Психология художественного творчества



1 страница


 

 

 

Психология художественного творчества  

 

 

Хрестоматия  

 

Составитель т. К.В. Сельченок.  

Мн.: Харвест,  

1999.  

 

Настоящая хрестоматия посвящена одному из важнейших ас-  

пектов душевной жини человека. Как зарождается образ в глуби-  

нах человеческой психики? Каковы психологические законы вос-  

приятия прекрасного? В чем причина эстетической жажды, от  

рождения присущей каждому из нас? Психология художественно-  

го творчества - это и феномен вдохновения, и тайна авторства, и  

загадка художественного восприятия, искусства не менее глубоко-  

го и возвышенного, чем умение создавать шедевры.  

 

Из века в век подтверждается абсолютная истина - законы  

жизни неизменно соответствуют канонам красоты. Художествен-  

ное творчество является сутью, фундаментом и вершиной творче-  

ства как такового. Изучая этот чрезвычайно интересный и увле-  

кательный предмет, можно понять самые сокровенные тайны  

бытия. Именно такими прозрениямя славятся великие деятели  

искусства.  

 

УДК 159.9:7  

ББК 88.4  

 

ISBN 985-433-523-2  

 

c К.В. Сельченок, составление, 1999  

c А.Е. Тарас, составление и редакция серии,  

1999  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ  

 

Содержание работ, собранных в настоящей хресто-  

матии, посвящено одному из важнейших аспектов ду-  

шевной жизни человека. Интересно отметить, что фе-  

номен вдохновения, являющийся центральным для  

всякого художественного творчества, для древних че-  

ловековедов являлся священным и тайным. Таковым  

же он остается и для нас. За последние десятилетия  

психологам все же удалось приподнять священную за-  

весу над тайнами художничества. Лучшие из этих до-  

стижений собраны в предлагаемом Вашему вниманию  

сборнике.  

 

Мало кто осознает, что художественное творчество  

является сутью, фундаментом и вершиной творчества  

как такового. К примеру, научное творчество нам  

представляется лишь частным случаем художествен-  

ного. Ведь из века в век великие ученые подтверждают  

абсолютную истину - законы природы неизменно со-  

ответствуют канонам красоты. В конце концов, всем  

известно расхожее выражение <научная картина ми-  

ра>. Жаль, что мало кто обращает внимание на слово  

<картина>.  

 

Как зарождается образ в глубинах человеческой  

психики? Каковы психологические законы восприя-  

тия прекрасного? Наконец, в чем причина самой эсте-  

тической жажды, от рождения присущей каждому из  

нас? Психологией художественного творчества, как  

ни странно, интересуются не одни лишь художники и  

искусствоведы. Ведь предметом этой дисциплины яв-  

ляется не только тайна авторства, но и загадка художе-  

ственного восприятия, - искусства не менее глубоко-  

го и возвышенного, чем умение создавать шедевры.  

 

Интерес к психологии художественного творчества  

может рассматриваться в качестве признака истинной  

 

культурности человека. Всякий культурный человек,  

естественно интересующийся глубинными причинами  

творения естества рано или поздно обращается к изу-  

чению основ созидания, знание о которых он может  

почерпнуть прежде всего в постижении психологии ху-  

дожественного творчества. Без этого нет ни психотера-  

пии, ни педагогики, ни даже практической психологии  

управления. Ведь психология художественного творче-  

ства изучает высшие законы функционирования пси-  

хики творца. Это - особая дисциплина, вмещающая и  

исследование любви, и изучение таинства истинного  

философствования, и постижение психологических  

основ религиозной жизни человека. Через изучение  

этого высокого предмета только и можно понять, как  

следует гармонично развивать собственных детей, ула-  

живать всевозможные конфликты и придерживаться  

индивидуального духовного пути. В конце концов, это  

все попросту чрезвычайно интересно!  

Составитель  

 

Отто РАНК  

 

ЭСТЕТИКА И ПСИХОЛОГИЯ  

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА  

 

Поэтические произведения подлежат психологиче-  

скому анализу более, чем какие-либо другие художе-  

ственные произведения, и потому в этой главе мы зай-  

мемся преимущественно ими, только случайно затра-  

гивая другие области художественного творчества.  

