наибольшего доверия к жиз- ненной правде отображаемого и соответственно на эмоциональную напряженность сопереживания. Зна- чительно откровеннее выступает оценочная деятель- ность при восприятии более или менее подчеркнуто условного искусства, чьи образы метафоричны, зачас- тую в расширенном значении этого понятия, требуют большей, чем психологизм, конструктивности от во- ображения реципиента. Но таков только один из ком- понентов сотворчества как активного процесса, вклю- чающего в себя нерасчлененное и во многом неосоз- наваемое восприятие содержания и формы произведе- ния как утверждение торжества человеческого гения (не только в кантовской интерпретации этого поня- тия, но и в его расширительной трактовке).
Введем в наши соображения мнение Н.Я. Джинд- жихашвили о психологической необходимости искус- ства, отличной от социологической: <Мир, представ- ленный художественным произведением, - добро- вольный мир, рожденный человеческим произволом. Повторяет ли он нынешний мир, воссоздает ли про- шлый или предвосхищает будущий, - он существует лишь как допущение нашей собственной воли. Реаль- ный мир человеку задан и пребывает независимо от его воли, тогда как художественная действительность полностью обусловлена нашим желанием: в нашей во- ле создавать или не создавать (воспринимать или не
490
снимать) ее. Этот факт сообщает чувство свобо- 1-ого, что создано не нами; больше того: ощуще- васти над ним>.
1д ли целесообразно отделять психологическую Йдимость от социологической, от творчески-по- Йельной и побуждающей к действию, нонам по- 1цлось это суждение для того, чтобы подчерк- 1то гедонистическая окраска сотворчества со- !йа с этим ощущением свободы от отображаемо- Кусством, хотя бы в нашем сопереживании Соприсутствовали отрицательные эмоции, вы- йщие подчас даже искренние слезы горячего со- 1ия страданиям героя.
вдохновляющее сознание властности над пред- отражения, отображения и преображения, над дай и воспринимаемой второй действительнос- олучающей из рук человека суггестивные свой- ияющей на его сознание и подсознание, изна- > было связано с тотемическим и мифологичес- ышлением. Не случайно в древности искусство ало пути разным своим видам в формах, как бы кивающих его условность. Поэтому, очевидно, ически поначалу складывалось преимущество чества перед сопереживанием как ведущей сто- удожественного восприятия, помогающего че- 1 осознать себя человеком, увереннее идти по .прогрессивного развития. .правило, условными средствами художествен- мразительности изобретательно и последова- > пользуются все виды фольклора, в том числе порный театр. Интересно отметить, что и рус- ольклорный театр был, конечно, театром пре- > условным. Поэтому можно с научной обосно- втью сказать, что развивал русские народные или в сценическом искусстве в значительно ей Мере В.Э. Мейерхольд, чем К.С. Станислав- - ведь театральный психологизм в России фор- ался как художественная система М.С. Щепки- ачиная с 20-х годов XIX в.
491
Вот как, по свидетельству современника, ставилась пьеса <Царь Максимилиан>, которую фольклористы признают подлинно <своей>, т.е. истинно народной, в сибирском селе Тельма в 80-х годах прошлого столе- тия. Пьеса эта, так же, как и другая - <Царь Ирод>, - <были занесены в давние времена местными отстав- ными солдатами и устно передавались <отделов к от- цам, от отцов - к сыновьям>. Каждое поколение точ- но сохраняло текст, мотивы песен, стиль исполнения и костюмировку. Исполнялись обе пьесы в повышен- но-героическом тоне. Текст не говорился, а выкрики- вался с особыми характерными ударениями. Из всех действующих лиц <Царя Максимилиана> только ми- мические роли старика и старухи - гробокопателей исполнялись в число реалистичных тонах и в их текст делались вставки на злобу дня (заметим намеренный анахронизм. - В. Б.). Женские роли королевы и стару- хи-гробокопательницы исполнялись мужчинами... Костюмы представляли из себя смесь эпох... Вместо парика и бороды привешивали паклю...>
Прервем это описание. Запомнились и другие ус- ловности представления. Но уже ясна развитая по- движность воображения зрителей в давние времена. Не тренированное встречами с профессиональным искусством, оно успешно дополняло жизненными ас- социациями условные обозначения мест действия и внешнего облика персонажей, приемы игры, только намекающие на правду действительности. Сотворче- ство зрителей через их воображение снимало затворы для их сопереживания, отличного по качеству, конеч- но, оттого сопереживания, что вызывали впоследст- вии спектакли Художественного театра.
Так называемый критический реализм по сравне- нию со всеми ему предшествовавшими художествен- ными направлениями решительно выдвинул сопере- живание как основной компонент своего восприятия читателем, хотя, конечно, поиски новых видов худо- жественной условности никогда не прекращались во всех видах искусства. Они приобрели небывалый на протяжении веков размах и глубину, разнообразие и
492
ачество в XX в. Эта тенденция приводила, как о, и к немалым издержкам, приводя в крайних вершениях к разрушению художественной об- и. Однако, как метко подытожила Н.А. Дмит- вои наблюдения над западными живописью и гурой нового времени: <Искусство XX века, г пожертвовав, многое утратив, научилось да- гафорическое тело вещам незримым>. [мысль эту перевести в русло рассматриваемой роблемы, то можно сказать, что, начиная с прессионизма, многие выдающиеся художни- вовали сопереживанием своей аудитории, 1сь вызвать новое углубленное сотворчество, м нередко с одновременным прямым воздей- 1на неосознаваемую сферу психической жизни музыкой стиха, сочетанием цветов, монтажом ми композиционными приемами, разрушени- еотипов восприятия, новыми звукосочетания- (йт.). Подчас сугубо, казалось бы, индивидуаль- 1дение мира, воплощенное в оригинальных об- 1требовало столь же индивидуализированного >го отклика, хотя бы и не адекватного предло- художественной системе. Проникновение за видимого искало особой смещенности при- взгляда на предмет отображения, обнажаю- ь явления, его подспудную динамику, уловить цо реципиенту нельзя непосредственным чувст- f можно лишь <пересотворить> заново в своем вЖении, с тем чтобы ответствовать художнику генными ассоциациями, вызванными его рабо- характере же сопереживания здесь на первый выступают так называемые интеллектуальные tU, порожденные процессом разгадывания мета- удивлением перед неожиданностью (подчас кной) предложенного решения и т.п. Прашивается, как будто, мнение, что именно со- вству суждено доминирующее и даже всеобъем- te положение при восприятии созданного раз- 1ми художественными течениями, которые при- единять под весьма несовершенными вывес-
493
.ми <декадентство>, <модернизм>, <постмодернизм> вангардизм> и т.п. Но, как мы уже выяснили, любая .ноплановая констатация, игнорирующая противо- чтость художественного восприятия, себя не оп- вдывает. Вдумаемся в реально происходящее. Давно находятся желающих, -и это как бы само бой напрашивается, - найти общие признаки у югочисленных художественных направлений и те- нЙ, резко отличных от классических, традицион- IX принципиально новой постановкой творческих 1ач.г.-+1апример, Н.Н. Евреинов писал в 1924 г., что Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|