 

Если мы зададим себе два основных эстетических  

вопроса, а именно, какого рода то наслаждение, кото-  

рое дает нам поэтическое произведение, и каким пу-  

тем это наслаждение вызывается, то сейчас же появля-  

ются противоречия, неразрешимые, пока мы при на-  

шем анализе ограничиваемся только процессами,  

происходящими в сфере нашего сознания. На первый  

вопрос мы должны ответить, что содержание поэтиче-  

ских произведений большей частью будит в нас мучи-  

тельные аффекты; несчастье и печаль, страдание и ги-  

бель благородных людей для трагедии единственная,  

для эпоса, романа, новеллы наиболее частая тема. Да-  

же там, где вызывается веселое настроение, оно воз-  

можно только благодаря тому, что в силу недоразуме-  

ний или случайностей люди попадают на некоторое  

время в тяжелое и, казалось бы, безвыходное положе-  

ние. Наслаждение художественным творчеством до-  

стигает своего кульминационного пункта, когда мы  

почти задыхаемся от напряжения, когда волосы вста-  

 

ют дыбом от страха, когда непроизвольно льются сле-  

зы сострадания и сочувствия. Все это ощущения, ко-  

торых мы избегаем в жизни и странным образом ищем  

в искусстве. Действие этих аффектов очевидно совсем  

иное, когда они исходят из произведений искусства, и  

это эстетическое изменение действия аффекта от мучи-  

тельного к приносящему наслаждение является пробле-  

мой, решение которой может быть дано только при  

помощи анализа бессознательной душевной жизни.  

 

Это измененное отношение к нашим аффектам не  

может быть объяснено только тем, что зритель или  

слушатель знает, что перед ним не действительность, а  

только ее отражение. Этой причиной, правда объясня-  

ется, почему факты, неприятные для нас в действи-  

тельной жизни, в этом мире грез вызывают у нас весе-  

лое настроение, как это было только что упомянуто  

для комедии и подобных произведений; в более важ-  

ных случаях дело объясняется, однако, иначе. Нере-  

альность фактов не прекращает их нормального дей-  

ствия на наше чувство; они вызывают те же аффек-  

ты - страх, отвращение, негодование, сочувствие и  

т.д., принимаются, следовательно, по крайней мере, в  

отношении их воздействия, совершенно серьезно -  

абсолютно уравнены с реальными. Сами аффекты от-  

личаются от аффектов, вызванных действительнос-  

тью, и притом не причиной их возникновения и не  

формой проявления, а характером наслаждения, не-  

адекватным содержанию.  

 

Тем самым дан ответ и на второй вопрос. Главное  

средство, при помощи которого влияет поэтическое  

искусство, заключается в том своеобразном положе-  

нии, в котором оказывается слушатель. Как бы при  

помощи внушения он принужден переживать, то есть  

превращать в субъективную действительность вещи,  

рассказываемые другим, причем, однако, он никогда  

не забывает о реальном положении вещей. Степень  

достигаемой иллюзии различна в разных видах искус-  

ства, как различны средства внушения, пускаемые в  

ход. Эти средства обусловлены отчасти внутренними  

причинами - материалом, отчасти они заключаются в  

 

технических вспомогательных приемах, с течением  

времени развившихся в типичные формы, передаю-  

щиеся по наследству от поколения к поколению. С  

другой стороны, те приемы, при которых иллюзия до-  

стигается путем прямого подражания действительнос-  

ти, каковы, например, применяющиеся на современ-  

ной сцене, сюда не относятся, не имея ничего общего  

с сущностью поэтического искусства. О двух других  

видах искусства мы поговорим позже.  

 

Мы остановимся прежде всего на том странном по-  

ложении, в котором оказывается каждый, когда по-  

этическое произведение проявляет на нем свое полное  

воздействие. Он чувствует правдивость этого произве-  

дения, знает его выдуманность, причем, его ни в ма-  

лейшей степени не трогает этот непрерывный раздор  

между действительностью и грезой, при других усло-  

виях вызывающий мучительный аффект. Если мы  

прибегнем к сравнению с другими продуктами фанта-  

зии, в особенности со сном, часто сравниваемым с по-  

эзией, то найдем, что в сновидении иллюзия совер-  

шенно полная. Видящий сон - если оставить в сторо-  

не исключительный случай (чувство сна во сне) - ве-  

рит до конца в реальность процесса. Общеизвестно,  

что душевнобольной свои безумные фантазии не от-  

личает от действительности. То же явление мы встре-  

чаем в непосредственных предшественниках по-  

эзии - в мифах. Человек этого периода, когда созда-  

вались мифы - а этот период для нашей земли еще не  

вполне закончился - верит в образы своей фантазии и  

временами воспринимает их как объекты внешнего  

мира. Поэтическое искусство не в состоянии вызвать у  

нас иллюзию такой же силы, что означает понижение  

его функции, соответствующее его меньшему соци-  

альному значению в современном обществе; некото-  

рую иллюзию оно все-таки в состоянии вызвать у нас,  

и это делает его последним и самым сильным утеше-  

нием человечества, для которого становится все труд-  

нее доступ к старым источникам наслаждения.  

 

Продуктом фантазии, наиболее близким к поэти-  

ческому произведению и в этом, и во многих других  

 

отношениях, является так называемый <сон наяву>,  

которому временами предаются почти все люди, осо-  

бое значение он приобретает в период половой зрело-  

сти. Переживающий сон наяву может вынести из сво-  

их фантазий определенное, довольно значительное  

наслаждение, абсолютно не веря в то же время в ре-  

альное существование образов своей фантазии. Дру-  

гие признаки все же резко отличают сон наяву от про-  

изведений искусства; он лишен формы и систематич-  

ности, не знает тех вспомогательных средств, которы-  

ми пользуется, как мы видели, для достижения  

внушения произведение искусства; они ему не нужны,  

так как такой сон эгоцентричен и не рассчитан на воз-  

действие на посторонних. С другой стороны, мы  

встречаемся здесь с тем же изменением действия аф-  

фектов, которое казалось нам столь таинственным в  

произведении искусства. Содержанием сна наяву слу-  

жат большей частью приятные ситуации, в которых  

приведены в исполнение сознательные желания; пе-  

реживающий сон представляет себе во всей яркости,  

главным образом, удовлетворение тщеславия при по-  

мощи необычайных успехов в роли полководца, поли-  

тика или художника, затем победу над предметом  

любви, удовлетворение мести за зло, причиненное ему  

более сильным. Кроме того, встречаются ситуации,  

которые в действительности были бы чрезвычайно  

мучительны; они рисуются фантазией, тем не менее, с  

тем же наслаждением. Наиболее частый тип таких  

фантазий - собственная смерть, затем другие страда-  

ния и несчастья. Бедность, болезнь, тюрьма и позор  

представлены далеко нередко; не менее редко в таких  

снах совершение позорного преступления и его обна-  

ружение.  

 

Нас не удивит тот факт, что средний человек при со-  

здании таких фантазий получает то же наслаждение,  

что и при восприятии поэтического произведения. В  

существенном обе функции тождественны, поскольку  

восприятие фантазии заключается только в ее пережи-  

вании. Это восприятие возможно, конечно, лишь в том  

случае, если у воспринимающего имеются те тенден-  

 

" для удовлетворения которых была создана фанта-  

i .Первым требованием, предъявляемым к произве-  

дению искусства, круг воздействия которого не огра-  

ничивается очень коротким сроком, является его об-  

щечеловеческая основа. В существе своем все ин-  

стинкты людей однородны, и потому сон наяву также  

не обходится без этого базиса: разница заключается в  

том что в фантазии художника на первый план без его  

содействия выступают общечеловеческие черты, что  

делает возможным аналогичные переживания зрите-  

лей или слушателей; у переживающего сон наяву эти  

общечеловеческие черты прикрыты совершенно инди-  

видуальными. Так, во сне честолюбивого юноши мы  

видим, например, человека, необычайные успехи ко-  

торого не вызывают у нас никакого интереса, так как  

сон удовлетворяется фактом и не ищет никакой внут-  

ренней мотивировки, при помощи которой данный  

случай можно было бы связать с общечеловеческим  

психическим материалом. В <Макбете> мы тоже встре-  

чаемся с честолюбцем и его успехами, но психологиче-  

ские предпосылки прослежены до корней всякого чес-  

толюбия, так что каждый, кому не чужды честолюби-  

вые мечты, переживает весь ужас ночи убийства.  

 

Тем самым нам дан ключ к пониманию суггестив-  

ной силы произведения искусства, но к проблеме из-  

менения действия аффекта мы не подошли ближе.  

Этого мы достигнем, только прибегнув к помощи тео-  

рии аффекта психоанализа. Эта теория учит, что очень  

большие массы аффекта могут остаться бессознатель-  

ными, а в определенных случаях должны остаться бес-  

сознательными, причем отнюдь не теряется действие  

этих аффектов, неизменно входящее в сознание. По-  

падающее таким путем в сознание наслаждение или  

же чувство ему обратное соединяется с другими аф-  

фектами или же с относящимися к ним представлени-  

ями, это соединение удается иногда до такой степени,  

что исчезает всякая шероховатость, часто же наслаж-  

дение или страдание неадекватны тому комплексу аф-  

фектов, из которого они, по-видимому, выросли, или  

же, как в нашем случае, противоположны. Общеизве-  

 

стны патологические примеры проявления необычай-  

но сильной радости или боли при, казалось бы, ни-  

чтожных поводах. Положение вещей все-таки слож-  

нее, чем было представлено до сих пор. Не совсем пра-  

вильно, что наслаждение, отторгнутое от бессозна-  

тельных аффектов, совместимо с любым замещением.  

Это противоречило бы строгому детерминизму, гос-  

подствующему в психическом мире, и допускало бы  

ошибочное предположение, что аффект, исключен-  

ный из сознания, не в состоянии проявить себя. Ско-  

рее те сознательные представления и аффекты, кото-  

рые теперь вызывают такое наслаждение и такое стра-  

дание, являются только заменой первоначальных  

вытесненных аффектов. Между обоими должна суще-  

ствовать тесная ассоциативная связь, и по пути, про-  

долженному этой ассоциацией, перемещается на-  

слаждение и соединенная с ним энергия.  

 

Если эта теория правильна, то должно быть воз-  

можно и ее применение к нашей проблеме. Вопрос  

разрешался бы приблизительно так: художественное  

произведение вызывает наряду с сознательными аф-  

фектами также и бессознательные, гораздо большей  

интенсивности и часто противоположно окрашенные.  

Представления, с помощью которых это совершается,  

должны быть так избраны, чтобы у них, наряду с со-  

знательными ассоциациями, были достаточные ассо-  

циации нетипичными бессознательными комплекса-  

ми аффектов. Способность выполнить эту сложную  

задачу художественное произведение приобретает в  

силу того, что при своем возникновении оно играло в  

душевной жизни художника ту же роль, что для слу-  

шателя при репродукции, то есть давало возможность  

отвода и фантастического удовлетворения общих им  

бессознательных желаний.  

 

Здесь нужно напомнить о том, что было сказано ра-  

нее о противодействии и цензуре и связанной с ними  

необходимости в затемнении (видоизменении). От-  

крытое изображение бессознательного вызвало бы  

возмущение социальной, моральной и эстетической  

личности, следовательно, дало бы не наслаждение, а  

 

10  

 

-J-рз отвращение и негодование. Поэзия, поэтому,  

пускает в ход всевозможные ласки, изменение моти-  

gog превращение в противоположность, ослабление  

дрязи, раздробление одного образа на многие, удвое-  

ние процессов, опоэтизирование материала, в особен-  

ности же - символы. Так из вытесненных желаний,  

оторые в качестве типичных неизбежно Ограничены  

небольшим числом и потому, будучи часто повторяе-  

мы, стали бы слишком однообразными, возникает  

бесконечное, неисчерпаемое многообразие художест-  

венных произведений. Этому способствует, наряду с  

индивидуальными различиями, также и изменяющая-  

ся интенсивность вытеснения, с заменой одной куль-  

турной эпохи другою наиболее сильное противодейст-  

вие направляется то против одной, то против другой  

сферы бессознательного.  

 

Конфликт между вытеснением и бессознательным  

в художественном произведении временно разрешает-  

ся компромиссом. Бессознательное проявляется, не  

разрушая рамок цензуры, которые очень удачны и




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 5315
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Психология художественного творчества » 15 страница
  • Психология художественного творчества » 3 страница
  • Психология художественного творчества » 4 страница
  • Психология художественного творчества » 5 страница
  • Психология художественного творчества » 6 страница
  • Психология художественного творчества » 7 страница
  • Психология художественного творчества » 8 страница
  • Психология художественного творчества » 9 страница
  • Психология художественного творчества » 10 страница
  • Психология художественного творчества » 11 страница
  • Психология художественного творчества » 12 страница
  • Психология художественного творчества » 13 страница
  • Психология художественного творчества » 14 страница
  • Психология художественного творчества » 2 страница
  • Психология художественного творчества » 16 страница
  • Психология художественного творчества » 17 страница
  • Психология художественного творчества » 18 страница
  • Психология художественного творчества » 19 страница
  • Психология художественного творчества » 20 страница
  • Психология художественного творчества » 21 страница
  • Психология художественного творчества » 22 страница
  • Психология художественного творчества » 23 страница
  • Психология художественного творчества » 24 страница
  • Психология художественного творчества » 25 страница
  • Психология художественного творчества » 26 страница
  • Психология художественного творчества » 72 страница
  • Психология художественного творчества » 84 страница
  • Психология художественного творчества » 83 страница
  • Психология художественного творчества » 82 страница
  • Психология художественного творчества » 81 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь